Реанимируют ли «Индокитайское НАТО»?
Партнёрами СЕАТО по диалогу были Южная Корея (Республика Корея), Южный Вьетнам (Республика Вьетнам). На момент подписания договора Южный Вьетнам входил во Французский союз вместе с Камбоджей, в 1975 г. Республика Вьетнам прекратила своё существование.
Неофициально его именовали Индокитайским НАТО, поскольку эта военно-политическая группировка была направлена на борьбу против национально-освободительных, главным образом, коммунистических и иных «прогрессивных» движений в Юго-Восточной Азии (ЮВА).
Если говорить в более широком контексте, создание СЕАТО было обусловлено, прежде всего, геополитическими опасениями Запада.
То есть тем, что СССР, КНР и Северный Вьетнам, как отмечалось на Манильском совещании по учреждению СЕАТО, могут создать тройственный военно-политический союз. Что «радикально изменит ситуацию в регионе в пользу Москвы и Пекина», – как отмечалось в ходе Манильского совещания. Потому требуется формирование военно-политической системы, схожей с НАТО, «для сдерживания коммунистической экспансии не только в Южном Вьетнаме, но и по всей Юго-Восточной Азии». Но примечательно, что Южный Вьетнам, где решающее влияние Франции было уже в середине 1950-х «заменено» американским, не включили в SEАTO. Хотя Сайгон не единожды предлагал свое участие в блоке.
Похоже, западные державы не стремились связывать себя (и, тем более, «примкнувших» к ним Таиланд, Филиппины и Пакистан) обязательствами по военной помощи южновьетнамскому режиму. США, как известно, оказывали ее на двухсторонней основе до начала 1970-х, но в Сайгоне, понятное дело, стремились вовлечь все страны блока в оказание такой помощи. Потому и хотели южновьетнамские власти участвовать в СЕАТО.
Однако в Вашингтоне, Париже и Лондоне понимали, что Южный Вьетнам будет самым слабым и наиболее уязвимым звеном блока. И помощь южновьетнамским повстанцам со стороны СССР, КНР и ДРВ будет только усиливаться, а это неизбежно приведёт отнюдь не к «прозападному» воссоединению Вьетнама. Тем более что повстанцы уже ко второй половине 1950-х контролировали свыше 15% южновьетнамской территории. Не только американские, но и французские, британские, филиппинские СМИ еще в середине 1960 гг. отмечали, что Южный Вьетнам существует только благодаря размещенным там войскам США и за счет финансовой помощи от Вашингтона.
Южновьетнамский премьер Нгуен Као Ки в беседе с послами США, Филиппин и Тайваня в Сайгоне в конце августа 1967 г. заявил, что «неучастие страны в SEATO вскоре предрешит судьбу нашего государства». Ему никто не возразил…
Но в отличие от НАТО нападение на одного из участников договора СЕАТО автоматически не считалось нападением на остальных. Следовательно, каждый участник мог эффективно заблокировать любое коллективное действие СЕАТО. Однако, в соответствии со статьей 4, участники СЕАТО обязались в случае вооружённой «агрессии» «в районе, охватываемом договором», против кого-либо из них, «действовать для преодоления этой общей опасности соответственно со своими конституционными процедурами» и консультироваться в случае возникновения «угрозы агрессии».
Манильский договор мог быть распространён и на другие страны, т.к., согласно статье 8, в зону действия СЕАТО входил «общий район Юго-Восточной Азии», в т.ч. все территории азиатских договаривающихся сторон, и «общий район юго-западной части Тихого океана, не включая районы Тихого океана севернее 21 градуса 30 минут северной широты». Вопреки решениям Женевского совещания 1954 г. о принципах политического урегулирования во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже и об уважении их суверенитета, участники совещания в Маниле подписали дополнительный протокол, распространявший действие Манильского договора на Южный Вьетнам, Лаос и Камбоджу.
Планировалось включить в СЕАТО Португалию и Голландию. Но их правительства серьезно опасались, что участие в блоке усилит антизападные настроения в португальских Макао (на юге Китая), Восточном Тиморе (окружен территорией Индонезией) и в голландском Западном Ириане (западный регион острова Папуа-Новая Гвинея) и как следствие лишит Голландию и Португалию этих территорий. Неучастие же этих стран в СЕАТО сохранило Западный Ириан за Голландией до 1963 г., Восточный Тимор – за Португалией до 1975 г. А Макао оставалось португальским до 1999 г.
