Зарубежный взгляд на российский военно-транспортный потенциал

27
С конца 2015 года Россия провела ряд экспедиционных операций в Сирии, полагаясь на стареющие военно-транспортные авиационные и морские платформы. Если не удастся исправить предыдущие неудачные попытки по их замене, страна рискует потерять возможность проведения подобных операций в течение следующих десяти лет, пишет сотрудник Международного института стратегических исследований (IISS) Том Уолдвин в статье «Russian military lift risks atrophy».


Тяжелый транспортный самолет Ан-124-100 "Руслан" (регистрационный номер RA-82035, серийный номер 05-09) ВКС России.Москва, 07.05.2017 (с) Алексей (другой) / russianplanes.net ( ссылка )



Нынешняя российская военно-транспортная техника составляет лишь часть от той, которая стояла на вооружении Советского Союза в момент окончания холодной войны (авиация – 1/5, морская – четверть от флота начала 1990-х годов). Более того, Вооруженные силы России опираются на самолеты и корабли, разработанные и построенные в советский период, большая часть из которых приближается к окончанию своего срока службы.

Зарубежный взгляд на российский военно-транспортный потенциал


Военно-транспортная авиация

Российские возможности в сфере тяжелых воздушных грузоперевозок основываются на трех типах самолетов: Ан-22 «Антей», Ил-76 и Ан-124 «Руслан». Ан-22 совершил свой первый полет в 1965 году, Ил-76 – в 1971, Ан-124 – в 1982. К концу советской эпохи рассматривались проекты создания нового поколения военно-транспортных самолетов, однако с распадом СССР они были свернуты.

Авиастроительное предприятие «Антонов» располагается на Украине, а военно-техническое сотрудничество между Москвой и Киевом резко оборвалось с присоединением Крыма к России в 2014 году. В конце 2013 года страны обсуждали вопрос о возобновлении производства Ан-124. Лишь небольшая часть самолетов Ан-22 остается полётопригодной, при этом прилагаются усилия по продлению их срока службы до 2020 года.

Гораздо более многочисленным является парк самолетов Ил-76, которые служат «рабочими лошадками» российских ВКС. Самолет находился в центре усилий по модернизации, однако результаты остаются скромными. С 2002 года два самолета Ил-76МД были обновлены до версии Ил-76МД-90, а оригинальные турбовентиляторные двигатели Д-30 – заменены на ПС-90А. Обновления коснулись и бортового радиоэлектронного оборудования. Тем не менее, данный проект так же находится в состоянии неопределённости.

В конце 2006 года Россия приняла решении о переносе производства Ил-76 из Ташкента на завод «Авиастар» в Ульяновске и начала разработку значительно улучшенной версии под названием Ил-76МД-90А. Это будет новый самолет, а не просто модернизация существующей конструкции. Первые летные испытания прототипа были проведены в сентябре 2012 года. В следующем месяце «Авиастар» получил контракт стоимостью 139,4 млрд рублей на строительство 39 самолетов Ил-76МД-90А со сроком поставки в период с 2014 по 2020 годы. По состоянию на середину 2017 года, было передано только три из 39 самолетов.

В конце 2012 года Министерство обороны России выдало ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» контракт на сумму 3,4 млрд рублей на модернизацию Ил-76МД по стандарту Ил-76МД-М. Данный проект включал в себя модернизацию авионики до уровня Ил-76МД-90А, однако не подразумевал замену двигателя Д-30. Цель заключалась в том, чтобы продлить срок службы самолета еще на 15 лет. Сегодня данный проект отстает от графика.

С прицелом на долгосрочную перспективу Москва в очередной раз приступила к рассмотрению возможности усовершенствования своего военно-транспортного флота в рамках проекта «Перспективного авиационного комплекса транспортной авиации» (ПАК ТА). Ильюшин, похоже, вернулся к наработкам 1980-х и начала 1990-х годов по проекту Ил-106, но пока сложно судить о темпах и прогрессе в данной работе. Компания также работает над легким турбовинтовым транспортным самолетом Ил-112, а также турбовентиляторным военно-транспортным самолетом Ил-214. Первый призван заменить Ан-26, а второй – Aн-12.



Морская военно-транспортная техника

Перспективы российской морской военно-транспортной техники хуже, чем в области стратегической военно-транспортной авиации. В настоящее время десантный флот России представлен двумя типами кораблей: четыре оставшихся больших десантных корабля проекта 1171, которые вводились в эксплуатацию в период с 1966 по 1975 годы, а также большие десантные корабли проекта 775, поступавшие на вооружение в 1976-1991 годы. Половина из этих кораблей приписаны к Черноморскому флоту. В 2004 году был заложен первый из запланированной новой серии кораблей проекта 11711 «Иван Грен». Головной корабль, планировавшийся к вводу в эксплуатацию в 2008 году, в настоящее время проходит морские испытания, а второй, поставка которого ожидается в 2018 году, еще не спущен на воду. В конце 1980-х годов Невским ПКБ разрабатывался универсальный десантный корабль проекта 11780, однако, как и в случае с вышеупомянутым Ил-106, дальше дело не пошло.

