Military Review

"The Germans do not like them very much ..."

7
Hand grenades of the Russian army in the First World War

In early August 1914, the First World War began. Million army moved to the front. Fighting qualities weaponsWith which the Russian soldier fought in this war, they were quite sufficient: Russian rifles, like our other weapons, completely satisfied their purpose and were no worse than most of the rifles of foreign armies. The catastrophe of weapons suffered by the Russian army in this war depended not on the quality of the weapon, but on its quantity. Within a few months, the troops lacked rifles, artillery shells, hand grenades and much more. But what to say, if ordinary wire fell into the category of scarce materials ...

"The Germans do not like them very much ..."
Photo 1918 of the year. In order to hang the 1914 model's grenade on the belt, the ring had to be moved to the base of the handle. In this position, the lever is released, the drummer is not cocked


In 1908, the duty to supply the army with grenades was assigned to the Main Artillery Directorate. All documentation GVTU on the development of grenades was transferred to the GAU. However, experts of the State Agrarian University differently imagined the development trends of this type of weapon. If in the GVTU, based on the experience of the past war, they preferred grenades of striking action, then the specialists of the Main Artillery Directorate concluded that a remote-action grenade is preferable.

The development of remote grenades began in 1909 – 1910 by the captain of artillery V. I. Rdultovsky.
V.I. Rdultovsky was born in Vladikavkaz in 1867, graduated from Voronezh Cadet Corps in 1893, Mikhailovsky Artillery School in 1896, Mikhailovsky Artillery Academy in 1902. In the rank of captain he served in the 3-th reserve artillery brigade, was engaged in the development of ammunition. After the revolution, he remained in Soviet Russia. Rdultovsky developed various ammunition from grenades to aerial bombs. In 1928, he was awarded the title “Honored Scientist”, in 1933, he was awarded the Order of the Red Star. He was the main consultant of CDB-22, he taught at military academies.

1912 grenade of the year

This grenade was developed by Rdultowski back in the 1909 year and the highest approved in December of the 1910 year. Comparative tests of the Lishin grenade, conducted in the Ust-Izhora camps, showed its superiority in the following positions:
- reliability of operation (all abandoned remote grenades exploded, while the Lishin 70% grenades, thrown on the marshy soil, were denied);
- comparative compactness (due to its size and shape, the new grenade turned out to be more convenient for throwing from the prone position and from the trench);
- safety of the thrower (small fragments of a distance grenade flew at a smaller distance than the damage of the thrower was ruled out);
- striking ability (a grenade formed fragments near the 1000 explosion and created a continuous destruction zone around the explosion site);
The following main drawback was noted - the constant time of deceleration, which allowed the enemy to drop the grenade.

In general, the commission concluded that "... the pomegranate seems to be designed very witty and deserves full attention ...".

The description of the grenade said: “... the shell of a grenade consists of a zinc box, with a lid and bottom, to which a wooden handle is attached, a pad covering the drummer with a combat spring and a sleeve fixedly fastened to the pad is riveted to one of the side walls.

The bursting charge has the appearance of a prism, with cut corners, is made of pressed melinit and weighs 1,4 pounds. A groove is made along the axis of the grenade into which a brass thimble is inserted when assembling the grenade. With the final outfit of a grenade, this thimble includes a remote tube and a capsule with 2,5 grams of explosive mercury.

The percussion mechanism consists of a hammer with a handle, a mainspring, a sleeve that is fixed inside the lining, checks and a delay with a spring.

The ignition device consists of an aluminum ignition tube of a small capsule, a bronze tube with pressed-in distance composition and a capsule-detonator with 2,5 grams of explosive mercury.
Pomegranate fragments are placed inside the grenade between the shell and the warhead, and consist of four zinc plates with cross-shaped slits and zinc triangles (about 500 pieces in total) piled in grenades ... ”.


Vladimir Iosifovich Rdultovsky

The case from the inside was covered with shellac varnish.

For the throw, the grenade was taken in the right hand, so that the safety ring was between the fingers of the hand and the grenade lever was pressed. Then the fuse was taken aside, after which the grenade was thrown at the target.

At the moment of throwing the safety ring remained in the hand. The grenade puff was spinning around its axis and the drummer pinched the primer cap. After the retarding composition burned out, an detonator and a grenade charge exploded.

