Защита для шеи (часть первая)

40
Одним из достоинств публикации материалов на TOPWAR является то, что среди читателей немало людей, «ищущих знаний», которые не просто читают и пишут «нравится им это или нет», а еще и задают интересные вопросы и тем самым подсказывают темы для новых интересных статей. Вот так, например, в теме про шлемы бацинеты прозвучал и вопрос относительно горлового прикрытия на рыцарских доспехах. И в самом деле, разве горло не является очень важной, жизненно важной, можно сказать, частью нашего тела? Голову, конечно, можно пробить, но, если человеку перерезать горло, тогда уж он точно не выживет. И вот как же обстояло дело с его защитой?

Защита для шеи (часть первая)

«Гобелен из Байё». Воины Уильяма забрасывают копьями воинов Гарольда.



Писать подробно о Древнем мире здесь вряд ли имеет смысл, но судя по дошедшим до нас источникам – росписям сосудов, барельефам на колоннах Траяна и Марка Аврелия ни греки, ни римляне защите горла внимания не уделяли никакого. Панцирь и шлем в этом месте не стыковались никак, разве что легионеры повязывали его шарфом. В чем причина столь «легкомысленного отношения» к этой важной части дела? А в том, что… главными родами войск в то время была пехота и конница, не имевшая стремян. Поэтому сражения велись «щит в щит», то есть щитами прикрывали тело на уровне глаз, в то время как шлемы были таковы, что у греков, что у римлян, что от удара по шее сзади они защищали. То есть сзади – шлем, а спереди – щит. А вот у японских самураев сзади шею тоже защищал шлем (нет смысла повторяться с описаниями из доспехов, на ВО об этом был не один материал), а вот впереди – специальное горловое прикрытие ёдаре какэ. То есть нет щита – прикрытие для горла обязательно. Есть… ну тут могут быть варианты. Впрочем, катафракты, практиковавшие таранные удары копьем, имели шлемы с прикрытием шеи. Трудно сказать, насколько оно было эффективным, но они его имели. Ведь держать копье им приходилось двумя руками, и щитов у них не было, хотя такой британский историк, как Майкл Симкинс, и утверждал обратное и даже привел в своем исследовании, посвященном вооружению римских легионеров, изображения катафрактария с шестиугольным щитом. У кого в древности защита шеи и была… так это у воинов крито-микенской эпохи, надевавших на себя целый «скафандр» из металлических полос с горловым прикрытием в виде горлышка кувшина. Во всяком случае именно так устроен знаменитый «доспех из Дендры». То есть такие доспехи известны!


На этом фрагменте гобелена показано не только, что Гарольд получил стрелу в глаз, но и то, каким образом снимают кольчуги с убитых. На манер ночных рубашек, через голову. То есть это однозначно не «комбинезон» со станами, как это можно подумать, глядя на изображение. Однако, не совсем понятно другое: кольчужное прикрытие для головы – оно соединено с кольчугой, прикреплено к шлему или это типичная «митра епископа», то есть кольчужный капюшон! В любом случае, несмотря на наличие впечатляющего по размерам щита, позволяющего прикрыться им с головы до ног, защита для шеи в 1066 году у конных воинов уже была.

Теперь сделаем большой скачок и окажемся уже в Западной Европе в 1066 году. Почему в этом году, да потому, что у нас есть точно датированный источник – «Гобелен из Байё», на котором мы видим, по сути, первых всадников в европейском рыцарском вооружении. Правда, многие еще по старинке мечут копья, не применяя прием куширования копья, но тут уж ничего не поделаешь – в начале оно всегда так. На всех воинах «гобелена» конические шлемы с наносником. То есть это тот самый шлем, с которого в Европе начались и все остальные шлемы. То есть именно этот шлем, разделивший со временем на три «ветки», привел к появлению сначала шлема-кастрюли, а затем и «большого шлема». Вторая «ветвь» привела к появлению сначала сервильера, а затем бацинета – первоначально шлема-подшлемника, а затем уже и отдельного шлема. Наконец, третья «ветвь» - это шлем-каска (о нем рассказ еще впереди) или «шапель де фер» («железная шляпа») – очень демократичного шлема, который, как и в Европе, так и в Японии (шлем дзингаса!) носили и самые бедные воины и… самые богатые. И почему бы и нет? Все ведь зависит от ситуации и… возможностей!

Но вернемся к гобелену. Кроме шлемов определенной формы мы видим и то, что все воины на нем имеют кольчужное прикрытие шеи.


Статуя св. Мориса. Кафедральный собор в Магдебурге 1250 г.

Ну, а затем оно стало неотъемлемой частью любых рыцарских доспехов «эпохи кольчуги» и «эпохи кольчужно-пластинчатой брони». Об этом свидетельствуют уже не только изображения, но и такой исключительно важный памятник, как эффигии. Вот одна из них – эффигия св. Мориса, датируемая 1250 годом. На нем кольчужный гамбизон и поверх него спускающийся на грудь кольчужный наголовник, защищающий также и шею. Скорее всего, сзади на нем была прорезь, подобная той, что в это же время делали и на кольчужных рукавицах. Через нее внутрь наголовника просовывалась голова, после чего шнурки или ремешки сзади затягивались. Надо иметь ввиду, что под кольчужным наголовником рыцари в обязательном порядке носили еще и чепцы из ткани.


Обратимся теперь к миниатюрам. На миниатюрах из «Библии Мациевского» из библиотеки Пирпонта Моргана, датируемой приблизительно тем же годом, что и эффигия св. Маврикия, мы видим фигуры классических рыцарей эпохи кольчуги – в кольчужной броне с головы до ног и сюрко, надетом сверху.


Под кольчугой ничего особенного нет. Просто белая, скорее всего, льняная рубаха и все!


Но вот здесь воин справа, одетый в синюю рубаху, несет на плече явно что-то защитное и стеганое. Причем и у него, и у сидящего воина шея так ничем и не прикрыта, хотя на голове положенные в то время всем мужчинам, и воинам в особенности, «чепчики».


Здесь у всех трех воинов шеи явно чем-то защищены. Чем-то в виде ошейника или воротника. Что это? Кожа, обшитая тканью? И ясно видно, что под этими ошейниками у них что-то есть. То есть в то время о дополнительной защите шеи уже начинали задумываться!

А теперь отправимся по «первой ветке» – то есть той, что ведет нас к «большому шлему», и мы увидим, что несмотря на то, что под этот шлем надевали и «чепчик», и кольчужный капюшон, даже к нему по краю нередко прикрепляли кольчужное плетение. Зачем?


Перед нами немецкий шлем XIV века с кольчужной бармицей, называвшейся авентайл, из Германского исторического музея в Нюрнберге. Зачем такое было нужно? А это была своеобразная «разнесенная броня», похожая на ту, что применяется и сегодня, ну, скажем – цепи с металлическими шарами в кормовой части танка «Меркава».


Кадр из очень реалистичного в историческом плане кинофильма «Рыцарский замок» (1990). Здесь вы видите шлем без авентайла и то, что шею этого рыцаря защищает всего лишь один слой кольчуги. Любой удар под край шлема для этого рыцаря будет смертельным!


Впрочем, до нас дошла и вот эта безымянная эффигия из Шотландии, на которой мы видим рыцаря в стеганом гамбезоне и с таким же шейным прикрытием. На голове яйцевидный шлем, на ногах – металлические поножи, но что он надевал поверх всего этого и надевал ли вообще, если его именно в таком костюме усопшим и изобразили? Неизвестно! Но ясно одно, что и такими прикрытиями в «эпоху кольчуги» воины пользовались.