В 2011 году Россия предприняла попытку усовершенствования морской военно-транспортной техники посредством подписания с Франций соглашения о закупке двух универсальных десантных кораблей типа Mistral. Однако сделка была отменена в конце 2014 года в связи с французской отсрочкой заказа в ответ на российско-украинский конфликт.

Первый корабль проекта 11711, вероятно, будет введен в эксплуатацию уже в этом году, однако в ближайшие 10-15 лет потребуется заменить такое большое количество техники, что кажущаяся нехватка плана относительно продолжения строительства кораблей данного класса или перехода на новый проект, может привести к потере возможностей России в данной сфере.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    12 июля 2017 15:15
    Грустно всё это.
    1. +4
      12 июля 2017 15:39
      Цитата: винипух
      Грустно всё это.


      Съешьте, шоколадку.
      1. 0
        13 июля 2017 07:06
        Цитата: Б.Т.В.
        Съешьте, шоколадку.



        Лимнов, а не шоколадку, чтобы невидет довольной рожи!
    2. +1
      13 июля 2017 07:04
      Цитата: винипух
      Грустно всё это.


      Шеф!

      Гипс снимают, клиент уезжает!
    3. 0
      13 июля 2017 15:07
      Грустно всё это.


      Грустно другое, в интернете недавно появилась информация, что израиль не имеет ядерного оружия вообще, то есть блеф, который был выгоден и США и израилю под конец арабо-израильских войн.
      Про источник без комментариев.... бабка на базаре нашептала которая жаренные семечки продаёт, вот такие дела шломник... нет у вас ядерного потенциала и это по настоящему грустно, но грустно для вас.
      1. 0
        14 июля 2017 11:46
        Ну раз в интернете кто то написал, то безусловно так оно и есть wink
        1. 0
          14 июля 2017 14:21
          ))) ТЫрнеты бывают разные laughing
  2. +1
    12 июля 2017 15:50
    Про Ан-12 забыли.
    1. +2
      12 июля 2017 16:24
      тссс... они просто не в курсе... это тайна ... военная тайна ...
  3. +2
    12 июля 2017 16:39
    А чего графики и таблицы возможностей армий НАТО не привели?
  4. +3
    12 июля 2017 17:03
    Справедливо и в точку проблем.
  5. +6
    12 июля 2017 17:07
    Цитата: ADmA_RUS
    А чего графики и таблицы возможностей армий НАТО не привели?

    Вам тогда станет ещё грустнее! hi И остальным я думаю - тоже!
    1. +1
      13 июля 2017 10:57
      Точно - у США помимо транспортников , одних конвертопланов более 300 шт, про НАТО вообще можно не говорить
      1. +1
        13 июля 2017 11:50
        Вы имеете в виду "Оспрей"? Так кушайте его сами: дорого и невкусно
      2. 0
        14 июля 2017 10:16
        Что-то не припомню успешного применения НАТО этого потенциала.
    2. 0
      15 июля 2017 15:53
      И по этому они пользуются нашими самолётами для переброски техники в Афганистан? Ню-ню.
  6. +2
    12 июля 2017 17:23
    ну по части транспортных самолетов у амеров только с-17 свежее наших..., а вот количественно переплевывают на раз это да...
    1. 0
      12 июля 2017 20:20
      C-130J Super Hercules сейчас выпускается.
  7. +5
    12 июля 2017 21:57
    Вот это точно беда бедой, транспортных самолётов нет.
  8. 0
    12 июля 2017 22:47
    Одна надежда - новые Ил-112. Кораблей не будет, вот и война на дальней дуге закончится
    1. +2
      13 июля 2017 10:57
      2 самолета в год - у нас технологии и производство просто каменный век((
      1. -1
        13 июля 2017 13:56
        За то манагерофф полно! Вот где стратегический резерв! Кааак выйдут! Да кааак всех победят!
  9. 0
    13 июля 2017 14:06
    Дааааа ужжжж...печалько.... sad
    1. 0
      13 июля 2017 23:30
      А чего печальна то?) Просто надо сброситься всей страной на авианосец,деловые то)
  10. 0
    14 июля 2017 01:54
    А если удастся?
    Автор, галстук съешь?
  11. 0
    14 июля 2017 10:14
    Им какое дело до наших транспортников. Хорошо, чтобы нам в ближайшем будущем не пришлось массово использовать этот вид ВС.
  12. 0
    16 июля 2017 07:20
    Не просто мало,критично мало.....