Дайте армии ГАЗ

40
В статье утверждается некая односторонность армейской подготовки, которая просматривается в ходе учений. Имея опыт курирования в Минавтопроме СССР колесной техники как гражданского, так и военного назначения, полагаю мысль обоснованной и применительно к автомобилям.

В памяти первые дни Отечественной войны, когда автомобильный парк составляли трехтонные ЗИЛы и полуторки ГАЗа гражданского назначения – конструкции середины 1920-х, добрая половина которых была мобилизована в народном хозяйстве с малым остаточным ресурсом. Легковых автомобилей для командного состава фактически не было.



В ходе больших маневров в июне 2016 года наряду с положительной оценкой армейской техники автомобили дипломатично охарактеризованы как «проблемный актив». Вероятно, дело сводилось не к безотказности КамАЗов или «Уралов». Есть основания предполагать, что проблемой могли быть командирские автомобили Ульяновского автозавода, единственного в стране производителя легковой армейской техники.

Это при освоенной на ВАЗе легендарной «Ниве» с полностью локализованной компонентной базой, с отработанной платформой и незагруженными производственными мощностями, позволяющими в сжатые сроки и по весьма сходной цене организовать производство легкого командирского автомобиля с упрощенным кузовом, машины двойного назначения – военного и сельского, семейного – на унифицированной платформе «Нивы», что обеспечит выполнение обязательного условия: большой тираж, а соответственно низкую цену.

Дайте армии ГАЗ


К слову, офицерский корпус вермахта располагал достаточным количеством «Кюбельвагенов» – легких автомобилей упрощенной конструкции на базе популярных «семейных», массовое производство которых уже освоили на «Фольксвагене». Это была машина двойного назначения со всеми вытекающими из этого плюсами: функциональностью в сложных дорожно-климатических условиях России, простотой обслуживания, ремонтопригодностью и дешевизной.

У нас до получения по ленд-лизу «Виллисов» в качестве командирских частично использовались сугубо гражданские М-1. Командирский полноприводный автомобиль ГАЗ-67 в ограниченных количествах был начат производством в 1943 году.

Знаменитый полноприводный ГАЗ-69 с упрощенным кузовом (тентом) два десятка лет (до начала 70-х годов) выпускался в массовом количестве как машина двойного, военно-гражданского назначения, успешная во всех климатических зонах Союза.

Предполагаю, что некоторые военспецы, читая эти строки, не скрывают иронии по поводу «архаики», будучи убеждены, что само понятие «военный автомобиль» предполагает его участие в боевых действиях. Следовательно, бронезащита, бортовое вооружение и прочее выходят на первый план. На самом деле транспортная составляющая призвана обеспечивать множество различных функций, вытекающих из требований мобильности командного состава, небольших групп быстрого реагирования и т. п. И при этом надо учитывать, что машина двойного назначения – как правило, продукт массового производства, обеспеченный стандартными расходными материалами и запасными частями, значительно снижающий остроту проблем с дорогами на периферии с сорока миллионами жителей российских сел и малых городов. С точки зрения национальной безопасности такой автомобиль ценен еще и тем, что создаются предпосылки для закрепления молодежи в сельской местности, автомобилизации не только и не столько крупных городов, но массы граждан, живущих в условиях проблемной инфраструктуры и ограниченных доходов.

Естественно, уровень комфортности, респектабельности, но не безопасности и требуемых технических характеристик, в целях экономии будет снижен. Зато функциональность и доступная цена обеспечат спрос не только на внутреннем рынке, но, как в свое время ГАЗ-69 и поныне «Нива», увеличат экспортный потенциал действительно отечественного автопрома.

