Совершенство приводит к деградации

Совершенство приводит к деградацииВ военно-воздушных силах (ВВС) различных стран мира остается еще довольно много истребителей 2-го и 3-го поколений. Они принимали участие во множестве локальных войн, описать их результаты в одной статье нет никакой возможности. Только на сюжет «F-4 против МиГ-21» можно написать брошюру. При этом в описании побед и потерь каждого типа самолета всегда есть множество противоречий, в зависимости от того, какая сторона занимается описанием. Слишком велика в этих описаниях роль пропаганды. Необходимо сопоставление множества источников для получения хотя бы относительно объективной картины.

«Лицом» современных ВВС являются истребители 4-го поколения. И останутся этим «лицом» еще очень надолго, поскольку 5-е поколение строить очень тяжело. Поэтому наиболее интересно изучить их боевой опыт. Который, впрочем, гораздо меньше, чем у их предшественников. Так, ни в одном бою ни разу не участвовали китайские машины 4-го поколения J-11 («клон» Су-27) и J-10. Европейский «Тайфун», французский «Рафаль» и шведский «Гриппен» участвовали лишь в «полигонной» войне в Ливии («Рафаль» еще воевал в столь же «полигонном» Мали), работая в отсутствие ПВО противника по наземным целям. Таким образом, реальный боевой опыт имеют всего шесть типов самолетов 4-го поколения: американские F-15, F-16, F/А-18, советские/российские Су-27 и МиГ-29, а также французский «Мираж-2000».

АМЕРИКАНСКИЙ ПЕРВЕНЕЦ


Первым истребителем 4-го поколения, поступившим на вооружение, стал F-15. Данный самолет в качестве воздушного бойца превосходит всех своих «коллег», вместе взятых.

Впрочем, наибольших успехов F-15 добились в составе ВВС Израиля, а не США. Впервые они вступили в бой с ВВС Сирии в июне 1979 года. До мая 1982 года они сбили от 9 до 14 сирийских МиГ-21 и 1-2 МиГ-25 (меньшие значения подтверждены сирийцами, большие – утверждения израильтян). При этом по советско-сирийским данным, в воздушных боях сбито 3-4 F-15 (2 – МиГами-21, 1–2 – МиГами-25), еще 4 – ЗРК «Оса». Евреи категорически отрицают боевые потери F-15 по каким-либо причинам, сирийцы никаких практических доказательств своих побед не предоставляют.

В ходе наиболее интенсивных боев в июне 1982 года F-15, по первоначальным израильским заявлениям, сбили 63 сирийских самолета. Впоследствии евреи выставили более реалистичную цифру – 32 самолета (18 МиГ-21, 12 МиГ-23, 2 самолета неопределенного типа). Сирийцы претендуют как минимум на 5 сбитых F-15, евреи это отрицают, признавая лишь серьезное повреждение одного самолета в бою с МиГ-21.

В конце 1983 года произошла новая вспышка боевых действий в Ливане и над ним, причем на этот раз сирийцы воевали не только против Израиля, но и против НАТО. По советским данным, сирийские МиГ-23МЛ сбили 3 F-15. Евреи отрицают сам факт этих боев, не признавая потерь и не претендуя на победы.

Наконец, в июне 1989 году израильские F-15 сбили 2 сирийских МиГ-29.

Саудовские F-15С в июне 1984 года сбили 1 или 2 иранских истребителя F-4. Затем во время «Бури в пустыне» в январе 1991 года ими были сбиты два иракских истребителя «Мираж-F1». При этом в феврале (еще во время войны) был потерян один саудовский F-15С. По официальным заявлениям, это произошло по техническим причинам.

Именно во время «Бури в пустыне» произошел боевой дебют F-15 ВВС США. Они и нанесли основные потери ВВС Ирака, сбив 4–5 МиГ-29, 2 МиГ-25, 6–8 МиГ-23, 2 МиГ-21, 1 Су-7, 4 Су-22, 2 Су-25, 6–7 «Миражей-F1», 3 вертолета.

Наконец, во время агрессии НАТО против Югославии в марте–июне 1999 года американские F-15С сбили 3 или 4 югославских МиГ-29.

Никаких потерь (по крайней мере, подтвержденных) F-15 не имели ни в воздушных боях, ни от наземной ПВО.

Все потери пришлись на F-15Е, при этом побед у него нет. Что, впрочем, естественно. Если F-15A/B/C/D создавался и эксплуатировался в качестве «чистого» истребителя, то F-15Е – это ударный самолет, хотя и теоретически способный вести воздушный бой. Строго говоря, его некорректно называть истребителем 4-го поколения. Тем не менее это ведь F-15.

Еще перед началом «Бури в пустыне» (в конце 1990 года) разбился на Аравийском полуострове F-15Е с бортовым номером 87-0203. Непосредственно на войне были потеряны 2 F-15E: 88-1689 (сбит иракской зенитной артиллерией) и 88-1692 (сбит ЗРК С-75). Во время активной фазы второй иракской войны, в апреле 2003 года, иракской ПВО был сбит один F-15Е (88-1694). В июле 2009 года в Афганистане разбился F-15Е (90-0231), причина гибели неизвестна. В марте 2011 года в Ливии разбился F-15Е (91-0304). Он почти наверняка разбился по техническим причинам, поскольку силам Каддафи было просто нечем его сбивать, они и не претендовали на эту победу.

МНОГОЛИКИЙ «СОКОЛ»

Другой американский истребитель – F-16 – имеет гораздо более богатую боевую биографию, чем F-15, при этом побед у него гораздо меньше, а потерь гораздо больше.

С июля 1981 года по май 1982 года израильские F-16 сбили 4 сирийских МиГ-21 и 2 МиГ-23. При этом якобы сирийские ЗРК «Оса» сбили 3 F-16, чему доказательств нет. Евреи же полностью отрицают любые боевые потери как F-15, так и F-16.

В ходе интенсивных боев в июне 1982 года израильские F-16 якобы сбили 45 сирийских самолетов, затем это число уменьшилось до 33, причем почти все они не были отождествлены по типам. Реально на их счету было 3–6 МиГ-23МФ и 9 ударных самолетов (7 Су-22 и 2 МиГ-23БН). При этом сирийцы претендуют на уничтожение 3–6 F-16 в боях с МиГ-23МФ, чего евреи, как было сказано выше, не подтверждают.

Во время последней ливанской войны в июле 2006 года разбился израильский F-16D (бортовой номер 489, он же 00-1045), но он упал сразу после взлета, поэтому в данном случае речь однозначно идет об аварии, а не о воздействии ПВО «Хезболлы».

Вслед за израильскими в бой вступили пакистанские F-16, участвовавшие на стороне душманов в необъявленной войне против СССР и тогдашнего афганского правительства. На их счету 2 истребителя ВВС Афганистана МиГ-23, 3–4 штурмовика Су-22, 2 пассажирских самолета (Ан-26 и Ан-32), причем уничтожение последних было вообще-то военным преступлением (Запад их почему-то не заметил), а также один штурмовик ВВС СССР Су-25 (его пилотировал Александр Руцкой). Потеряли пакистанцы один F-16 (бортовой номер 81-0918, он же 85720). Он был сбит 29 апреля 1987 года, когда пакистанские истребители встретились с советскими МиГ-23МЛД (то есть истребителями 3-го поколения). Впрочем, по официальной версии, F-16 был по ошибке сбит его же собственным ведомым, но большинство независимых исследований считают, что он все же стал жертвой МиГа.

