Летающий дворец



88 лет назад, 12 июля 1929 года, впервые поднялась в воздух гигантская летающая лодка "Дорнье" Do-X - крупнейший в мире, на тот момент, летательный аппарат тяжелее воздуха. Через пять лет это звание перейдет к советскому колоссу "Максим Горький", однако, по максимальному взлетному весу - 58 тонн - Do-X еще долго будет оставаться мировым рекордсменом, так как, взлетная масса "Максима Горького" составляла 53 тонны.

Еще один рекорд Do-X оставался непревзойденным вплоть до второй половины ХХ века: 20 октября 1929 года он взлетел, имея на борту 150 пассажиров и 19 членов экипажа. Это была совершенно фантастическая величина в те времена, когда ни один авиалайнер еще не поднимал более 50 человек.


Однако такая вместимость оказалась никому не нужной. До наступления эпохи массовых пассажирских авиаперевозок и многоместных аэробусов оставались почти три десятилетия. Do-X переоборудовали под роскошный "летающий отель" на 66 пассажиров, которые могли бы путешествовать с максимальным комфортом, но и в этом качестве он не был востребован.

Окончательно подкосила гиганта наступившая в том же году "великая депрессия", вызвавшая резкое падение спроса на пассажирские авиарейсы. В результате, на регулярные маршруты он так и не вышел, а уже в 1933 году, совершив всего примерно 70 полетов, был отправлен на последнюю стоянку в авиационный музей. Там его в 1943 году разбомбили англичане.

Еще два экземпляра Do-X были построены в 1931 и 1932 годах по итальянскому заказу. Но и они не достигли коммерческого успеха. Пассажирское авиасообщение над Средиземным морем, которое итальянцы пытались организовать на этих машинах, оказалось убыточным, развлекательные воздушные круизы - тоже. В 1934 году оба гидроплана были законсервированы, а в 1937-м - отправлены на слом. В общем, Do-X постигла типичная судьба тех, кто намного опережает свое время.



Первый экземпляр Do-X в сборочном цехе. Поскольку Версальский договор запрещал Германии производить тяжелые многомоторные аэропланы, специально для постройки этого самолета фирма "Дорнье" построила авиазавод в Швейцарии, на берегу Боденского озера.



Первоначально на Do-X установили 12 английских звездообразных 520-сильных моторов Бристоль "Юпитер" в шести тандемных установках над крылом, соединенных дополнительной несущей поверхностью.



Снимок на память участников проектирования и постройки летающего гиганта.



Do-X перед рекордным полетом, в котором он поднял в воздух 169 человек.



Пассажирами в этом полете были сотрудники КБ, рабочие и инженеры авиазавода, а также - несколько журналистов. Салон, как видно на фото, еще не имел отделки.



Кабина пилотов также выглядела очень скромно, а приборное оборудование, по современным меркам, было крайне убогим. Обратите внимание, что у пилотов не было никаких органов управления двигателями.



Потому что двигателями управлял и следил за их работой специальный член экипажа - бортинженер-моторист, чье рабочее место находилось в отдельном помещении за пилотской кабиной. Шеф-пилот подавал ему команды по телефону. В состав экипажа входили два моториста, которые посменно несли вахту. В общем, всё как на корабле.



В 1930 году пассажирский салон Do-X полностью преобразился, превратившись в анфиладу роскошных помещений с коврами, мягкой мебелью и обивкой стен узорчатой декоративной тканью.



В нем можно было с комфортом послушать радио...



Или прилечь на диван, отгородившись от прохода и соседнего купе занавеской.



Или - выпить и закусить.



Радикальной переделке подвергся не только салон но и силовая установка. Вместо звездообразных "Юпитеров" самолет оснастили более мощными и высотными американскими V-образными моторами водяного охлаждения Кертисс "Конкерор" по 610 сил каждый. С ними рабочий потолок машины, ранее не превышавший 500 метров, достиг 3200 м.



"Конкероры" на крыле модифицированного Do-X.



Заливка воды в систему охлаждения.



Do-X с новыми моторами идет на взлет.



Взлетел!



И прилетел в Бразилию. Не сразу, конечно, а с несколькими промежуточными посадками. На снимке - Do-X приводнившийся возле Рио-де-Жанейро.



А потом был перелет в Нью-Йорк.



Небоскребы, небоскребы, но я не маленький такой.



Встреча двух немецких гигантов - летающей лодки Do-X и дирижабля "Граф Цеппелин".



Второй экземпляр Do-X с итальянскими двигателями Фиат A-22R в хорошо обтекаемых гондолах на пилонах каплевидного сечения. Этот самолет носил собственное имя "Умберто Маддалена". Киль раскрашен в цвета итальянского флага.



Носовая часть "Умберто Маддалены" крупным планом. В передних кромках пилонов установлены радиаторы.



Do-X в окружении катеров и байдарок на берлинском озере Ванзее.

Летающий дворец


Помимо пассажиров, Do-X возил авиапочту. На снимке - конверт со специальным штемпелем, доставленный этим самолетом из Рио-де-Жанейро в Нью-Йорк. Такие конверты являются большой редкостью и высоко ценятся у филателистов.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/647058.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. тасха 16 июля 2017 07:25
    Хорошая статья и фотографии интересные.
    Сам аэроплан как будто из романов Жюля Верна. Особенно рядом с дирижаблем.
  2. злой партизан 16 июля 2017 08:09
    Отличный материал! Огромное удовольствие получил от прочтения. И всё-таки странно, что такой самолёт не нашёл себе нишу.
    1. poquello 16 июля 2017 20:29
      Цитата: злой партизан
      Отличный материал! Огромное удовольствие получил от прочтения. И всё-таки странно, что такой самолёт не нашёл себе нишу.

      чего странного, по нынешним меркам ближнемагистральный самолёт
      ЛТХ:
      Модификация Do.X 1
      Размах крыла, м 48.00
      Длина, м 40.05
      Высота, м 10.10
      Площадь крыла, м2 454.00
      Масса, кг
      пустого самолета 28250
      нормальная взлетная 52000
      Тип двигателя 12 ПД Curtiss Conquerors
      Мощность, л.с. 12 х 640
      Максимальная скорость, км/ч 210
      Крейсерская скорость, км/ч 175
      Практическая дальность, км 2300
      Практический потолок, м 1250
      Экипаж, чел 5
      Полезная нагрузка: 160 пассажиров
      1. yehat 17 июля 2017 13:14
        в то время было нормой гонять самолеты с 10 пассажирами
        1. poquello 17 июля 2017 20:38
          Цитата: yehat
          в то время было нормой гонять самолеты с 10 пассажирами

          до 150чел и сейчас норма, кроме грандиозных событий типа ЧМ
    2. пес войны 16 июля 2017 21:37
      он слишком рано появился, тогда время массовых авиаперевозок еще не пришло, а перевозка пассажиров через Атлантику безоговорочно принадлежала огромным роскошным быстроходным пароходам.
      1. Навуходоносор 17 июля 2017 09:47
        тогда еще мало времени после титаника прошло, при парке в 1-3 самолета народ иллюзий не испытывал
  3. dumkopff 16 июля 2017 08:35
    Дизельпанк как он есть. Отдельный моторист - это сильно.
    Вообще, конечно, начало 20 века это эпоха когда развитие авиации только начиналось. Пробовались новые пути и схемы. Не было никаких ответов, а привычные пути только прокладывались. