«Морская лисица» уходит на дно Атлантики



Кто не знает о трагедии АПЛ «Курск»? Многие вспомнят о трагедии «Комсомольска», К-219. А американские субмарины тонули? Тонули. И именно американская субмарина «Трешер» 10.04.1963 года открыла печальный список.

АПЛ «Трешер»


Это была субмарина нового поколения, гордость ВМС США, первая из новой серии в 30 лодок, чудо техники, охотник за подводными ракетоносцами. По тем временам субмарина была гигантом 85 м. длиной, водоизмещением 4300 тонн, способным погружаться на глубину до 300 м. и без перезарядки 10 раз обогнуть земной шар по экватору.
Субмарина получила название «Трешер» (морская лисица).

В августе 1961 года ее торжественно передали ВМС США. В течение 1961 и 1962 года «Трешер» несколько раз выходила в море на учения для проверки работы всех своих систем. Оставалось еще проверить одну из главных характеристик – максимальную глубину погружения.

Погружение на предельную глубину

9 апреля 1963 года «Трешер» вышла из Портсмутской гавани. Кроме экипажа на ее борту находились 17 технических специалистов и 4 офицера - представители портсмутской верфи. Субмарину сопровождало специальное судно «Скайларк», задачей которого было держать связь с лодкой и не допускать в район испытаний посторонние суда.

На борту «Скайларка» также находились группа водолазов, способных выполнять работы на глубине до 30 м. Но о возможности каких-либо ЧП никто и не думал: с суперсовременной субмариной просто ничего не могло случиться.

10 апреля около 8:00 «Трешер» вышла в заданный район и начала погружение. В ходовой рубке «Скайларка» капитан Хекер, штурман Уотсон и акустик склонились над пультом гидроакустической связи. Присутствовавший матрос заносил все переговоры в вахтенный журнал.

8:02 - «Трешер» достигла глубины 120м.
8:09 - лодка опустилась на 180м.
8:35 – 270 м.
8:53 – достигнута предельная глубина погружения.
9:02 - пришло последнее внятное сообщение с борта «Трешер»: командир докладывал, что курс субмарины остается прежним.
9:10 - субмарина не ответила на вызов. Штурман (бывший подводник) закричал: «У вас все в порядке? Отвечайте, ради Бога!»
9:11 - из глубины пришло неясное обрывочное сообщение, что на «Трешер» имеются проблемы, дифферент на корму и экипаж пытается продуть цистерны главного балласта.
9:17 - в течение 20-30 секунд на «Скайларке» слышат неясные шумы, а затем неясный грохот. Штурману Уотсону он знаком – с таким грохотом ломается оболочка корпуса подводной лодки.

Капитан Хекер приказал вызывать «Трешер» каждую минуту и через каждые 10 минут сбрасывать в воду несколько гранат – сигнал к экстренному всплытию. В 11:04 капитан «Скайларка» доложил, что связь с лодкой потеряна.

Операция поиска и спасения

В 13:32 о ЧП доложили в штаб подводных сил Атлантического флота США. По флоту была объявлена команда «SubSunk», означающий, что затонула подводная лодка. В 15:45 о трагедии докладывают президенту США Джону Кеннеди. В район трагедии направлены несколько десятков судов, авиация, субмарина «Sea Wolf» и спасательное судно «Recovery».

Около 17:30 в районе аварии обнаружены масляное пятно на воде и куски пробки – ею была выложена внутренняя часть корпуса «Трешер», пластмассовые стаканы, бутылки и резиновые перчатки, которыми подводники пользуются при работе в ядерном отсеке. Сомнений в гибели субмарины не остается.

На следующий день 11 апреля в 10:30 адмирал Андерсон на пресс-конференции официально заявил о гибели «Трешер» и всех 129 человек, находившихся на борту. На всех военно-морских базах США в знак траура приспустили государственные флаги.

Поиски затонувшей «Трешер»

Инженерам и военным крайне важно было знать причины гибели современнейшего подводного корабля. Поэтому «Трешер» продолжали искать еще 6 месяцев.