Американские F-16 впервые вступили в бой во время «Бури в пустыне». Поскольку борьба с иракскими истребителями была полностью возложена на F-15, F-16 использовался как ударный самолет. Поэтому на его счету в той войне нет ни одной победы, зато есть значительные потери. Еще перед началом войны на Аравийском полуострове разбились три F-16 ВВС США (79-0040, 83-1151, 88-0483). Непосредственно во время войны были потеряны семь F-16, из них сбитыми официально считаются три: 84-1390 (ПЗРК «Игла»), 87-0228 (ЗРК «Квадрат»), 87-0257 (ЗРК С-125). Не вполне ясны причины гибели еще четырех самолетов (84-1218, 84-1379, 87-0224, 86-0329).

Первой победы в Ираке F-16 добился в декабре 1992 года: обеспечивая соблюдения «бесполетной зоны», он сбил иракский МиГ-25.

Во время второй иракской войны в 2003–2008 годы было потеряно 5 F-16 ВВС США. В ноябре 2006 года F-16CG (90-0776) погиб во время оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам. Официально считается, что он так увлекся погоней за целью (автомобилем боевиков), что потерял ориентацию и столкнулся с землей. О причинах гибели еще четырех F-16 (88-0424, 89-0231, 92-3901, 93-0554) история умалчивает. Также неизвестна причина потери единственного F-16С ВВС США (00-0219) в Афганистане в апреле 2013 года.

Во время войны в Боснии и Герцеговине 28 февраля 1994 года американские F-16 сбили четыре сербских штурмовика J-21, причем три из них сбил один американский летчик. Боевые потери составили один F-16С (89-2032), который в июне 1995 года был сбит ЗРК «Квадрат». Еще три F-16

ВВС США в ходе той же войны считаются потерянными по техническим причинам.

Во время войны 1999 года американские F-16 сбили один или два сербских МиГ-29 (второй, возможно, был сбит своим же ЗРК «Квадрат»). Собственные потери составили один F-16С (88-0550), который в ночь с 1 на 2 мая был сбит ЗРК С-125.

Кроме того, во время той же агрессии НАТО против Югославии еще один сербский МиГ-29 был сбит F-16А голландских ВВС, причем, что крайне необычно, голландец сбил серба не ракетой «воздух–воздух», а противорадиолокационной ракетой (видимо, она навелась на РЛС МиГа). С другой стороны, в августе 2006 года ВВС Голландии по неизвестной причине потеряли F-16A (J-364) в Афганистане.

Боевые успехи имеют F-16 ВВС Венесуэлы. В ноябре 1992 года во время неудачного военного мятежа они сбили три легких штурмовика (два OV-10 американского и одного АТ-27 бразильского производства) собственных ВВС, оказывавших поддержку мятежникам.

Наконец, F-16 задействованы (причем с обеих сторон) в постоянной необъявленной холодной войне между «заклятыми союзниками» по НАТО – Грецией и Турцией. Иногда эта холодная война становится горячей. В частности, в октябре 1996 года турецкий F-16D был сбит греческим истребителем «Мираж-2000EG» (один из двух турецких летчиков погиб). А в мае 2006 года греческий и турецкий F-16 доманеврировались до того, что столкнулись. Оба самолета разбились, греческий летчик погиб.

В мае 2013 года турецкий F-16С по неизвестным причинам упал рядом с сирийской границей. Неясно, идет ли речь о потере по техническим причинам или от воздействия ПВО Сирии. В марте 2014 года турецкие F-16 сбили сирийский МиГ-23, в октябре 2015 года – российский бомбардировщик Су-24.

И ПАЛУБНЫЙ «ШЕРШЕНЬ»

Палубный истребитель 4-го поколения морской авиации США F/А-18 имеет меньше всего побед и потерь. В первую ночь «Бури в пустыне» с 17 на 18 января 1991 года эти истребители сбили два иракских истребителя 2-го поколения МиГ-21. В ту же ночь F/А-18С (бортовой номер 163484) был сбит иракским истребителем-перехватчиком МиГ-25. Это единственная официально признанная потеря боевого самолета, принадлежащего ВС США, в воздушном бою за весь период после окончания Вьетнамской войны и единственная официально признанная потеря американского истребителя 4-го поколения в бою с самолетом советского производства. Кроме того, во время «Бури в пустыне» были потеряны по неясным причинам еще два F/А-18 (163096, 163121). Также по неясным причинам один F/А-18С был потерян в апреле 1994 года во время войны в Боснии. В начале второй иракской войны, в апреле 2003 года, один F/А-18С (164974) был сбит своим ЗРК «Пэтриот». Кроме того, во время этой войны в зоне боевых действий были потеряны еще четыре F/А-18 в двух парных столкновениях: два F/A-18С в мае 2005 года, по одному – F/A-18E и F/А-18F – в январе 2008 года.

СУ-27 И МИГ-29

Су-27 впервые вступил в бой уже в составе ВВС РФ над Абхазией во время войны 1992–1993 годов. Там имела место единственная боевая потеря этого самолета: 19 марта 1993 года российский Су-27 был сбит грузинским ЗРК С-75. Возможно, в ответ российские Су-27 сбили один или два грузинских штурмовика Су-25, но прямых подтверждений этого нет.

Во время войны 1998–2000 годов между Эфиопией и Эритреей эфиопские Су-27 сбили, по разным данным, от одного до четырех эритрейских МиГ-29 и, возможно, до двух МиГ-23. Причем считается, что эфиопские Су-27 пилотировались российскими летчиками, а эритрейские МиГи – украинскими. Кроме того, в августе 1999 года эфиопский Су-27 сбил частный пассажирский «Лирджет-35», случайно залетевший в воздушное пространство страны.

Таким образом, успехи Су-27 весьма скромны, причем его жертвами становились исключительно наши же самолеты. Впрочем, возможности воевать с западными самолетами у него просто не было.

У МиГ-29 все, к сожалению, гораздо хуже. Все бои со своими «коллегами», то есть другими истребителями 4-го поколения, он, как было показано выше, неизменно проигрывал с «сухим счетом». В боях с F-15 было потеряно 9–10 МиГ-29, с F-16 – два или три, а с Су-27 – от одного до четырех. Таким образом, всего было сбито 12–17 МиГ-29, они же не сбили ни одного «коллеги». Все победы МиГ-29 достигнуты над самолетами, по отношению к которым его превосходство очевидно. Во время «Бури в пустыне», возможно, иракский МиГ-29 сбил британский бомбардировщик «Торнадо» (ZA467), но западные источники этого не подтверждают. В 1996 году кубинские МиГ-29 сбили два «Цессны-337» (легкие пассажирские самолеты, перевозившие какие-то грузы для кубинских диссидентов). Эритрейские МиГ-29, возможно, сбили 3–4 эфиопских МиГ-21, три МиГ-23БН, один Су-25, но точных подтверждений этих побед нет. По-видимому, российский МиГ-29 сбил в апреле 2008 года у побережья Абхазии грузинский беспилотник израильского производства, то есть не исключено, что все победы МиГ-29 за 26 лет – две «Цессны» и беспилотник.

