Защита шеи (часть вторая)

35
Итак, где-то примерно около 1250 года, судя по миниатюрам из «Библии Мациевского», пехотинцы, носившие шлемы-шапели, имели защиту шеи, напоминающую… «собачий ошейник». Рыцари-всадники довольствовались кольчужным капюшоном, под который (возможно) надевалось еще что-то стеганое и спускавшееся на шею. Большой щит в форме капли позволял спрятать за ним весь торс, поэтому большего, очевидно, тогда и не требовалось. Но к 1300 году доспехи усложнились, а щиты (получившие форму утюга, как это хорошо видно на реконструкции Ангуса МакБрайда, приведенной в первой части) уменьшились в размерах. Горло такой щит прикрывал уже не всегда. В итоге появились оригинальные горловые прикрытия либо из металла, либо из «вареной кожи» достаточной толщины. Однако типичным средством защиты еще долго оставалось кольчужное оплечье авентайл, прикреплявшееся к шлему.


Эффигия Питера де Грандиссана (1354) Герефордский собор. Как видите, на нем надет шлем бацинет, а к нему по его краю прикреплена бармица-авентайл.



Защита шеи (часть вторая)

Шлем с забралом-наносником и бармицей. Музей Цюриха.


На многих шлемах, вот, например, как на этом (Музей замка Валери в Швейцарии) авентайл мог сниматься, для чего по краю шлема предусматривались соответствующие крепления. Неизвестно, был ли под шлемом еще и кольчужный капюшон. Но простеганый чепец был, конечно, обязательно.

Миниатюры, эффигии и сохранившиеся до наших дней артефакты позволяют достаточно точно воспроизвести внешний вид воинов середины XIV века, то есть эпохи «смешанной брони». Пожалуй, лучшее изображение рыцарей этого периода, причем в деталях, сделал известный британский художник Грэхэм Тюрнер. На его рисунке, во-первых, присутствует изображение всех применявшихся в это время видов шлемов, включая «теневой разрез», а во-вторых – многослойность защитной одежды, ставшая для этой эпохи типичной.


Грэхэм Тюрнер. Рыцари Тевтонского ордена середины XIV века.

Подтверждением этого изображения являются многочисленные находки в погребении на месте битвы при Висби 1361 года, ставшего ценным источником наших сведений о защитном вооружении того времени. Кстати, изменилась соответствующим образом и форма меча. Из чисто рубящего оружия он превратился в рубяще-колющее. Важным дополнением к нему стал и кинжал, ранее на тех же эффигиях практически не встречавшийся.

Опять-таки подчеркнем, что в разных местах этот процесс шел с различной интенсивностью и имел свои специфические особенности, диктуемые не столько практической целесообразностью, сколько той же модой.


Уильям Фицральф, 1323 г. Пембраш. Как видите, эффигия Питера де Грандиссана старше этой на 30 лет. То есть для того времени срок очень большой. Но разницы между ними никакой нет и какая старше, а какая моложе сказать вот просто так невозможно.


Томас Кайн, 1374 г. Вот здесь уже разница в 50 лет хорошо заметна. Прежде всего, длиннополое сюрко заменил короткий джупон. Затем мы видим, что более совершенными стали латы, прикрывающие ноги. Теперь уже это не полосы металла, прикрепленные к кольчуге, либо поверх нее, а анатомически выполненные цельнометаллические латы. Но вот что удивляет: авентайл, прикрепленный к шлему бацинету, не претерпел ни малейших изменений.


А вот другая эффигия, принадлежащая Ричарду Пембриджу из Герефордского Кафедрального собора 1375 года. И та, и другая практически тождественны, и мы можем найти еще множество очень похожих эффигий.

То есть с начала XIV века и до его последней четверти в рыцарском вооружении Западной Европы произошли заметные изменения. Но коснулись они, главным образом, прикрытия для ног, затем налатной одежды (!), защитные приспособления для рук изменились незначительно, сказать, что-либо о торсе затруднительно, поскольку его закрывает ткань, шлемы – не изменились и не изменился авентайл. Напрашивается вывод, что, судя по тому, как шел процесс совершенствования средств защиты, самыми уязвимыми у рыцарей были ноги. А вот шея… шея защищалась «по остаточному принципу». То есть чисто теоретические разговоры о том, что за авентайл рыцаря могли зацепить копьем с крюком или что сюда могло попасть копье врага во время конной сшибки, никакого значения не имеют. Вернее – не имели. Все это чисто умозрительное современное теоретизирование, ни на чем кроме формальной логики не основанное. О, такая логика, увы, подводит нас очень часто.


