«У них не было выбора!» Лошадь в боях и походах (часть первая)

143
«Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою?»
(Иов 39-19)


«Похвала глупости»
Просто удивительно, какие бездны человеческого невежества открываются сегодня благодаря возможностям системы Интернет. Читаю вот недавно в комментариях, что железный век, оказывается, предшествовал бронзовому (и уж конечно, меднокаменному), что нет до XIX века достоверных исторических данных, и даже уж и не знаю, как люди к таким «выводам» приходят. Или что находки в земле, ну те, что делают археологи… просто закопали, чтобы потом откопать и продать! Другое «открытие» этого стоит: лошадей, оказывается, в Европу завозили из Америки начиная с XVII века, а раньше их в Европе… просто не было.




Одно из древнейших изображений всадника на лошади…


Золотой гребень из кургана Солоха. IV в. до н. э. Эрмитаж. Массивный гребень весит 294 г, его высота 12.3, а ширина 10.2 см. Девятнадцать длинных четырехгранных зубьев соединены фризом из фигур лежащих львов. Над ним — изумительная скульптурная группа, изображающая трех сражающихся воинов. Они длинноволосы и бородаты, и одеты в характерные скифские одежды — кафтаны, длинные шаровары и обуты в мягкие сапоги. Двое из них поверх кафтанов облачены в панцири, а у конного скифа, по-видимому, царя, — на голове типичный греческий шлем, а на голенях поножи-кнемиды. С большой точностью переданы все предметы вооружения скифов—щиты разной формы и конструкции, гориты-налучья с луками и стрелами, короткие скифские мечи-акинаки в ножнах, копье одного из воинов. Лошадь, изображенная на гребне, невелика по размерам и очевидно, что воин сидит на ней, не пользуясь стременами.

В том же Интернете набираю вопрос: «Сколько людей в России нуждаются в срочной психиатрической помощи?» И сразу же находится ответ: «По данным ВОЗ, в мире к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку заболеваний, ведущих к потере трудоспособности. В России ситуация осложняется увеличением числа невротических расстройств, связанных с алкоголизмом, бедностью и стрессами на работе. Согласно исследований, психическое или невротическое (депрессивное) расстройство наблюдается у каждого третьего россиянина. В России до 40% населения имеют признаки какого-либо нарушения психической деятельности. На долю же лиц, нуждающихся в систематической психиатрической помощи, приходится 3-6% населения, а количество наиболее тяжелых пациентов составляет 0,3-0,6%.» (http://medportal.ru/mednovosti/news/2017/06/15/682psycho/)

«У них не было выбора!» Лошадь в боях и походах (часть первая)

1. Изображение всадника (около 3000 до н. э.) из Torre de Bredos близ La Coruna (Северная Испания)
2. Стрелок из лука на лошади, наскальный рисунок (Тибет), около 1200 до н. э.
3. Всадник на лошади, наскальный рисунок (Сахара), около 1000 до н. э.
4. Укрощение диких лошадей, наскальный рисунок (Сахара), около 1000 до н. э.
5. Всадники на восьминогих лошадях и колесницы, наскальная живопись (Центральная Сахара), около 1000 до н. э.

Впрочем, это пришлось к слову. Просто, как показатель того, что с мозговой деятельностью у нас не все и не у всех ладно. Но вот история лошади… Ведь это же действительно по-настоящему интересно, ибо кто, как не лошадь, сделала человека фактическим владыкой планеты? Так что можно даже похвалить подобных людей за… «их веру», поскольку это дает нам возможность рассказать, а как оно было на самом деле. Тем более, роль лошади в истории человечества и впрямь была исключительно велика. Да, кошки сохраняли его зерно и здоровье, не допуская эпидемий, разносчиками которых являлись грызуны. Собаки – охотники и сторожа, даже под танки ложились, доверяя своим хозяевам. Но больше всего сделали для человека именно «борзые кони». Без них человек не смог бы освоить огромные пространства азиатских степей и североамериканских прерий. Без лошади у него не было бы рыцарей, не было бы великих империй, развитие человечества растянулось на многие тысячелетия.


Храм Абу-Симбел в Египте. Рельеф с изображением фараона на колеснице.

Итак, лошадь и война. Лошадь и человек на войне, скифы и всадники Александра Македонского, гунны Аттилы и рыцари на могучих дистриерах – все они пройдут перед нами в целой серии статей, в которых обо всем этом будет рассказано как можно более подробно.

О «заговоре палеонтологов», «Рассказах каменного века» Герберта Уэллса и сексуальной девушке Эйле…
Ну, а начать придется с темы нам не очень свойственной. С палеонтологии - науки, изучающей окаменелые останки древних животных. И если древние артефакты, как некоторые думают, кто-то в землю закапывал ради их древности, то уж кого-кого, а палеонтологов тем более следует в этом подозревать. Ведь их кости и копролиты динозавров еще древнее. Вот только непонятно каким образом и с какой целью все это они осуществляют. Впрочем, если есть «заговор часовщиков», «жидо-масонский заговор» и даже «заговор историков-профессионалов», почему бы не быть и «заговору палеонтологов»? Кругом одни «заговорщики», как интересно, а может быть и страшно жить, не так ли?


Ассирийский рельеф из Нимруда, Центральный дворец, ок. 728 г. до н.э. Британский музей.

Как бы там ни было, а перекопав многие тонны, да что там тонны – тысячи тонн земли и песка, палеонтологи выяснили, что на Земле достаточно давно обитали не только динозавры, но и предки современных лошадей – 64-38 млн. лет тому назад в лесах Европы жил хиракотериум, а в Северной Америке эогиппус («ранняя лошадь») – животные размером с лису или чуть побольше. Мало они были похожи на современных скакунов, но, тем не менее, это и были их предки.

Менялся климат, менялась растительность, и 38–26 млн. лет тому назад появился мезогиппус («средняя лошадь») размером покрупнее. Еще крупнее был меригиппус (27-26 млн. лет тому назад), а затем и плиогиппус (5–2 млн. лет тому назад. Наконец, совсем, можно сказать, недавно, в Северной Америке появился эквус – уже непосредственный предок современных лошадей, размером с современного пони.


Бронзовая фигурка лошади из Олимпии, ок. 740 г. до н.э. Лувр.

Через так называемую Берингию – существовавший в древности перешеек в районе Берингова пролива, предки лошадей перемещались из Америки в Азию, и наоборот, а вслед за ними шли люди, которые на них охотились. И охотились настолько успешно, что в Северной и Южной Америке в послеледниковое время все предки лошадей исчезли.


Александр Македонский на своем Буцефале. Фрагмент мозаики из Помпей.

Ну, а первобытные лошади, покинувшие Северную Америку, вскоре распространились по всей Азии, Европе и Африке. Они обитали как в областях с густым травяным покровом и мягкой и плодородной почвой, так и на скалистых горных склонах, в зоне засушливых степей и пустынях. Соответственно этим зонам обитания возникали и разные виды лошадей. Те, что жили среди густой растительности и на влажной почве, обладали мощным корпусом и широкими, сравнительно мягкими копытами. Горные лошади – были небольшими, изящными, имели узкие и твердые копыта. Их масть точно также соответствовала окраске окружающей среды. В лесных районах выживали лошади темной масти, тогда как обитателям пустынь и степей было выгоднее иметь желтую или серую окраску.


Александр Македонский на Буцефалe (саркофаг из Сидона).

Сведения о том, как выглядел эквус – предок современных лошадей, а также ослов и зебр, естественно, не сохранились. Но мы знаем, как выглядели его потомки – дикие лошади: южнорусская степная лошадь, называвшаяся также степным тарпаном, лесной тарпан и лошадь Пржевальского, известная также как восточная дикая лошадь. Эти виды лошадей еще двести лет назад обитали в Европе и в Азии, но сегодня они практически полностью исчезли. Вот разве что лошадь Пржевальского разводят у нас в зоопарках. Рост в холке у нее до 130 см и вся она покрыта густой желто-серой шерстью. Голова массивная, на шее темная щетка из жесткой гривы и такие же темные ноги. Южнорусский степной тарпан, или просто тарпан, был изящнее, чем лошадь Пржевальского. Эта лошадка имела пепельную масть и черный «ремень» вдоль всей спины. Пони появились на севере Европы, Шетландских островах и в некоторых других местах с экстремальными климатическими условиями типа тундры, где водились так называемые тундровые пони. Вот все эти три вида лошадей, постепенно скрещиваясь между собой уже по воле человека, и стали предками всех известных сегодня конских пород.


Скелет эогиппуса. Останки этих древних лошадеобразных находят по всему свету.

Но как лошадь стала домашней и где именно это произошло? Герберт Уэллс - автор замечательных научно-фантастических и социальных романов, был одним из первых, кто попытался ответить на этот вопрос в своих «Рассказах каменного века». Нет смысла пересказывать их содержание. Кому интересно – найдет в Интернете и прочитает. Важно подчеркнуть мысль автора: все могло произойти случайно. А потом… потом что-то подобное тому, что описано в рассказе, повторится еще не один раз и закончится одомашниванием лошади, на которых люди стали ездить верхом.


Колонна Траяна с изображением римских воинов и их лошадей – уникальный памятник эпохи войн Траяна в Дакии.