Теперь посмотрим на эффигию дона Альваро де Кабрера Младшего, на крышке саркофага из церкви Санта-Марии де Беллпуиг де Лас Авелланас в Лериде в Каталонии (Испания), о котором известно, что он умер в 1299 году. На нем кольчужный чепец, это несомненно, но еще и какое-то оплечье из ткани, явно подбитое изнутри (см. снаружи шляпки гвоздей) пластинками металла. Но вот что за деталь охватывает его шею? По виду это явный горжет-нашейник, вот только из чего он сделан неясно. Металл или кожа? И еще – на что он опирается и к чему прикреплен? На пластинки оплечья? И как все это надевалось, ведь шейное отверстие для головы явно узко. То есть теперь мы точно знаем, что такая вот защита для шеи в Испании в 1299 году применялась, но и не более того.


Реконструкция Ангуса МакБрайда, на которой (справа) изображен дон Альваро де Кабреро. Интересно, что в руке у пехотинца с алебардой арабский щит адарга – тяжелый кожаный щит из двух овальный деталей. Несмотря на «вражеское» происхождение, он очень даже полюбился испанцам.


Адарга на одном из надгробных барельефов.

Впрочем, нельзя сказать, что защита для шеи в те годы применялась исключительно в Испании.


Вот эффигия Эберхарда фон дер Марка (1308) из собора во Флонденберге. Нетрудно заметить, что на шее у него что-то вроде толстого воротника. Опять-таки не ясно, что это за материал, и как «это» на него надевалось. Но очевидно, что это не кольчуга, а нечто довольно жесткое.

Продолжение следует…
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    13 июля 2017 07:56
    Гобелен из Байё
    ...Интересно, а когда его создавали ,ткачи его создававшие обладали соответствующими знаниями в военном деле или еще консультанты присутствовали..Подсказывали сюжеты ,детали ..Благодарю , Вячеслав, интересная статья..детально расписано..
    1. +4
      13 июля 2017 08:43

      Это гобелен в "Музее Байенского гобелена"
      Мне удалось там побывать. Во Франции живет мой хороший товарищ, большой любитель истории. Он нас возил специально и показывал нам его сотрудник музея, его хороший знакомый.
      имя того, кто задумал ковер не известно. Предположительно это был участник событий, т.е. норманского завоевания.
      По поводу изготовления есть тоже несколько версий.
      1. +1
        13 июля 2017 09:10
        Повезло Вам! А я даже до Парижа не добрался. Правда, посмотрел Юг Франции.
    2. +2
      13 июля 2017 09:05
      Про гобелен и его загадки я здесь уже писал. Но давно... но можно посмотреть, сделав запрос по ссылке в конце статьи. Вопрос очень интересный (о консультантах), англичане много гобелену посветили книг (ну и понятно). Наиболее распространенная сейчас версия, что никакая королева Матильда его не вышивала, а делали это подчиненные саксы и они зашифровали в гобелен правду о завоевании. И сейчас ее ищут... Упорно. Кое-что выяснили...
      1. +3
        13 июля 2017 09:37
        Нам рассказывали, что красители, которые использовались при изготовлении, из Англии.
        А повезло нам действительно. Рядовым посетителям выдают аудиогид. А нас водил живой человек и отвечал на все вопросы.
      2. 0
        13 июля 2017 15:29
        И что выяснили? Что вообще можно выяснить из обычного, хоть и длинного, ковра, где тупо вышиты сцены?
        1. 0
          13 июля 2017 16:21
          О, очень многое! Во-первых, есть тексты, где все события на ковре описываются. Во вторых, надписи на самом ковре. И сличение текстов и рисунков ковра показывает, что было все не совсем так, как ковер показывает. Потом... на нем много сцен из басен Эзопа! К чему бы это? Но если судить по персонажам басен это намек. Не все так, как вы видите, совсем не так! Это вот если коротко. Подробно в статьях по свылке в конце статьи.
          1. 0
            14 июля 2017 06:22
            Особенно порадовали басни Эзопа. Какие образованные люди жили в Англосаксонском королевстве. Эзопа знали наизусть. Что же за такие уникальные "подчиненные саксы" вышивали гобелен? Лично главпоп Кентерберийский? Родичи Гарольда? Ну а кто еще хотя бы теоретически мог знать Эзопа, чтобы оставить эти шифрограммы? А заказчики-норманны - они совсем глупенькие были? Несоответствие надписей и сцен пропустили? За сарказм извиняйте, но тут без него никак....
  2. 0
    13 июля 2017 08:47
    Скорее всего, сзади на нем была прорезь, подобная той, что в это же время делали и на кольчужных рукавицах. Через нее внутрь наголовника просовывалась голова, после чего шнурки или ремешки сзади затягивались.