При этом, возможно, есть у МиГ-29 потери от наземной ПВО. В июне 1992 года российский ЗРК «Оса» сбил или подбил над Приднестровьем молдавский МиГ-29 (Молдавия не подтверждает потерю). В 2012 году ПВО Южного Судана, видимо, сбила суданский МиГ-29. Летом 2014 года над Донбассом потеряны два украинских МиГ-29, причины потерь не очень ясны.

ФРАНЦУЗСКИЙ «МИРАЖ»

На счету «Миража-2000» один «коллега» есть, о чем уже было сказано выше: греческий «Мираж-2000EG» 8 октября 1996 года сбил турецкий F-16D. Подтвержденная боевая потеря у французского истребителя тоже одна: в августе 1995 года над Боснией сербским ПЗРК («Стрела-2» или «Игла») был сбит «Мираж-2000N» (бортовой номер 346) ВВС Франции. Надо отметить, что «Мираж-2000N» – это не истребитель, а ударный самолет, причем предназначенный для нанесения ядерных ударов. Поэтому его, как и F-15Е, не совсем корректно включать в данное описание. Тем не менее это «Мираж-2000».

Кроме того, также над Боснией в апреле 1993 года был потерян «Мираж-2000С» (это как раз истребитель), причина гибели не ясна. В Афганистане в мае 2011 года разбился «Мираж-2000D» (612) ВВС Франции. Впрочем, это тоже ударная, а не истребительная модификация данного самолета.

БУДЕТ ЛИ БЛИЖНИЙ БОЙ

Сейчас создается впечатление, что воздушные бои становятся неким атавизмом. Последние классические воздушные бои «истребители против истребителей» имели место в 1999 году, то есть 18 лет назад! Эти бои, как было показано выше, стали избиением МиГ-29 первых моделей. Сербские МиГи подверглись избиению со стороны натовских F-15 и F-16, эритрейские – со стороны эфиопских Су-27. Новейшие истребители поколений 4++ и 5 в воздушном бою не проверялись ни разу. Не только между собой, но даже с заведомо более слабыми машинами.

Что касается истребителей 5-го поколения, то крайне сложным и спорным является вопрос о том, насколько прогрессивна данная концепция. До сих пор не ясно, прорыв это или тупик. Для этого как минимум самолеты надо проверить в полноценном бою, чего пока не было. Более того, есть подозрения, что американцы будут максимально избегать применять F-22 и F-35 на настоящей войне (использование F-22 в Ираке и Сирии в роли ударных самолетов таковым заведомо не является, поскольку им не угрожает никакая ПВО).

Даже если машины 5-го поколения окажутся отличными воздушными бойцами, это не отменит их ненормальной дороговизны. Если же дело дойдет до боев, в которых с обеих сторон сойдутся истребители 5-го поколения, то придется пересматривать всю тактику. По-видимому, произойдет возвращение во времена Второй мировой и Корейской войн, когда были возможны только ближние маневренные бои при обязательном визуальном обнаружении друг друга, поскольку с помощью РЛС самолет противника обнаружить не удастся (из-за его малой ЭПР), при этом самолет, включивший РЛС, демаскирует этим сам себя.

Ближний маневренный воздушный бой – вещь крайне жестокая, для таких боев характерны очень высокие потери. Они были возможны в эпоху, когда истребители были дешевым массовым расходным материалом. На сколько боев хватит машин, каждая из которых стоит больше 100 млн долл. и которых из-за этого произведено в лучшем случае пара сотен для ВВС великих держав и менее полусотни для ВВС стран рангом пониже? Вопрос этот очень похож на риторический. Стоимость новейших истребителей (даже поколения 4++, не говоря уж о 5-м) настолько непомерно абсурдна, что воевать ими можно только против такого противника, кто заведомо не способен сбить хотя бы один такой самолет. Так совершенство приводит к деградации. Кто бы мог подумать, что истребители повторят судьбу линкоров? Но именно к этому все и идет.
Автор: Александр Храмчихин
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/armament/2017-07-07/1_955_degradacia.html


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 96

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Андрей ВОВ (Андрей) 8 июля 2017 15:14
    Автор на мой взгляд упустил очень важный момент,в чьих руках находится "штурвал",ручка управления того или иного самолета...
    1. DMB_95 (Михаил) 8 июля 2017 19:50
      По-настоящему проверить степень "крутизны" современных истребителей последних поколений может только масштабный вооружённый конфликт между самыми развитыми державами планеты . И чтобы при этом Российскими самолётами управляли Российские лётчики , НАТО-вскими - натовские и т.д. Но это - Третья мировая .. А локальные конфликты с "неродными" лётчиками в кабинах Российских и НАТО-вских истребителей в разных уголках Земли , или войны вроде Иракской , где авиация Штатов была заведомо в гораздо лучшем положении - это всё не объективный показатель .
      1. Blondy (Blondy) 10 июля 2017 08:31
        Поставила плюс за новый, основанный на боевой статистике взгляд на поблему. А действительно, как бдут рисковать навороченными машинами ценой в миллиарды, и отнюдь не рублей. Интересно, какой масштаб причиненного ущерба сможет оправдать потерю дорогой машины. А в воздушных боях, вобще, вознинет проблема - как оправдать применение навороченных цацек если противник ну никак не пртивопоставляет аналоги.
    2. papas-57 (PAPAS-57) 8 июля 2017 20:15
      Чистая пропаганда - американские и израильские лётчики и самолёты самые лучшие в мире. Все потери они несут по техническим причинам. В воздухе они непобедимы.
    3. kuz363 (Владимир) 9 июля 2017 07:02
      Руки конечно, вещь важная. Руки американца или русского. Но потери самолетов в ближнем бою, да еще вместе с пилотами, будут катастрофические. А восполнить кадры не так просто, как во время ВОВ. Если конечно еще способна будет промышленность восполнить и самолеты, в чем сильно сомневаюсь в случае крупного конфликта.
    4. JD1979 (Дмитрий) 9 июля 2017 09:48
      Цитата: Андрей ВОВ
      Автор на мой взгляд упустил очень важный момент,в чьих руках находится "штурвал",ручка управления того или иного самолета...

      Ничего автор не упустил. Когда против одиночного истребителя работает комплекс истребитель-самолет ДРЛО-наземные радары объединенные в одно инфополе, то сколько бы у тебя не было рук и из чего бы их не делали - итог предсказуем. А американцы только так и работают и только у нас почему-то все пытаются сделать "суперборца" с системой. Вместо организации подобной.
    5. rasteer (Леонид) 9 июля 2017 18:57
      Андрей ВОВ Автор на мой взгляд упустил очень важный момент,в чьих руках находится "штурвал",
      Дело не совсем в "ручке" все таки к моменту начала использования четвертого поколения воздушный бой как тут было замечено давно перестал быть противостоянием чисто пилотов и самолетов, очень большую роль стало играть информационное и радиотехническое обеспечение.
      papas-57 Чистая пропаганда - американские и израильские лётчики и самолёты самые лучшие в мире.
      Не совсем так скорее все это говорит только о том, что Россия самая миролюбивая страна в современном мире. То, что у США и Израиля столько побед и вроде как мало поражений не говорит об исключительной подготовке их пилотов и крутизне их самолетов на прямую. По причине того что противники были так себе. Скорее это говорит о качественной предварительной организации всех этих конфликтов. Причины банальны для США война это бизнес, а к этом вопросу они подходят серьезно, для Израиля же это вопрос выживания со всеми вытекающими.
    6. solovald 13 июля 2017 04:06
      При такой статистике фактор "в чьих руках находится "штурвал"" нивелируется.
  2. Томпсон (Том) 8 июля 2017 15:20
    Первым истребителем 4-го поколения, поступившим на вооружение, стал F-15. Данный самолет в качестве воздушного бойца превосходит всех своих «коллег», вместе взятых.
    Круто загнул.
    Сами америкосы бы так не ляпнули
    1. DrVintorez (Данил) 8 июля 2017 17:09
      вообще, первым истребителем 4 поколения был f-14, уже это ставит под сомнение все умозаключения автора.
      и при чем тут деградация?
    2. rasteer (Леонид) 9 июля 2017 18:59
      Ну да ляпнул качественно. wink А мог всего то написать, что он больше всех засветился в реальных конфликтах.
  3. Волька 8 июля 2017 15:26
    автор в одном прав, супероружие, такое как самолеты, танки и прочие выундерваффе все более становится исключением в применении, на массовое их использование в реальных боевых действиях расчитывать не приходится, видимо только в случае форсмажора, чтобы исправить ситуацию...
  4. iouris (iouris) 8 июля 2017 15:56
    А по-моему, автор упустил главное: истребители СССР создавались для войны между НАТО и ОВД, тогда как истребители США создавались под концепцию "ограниченной войны". В "ограниченной войне" США и НАТО против любого отдельно взятого государства последнее обречено. Гарантией ненападения является только уверенность в том, что угроза применения ядерного оружия по территории США реальна.
    1. rasteer (Леонид) 9 июля 2017 19:17
      истребители СССР создавались для войны между НАТО и ОВД, тогда как истребители США создавались под концепцию "ограниченной войны".

      В смысле? Су и МиГ изначально создавались как оппоненты F-15, а тот как средство борьбы с советской авиацией третьего поколения. Кого в те годы Эфиопия волновала, а простой "случайный" полет над Югославией расценивался как провокации в отношении СССР.
      Тоже происходит и сейчас, зачем нужно пятое поколение в локальных гоп-стоп войнах, если в этих самых Сириях, да Эфиопиях даже второе поколение вполне эффективно. Подобные машины нужны для двух вещей 1) Поддержание имиджа великой авиационной державы с вытекающими коммерческими дивидендами. 2) На случай, если все таки третья мировая случится, а ядрену бомбу ни кто не применит. Вероятность такого развития все таки по прежнему высока.
      1. pytar (Боян Иванов) 24 декабря 2017 13:01
        Цитата: rasteer
        ....а, а простой "случайный" полет над Югославией расценивался как провокации в отношении СССР.

        "Случайны" полет советского военного самолета над Югославии, разценивался бы как провокации! На 14 ноября 1951 года Югославия и США подписали бессрочный договор «О взаимном обеспечении безопасности». Югославия /СФРЮ/ за весь период "Холодной войне" получала американского и западного оружия. Командования ОВД вполне оправданно разматривало этой псевдосоциалистической стране, как идеологический и военны противник. За то ОВД поддерживала в оперативная готовность крупные военные соединения в готовность за действия в югославскому направлению.
        1. rasteer (Леонид) 24 декабря 2017 23:15
          14 ноября 1951 года Югославия и США подписали бессрочный договор
          Согласен подписали, даже что-то покупали, также активно и у нас покупали и все-таки были скорее левыми нежели демократами. Хотя-бы по тому, что во времена F-15ых и Су-27 в Югославию было реальнее съездить чем в куда нить в Европы. Хотя конечно самым реальным было озеро в соседнем поселке laughing
          Впрочем разговор немного не о том, смысл в том, что Су-27 и МиГ-29 разрабатывались так же как F-14 и F-15 в рамках стратегии глобальной "холодной войны", а не локальных колониальных пострелушек.
  5. Сергей-svs (Сергей) 8 июля 2017 16:21
    Спасибо, очень хорошая статья! Всё чётко описано и как говорится "разложено по полочкам"! good
  6. Yak28 (Алексей ) 8 июля 2017 16:56
    Впрочем, наибольших успехов F-15 добились в составе ВВС Израиля,даже на F-4 и МиГ-21 евреи добились бы успеха даже если у арабов бы ли бы СУ-27 и Ф15-16,так как арабы воевать вообще не умеют.Но если лётные характеристики самолётов были схожи или даже новые российские самолёты превосходили американские,то в электронной начинки самолётов США всегда были всегда впереди
  7. Monster_Fat (Да Какая Разница) 8 июля 2017 17:17
    Китайцы заботливо консервируют и складируют военную технику старых модификаций так как согласно их доктрине высокотехнологичная технику будет быстро выбита в результате более или менее продолжительного конфликта и восстановить ее количество не будет возможности: с-одной стороны, из-за долгих сроков производства такой техники и ее не технологичности, с-другой- из-за возможного разрушения инфраструктуры для ее производства или международных эмбарго на некоторые ее части и в-третьих-подготовка персонала на нее и затратная, и долгая по времени .... И вот тогда придет время простой старой техники, заботливо законсервированной умными китайцами...
    1. Briz 8 июля 2017 17:38
      А на неё хватит имеющихся ПЗРК и РПГ
    2. Yak28 (Алексей ) 8 июля 2017 17:44
      И США заботливо консервируют и складируют военную технику старых модификаций,это ещё и история авиации страны.И только Россия уничтожает всё под ноль,проще в США найти работающие МиГ-21,23 чем в России,ну не позорище?
      1. EvilLion 8 июля 2017 18:46
        Глюпый человек не в курсе, что хранение тоже денег стоит и хрен бы США что-то хранили, не будь у них подходящих условий?
        1. Yak28 (Алексей ) 8 июля 2017 21:13
          Глюпый человек не в курсе ,было бы желание,не фига на условия и на деньги пенять.США берегут свою военную историю и бережно хранят военную технику.А в России другой менталитет,всем на всё наплевать,гниют самолёты и хорошо,можно на цвет мет растащить,и плевать на всё.
          1. psy06 (Psy06) 8 июля 2017 22:17
            У вас двойка по географии была? В РФ невозможно организовать хранение под открытым небом по климатическим причинам. А в США естественные природные хранилища с сухим климатом и сотнями квадратных километров поверхности эквивалентной асфальтобетону. Пыли только много, но они этот вопрос решили.

            Ура-патриотизм не поможет против стихии.
            1. Yak28 (Алексей ) 9 июля 2017 07:05
              Не надо опять на климат пенять коль руки из одного места растут.Можно и закрытые базы хранения делать,было бы желание,благо территории хватает.Плюс у нас самолёты сгнить не успевали как их на метал растаскивали
            2. Роман Абрамов (Роман Абрамов) 9 июля 2017 13:22
              Двойка не знаю у кого именно была,но в составе РФ есть Астраханская область и республика Калмыкия.Приезжайте посмотрите.Поэтому это не причина отсутствия хранения техники старой.
              1. t7310 (Евген) 9 июля 2017 19:14
                да в Росси полно пустынь где можно хранить технику так же как в США, просто у нас движение хиппи которые за мир очень сильно развито, вот они и уничтожают оружие, чтоб войны не было
      2. rasteer (Леонид) 9 июля 2017 19:40
        И США заботливо консервируют и складируют военную технику старых модификаций,
        Этим занимаются все кто могут себе это позволить, просто посмотрите российскую статистику по танкам на консервации, там даже Т-54 все еще числятся. А то что у нас в 90ых порезали кучу вполне годных "консервов", так хорошо, что не вообще все. Тут правильно заметили хранение оно денег стоит, а если хранить так чтобы потом еще и использовать можно было не только на запчасти, тут суммы резко вырастают. Кстати если на те-же США посмотреть то самолеты с хранения в основном идут на запчасти ну и изредка они собирают из них на продажу небольшие партии. Авиация как и флот в плане хранения на "случай а вдруг", не самые лучшие объекты.
        1. LastPS 16 июля 2017 19:20
          Ну они их как беспилотные мишени используют, а из 16-х вообще хотят БПЛА в поддержку 35-м сделать.
    3. DrVintorez (Данил) 8 июля 2017 23:14
      Цитата: Monster_Fat
      Китайцы заботливо консервируют и складируют военную технику старых модификаций так как согласно их доктрине высокотехнологичная технику будет быстро выбита