Свой вариант этого события описала английская писательница Джин М.Ауэл в одной из книг своей серии романов «Дети Земли», которая так и называется – «Долина лошадей». Оказавшись в одиночестве в пещере на краю обитаемого мира, девушка Эйла из племени кроманьонцев приютила маленькую лошадку и вырастила ее. Потом она научилась на ней ездить, а когда у лошадки появился жеребенок, воспитала и его. Потом Эйлу нашел мужчина ее биологического типа и… научил ее многим интересным вещам, а она его научила ездить верхом на лошади.


«Путь через равнину» - рассказывает о долгом пути Эйлы и ее возлюбленного Джандалара к его племени. Вообще книги этой серии довольно забавны. И копьеметалку-то Эйла придумала, и лошадей приручила раньше всех. Но в целом серия романов «Дети Земли» очень познавательна.

Всего в серию входят целых шесть многостраничных романов: «Клан Пещерного медведя», «Долина лошадей», «Охотники на мамонтов», «Очаг мамонта», «Путь через равнину» и «Под защитой камня». По сути, это энциклопедия первобытной истории, поскольку Джин Ауэлл не просто писатель, но еще и ученый, и многое в ее романах просто калька различных монографий. Единственный недостаток романа заключается в явном переизбытке эротических сцен, ну да с этим уж ничего не поделаешь. Хотя с другой стороны, а чем еще людям первобытного времени было заниматься на досуге?


Среди христианских святых нет звероголовых «богов», это «привилегия» язычества. Но не бывает правил без исключений. Таковым в пантеоне христианских святых стал святой Христофор. Нет святых с головами коровы, собаки, но есть святой, пожелавший стать конем. Это говорит о многом… Настенная фреска из собора в Свияжске.

«Алоша», «каваль», «шеваль» и «фарь»…
В любом случае лошадь была одомашнена и – судя по погребениям с конем (это уже «заговор палеонтологов» закончился и начался «заговор археологов»!), произошло это в районе… южнорусских степей! Само же слово «лошадь» восточные славяне заимствовали у тюрков, которое звучало как «алоша». И те, и другие тесно соприкасались друг с другом как раз в данном регионе, так что взаимопроникновение культур место, конечно же, имело. А вот слова «конь», «кобыла», «жеребец» принято считать словами чисто славянского происхождения, своими корнями восходящими к древнему индоевропейскому праязыку.


Среди воинов терракотовой армии в гробнице императора Цинь Ши Хуанди была и такая вот колесница, запряженная четверкой лошадей.

В итальянском языке конь – каваль, отсюда кавалер, кавалерия; в испанском – кабаль, поэтому – кабальеро, во французском – шеваль, отсюда шевалье, то есть всадник, кавалерист. Поэтому, когда кардинал Ришелье в «Трех мушкетерах» А.Дюма обращается к Д’Артаньяну: «Шевалье Д’Артаньян!», дословный перевод должен был бы звучать так: «Всадник Д’Артаньян!» А вот на арабском лошадь называется «фарь», соответственно искусство верховой езды получило название «фурусийя», а вот своих рыцарей они тоже называли «фарис», то есть всадники!


Очень рано познакомились с лошадьми и арабы. На этой иллюстрация из «Всеобщей истории» Джами аль-Тавариха, 1305 – 1314 гг. пророк Мухаммед увещевает свою семью перед битвой при Бадре и все они на конях. (Коллекции Халили, Тебриз, Иран)

Продолжение следует…
143 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    17 июля 2017 06:51
    А давайте еще поднимем тему отсутствия дорог в Древней Руси. Путешествия были только по рекам. Может отсутствие дорог было связано с отсутствием лошадей. laughing
    Некоторое время назад был такой комментатор на ВО (а может и остался). Ника не помню.
    1. +4
      17 июля 2017 12:54
      Славяне использовали лошадей с дервнейших времен. Об этом свидетельствуют археологические находки и письменные источники как древнерусского, так и иноземного происхождения. Дошли до нас и рисованные миниатюры, украшавшие древнерусские летописи, и настенные фрески в многочисленных церквях, построенных после принятия на Руси христианства.
      Среди этих рисунков попадались и изображения лошадей рабочих и верховых. Лошади на территории, занимаемой древнеславянскими племенами, встречались еще и в диком виде. Они были низкорослыми, лесного типа, и русские князья частенько тешились охотой на них.
      Особенно гордился удачливостью в охоте на диких коней Владимир Мономах (1053 – 1125), тогда удельный князь Черниговский: “А вот что в Чернигове делал, — писал князь, вспоминая молодость, — коней диких своими руками вязал я в пущах – десять и двадцать живых коней, а кроме того подъезжал по равнине, ловил своими руками тех же диких коней…”
      1. +3
        17 июля 2017 15:29
        Еще в верхнем палеолите (ледниковый период) на Дону при раскопках верхних слоев разновозрастных стоянок в Костенках стало ясно что основой питания были не мамонты а лошади, их осенью набивали на переправе при сезонных миграциях складывали в ямы и всю долгую ледниковую зиму питались, летом кочевали по речке, - моллюски, рыба, и так вплоть до современности, - река, рыба, лошадь - основа казаков, при всех перипетиях - приручение лошади, возникновение земледелия. Долины рек - родной ландшафт славян.
        1. +3
          18 июля 2017 01:12
          Цитата: ando_bor
          Еще в верхнем палеолите (ледниковый период) на Дону при раскопках верхних слоев разновозрастных стоянок в Костенках стало ясно что основой питания были не мамонты а лошади, их осенью набивали на переправе при сезонных миграциях складывали в ямы и всю долгую ледниковую зиму питались, летом кочевали по речке, - моллюски, рыба, и так вплоть до современности, - река, рыба, лошадь - основа казаков, при всех перипетиях - приручение лошади, возникновение земледелия. Долины рек - родной ландшафт славян.

          Абзац! Господи, это-ж, сколько в мире людей, на всю башку ...... ! Не сочтите за труд, объясните пожалуйста, какая связь между казаками и Костёнками, кроме географии, конечно! Вам ни когда, не объясняли, что "после" - не значит " вследствие", а "на том же месте" (географически), не значит - "тот же самый" (народ, племя, культура)? А догадаться, что условия жизни и способ выживания, в палеолите (Костенки) и в средневековье (если считать бродников, за протоказаков), это две большие разницы, вообще, не судьба?
    2. +6
      17 июля 2017 17:23
      Автор вообще неадекватен, или был пьяный когда писал статью, или очередная жертва ЕГ.
      Он даже не знает или не помнит как со школы правила написания сочинения..

      Заголовок..
      «У них не было выбора!» Лошадь в боях и походах


      1. У кого не было выбора? В статье ни слова...

      2. В том же Интернете набираю вопрос: «Сколько людей в России нуждаются в срочной психиатрической помощи?»
      .............Б.л.я очень подходит к названию статьи, про боевых лошадей, афффтор случайно с БОЕВЫМИ БЕЛКАМИ не путает? laughing belay laughing
      Впрочем, это пришлось к слову. Просто, как показатель того, что с мозговой деятельностью у нас не все и не у всех ладно. Но вот история лошади


      Впрочем, это пришлось к слову... laughing ..Но вот история лошади... laughing .... афффтор вы что курите?

      3.
      Итак, лошадь и война. Лошадь и человек на войне,...

      казалась бы афффтор напряг мысль ну сейчас напишет,
      через абзац опять ОСТАПА ПОНЕСЛО..
      Впрочем, если есть «заговор часовщиков», «жидо-масонский заговор» и даже «заговор историков-профессионалов», почему бы не быть и «заговору палеонтологов»? Кругом одни «заговорщики», как интересно, а может быть и страшно жить, не так ли?

      автор МНЕ УЖЕ СТРАШНО, А ЛОШАДИ ГДЕ?

      4.Палеонтология, происхождение лошади.......тут вообще без комментариев, приведён мощный научный труд.

      Свой вариант этого события описала английская писательница Джин М.Ауэл в одной из книг своей серии романов «Дети Земли», которая так и называется – «Долина лошадей». Оказавшись в одиночестве в пещере на краю обитаемого мира, девушка Эйла из племени кроманьонцев приютила маленькую лошадку и вырастила ее. Всего в серию входят целых шесть многостраничных романов: «Клан Пещерного медведя», «Долина лошадей», «Охотники на мамонтов», «Очаг мамонта», «Путь через равнину» и «Под защитой камня».


      6. Дальше читать не смог мне стало по настоящему страшно, перелистал статью в конец не читая, после слов продолжение следует......подумал может и мне выпить?
      1. +8
        17 июля 2017 17:59
        Нет на Вас п-к Опарышева! Он бы Вам быстро вразумил, что лошади бывают только американские! Ни-ни не одной коняжки прям до 18 века.
        До этого Наши предки только с лодками под мышкой бегали.
        Так, что здравый смысл хаять не в тему. У нас у большенства просто отходняк! Не мешайте ради бога!
        С уважением Котище.
        1. +8
          17 июля 2017 18:14
          ссылка на английскую писательницу Джин М.Ауэл, всё равно что камедиКлаб посмотреть, ещё бы Донцову, Маринину и прочих приплёл как серьёзных историков и уникальных палеонтологов...
          Извините не удержался feel
          1. 0
            17 июля 2017 19:03
            И почему это с Украины идут такие дурные комментарии? Один Кьриос читает и понимает все как надо. А остальные... словно у них что-то с головами у всех. Я думаю это уже все заметили...
            1. +1
              18 июля 2017 19:06
              А Вы уверены, что Виктор с Украины?
            2. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
        3. +2
          17 июля 2017 19:51
          Управдом- друг человека!
      2. 0
        17 июля 2017 19:06
        И не читайте таких статей. Явно не по Вашему интеллекту. Впрочем, понятно почему так... Как говорится: "скажи мне откуда ты и я скажу тебе кто ты!"
        1. +1
          20 июля 2017 11:48
          Как говорится: "скажи мне откуда ты и я скажу тебе кто ты!"