    Зачем делать прорезь? На современных репликах кольчужных наголовников шейная и наплечная части свободно висят и опадают на плечи. И это, как я думаю, правильно.
    1. +1
      13 июля 2017 08:56
      И еще есть мысль, глядя на гравюры из "Библии Мациевского", что в то время наголовник плёлся как труба (обратите внимание на линии плетения и складок).
    2. 0
      13 июля 2017 09:09
      Не знаю, но на рисунках (миниатюрах) она видна. Скоро (завтра) будет статья с миниатюрой из Хантингфилдской Псалтири 1212 года. Там хорошо видно...
    3. 0
      13 июля 2017 14:55
      Цитата: тасха
      На современных репликах кольчужных наголовников шейная и наплечная части свободно висят и опадают на плечи

      А спереди как? Тут же есть момент - кожа на шее нежная, натирается быстро. Поэтому кажется логичным ,если сделать защиту в виде "второй" кожи, чтобы шею не натирала. И кстати. где бороды? У арабов с бородами все просто, они являлись частью защитной оснастки. Читал где-то ,что кривые кинжалы были как раз для того ,чтобы надежно вскрывать горло в обход бороды. А у рыцарей с бородами что-то негусто.
      1. +1
        13 июля 2017 16:16
        Бороды были у орденских рыцарей, а светские их брили!
        1. +1
          13 июля 2017 21:13
          Смотря когда и где. Если верить "Песни о моем Сиде", у Сида Кампеадора борода была ого-го, да и многие другие персонажи явно бородатые! Конечно, ""Песнь" была написана сто лет спустя - в "Песни о Роланде" (написанной примерно в то же время) Карл Великий тоже с бородой, хотя в реале он ее брил - но получается, что по крайней мере на рубеже XII-XIII вв., когда были написаны обе "Песни", бороды у рыцарей были в моде!
      2. 0
        14 июля 2017 05:12
        Посмотрите, пожалуйста, картинки по английскому названию наголовника - coif.
        1. 0
          14 июля 2017 09:53
          Посмотрел. Кольчуга вокруг шеи почти в обтяжку, значит и правда шнуровали. Ч.т.д. А борода поверх.
          1. +1
            14 июля 2017 10:11
            Вы хотели что-то доказать? Я думал, мы просто обсуждаем интересную статью. Тогда смотрите комментарии ко второй части. И вот Вам ещё wink
            1. 0
              14 июля 2017 12:21
              Цитата: тасха
              Вы хотели что-то доказать?

              Ну так с чего началась данная ветка? Шнуровали или лежала свободно. На старых иллюстрациях кольчужная защита идет чуть ли обтяжку. Там без дополнительных креплений не обойтись. На Вашей иллюстрации она лежит свободно на довольно толстом подбое. За счет чего должна лучше амортизировать удар, даже без учета подбоя. Интересно, чем она не понравилась средневековым пользователям, раз они предпочитали у шеи делать сужение, пусть даже в ущерб защите? Может в этой, которая на иллюстрации, невозможно нормально головой крутить? Тут как раз товар, рассчитанный на конструкторов, поэтому подвижность принесена в жертву амортизации.
  3. +3
    13 июля 2017 09:02
    Сразу вопрос: под кольчужным воротником что-то было в виде подкладки? Кольчуга - броня не монолитная. Если удар по шее ее и не прорубит, так запросто сломает шейные позвонки.
    1. +1
      13 июля 2017 10:03
      По логике Вы правы. Но... на миниатюрах под кольчугой (12 век!) - рубашка!
      1. 0
        13 июля 2017 15:34
        Только на приведенной миниатюре, или вообще на любых? Потому как одна рубашка - полная глупость. Любой увесистый удар - копьем, булавой, тем же мечом - и тяжелые травмы внутренних органов, гематомы в полкорпуса и сломанные кости гарантированны. Поддоспешник обязательно должен был быть для амортизации.
        1. 0
          13 июля 2017 16:15
          Я разве спорю, но стоит почитать тогдашних авторов, как... не очень-то и понятно, что там было. Например: 1170 год. Написано Анаутом Гуилхемом де Маршаном: «Имей хорошего коня… чтобы он мог быстро бежать и нести тебя и твое оружие. Приготовь свои доспехи, копье, меч и хауберк, а также сюрко". В другом месте написано "имей двое штанов из крепкого полотна". Их как вместе надо было надевать? А вот про нечто стеганое... не написано. Позднее уже написано. Но непонятно, снаружи одевали или под кольчугу. Сейчас как раз читаю что об этот у Николя и Ричардсона...
          1. +3
            13 июля 2017 17:19
            Не, про необходимость наличия двух штанов, я думаю, двух толкований быть не может.
          2. 0
            14 июля 2017 06:28
            Может, не упомянуто в силу полнейшей очевидности для тогдашних пользователей? Или, сама кольчуга делалась на подкладке. Тогда упоминать его отдельно смысла нет.
        2. 0
          14 июля 2017 12:34
          Цитата: Molot1979
          Потому как одна рубашка - полная глупость

          Кстати, насчет толстого подбоя. В процессе носки от пота он промокнет насквозь. Независимо, летом, или зимой. Будучи сделанным из средневеквых материалов, заметно потяжелееет. Со временем еще и провоняет. И в конечном итоге начнет разлезаться.
          Цитата: Molot1979
          Любой увесистый удар - копьем, булавой, тем же мечом - и тяжелые травмы внутренних органов, гематомы в полкорпуса и сломанные кости гарантированны

          Под тяжелый удар надо еще подставиться. Кольчугу затем и носили, чтобы сохранить подвижность.
    2. +2
      13 июля 2017 12:51
      Подкольчужные одеяния, использовавшихся на протяжении конца 12- начала 14 веков в Западной Европе - тема отдельная и довольно сложная ввиду практически полного отсутствия сохранившихся образцов и мсторически достоверных литературных описаний. Остается только изобразительное исскуство и скульптура.
      Более менее подробное описание вопроса есть в статье Томми Хельмана «Кольчужные капюшоны из братских могил при Корсбетнинген» (https://swordmaster.org/2010/06/08/tommi-xelman-
      koify.html).
      Остальное разбросано по долинам и по взгорьям.
      Если обобщить, то кратко следующее.
      Кольчужная защита головы существовала в двух вариантах: капюшон, приплетённый к хаубергу и менее популярный отдельный капюшон – койф. Койф и рукавицы как отдельная деталь доспеха становится популярным только в конце 13 века.
      Описание наиболее раннего варианта кольчужных капюшонов и подкольчужных одеяний для них упоминается в той же статье Томми Хельмана «Кольчужные капюшоны из братских могил при Корсбетнинген» – пришитой к капюшону матерчатой либо кожаной подкладки, который был распространен до появления чепца и далее сосуществовал параллельно с ним.
      С появлением горшкообразных шлемов в обиходе появляются чепцы, которые начинают очень широко использоваться в качестве подкольчужного одеяния: как в обычном своём варианте, так и в аналогичном по покрою, стёганом. Также на чепцах, надеваемых под горшкообразные шлема, появляется бурлет - набивной валик служащий для более плотной посадки шлема, о чём свидетельствуют многочисленные изображения. Существование подобного бурлета у чепцов под сферические шлема ( шапель, цервельер) кажется крайне маловероятным.
      Для защиты шеи использовались стёганые воротники, используемые как кавалерией, так и пехотой. Эти воротники вполне вероятно были отдельно от гамбезона.