Многочисленные предложения, направленные заинтересованным ведомствам, лично министрам Скрынник, Федорову, Сердюкову, Мантурову рассмотреть этот наболевший вопрос, требующий сравнительно малых вложений, в основном на упрощенный кузов, завершились отписками – бюрократическими шедеврами. Обращения, адресованные некоторым другим руководителям, к позитивным результатам не привели. И только вмешательство председателя Комитета Государственной думы по обороне В. А. Шаманова и главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации В. В. Золотова позволило сдвинуть дело с мертвой точки. Проблема еще не нашла окончательного решения, однако появилась надежда, что автомобилизация будет прерогативой не только городов-миллионников, но – наряду с повышением мобильности силовых структур – решением назревших проблем глубинки.
А время не ждет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    12 июля 2017 15:15
    Что -УАЗ протрирот, наконец признали недвижимостью?
    1. +19
      12 июля 2017 16:46
      На мой взгляд сердюков правильно сделал что не дал свет этому. уж больно напоминает как прикрываясь заботой будут распиливать бюджет!!!
      у меня легковая и я сидя на уровне арок патриотов, обращаю внимание на то, как много патриотов ржавых, и это у гражданских людей которые следят за машиной, задаю вопрос, сколько будет жить машина если ее будут эксплуатировать армейские раздолбаи по направлениям???? да и шнива по надежности не лучше, учитывая то, что у неё кузов!
      самый лучший вариант это старый добрый , без всякой электроники, ездящий на помоях , имеющий карбюратор вместо инжектора и прочих фиговин, которые только усложняют автомобиль (единственное насчет чего мое мнение не стойко: так это кондиционер!!!)!!!! Только сделать ньюкозёл из современных материалов, что бы он был вообще еще больше не убиваемый
      джип,доложен быть такой на котором не страшно ехать в дебри, что бы в случае чего можно отремонтировать на коленке с минимальным набором инструментов.
      интересно какая стоимость будет у упрощенной модели? и что автор подразамевает под этим словом?
      1. +5
        12 июля 2017 17:48
        совершенно верно, армейский авто должен быть простым как три копейки
        1. Комментарий был удален.
          1. +7
            12 июля 2017 20:52
            вернуть 469 поставить на него дизель и красотища

            как вспомню - стоишь посреди болота по колено в воде - перебираешь бензонасос, ставишь на место и едешь дальше
            1. +6
              12 июля 2017 21:31
              Как то помню, в мороз - 30, залипла игла карбюратора. 15 мину делов. Мотор не успел даже остыть.
      2. +8
        12 июля 2017 21:04
        Цитата: АКС
        олько сделать ньюкозёл из современных материалов, что бы он был вообще еще больше не убиваемый

        Современный Хантер не просто убиваемый, он самостоятельно сдыхаемый.
        Цитата: АКС
        без всякой электроники, ездящий на помоях , имеющий карбюратор вместо инжектора и прочих фиговин, которые только усложняют автомобиль

        Абсолютно точно, новый двигатель в поле на коленке уже не починишь.
      3. 0
        14 июля 2017 19:23
        Цитата: АКС
        На мой взгляд сердюков правильно сделал что не дал свет этому. уж больно напоминает как прикрываясь заботой будут распиливать бюджет!!!
        у меня легковая и я сидя на уровне арок патриотов, обращаю внимание на то, как много патриотов ржавых, и это у гражданских людей которые следят за машиной, задаю вопрос, сколько будет жить машина если ее будут эксплуатировать армейские раздолбаи по направлениям???? да и шнива по надежности не лучше, учитывая то, что у неё кузов!
        самый лучший вариант это старый добрый , без всякой электроники, ездящий на помоях , имеющий карбюратор вместо инжектора и прочих фиговин, которые только усложняют автомобиль (единственное насчет чего мое мнение не стойко: так это кондиционер!!!)!!!! Только сделать ньюкозёл из современных материалов, что бы он был вообще еще больше не убиваемый
        джип,доложен быть такой на котором не страшно ехать в дебри, что бы в случае чего можно отремонтировать на коленке с минимальным набором инструментов.
        интересно какая стоимость будет у упрощенной модели? и что автор подразамевает под этим словом?

        К оожалению у УАЗика была беда с сальниками коленвала в моторе.Текли они постоянно..
  2. +7
    12 июля 2017 15:17
    У нас до получения по ленд-лизу «Виллисов» в качестве командирских частично использовались сугубо гражданские М-1. Командирский полноприводный автомобиль ГАЗ-67 в ограниченных количествах был начат производством в 1943 году.

    Товарищ Башинджагян упрощает... ©
    Между "эмкой" и ГАЗ-67 армия получила:
    - Командирский полноприводный ГАЗ-61 (6 шт. в варианте фаэтон, 194 шт. в варианте седан):

    - Полноприводный ГАЗ-64. Первый отечественный "джип", точнее - русские вариации на тему "пигмея" Форда. Этих "козликов" выпустили аж 672 единицы, правда - без разделения на командирские и тягачи.
    И лишь после этого ГАЗ начал выпуск ГАЗ-67.
  3. +11
    12 июля 2017 15:21

    Путин, глава Генштаба Валерий Герасимов, генерал Александр Шевченко и ручка «УАЗ-Патриот». Кадр из видео Life
    1. +15
      12 июля 2017 15:33
      Выражение лица Герасимова - бесценно. smile
    2. +21
      12 июля 2017 15:44
      Выражение лица Герасимова - бесценно