      ШТА??? согласно ИХ доктрине? это доктрина не "ИХ" это было еще в СССР! т-10 как пример.
  8. Dzafdet (Сергей) 8 июля 2017 17:28
    КБ МИГ как было в попе во время войны, так там и осталось. И статистика это подтверждает. В случае масштабной войны будут массово применять ЭМО и вся электроника выйдет из строя..Ладно хоть у нас Калаши есть... laughing tongue wassat
    1. DrVintorez (Данил) 8 июля 2017 23:18
      ну толсто же...
  9. Лекс. 8 июля 2017 18:21
    и J-10. Европейский «Тайфун», Вообще то его предок был израильский лави
    1. Скифотавр (Александр) 9 июля 2017 13:53
      Цитата: Лекс.
      и J-10. Европейский «Тайфун», Вообще то его предок был израильский лави

      Да что вы говорите! laughing good
    2. Ежак (Евгений) 9 июля 2017 17:25
      Цитата: Лекс.
      Европейский «Тайфун», Вообще то его предок был израильский лави

      Если не шибко велик секрет, то откуда взялся израильский лави? C кфиром всё ясно и нет вопросов.
      1. А Нас Рать (С.А.М.) 9 июля 2017 20:24
        Цитата: Ежак
        Если не шибко велик секрет, то откуда взялся израильский лави?

        Программа создания «Лави» началась в феврале 1980, когда правительством Израиля было дано указание ВВС Израиля создать технические спецификации для будущего истребителя. Исследовательские работы начались в октябре 1982. Разработку поручили конструкторскому подразделению компании (на половину государственной) IAI. Руководитель проекта - Менахем Эйне. Всего приняло участие в разработке более 5000 инженеров.
        1. ватник 9 июля 2017 20:34
          Цитата: А Нас Рать
          Программа создания «Лави» началась в феврале 1980, когда правительством Израиля было дано указание ВВС Израиля создать технические спецификации для будущего истребителя. Исследовательские работы начались в октябре 1982. Разработку поручили конструкторскому подразделению компании (на половину государственной) IAI. Руководитель проекта - Менахем Эйне. Всего приняло участие в разработке более 5000 инженеров.

          Ваш истребитель Лави это гибрид сворованного вами ранее французского Миража( из Швейцарии) который вы выпускали под названием Кфир и Ф-16 который вам поставляли США и разработан ваш Лави был при технической помощь и финансировании Вашингтона потому что сами что то создать вы просто не смогли в силу отсталости своей промышленности и технической неграмотности ваших конструкторов lol
          Программа создания истребителя Lavi началась в 1980 г.Основным подрядчиком являлась фирма «Исраэль эркрафт индастриз». Однако осуществление этой программы, самой амбициозной из всех когда-либо проводившихся в Израиле, было бы невозможно без решающей финансовой и технической помощи США. Так американцы предоставили на разработку Lavi денежные субсидии в размере 1,8 млрд. долларов. Израиль заключил с 80 американскими фирмами, в том числе с такими, как «Грумман», «Лир Сиглер», «Пратт энд Уитни», более 150 контрактов общей стоимостью 800 млн. долларов на разработку и начальное производство отдельных узлов, агрегатов и систем самолета. Кроме того, по подписанному в 1983 году соглашению новая технология США свободно передается Израилю, что в значительной степени способствует повышению возможностей его авиастроительной, радиоэлектронной и других отраслей промышленности.
          http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviacii
          a/1322-opytnyi-takticheskii.html
          1. А Нас Рать (С.А.М.) 9 июля 2017 21:21
            Ватник, не засоряй своей пропагандой ветку. Когда мне будет интересно твое мнение о моих словах - я тебя спрошу. А пока иди по-оскорбляй еще ветеранов ВОВ, как ты это делаешь на соседней ветке - у тебя в этом большой опыт видимо.
            1. Скифотавр (Александр) 10 июля 2017 09:50
              Цитата: А Нас Рать
              Ватник, не засоряй своей пропагандой ветку.
              Пропагандакак раз у вас - выдумываете разную хрень в стиле "видишь трёх богатырей - в середине наш, еврей" с расчётом на то что никто ничего не знает и проверять не будет.
              1. А Нас Рать (С.А.М.) 10 июля 2017 17:00
                Цитата: Скифотавр
                Пропагандакак раз у вас - выдумываете разную хрень в стиле "видишь трёх богатырей - в середине наш, еврей

                Да да, знаем знаем, если в кране нет воды.... negative Ничего нового, проходите мимо, не задерживайте очередь.
                1. Григорий_78 (Григорий Р.) 10 июля 2017 20:08
                  Еврейский талант видеть антисемитизм даже там где его нет очень напоминает вопли американских негров когда их отказываются брать на работу по объективным причинам. Или вопли ЛГБТ о том что их ущемляют, когда им не дают пофестивалить с голой задницей, в которую они не забыли приткнуть пёрышко. И чувства вызывает такие же.
                  К слову. Читал интервью примерно 2010 года с украинским раввином. Искать долго, приведу врезавшийся в память кусочек с большой долей достоверности:
                  Корреспондент (К) задаёт раввину (Р) вопросы.
                  К: - Представители вашего народа не жалуются на дискриминацию при поступлениях в ВУЗы?
                  Р: - Нет, а чем вызван ваш вопрос?
                  К: - Ведь почти все евреи успешно проходят вступительные испытания и это наверняка создаёт побочные эффекты в виде неприязни.
                  Р: - Не понимаю откуда вы всё это взяли. Процент евреев успешно поступающих в ВУЗы не отличается от процента успешно поступающих среди других национальностей.
                  К: - Простите, но ведь евреи умнее других.
                  Р: - Это антисемитизм.
                2. Скифотавр (Александр) 12 июля 2017 19:19
                  Цитата: А Нас Рать
                  Ничего нового

                  Вот и я о том же. wink
            2. Ежак (Евгений) 10 июля 2017 12:34
              А Нас Ралец, разве Ватник сказал неправду? Разве он солгал? Я чуть выше неспроста сказал, что с кфиром " всё ясно и нет вопросов".Ну а ватник всего лишь раскрыл многое, связанное с этой моделью Израильского самолёта. Потому, будь сдержанней и не хами.
              1. А Нас Рать (С.А.М.) 10 июля 2017 16:57
                Цитата: Ежак
                разве Ватник сказал неправду? Разве он солгал?

                Он акцентирует внимание на удобных ему фактах, и "скромно" умалчивает о том что ему не выгодно. Его задача - поливать грязью евреев и Израиль. Он не адекватен объективен. Хотите это оспорить с объективной позиции? Или будете как Ватник утверждать что у евреев\израильтян априори не бывает ничего положительного\стоящего?
                Цитата: Ежак
                Потому, будь сдержанней и не хами.

                Я не буду сдержанным к тому, кто поливает грязью ветеранов Великой Отечественной за их еврейскую национальность. Не знаешь о чем речь - не встревай.
                1. Ежак (Евгений) 10 июля 2017 20:53
                  Вопрос был иной. Солгал ли Ватник? Я так подозреваю, что он прав. Не стоит уходить от конкретной темы, и от поставленного вопроса. Твоя братва воровала?

                  Вообще-то именно ветераны пригласили корабль России "Азов" и ничего толком не предприняли, чтоб его нормально встретить. Разве не так. И не тебе указывать, что и как мне делать и как поступать. Не нравится, до свидания! Сделай так, чтоб тебя долго искали и не могли найти.
                  1. А Нас Рать (С.А.М.) 11 июля 2017 02:53
                    Цитата: Ежак
                    Не нравится, до свидания! Сделай так, чтоб тебя долго искали и не могли найти.

                    Взаимно. fellow
            3. ватник 10 июля 2017 17:25
              Цитата: А Нас Рать
              Ватник, не засоряй своей пропагандой ветку.

              Без тебя решу что мне и когда писать за собой лучше последи
              Цитата: А Нас Рать
              Когда мне будет интересно твое мнение о моих словах - я тебя спрошу.

              Ты я как погляжу израильский еврей слишком большого о себе мнения - что богоизбранным себя почувствовал? lol Мне твоё разрешение чтобы высказываться не нужно так что читай что я написал и как говорится "дыши ровно" laughing
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. А Нас Рать (С.А.М.) 10 июля 2017 18:22
                    Цитата: ватник
                    А где мой "шесток" а еврей?

                    Тебе укажут, когда "на хату" войдешь. yes
                    1. Pancir026 (Влад) 10 июля 2017 18:25
                      Цитата: А Нас Рать
                      А Нас Рать Сегодня, 18:22 ↑

                      Хамим?
                      1. А Нас Рать (С.А.М.) 10 июля 2017 18:37
                        Цитата: Pancir026
                        Цитата: А Нас Рать
                        А Нас Рать Сегодня, 18:22 ↑

                        Хамим?

                        Ни в коем разе, он спросил - я честно ответил fellow
                    2. ватник 10 июля 2017 18:27
                      Цитата: А Нас Рать
                      Тебе укажут, когда "на хату" войдешь.

                      Тебе видимо уже не раз указывали когда ты на "хату" входил приблатнённый ты наш lol
                      1. А Нас Рать (С.А.М.) 10 июля 2017 18:41
                        Цитата: ватник

                        Тебе видимо уже не раз указывали когда ты на "хату" входил приблатнённый ты наш lol

                        Это все на что тебя хватило, после того как сам залез в бутылку? По детски перевести стрелки? laughing Выдохся ты на сегодня, иди отдохни, в другой раз продолжим.
        2. Ежак (Евгений) 9 июля 2017 20:44
          но американское авиационное лобби, заинтересованное в расширении поставок авиационной техники в Израиль, «торпедировало» решение о предоставлении нашей стране финансовой помощи. Не получив требуемых сумм, израильское правительство приняло решение свернуть программу «Лави» и согласилось на поставку истребителей F-1б.
          Однако с мечтой о своём - израильском истребителе пришлось забыть навсегда.
          И уж больно здорово лави на кфир похож. Россия давно эти "балалайки" делать прекратила
          1. А Нас Рать (С.А.М.) 10 июля 2017 17:22
            Цитата: Ежак
            «торпедировало» решение о предоставлении нашей стране

            belay
            Цитата: Ежак
            Однако с мечтой о своём - израильском истребителе пришлось забыть навсегда.

            Зато за 40 лет этих "похождений" развилась своя авиационная ниша. Наша промышленность научилась переделывать всю существующую технику (и западную и российскую), самостоятельно изготовлять любые запчасти, производить ремонты (и реконструкцию) любой степени сложности. А это подразумевает под собой высочайшее мастерство обратной инженерии.
            И даже в случае тотального эмбарго, поставить на поток производство любой "копипасты" от F-35 до Су-35 (с нашей начинкой разумеется) - вопрос исключительно финансовый.
            Сразу упреждаю ваше возражение по Су-35. Как только вы его поставите китайцам - считайте что чертежи у нас есть.
            Цитата: Ежак
            Россия давно эти "балалайки" делать прекратила.

            А вот в Европе "балалайками" не гнушаются, и ничего - хорошие машины в категории планера. (и Рафаль, и Еврофайтер, и Гриппен.)
            1. Ежак (Евгений) 11 июля 2017 16:07
              Чтой-то я ни разу именно планера, следует отличать от "планёра", подобной конструкции не видел. Вывод, такая форма не очень и хороша. А уж коли спёрли и будто бы своё такое слепили, то теперь и хвалимся, чтоб очень долго оплёванным не ходить. laughing
              1. А Нас Рать (С.А.М.) 11 июля 2017 18:35
                Цитата: Ежак
                А уж коли спёрли и будто бы своё такое слепили...

                Шта? wassat

                Балалайка - 1994

                Балалайка - 1986 (4 июля)

                Балалайка - 1988

                Взлетел через пол года после Рафаля - 1986 (31 декабря). За полгода скопировали?! wassat

                Реинкарнация "Лави" (тоже балалайка) - 1998
                1. Ежак (Евгений) 11 июля 2017 20:49
                  Спёрли, спёрли, Вашим спёрщикам удаётся у французов спирать всё, что под руку попадает И ничего против того возразить невозможно. Воровайка всегда воровайкой будет, кто бы, что бы не говорил. Лучше бы про планер рассказал.
                  1. А Нас Рать (С.А.М.) 12 июля 2017 17:04
                    Цитата: Ежак
                    Спёрли, спёрли, Вашим спёрщикам удаётся у французов спирать всё, что под руку попадает

                    Доказательства будут (по "Лави"), или опять воздух сотрясаем? wink
                    Цитата: Ежак
                    Лучше бы про планер рассказал.

                    А что тут рассказывать? Его повсеместное использование говорит о том, что планер "балалайка" (в современном исполнении) не является устаревшим. Обладает отличной грузоподъемностью и маневренностью. yes
                    1. Ежак (Евгений) 13 июля 2017 10:02
                      Доказательства по Лави идентичны Кфиру. 1 к 1. Только умственно ограниченный человек будет упорно доказывать отсутствие связи. Любой специалист найдёт огромное количество связей.
                      Вот и продемонстрируй нам всем способность того же Лави планировать вроде По-2. А пустая брехня, она пустой и остаётся.
                      1. А Нас Рать (С.А.М.) 13 июля 2017 17:49
                        Цитата: Ежак
                        Доказательства по Лави идентичны Кфиру. 1 к 1

                        Подтверждения в студию! fellow
                        Цитата: Ежак
                        Любой специалист найдёт огромное количество связей.

                        Между чем и чем? belay "Лави" и самолетами созданными после него? wassat
                        Цитата: Ежак
                        способность того же Лави планировать вроде По-2

                        Нафига ему планировать как По-2?! belay
                        У меня ощущение что я дискутирую с блондинкой. laughing Генератор случайных чисел выдаст более логически связанные аргументы. laughing
  10. EvilLion 8 июля 2017 18:45
    Первым истребителем 4-го поколения, поступившим на вооружение, стал F-15.


    F-14, видимо, третье, а воевал он в составе ВВС Ирана весьма успешно.

    ПМВ и ВМВ были масштабными и про них все знают, тем не менее, подавляющая часть войн на земле это мелкие разборки и желательно против намного более слабого. При этом цена вооружения и, самое главное, бойца возросла не только в авиации.
  11. tchoni (Евгений) 8 июля 2017 19:15
    По-видимому, произойдет возвращение во времена Второй мировой и Корейской войн, когда были возможны только ближние маневренные бои при обязательном визуальном обнаружении друг друга, поскольку с помощью РЛС самолет противника обнаружить не удастся (из-за его малой ЭПР), при этом самолет, включивший РЛС, демаскирует этим сам себя.

    Не переживвйте. Есть масса способов применить радар незаметно. Это и пассивный режим (при наличии двух самолетов, связаных между собо возможен не только пеленг, но и триангуляция цели). Есть вариант испольщования шумоподобных сигналов (они, правда, то же засекаются, но это сложнее и требует некоторого времени). Засеч стелс таки можно. Для этого нужны рлс метрового или дециметрового диапазона. Это, правда, не позволит точно навести ракету радиокомандным способом, но это не мешает использовать смешенное наведение (с использованием РЛС самонаведения ракеты мм диапазона длинн волн на конечном этапе или ТГСН. т.е. в тех случаях, когда малая ЭПРи сниженная тепловая сигнатура значения иметь не будет) Подобные поползновения (я имею ввиду слухи о размещении РЛС дм диапазона длинн волн ) имеют место на нашем т50. Использование шумоподобного сигнала для сокрытия работы РЛС уже применено буржуями на фы22 и фы35. Так что, давайте, как сказал автор, дождемся реального применения девайсов пятой версии. А то может автор и прав? и будущее за аппаратами с пушками, малым эпр, мощной аппаратурой РЭБ и РТР, но совершенно лишенных РЛС.
    1. voyaka uh (Alexey) 8 июля 2017 19:39
      Применение 5-го поколение будет в группе. И результат групповой - пример: один засек, второй включил РЭБ, третий подсвечивает цель, четвертый стреляет. Кто лучше задействует ВВС, как команду( team), тот и разгромит противника.
      1. sabakina (Вячеслав) 8 июля 2017 21:06
        Цитата: voyaka uh
        Применение 5-го поколение будет в группе. И результат групповой - пример: один засек, второй включил РЭБ, третий подсвечивает цель, четвертый стреляет. Кто лучше задействует ВВС, как команду( team), тот и разгромит противника.

        Тогда причём тут супервафля F-35? belay
      2. tchoni (Евгений) 8 июля 2017 23:06
        То же вариант не хуже прочих. Нсть так же еще взаимодействие со стационарным рл -полем (наземные средства) и всяко-разно "аваксами". нуи зрк совсем уж со щетов сбрасывать не будем. Просто в РФ тактику группового применения , как мне кажется , на ложном уровне никто не отрабатывал...
      3. DrVintorez (Данил) 8 июля 2017 23:17
        полномасштабное применение истребителей 5-го поколения будет очень недолгим. пока МБР летят.
      4. Григорий_78 (Григорий Р.) 10 июля 2017 23:40
        Фактически вы описали групповую тактику, создание количественного превосходства в воздухе на локальном участке. При чём тут 5-е поколение в принципе? Так, к слову пришлось?
  12. sabakina (Вячеслав) 8 июля 2017 20:10
    Прочитал про "великие" 15/16 и стало стыдно за 27/29. Может автор в чём то не прав? Хотя с концовкой статьи соглашусь.
    Ближний маневренный воздушный бой – вещь крайне жестокая, для таких боев характерны очень высокие потери. Они были возможны в эпоху, когда истребители были дешевым массовым расходным материалом.
    1. marder7 9 июля 2017 09:00
      зря стало стыдно. всё относительно , кто сидит за штурвалом, кто поддерживает с земли, какое численное соотношение. это очень сильно влияет на результат. к примеру - НАТО заполучило из бывшей ФРГ больше 10 Миг 29 и устроили спарринг с Ф-14 ф-15 ф-16 как результат 9\10 побед МиГов . условия равные были!
      1. uskrabut (Николай) 10 июля 2017 16:44
        Цитата: marder7
        условия равные были!

        Война не дуэль, никто равных условий создавать не будет, наоборот будут стараться иметь подавляющее превосходство. Последние войны тому пример. Значит надо менять стратегию и тактику воздушной войны. Выбивать в первую очередь ДРЛО и танкеры противника, отгонять подальше авианосцы, а лучше раздолбать им палубы, если утопить не получается, вон у нас МИГ в море нырнул из-за неисправности финишера. И не надо будет каждый самолет сбивать, достаточно завалить танкер и покоцать палубу, а там сами попадают без топлива и аэродрома.
    2. Dagen (Андрей) 9 июля 2017 10:19
      Автор прав, но только в статистике, а из неё нельзя сделать такие выводы: 27/29 не применялись так широко. Он сам тоже указывал на множество конкретных ситуаций, которые были определяющими при применении истребителей. Не будь развала Нерушимого, череда локальных конфликтов была бы менее успешной и более кровавой для американской стороны, а у множества стран была бы новая техника, включая гораздо бОльшее количество советских истребителей 4-го поколения, что увеличило бы статистику в пользу 27/29. И появилась бы статистика по Як-141 и МиГ-31:) Причем у МиГ-31 после 2000 года ориентировочно (после появления замены) будет статистика с сирийскими, ливийскими и т.д. пилотами.

      Это не влажные мечты про альтернативную политику, а указание на систематическую ошибку отбора из теории статистики, которая называется "систематическая ошибка выжившего": https://ru.wikipedia.org/w/index.php?oldid =86235846 (пробел перед "=" убрать). Погибшие в данном случае - истребители советской постройки, они не долетели до статистики.
  13. Metlik (Metlik) 8 июля 2017 22:47
    Дороговизна вооружений вещь относительная. Когда то нарезной штуцер был очень дорог в производстве, а русские генералы считали что пуля все равно дура, штыками можно все решить. Когда доходит до реального конфликта - цена победы уже не имеет значения.
    1. uskrabut (Николай) 10 июля 2017 16:50
      Цитата: Metlik
      цена победы уже не имеет значения.

      За то время имеет значение. Если за одно и то же время можно наклепать больше оружия, например как Тигр и Т-34.
  14. Dagen (Андрей) 9 июля 2017 02:19
    Не специалист в вопросе, но бои истребителей четвертого поколения пришлись на демонтаж империи СССР, что определило слабое участие наших самолётов в конфликтах.

    Про F-15 задорно написано, да)

    В первую ночь «Бури в пустыне» с 17 на 18 января 1991 года эти истребители сбили два иракских истребителя 2-го поколения МиГ-21.
    Если использовать общепринятую терминологию поколений, то МиГ-19 - второе поколение, а МиГ-21 - третье.
    1. А Нас Рать (С.А.М.) 9 июля 2017 02:53
      Цитата: Dagen
      Если использовать общепринятую терминологию поколений, то МиГ-19 - второе поколение, а МиГ-21 - третье.