          Слушай мелко калиберный не позорься, вот интеллектуал а, давай на бис, определение и что же это такое за хреновина такая интеллект?

          Давай не стесняйся,
          ЧТО ТАКОЕ ИНТЕЛЛЕКТ.

          Ждум.сссс с нетерпением.
      3. +3
        18 июля 2017 00:01
        Цитата: IV19S
        1. У кого не было выбора? В статье ни слова...

        По видимому выбора не было ... у лошадей!
        1. 0
          18 июля 2017 11:01
          Это Вы поняли, потому как у Вас флажок... А у человека другой флажок, поэтому оне не понял. Там вообще многие многого не понимают почему-то. Интересно почему?
          1. +1
            20 июля 2017 11:59
            Setrac 18 июля 2017 00:01 ↑ Новый
            Цитата: IV19S
            1. У кого не было выбора? В статье ни слова...
            По видимому выбора не было ... у лошадей!
            kalibr 18 июля 2017 11:01 ↑ Новый
            Это Вы поняли, потому как у Вас флажок... А у человека другой флажок, поэтому оне не понял. Там вообще многие многого не понимают почему-то. Интересно почему?



            purus idiota;

        2. +1
          20 июля 2017 11:41
          бедные..бедные.. .бедные лошади good
          жаль нет смайлика рыдающего человечка.
          А сами лошади И плачут.


          и смеются.


          А одна пригрозила ДАЖЕ пожаловаться
          А. Невзорову.
    3. +1
      18 июля 2017 23:26
      По рекам передвигались из-за низкой грузоподъемности лошади )
      На самой лошади можно увезти 100-200 кг груза. При этом, ее надо кормить и отдыхать.
      На телеге тоже много не увезешь. Особенно если телега без нормальной подвески и подшипников. Да еще в условиях "не дорог, а направлений" )
      А на ладью загрузил бочки с мешками, тонн 5-7 и плыви себе )
    4. 0
      24 октября 2017 20:15
      Не Олегович?
  2. +2
    17 июля 2017 07:01
    История приручения и одомашнивания лошади очень интересна. В сжатом и ускоренном виде это повторилось в Америке, когда индейцы(правда у них был пример) стали использовать мустангов... Сравнение, конечно, с сильной натяжкой, но тем не менее....
  3. +5
    17 июля 2017 07:31
    А на кой черт славянам понадобилось заимствовать "лошадь" из тюркских языков, если они, как индоевропейцы, сами были с ней знакомы с глубокого тысячелетия до нашей эры? Или они были настолько тупы, что не знали, как им в целом назвать этих животных, и сидели, ждали, пока тюрки им подскажут, что вот эти , с четырьмя копытами - это "алош"? Опять эта фасмеровщина, по которой у славян вообще ни одного своего слова , одни заимствования.
    1. +5
      17 июля 2017 08:58
      А славянское именно "конь", и в других славянских языках именно так и будет. В татарском, правда, который как бы тюркский "йорт", в турецком "at". При этом практически в любом сколь-нибудь заметном языке есть свое слово.

      "Деньги" слово тюркское, но понятие денег в том или ином значении было на Руси задолго до тюрок.
      1. +1
        20 июля 2017 00:10
        В татарском конь "ат" а не йорт.Йорт это дом.Язык знаю
    2. +3
      17 июля 2017 08:59
      Был бы признателен, если Вы приведете хоть какой-то источник, который бы это опровергал. А слов своих у славян много, никто их не принижает. Было слово "конь".Но как раз заимствуются слова не потому, что их нет, а новым словом проще общаться с другими людьми, иноплеменниками. Что у англичан не было водки? Была, но иначе называлась. не так ли, и слово это заимствовалось - подчеркнуть, что это "рашн". А спутник? Он же "сателлит"! Но заимствовали "спутник", опять же подчеркнуть происхождение.Таких примеров много.
      1. +4
        17 июля 2017 16:53
        Водки у англичан не было. Ни под какими названиями.
    3. +5
      17 июля 2017 10:03
      Ни в одном славянском языке, кроме русского, слова лошадь нет. Во всех это животное называется конь. А вот у мадьяр "lo'". Учитывая древность и постоянство контактов с тюрками, в том, что это слово появилось в русском языке, нет ничего исключительного или невероятного.
      Слова же «конь», «кобыла» и «жеребец» - истинно славянского происхождения и встречаются в языках всех славянских народностей, а своими корнями обращены к индоевропейскому праязыку.
      1. +3
        17 июля 2017 12:59
        Древнерусские летописи фиксировали количество лошадей у разных князей. Например, в Ипатьевской летописи под 1146 годом есть запись о табуне, принадлежавшем семье Святослава, в нем насчитывалось “3000 кобыл стадных и 1000 коней”. И думается, это был не весь конский запас князей этой семьи. good
      2. 0
        19 июля 2017 09:39
        Если что, то венгерский - это язык финно-угорской группы, а не тюркской. Так что их "lo" -получается, тоже заимствование.
    4. +2
      17 июля 2017 10:26
      А на кой чёрт ,сейчас заимствуются слова из английского ,если мы знакомы со многими понятиями и есть русские аналоги. Или мы совсем тупые ,сидим и ждём когда Запад подскажет уборщик - клининг менеджер.
      1. +1
        17 июля 2017 12:05
        Хочется приобщиться к... богатому!
      2. +2
        17 июля 2017 12:44
        Часто дословный перевод с английского будет туп, как тот же "football" - "ногомяч", либо заимствуется опред. узкое значение.
    5. +2
      17 июля 2017 11:17
      Цитата: Molot1979
      А на кой черт славянам понадобилось заимствовать "лошадь" из тюркских языков, если они, как индоевропейцы, сами были с ней знакомы с глубокого тысячелетия до нашей эры? Или они были настолько тупы, что не знали, как им в целом назвать этих животных, и сидели, ждали, пока тюрки им подскажут, что вот эти , с четырьмя копытами - это "алош"? Опять эта фасмеровщина, по которой у славян вообще ни одного своего слова , одни заимствования.

      Почитай Шпаковского, узнаешь что славяне позаимствовали вообще все!!!Как в туалет сами ходили загадка? О, поди ка с востока приперся бомжик и научил наших валенков!!!!
      1. +2
        17 июля 2017 11:56
        Вы сам текст-то читали? Или Вам интереснее пересказывать комментарии третьих лиц?
  4. +3
    17 июля 2017 07:58
    Святой Христофор как раз с головой собаки. При истории одомашнивания первым в голову приходит Киплинг с "Котом, который гулял сам по себе".

    А вообще - отличная подборка, и замечательные иллюстрации.
    1. +3
      17 июля 2017 08:47
      Какая-то странная собака.

      Киплинг писал с позиций викторианской Англии, где женщине отводилась организующая роль, в отличие от мужчины, который всё время где-то пропадает и буйствует.
      1. +2
        17 июля 2017 13:48
        Цитата: EvilLion
        Какая-то странная собака.

        Святой Христофор Псеглавец

        http://ikona-i-molitva.info/svyatoj-xristofor-pse
        glavec-zhitie-ikona-molitva/
  5. +4
    17 июля 2017 08:12
    нарушения психической деятельности

    Просто, как показатель того, что с мозговой деятельностью у нас не все и не у всех ладно


    Неудачное сопаставление понятий: большинство гениев, т.е. людей с выдающейся мозговой деятельностью, имели мягко говоря , расстройства пс психики.

    о лошадях-интересно.
  6. +4
    17 июля 2017 08:20
    Значит достопочтенная Эйла опередила с копьеметалкой героев этого произведения?
    1. +2
      17 июля 2017 08:54
      По-видимому, нет. У Рони ледника еще нет, а Эйла живет в эпоху, когда ледник отступает. То есть она ближе к нам. Охотники на мамонтов, к которым она попадает, умеют строить жилища из ребер и бивней момонтов (и остатки их найдены), а сородичи Нао этого не умели, как и люди Ва.
      1. +3
        17 июля 2017 09:11
        Но копьеметалка (или предок пращи) у них уже была good
        Ловким движением Нао схватил то странное оружие, владеть которым он научился у ва, и стал быстро вращать его над головой. Рук, уверенный в том, что это простая угроза, не обратил на нее внимания, продолжая расхаживать под скалою. Он даже отвернулся от Нао и потому не заметил дротика. Еще мгновение – и его рука оказалась пронзенной между большим и указательным пальцами. С яростным криком он выронил палицу. Косматые братья были поражены. Они не понимали, как мог Нао бросить дротик на такое большое расстояние.
  7. +3
    17 июля 2017 08:21
    Вячеслав, "всевыврете", laughing , тут же давеча писали, лошадей завезли из Америки laughing , археология псевдонаука, все археологические находки это "новодел" и подделки.. laughing ..
    Отличная статья, великолепные иллюстрации к ней..Интересна была бы статья, об "экспансии" животных и растений из Европы в Америку..Что и кого завезли европейцы в Америку при колонизации...
    1. +1
      17 июля 2017 08:51
      Спасибо! Но статью о животных и растениях мигрантах должен писать зоолог.
  8. +1
    17 июля 2017 08:41
    Характерно, что на всех артефактах древности, по сути, изображены пони. Тяговых чудовищ в тонну весом и настоящих кавалерийских лошадей еще предстояло вывести, как и научиться производить столько еды, чтобы их выкармливать.
    1. +1
      17 июля 2017 08:50
      Да, а Вы поглядите, как у всадников ноги свисают... чуть не до земли.
      1. 0
        18 июля 2017 19:37
        Я уже писал в одном из комментариев к Вашим статьям про Египет. Почему у египтян не было кавалерии? Да, лошади были мелкие, тянуть могли, нести - нет.
        1. 0
          19 июля 2017 11:21

          Не такая уж и мелкая, вроде.
  9. +3
    17 июля 2017 08:49
    Цитата: Korsar4
    Святой Христофор как раз с головой собаки. При истории одомашнивания первым в голову приходит Киплинг с "Котом, который гулял сам по себе".
    А вообще - отличная подборка, и замечательные иллюстрации.