      не верю, что это случайность. Когда уничтожали АЗЛК аналогичная история была с дверью. Лужков не мог открыть и вдруг она отвалилась.
      В соседней деревне до сих пор мужичок ездит на АЗЛК, он из него такой тюнинг сделал, БМВ может курить в сторонке. Жаль, что наш автопром не использовал потенциал авто-самоделок. Среди них были удивительные по дизайну машинки. У нас когда на Камазе начали выпускать ОКУ, проводили конкурсы. Какие красавцы в эскизах были предложены на конкурс!
      Та же ижевская ОДА, вполне могла бы быть конкурентноспособной Санедеро-степвей а вполноприводном варианте и шевиниве.
      1. +9
        12 июля 2017 21:35
        А помните самоделки в программе "Это вы можете"?
      2. 0
        14 июля 2017 16:53
        Тема потенциала автосамоделок не раскрыта. Можно хоть один пример впечатляющих красавцев с конкурса в студию?
  4. +16
    12 июля 2017 16:31
    А автор имеет опыт езды на Ниве и на ГАЗ\УАЗ ?
    Я думаю нет, иначе он бы знал, что Нива никогда не позиционировалась как внедорожник, тем более военный, у нее для этого банально не хватает запаса прочности (военные в свое время рассматривали Ниву и по результатам проверки отвергли этот вариант). Нива с истоков позиционируется заводом как легковой автомобиль повышенной проходимости.
    Например выдергивать севшую в колее на брюхо Ниву чем-либо кроме динамической (растягивающйся) стропы чревато отрывом части кузова вместе с лонжеронами. А в военнке отродясь никаких растягивающихся строп небыло, в лучшем случае буксировочный полипропилен, в худшем стальные троса. Не просто так военные на небронированной технике до сих пор предпочитают рамные конструкции.
    З.Ы, пишу не как прогиб в сторону УАЗ\ГАЗ, качество их продукции достаточно давно стало "ниже плинтуса" :(
    1. +8
      12 июля 2017 16:52
      Нива с истоков позиционируется заводом как легковой автомобиль повышенной проходимости.
      Когда-то видел как старенькая Нива растаскивала пробку на грунтовой дороге после дождя. И шеву вытащила, и уазовскую таблетку, и всех остальных. Командирскую машину в виде техзадания МО само должно заказать и тестировать в разных вариантах своими экипажами. Ясно, что у любой нивы трансмиссия и движки слабоваты, ну а шины-отдельный вопрос. А кто-нибудь задумывался о санитарном транспортере для эвакуации с поля боя? Он ведь должен быть обязательно с лебедкой и держаться на плаву, чтобы добраться до сортировочного пункта.
      1. +13
        12 июля 2017 17:14
        Цитата: Балу
        А кто-нибудь задумывался о санитарном транспортере для эвакуации с поля боя? Он ведь должен быть обязательно с лебедкой и держаться на плаву, чтобы добраться до сортировочного пункта.

        Так было уже, Луцкий ТПК (Транспортер Переднего Края) был ограниченно принят на вооружение во вспомогательные части. ОН как раз и есть плавающая амфибия с лебедкой
        Цитата: Балу
        Когда-то видел как старенькая Нива растаскивала пробку на грунтовой дороге после дождя. И шеву вытащила, и уазовскую таблетку, и всех остальных.

        Неважно где чего разово было, важно что постоянно это делать безрамная Нива не в состоянии. Все равно за БТР проехать не сможет ни Нива, ни УАЗ на порталах, но вот тащится на стальном тросе за БТР командирский УАЗ в состоянии бесконечно долго, в отличие от Нивы. :D
      2. +1
        12 июля 2017 18:58
        А кто-нибудь задумывался о санитарном транспортере для эвакуации с поля боя?


