Авианосец Гитлера

34
Авианосец Гитлера


Сообщения о начале строительства в Германии двух АВ, впервые появившиеся в военно-морской прессе в 1936 г., сразу же вызвали среди специалистов противоречивые оценки. Анализ опубликованных в печати характеристик строящегося первого немецкого АВ позволял заключить, что действующая доктрина германского флота предусматривает возможность участия корабля в артиллерийском бою с противником, причем не только в ситуации, когда артиллерия применяется для самообороны. Вооружение корабля шестнадцатью 150-мм орудиями являлось одной из очевидных особенностей немецкого АВ, по артиллерийской мощи превосходившего легкие крейсеры германского флота. Во второй половине 1930-х гг. такой акцент вызвал у сторонников американской концепции АВ, предусматривавшей максимальное внимание к его авиационному вооружению и сохранение только среднекалиберной зенитной артиллерии исключительно для самообороны, настороженное удивление. Еще больше они бы удивились, узнав, что первоначально немцы хотели вооружить свой АВ артиллерией тяжелого крейсера - восемью 203-мм орудиями. Отметим, что сами американцы в начале 1920-х гг. поступили точно так же со своими авианосцами типа Лексингтон , но эти корабли, как известно, достраивались в новом качестве из линейных крейсеров, поэтому стали исключением из правила. Впрочем, артиллерийское вооружение немецкого АВ, как и другие ТТЭ корабля, строго сохраняемые в тайне, были неизвестны на Западе.

Начало работ по проектированию АВ в Германии относится к зиме 1933/1934 гг., когда были сформулированы тактико-технические требования (ТТТ): водоизмещение около 20 тысяч т, скорость полного хода 33 узла, 50-60 самолетов, восемь 203-мм орудий, мощное зенитное вооружение, защита - по стандартам для легких крейсеров.



Эскизный проект авианосца "Граф Цеппелин"

Эскизное проектирование под руководством инженера-кораблестроителя германских ВМС В.Хеделера (W.Hedeler) выполнялось в течение 1934 г. В процессе работы было решено заменить тяжелые 203-мм орудия на 150-мм, зенитную артиллерию принять в количестве десяти стволов калибра 105 мм и крупнокалиберных пулеметов, а скорость увеличить до 35 узлов. Стандартное водоизмещение АВ составило 23 тысячи т. Видимо, уже тогда в проект были заложены основные решения, отличавшие его от зарубежных аналогов. К таковым следует отнести "крейсерскую" броневую палубу со скосами, конструктивное включение полетной палубы в обеспечение общей прочности корпуса и протяженное вертикальное бронирование переменной по длине корпуса толщины. Выбор двухъярусной схемы ангаров определялся количеством размещаемых в них самолетов.

Ознакомление осенью 1935 г. с японским Акаги и изучение полученной от японцев технической документации по авиационному оборудованию корабля результировалось в появлении на немецком АВ третьего - среднего самолетоподъемника.



Общая архитектурная компоновка немецкого АВ производила впечатление достаточно традиционной: сплошная полетная палуба с носовым и кормовым консольными свесами, смещенная к правому борту надстройка - "остров" с проходящими через нее газоходами главных котлов, открытая компоновка бака и юта, занимающий большую часть надводного объема корпуса двухъярусный ангар.

Сварной корпус корабля длиной по КВЛ 250,0 м и высотой борта 22,2 м подразделялся главными поперечными переборками, доходившими до ангарной палубы, на 19 водонепроницаемых отсеков.

Характерная для немецких кораблей схема защиты путем устройства броневой палубы с утолщенными скосами (40 и 60 мм, соответственно) и узкого броневого пояса максимальной толщиной 100 мм, расположенного по КВЛ в районе МКО, была применена и на АВ. Толщина верхней (полетной) палубы составляла 20 мм. Обеспечив бронированием защиту механической установки, немецкие конструкторы, казалось бы, оставили высокий надводный борт, за которым находился уязвимый ангар, практически незащищенным. Однако частично от проникновения вражеских снарядов верхний ангар должны были предохранять расположенные на бортовых полуспонсонах в бронированных 30-мм броней казематах артиллерийские установки 150-мм калибра, а частично - ограничивавшие ангар с бортов прочные продольные переборки толщиной 30 мм.



Самым интересным в проекте немецкого АВ являлась собственно "авиационная" часть. Старт палубных машин, в отличие от зарубежной практики, предполагалось осуществлять исключительно при помощи двух расположенных в носовой части полетной палубы полиспастно-пневматических катапульт. Катапульты К-252 со скользящей фермой конструкции завода "Deutsche Werke" обеспечивали четыре старта без подзарядки воздушных баллонов.

Покрытая настилом из 50-мм тиковых брусков полетная палуба имела длину 241,0 м, ширину 30,7 м и сообщалась с верхним и нижним ангарами тремя электрическими лифтами, располагавшихся на одной оси, несколько смещенной от диаметральной плоскости к левому борту. Носовой и средний лифты, имевшие по две восьмиугольные грузовые платформы, могли одновременно перемещать самолеты из обоих ангаров, а кормовой - только из верхнего. В носовой и кормовой частях полетной палубы имелись подъемники АБП, еще два лифта предназначались для спуска в ангар (для ремонта) самолетных моторов и стартовых тележек. Из погребов в нижний ангар АБП подавался специальными подъемниками, а в верхний - только самолетоподъемниками.