Перед нами всадник конницы Тимуридов 1370 – 1506 гг. из Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

Для сравнения обратимся к «рыцарям Востока». Чем они отличается от своих «собратьев по ремеслу», изображенных на приведенных выше эффигиях? По большому счету ничем, кроме шпиля на шлеме. На нем же присутствует и впечатляющего объема бармица, так что вроде бы ничто не препятствует ударить копьем именно в это место. Но… что-то, видимо, мешало сделать это как на Востоке, так и на Западе, если именно эта часть рыцарского доспеха изменялась медленнее всего.


Брасс Томаса Бьючампа 1401 года из церкви в Варвике.

Пропустим еще четверть века и обратимся к надгробной латунной пластине, то есть брассу 1400 года. Это брасс Томаса Бьючампа 1401 года из церкви в Варвике. Впрочем, этот выбор в данном случае совершенно случаен, так как аналогичным образом выглядит эффигия фон Тотенхейма из Германии (1400), Грюнсфельд; Хьюга Ньюмарша (1400), Ваттон на Вале (Британия); брасс Эдмунда Пикока (1400), церковь св. Альбанс: Томаса де Фревиля (1400) – парная с женой, из Литлл Шелфорда и многие, многие другие.

На них на всех мы видим прекрасно переданные «анатомические фигуры» рыцарей, «закованных в металл» и… имеющих на шее кольчужную бармицу! Собственно, она осталась единственным кольчужным элементом доспеха, доступного для нашего взора. Все остальное – цельнокованые металлические пластины!


Брас Николаса Хауберка (1407) из Кобхэма выглядит точно так же. Эдмунда Коккейна (1412), из церкви св.Освальда в Ашборне – точно так же, эффигия Георга фон Баха (1415), церковь св. Якоба в Штейнбахе (Германия) – аналогичным образом, и только лишь эффигия Николаса Лонгфорда (см. фотографию вверху) от 1416 года из церкви в Лонгфорде демонстрирует нам шейное прикрытие, сделанное из металла! Но и опять-таки со стопроцентной уверенностью доказать этого нельзя. Вполне возможно, что его кольчужный авентайл просто прикрывает… обыкновенная ткань!

Понадобилось практические еще 80 лет для того, чтобы кольчугу убрали под металлические латы, а горловое прикрытие стало цельнометаллическим.


Интересный образец таких доспехов демонстрирует нам эффигия дона Луиса Пакехо 1497 года из музея в Вальядолиде.


Эффигия дона Луиса Пакехо 1497 года. Музей Вальядолида.


Причем воротник этот у него, как мы видим – двухслойный!

На ней хорошо видно, что из кольчужной ткани в них сделан воротник, она используется в его латах в качестве декоративной оторочки наплечников и «юбки» ниже латных набедренников, от которой в принципе вполне можно было бы и отказаться.


Эффигия из алебастра, изображающая рыцаря ордена Сантьяго де Кампостелла (ок.1510 – 1520 гг.). Музей искусств графства Лос-Анджелес.

Интересно, что и на этой, уже достаточно поздней эффигии мы по-прежнему видим кольчужный воротник и кольчужную, совершенно ненужную «юбку». В принципе это может свидетельствовать о двух обстоятельствах. Первое – что доспехи стары, то есть им много лет и новации доспешного ремесла их попросту не коснулись. Второе – местные традиции. Допустим, что именно в Испании «так было принято» и с этим мирились, чтобы не выделяться среди других.

Удивительно, но даже в XV веке – то есть в «эпоху цельнометаллических доспехов» с полностью коваными латами кольчужное ожерелье все еще использовалось! Например, это весьма наглядно демонстрируют нам доспехи Матчеса Немецкого 1485–1505 гг. из Ландшута. Скорее всего типичными назвать их нельзя. Но они были. Как и доспехи с латным прикрытием шеи, крепившегося к нижней части шлема.