И хотя в 1977-м блок был распущен, стремление его западных экс-участников вернуться в регион сохранилось, а в связи с обострением с середины 1980-х споров между странами региона по принадлежности многих участков и островов Южно-Китайского моря получило дополнительный импульс.
Именно в спорных районах этого бассейна имеются крупные запасы нефти и природного газа.
В заявлении Большой семерки (27 мая 2017 г.) сказано об озабоченности территориальными спорами в Южно-Китайском море и содержится призыв к демилитаризации спорных районов. Напомним, что КНР с конца 1950-х официально заявляет, точнее – напоминает о своем суверенитете в отношении большинства этих районов, оспариваемом почти всеми прибрежными странами, включая Тайвань, хотя и без участия в тех же спорах Таиланда и Камбоджи. Усиливается и военное присутствие КНР в Южно-Китайском море, а с 2012 г. становятся всё более частыми визиты сюда кораблей ВМС и ВВС США.
Характерно в этой связи, что упомянутая озабоченность G-7 была заявлена в канун 40-летия со времени роспуска СЕАТО. Причем в СМИ США, Австралии, Великобритании в последнее время нередко высказываются мнения, что, дескать, с роспуском СЕАТО, скорее всего, поторопились, и чем «агрессивнее» будет действовать КНР в этом бассейне, тем больше вероятность реанимации блока.
Роспуск СЕАТО, отметим, был обусловлен рядом взаимосвязанных факторов. Во-первых, США потерпели сокрушительное военно-политическое поражение во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже в 1974-1975 гг. Именно в те годы, как и в 1960-х, другие западные державы-участницы СЕАТО не оказывали существенной военной поддержки США в Индокитае. В Великобритании и Франции не могли не помнить о всяческом содействии американцев «уходу» Лондона из соседних с Индокитаем Малайи, Северного Борнео (с середины 1960 гг. Федерация Малайзии) и Сингапура в конце 1950 – начале 1960 гг., а Парижа – из Вьетнама, Камбоджи и Лаоса к концу 1950-х.
Во-вторых, Франция в 1974-м, – в канун окончательного поражения США в Камбодже, Лаосе и Южном Вьетнаме – официально заявила о выходе из блока. Это было связано и с тем, что со второй половины 1960 гг. США стали не только поощрять претензии Мексики на французские восточно-тихоокеанские острова Клиппертон и Виль-де-Тулуз, но и поддерживать сепаратистов в обширных тихоокеанских территориях Франции (большинство Южно- и Восточно-Тихоокеанских островов). В-третьих, блок покинули региональные союзники США – Пакистан и Таиланд (в 1972 и 1975 гг.). В-четвертых, блок СЕАТО затруднял китайско-американское политическое сближение, стартовавшее еще в начале 1970-х. Совокупность этих факторов и привела к роспуску блока.
Но факт существования СЕАТО до середины 1977 г. показывает, что США прилагали серьезные усилия для сохранения военно-политического присутствия бывших метрополий и в целом Запада в регионе.
Во всяком случае, в СЕАТО оставались до конца июня 1977 г. США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия и Филиппины. А южно-тихоокеанской «подпоркой» блока был сохраняющийся поныне военный блок АНЗЮС (Тихоокеанский пакт безопасности) в составе США, Австралии и Новой Зеландии, действующий с апреля 1952 г.
Возможные проекты по восстановлению СЕАТО в нынешних условиях связаны, прежде всего, с ресурсным фактором. Именно через Южно-Китайское море ежегодно проходит до трети общемирового грузопотока. Контроль над этим маршрутом – это, по сути, контроль за всей ЮВА, а также над южным побережьем КНР и северным – Австралии. Вдобавок в том же бассейне имеются разведанные еще в 1930 – 1950-х гг. крупные запасы нефти и газа, по сей день не поделенные между прибрежными странами. А это, по данным Минэнерго США, 5,4 млрд баррелей нефти и 55,1 трлн кубометров газа. Китайские оценки этих ресурсов – минимум в полтора раза больше.
Бывшие колонизаторы – США, Великобритания, Франция и Голландия – провели здесь морские границы с таким расчетом, чтобы постоянно возникали конфликты между странами бассейна. Не означает ли это, что таким образом они заранее готовили почву для возможного восстановления СЕАТО?
Информация