Особенностью взлетных операций являлось применение стартовых тележек, на которые самолеты устанавливались в ангаре и вместе с ними подавались на полетную палубу. С платформы лифта по рельсам тележка с самолетом силой тяги воздушного винта или при помощи палубных шпилей перемещалась на одну из катапульт. После старта самолета тележка посредством специальных наклонных цепных транспортеров, расположенных перед носовым срезом полетной палубы, опускалась на ангарную палубу и по монорельсу транспортировалась в ангар. Лифт предполагалось использовать в случае выхода из строя наклонных транспортеров.


Киль, январь 1941 года. Снимок сделан британским самолетом-разведчиком

В конце лета 1939 г. небольшая партия Ju-87C-0 была поставлена в 4-ю эскадрилью 186-й авианосной группы, которая была сформирована в декабре 1938 года в Киле. Самолёт получил крепления для запуска с катапульты и посадочный крюк, сбрасываемые стойки шасси для вынужденной посадки на воду и складываемые вручную консоли крыла.

Для защиты находящихся на палубе самолетов от бокового ветра предназначались специальные ветроотбойные щиты, поднимавшиеся в вертикальное положение электромоторами посредством простейшего винтового привода за несколько секунд. Посадку самолетов должны были обеспечивать четыре аэрофинишера, тросы которых системой блоков направлялись к установленным на промежуточной палубе тормозным лебедкам. Для посадки самолетов в условиях пониженной видимости полетная палуба оборудовалась обозначавшими габариты посадочной полосы электрическими плафонами, установленными заподлицо с деревянным настилом.

Внутреннее устройство ангара, конструкция бензо- и маслосистемы, противопожарное оборудование немецкого корабля отличалось рядом заслуживающих внимания оригинальных технических решений, среди которых можно отметить быстродействующие огнезащитные шторы, систему транспортировки стартовых тележек и авиационных двигателей, топливо- и маслозаправочные колонки в ангаре.

Общая вместимость цистерн авиационного бензина, расположенных в двух хранилищах в носовой части корпуса корабля, превышала 330 тысяч литров. Заправка самолетов топливом и маслом (как и подвеска боезапаса) должна была производиться в ангарах, оборудованных заправочными постами. Такие же посты предусматривались и на полетной палубе.

ГЭУ корабля, в соответствии с действовавшими стандартами германского флота, без особых колебаний была выбрана паротурбинной, на повышенных параметрах пара. Требуемые для развития полного хода 200 тысяч л.с. распределили на четыре вала, которые должны были приводить во вращение ГТЗА полной проектной мощностью по 50 тысяч л.с. Каждый агрегат снабжали паром (75 атм., 450 град. С) четыре котла типа La Mont производительностью 50 т/час. Запас котельного топлива в 6500 т был достаточным для обеспечения дальности плавания шесть тысяч миль экономическим ходом. Интересной технической особенностью немецкого АВ являлось применение двух установок "Voit-Schnaider" - крыльчатых движителей -для повышения управляемости обладавшего большой парусностью корабля на малых ходах.

Заказ на АВ "А" стандартным водоизмещением 24114 т был выдан фирме Deutsche Werke Kiel 16 ноября 1935 г. Закладка АВ под заводским номером 252 на стапеле № 1 состоялась 28 декабря 1936 г. Через два года, 8 декабря 1938 г., произошла торжественная церемония спуска корабля на воду, на которой присутствовали высшие руководители Рейха - Гитлер и Геринг. В тот день АВ получил название - его окрестила в честь своего знаменитого отца графиня Хелла фон Бранденштеин-Цеппелин (Hella von Brandenstein-Zeppelin).

Одной из главных трудностей на пути первого немецкого АВ было создание палубных самолетов - рейхсминистр авиации Г.Геринг, усматривая в настойчивом желании адмирала Редера получить палубную авиацию (а "заодно" - и подчинить флоту морскую авиацию) угрозу своей монополии, естественно, не проявлял в этом никакой заинтересованности. Его крылатым выражением являлось знаменитое: "Все, что летает - мое!" Тем не менее, в 1938-1939 гг. прошел летные испытания истребитель-биплан "Arado-197", представлявший собой развитие "Arado-68". Окончательно на роль палубного истребителя был утвержден "Ме-109Т", а палубным штурмовиком планировался "Junkers-87C". Пять машин "Junkers-87С", оборудованные складывающимися плоскостями, были изготовлены и прошли испытания в летно-испытательном институте "Luftwaffe" в Травемюнде. В качестве многоцелевых самолетов (разведчиков и легких бомбардировщиков-торпедоносцев) немцы предполагали использовать "Fieseler 167" и "Arado 195", построенные в опытных образцах.


Немецкие солдаты позируют перед колоссом. Киль, сентябрь 1941 года

Менявшийся в процессе постройки состав авиагруппы АВ по расписанию на март 1941 г. должен был включать двадцать многоцелевых самолетов Fi 167, десять истребителей Me 109T (Bf 109Т) и тринадцать пикирующих бомбардировщиков Ju 87C. Авиагруппа размещалась следующим образом: 18 самолетов - в нижнем ангаре, остальные 25 - в верхнем.



Спущенный на воду «Граф Цеппелин» в момент начала войны уже достиг 85% готовности. Началось формирование экипажа и авиагруппы V/41.

В конце апреля 1940 г. по предложению Главнокомандующего ВМС работы по достройке АВ останавливаются, 150-мм орудия демонтируются и отправляются в Норвегию - для укрепления береговой обороны. 6 июля 1940 г. буксиры перевели «Граф Цеппелин» в Готенхафен, где он использовался в качестве плавучего склада. Перед нападением на СССР, опасаясь возможных налетов советской авиации, заботливые хозяева отбуксировали его в Шттетин - «Граф Цеппелин» отшвартовали там 21 июня. Убедившись в необоснованности своих опасений, в ноябре немцы переводят корабль обратно в Готенхафен, где он простоял до весны 1942 г.

16 апреля 1942 фюрер принимает решение возобновить достройку «Граф Цеппелин».

В связи с опасностью авианалетов перевод корабля в Киль был отложен, за это время на нем установили три спаренных 37-мм и два счетверенных 40-мм зенитных автомата, зенитные прожекторы. Только 30 ноября 1942 г. три буксира вывели «Граф Цеппелин» в море, и 5 декабря в эскорте трех тральщиков и шести сторожевых катеров «Граф Цеппелин» благополучно прибыл в Киль, где его немедленно поставили в 40000-тонный плавучий док и начали работы. Однако уже 30 января 1943 г. последовал новый приказ Гитлера - прекратить достройку... Адмирал Редер прокомментировал это событие, назвав последствия решения фюрера "самой дешевой в истории победой Англии на море". 21 апреля 1943 г. «Граф Цеппелин» перевели в Штеттин, где он простоял до конца войны.

К апрелю 1945 г. состояние АВ характеризовалось следующим: артвооружение на нем отсутствовало, монтаж приборов и оборудование постов управления стрельбой не закончен; электрооборудование смонтировано лишь частично, как и специальные авиационно-технические устройства.

В момент наступления на город советских войск «Граф Цеппелин» находился в протоке Монне реки Одер. В 18.00 24 апреля 1945 г. старший морской начальник Штеттина капитан цур зее В.Кахлер (W.Kahler) отдал по радио приказ специальной команде, находившейся на АВ. Взрывы заложенных весьма грамотно зарядов привели в полную негодность к использованию и восстановлению главные турбины, электрогенераторы, самолетоподъемники. Ко времени вступления в город советских войск через небольшие пробоины, трещины и неплотности наружной обшивки во внутренние отсеки корпуса АВ проникла забортная вода, и корабль поэтому находился в притопленном состоянии.


Авианосец "Граф Цеппелин" ("Graf Zeppelin") в Штеттине, июнь 1945 года

Летом силами Аварийно-спасательной службы КБФ корабль был поднят, 19 августа недостроенный и изуродованный немецкий АВ зачислили в состав ВМФ СССР - в качестве боевого трофея.

Вскоре после подписания акта капитуляции Германии во Второй мировой войне состоялась Потсдамская конференция трех Держав - победительниц. Среди решений этой конференции было и такое: "Годные к использованию надводные суда германского флота, включая суда, которые могут быть приведены в состояние годности в течение установленного времени, вместе с тридцатью ПЛ будут поровну разделены между тремя Державами. Остаток германского флота будет уничтожен." 23 января 1946 г. газета "Правда" опубликовала англо-советско-американское коммюнике, известившее а назначении тройственной военно-морской комиссии.

Доставшийся СССР в результате жеребьевки «Граф Цеппелин» попал в группу "С" - затопленных, поврежденных или недостроенных кораблей, на приведение в готовность которых средствами германских верфей требовался ремонт сроком свыше полугода.

Тройственная комиссия выработала рекомендации, в соответствии с которыми все боевые корабли группы "С" в установленные сроки подлежали уничтожению путем затопления на большой глубине или разборки на металл.

В 1947 г. выходит постановление №601 правительства "Об уничтожении в 1947 г. бывших немецких кораблей категории "С". По предложению нового командования ВМС СССР, эти корабли было решено использовать для проведения экспериментов по изучению боевой живучести (так же поступали с трофейными кораблями союзники, ценнейший практический опыт был получен американцами в результате бомбометания по немецкому линейному кораблю “Ostfriesland” еще после окончания Первой мировой войны).


После поднятия. Штеттин, 1947 год

Ликвидацию «Граф Цеппелин» передается в распоряжение ЦНИИВК предполагалось провести с максимальным военно-научным и практическим эффектом. Для этой цели была создана специальная комиссия под председательством вице-адмирала Ю.Ф.Ралля, в задачу которой входило потопление АВ с проведением испытаний воздействия на него авиационных бомб, артснарядов и торпед в так называемом "статическом" (подрыв заранее размещенных боеприпасов) и "динамическом" (фактические стрельбы и бомбометание) вариантах. Предполагалось, что на АВ сначала будут подорваны заранее заложенные авиабомбы и артснаряды различных калибров, затем он будет подвергнут бомбометанию с самолетов, расстрелу из орудий главного калибра крейсеров и, наконец, завершат дело "лихие" торпедные атаки надводных кораблей. Планировался также и подрыв мин на различных глубинах и удалениях. В промежутках между вариантами указанного сценария группы военных ученых должны были производить замеры, расчеты и проверки элементов корабля с минимальными действиями по восстановлению его живучести (например, запуск насосов для откачки воды).



Осуществление программы испытаний возлагалось на 4-й ВМФ.

К моменту принятия этого решения «Граф Цеппелин» находился далеко не в лучшем своем состоянии - даже от незавершенного построечного. К 17 августа 1945 г. корабль был обследован в ВМБ Штеттин 77-м отрядом АСС КБФ. «Граф Цеппелин» лежал (вернее, "стоял") на грунте без дифферента с незначительным креном на правый борт. Все турбины, вспомогательные котлы и электрогенераторы корабля оказались подорванными немцами, причем в местах взрыва были разрушены и водонепроницаемые переборки. Имелась пробоинах подводной части размерами 0,8 на 0,3 м и трещина длиной около 0,3 м. Гребные винты были сняты с валов и уложены на полетной палубе (для уменьшения электрохимической коррозии корпуса). Самолетоподъемники также были подорваны, причем в районе кормового подъемника в полетной палубе имелась большая вмятина со стрелкой прогиба 0,2 м. В настиле полетной палубы оказались и другие, менее обширные вмятины от попаданий снарядов.

Подъем «Граф Цеппелин» производился простой откачкой воды мотопомпами с предварительной заделкой подводной пробоины и трещины. Надводные пробоины в корпусе и неисправные иллюминаторы заварили, однако нарушенную водонепроницаемость палуб из-за большого объема работ и нехватки времени восстановить так и не удалось.

После этого «Граф Цеппелин» отбуксировали в Свинемюнде. Когда в ночь с 15 на 16 августа корабль прибыл в заданный квадрат, выяснилось, что на становой якорь из-за обрыва якорьцепи (в которой оказалось дефектное звено) его поставить не удастся, а поставленный адмиралтейский легкий якорь (малый стоп-анкер) лишь ограничивает дрейф АВ в незначительной степени. Это обстоятельство, как увидим, оказало решающее влияние на всю программу испытаний.

Утром 16 августа начались испытания надводного воздействия боеприпасов. Сначала одновременно подорвали заранее заложенные ФАБ-1000 (в дымовой трубе), три ФАБ-100 и два 180-мм артснаряда под полетной палубой (ФАБ - фугасная авиабомба с соответствующим индексу весом-калибром в кг). Во время второго подрыва взорвали еще одну ФАБ-1000 на полетной палубе. Третья серия одновременных подрывов заключалась в одновременной детонации ФАБ-250 и двух 180-мм снарядов.

После первой серии взрывов была проведена авиационная бомбардировка АВ самолетами. Для выполнения этой задачи выделялись 39 экипажей 12-го Гвардейского авиаполка 8-й минно-торпедной авиадивизии и 25 самолетов Пе-2 - все имевшиеся исправные самолеты полка. Две девятки самолетов бомбили по сигналу ведущего в звене, а часть Пе-2 атаковали цель индивидуально. Удары обеспечивали два самолета типа "Каталина", один из которых, находясь над целью, наводил на нее ударную группу, а второй работал в поисково-спасательном варианте. Кроме того - управление ударными группами осуществлялось еще и с “Волынца”, а на палубе "жертвы" был нарисован белый крест 20 на 20 м с шириной полос пять м.



Первая атакующая группа нанесла удар с высоты 2070 м и сбросила 28 авиабомб, вторая - примерно стой же высоты, сбросила 36, и третья (индивидуальное бомбометание) "разгрузилась" 24 бомбами. Три самолета вынуждены были сбросить бомбы в море аварийно. Результат бомбометания по почти неподвижному, беззащитному и совсем не маленькому кораблю оказался "впечатляющим": из ста бомб в цель попали только шесть, причем обнаружить в палубе удалось лишь пять попаданий. Летчики же настаивали на одиннадцати, считая, что часть бомб попала в уже разрушенные предыдущими подрывами места. Так или иначе, но бомбардировка АВ с точки зрения живучести ничего не дала: бомбы П-50 оказались слишком маломощными и не наносили существенных повреждений, кроме вмятин в палубе глубиной 5-10 см. Правда, одна из бомб сделала пробоину в буле диаметром около 1 м. Для боевой подготовки "сталинских соколов" атаки «Граф Цеппелин» были слишком полигонными и, видимо, мало поучительными: противовоздушной обороны, понятно, не осуществлялось, самолет наведения беспрепятственно "разгуливал" над целью, высота бомбометания соответствовала зоне плотного зенитного огня.