    "Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой[16]" взято отсюда.
    1. +4
      17 июля 2017 10:50
      Вячеслав Олегович, спасибо за очередную интересную статью и фотографии. А образ Святого Христофора действительно неоднозначен и трактовался иконописными традициями по разному, возможно иногда в угоду политическим необходимостям того времени, когда изображался и переписывался.
      1. +4
        17 июля 2017 14:03
        сам образ, однако, интересен..
        1. +3
          17 июля 2017 14:56
          сам образ, однако, интересен..

          Интересно, что изображать этого святого с головой похожей на коня стали именно в момент покорения Иваном Грозным Казанского ханства.
          1. +3
            17 июля 2017 15:11
            Больнейшая тема. Ибо Иван Грозный. Если копнуть поглубже - величайшая тема для статьи, а уж бугурт будет обеспечен. good
            1. +2
              17 июля 2017 15:35
              Да yes , при жизни Ивана Грозного иконы Христофора - воина с лошадиной, волчьей головой были во многих храмах по всему Московскому царству.
              1. +4
                17 июля 2017 15:39
                ой, это только прибавляет теме ценности. fellow Представляете, сколько там можно "накопать"? а какая пища для неокрепших умов? laughing
  10. +4
    17 июля 2017 11:11
    Шпаковский мне пофиг откуда появились лошади. А вот насчёт психических заболеваний в России, я так понял что вы не причисляете себя к гражданам РФ? То то вокруг одни психи, один Шпаковский весь в белом!!!!
    1. +1
      17 июля 2017 11:57
      Не все, конечно, но некоторые явно немного... того! Не подскажете кто именно? И позвольте вопрос в свою очередь - Вы чем-то конкретно недовольны или это настроение у Вас такое, ну скажем от жары? А насчет заболеваний... есть Гугл - набираешь и узнаешь много больше того, что здесь написано.Хотя здесь есть конкретные примеры... В самом начале. Вы видели?
    2. +3
      17 июля 2017 12:02
      Извините ,у Вас , что обострение началось? Проконсультируйтесь с Curious ,он вас перенаправит на сайт ,где смогут оказать необходимую помощь.
      1. +5
        17 июля 2017 14:09
        Марат, я, конечно, не психиатр, но рекомендую возбужденному господину следующее (нарыл свой старый конспект):
        «УСПОКАИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ». В исходном положении стоя или сидя нужно сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием следует повторить четыре раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него три раза. Затем подобным же образом дважды выдохнуть в квадрат. После выполнения этих процедур наступает успокоение.
        кстати, всем рекомендую! drinks
        1. +2
          18 июля 2017 02:10
          Цитата: Микадо
          «УСПОКАИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ». В исходном положении стоя или сидя нужно сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием следует повторить четыре раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него три раза. Затем подобным же образом дважды выдохнуть в квадрат. После выполнения этих процедур наступает успокоение.
          кстати, всем рекомендую!

          Вы осторожней с советами. "Не указывай старушке короткую дорогу, если она ведет через овраг" (с) (не помню откуда спер!)
          Цитата: Микадо
          В исходном положении стоя или сидя нужно сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание...,
          Вся проблема современных человеков, в том, что большинство, привычно, дышит "верхним", "женским" дыханием и "полный" вдох, для них - это вдохнуть от солнечного сплетения, вверх, и.... до упора! Предсавляете!? Ну, надышуться они так и что с ними, в результате, будет?
          1. +2
            18 июля 2017 09:41
            drinks когда я писал этот конспект в отсутствии "интернетов" в начале 2000-х по служебной методичке, разделения на "женское" и "мужское" дыхание, увы, в ней не было. Если надо, я еще что-нибудь накопаю по своим записям drinks
        2. +4
          18 июля 2017 19:46
          -Доктор, когда я, согнув спину, с полусогнутыми руками, начинаю приподнимать поочереди ноги, ощущаю сильные боли в поясничном отделе...
          -Зачем же вы проделываете столь сложные упражнения?
          -?!?!? Доктор, а вы как-то по-другому штаны надеваете???
      2. +3
        17 июля 2017 16:21
        Проконсультируйтесь с Curious ,он вас перенаправит на сайт ,где смогут оказать необходимую помощь.

        ага, отправит он.. stop Знаю я этого затейника! good Либо сам собой мозги вправит, либо наизнанку вывернет, либо пропишет такое, после чего останется только нервно курить и трястись в уголку laughing drinks вот еще Доброго Доктора не хватат, он бы еще и не то насоветовал, например, "созидательный труд и бамбуковая палка Доброго Монаха...", ну, и далее по тексту winked
  11. +1
    17 июля 2017 11:17
    Про невежество вы это, конечно, хорошо сказали. Но кстати о лошадях: Слово "король" происходит от нормандского "кёниг", а "кёниг" от русского "конник", т.е. всадник. Невежественно скажите вы, однако так было написано в учебнике "История средних веков".
    Далее, эти фото я сделал в 2013 году в Афинах на Акрополе.
    Обратите внимание на конские фигуры в углах фронтона. Вопрос знатоком, тут по идее должен быть гонг, что означают сие архитектурные элементы и как они туда угодили.
    1. +2
      17 июля 2017 11:59
      Повезло Вам! Но это надо "греков" спрашивать. Я так с места "врать не буду". Надо поискать информацию...
    2. +5
      17 июля 2017 13:44
      Честно говоря, не понял Ваших затруднений.
      Обратимся к книге специалиста по античному искусству, искусству Древнего Рима, профессора Глеба Ивановича Соколова "Акрополь в Афинах. М., «Просвещение», 1968".
      Книга содержит подробнейшее описание восточного фронтона Парфенона, который Вы сфотографировали.
      Далее я буду разрывать комментарий, так как больше одной иллюстрации не открываются.
      1. +5
        17 июля 2017 13:53

        Восточный фронтон Парфенона. Зарисовка художника Каррея.
        Для справки. Жак Каррей (фр. Jacques Carrey, 12 января 1649, Труа — 18 февраля 1726, Труа) — французский художник, известный исключительно благодаря своим зарисовкам скульптур Парфенона 1674 года
        На восточном фронтоне, основном, так как вход в Парфенон был с востока, представлено великое для эллинов событие — рождение Афины. Это сюжет общеэллинский, более значительный, нежели спор Афины с Посейдоном, изображенные на западном фронтоне.. В центре изображены боги на Олимпе, в углах уже не афинские реки Кефис и Илис, но бог солнца Гелиос и богиня ночи Нюкс в водах Океана. Слева Гелиос выезжал на колеснице, справа ночь — Нюкс скрывалась в Океан вместе со своей лошадью. С рождением Афины для эллинов начинался солнечный день и кончалась ночь.
        Левая сторона - выезжающий на колеснице Гелиос. Квадрига загромоздила бы угол, и скульптор ограничился изображением двух лошадиных морд, выступающих из вод Океана. В пластике мраморных изваяний, в красивых линиях гордого изгиба лошадиных шей, в величавом наклоне голов коней, как в поэтической метафоре, воплощены чувства от созерцания торжественно и плавно восходящего светила.
        1. +5
          17 июля 2017 14:02

          Восточный фронтон Парфенона. Кони Гелиоса.

          Голове Гелиоса и его коням отвечают справа полуфигура богини ночи Нюкс и голова ее лошади, погружающиеся в воды Океана. Морда лошади показана со свесившейся за нижнюю границу фронтона губой. Она будто храпела от усталости и спешила к прохладной воде. Ею восхищался Гёте, говоривший, что лошадь изображена такой, какой вышла из рук самой природы.

          Восточный фронтон Парфенона. Лошадь Нюкс. Мрамор. Лондон. Британский музей. Мрамор. Лондон. Британский музей.
          Как Вы поняли, скульптуры на фронтоне - копии. оригиналы составляют экспозицию Британского музея.
          Полное описание скульптурных композиций Парфенона http://www.sno.pro1.ru/lib/sokolov_akropol_v_afin
          akh/5.htm
        2. +2
          17 июля 2017 14:23
          За книгу спасибо. Но целостной картины я так и не представил, тем более что большинство скульптур восточного фронтона находятся у саксов. Да и выступающие элементы скульптур, на мой не предвзятый взгляд, крутовато для классицизма. Либо восточный фронтон оформлялся сравнительно недавно (500-600 лет назад), либо ... Надеюсь, что автор найдет немного времени и подкинет мне между делом пищи для размышлений.
          1. +2
            17 июля 2017 19:11

            Это реконструкция из музея Парфенона.
            Не понял про классицизм, направление в европейской культуре XVII—XIX вв.
            1. +1
              17 июля 2017 20:30
              Возможно, неверно применил термин. Имел ввиду классицизм применительно времен рассвета древнегреческой культуры. Просто не припомню выдающихся (в смысле нависающих) скульптурных изображений в указанной культуре. Горгульи они вроде появились позже. Конечно, спасибо, что вы объяснили мне как мог выглядеть Парфенон, а то знаете ли никак не мог понять, что делают лошадиные головы по углам фронтона. Тем более, что смотрится это, так как будто их туда затолкали.
              1. +1
                17 июля 2017 21:07
                На здоровье!
    3. +1
      17 июля 2017 16:07
      Вообще-то слово "Кёниг" происходит от слова "Конунг", а слово "король" - от имени "Карл". После Карла Великого стало нарицательным, как и слово "цезарь" в своё время. Но почему-то в этом виде употребляется только у славян, а на западе всякие там кёниги, реи, руа, кинги и т.д. hi
    4. 0
      18 июля 2017 19:48
      Цитата: Авенич
      Слово "король" происходит от нормандского "кёниг", а "кёниг" от русского "конник", т.е. всадник.

      Титул "король" происходит от имени Карл - как и титул "кесарь" - от когномена "Цезарь". А "кёниг" происходит вовсе не от "конник", а означало изначально "глава рода"!
  12. +1
    17 июля 2017 12:00
    Цитата: Авенич
    Невежественно скажите вы, однако так было написано в учебнике "История средних веков".

    Интересно, кто автор его и за какой год!
  13. Комментарий был удален.
    1. +2
      17 июля 2017 13:23
      Дело в том, что я как раз был в этом храме в Свияжске и это мое фото. В советское время там была психушка(!) и спинками кроватей весь низ у фресок оббит до известки. не знаю как сейчас... Но зато фрески не реставрировались с момента написания. Так что на фото письмо 1556 года или около того!
      Обо всем этом мне рассказал... тамошний "кто-то в черном" и про голову. А я записал слово в слово. Надо было проверить, но понадеялся, что свое-то уж "люди в черном" знают назубок. Увы, ошибся. Сейчас уже посмотрел в Сети - там масса толкований и "неоднозначностей". Так что пусть в статье будет "лошадь". Пойдет если в книгу - дам тогда "неоднозначности" и "разные мнения".За помощь спасибо!
      1. +4
        17 июля 2017 14:40
        Со святым мучеником Христофором Песьеглавцем или Кинокефалом вышла промашка серьезная.
        Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово «канинеи» происходит от латинского canis – собака. Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.
        В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником. В Синаксарии преподобного Никодима Святогорца ничего не говорится о звероподобном виде Христофора, сообщается лишь, что тот имел уродливый лик.
        В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа.
        в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца XVIII века из Государственного музея истории религии, где святого с головой лошади, изображенного на фоне пейзажа в многоцветных доспехах, с крестом и копьем в руках, благословляет Христос. В собрании Исторического музея имеется иконная прорись XIX века – образец для иконописцев, на которой святой Христофор показан тоже с головой, похожей на лошадиную.
        Убедительного объяснения этому не дают ни ученые. ни церковники.
        (Владимирский В., священник. Животные в церковной живописи , Снигирев Э.А. Образ святого Христофора: Предания и действительность // Проблемы формирования и изучения музейной коллекции Государственного музея истории религии. Л., 1990. )
        Так что в любом случае к лошадям этот случай отношение имеет сомнительное.
        Более подробно СВЯТОЙ МУЧЕНИК ХРИСТОФОР ПЕСЬЕГЛАВЕЦ: ИКОНОГРАФИЯ И ПОЧИТАНИЕ - http://www.pravoslavie.ru/put/070522120099.htm
        1. +2
          17 июля 2017 15:17
          Свияжская школа иконописи изображала его с головой лошади, уважаемый Виктор, а фото фрески именно оттуда, из Свияжска. Ну, не могу я знать физиогномику всех святых во всех деталях.
          1. +2
            17 июля 2017 17:09
            Если я не ошибаюсь, это одна из трёх сохранившихся фресок, главное, чтобы после реставрации её не "улучшили" и не переписали. Так, что ваше фото очень хорошее.
            1. +2
              17 июля 2017 20:50
              Да, одна из трех. Я снял две, потому, что меня тогда, к сожалению, интересовали только доспехи. И ракурс был самый хороший только у двух...
  14. 0
    17 июля 2017 13:45
    Цитата: kalibr

    Интересно, кто автор его и за какой год!

    Хороший вопрос. Год этак 1972-1975. Обложка, нашел в интернете, картина: на фоне замка идут сельхоз работы. Авторы: Агибалова, Донской. Посмотрел издание 2012 года, параграф 3, глава 1, стр. 27, там версия происхождения "король" есть, но она совсем другая.
    1. +1
      17 июля 2017 15:19
      Вот и именно-то, а то я эти учебники хорошо знаю. Там не должно быть такого. По крайней мере в тех изданиях, что у меня не встречал.
      1. 0
        17 июля 2017 20:16
        С тех пор как я учился в 5 классе минуло почти пол века. Но кое что, как это не парадоксально запало. Вот ещё пример в атласе по природоведению за 4 класс (или 3?) там где были изображены расы, русский был изображен типичным монголоидном. Вот и с королём, та же история. Никто не верит.
  15. +3
    17 июля 2017 13:45
    Вячеслав, отличная статья! Читая иные опусы в смысле комментарии здесь на сайте иногда и не знаешь не то чтобы как реагировать, но и воспринимать, настолько забойное невежество с подачей за истину, настолько беспределен апломб в уверенности своей правоты. Хоть открывай здесь на сайте уроки истории, но люди здесь вроде все взрослые, а то небольшое их количество с неадекватным восприятием истории и даже банальных, обыденных, всем известных фактов не научить и не убедить ничему, у них в организме а особенно в голове воды наверно излишек.
    1. +2
      17 июля 2017 16:27
      Я тоже, этому удивляюсь, но более всего тому, что люди не умеют читать! Прочитывают в чужом тексте свои мысли, вместо того, чтобы просто проявить внимание. Ну и потом - возник вопрос, - спроси. Гугл набери в конце-концов. И еще... почему-то многие все время подозревают тебя во лжи... не понимают, что-ли, что мне им врать, ну на вот это совсем не упало. Не те они люди, чтобы с вранья им иметь хоть что-то, даже морального удовлетворения с этого не поимеешь. И вот вопрос... может они сами... все время это самое, потому и других в этом подозревают? А насчет уроков это надо подумать. Может не истории только, а культурологии, поскольку это синтез научных знаний о человеке и его истории и культуре.
  16. +3
    17 июля 2017 14:49
    "В любом случае лошадь была одомашнена и – судя по погребениям с конем (это уже «заговор палеонтологов» закончился и начался «заговор археологов»!), произошло это в районе… южнорусских степей!"
    Пару лет назад к этому заговору присоеденились современные зоологи и генетики. Правда это были не могучие клесовцы а обычные ученые из обычного Кембриджского университета. Свои исследования они опубликовали в скромном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
    В публикации говорится, что предки домашних лошадей жили на территории современной Восточной Украины, юго-западе России и степных районах Прикаспия. Именно с этих территорий животные затем уже распространились по всей Европе и Азии, а после и по всему миру.

    Вот что заявляет доктор Vera Warmuth с факультета зоологии Кембриджского университета: «Распространение домашних лошадей отличается от распространения многих других видов домашних животных тем, что их стада пополняли местные дикие лошади в беспрецедентных масштабах. И пополнение проходило преимущественно за счёт диких кобыл, что и объясняет большое количество женских линий в генофонде всех лошадей, а одомашнили лошадей впервые на западе евразийских степей».
    Вопрос о пренадлежности первых лошадей к ариям не обсуждался.
    1. +3
      17 июля 2017 15:24
      Будет 2-ая часть скоро, там даже столь любая здесь палеогенетика приплетена будет ради арийского прошлого первобытных коневодов. Чтобы пацаки радовались! Да, ЭТО случилось на территории России, а еще раньше так и вообще - СССР, да, наши пра-пра-пра сделали ЭТО, а потом все остальные воспользовались, как и всегда! Пусть пенсии меньше, чем в США, и все такое прочее, зато наш Гагарин и первая лошадь, которую одомашнил человек с группой R1a. Круто? А то!!!
      1. +3
        17 июля 2017 15:30
        Про первых слонов забыли.
      2. 0
        18 июля 2017 20:07
        Более того, орловский рысак будет первой лошадью на Луне!!! Ну, Рогозин же обещал стационар...
    2. +3
      17 июля 2017 15:29
      Это потому ,что они не читали синтеций нашего друга Герцога Мира. К вечеру мы его услышим.
      1. +6
        17 июля 2017 18:12
        А где Опарышев?
        Прочитал статью и комментарии! Искреннее спасибо!
        1. +6
          17 июля 2017 19:05
          Либо мир устанавливает ,либо останки ослов на полях сражений закапывает. Одним словом занят. Не поминайте всуе ,может не услышим.
  17. 0
    17 июля 2017 19:54
    Блин, ну когда же можно будет прочитать на ВО объективную историческую статью, отличающуюся проработанностью вопроса?