      Возможный ворот стёганного поддоспешника. И фестончатый край гамбезона под кольчуой.
      Одно из немногочисленных уцелевших после Революции надгробий, 13в., Музей г.Руан Франция


      Сборняк: рыцари в чепце и воротнике, пехотинцы в шапелях, чепцах и воротника.
      (https://swordmaster.org/2010/06/06/kolchuzhnaya-
      zashhita-i-soputstvuyushhie.html).
      Так что информацию надо собирать по разным источникам.
      1. +3
        13 июля 2017 14:42
        Виктор Николаевич, Вы картинки по одной пихайте, чтоб открывались. drinks Автору - очередное спасибо, ждем продолжения. hi
        1. +2
          13 июля 2017 16:59

          Возможный ворот стёганного поддоспешника. И фестончатый край гамбезона под кольчуой.
          Одно из немногочисленных уцелевших после Революции надгробий, 13в., Музей г.Руан Франция
          1. +2
            13 июля 2017 17:00

            Рыцари в чепце и воротнике, пехотинцы в шапелях, чепцах и воротника.
            Так открылось?
            1. +1
              13 июля 2017 17:15
              excellent! good спасибо! hi
      2. +1
        13 июля 2017 19:13
        Камрады,малость не в тему. По аналогии с доспехами и подкладкой. Скафандр Гагарина"Орлан" он выставлен в музее космонавтики и китайцы его добросовестно скопировали,но ....на шлеме одбородок Гагарина защищала специальная поролоновые прокладка,а в музее это поролона нет и первые китайские" безбрежники"( я точно не помню китайский вариант-тхекуан?) за отсутствие поролона поплатились зубами.
        1. +1
          13 июля 2017 19:29
          У Гагарина скафандр был СК-1. Для Терешковой сделали СК-2.
          А " Орлан" для работы в открытом космосе. Первый раз использован на "Салюте" в 1977 году.
          1. +1
            13 июля 2017 19:31

            СК-1 Гагарина.
            1. +1
              13 июля 2017 19:34

              Скафандр "Орлан".
              1. +1
                13 июля 2017 19:48
                А про китайские зубы - это, больше похоже на легенду, ибо скафандр "Орлан-М" был китайцами куплен официально.
                Китайцы сделали по их образцу свой «Фэйтянь» для выхода в открытый космос. 27 сентября 2008 года эту операцию в ходе полёта корабля «Шэньчжоу-7» проделал тайконавт Чжай Чжиган. А при выходе его страховал напарник Лю Бомин в купленном у России «Орлане-М».
  4. 0
    13 июля 2017 14:50
    Любой удар под край шлема для этого рыцаря будет смертельным!

    Не любой. Удар может быть скользящим, полагающимся на остроту клинка, а не на силу.
    1. +2
      13 июля 2017 16:17
      Я бы не стал на это надеяться...
  5. +2
    13 июля 2017 17:24
    в руке у пехотинца с алебардой арабский щит адарга
    Нету там такого, обычный овальный щит.
    1. +1
      13 июля 2017 17:47
      Да, Вы правы, пригляделся и правда, овальный. Надо быть внимательнее...
  6. +1
    14 июля 2017 15:23
    Автору спасибо. Хороший обзор, интересно.