На этом программа "статических" надводных испытаний была завершена, началась подготовка к проведению испытаний под воздействием подводного оружия. Однако 17 августа началось постепенное ухудшение погоды – усиление волнения до трех баллов (ветер - 5-6 баллов) - и АВ начал дрейфовать в район мелководья. Возникла реальная угроза того, что его не удастся затопить на приличной глубине (в начале испытаний таковая составляла 113 м, а концу первого этапа - уже 82 м). Вице-адмирал Ю.Ф.Ралль принял самостоятельное решение прекратить испытания и быстро добить АВ торпедами надводных кораблей. Поэтому из Балтийска были вызваны торпедные катера (типа “Элко”) ТК-248, ТК-425 и ТК-503, а также эсминцы ”Славный”, ”Строгий” и “Стройный”. Первым к АВ прибыли катера. Атака ТК-248 оказалась безуспешной - торпеда, не взорвавшись, прошла под килем АВ. Через 15 минут ТК-503 попал торпедой в правый борт. Взрывом разрушило конструкции буля, но находившиеся за ним броневой пояс оказался неповрежденным. Через час подошли эсминцы, ”Славный” выстрелом торпеды опять в правый борт добился попадания. «Граф Цеппелин» начал медленно ложиться на в правый борт, через четверть часа крен достиг 25 град. Одновременно увеличивался дифферент на нос. Еще через восемь минут (через 23 минуты после взрыва второй торпеды) «Граф Цеппелин» с креном 90 град. и дифферентом на нос 25 град. скрылся с поверхности моря.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    34 комментария
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +4
      19 августа 2013 08:26
      восемь 203-мм орудий, мощное зенитное вооружение, защита - по стандартам для легких крейсеров
      Тупиковый вариант,погубила страсть к гигантизму
      АВ должен быть только АВ.Даже видно,что корпус больше лётной палубы.
      Много ли они могли их произвести? И нянчились бы как с "Тирпицем"
      А американцы свои АВ делали чуть ли не жестяными и лишь с одним назначением-плавающий аэродром.Зато и времени на него уходило конечно больше чем на транспорта тина "Либерти"
      Всего на постройке «Либерти» было занято 18 верфей (не считая многочисленных субподрядчиков), и в 1943 выпуск составил в среднем 3 судна в день
      но и не на сильно много
      И терять их было не так тяжко
      1. Nick_1972
        +6
        19 августа 2013 10:40
        На базе серийных гражданских судов (танкеров и транспортов) американцы строили только эскортные авианосцы. Даже легкие авианосцы строились на базе ЛК Кливленд. Англичане пошли даже дальше, на своих авианосцах поставили бронированные полетные палубы. Правда авиагруппа стала меньше меньшего, но потихоньку они это исправили. Это я к вопросу о жестянности авианосцев.
        А насчет легкого отношения к потерям авианосца: 1. Это всегда погибшие люди, не важно с чьей стороны; 2. Одной из страшных потерь японского флота в сражении у атолла Мидуэй была потеря не только авианосцев, но и практически всей элиты палубной авиации. А сделать из курсанта флотской авиашколы эксперта наверно дольше, чем построить авианосец. Что, кстати, отчасти подтверждает отсутствие авиагрупп к концу войны на оставшихся японских авианосцах.
        1. +2
          19 августа 2013 14:39
          Цитата: Nick_1972
          Это я к вопросу о жестянности авианосцев.
          А насчет легкого отношения к потерям авианосца
          Понят,что заигрался с образами
          Имел в виду их относительную простоту,по-тому и большую скорость постройки
          Понял,что писатель я х-вый,но не кровожадный.Просто потери одних экскортных авианосцев,чуть ли не соизмерим по тоннажу с потерями всего флота нацистов
      2. +3
        19 августа 2013 12:20
        Цитата: Денис
        Тупиковый вариант,погубила страсть к гигантизмуАВ должен быть только АВ
        Почему же тупиковый? У американцев на "Саратоге" и "Лексингтоне" (кстати, переделанные из недостроенных линейных крейсеров) башни с 203 мм орудиями стояли до 1942 года, после заменили на универсальные орудия. Что до длины полётной палубы, так у многих АВ она была по носу или корме короче корпуса корабля. "Жестяными" у янки можно считать разве-что конвойные и эскортные авианосцы, переделанные из гражданских судов, все остальные корабли имели солидное бронирование.
      3. +5
        19 августа 2013 12:52
        Цитата: Денис
        Тупиковый вариант,погубила страсть к гигантизмуАВ должен быть только АВ.Даже видно,что корпус больше лётной палубы.Много ли они могли их произвести? И нянчились бы как с "Тирпицем"

        Корабль явно планировалось использовать в качестве рейдера с ограниченным эскортом или вовсе без него, и под эту концепцию он "заточен" на мой взгляд оптимально.
        Его появление на атлантических комуникациях доставило бы союзничкам гараздо больше проблем чем тот же "Бисмарк" и ещё больше в паре с ним.
        1. +1
          19 августа 2013 15:01
          Цитата: Dmitriy69
          доставило бы союзничкам гараздо больше проблем чем тот же "Бисмарк"
          Бесспорно,как и "Тирпиц",это были значимые и мощные боевые единицы-один выход вызывал переполох,но всего лишь единицы.И часто переполох этот был чем то сродни труднейшим трудностям снабжения,как отсутствие туалетной бумаги или мороженого
    2. +5
      19 августа 2013 09:42
      Обидно, что затопили. Мог бы быть первым советским авианосцем, пусть и учебным. А так строительство авианосного флота задержалось ещё на 30 лет.
      Наши англо-саксонские друзья и здесь нас развели. Им СССР с авианосцами был не нужен.
      1. +5
        19 августа 2013 10:28
        Цитата: Кибальчиш
        Мог бы быть первым советским авианосцем, пусть и учебным


        Тем более что СССР омывало гораздо более морей и океанов чем Германию
        1. т72
          0
          19 августа 2013 21:57
          Что там было достраивать!Ясно же написанно,грамотно немцы все подорвали!А ящик новый легче склепать чем переберать обломки и клеить соплями.
      2. +5
        19 августа 2013 10:36
        СССР/Россия - это цивилизация суши.
        Америка/Британия - это цивилизация моря.
        Для цивилизации моря жизненно необходимо наличие сильного флота; основной составляющей которого в настоящий момент являются авианосцы (АУГ). Это не означает, что цивилизация моря не может иметь достаточно сильную сухопутную армию в некоторые промежутки времени.
        Для цивилизации суши жизненно необходимо наличие сильной наземной (не морской) армии; основной составляющей которой в настоящий момент являются танки/танковые армии. Это не означает, что цивилизация суши не может иметь достаточно сильные ВМФ.

