Палубная авиация во второй мировой войне: новые самолёты. Часть VII(a)

11
Американские палубные пикирующие бомбардировщики (продолжение)

После принятия на вооружение пикирующего бомбардировщика «Дуглас» SBD «Доунтлесс» в 1938 году командование авиации ВМС США выдало задание на разработку нового палубного бомбардировщика, который бы превосходил своего предшественника по скоростным характеристикам, боевой мощи и имел бы механизм складывания консолей крыла для удобства размещения на авианосце. Основное боевая нагрузка должна была размещаться в бомбоотсеке (1 х454 кг или 2 х227 кг авиабомбы), а дополнительная на подкрыльевых пилонах.




В полёте пикирующие бомбардировщики «Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» и «Кёртисс» SB2C-1 «Хеллдайвер» (Рис. сайта www.bookpalace.com)

Конкурс из восьми участников выиграла фирма «Кёртисс», имеющая опыт постройки бомбардировщиков-разведчиков для американского флота. Разрабатываемый фирмой новый самолёт получил имя «Хеллдайвер» («Адский ныряльщик» - в дословном переводе с английского, а в просторечии «Пестроклювая поганка» - глубоконыряющая утка).


Прототип пикирующего бомбардировщика «Кёртисс» XSB2C-1 «Хеллдайвер» в своём первом полёте, 18 декабря 1940 г. (Фото сайта wikimedia.org)

Жёсткие требования со стороны заказчика определили облик нового самолёта и многочисленные сложности в ходе его разработки и доводки. Первый полёт прототипа «Хеллдайвера» под обозначением XSB2C-1 состоялся 18 декабря 1940 года. Не дожидаясь окончания испытаний и доводки новой машины, командование ВМС США приняло решение о серийном производстве ещё «сырого» пикирующего бомбардировщика. С вступлением США во Вторую мировую войну американскому флоту был нужен более скоростной и мощный ударный самолёт, разработка которого явно затягивалась.


Пикирующий бомбардировщик-разведчик «Кёртисс» SB2C-1 «Хеллдайвер» (Рис. сайта www.hyperscale.com)

Первый серийный пикировщик «Кёртисс» SB2C-1 «Хеллдайвер» поднялся в воздух 30 июня 1942 года. Самолёт представлял собой однодвигательный двухместный цельнометаллический моноплан классической конструкции. Кабина пилота, защищённая бронестеклом бронированной плитой за креслом, отделялась от кабины стрелка-радиста фюзеляжным протектированным топливным баком.


Пикирующие бомбардировщики SB2C-1 «Хеллдайвер» на полётной палубе авианосца «Йорктаун» (Фото сайта www.axis-and-allies-paintworks.com)

Для удобства размещения на палубе консоли крыла складывались поворотом наверх с помощью соответствующего механизма, где фиксировались штангами. Основные стойки шасси в полёте складывались в специальные ниши центроплана крыла, хвостовая стойка не убиралась.


Серийный SB2C-1 «Хеллдайвер» на заводском аэродроме перед своим первым полётом, январь 1943 г. (Фото сайта www.axis-and-allies-paintworks.com)

Благодаря 1700-сильному 14-цилиндровому двигателю воздушного охлаждения фирмы «Райт» SB2C-1 «Хеллдайвер» развивал максимальную скорость 452 км в час и обеспечивал полёт с крейсерской скоростью в 260 км в час. Дальность полёта с боевой нагрузкой составляла 1785 км, а практический потолок 7370 метров.


В полёте SB2C-1 «Хеллдайвер» с авианосца «Банкер Хилл», 1943 г. (Фото сайта www.axis-and-allies-paintworks.com)

Основное вооружение (одна 454-кг или две 227-кг авиабомбы, подвешенные на специальной качающейся трапеции) размещалось в объёмном бомбоотсеке, имеющем створки с гидравлическим приводом. При необходимости (в перегрузочном варианте) в нём могла разместиться 726-кг авиабомба или авиационная торпеда Мк.13, створки бомболюка при этом полностью не закрывались. На двух пилонах под консолями крыла дополнительно могли подвешиваться две 45-кг бомбы или 219–л подвесные топливные баки или пулемётные контейнеры (2 х12.7-мм). Для борьбы с подводными лодками вместо обычных бомб могли подвешиваться глубинные соответствующего калибра.


Одна из авиационных торпед Мк.13 будет подвешена в бомбоотсеке «Хеллдайвера», стоящего на палубе авианосца «Хорнет», 1943 г. (Фото сайта www.axis-and-allies-paintworks.com)

Наступательное стрелковое вооружение включало в себя четыре крупнокалиберных 12.7-мм пулемёта, размещённые попарно в крыльях. На первых серийных SB2C-1 в кабине стрелка-радиста для защиты задней полусферы устанавливался 12.7-мм пулемёт Браунинга. Однако вскоре от него отказались и заменили на пару 7.62-мм пулемётов.