Район в сто квадратных миль был разбит на участки, каждый из которых был закреплен за судном, оснащенным самой современной научно-исследовательской аппаратурой. С Тихого океана доставили батискаф «Триест», способный погружаться на глубину до 10.000 м. Нашли кучу обломков «Трешер» (рули, переборочные двери, фрагменты магистральных труб и пр.), но саму субмарину – нет.

Созданной для расследования причин катастрофы специальной комиссии предстояло работать, не имея возможности исследовать обломки пострадавшего судна.

Комиссия с неограниченными полномочиями

Комиссии были предоставлены чрезвычайно широкие полномочия: допрашивать любого члена экипажа «Скайларка», работника верфи, знакомиться с записями в судовых вахтенных журналах, члены комиссии получили доступ ко всем документам любой степени секретности.

Версию столкновения с Неопознанным Подводным Объектом вычеркнули первой. Как ни старались отдельные СМИ, но члены комиссии не приняли и версию атаки советской подводной лодкой. Долго изучали версию ошибочных действий экипажа – отвергли. На лодку отбирали офицеров и старшин по принципу «лучших из лучших».

35-летний капитан Джон Харвей, принявший под свое командование «Трешер» в январе 1963 года, закончил военно-морскую академию в числе лучших из 696 выпускников (он шел 8-м). На судне присутствовали 17 технических специалистов, которые поправили бы капитана, прими он неверное решение.

Оставалась версия технической неисправности. Члены комиссии сосредоточили все свои усилия в этом направлении.

Субмарина, которая не могла не утонуть

Чем больший объем информации поступал к членам комиссии, тем яснее им становилось, что лодка была просто обречена на гибель.

Каждое изделие имеет гарантийный срок эксплуатации, подводная лодка – не исключение. Для «Трешер» он составлял 12 месяцев. За первый год эксплуатации на лодке были выявлены 875 дефектов! При строительстве субмарины постоянно нарушалась технология, использовались некондиционные материалы.

Члены комиссии с ужасом узнали, что многие стыки трубопроводов «Трешера» не сваривались, а паялись по причине их труднодоступности. (Естественно, спаянное соединение не может выдержать тех нагрузок, которые предусмотрены для сварного.)

Весной 1962 года ультразвуком были выборочно протестированы 115 спаек – 8 из них оказались ненадежными. Но только два из 8 перепаяли, состояние остальных было признано некритичным. Где же тут хваленое капиталистическое качество?

На «Трешер» не было даже обязательной «информационной книги судна», в которой описаны правила пользования всех систем. Руководство верфи скопировало ИКС субмарины предыдущей серии, имеющей совершенно иные особенности конструкции, и передало ее в качестве технической документации на «Трешер»!

Капитан субмарины Джон Харвей считал лодку не готовой к походу, но командование ВМС США смотрело на это иначе. Единственное, что мог сделать Харвей - это написать письмо вице-адмиралу Смедбергу, в котором просил близкого друга своего отца употребить все свое влияние, чтобы отменить выход «Трешер» в море. Смедберг получил письмо 10 апреля, в день трагедии.

Как погибла «Морская лисица»

Результаты работы комиссии были заложены в ЭВМ, и бесстрастная машина выдала картину гибели субмарины. В 9:09 в трубопроводной системе появилась пробоина диаметром не более 5мм. Струя воды буквально косила людей, оказавшихся на ее пути. Отсек стал быстро заполняться водой. Командир дал команду «продуть» цистерны и подниматься на поверхность.

В 9:12 оказавшаяся внутри лодки забортная вода вызвала короткое замыкание. Это был конец - реактор автоматически заглушился, без питания остались все системы жизнеобеспечения корабля. Электрическому двигателю чтобы запуститься требовалось не больше минуты, но этой минуты как раз и не было. Потерявшая ход лодка уходила на дно и проскочила ту предельную глубину, с которой еще могла подняться. В 9:17 корпус лодки не выдержал и раскололся.

Хитрая арифметика

Первая катастрофа с АПЛ не стала последней. Сегодня на дне Мирового океана покоятся 2 атомные субмарины США, 4 советские и 2 российские, что дает повод говорить о якобы превосходстве американской военной техники. Но если взять соотношение погибших субмарин к количеству построенных, то окажется, что в США на 100 субмарин приходятся 30 аварий, а в СССР/РФ – 20. Да и по количеству погибших (129) «Трешер» остается непревзойденной до сих пор.
Автор:
Klim Podkova
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

14 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. амурец Онлайн
    амурец (николай) 15 июля 2017 06:22
    +3
    Хитрая арифметика

    Первая катастрофа с АПЛ не стала последней. Сегодня на дне Мирового океана покоятся 2 атомные субмарины США, 4 советские и 2 российские, что дает повод говорить о якобы превосходстве американской военной техники. Но если взять соотношение погибших субмарин к количеству построенных, то окажется, что в США на 100 субмарин приходятся 30 аварий, а в СССР/РФ – 20. Да и по количеству погибших (129) «Трешер» остается непревзойденной до сих пор.

    Автору спасибо, что напомнил про эту катастрофу. Но к сожалению даже части тайны гибели Трешера так и не открыта и даже серия носит другое название.
    "Предположительно – при погружении разошелся один из сварных швов стального корпуса лодки. После гибели "Трешера" головным в серии стали считать атомоход SSN-594 "Пермит". Эта субмарина была построена военно-морской верфью на острове Мари, также как и систер-шип SSN-595 "Плангер". 14 субмарин типа "Трешер"/ "Пермит" строились на семи верфях".https://profilib.com/chtenie/136142/s-iv
    anov-atomnye-submariny-ssha-7.php
  2. parusnik Офлайн
    parusnik (Алексей Богомазов) 15 июля 2017 07:38
    +5
    За первый год эксплуатации на лодке были выявлены 875 дефектов! При строительстве субмарины постоянно нарушалась технология, использовались некондиционные материалы.
    ...По ходу , у них тож разгильдяйства хватает, в результате которого гибнут люди...
    1. амурец Онлайн
      амурец (николай) 15 июля 2017 08:11
      +4
      Цитата: parusnik
      По ходу , у них тож разгильдяйства хватает, в результате которого гибнут люди..

      Да. Согласен. Причём если в данном случае тайна гибели АПЛ находиться на дне океана, то причины большинства столкновений АПЛ этой серии лежит на командирах этих лодок.
      В том числе был приведен случай повреждения субмарины США при всплытии под советским военным кораблем во время учений ВМФ СССР. При столкновении АПЛ ВМФ США "Гэтоу" с советской АПЛ в Баренцевом море в ночь с 14 на 15 ноября 1969 года командир БЧ-2 американской субмарины был готов уже запустить ядерную ракету "Саброк" и три ядерных торпеды по советской лодке. Инцидент произошел в 15 милях от входа в Белое море. Американская АПЛ "Пинтадо" столкнулась 1 мая 1974 года при подходе к Петропавловску-Камчатскому с советским атомным подводным ракетоносцем класса "Янки". При столкновении почти "лоб в лоб" на американской лодке разбита носовая ГАС, наглухо заклинены затворы торпедных аппаратов, а часть носовых механизмов погружения получила повреждения средней тяжести.
      Читайте больше на https://www.pravda.ru/accidents/factor/catastrof/
      16-10-2012/1131463-apl-0/
    2. Nosorog Офлайн
      Nosorog (Евгений) 15 июля 2017 13:55
      +2
      Где то читал что как раз после гибели Трешера изменилось качество приемки и ввода в строй подлодок в США.
  3. Monster_Fat Офлайн
    Monster_Fat (Да Какая Разница) 15 июля 2017 08:04
    +8
    Кстати "Пермит" был полностью проверен на предмет ошибок, недочетов и пр. вещей могущих привести в катастрофе. Нашли много чего, но выводы комиссии были все же положительные-ни один из выявленных недочетов не мог привести к катастрофе даже при негативном стечении обстоятельств. Катастрофа "Трешера" была практически мгновенной-в течении нескольких минут. Последняя версия которая мне попадалась насчет гибели этой лодки-"Трешер" просто провалился на запредельную глубину из-за неуправляемого погружения, вызванного скачком плотности воды в этом районе как раз на глубине близкой к предельной или попаданием в мощное нисходящее подводное течение наподобие того, в какое попал подводный аппарат "Бен Франклин", во время своего знаменитого дрейфа в Гольфстриме. Собственно, после этого случая на всех американских подводных лодках были увеличены сечения трубопроводов и клапанов для более быстрого вытеснения воздуха из цистерн для экстренного всплытия. И хотя, внезапные провалы на глубину случались и позже, больше не одна лодка по этой причине уже, не погибла.
    1. амурец Онлайн
      амурец (николай) 15 июля 2017 08:43
      +1
      Цитата: Monster_Fat
      Кстати "Пермит" был полностью проверен на предмет ошибок, недочетов и пр. вещей могущих привести в катастрофе. Нашли много чего, но выводы комиссии были все же положительные-ни один из выявленных недочетов не мог привести к катастрофе даже при негативном стечении обстоятельств.

      Что же, версия интересная, всё может быть. Океан хранит множество тайн и не все они доступны человеку.
  4. Екатерина II Офлайн
    Екатерина II (Izabella) 15 июля 2017 13:56
    +4
    печально, тут как с космосом или большой высотой--никто спасется.Никто не расскажет как было. А учитывая что саму субмарину не нашли, тайна покрытая мраком.
    Жертвы на алтарь технических возможностей человека..лучшие из лучших...
    жаль всех подводников, независимо от страны, погибших в пучинах нашей альма матери..
  5. Curious Онлайн
    Curious (Victor) 15 июля 2017 14:37
    +4
    "С Тихого океана доставили батискаф "Триест"...
    "На пресс-конференции, проведенной министром ВМС Кортом 5 сентября, командир батискафа Кич, отвечая на многочисленные вопросы представителей прессы, заявил, что «дно океана в районе поиска напоминает свалку разбитых автомашин». Он сообщил, что во время поисков ему приходилось очень осторожно маневрировать на «Триесте», чтобы не удариться о какой-нибудь искореженный железный обломок на дне океана. Кич заявил, что ему удалось с помощью механической «руки» батискафа поднять со дна кусок медной трубы длиной около 1,5 метра и весом 5 килограммов. На трубе помимо различного рода данных заводского характера был проставлен номер «593». Установлено, что труба являлась частью фильтрационной системы камбуза «Трешера». Кич сообщил также, что с «Триеста» визуально наблюдали и сняли на пленку ряд предметов, неоспоримо принадлежавших погибшей лодке. Среди них — крышка люка, пластины аккумуляторов, кронштейны, медные трубы, перфорированные алюминиевые листы и части гидроакустической аппаратуры. Человеческих останков обнаружено не было.
    С помощью батискафа удалось установить, что «Тре-шер», по крайней мере частично, разломился, покрыв обломками обширный район дна океана. Наличие на дне океана в районе гибели лодки таких предметов, как труба от фильтрационной системы камбуза, материала, используемого для защиты реактора, а также большого числа аккумуляторных пластин указывало на вероятность того, что «Трешер» разломился где-то в районе миделя. Не исключено также, что «Трешер», погрузившись на большую глубину, моментально был раздавлен и развалился".
    Это отрывок из книги Polmar N. Death Of The Thresher. — Philadelphia & New York: Chilton Company, 1964.
    В СССР в 1965 году вышла книга : "Вокруг света под водой. — М., Воениздат, 1965".
    В сборник включены разделы из книг, написанных командирами американских атомных подводных лодок «Наутилус», «Скейт», «Сидрэгон» и «Тритон», совершивших длительные походы подо льдами Северного Ледовитого океана, в районе скопления айсбергов в проливах Канадского Арктического архипелага, к Северному полюсу и вокруг света под водой. Кроме того, в сборник включен сокращенный перевод книги Н. Полмара, в которой рассказывается о гибели американской атомной подводной лодки «Трешер».
    Для интересующихся http://militera.lib.ru/tw/polmar_n/index.html
    1. Екатерина II Офлайн
      Екатерина II (Izabella) 16 июля 2017 01:12
      +1
      Цитата: Curious
      моментально был раздавлен и развалился".

      когда так происходит, то объект раздавливает словно бумажную модельку ударом молота...
      учитывая давление -человеческие останки очень сложно обнаружить(их там разрывает)
      картина ужасная -но проходит это за считанные секунды
  6. 7gor Офлайн
    7gor (Наби) 17 июля 2017 18:02
    +2
    Я думаю не стоит радоваться,что она была первая !Обидно что наши завершают список sad
  7. kig Офлайн
    kig 21 июля 2017 03:46
    0
    Вообще-то "Трешер" преследовали проблемы с самого начала карьеры. Что довольно необычно для страны, полагающей свою техническую культуру самой-самой в мире. Например, в 1961 г, прибыв в ходе тренировочного рейса в Пуэрто-Рико, лодка заглушила реактор и перешла на питание от своего ДГ - такая в то время была процедура. Берегового питания в порту не оказалось. Вскоре дизель-генератор вышел из строя (??), резервного ДГ не было (???), а емкость аварийных аккумуляторов была рассчитана лишь для запуска реактора и его систем. Несколько часов экипаж пытался запустить ДГ, а когда это было признано невозможным, то емкости аккумуляторов уже не хватило для запуска реактора.

    Не совсем понятен вот этот авторский пассаж: Нашли кучу обломков «Трешер» (рули, переборочные двери, фрагменты магистральных труб и пр.), но саму субмарину – нет Видимо, автор предполагает, что нужно было обнаружить целый неповрежденный корпус, и вот тогда можно было бы объявить, что лодка найдена. А то, что нашли - не лодка.

    Комиссия, расследовавшая катастрофу, назвала разрушение трубопровода забортной воды наиболее вероятной причиной. Существуют и другие версии, например отказ электропитания насоса охлаждения реактора, что вызвало аварийное отключение реактора и, следовательно, потерю лодкой скорости. Аварийное всплытие оказалось невозможным из-за замерзания влажного воздуха в трубопроводе высокого давления. На эту темы были проведены испытания на второй лодке серии, которые показали, что фильтры, установленные в системе, покрываются льдом в течение нескольких секунд. Вопрос - почему никто не смог предположить такого до аварии? Ведь это чистая физика.

    Ну и последнее: то, что соотношение потерянных/построенных лодок работает в нашу пользу, вряд ли должно нас утешить...
    1. Cresta999 Офлайн
      Cresta999 (Кожевников Андрей ) 16 ноября 2017 18:20
      0
      Цитата: kig
      Вообще-то "Трешер" преследовали проблемы с самого начала карьеры. Что довольно необычно для страны, полагающей свою техническую культуру самой-самой в мире.

      Это в америке то научно техническая культура?! :) В стране, где не могут заплатить в одном месте за телефон, свет и интернет? Где мощность автомобиля повышается за счет увеличения объема? Где в космос летают на советских двигателях и кораблях? Прикольная шутка.
      1. Brylevsky Офлайн
        Brylevsky 21 февраля 2018 15:19
        0
        Это не шутка. Американцы в самом деле так считают. Вы напрасно ёрничаете по-поводу наших достижений и их неудач: ваши фееричные примеры наших побед охватывают наследие, которое дал нам СССР. В космос мы летаем на "Союзах", отечественный автопром...вы сами на какой машине ездите? Вот и получается, что "Почта России", это наше "всё": Ум, Честь и Совесть. Даже если американцы чего-то не смогут создать, они это просто купят. Или подкупят. Они в этом мастера.
  8. kig Офлайн
    kig 17 ноября 2017 05:39
    +1
    Цитата: Cresta999
    Где в космос летают на советских двигателях и кораблях?

    Ваша шутка еще прикольнее.
Картина дня