        Одновременное развивать мощьный ВМФ с АУГами и такие же мощьные сухопутные силы с тысячами и десятками тысяч танков ни экономически ни ресурсно (человеческие, научные, производственные, финансовые, пищевые и прочие ресурсы) НЕВОЗМОЖНО.

        Хватит мечтать об авианосцах. Конечно, у нас могут быть несколько авианосцев (1-2), но как по количеству, так и по их характеристикам мы, оставаясь цивилизацией суши, не сможем конкурировать с американцами. Сначала нужно отказаться от тысяч танков, их проектирования, производства, содержания. В этом случае мы сразу теряем безоговорочное доминирование на суше. А это не приемлемо.
        1. prophet190
          +3
          19 августа 2013 13:20
          Дело говоришь, не стоит силы распылять.
        2. +8
          19 августа 2013 13:41
          Цитата: Ivan_Ivanov
          СССР/Россия - это цивилизация суши.Америка/Британия - это цивилизация моря.
          Спасибо, что не вспомнили о "цивилизации неба", будь такая, авианосцы стали бы сплавом всех "стихий". Может, хватит уже про "сухопутную Россию"? Есть сильные страны, а есть слабые, как и их вооружённые силы. Если меры не знать, так сдуру можно разориться и на надувных макетах в миллионных тиражах. Морская граница России намного больше, чем у США, и несоизмеримо больше, чем у Великобритании. Аргумент, что немалая часть её, - Арктика, не влияет на пастбище вражеских лодок под её льдами у наших берегов, ко всему, приход иностранных ледоколов с чужими кораблями не заказан. Будет это покушение на ресурсы или военное давление уже не столь важно, важно то, что Россия не выживет без сильного флота, в отстаивании своих интересов на морях, а сильный флот предполагает все классы кораблей, в частности и авианосцы.
          1. 0
            19 августа 2013 14:05
            Есть сильные страны, а есть слабые,..

            Спасибо, все объяснил... laughing

            Читать умеем?
            Ivan_Ivanov
            Это не означает, что цивилизация суши не может иметь достаточно сильный ВМФ

            Добавлю.
            Если бы мы имели дюжину линкоров перед началом Великой Отечественной, мы бы не победили в войне.
            1. +1
              19 августа 2013 21:12
              Цитата: Ivan_Ivanov
              Спасибо, все объяснил...
              Похоже, что нет. Вы правы в том, что военные расходы должны быть посильными, но сами же и утрируете, доводя до абсурда армию и флот. В августе 1939 года руководство ВМФ СССР хотело довести состав линейных кораблей к январю 1948 года до 15 единиц (6 линкоров для ТФ, 4 линкора для БФ, 3 линкора для ЧФ, 2 линкора для СФ), но очень скоро стало ясно, что подобные планы строительства непосильны. Тем не менее, четыре линкора типа "Советский Союз" были заложены, как и новые крейсера и эсминцы. Иметь дюжину линкоров перед войной мы не могли, но если царская Россия строила 8 новых линкоров и 4 линейных крейсера перед Первой мировой, Советскому Союзу, окажись они у нас, это бы никак не помешало победить в войне, скорей наоборот. И, не обижайтесь, это лишь наши мнения, верные или ошибочные, может, время покажет.
        3. +5
          19 августа 2013 14:30
          Цитата: Ivan_Ivanov
          СССР/Россия - это цивилизация суши.


          Это на чем такое заявление основывается?
          На стратегии партии и правительства?

          Для справки Общая протяженность государственной границы России - 59 836,3 км. Протяженность морских границ России составляет 38 807 км.


          Или количества АУГ для уничтожения которых СССР создал, а Россия уничтожает менее затратный проект типа
          1. "КУрск" - 1 млрд S(24 сверхзвуковые крылатые ракеты «Гранит»),
          Современный авианосец ВМС США класса "Нимиц" стоит 4,5 — 5 млрд. долларов.- Предполагаемая стоимость англо-французского авианосца-робота составит 4 млрд. евро.Прокорм 5700 человек команды авианосца ВМС США "Теодор Рузвельт" в течение месяца обходится более чем в миллион долларов. На его складах и в холодильниках постоянно хранится продуктов на 2,5 млн. долларов.

          Другие проекты противодействия
          2. Ракетоносные крейсера типа "Слава"
          3.Экраноплан "Лунь"
          4. Ту-22М2 и м3 и даже АН-70(Модификации АН-170,171) и многое другое

          Без сильного ВМФ мы не были не будем державой в полном смысле слова, нас браконьеры или сомалийские пираты засмеют. Другой вопрос стратегии - какими должны быть ВМФ.
          1. +3
            19 августа 2013 15:33
            Это на чем такое заявление основывается?

            На логике развития Русской Цивилизации.
            Зарождение нашей цивилизации произошло в глубине континента. Экспансия шла как из глубины континента к его границам - побережью, так и вглубь континента. Осваивались земли, строились дороги, города... Наша экспансия закономерно вывела нас к побережью. Но основные наши ресурсы, торговые и прочие пути - сухопутные и находятся внутри континента. Естественно после выхода к побережью, для своей защиты нам понадобился флот. Он нужен и сейчас. И чем сильнее, тем лучше. Только его уселение не должно идти за счет ослабления сухопутных сил. Именно сухопутные силы - наш стратегический ресурс.