Доспех 1485 – 1505 гг. Вес 18.94 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

То есть, продолжая изучать эффигии, брасы и дошедшие до нас артефакты, мы обоснованно можем сделать вывод о том, что кольчужная бармица использовалась очень долго, вплоть до XVI века, и окончательно исчезла лишь с появлением к 1530 году металлического «ожерелья», защищающего горло рыцаря. Причем примерно в это время его как раз и начали соединять со шлемом армэ. Нижний край армэ выковывался в форме полого жгута, а верхний край ожерелья делали в виде выступающего валика, в который он входил. Таким образом они сцеплялись между собой. Такие шлемы стали известны как бургундский армэ или бургонет.


Бургонет. Аугсбург 1525 – 1530 гг. Вес 3004 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Позже нижний край армэ стал переходить в подвижное ожерелье, без жесткого скрепления. Таким образом рыцарь теперь мог вертеть головой не хуже пехотинца, то есть шея была полностью защищена от ударов как спереди, так и сзади. От кольчуги полностью отказались в XVII веке, что демонстрируют нам кирасирские доспехи этого времени.


Кирасирский доспех 1610 – 1630 гг. Вес 39.24 кг. Милан, Брешиа. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Наконец, следует напомнить и о такой форме горлового прикрытия, как турнирный «жабий шлем». По сути дела, весь этот шлем представлял собой развитое вверх горловое прикрытие, очень прочно скреплявшееся с кирасой. Расчет делался именно на удар копьем в горло, который, по сути, даже и не пытались отразить! Но… турнир это все же не война и там были свои правила и своя специфика вооружения.


Турнирные доспехи. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    14 июля 2017 06:32
    Рыцари-всадники довольствовались кольчужным капюшоном, под который (возможно) надевалось еще что-то стеганое и спускавшееся на шею.

    "Возможно", а может быть "скорее всего". Потому что железяка то зимой холодная, а летом - горячая

    1. +5
      14 июля 2017 06:36
      Есть варианты и такие.
      1. +1
        14 июля 2017 07:04
        Я не нашел ни эффигии, ни миниатюры, где было бы это изображено. Поэтому так и написано. Хотя,безусловно,логика тут железная.
        1. +2
          14 июля 2017 07:31
          Ну например тут, при должном воображении, можно разглядеть нечто похожее на чепец или подкладку. smile Возможно, что изображать на эффигиях элементы поддоспешного одеяния считалось не очень приличным. Рыцарь в подштанниках...
          Или просто сложно.
          1. +1
            14 июля 2017 07:40
            Вне всякого сомнения!
  2. +2
    14 июля 2017 08:45
    Интересна эволюция доспех от простого к сложному, а затем пришло огнестрельное оружие и всё испортило...Спасибо,Вячеслав , весьма увлекательно..
  3. +6
    14 июля 2017 09:55
    О теме поддоспешной одежды и доспехов в изобразительном искусстве.
    Жил во Франции во второй половине XII века выдающийся средневековый скульптор, ювелир и эмальер Nikolaus von Verdun (Николай из Вердена).
    Один из его сохранившихся шедевров мне довелось повидать. Когда смотрел, даже не думал, что на нем материал для сегодняшнего комментария.
    Это знаменитый эмалированный алтарь или Верденский алтарь. Находится в монастыре августинцев в маленьком австрийском городке Клостернойбург недалеко от Вены.
    45 позолоченных медных пластин для Верденского алтаря были сделаны по византийскому образцу Николаем из Вердена в 1181 году. Собраны в настоящий алтарь около 1330 года.

    История этой уникальной вещи, содержащей сюжеты Старого и Нового Завета - материал для отдельной статьи.
    Сегодня нас интересует одна из этих сорока пяти пластин.

    Judas' Kiss, from the Verdun Altar. Поцелуй Иуды из Верденского Алтаря.
    Что мы видим.
    У воина с полэксом - поножи которые держатся на ремешках, видны даже заклепки на которых эти ремешки прикреплены к поножам, наколенная чашечка также имеет смягчение. Бедро прикрыто стеганным набедренником-кюиссом. На кольчугу одета котта с рукавами. Из под норманнского шлема с наносником виден стеганный подшлемник.
    Воин поднявший руку на Иисуса носит стеганный воротник. Еще у одного воина виднеется стеганный воротник, он поднял на Иисуса булаву. У него также есть наколенник и кюиссы.
    Воин вытаскивающий из ножен меч, носит кольчугу поверх котты, возможно есть и гамбезон, но его просто не видно. На голове цервельер с авентайлом, не являющимся единым целым с кольчугой.
    Мечи разнотипные, но это не сегодняшняя тема.
    1. +1
      14 июля 2017 22:07
      Самое замечательное для нас, что воины изображены только на 2-х пластинах . Вот на этой и еще одной. И снаряжение одетых воинов на обеих для 1180 года очень показательно. Но об этом в будущей статье про источники и науку источниковедение.
  4. +1
    14 июля 2017 12:29
    В отечественных музеях нет достойных для упоминания образцов?
    1. +3
      14 июля 2017 14:43
      Почему нет, есть.

      Первая страница найденной в 2000 году в Новгороде уникальной Новгородской псалтири, которая представляет собой «триптих из трех деревянных (липовых) дощечек размером 19х15х1 см. Каждая дощечка имеет прямоугольное углубление (15 х 11.5 см), залитое воском; на средней дощечке такие углубления сделаны с двух сторон. Таким образом, кодекс содержит четыре восковых страницы, так называемые церы. Церы - навощенные дощечки - широко употреблялись для письма в древних Греции и Риме, а также в средневековой Западной Европе». Находка датируется концом 10-началом 11 века и представляет собой первую известную. русскую книгу.
      В настоящее время хранится в фондах археологии Новгородского музея-заповедника.
      1. +4
        14 июля 2017 14:48
        (Для того, чтобы открывались иллюстрации, комментарий составлен из нескольких)

        Шлем с миниатюры Новгородской Псалтири. Как видите, изображен классический русский сфероконический шелом.Шею, судя по рисунку, защищает кольчужная бармица.
      2. +1
        14 июля 2017 14:48
        Я интересовался образцами доспехов в отечественных музеях - а то всё Америка или Турция, Англия, Франция! НО за триптих большое спасибо!
        1. +4
          14 июля 2017 15:00
          До XV- XVI века и в европейских музеях доспехов крайне мало. Плохо они сохранились. Да и не логично искать европейские доспехи в российских музеях. Что касается доспехов российских, то это все таки своя специфика, по моему мнению заслуживающая отдельного цикла.

          Байдана царя Бориса Федоровича Годунова. Россия, XVI в. Государственная Оружейная палата Московского Кремля. 1580год. Длина 80 см; ширина 65 см; вес : 6.25 кг; диаметр кольца, 2.4 см Кольчуга с круглым воротником и короткими рукавами, делали из более чем одной тысячи больших, плоских колец. Каждое кольцо с надписью: "Съ нами богъ никто же на ны" (Если Бог с нами, никто не будет против нас).
          1. +2
            14 июля 2017 15:01

            Юшман, Оружейная палата Московского Кремля. Он состоит из стальных гладких пластинок, соединенных между собой кольчужными кольцами. Всего пластинок в юшмане 99. Подол, ворот и рукава юшмана оторочены одним рядом медных колец. В кольца ворота был продет шнур зеленого цвета, но он не сохранился.
            На одной из пластинок, расположенных на груди, висит знак адрианопольского арсенала. Длина юшмана - 84 см, ширина - 53 см, вес - 12 300 г.
            В Переписной книге 1686/87 г. этот юшман записан под первым номером и оценен в 600 рублей. В 1654-1656 гг., во время войны с Польшей, а затем и Швецией, он входил в состав походной казны царя Алексея Михайловича.
        2. +4
          14 июля 2017 15:07
          Алексей, сдается мне, у них в музеях это поставлено на более широкую ногу - все отфотографировано. У нас же - берешь фотоаппарат и едешь фотографировать - причем съемку сам себе организуешь - об освещении даже и думать не стоит. У меня в Полоцке фото вышли так себе, правда я и фотограф криворукий, только вникать начинаю. Ну, или ищешь в инете. Либо заказываешь фото в музее request опять же, кому что. Виктор Николаевич мастерски умеет извлекать из Инета информацию и из литературы.
          1. +3
            14 июля 2017 15:35
            Да, добавления просто класс! У нас же так: хочешь снимать - снимай через стекло. Если с освещением и открытой витриной (тьфу-тьфу рассыпься!), то это надо заключать особый договор, платить... ну просто немыслимые деньги и... нафиг лично мне это нужно. Обычное фото в Имперском архиве войны в Лондоне - 2 фунта, редкое - 4. Да еще многое выложено в паблик домайн. У нас... овощ огородный ты получишь, а не съемку за разумную цену. Хотя... Россию умом не понять. Написал в один мордовский музей - "за... меня тут один знаток... нужны ему мордовские топоры, мечи и сабли..." И мне прислали бесплатно отличные фото. Скоро читатели ВО их увидят в статье. Но это... чудо!
            Есть в Елабуге башня, не помню какая.. Просит меня Д.Николь прислать фото снаружи и изнутри. Написал куда надо. Мне - она заперта на замок. Я - откройте! Мне - а где ключ? Ключа нет! И потом внутри всякое дерьмо! Объяснил Дэвиду про дерьмо и отправил фото снаружи.
            1. +4
              14 июля 2017 15:49
              то это надо заключать особый договор, платить... ну просто немыслимые деньги и... нафиг лично мне это нужно