        водник вроде был для этого. но что-то пошло не так
  5. +7
    12 июля 2017 16:59
    В памяти первые дни Отечественной войны - во как! силен автор на память.... не иначе Дункан Маклауд... Ну, про забытые варианты Газ м1 и газ - 64 тут уже "отстрелялись". Но я еще хочу подметить такой аспект -
    К слову, офицерский корпус вермахта располагал достаточным количеством «Кюбельвагенов» – легких автомобилей упрощенной конструкции на базе популярных «семейных», массовое производство которых уже освоили на «Фольксвагене».
    Тут автор опять попадает в просак. "кюбельваген" создавался на базе ОПЫТНОГО "жука". Причем как то странно он "семейную" базу немецкого авто преподносит как плюс, а гражданское происхождение наших ГАЗ и ЗИС - минус...
  6. +5
    12 июля 2017 20:23
    Здесь просто надо поднять вопрос о назначении машин: машины обеспечения боевых действий и транспорт повседневной деятельности.
    гонять для перевозки л/с Пазик или какой-нибудь супер-КАМАЗ с кунгом по дорогам общего пользования. Это давняя армейская беда. Из своей практики меня наша штаба рдн по всяким нуждам возил Урал, командир полка рассекал на УАЗ., а по идее на повседневку извините хватило бы обыкновенного запора. да и сейчас командир дивизии на УАЗике, командир взвода - на КАМАЗе. В повседневной жизни в 99% случаях не нужны армейских автомобили( в хорошем смысле этого слова).
  7. +5
    12 июля 2017 20:43
    Есть прекрасные автомобили, просто они вне системы ГАЗ и ВАЗ и КАМАЗ:
  8. +5
    12 июля 2017 20:44
    Военный и гражданский внедорожник по низкой цене был создан в СССР - ЛуАЗ. Автомобиль и сегодня актуальный. В Минске в 2016г., за плавающий вариант ЛуАЗ цена стояла что то около 4000 $. И это за машину 30 летнего возраста. Если бы ещё и кузов у него был алюминиевый...
    1. +7
      14 июля 2017 08:13
      Добавлю, (у отца такой был) ещё желательно водяное охлаждение и нормальная печка.
  9. +2
    12 июля 2017 20:48
    Сомневаюсь, что все генералы на "Патриотах" ездят. В повседневной жизнедеятельности войск и Нивы могут найти свое место.
  10. +5
    12 июля 2017 21:12
    Это при освоенной на ВАЗе легендарной «Ниве» с полностью локализованной компонентной базой, с отработанной платформой и незагруженными производственными мощностями, позволяющими в сжатые сроки и по весьма сходной цене организовать производство легкого командирского автомобиля с упрощенным кузовом, машины двойного назначения – военного и сельского, семейного – на унифицированной платформе «Нивы», что обеспечит выполнение обязательного условия: большой тираж, а соответственно низкую цену.


    Улыбнуло! Автор плохо знаком с реалиями АвтоВАЗа. Нет там никакой локализации - Китай наше все!
    1. 0
      13 июля 2017 20:03
      Цитата: Андрей Сухарев
      Нет там никакой локализации - Китай наше все!

      Ну не все. но многое.
  11. +6
    12 июля 2017 21:58
    Отличная машина "Нива", особенно для нашего северного бездорожья! Изъездил две, сейчас езжу на "Шниве". Эта потяжелее, проходимость похуже, да и просто движок слабоват для более тяжелого кузова. Но жене захотелось пять дверок (три ей мало!)В повседневной деятельности офицерскому составу и не надо супервнедорожник, который как правило и тяжелее и прожорливее "Нивы". А по проходимости за счет меньшего веса "Нива" даст фору УАЗику, особенно если с правильными покрышками. Да и по цене нынешний "Патриот" дороже "Нивы".
  12. +3
    12 июля 2017 22:07
    Пусть автор отдаст армии свой ГАЗ, если он у него есть.
    Армия - странная бюджетная организация, которая сначала хранила примерно миллион машин в легкогорящих стадах на складах, потом обрушила автопром - ЗИЛ, грузовой ГАЗ массовой распродажей машин, теперь им надо новых машин "дать" - а зачем, если Европу захватывать, так там по дороге много машин, пусть сами берут, если Америку то грузовик в океане не очень пригоден - как лемминги с обрыва попрыгают и всё...
    А купить армия может что ей угодно - был и министр "Мерседес", только от авантюр его и последователей лучше подальше держаться.
  13. +1
    12 июля 2017 23:30
    НИВА 2111 по проходимости, комфорту лучше УАЗика, но самое удивительное газ 69 был более любим и вынослив.
  14. 0
    13 июля 2017 00:18
    Полагаю, что при определении "модели" командирского "пепелаца" следует учитывать лишь один фактор - это автомобиль для использования в условиях исключительно мирного времени либо дальне-тылового передвижения в "особый период". Посему, в одном случае это может быть и Нива, УАЗ, а где-то "Дастер" или "Логан" (как пример)... Лишь бы в ходе кампании под этот параметр "Гелики" ни прикупили... feel
    "Урфин Джус", изьяв из обращения командирские УАЗики, лишний раз подтвердил свою абсолютную "мебельную" сущность и полное незнание реалий повседневной армейской жизни на местах. Одно дело, когда служебная машина перемещает в пространстве задницу командирской жены по магазинам и совсем иное, когда колеса используются для круглосуточного обеспечения учебно-боевой и хозяйственной деятельности воинских частей и...
  15. +2
    13 июля 2017 00:41
    Цитата: DesToeR
    Военный и гражданский внедорожник по низкой цене был создан в СССР - ЛуАЗ. Автомобиль и сегодня актуальный. В Минске в 2016г., за плавающий вариант ЛуАЗ цена стояла что то около 4000 $. И это за машину 30 летнего возраста. Если бы ещё и кузов у него был алюминиевый...
    --- луаз это была машина поля боя!!! санитарка!!! не более!!! как транспортир-ужас!!! впрочем как все машины этого класса!!!
  16. +5
    13 июля 2017 01:20
    - Обращаться надо к опыту народных умельцев... wink Ставиться "Нива" на подрамник, навроде VW Golf CrossCountry, и движочек дизельный, "атмосферник" на 1,9 литра - как у Рено.
    - Замечательная вышла бы машинка!
  17. +1
    13 июля 2017 03:51
    У моих друзей пунктик по поводу Нивы. Типа на охоту только на ней. По городу ездить приходится периодически. У меня в таких поездках Нива вызывает только смех. На новой машине раздатка воет так как будто машина сейчас взлетит. Через полгода заглючила электронника. На старой Ниве просто возили трамблёр с собой и меняли его а тут в течении месяца несколько раз в сервисе стояла. Другая Нива пятилетка в сервисе стоит чаще чем мой семнадцатилетний Икс-Трайл.
  18. 0
    13 июля 2017 10:49
    Вижу картину: командирка впереди едет на "Газике", а за ним - его подчинённые на малоподержанных "бехах", "тойотах" и проч. и проч.
  19. +1
    13 июля 2017 14:14
    Зачем армии автомобили??? - Если начнется война, то можно конфисковать внедорожники у частных лиц... laughing
  20. 0
    13 июля 2017 14:16
    Цитата: dokusib
    У моих друзей пунктик по поводу Нивы. Типа на охоту только на ней. По городу ездить приходится периодически. У меня в таких поездках Нива вызывает только смех. На новой машине раздатка воет так как будто машина сейчас взлетит. Через полгода заглючила электронника. На старой Ниве просто возили трамблёр с собой и меняли его а тут в течении месяца несколько раз в сервисе стояла. Другая Нива пятилетка в сервисе стоит чаще чем мой семнадцатилетний Икс-Трайл.