      МиГ-15\19 это первое, МиГ-21 как раз второе, третье это МиГ-23.
      1. Dagen (Андрей) 9 июля 2017 19:07
        Цитата: А Нас Рать

        МиГ-15\19 это первое, МиГ-21 как раз второе, третье это МиГ-23.

        Действительно, я не прав, первые версии МиГ-21 были вторым поколением.
        С 1972 года и по наше время - третье поколение в виде МиГ-21бис (Fishbed L).

        Начиная с самых первых строчек этой статьи речь, вполне возможно, идёт как раз про "бис". Например, во время Ливанской войны потери: МиГ-21бис – двадцать шесть, МиГ-21МФ - одиннадцать (из обсуждения https://topwar.ru/117442-ukus-medvedki.html). И автор никак не разделяет их, хотя большинство самолётов МиГ-21 уже были третьего поколения.

        Впрочем это не важно для темы статьи, по количеству побед F-15 впереди планеты всей :) И не меняет того, что из этой статистики нельзя сделать тот вывод, который сделал автор статьи. И не думаю, что это ошибка/опечатка, больше похоже на предвзятое отношение :)
        1. А Нас Рать (С.А.М.) 9 июля 2017 20:06
          Цитата: Dagen
          С 1972 года и по наше время - третье поколение в виде МиГ-21бис (Fishbed L).

          Да, это вполне вероятно. Тот же "MiG-21 2000", с радаром и авионикой от 4-го поколения, вполне тянет на (3++)
  15. Циник (Владимир) 9 июля 2017 07:24
    Просмотрел, что ли: Этот сам упал? Крушение?
    1. LastPS 16 июля 2017 19:28
      Про 117-й речи вообще в статье нет.
      1. Циник (Владимир) 18 июля 2017 11:26
        О чём и разговор, о каких ещё
        Цитата: LastPS
        речи вообще в статье нет.

        laughing
  16. Tochilka (Алексей) 9 июля 2017 10:40
    Пакистанские F-16 никак не могли сбивать афганские МиГ-23 потому, что их на вооружении ВВС Афганистана не было!
  17. Кейси Райбек (Андрей Викторович) 9 июля 2017 17:33
    Что-то МиГ-29 совсем принизили. А ведь старая добрая лошадка. По некоторым данным, в Югославии 1999 зубы показал и несколько самолетов разных НАТО нахлабучили сербы. В том числе F-16 F-15C.
    1. А Нас Рать (С.А.М.) 9 июля 2017 20:13
      Цитата: Кейси Райбек
      По некоторым данным, в Югославии 1999 зубы показал и несколько самолетов разных НАТО нахлабучили сербы. В том числе F-16 F-15C.

      Не могу ничего найти про эти случаи, вас не затруднит выложить первоисточники? hi
      1. Кейси Райбек (Андрей Викторович) 10 июля 2017 22:33
        Действительно, в интернете про такие случаи почти нет ничего. Есть наоборот видео НАТО(( Но в начале 2000 г. были публикации в СМИ. Еще было в литературе: Миг-21. Истребитель/ Н.В. Якубович - М.: ООО "Издательство АСТ" 2001 г. - стр. 222; Многоцелевые истребители России/ Ильин В.Е. - М.: ООО "Издательство АСТ" 2000 г. - стр 54
  18. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
    2. Григорий_78 (Григорий Р.) 11 июля 2017 00:03
      Возможно Россия не самая миролюбивая страна. Да она и не может такой быть по определению. Наличие достаточно большой армии, авиации, флота подразумевает что мы можем кого-то обидеть, в отличие от некоторых стран, у которых все ВС ограничены взводом церемониальных гвардейцев.
      Насчёт того что не все россияне сочувствуют трагедиям других стран. Помните катастрофу А321 в Египте? Или теракт в метро Петербурга? Официальные лица высказали соболезнования, да. А сколько хомячков из вашей же Белоруссии оттопталось на этой трагедии? На Украине чуть праздниками эти дни не объявили.
      Насчёт бизнеса на войне - сколько там Белоруссия Катару вооружений продала за последнее время? Или диз.топлива на Украину? Ничего, совесть не жмёт? Или удобный склероз наблюдается?
  19. ss29 10 июля 2017 02:34
    потерю миг 29 в югославии тоже честным боем неназовешь типа толпой отп..дить можно льва. хотя у сербов другие данные.)
  20. Комментарий был удален.
  21. СеверЮг (Виктор) 10 июля 2017 10:01
    "F-15 в качестве воздушного бойца превосходит всех своих «коллег», вместе взятых."
    Су-27 и его модификации убийца F-15-ых. В воздухе эти самолёты встречались 2 раз и только на совместных учениях Индии и США, индусы на Су -30 вертели этих F-15 Eagle, как хотели. Даже на повторных состязаниях Red Flag-2008 сушки с частично залочеными возможностями по вооружению и РЛС выиграли с разгромным счётом.
    1. LastPS 16 июля 2017 19:31
      Автор упорото выразился, он имел в виду статистику побед, а не исключительные качества 15-го над остальными истребителями 4-го поколения.
  22. sivuch (Игорь Копеецкий) 10 июля 2017 12:14
    На их счету 2 истребителя ВВС Афганистана МиГ-23
    Это Храмчихин .О том ,что ВВС Афганистана вообще не имели Миг-23 (ни в ударном ,ни в истребительном варианте) он не в курсе .Извините ,если кто уже написал
  23. tomket (Александр) 10 июля 2017 16:31
    В целом интересная мысль на счет того, что рисковать никто ни чем не станет, однако заметим, что кризис дредноутов Первой мировой был вызван кризисом управления огромных флотов. Во Вторую мировую линкоры гоняли и в хвост и в гриву, некоторых до такой степени, что у них куски брони стали отваливаться из за общей изношенности. Поэтому "боязнь использовать, потому что слишком дорого", это из разряда мифов.
  24. ватник 10 июля 2017 18:50
    Цитата: А Нас Рать

    Это все на что тебя хватило, после того как сам залез в бутылку? По детски перевести стрелки? laughing Выдохся ты на сегодня, иди отдохни, в другой раз продолжим.

    Так я просто в "хате" ни разу не был а ты видать А Нас Рать там частый гость наверное в "особой группе" там состоишь lol
  25. Ежак (Евгений) 14 июля 2017 09:49
    [Цитата]А Нас Рать.[/Цитата] Подтверждения в студию!
    Если есть хоть немного мозгов, эти подтверждения можно найти самостоятельно
  26. Ежак (Евгений) 14 июля 2017 09:50
    А Нас Рать.[/quote=] Подтверждения в студию!
    Если есть хоть немного мозгов, эти подтверждения можно найти самостоятельно
  27. von schlosser 14 июля 2017 17:06
    Вывод: победит в воздухе самая богатая держава,способная наклепать их больше всего.так американцы в конце 2 мировой нашлепали около 100 !!!! авианосцев( пускай большая часть и эскортных) против 10 японских
  28. pytar (Боян Иванов) 6 марта 2018 22:47
    Очень интересная статия! good Спасибо автору! hi
    Лично я не знал, что у МиГ-29 такие слабые резултаты! Удивило! what
    1. Дмитрий Хиппи (Дмитрий Шашков) 11 марта 2018 23:52
      Тут дело не в самолётах, а в организации, количестве, оснащении... Если ты один с АК против взвода с М16, которые к тому же тебя заранее обнаружили с помощью беспилотника, то они тебя завалят, - но вовсе не потому что плох твой АК! ))
Картина дня