Прадедушка «Арматы» был славным малым

28
Первым советским танком был «Русский Рено», часто называемый «Борец за свободу тов. Ленин» – по имени первой машины. На нижегородском Сормовском заводе было сделано несколько (возможно, до 15) машин, скопированных с французского Renault FT-17. Но серией то ручное по сути производство бронетехники, так и не принявшей участие в боях, назвать нельзя. С 1924 года для изучения зарубежного опыта в течение двух лет исследовались некоторые трофейные танки. Наиболее привлекательным для того, чтобы стать основой первой советской машины, показался итальянский «Фиат 3000». Проект разрабатывался в Москве конструкторским бюро при Главном управлении военной промышленности. КБ возглавил Сергей Шукалов, ранее курировавший изготовление первых танков в Нижнем Новгороде.





В июне 1927 года началось серийное строительство танка Т-16, он же МС-1 (малый сопровождающий), получившего после усовершенствования ходовой части индекс Т-18 и под этим именем пошедший в войска. 6 июля танк был принят на вооружение. За четыре года производства выпустили более 950 таких машин. Небольшое их количество участвовало в военном конфликте на КВЖД весной-летом 1929-го.

Первые проекты боевой бронированной машины, впоследствии названной танком, были предложены в России в 1911–1915 годах русским инженером Василием Менделеевым, сыном знаменитого химика, детально разработавшим несколько вариантов «сухопутных крейсеров». В августе 1914-го изобретатель Александр Пороховщиков создал эскизный проект, а в 1915-м построил и испытал опытный образец боевой машины «Вездеход», имевшей основные элементы современного танка.

И все-таки новинка не сумела потеснить конницу и не стала основным оружием Первой мировой. Но уже Вторая мировая востребовала бронетанковую технику как основную ударную силу, став «войной моторов». Лавры победителя в ней снискал советский Т-34.

В наше время в армиях передовых в экономическом отношении стран продолжается совершенствование танков. В связи со сближением боевых свойств средних и тяжелых танков в 60-е годы произошло слияние этих типов в один – ОБТ, способный выполнять широкий диапазон боевых задач.

Опыт последних вооруженных конфликтов на разных театрах военных действий убедительно показывает роль танков, подтверждая положение о том, что они остаются главной ударной силой сухопутных войск.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +27
    9 июля 2017 06:41
    Авторы,всё чаще пишут статьи с бодуна.Вот и эта статья шедевр труда о танках.Займитесь чем нибуть полезным.
    1. avt
      +8
      9 июля 2017 09:57
      Цитата: п-к Опарышев
      Авторы,всё чаще пишут статьи с бодуна.Вот и эта статья шедевр труда о танках.

      Ага . Прям как ,,Особенности национальной охоты "- ,,Что это было ?" Может было бы лучше просто фотку выложить вообще без текста с одним заголовком?
      1. 0
        9 июля 2017 21:17
        Цитата: avt
        " Может было бы лучше просто фотку выложить вообще без текста с одним заголовком?

        да пофиг, я вот в нём Ленина сразу узнал, ну очень похож, "портрет председателя"
    2. +5
      9 июля 2017 17:10
      Уважаемый п-к Опарышев. Несмотря на наши постоянные противоречия в этот раз я целиком и полностью поддерживаю и разделяю Вашу точку зрения. Разделы "Вооружение" "История", "Аналитика" заброшены и наводняются материалами крайне сомнительной информационной ценности, имеющие к тематике указанных разделов отдаленное отношение. Единственный раздел, который окружен заботой, это "Новости", который отвечает за прокорм стад хомячков и полноценными участниками сайта посещается от случая к случаю.
      1. +3
        9 июля 2017 17:13
        Присоединяюсь!
      2. 0
        25 июля 2017 12:22
        Вы бы были милосердны и подумали о жертвах ЭГЕ ..))
        1. 0
          25 июля 2017 12:36
          Мы думаем о жертвах жертв ЕГЭ
  2. О чем эта статья -да не о чем! fool Автора нужно поставить в угол и лишить сладкого на неделю, чтобы если взялся за статью, то и описал не пару известных всему миру фактов, причем описал куцо,а посвятил тому или иному событию или факту конкретную обзорную статью.
    1. +12
      9 июля 2017 08:31
      Цитата: Изгоняющий либероидов
      Автора нужно поставить в угол и лишить сладкого на неделю, чтобы если взялся за статью, то и описал не пару известных всему миру фактов, причем описал куцо,а посвятил тому или иному событию или факту конкретную обзорную статью.

      Ну вот история от М.Н.Свирина, говорящая о том, что использовалась идея танка Рено FT-17, но ни как не копирование.
      Итог был неутешительный – многих деталей не хватало. Причем если с отсутствием трубок, болтов и нескольких опорных катков можно было мириться, то пропавшая коробка передач создавала трудности просто неописуемые. Отправленное в Москву недоуменное письмо, содержание которого можно выразить лишь одним конкретным вопросом: «куда девались детали?» – могло дать не менее конкретный ответ: «украли в пути!», и положения, понятно, не решало.
      Но корпус корпусом, а моторно-трансмиссионная группа (некомплект деталей в которой был наиболее болезненным) продолжала хранить в себе ряд крупных «белых пятен». Для решения проблем в этой области на завод АМО был откомандирован инженер Калинин, который назначался ответственным за «моторный агрегат». Но и он, возможно, не смог бы справиться со столь сложной задачей (даже при помощи сотрудников московского автозавода), если бы не помощь двух французских специалистов – Дем и Розье, ранее занимавшихся автомобильным производством на «Рено» и сочувствовавших советской власти (в характеристике указано, что один из них – социалист). Кроме того, в конце ноября 1919 г. распоряжением В. Ленина Сормовскому заводу (через АМО) были отправлены два автомобиля «системы «Рено» «тяжелого» и «облегченного» типов. АМО по моторной установке «типа «Фиат». Во время проектирования и изготовления танк именовался «типа «Рено», «системы «Рено» или «Рено» с мотором «Фиат». М.Н. Свирин. Броня крепка: История советского танка 1919-1937гг. Глава вторая. Первые танки Советской Республики.
      1. Амурец! hi Спасибо+!!! hi
      2. +1
        9 июля 2017 13:00
        что использовалась идея танка Рено FT-17, но ни как не копирование

        При метомарфозе В-29 в Ту-4 было много сделано "отсебятины":толшины обшивки, размеры профилей фюзеляжа, сечение проводов электропроводки, резьбовые соединения и прочие - все это было не просто бездумно слизано (дедушка Сталин сказал сделать "один в один" и даже, о боже! пепельницы оставить но заварить, и фотик положить для селфи laughing ) а было приведенно в соответствие с тогдашними ГОСТами и сушествующей производственной наменклатурой. Но не смотря на все это Ту-4 не стал "плодом использовалась идея самолета В-29" feel
        1. avt
          +1
          9 июля 2017 16:20
          Цитата: BORMAN82
          а было приведенно в соответствие с тогдашними ГОСТами и сушествующей производственной наменклатурой.

          И как ни старались - потяжелел .
          Цитата: BORMAN82
          Но не смотря на все это Ту-4 не стал "плодом использовалась идея самолета В-29"

          Ну если подойти с учётом того что машину реально перелопатили ПОЛНОСТЬЮ и под
          Цитата: BORMAN82
          тогдашними ГОСТами и

          и возможностями производства с заменой бортового вооружения в частности. Самое точное определение - аналог , а не клон и копия.
          Цитата: BORMAN82
          (дедушка Сталин сказал сделать "один в один"

          А вот с Фтаки 86 его убедили такой номер не делать.
      3. +5
        9 июля 2017 17:38
        Про наш "Русский рено" можно писать статью за статьей! Про Т-18 (МС -1) не меньше! Про Т-34 .............! У меня нет слов, у меня эмоции. Причем довольно грустные! И вопрос кто из них прадедушка "Арматы"?
        Как не считал поколения не получается!
        Армата Т-14 (дите)
        Т-95 или Т-195 (идейный папашка из СССР)
        Т-72 "Урал" и его поздние модификации в том числе и Т-90 (дедушка). Хотя надо признать, что без Т-64 и наработок по Т-80 сдесь тоже не обошлось. Будем считать, что рядом стояли и свечку держали!
        Т-54, Т-55 и их более поздняя рекорнация Т-62 (прадедушка).
        Т-34, Т-34М, Т-34-85, Т-44 (сгодятся на роль пра-прадедули).
        БТ-2, БТ-5, БТ-7 (американские пра-пра-пра-дедушка). Но именно русская кровь дала дорогу детищам Кристи. Так что приемные но наши. Опана, а что дальше?
        Чисто субьективно Т-18 (МС-1) у нас получается пра-пра-пра-прадед.
        А француз но чисто с русской пролетарской кличкой "Борец за свободу тов. Ленин", узких кругах известный как "Русский Рено" выходит пра-пра-пра-пра-прадедушка!
        Ну где-то так если, что округлил или спилил не ругайте. Уж очень хотелось прочитать про родословню Арматы! Эх. Автор. Где моя статья про танк с деревянными колесами и классической компанировкой, оценкой прогресивного расположения двигателя поперек и неудачным расположением вооружения, ну вместо намека на Т-34 полноценный расклад о танке победы!
        Найду нагажу в тапки!
  3. +2
    9 июля 2017 08:42
    Не, с бодуна были бы ошибки в орфографии(по себе знаю),просто от избытка свободного времени!A Русский Рено буквально напильником делали,чего стоит только изготовление коленвалов двигателя вручную!
    1. +2
      9 июля 2017 09:28
      Цитата: andrewkor
      A Русский Рено буквально напильником делали,чего стоит только изготовление коленвалов двигателя вручную!

      В каком виде достался завод АМО большевикам. По кузнечному цеху:Кузнечный корпус за исключением мелочей был закончен. Горны установлены и работали от общего вентилятора. Два молота (100 и 150 кг) установлены. Четыре молота 0,5 и 0,75 т находились в процессе сборки. А вот более мощные молоты 1,5 и 2,5 т из-за границы так и не поступили. Таким образом, кузница могла справиться почти со всеми автомобильными поковками, кроме передних осей, коленчатых валов и шатунов, для которых как раз и нужны были мощные молоты.. По остальному заводу АМО. http://www.gruzovikpress.ru/article/1163-stroitel
      stvo-zavoda-amo-blujdanie-v-tyufelevoy-roshche/
      Так что не только коленвалы изготавливались вручную.
  4. +3
    9 июля 2017 09:55
    На нижегородском Сормовском заводе было сделано несколько (возможно, до 15) машин, скопированных с французского Renault FT-17.
    Всегда считал, что "несколько", это 3-5 штук чего-либо belay
    1. +1
      9 июля 2017 13:42
      не, 15 сделали. Только половина вооружения так и не дождалась, и все кончили жизнь тракторами....
    2. 0
      9 июля 2017 15:33
      Цитата: Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова
      1. несколько, нескольких, по нескольку; местоим. числ. Некоторое, неопределённое (обычно небольшое) количество.
      Потому ты и считал, что это субъективно. Объективно это от 2—3 до 10—15, но у каждого мнение о рамках разнится. Однако, на основании своего мнения нельзя сказать, что 15 — это не несколько. Тем более, что в тексте не утверждается точное количество, а лишь ограничивается сверху 15-ю.
  5. +2
    9 июля 2017 10:45
    Шо?И всё!? Маловато,однако
    1. 0
      25 июля 2017 12:22
      больше не усваивается))
  6. +1
    9 июля 2017 12:20
    Кто мне обясните как у нас присваивают индексы. Этот т 18 арматы т14
    1. 0
      9 июля 2017 15:34
      Т-18 образца 1918 года, Т-14 — условно 2014 года, вот и все индексы. У японцев и того веселее с индексами.
  7. +3
    9 июля 2017 13:41
    К великому сожалению, на фото этого несчастного МС-1 ЛЮТО переврана ходовая часть, ВСЁ не так, лепили из всякого тракторного лома, ничего общего. В результате внешний вид катастрофически не соответствует оригмналу. Хоть корпус не трогали, спасибо.
  8. 0
    9 июля 2017 14:52
    Цитата: Изгоняющий либероидов
    Амурец! hi Спасибо+!!! hi

    Присоединяюсь!!
    Надо в интернете поискать,чтоб почитать самому
    1. 0
      9 июля 2017 16:40
      Цитата: Монархист
      Надо в интернете поискать,чтоб почитать самому

      http://bookre.org/reader?file=5628
      Можете не искать. Это адрес где можно и почитать и скачать эту книгу.
  9. +3
    9 июля 2017 15:01
    Цитата: Изгоняющий либероидов
    О чем эта статья -да не о чем! fool Автора нужно поставить в угол и лишить сладкого на неделю, чтобы если взялся за статью, то и описал не пару известных всему миру фактов, причем описал куцо,а посвятил тому или иному событию или факту конкретную обзорную статью.

    А ещё лучше накормить"березовой кашей"( кстати эффективное средство от множества бед)
  10. 0
    28 марта 2018 16:36
    Да уж... Познавательно. Много неизвестных фактов узнал(нет). Зачем такое размещать?
  11. 0
    28 марта 2018 17:24
    А ТТХ приведёт автор или только"буль-буль"

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»