            Что за любовь к манипуляциям и перекручиванию. Я совершенно ясно и четко сказал (и повторю), что нам необходим сильный флот, но его развитие не должно быть за счет сухопутных сил. А построить и содержать достаточное количество авианосцев без ущерба для сухопутных сейчас просто невозможно. Лучше, гораздо дешевле и эффективнее для защиты вместо авианосца с эскортом построить многоцелевую АПЛ и эскадрилию дальней авиации.
            1. +4
              19 августа 2013 16:00
              Цитата: Ivan_Ivanov
              Наша экспансия закономерно вывела нас к побережью


              Этот день можно считать днем ВМФ..
            2. Комментарий был удален.
        4. 0
          19 августа 2013 21:16
          Цитата: Ivan_Ivanov
          СССР/Россия - это цивилизация суши.
          Америка/Британия - это цивилизация моря.
          Для цивилизации моря жизненно необходимо наличие сильного флота; основной составляющей которого в настоящий момент являются авианосцы (АУГ). Это не означает, что цивилизация моря не может иметь достаточно сильную сухопутную армию в некоторые промежутки времени.

          Ну раз суша, может все РПКСН, а то и весь флот попилим? АУГ - по советски, создавался не для бойни с америкосами, а для прикрытия районов рассредоточения РПКСН (понятно, что они потом на север шли)...
          1. 0
            20 августа 2013 12:28
            у раз суша, может все РПКСН, а то и весь флот попилим?

            Оставьте привилегию лгать, манипулирова и перекручивать смысл слов собеседника либерастам. Они за это деньги получают.
            Вы хотите потопить весь флот?
            Как можно писать такие глупости?
      3. 0
        19 августа 2013 21:57
        Цитата: Кибальчиш
        Обидно, что затопили. Мог бы быть первым советским авианосцем, пусть и учебным.

        К середине 1939 года в ЦНИИ-45 разработали предэскизный проект малого авианосца, получившего №71. Этот проект в наибольшей степени соответствовал представлениям ВМФ об авианосце и возможностям судостроительной отрасли. Предлагались следующие данные: водоизмещение 11 300 т, мощность механизмов 126 500 л. с., скорость 33 уз; вооружение: 8 100-мм универсальных АУ, 16 37-мм АУ, 20 12,7-мм пулеметов; авиагруппа: десять многоцелевых самолетов и 20 истребителей, две катапульты. В качестве базового послужил корпус легкого крейсера пр. 68, с машинно-котельной установкой, это облегчало освоение нового типа корабля промышленностью. Проводились работы по формированию наиболее выгодного, с аэродинамической точки зрения, внешнего вида. Большинство корабельных систем и агрегатов, артиллерийских установок и приборов управления огнем, за исключением авиационного снаряжения, было освоено промышленностью. Местом строительства избрали завод №199 в Комсомольске-на- Амуре, с началом постройки первого корабля в 1942 году.

        Вступление СССР во вторую мировую войну не позволило начать строительство авианосцев пр. 71. Эскизное проектирование продолжалось: в 1944 году в ЦНИИ-45 разработали новый проект под №72. Основой для него послужил предвоенный проект 71-Б. По внешнему виду и тактико-техническим характеристикам пр.72 сильно походил на английские авианосцы типа «Имплекейбл». Водоизмещение 28 800 т, мощность главной энергетической установки 144 000 л. с., скорость 30 уз, вооружение: 16 130-мм универсальных АУ, 16 85-мм АУ, 24 37-мм АУ, 48 25-мм АУ, 30 самолетов, две катапульты, бронирование: борт 90 мм, полетная палуба 30 мм, ангарная 55 мм, ангар 30 мм. Представители флота сочли авиагруппу корабля слишком маленькой для такого водоизмещения, начались переработки, но все проектом и ограничилось.
        http://alternathistory.livejournal.com/

        Изображение кликабельно:
        1. 0
          20 августа 2013 00:10
          Цитата: Корсар
          в 1944 году в ЦНИИ-45 разработали новый проект под №72


          Изображение кликабельно:
    3. Волхов
      +1
      19 августа 2013 10:10
      Начали строить 2 авианосца, а бросили 1... Ситуация как с подлодками - многие куда-то делись в конце войны.
      Мог ли "Цеппелин" быть макетом и источником запчастей для "Рихтгофена"? Если второй достроен в Чили с атомной ГЭУ (производство урана это позволяло, министр атомной энергетики в 42 был).
      1. avt
        0
        19 августа 2013 17:52
        Цитата: Волхов
        Начали строить 2 авианосца, а бросили 1... Ситуация как с подлодками - многие куда-то делись в конце войны.

        Никуда не делся , Питер Штрассер остановили с постройкой в 1939 году собрав до бронепалубы и в 1940 разобрали .
        1. Волхов
          -1
          20 августа 2013 03:55
          Вот и я про то - пушки и самолёты перебросили в Норвегию, возможно и остальной комплект деталей через Норвегию ушёл в Чили, иначе парадокс - гигантские затраты, спешка с авиагруппой и в утиль...
          1. avt
            0
            20 августа 2013 09:35
            Цитата: Волхов
            Вот и я про то - пушки и самолёты перебросили в Норвегию, возможно и остальной комплект деталей через Норвегию ушёл в Чили, иначе парадокс - гигантские затраты, спешка с авиагруппой и в утиль...

            Поменьше смотрите рен ТВ с Анной Чапман ,побольше архивных материалов ,весь металл съел Восточный фронт .
            1. Волхов
              -1
              20 августа 2013 16:26
              Цитата: avt
              ,весь металл съел Восточный фронт .

              Чем он его ел - металлургия не работала с конца 44, поставки руды из Швеции остановлены, Рейн весной 45 впервые был чистым.
      2. 0
        8 февраля 2014 00:46
        Цитата: Волхов
        Мог ли "Цеппелин" быть макетом и источником запчастей для "Рихтгофена"? Если второй достроен в Чили с атомной ГЭУ (производство урана это позволяло
        О боже? У Вас не паранойя случаем?

        министр атомной энергетики в 42 был)
        Фамилию не подскажете? Что-то о таком министре слыхом не слыхивал.
    4. vitek1233
      +1
      19 августа 2013 10:24
      Мощный был бы корабль
    5. 0
      19 августа 2013 11:44
      Амеровский в 96 году в Пусане видел. Офигенная громадина.
    6. +2
      19 августа 2013 12:26
      Хорошая, содержательная статья. Хочется здесь лишь добавить к теме "Авианосец Гитлера", что кроме строительства авианосца "Граф Цеппелин", немцы начали работы по переделке в авианосец недостроенный тяжелый крейсер "Зейдлиц", плюс, предполагалась переделка в авианосец "Эльба" гражданского судна.
    7. +1
      19 августа 2013 14:35
      Хрен с ним, с авианосцем этим. Какого так плохо наши лётчики бомбы метали? 6 бомб из 100. Что за? И почему в статье ничего не сказано о причинах такого результата? Лётчики прошли всю войну и учились не на тренажёрах. И положили только 6 бомб! what
      И это при том, что бомбили не маневрирующий эсминец, который ещё и снаряд может влепить. А огромный авианосец. Ничего не понимаю.
      1. +5
        19 августа 2013 14:49
        Цитата: Iraclius
        акого так плохо наши лётчики бомбы метали? 6 бомб из 100.


        С пикирования полноценно работали только пилоты 2-го гвардейского бак дважды ГСС И. С. Полбина, который погиб в боевом вылете над Бреслау 11 Февраля 1945 года, так говорят....
        1. +1
          19 августа 2013 15:10
          Vadivak, честно сказать - впервые об этом слышу. Спасибо за информацию, буду разбираться. what
      2. Комментарий был удален.
    8. +1
      19 августа 2013 14:52
      Ещё Гансы спроектировали вспомогательный авианосец "Европа".В чертежах он был готов.Мореманы,есть какая инфа по нему?
      1. +3
        19 августа 2013 15:19
        Цитата: Den 11
        Ещё Гансы спроектировали вспомогательный авианосец ЕвропаВ чертежах он был готов.

        Был такой проект перестроить незаконченный тяжелый крейсер «Зейдлиц», готовый на 90 %, и пассажирские лайнеры « Европа », «Гнейзенау» и «Потсдам» в авианосцы . «Зейдлиц» был однотипным кораблем с «Принцем Ойгеном». Он имел водоизмещение 15660 тонн, длину 681,25 фута и был вооружен 8 – 203-мм орудиями.
        Из лайнеров самым крупным был «Европа» (49476 тонн, 28 узлов). Одно время на этом корабле имелись катапульта и гидросамолет, чтобы доставлять авиапочту. «Гнейзенау» (18160 тонн, 652 фута) и «Потсдам» (17518 тонн, 631 фут) были почти одинаковыми кораблями. Оба лайнера развивали скорость 21 узел. Примерно такой же лайнер «Шарнхорст» был в 1942 году приобретен Японией и перестроен в эскортный авианосец «Синьё». Авианосец « Европа » должен был нести 42 самолета, остальные 2 корабля – по 24.«Е.» стала самым крупным германским лайнером. После начала войны принято решение о переоборудовании «Е.» во вспомогательный авианосец. Для этого предполагалось установить на ней зенитные орудия
      2. Комментарий был удален.
    9. 0
      19 августа 2013 15:03
      Вообще Гансы хотели перестроить некоторые пассажирские корабли(лайнеры) в авианосцы.Кое-какие крейсера
    10. +1
      19 августа 2013 15:46
      Всё-таки,Гитлер принял абсолютно правильное решение,сделав ставку на подводный флот Дёница!Во-сколько обходилась постройка 9-ки(не говоря-уж про 7-ку)по соотношению к таким колоссам как Цеппелин,Тирпиц,Бисмарк и т.д.
      1. +1
        19 августа 2013 15:51
        При этом тот же Дёниц, став командующим ВМФ Германии спас от разделки надводные корабли, в порыве эмоций признанные Гитлером "бесполезными".
        1. +3
          19 августа 2013 15:56
          Как-же мореман может сдать на растерзание своё?Это-же как серпом по ...!Даже если он понимал их ненужность!Вам-ли незнать(судя по аве)
    11. +2
      19 августа 2013 20:50
      Прослеживается преемственность наших авианесущих крейсеров "Киев" и последующих с АВ "Цеппелин" в попытке совместить в одном корабле ударное (артиллерийское или ракетное вооружение) с авиационной компонентой. Наши корабелы применили и часть немецкого опыта.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»