              и.. время! Деньги не суть важны. Важно время, а у нас все долго request По музеям -
              введите электронную переписку, посадите человека, сортирующего заявки, высылайте счета по электронке, и стригите деньги за фото! Кто мешает?
              Патриоты, конечно, скажут: "Вот, а в Европе еще хуже местами!" Да наплевать, как у них, в Европе, пусть у нас все устроено будет! soldier
              1. +2
                14 июля 2017 16:03
                Многоуважаемые друзья, всем Вам - хороших выходных! drinks Поеду потихоньку.. hi
            2. +3
              14 июля 2017 17:14
              Вячеслав Олегович, это Вы о Чертовом городище?. Так это и хорошо, что изнутри не сняли. Вам про то что внутри сказали сущую правду.
              Ее как в 1867 году купец Шишкин на свои деньги восстановил и замок навесил, так туда внутрь больше и не заглядывали. И ключ у него, судя по всему, остался.
              В те годы местное население историей особо не интересовалось и разбирало ценнейший памятник домонгольского зодчества на стройматериалы.

              Эту зарисовку в 1855 году сделал сын купца Шишкина, И.И. Шишкин, который потом "Три медведя" нарисовал. Как видите, если б не купец, пропала бы башня.
              1. +3
                14 июля 2017 17:17

                Вот дело рук купца Шишкина сегодня. А внутри купец ничего не делал.
                Про Европу можно всяко говорить, есть там у них и толерастия и много чего. Но вот к памятникам своим они относятся с почтением.
                1. +1
                  14 июля 2017 21:59
                  Да, именно фото этой башни я ему и посылал. И верхнюю гравюру тоже... Но к чему, зачем, уже не помню. Давно это было. Мне много чего Николь присылал по моей просьбе, а я ему - по его.
                  1. +1
                    14 июля 2017 22:11
                    Может он что-то по Волжской Булгарии что-то писал? Сейчас же все хотят удревнится, не только древние украинцы. В Татарстане "есть мнение". что это единственное частично сохранившееся булгарское наземное сооружение домонгольской эпохи, остатки Ак-мечети. Процесс начался еще в 90-е. Может человек, не зная постсоветской специфики, и заинтересовался.
                    1. +1
                      15 июля 2017 17:28
                      Ой, забыл совсем - конечно. Наша общая с ним книга по Волжской Булгарии. Но ему хотелось именно эту башню...
  5. +1
    14 июля 2017 22:20
    Шпаковский ответьте пожалуйста, от чего может защитить вот такая маска? Там же любой удар и всё! Либо перелом носа, либо перелом челюсти!
    1. +3
      14 июля 2017 22:56
      Если Вы имеете ввиду "Шлем с забралом-наносником и бармицей", то это, судя по виду пластины, классический bascinet с самой простой защитой лица. Встречался в Германии и Северной Италии в течение 1340-1370. Примерно в то же время на нем появился и авентайл, или бармица. По данным музея, бацинет, который мы рассматриваем, относится к 1350 году..
      Бацинеты были широко распространены по всей Западной Европе и изготовлялись в крупных оружейных центрах Европы - Милане, Венеции, и т.п.
      Сами понимаете, при тех ценах на защитное снаряжение и при том, что от его защитных свойств зависела жизнь, неэффективные виды снаряжения не имели шанса на существование.
      Кстати, не вижу разницы между классическим европейским бацинетом с авентайлом и русским сфероконическим шеломом с бармицей.
    2. +1
      15 июля 2017 17:12
      Не знаю от чего... но при тех ценах на вооружение и притом, что люди в плохом вооружении не выживали, притом, что новости передавали из уст в уста и кто, и как и от чего погиб "мусолилось" многократно, то... от чего-то защищали!
  6. +1
    14 июля 2017 22:35
    не БЛИН комментарии не пропускают, картинки не вставляются! А всего лишь вопрос задал шпаковскому!
  7. Комментарий был удален.
  8. +1
    16 июля 2017 02:51
    Позорные шлемы
  9. +3
    16 июля 2017 15:41
    Статья так себе..Тема раскрыта не полностью.. К сожалению,автор рассматривает лишь западные варианты защиты.. И то как то фрагмантарно.. Есть более полные и натуралистические источники для занятия этой темой.,как впрочем и по остальным защитным приспособлениям(кольчугам,доспехам и прочему),а так же и по оружию.. Очень жаль..
  10. +1
    17 июля 2017 06:07
    Цитата: Кащенко
    Есть более полные и натуралистические источники для занятия этой темой