Some difficulty in handling a grenade was the result of the increased requirements of GAU specialists for the safety of grenades. It is at the request of the GAU design had two fuses. One — the safety valve — was removed before the throw, the second — the safety ring — was removed at the moment of the throw. It was emphasized that if a bullet hit the soldier at the time of the swing, the grenade would not explode anyway, since the safety ring would remain on the handle. By the way, later we will see that this trend will continue in the future. Grenade RGD-33 will also be cocked at the time of the throw.
During the explosion, about 1000 splinters were formed: about 500 splinters from the gratings and about 300 from the grenade body were added to the ready-made 200. The grenade explosions produced during the tests showed that: "... a significant part of these fragments, directed upwards and into the ground, disappears, but still in a circle with a diameter of 9 arshin, composed of growth targets, it turns out from 150 to 400 through holes in inch boards ...".



Production of grenades was started only in 1912 year, and in the same year the first batches of them were put into service with the fortresses. The commanders of the infantry and engineering units repeatedly asked the leadership of the Main Artillery Directorate to send samples of grenades to conduct classes with officers and lower ranks. The Main Engineering Department requested the artillery department about the possibility of supplying grenades to the engineering units. The journal of the meeting of the mobilization meeting of the Vilna military district indicated "... it is recognized that it is highly desirable to supply field troops with hand grenades ...".

However, GAU refused in all cases. For example, here is a document from April 1912: “According to the notification of the General Directorate of the General Staff, there is no urgent need to insert hand grenades into the table of rations for field troops. The marked hand grenades were taken to supply them only with serf artillery ... ”.

Эти ручные гранаты в целом зарекомендовали себя с хорошей стороны. К их достоинствам следует отнести высокое поражающее действие (например, осколки гранаты образца 1912 года пробивали дюймовую
pine plank at a distance of 1-3 fathoms, the number of only ready-made fragments in this grenade was about 600 pieces), cheapness and ease of manufacture. Front-line soldiers prefer this grenade to other structures. Here is what one of them remembers: “... remote grenades, stuffed with the Ophten Plant Trotyl ... are the favorite grenade of scouts. It is proved that the Germans do not like them very much ... ".

Grenade 1914 sample year.

Subsequently, for the armament of the troops, a grenade of the 1914 model of the year was developed and adopted. Compared with the previous sample, it was lighter, more compact, had a more favorable shape.

The grenade consisted of a tin case, an explosive charge, a fragmentation grid, a school mechanism and a fuse.

The nakolny mechanism was located in the housing tube and resembled the grenade mechanism of the 1912 sample of the year.

The grenade body was filled with explosives. TNT and melinite were supposed to be used as standard explosives. However, in the course of the war, surrogate explosives based on ammonium nitrate also went into action. Grenades, equipped with such explosives, were not inferior in damage to the usual properties of grenades, but had very serious disadvantages associated with the chemical properties of ammonium nitrate. Already soon after the arrival of such grenades to the front, it was noticed that their bodies were subjected to severe corrosion, and the equipment could lose explosive properties due to its high hygroscopicity. To protect the "capricious" explosive from moisture, we had to pay more attention to the tightness of the cases, more thoroughly solder the seams of the case, which was difficult and caused additional costs.

Storage of such grenades required dry ventilated rooms, which was not always possible. Here are some excerpts from the documents of the time - 13.05.1916. The commander of the Kazan Infantry Regiment 64 informs the Chief of Staff of the 16 division: “1916 of May 9 of the day, we the undersigned, testified to the 64 infantry regiment of the Kazan regiment in 3 Park 16 of the Park Artillery Brigade on the 2 coupon of this May for 12 thousand two hundred (1200) grenades of the 1914 model, which was put by a man. ) are completely unsuitable for use in combat, since the majority of them have the spring of the lever leaped from careless storage, due to which the lever does not work and in some of them the latch holding the capsule is seized, and therefore the faulty grenades are seven hundred seven Eat (770) units are subject to delivery back to 770 Park, which they decided to record in this act. ”

In the story "School", whose actions take place already in the civil war, A. Gaidar describes the use of hand grenades of the sample.

1914 of the year in combat: "... Do you have a bomb? Nope Take one from me. Wait, do not stick it in your pocket with the handle, you will be taken out, you will pull off the ring. Sui fuse down ... ".