SB2C-1 «Хеллдайвер» перед взлётом с палубы авианосца «Йорктаун», июнь 1943 г. (Фото сайта www.axis-and-allies-paintworks.com)

Для обнаружения надводных целей под консолями крыла монтировались антенны «Yagi» радара сантиметрового диапазона ASB (как у «Доунтлесса» и «Авенджера»), экран и основное оборудование которого размещалось в кабине стрелка-радиста.


SB2C-1 «Хеллдайвер» после аварийной посадки на авианосец «Банкер Хилл», 19 июля 1943 г. (Фото сайта www.axis-and-allies-paintworks.com)

Оснащение строевых авианосных эскадрилий новым пикирующим бомбардировщиком-разведчиком «Кёртисс» SB2C-1 «Хеллдайвер» началось только в ноябре 1942 года. Пилоты, пересевшие на «Хеллдайвер» с «Доунтлессов», весьма нелестно отзывались о новом самолёте, называя его «Тварью». Новый пикировщик был более строг в управлении, инертным и менее маневренным, что отразилось на высокой аварийности в ходе освоения «Хеллдайвера». В пикировании бомбардировщик обладал плохой управляемостью и очень быстро набирал скорость. Одновременно с освоением нового самолёта продолжалась его доводка и устранение многочисленных недостатков.


SB2C-1 во время неудачной посадки на «Банкер Хилл», 11 сентября 1943 г. (Фото сайта www.axis-and-allies-paintworks.com)

Боевой дебют «Хеллдайверов» состоялся 11 ноября 1943 года в составе эскадрильи с авианосца «Банкер Хилл» во время налёта на самую крупную базу ВМС и ВВС Японии в Рабауле (остров Новая Британия в южной части Тихого океана). В результате успешного рейда, благодаря точному бомбометанию, было потоплено два японских крейсера и один эсминец, ещё три эсминца были повреждены. Потери американской авиации составили всего два пикировщика.


Пикирующие бомбардировщики «Кёртисс» SB2C-1 «Хеллдайвер» на палубе «Йорктауйна» (Фото сайта www.axis-and-allies-paintworks.com)

После выпуска 200 «Хеллдайверов» модификации SB2C-1 было решено усилить наступательное стрелковое вооружение путём замены четырёх установленных в крыльях 12.7-мм пулеметов на две 20-мм пушки. Новая модификация получила обозначение SB2C-1C и вобрала в себя все последние усовершенствования и наработки по результатам эксплуатации и боевого применения первой серии пикировщиков. Так, перед кабиной стрелка-радиста установили рассекатель воздушного потока, а для выпуска закрылков применили гидравлический привод.


Пикирующий бомбардировщик-разведчик «Кёртисс» SB2C-1C «Хеллдайвер» (Рис. сайта wardrawings.be)

SB2C-1C находилась в производстве с августа 1943 года по март 1944 года. Начиная с этой модификации к производству «Хеллдайверов» привлекли дополнительно две канадские авиастроительные фирмы «Карлэнд Фаундри» и «Фэйрчлайд-Канада». Пикирующие бомбардировщики выпускались под обозначением соответственно SBW-1B и SBF-1).


В полёте «Кёртисс» SB2C-1C «Хеллдайвер» (Фото сайта www.axis-and-allies-paintworks.com)

Пушечные «Хеллдайверы» в течение 1944 года довольно быстро заменили самолёты первой серии. Этому способствовали большие потери палубных бомбардировщиков, причём доля не боевых потерь была очень высока. Так, в июне 1944 года во время сражения в Филиппинском море из 51 потерянного пикировщика японцами были сбиты только четыре самолёта, а остальные упали в море после выработки топлива или разбились во время ночных посадок на палубу авианосца. Тем не менее, непосредственно в боевых действиях против японских кораблей и береговых целей на Гуаме SB2C-1C «Хеллдайвер» проявил себя хорошо.


SB2C-1C «Хеллдайвер» на палубе авианосца «Банкер Хилл» перед рейдом на Сайпан, 1944 г. (Фото сайта www.axis-and-allies-paintworks.com)


SB2C-1C с боевыми повреждениями вернулся на авианосец «Эссекс», 20 мая 1944 г. (Фото сайта www.axis-and-allies-paintworks.com)

Литература:
1. Шант К., Бишоп. Авианосцы. Самые грозные авианесущие корабли мира и их самолёты: Иллюстрированная энциклопедия /Пер. с англ./ - М.: Омега, 2006.
2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под обшей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной истории).
3. Полмар Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Пер. с англ. А.Г.Больных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – (Военно-историческая библиотека).
4. Больных А.Г. Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.
5. Фредерик Шерман. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою – М.: ООО «Издательство АСТ», 1999. – (Военно-историческая библиотека).
6. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
7. Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
8. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
9. Английские военные самолёты Второй мировой войны/Под ред. Д. Марча; Пер. с англ. М.В. Коновалова/ – М.: АСТ, 2002.
10. Американские самолёты Второй мировой войны (1939-1945 гг.)/Под ред. Д.Дональда; Пер. с англ. С. Виноградова и М. Коновалова – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
11. Иванов С.В. Grumman «Avenger». Война в воздухе (Часть 1-№98, Часть 2 №99) – Белорецк: ООО «АРС», 2003.
12. Иванов С.В. SB2C «Helldiver». Война в воздухе (№121) – Белорецк: ООО «АРС», 2004.
13. Иванов С.В. SBD «Dauntless». Война в воздухе (№129) – Белорецк: ООО «АРС», 2005.
14. Дорошкевич О. Самолёты Японии Второй мировой войны – Мн.: Харвест, 2004.
15. Кравченко В.Я. Бомбардировщик-торпедоносец Фейри «Баракуда» - Харьков: Кооператив «Акустик», 1992.
16. Кондратьев В. Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик «Кертисс» SB2C «Хеллдайвер». Авиамастер 4-2003.
17. Околелов Н., Чечин А. От биплана к моноплану. Палубный разведчик CURTISS SB2C HELLDIVER. Моделист-Конструктор №1 2002.
18. Peter C. Smith. Douglas SBD Dauntless. Printed in Great Britain, 1997.
19. Bert Kinzey. SBD Dauntless in detail & scale. DS48.
20. David Brazelton. The Douglas SBD Dauntless (Aircraft Profile 196) - Profile Publications Ltd, 1967.
21. Robert Stern, Don Greer. SB2C Helldiver in action. Aircraft No.54 – Squadron/signal publications inc., 1982.
22. David Mondey. The Concise Guide to American Aircrafts of World War II. Chancellor Press, 2006.
23. Peter M. Bowers. Curtiss Aircraft 1907-1947 - Putnam, 1979.
24. Barrett Tillman, Tom Tullis. Helldiver Units of World War 2 - Osprey Publishing, 1997.

Интернет-ресурсы:
http://www.airwar.ru;
http://pro-samolet.ru;
http://wp.scn.ru;
http://deviantart.net ;
http://www.aviastar.org;
http://wardrawings.be/WW2;
http://www.axis-and-allies-paintworks.com;
http://www.airpages.ru;
http://www.airaces.ru.


Продолжение следует…
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    13 июля 2017 16:06
    Основное боевая нагрузка должна была размещаться в бомбоотсеке (1 х454 кг или 2 х227 кг авиабомбы)
    корсар брал больше, и Ю-87 тоже
    понятное дело, разведчик...
    1. 0
      13 июля 2017 16:57
      понятное дело, разведчик...

      Кто разведчик?
      1. 0
        14 июля 2017 10:39
        Цитата: Razvedka_Boem
        Кто разведчик?

        Пикирующий бомбардировщик-разведчик «Кёртисс» SB2C-1 «Хеллдайвер»
        1. 0
          14 июля 2017 17:11
          Пардон, пропустил. Так как странно.
    2. +2
      13 июля 2017 17:55
      [b][/b] F4U-4 "Корсар" - многоцелевой истребитель с "максималкой" в 716 км в час, в ударном варианте мог брать 2 х454 кг АБ или 8 х127-мм НАР. Другие скорости, другой класс. В отсутствие управляемого оружия в точности бомбометания выигрывал пикирующий бомбардировщик (по совместительству разведчик).
      1. 0
        14 июля 2017 10:32
        Цитата: AlexanderBrv
        мог брать 2 х454
        разок взял еще дополнительно (для примера) 900 кг под фюзеляж
    3. 0
      13 июля 2017 22:13
      Цитата: А1845
      корсар брал больше,

      А у Корсара был бомбоприцел ? Можно одной "соткой" цель поразить, а можно тонну высыпать и не разу не попасть.
      1. +3
        13 июля 2017 23:10
        Бомбоприцела у "Корсара" естественно не было. По наземным целям ещё можно "работать", а вот против боевого корабля с системой ПВО - ? Для "топмачтового " бомбометания нужна хорошая выучка и мужество!
      2. 0
        14 июля 2017 10:36
        Цитата: Альф
        А у Корсара был бомбоприцел?

        а могло такое быть у одноместного истребителя? на Пе-2 с бомбоприцелом работал штурман и применялся он в горизонтальном полете
        вот тормозных щитков не было - это точно
        и трапеции для вывода бомбы за пределы винта тоже не было
        Цитата: AlexanderBrv
        Для "топмачтового " бомбометания нужна хорошая выучка и мужество!
        кто же спорит про мужество? а бомбоприцел - немного другая тема
  2. +1
    13 июля 2017 19:34
    Да и радиус действия у Корсара с полной нагрузкой меньше был.
    1. 0
      14 июля 2017 10:38
      Цитата: Locos
      Да и радиус действия у Корсара ..

      верно, это мы обсуждали в прошлой серии
      он же никак не скаут..