    Назовите хотя бы один!
  11. +2
    17 июля 2017 13:03
    Цитата: kalibr
    Цитата: Кащенко
    Есть более полные и натуралистические источники для занятия этой темой

    Назовите хотя бы один!

    Да пожалуйста: Виолити,Ревьюдетектор,Райберт...
  12. 0
    17 июля 2017 16:33
    Цитата: Кащенко
    Виолити,Ревьюдетектор,Райберт.

    Что это? Авторы монографий? Известные историки? Не знаком с такими, хотя автор монографии по англоязычной историографии царского вооружения с 1956 по 2006 год, изданной в Германии. Наверное это сайты? Но сайты... штука опасная. На них много... не тех, кого надо и не того, что надо. Вилиолити и вовсе сайт антиквариата. Ревьюдетектор - сайт кладоискателей... К чему Вы это назвали? Здесь речь несколько о другом шла! Это не источники, запомните на будущее!
  13. +1
    17 июля 2017 17:44
    Цитата: kalibr
    Цитата: Кащенко
    Виолити,Ревьюдетектор,Райберт.

    Что это? Авторы монографий? Известные историки? Не знаком с такими, хотя автор монографии по англоязычной историографии царского вооружения с 1956 по 2006 год, изданной в Германии. Наверное это сайты? Но сайты... штука опасная. На них много... не тех, кого надо и не того, что надо. Вилиолити и вовсе сайт антиквариата. Ревьюдетектор - сайт кладоискателей... К чему Вы это назвали? Здесь речь несколько о другом шла! Это не источники, запомните на будущее!

    Эх,жаль Вас.
  14. +1
    17 июля 2017 18:35
    Цитата: Кащенко
    Цитата: kalibr
    Цитата: Кащенко
    Виолити,Ревьюдетектор,Райберт.

    Что это? Авторы монографий? Известные историки? Не знаком с такими, хотя автор монографии по англоязычной историографии царского вооружения с 1956 по 2006 год, изданной в Германии. Наверное это сайты? Но сайты... штука опасная. На них много... не тех, кого надо и не того, что надо. Вилиолити и вовсе сайт антиквариата. Ревьюдетектор - сайт кладоискателей... К чему Вы это назвали? Здесь речь несколько о другом шла! Это не источники, запомните на будущее!

    Эх,жаль Вас.

    Большинство Ваших известных историков на самом деле профаны,паразитирующие на чужих открытиях ,а иногда и просто тупо перепечатывающие чужие работы... Я дал Вам направление для работы и изучения ...,а Вы.. Что же,дело Ваше,но своего мнения я не изменю.Статья однобокая и далеко не раскрывающая своего многообещающего названия.
  15. 0
    20 июля 2017 21:21
    Доспехи 14 века
    https://www.youtube.com/watch?v=zGl_UXc9HIE