    Лошадь была одомашлена на Балканах в 4 тысячелетии до н.э. - там в захоронениях найдены керамические модели (детские игрушки) четырехколесных повозок, запряженных парой лошадей с возницами на повозках. Считается, что тогда же было изобретено колесо в качестве движителя.

    Следовательно, сначала лошадь использовалась в качестве тягловой силы.

    Гаплогруппа людей, захороненых вместе с моделями повозок, определена как R1a, т.е. изобретателями колеса и гужевого транспорта являются арии, пришедшие на Балканы с Алтая в 8 тысячелетии до н.э.

    В арийских курганах третьего тысячелетия до н.э., расположенных севернее Балкан в причерноморских степях, найдены следы полноразмерных двухосных повозок - боевых колесниц: характерные дугообразные вмятины в грунте на месте сгнивших деревянных колес, металлические скрепления сгнившей кожаной упряжи и т.д.

    Из причерноморских степей арии разошлись на юг (Малая Азия), восток (Средняя Азия, Иран, Индия и Китай) и запад (нынешняя Австрия), где познакомили местных жителей с колесницами и домашними лошадьми. Ассимилированные ариями малоазиаты - гиксосы вторглись в Египет, захватили там власть и познакомили египтян с этим видом транспорта и вооружения.

    Во втором тысячелетии до н.э. в Средней Азии была изобретена верховая езда на лошади без использования стремян. Среднеазиаты - скифы и сарматы, ранее ассимилированные ариями, вторглись в Европу и Малую Азию верхом на лошадях, познакомив европейцев и малоазиатов с таким способом использования лошадей.

    В конце первого тысячелетия до н.э. в Центральной Азии были изобретены стремена, после чего тюркоязычные центральноазиатские племена во главе с хуннами вторглись в Европу, познакомив местных жителей с этим прогрессивным решением.

    Что было после, известно из школьных учебников истории.

    Лошадь у славян (потомков ариев, оставшихся в Европе) долгое время использовалась всего лишь как тягловая сила для перетаскивания волоком лодий-однодеревок в местах сближения рек, текущих в разных направлениях (основным видом транспорта был водный в связи с густыми лесами и развитой речной сетью на большей части Среднерусской равнины).
    Как гужевой транспорт и для верховой езды лошадь у славян начала использоваться только со второй половины первого тысячелетия н.э. после начала освоения ими т.н. Дикого Поля - южнорусских степей.
    1. +1
      17 июля 2017 20:39
      Можно только предполагать, когда именно люди начали одомашнивать лошадь. Традиции коневодства скрывают свои корни в необъятной глубине веков. Большинство ученых предполагают, что одомашнивание лошади началось в Евразии, по некоторым данным, 6 тысячелетий назад.

      В то время на просторах этого огромного континента бегали небольшие, с широкими лбами степные лошадки, которые чем-то напоминали современных тарпанов. Эти дикие лошадки еще встречались даже в XIX столетии, пока не были истреблены окончательно. Из других представителей семейства лошадей в древности существовали лошади крупные, обитавшие главным образом в лесах. Они были похожи на современных: во-первых, узкой и длинной лицевой частью головы, а во-вторых, стройными и тонкими ногами.

      Вероятно, именно они и были одомашнены первыми и долгое время сохраняли поразительное сходство со своими дикими предками. Однако человек желал совершенствовать своего первого друга и помощника в хозяйстве, и преуспели в этом прежде всего народы Древнего Востока, в жизни которых лошади играли важнейшую роль. Сохранились сведения, что в VII-VI веках до нашей эры в Персидском царстве были выведены лучшие в то время во всем мире несейские лошади. Не менее удачливы были коневоды, жившие недалеко от Каспийского моря, в южных районах Узбекистана и Таджикистана.
      Уже в конце I тысячелетия до нашей эры осталась в далеком прошлом слава несейских лошадей, а пальму первенства завоевали скакуны Парфянского царства, существовавшего на месте современных северных районов Узбекистана и Таджикистана (тогда - Персии и Бактрии). Славились своими качествами лошади, которых разводили на севере Ирана и Афганистана.
      Как же выглядели парфянские скакуны? Для того времени они считались довольно высокими - почти 150 см в холке. Рыжие и золотистые, стройные и грациозные, они были самой желанной добычей в военном походе и самым драгоценным подарком для любого государя.
      Коневодство процветало и в районах Закавказья, на древней территории нагорья, где теперь расположена Армения. Известно, что там лошади использовались для верховой езды еще в III тысячелетии до нашей эры. Если же посмотреть на районы Восточной Европы, то там коневоды были не столь расторопны. Во всяком случае, лошади здесь особой статью не отличались. Это были мелкие животные, высота которых никогда не превышала 140 см, но чаще была 120 см. И использовали их главным образом отнюдь не для езды верхом, а просто пускали на мясо.
      1. 0
        17 июля 2017 21:30
        Не надо ничего предполагать - самые первые материальные свидетельства использования лошади человеком (модели запряженных повозок) найдены на Балканах и датированы 5 тысячелетием до н.э.

        Все остальные голословные рассуждения о возможности более раннего одомашливания лошади в других районах Евразии - не более чем гадания на кофейной гуще. Найдут другие материальные свидетельства в другом районе нашего материка с более древней датировкой - будут новые исторические датировки и привязки, а пока не найдут - гадатели могут идти лесом.

        Что касается первенства в изобретении верховой езды на лошади (без использования стремян), то оно принадлежит исключительно азиатским жителям Степного пояса Евразии второго тысячелетия до н.э. - скифам, сарматам и сакам. Они происходили из коренных жителей территорий будущих Казахстана, государств Средней Азии и Ирана (Парфянского царства).

        Горные жители армяне не только никаким боком не имеют отношение к изобретению верховой езды, но и не существовали как этнос от слова совсем в третьем тысячелетии до н.э. Тогда на территории будущей Армении жили шумеры и ассирийцы, которым в то время не были известны даже колесницы, не говоря уж о верховой езде.
        1. +1
          17 июля 2017 22:39
          Коневодство процветало и в районах Закавказья, на древней территории нагорья, где теперь расположена Армения. Понятно армян тогда не существовало...
          Но, как ваши слова - жили шумеры и ассирийцы, которым в то время не были известны даже колесницы, не говоря уж о верховой езде соотносятся со ШТАНДАРТОМ ИЗ УРА?
          1. 0
            17 июля 2017 23:15
            Самые старые арийские глиняные статуэтки четырехколесных повозок, запряженных лошадьми, найденные на Балканах, датируются четвертым тысячелетием до н.э.

            Т.е. приоритет в части изобретения колеса и гужевого транспорта остается за ариями.
            1. +2
              17 июля 2017 23:53
              Приоритет у тех у кого не сгнило или не сгорело за прошедшие века - ШУМЕРЫ ВСЁ ТАКИ НЕ БЫЛИ БЕЗЛОШАДНЫМИ И "БЕСТЕЛЕЖНЫМИ"?
              1. 0
                18 июля 2017 00:14
                Если бы шумеры были первыми в деле одомашливания лошади и изобретения колеса, то это бы они завоевали Иран и Индию, а не арии.
          2. +1
            18 июля 2017 20:03
            Только при чем тут коневодство? Что там подписано под рисунком - "запряженные куланами боевые повозки! На самом деле это ошибка - кулана (азиатского осла) одомашнить так и не удалось, в колесницы впряжены мулы - не те, что от коня и ослицы, а помесь кулана с домашним ослом (африканского происхождения) - они тоже бесплодны, и получать их было трудно: такой мул в Шумере ценился в 10 (!) раз выше домашнего осла. Когда шумеры познакомились с лошадью (с помощью своих заклятых врагов - гутиев), они стали называть ее "горный осёл".
            Кстати, боевые повозки шумеров не тянут на полноценные колесницы из-за низкой скорости. Причина - тяжелые цельнодеревянные колеса (о чем тоже указано в подписи к рисунку). Приоритет ариев - изобретение колеса со спицами и легкой одноосной колесницы.
  18. 0
    17 июля 2017 20:46
    Цитата: Оператор
    В конце первого тысячелетия до н.э. в Центральной Азии были изобретены стремена, после чего тюркоязычные центральноазиатские племена во главе с хуннами вторглись в Европу, познакомив местных жителей с этим прогрессивным решением.

    Вот это интересно откуда? Ссылку бы неплохо на монографию признанного специалиста...
    1. 0
      17 июля 2017 21:37
      Самое древнее примитивное стремя, датированное 302 годом н.э., найдено в современном Китае в местах расселения племени хунну, самое древнее полноценное стремя, датированное 322 годом н.э., также найдено в тех же местах.
      1. +1
        17 июля 2017 21:52
        Да, я читал об этом в монографии Кристофера Пирса и даже было это в моей же здесь статье "К.Пирс о военном деле китайцев" - как-то так она называлась. Но зачем же тогда писать про изобретателей стремян скифов и сарматов? Есть признанные специалисты военного дела этих культур...

        или вот, например:
        1. 0
          17 июля 2017 21:56
          Вы невнимательны - я говорил, что ираноязычные кочевые народы Средней Азии изобрели верховую езду как таковую, а стремена изобрели тюркоязычные кочевые народы севера современного Китая.

          К.Пирс "слышал звон да не знает, где он": находка самых древних стремян на территории современного Китая отнюдь не означает, что стремена изобрели китайцы - в 4 веке н.э. северная граница Китая проходила гораздо южнее.
          1. 0
            17 июля 2017 22:12
            Ну, конечно, кто такой Пирс, так, англичанин какой-то... где ему. А фигурки ханива тоже от лукавого,да? Мы можем говорить о том, что мы "знаем" лишь в относительном плане. Основываясь на находках и датировках, не более. Поэтому о каких "объективных" знаниях может вообще идти речь? Сегодня объективно одно,завтра - другое.
            1. 0
              17 июля 2017 22:27
              Причем тут японские фигурки ханива, датированные на 200 лет позже наиболее древних стремян, найденных в хуннских захоронениях?

              Когда найдут более древние стремена в другом районе, тогда и поговорим, а пока это альтернативная история в чистом виде.
      2. 0
        17 июля 2017 22:32
        "Можно полагать, что ременное стремя изображено на известной вазе из кургана Чертомлык (IV в. до н.э.). Об использовании таких стремян-петель в Индии во II в. до н.э. свидетельствует изображение на медной вазе из Кулу Вэли и на рельефе ворот из Сандши. О распространении ременных стремян у гуннов, сарматов, скифов, даков, алан, готов, персов, галлов и египтян говорят письменные источники. Подобные петли употреблялись и в Китае. Этнографические материалы свидетельствуют об использовании верёвочных стремян современными калмыками, якутами и хакасами.
        Материалы III в. предоставляет сибирская археология. Миниатюрные железные модели стремян из числа случайных находок широко известны на Среднем Енисее (рис. 5). Это преимущественно стремена с восьмёркообразным завершением, типа, широко бытовавшего впоследствии в VI-X вв. Их форма наиболее проста. Необходимо иметь в виду, что миниатюрные изображения вещей, созданные для погребений, не встречаются в Южной Сибири позднее Уйбатского этапа таштыкской культуры (III в.). Миниатюры более позднего времени представляют иные типы стремян. Таким образом, в настоящее время самые ранние стремена, известные по археологическим памятникам, относятся к III — началу IV в.
        Стремена у разных племён и народов первоначально делались из кожаного ремня или верёвки и служили приспособлением для посадки в седло. Эти языковые материалы показывают и широкое распространение таких стремян.
        Следующим шагом в эволюции стремян явилась петля, укреплённая вставкой-подножкой. Остатки таких стремян II в. до н.э. найдены близ Нагпура в Индии. Этот тип стремян также был широко распространён. Именно такие петли со вставными деревянными подножками обнаружены недавно в катакомбах X-XII вв. близ Пятигорска. Этнографические аналоги им известны в Ставрополье, Воронежской области и других местах Центральной России.
        Делались стремена и из других органических материалов. Например, из дерева (Корея, Япония). Лишь в VIII в. деревянные стремена арабской конницы были заменены железными. Бытовали деревянные стремена и у монголов как в XI-XII вв., так и в настоящее время. До недавнего времени деревянные стремена употреблялись тувинцами, башкирами, казахами, якутами и другими народами. На территории Тувы употреблялись также стремена из кости и рога. Этот же материал употребляли для изготовления стремян и хакасы. Войлочные стремена известны у современных киргизов. Таким образом, широкое употребление в древности стремян из органических материалов вряд ли может вызывать сомнения.
        Стремена, как и множество других необходимых в быту предметов, возникли, по-видимому, в разных центрах. Своеобразные местные формы были, вероятно, вытеснены или отодвинуты на второй план с появлением металлических стремян, оказавшихся универсальными."
        археолог, д.и.н. И.Л.Кызласов
        Полный текст с примечаниями см. здесь
        : http://kronk.spb.ru/library/ky...
        1. 0
          17 июля 2017 22:37
          Цитата: hohol95
          в настоящее время самые ранние стремена, известные по археологическим памятникам, относятся к III — началу IV в.

          Я правильно прочел ваш текст? laughing
          Цитата: Оператор
          Самое древнее примитивное стремя, датированное 302 годом н.э., найдено в современном Китае в местах расселения племени хунну, самое древнее полноценное стремя, датированное 322 годом н.э., также найдено в тех же местах
          1. 0
            17 июля 2017 22:44
            Правильно, но относятся они не только к территории современного КИТАЯ!

            Распространённые в Японии в III-V вв. погребальные статуэтки «ханива» часто изображают осёдланных лошадей.
            1. 0
              17 июля 2017 22:58
              На приведенном вами фото фигурки ханива изображено не стремя, а петля.

              Вообще то обсуждается изобретение стремян, а не седел - по ним совершенно другой расклад исторических артефактов (первое седло с твердым ленчиком, как на вашем фото, также найдено в северном Китае на территории расселения кочевых тюркоязычных племен и датировано на 400 лет раньше появления первых японских фигурок ханива).
              1. 0
                17 июля 2017 23:19
                Археолог, д.и.н. И.Л.Кызласов - это его текст я привёл пишет следующее -
                "Интересны гораздо более ранние свидетельства существования жестких седел. Например, глиняная статуэтка коня с высоким седлом известна среди находок из Базар-Калы (Хорезм, III в. до н.э.). Об использовании жёстких сёдел у сюнну (гуннов) в III в. до н.э. свидетельствует «Ханьшу». В 52-й главе «Истории династии Хань» описывается бой при Пинчэне. Сюнну соорудили из своих сёдел несколько укреплённых лагерей вокруг попавшего в засаду императора Гао-ди, «причём высота их достигала высоты (крепостной) стены». К пазырыкскому времени относится деревянная лука от седла с твердым остовом из могильника Каракол на Алтае."
                На приведенном вами фото фигурки ханива изображено не стремя, а петля. -
                Вы полагаете, что петля не является мягким образом стремени?
                1. 0
                  18 июля 2017 00:16
                  Стремя это стремя, а петля это петля.
              2. 0
                17 июля 2017 23:24
                "Следующим шагом в эволюции стремян явилась петля, укреплённая вставкой-подножкой. Остатки таких стремян II в. до н.э. найдены близ Нагпура в Индии. Этот тип стремян также был широко распространён. Именно такие петли со вставными деревянными подножками обнаружены недавно в катакомбах X-XII вв. близ Пятигорска. Этнографические аналоги им известны в Ставрополье, Воронежской области и других местах Центральной России."
  19. 0
    17 июля 2017 22:40
    Только вряд ли сами хунны изобрели стремя, вот в чем дело. А так -да все годы указаны правильно.
    1. 0
      17 июля 2017 23:06
      По "странному" стечению обстоятельств изобретатели очередной ключевой детали конской сбруи каждый раз завоевывали огромный кусок жизненного пространства - арии с колесницами, скифы/сарматы/саки с верховой ездой как таковой, тюрки со стременами.

      Фейковые кандидаты в изобретатели типа переднеазиатов, индийцев и китайцев были терпилами от вышеуказанных народов.
      1. +1
        17 июля 2017 23:31
        Оставим китайцев...А куда должны были по вашему скакать полчища индийских всадников и кого завоёвывать (если они были "гипотетическими" изобретателя сёдел и стремян)? На полуострове Индостан были климатические изменения заставившие большие массы людей сняться с мест? Или они объединив все свои княжества в единую Империю решили покорить ВЕСТ МИР?
        Можно изобрести нечто, но не заморачиваться над этим - есть и есть...И индусы не заморачиваются до нынешних времён...
        Китайцам порох особо не помог и прочие штучки ...
        1. 0
          18 июля 2017 00:21
          Индийцы (если бы первыми одомашлили лошадь, изобрели колесо и колесницы) могли бы завоевать Переднюю Азию.

          Но в реальности первыми были арии, которые завоевали Анатолийский полуостров, Среднюю Азию, Иранское нагорье и полуостров Индостан.
    2. +2
      17 июля 2017 23:20
      В журнале "Советская археолгия" №3 за 1973 год, стр.24-36 опубликована статья "О происхождении стремян" И.Л. Кызласова. Краткий вывод.
      1) стремена появляются и начинают широко использоваться уже с IV-III вв. до н.э. В то же время появляются и наиболее ранние формы жёсткого седла; 2) ранние стремена изготовлялись из органических материалов; 3) развитие типов стремян можно представить себе следующей приблизительной схемой: петельные гибкие (ремень, верёвка) → петельные закреплённые (с твёрдой вставкой-подножкой) → деревянные → деревянные, укреплённые металлическими накладками → металлические. При этом надо иметь в виду, что стремена из органических материалов всегда продолжали сосуществовать с металлическими; 4) широчайшее распространение ранних типов стремян и наличие своеобразных местных их форм у народов с различными хозяйственными укладами (деревянные круглые и трапециевидные в Корее, «глухие» в Японии, с «внутренней петлёй» в Южной Сибири и т.д.) позволяют отказаться от поисков народа — «изобретателя стремян». Стремена, как и множество других необходимых в быту предметов, возникли, по-видимому, в разных центрах. Своеобразные местные формы были, вероятно, вытеснены или отодвинуты на второй план с появлением металлических стремян, оказавшихся универсальными.
      1. +1
        17 июля 2017 23:33
        Оно САМОЕ - позволяют отказаться от поисков народа — «изобретателя стремян». Стремена, как и множество других необходимых в быту предметов, возникли, по-видимому, в разных центрах. Своеобразные местные формы были, вероятно, вытеснены или отодвинуты на второй план с появлением металлических стремян, оказавшихся универсальными. good
      2. 0
        18 июля 2017 00:25
        Ни фига - кто первый изобрел металлические стремена (хунну), тот и в приоритете.

        Аутсайдеры могут сколько угодно канючить: "позволяют отказаться от поисков народа — «изобретателя стремян».
        1. +2
          18 июля 2017 00:56
          А с чего Вы взяли, что позиция хунну в этом вопросе незыблема?
          1. 0
            18 июля 2017 08:03
            С того, что первое по времени металлическое стремя найдено у них, а альтернативные домыслы - только в головах альтернативщиков bully
            1. +3
              18 июля 2017 09:24
              То есть Вы уверены по поводу отсутствия других археологических материалов и считаете, что любые другие приспособления аналогичного назначения, изготовленные не из металла, стременами назвать нельзя?
              1. 0
                18 июля 2017 20:36
                Предъявите "другие археологические материалы".

                Попробуйте проехать рысью, сунув ноги в петли laughing
                1. +1
                  18 июля 2017 23:33
                  Вы знаете, мы в детстве без седла и с одной уздечкой ездили. А спина колхозной лошади иногда забор напоминала, да и аллюры у них, в основном, под телегу заточены были. А с седлом, да со стременами - это удача была большая.
                  1. 0
                    19 июля 2017 00:10
                    Ездили вы на версту, не более, при этом что такое рысь, а тем более галоп знали только по книжкам.
                    1. +2
                      19 июля 2017 07:23
                      А как у Вас самих с опытом кавалерийским? Выездкой занимаетесь, собственная конюшня, на бегах пылите?
                      1. 0
                        19 июля 2017 18:36
                        Жена этим делом увлекается - в клубе, естественно.
  20. 0
    17 июля 2017 22:45
    Цитата: hohol95
    Можно полагать, что ременное стремя изображено на известной вазе из кургана Чертомлык (IV в. до н.э.).

    А можно и не полагать!!! Полагать можно всякое...
    1. 0
      17 июля 2017 23:21
      Археолог, д.и.н. И.Л.Кызласов - это его предположение.
      Полный текст с примечаниями см. здесь: http://kronk.spb.ru/library/ky...
      Следующим шагом в эволюции стремян явилась петля, укреплённая вставкой-подножкой. Остатки таких стремян II в. до н.э. найдены близ Нагпура в Индии. Этот тип стремян также был широко распространён. Именно такие петли со вставными деревянными подножками обнаружены недавно в катакомбах X-XII вв. близ Пятигорска. Этнографические аналоги им известны в Ставрополье, Воронежской области и других местах Центральной России.
  21. +1
    17 июля 2017 23:59
    Хотелось бы знать в результате каких таких процессов происходит "окаменевание" животных?
    Есть ощущение что нас просто наё... обманывают.
    1. 0
      18 июля 2017 10:50
      То есть имеется "завод", где миллионами тонн производят окаменелости для всего мира? Потом их развозят, зарывают, потом опять отрывают...И никто не догадывается и все участники молчат? А зачем? Вы хоть представляете себе объемы этого производства?
      1. 0
        18 июля 2017 11:46
        Цитата: kalibr
        То есть имеется "завод", где миллионами тонн производят окаменелости для всего мира? Потом их развозят, зарывают, потом опять отрывают...

        Может животные изначально были ... каменными? Другая форма жизни? Хотя про завод - отличная идея.
    2. +1
      18 июля 2017 11:38
      Восполнить столь досадный пробел в Ваших школьных знаниях можно с поиощью Гугля, набрав вопрос "Образование окаменелостей".
      1. 0
        18 июля 2017 11:45
        Цитата: Curious
        Восполнить столь досадный пробел в Ваших школьных знаниях можно с поиощью Гугля, набрав вопрос "Образование окаменелостей".

        Там лажа полная, отмазка для дибилов.
        1. +3
          18 июля 2017 12:41
          . Через "е". Попробуйте Янин Б. Т. Терминологический словарь по палеонтологии. — Москва: Издательство Московского университета, 1990. Если и это Вам не по силам, Ваше образование - один большой пробел.
          1. 0
            18 июля 2017 21:26
            Цитата: Curious
            Ваше образование - один большой пробел

            А вы попробуйте, своего Тузика в бетон замуруйте, а потом проверьте через пару лет - начался процесс окаменения!
            Бритва Окаама отсекла вам весь моск.
            1. +2
              18 июля 2017 21:50
              Состояние Вашего интеллекта - лучшее доказательство наличия окаменелостей.
              1. +2
                19 июля 2017 06:33
                С кем только, Виктор, не приходится якшаться даже здесь...Увы...
                1. +1
                  19 июля 2017 09:10
                  Судя по всему, процесс этот будет углубляться и расширяться, особенно в свете непрерывного реформирования образования, Сейчас идет обсуждение реформы школьного образования, переводящей естественные науки в разряд необязательных для изучения предметов, предметов «по выбору».
                  Похоже, что идет целенаправленное движение в сторону всеобщего платного образования. Бесплатно оставят что-то типа ЦПШ, чтоб вывески могли читать, а дальше - за деньги.
  22. 0
    18 июля 2017 10:55
    Цитата: Оператор
    С того, что первое по времени металлическое стремя найдено у них

    У них? Это точно?
    1. 0
      18 июля 2017 20:41
      Поделитесь вашим альтернативным знанием.
      1. 0
        18 июля 2017 22:11
        Знания не мои, они всеобщее достояние. Чтобы не заниматься копипастом, да и многовато будет, для примера - http://www.academia.edu/10204305/%D0%95%D1%89%D1%
        91_%D1%80%D0%B0%D0%B7_%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%BD%D
        0%BD%D0%B8%D1%85_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BC%D
        0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%85._%D0%A0%D0%90%D0%95_4._201
        4._%D0%A1._297-322
        1. 0
          18 июля 2017 22:15
          Цитата: Curious
          10204305/%D0%95%D1%89%D1%
          91_%D1%80%D0%B0%D0%B7_%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%BD%D
          0%BD%D0%B8%D1%85_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BC%D
          0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%85._%D0%A0%D0%90%D0%95_4._201
          4._%D0%A1._297-322

          На фига вы постите абракадабру? laughing
          1. 0
            18 июля 2017 23:21
            Что ж Вы кусок вырвали ссылки.
            http://www.academia.edu/10204305/%D0%95%D1%89%D1%
            91_%D1%80%D0%B0%D0%B7_%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%BD%D
            0%BD%D0%B8%D1%85_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BC%D
            0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%85._%D0%A0%D0%90%D0%95_4._201
            4._%D0%A1._297-322
            Скопируйте полностью в строку поисковика. Напрямую работает не всегда. У меня работало, я проверял, статья "Ещё раз о ранних стременах. // РАЕ №4. 2014. С. 297-322"
            1. 0
              19 июля 2017 00:16
              Изложите суть - в рекомендованном вами опусе есть что-либо конкретное типа находки металлических стремян, датированных ранее 302 года н.э.?
              1. 0
                19 июля 2017 07:07
                Суть извлекайте сами.
                1. 0
                  19 июля 2017 18:37
                  Понятно - флуд.
                  1. +1
                    19 июля 2017 20:17
                    Английский изобретатель Сэмюэл Роуботэм (1816—1884) в XIX веке доказывал плоскую форму Земли. Его последователи основали Вселенское зететическое общество (англ. Universal Zetetic Society).
                    В США идеи Роуботэма были восприняты Джоном Александром Доуи (англ. John Alexander Dowie), основавшим в 1895 году Христианскую католическую апостольскую церковь. В 1906 году главой церкви стал заместитель Доуи Уилбур Гленн Волива, который отстаивал и пропагандировал плоскую форму Земли до своей смерти в 1942 году.
                    В 1956 году Сэмюэл Шентон (англ. Samuel Shenton) возродил Всемирное зететическое общество под названием Международное общество плоской Земли. На посту президента общества в 1971 году его сменил Чарльз Джонсон (англ. Charles K. Johnson). За три десятилетия президентства Джонсона число сторонников общества значительно увеличилось. Общество распространяло информационные бюллетени, листовки и тому подобную литературу, в которой отстаивалась модель плоской Земли. В лице своих руководителей общество утверждало, что высадка человека на Луну была мистификацией, снятой в Голливуде по сценарию Артура Кларка либо Стенли Кубрика.
                    Чарльз Джонсон умер в 2001 году, и в настоящий момент дальнейшее существование Международного общества плоской Земли находится под вопросом.
                    Я предлагаю Вам срочно взяться за это дело. Это как раз для Вас. Уверен, у Вас получится!
                    1. 0
                      19 июля 2017 20:52
                      Чего ещё можно ожидать от вас по рассматриваемому вопросу, кроме флуда laughing
  23. Комментарий был удален.
  24. Комментарий был удален.