German memos with diagrams and characteristics of the Russian grenades of the 1912 and 1914 types

Or another: “... - Throw down the bomb! - I heard a short order and saw how something flashed in Chubuk’s hand and flew down. A dull rumble stunned me. - Throw! - shouted Chubuk and immediately pulled my raised hand, grabbed my bomb and, clicking the safety catch, threw it down.
- Fool! - He snapped to me, completely stunned by the explosions and stunned by the rapid alternation of unexpected dangers. - Fool! The ring was removed, and the fuse left ... ".




“... Bomb? - smiled Chubuk. -This, brother, are not you alone, it is almost every unaccustomed will certainly throw something wrong: either with a fuse or without a cap. When I was young myself, I also threw it. Stunned, stunned, so there is not something that the fuse, and forget to forget the ring. So it seems to be like a cobblestone you will launch - and that is fine ... ”.
Author:
Originator:
http://kalashnikov.ru
7 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Brother Sarych
    Brother Sarych 24 November 2012 14: 13
    +3
    Interesting material - very thoroughly written ...
  2. edge
    edge 24 November 2012 14: 37
    +2
    how many times pocket artillery helped out, it’s interesting to read about the history of its development
  3. Nester
    Nester 24 November 2012 14: 54
    +1
    Vladimir Iosifovich Rdultovsky painfully resembles Old Man Lukashenko.
  4. mda
    mda 24 November 2012 15: 26
    +1
    very interesting
  5. AK-47
    AK-47 24 November 2012 22: 40
    +2
    Quote: Nester

    Rdultovsky already painfully looks like dad Lukashenko.

    Are you a semi-literate collective farmer and an outstanding inventor.
    Vladimir Iosifovich Rdultovsky (February 10 (January 29), 1876, Vladikavkaz, Terek Region - May 13, 1939, Leningrad) - designer of artillery ammunition, explosive devices, fuses in the Russian Empire, USSR. Honored Worker of Science and Technology of Russia (1928). Division engineer.
    He entered the Voronezh Cadet Corps and graduated in 1893, then graduated from the Mikhailovsky Artillery School (1896), after which he graduated with honors from the Mikhailovsky Artillery Academy (1902).

    After graduation, he was appointed to the Main Artillery Directorate as a test engineer. Here he worked at the Artillery Committee and in the commission on the use of explosives in the equipment of shells (1904-1917).

    Vladimir Iosifovich in 1904 developed a high-explosive grenade used in combat during the Russo-Japanese War. He was offered a technique for determining the depth of penetration of shells into various environments. Later, Rdultovsky developed 76-mm, 107-mm and 122-mm high-explosive TNT shells.
    He was the scientific secretary of the Commission of special artillery experiments. Since 1917, he developed fuses. Vladimir Iosifovich developed the design of the first FAB-250 high-explosive bomb and a shell for anti-aircraft artillery.

    He is the founder of the theory of fuse design.
  6. panda
    panda 25 November 2012 14: 06
    -1
    Some units of the North Korean Red-bellied army still have these bombs soldier
  7. vector
    vector 26 November 2012 19: 54
    +2
    German grenades gave either a few large fragments, like ball, or disk, or almost did not give fragments like beater. Ours gave a lot of killer fragments, previously laid in the case of gratings or triangles, but, most importantly, they were completely safe when dropped out of hand, but they were more difficult and more expensive than German ones. In WWI ours made German grenades, and ball-1913 and mallet-1915, precisely because of their simplicity and cheapness.

«Немцы очень их не любят...»

Ручные гранаты Русской армии в Первую мировую войну

В начале августа 1914 г. началась Первая мировая война. Миллионные армии двинулись на фронты. Боевые качества оружия, с которым русский солдат воевал в этой войне, были вполне достаточными: русские винтовки, как и другое наше вооружение, вполне удовлетворяли своему назначению и были не хуже большинства винтовок иностранных армий. Катастрофа в отношении вооружения, понесенная русской армией в эту войну, зависела не от качества оружия, а от его количества. Уже через несколько месяцев в войсках стало не хватать винтовок, артиллерийских снарядов, ручных гранат и многого другого. Да что говорить, если обычная проволока попала в разряд дефицитных материалов…

«Немцы очень их не  любят...»
Фото 1918 года. Для того, чтобы подвесить гранату образца 1914 года на поясе, кольцо пришлось сдвинуть к основанию рукоятки. В этом положении рычаг отпущен, ударник не взведён



В 1908 году обязанности по снабжению армии гранатами были возложены на Главное артиллерийское управление. Вся документация ГВТУ по разработке гранат была передана в ГАУ. Однако специалисты ГАУ по-другому представляли себе тенденции развития этого вида оружия. Если в ГВТУ на основании опыта прошедшей войны отдавали предпочтение гранатам ударного действия, то специалисты Главного артиллерийского управления пришли к выводу, что граната дистанционного действия предпочтительнее.