    Нда-с...с трамблером еще та тема.... laughing
  21. Комментарий был удален.
  22. 0
    15 июля 2017 21:29
    Цитата: Dzafdet
    К оожалению у УАЗика была беда с сальниками коленвала в моторе.Текли они постоянно..

    Уже 25 лет как там нет проблем с сальниками, набивку перестали ставить уже на 402 моторе
  23. +1
    15 июля 2017 21:32
    Цитата: DesToeR
    Военный и гражданский внедорожник по низкой цене был создан в СССР - ЛуАЗ. Автомобиль и сегодня актуальный. В Минске в 2016г., за плавающий вариант ЛуАЗ цена стояла что то около 4000 $. И это за машину 30 летнего возраста. Если бы ещё и кузов у него был алюминиевый...

    Не ЛУАЗ, а ТПК, Транспортер Переднего Края. А на гражданку да, на базе ТПК и сделали ЛУАЗ.
    Луаз НЕ плавающий, у него над мотором пол разборный.
  24. +4
    16 июля 2017 09:24
    Рамный... не ржавеющий кузов... проходимец... дизель...
    Может быть, проще купить лицензию на производство Лендровер Дефендер, чем в фантазиях ковыряться?
    И кузов алюминиевый.
  25. +2
    16 июля 2017 09:43
    Цитата: Галеон
    Рамный... не ржавеющий кузов... проходимец... дизель...
    Может быть, проще купить лицензию на производство Лендровер Дефендер, чем в фантазиях ковыряться?
    И кузов алюминиевый.

    Малокубатурный дизель (до 3 л) это еще тот квест для рукопопых владельцев, о качестве топлива на армейских нефтебазах и срочниках я вообще молчу. :D
    Дефендер, кстати именно для армии не лучший вариант, и алюминий в присутствии стальной рамы и ходовки гниет первым - 40 летних дефов в изобилии не наблюдается. Оптимальным по компоновке и мотор\трансмиссии для командирской машины в армии было б что-то типа ЛэндКрузер 60 или 70 с бензинкой.
  26. 0
    26 июля 2017 18:22
    Шнива - дер-ьмо!
    Эту беспонтовщину, для бытовых целей брать нельзя, а уж воевать на ней - абсолютно бредовая идея!!!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»