Разработка дистанционных гранат началась в 1909–1910 годах капитаном артиллерии В. И. Рдултовским.
В. И. Рдултовский родился во Владикавказе в 1867 году, закончил Воронежский кадетский корпус в 1893 году, Михайловское артиллерийское училище в 1896 году, Михайловскую артиллерийскую академию в 1902 году. В звании штабс-капитана служил в 3-й резервной артиллерийской бригаде, занимался разработкой боеприпасов. После революции остался в Советской России. Рдултов-ский разрабатывал различные боеприпасы от гранат до авиабомб. В 1928 году получил звание «Заслуженный деятель науки», в 1933 году был награждён орденом Красной Звезды. Был главным консультантом ЦКБ-22, преподавал в военных академиях.

«Немцы очень их не  любят...»Граната образца 1912 года

Эта граната была разработана Рдултовским ещё в 1909 году и высочайше утверждена в декабре 1910 года. Сравнительные испытания новой гранаты с гранатой Лиши-на, проведённые в Усть-Ижорских лагерях, показали её превосходство по следующим позициям:
– надежность срабатывания (все брошенные дистанционные гранаты взорвались, в то время как 70 % гранат системы Лишина, брошенные на болотистую почву, дали отказ);
– сравнительная компактность (благодаря своим размерам и форме новая граната оказалось более удобной для метания из положения лёжа и из окопа);
– безопасность метающего (мелкие осколки дистанционной гранаты летели на меньшую дальность, чем исключалось поражение метателя);
– поражающая способность (граната образовывала при взрыве около 1000 осколков и создавала вокруг места взрыва зону сплошного поражения);
Был отмечен следующий основной недостаток – постоянное время замедления, что позволяло противнику отбросить гранату.

В целом комиссия сделала вывод, что «…граната представляется спроектированной весьма остроумно и заслуживает полного внимания…».

В описании гранаты говорилось: «…оболочка гранаты состоит из цинковой коробки, с крышкою и дном, к которому прикреплена деревянная рукоятка, к одной из боковых стенок приклёпана накладка, прикрывающая ударник с боевой пружиной и втулочкой, неподвижно скреплённой с накладкой.

Разрывной заряд имеет вид призмы, со срезанными углами, изготовляется из прессованного мелинита и весит 1,4 фунта. По оси гранаты сделано углубление,в которое при сборке гранаты вставляется латунный напёрсток. При окончательном снаряжении гранаты, в этот напёрсток входит дистанционная трубка и капсюль с 2,5 граммами гремучей ртути.

Ударный механизм состоит из ударника с рукоятью, боевой пружины, втулочки, неподвижно укреплённой внутри накладки, чеки и оттяжки с пружиной.

Запальное приспособление состоит из алюминиевой запальной трубки малого капсюля, бронзовой трубки с запрессованным дистанционным составом и капсюля-детонатора с 2,5 граммами гремучей ртути.
Осколки гранаты помещаются внутри гранаты между оболочкой и боевым зарядом, и состоят из четырёх цинковых пластинок с крестообразными прорезями и цинковых треугольничков (всего около 500 штук) складываемых в столбики и располагаемых в углах гранаты…».

«Немцы очень их не  любят...»

Владимир Иосифович Рдултовский

Корпус с внутренней стороны покрывали шеллаковым лаком.

Для броска гранату брали в правую руку, так чтобы предохранительное кольцо находилось между пальцами руки и прижимали рычаг гранаты. Затем предохранитель отводили в сторону, после чего гранату метали в цель.

В момент броска предохранительное кольцо оставалось в руке. Оттяжка гранаты проворачивалась вокруг своей оси и ударник накалывал капсюль запала. После выгорания замедлительного состава происходил взрыв детонатора и заряда гранаты.

Некоторая сложность в обращении с гранатой была результатом повышенных требований специалистов ГАУ к безопасности гранат. Именно по требованию ГАУ конструкция имела два предохранителя. Один – предохранительная задвижка – отодвигался перед броском, второй – предохранительное кольцо – удалялся в момент броска. Подчеркивалось, что если в момент замаха в солдата попадёт пуля, то граната все равно не взорвётся, так как предохранительное кольцо останется на рукоятке. Кстати, позже мы увидим, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем. Граната РГД-33 также будет взводиться в момент броска.
При взрыве образовывалось около 1000 осколков: к 500 готовым добавлялись около 300 осколков от решёток и около 200 от корпуса гранаты. Взрывы гранат, произведённые во время испытаний, показали что: «…значительная часть этих осколков, направленная вверх и в землю, пропадает, но всё же в круге диаметром 9 аршин, составленном из мишеней в рост, получается от 150 до 400 сквозных пробоин в дюймовых досках…».

«Немцы очень их не  любят...»


Производство гранат было начато только в 1912 году и в этом же году первые партии их поступили на вооружение крепостей. Командиры пехотных и инженерных частей неоднократно просили руководство Главного артиллерийского управления выслать образцы гранат для проведения занятий с офицерами и нижними чинами. Главное инженерное управление запрашивало артиллерийское ведомство о возможности поставки гранат в инженерные части. В журнале заседания мобилизационного совещания Виленского военного округа указывалось «…признаётся крайне желательным снабдить полевые войска ручными гранатами…».

Однако ГАУ отвечало отказом во всех случаях. Вот, например, документ от апреля 1912 года: «Согласно уведомления Главного Управления Генерального Штаба настоятельной необходимости введения ручных гранат в табели довольствия полевых войск не установлено. Означенные ручные гранаты приняты для снабжения ими лишь крепостных артиллерий…».

Эти ручные гранаты в целом зарекомендовали себя с хорошей стороны. К их достоинствам следует отнести высокое поражающее действие (например, осколки гранаты образца 1912 года пробивали дюймовую
сосновую доску на расстоянии 1-3 сажени, количество только готовых осколков в этой гранате составляло около 600 штук), дешевизну и простоту изготовления. Фронтовики эту гранату предпочитали другим конструкциям. Вот что вспоминает один из них: «…дистанционные гранаты, начинённые тротилом Охтенского Завода …являются излюбленными гранатами разведчиков. Доказано, что немцы их очень не любят…».

«Немцы очень их не  любят...»Граната образца 1914 года.

В дальнейшем для вооружения войск была разработана и принята на вооружение граната образца 1914 года. По сравнению с предыдущим образцом она была легче, компактнее, имела более выгодную форму.

Граната состояла из жестяного корпуса, заряда ВВ, осколочной решётки, накольного механизма и запала.

Накольный механизм располагался в трубке корпуса и походил на механизм гранаты образца 1912 года.

Корпус гранаты заполнялся взрывчатым веществом. В качестве штатных взрывчатых веществ предполагалось использовать тротил и мелинит. Однако в ходе войны в дело пошли и суррогатные взрывчатые вещества на основе аммиачной селитры. Гранаты, снаряженные такими ВВ, не уступали по поражающим свойствам обычным гранатам, но имели весьма серьзные недостатки, связанные с химическими свойствами аммиачной селитры. Уже вскоре после поступления таких гранат на фронт было замечено, что их корпуса подвергаются сильной коррозии, а снаряжение может терять взрывчатые свойства из-за высокой гигроскопичности. Для предохранения «капризного» взрывчатого вещества от влаги пришлось больше внимания уделить герметичности корпусов, более тщательно пропаивать швы корпуса, что было затруднительно и вызывало дополнительные затраты.

Для хранения таких гранат требовались сухие вентилируемые помещения, что было не всегда возможно. Вот некоторые выдержки из документов того времени – 13.05.1916. командир 64 пехотного Казанского полка доносит начальнику штаба 16 дивизии: «1916 года мая 9 дня, мы нижеподписавшиеся, свидетельствовали полученные 64 пехотным Казанским полком в 3 парке 16 парковой артиллерийской бригады по талону от 2 сего мая за № 12 тысячу двести (1200) гранат образца 1914 года, причём оказалось: семьсот семьдесят гранат (770) совершенно не пригодны к употреблению в бою, так как у большинства из них от небрежного хранения перержавела пружина рычага, благодаря чему рычаг не действует и у некоторых перержавела защёлка, придерживающая капсюль, а поэтому неисправные гранаты, в числе семьсот семьдесят (770) штук подлежат сдаче обратно в 3 парк, что и постановили занести в сей акт».

В повести «Школа», действия которой происходят уже в гражданскую войну, А. Гайдар так описывает применение ручных гранат образца

1914 года в боевой обстановке: «…Бомба у тебя есть? Нету? Возьми у меня одну. Погоди, да не суй её в карман рукояткой, станешь вынимать, кольцо сдернешь. Суй запалом вниз…».

«Немцы очень их не  любят...»

Немецкие памятки со схемами и характеристиками руских гранат образца 1912 и 1914 годов

Или вот ещё: «…- Бросай вниз бомбу! - услышал я короткое приказание и увидел, как в руке Чубука блеснуло что-то и полетело вниз. Тупой грохот ошеломил меня. - Бросай! - крикнул Чубук и тотчас же рванул и мою занесённую руку, выхватил мою бомбу и, щёлкнув предохранителем, швырнул её вниз.
- Дура! - рявкнул он мне, совершенно оглушенному взрывами и ошарашенному быстрой сменой неожиданных опасностей. - Дура! Кольцо снял, а предохранитель оставил…».


«Немцы очень их не  любят...»


«…Бомбу? - улыбнулся Чубук. -Это, брат, не ты один, это почти каждый непривыкший обязательно неладно кинет: либо с предохранителем, либо вовсе без капсюля. Я, когда сам молодой был, так же бросал. Ошалеешь, обалдеешь, так тут не то что предохранитель, а и кольцо-то сдёрнуть позабудешь. Так вроде бы как булыжником запустишь - и то ладно…».
Автор: Борис Прибылов
Первоисточник: http://kalashnikov.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. Братец Сарыч 24 ноября 2012 14:13
    Интересный материал - весьма обстоятельно написано...
    Братец Сарыч
  2. гурт 24 ноября 2012 14:37
    сколько раз выручала карманная артиллерия,интересно почитать об истории ее развития
  3. Nester 24 ноября 2012 14:54
    Владимир Иосифович Рдултовский уж больно на батьку Лукашенко похож.
  4. мда-а 24 ноября 2012 15:26
    очень интересно
    мда-а
  5. AK-47 24 ноября 2012 22:40
    Цитата: Nester

    Рдултовский уж больно на батьку Лукашенко похож.

    Вы, что, полуграмотный колхозан и выдающийся изобретатель.
    Владимир Иосифович Рдултовский (10 февраля (29 января) 1876, Владикавказ Терской области — 13 мая 1939, Ленинград) — конструктор артиллерийских боеприпасов, взрывных устройств, взрывателей в Российской империи, СССР. Заслуженный деятель науки и техники России (1928). Дивизионный инженер.
    Поступил в Воронежский кадетский корпус и окончил его в 1893 году, затем окончил Михайловское артиллерийское училище (1896), после чего закончил с отличием Михайловскую артиллерийскую академию (1902).

    После окончания учёбы получил назначение в Главное артиллерийское управление на должность инженера-испытателя. Здесь он работал Артиллерийском комитете и в комиссии по применению взрывчатых веществ в снаряжении снарядов (1904-1917).

    Владимиром Иосифовичем в 1904 году была разработана бризантная граната, использовавшаяся в боевых действия во время русско-японской войны. Им была предложена методика определения глубины проникновения снарядов в различные среды. В дальнейшем Рдултовским были разработаны 76-мм, 107-мм и 122-мм фугасные тротиловые снаряды.
    Являлся учёным секретарём Комиссии особых артиллерийских опытов. С 1917 года разрабатывал взрыватели. Владимир Иосифович разработал конструкцию первой авиационной фугасной бомбы ФАБ-250 и снаряда для зенитной артиллерии.

    Является основоположником теории проектирования взрывателей.
    AK-47
  6. panda 25 ноября 2012 14:06
    У некоторых подразделений армии северкорейских краснопузых до сих пор на ворружении стоят эти бомбочки soldier
    panda
  7. vector 26 ноября 2012 19:54
    Немецкие гранаты давали или немного крупных осколков, как шаровые,или дисковые, или почти не давали осколков как колотушки. Наши давали много убойных осколков,предварительно уложенных в корпус решеток или трехугольников,но,главное были совершенно безопасны при выпадении из руки.Но зато были сложнее и дороже немецких. В ПМВ наши делали немецкие гранаты, и шаровые-1913г и колотушки-1915г,именно из-за их простоты и дешевизны .
    vector

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня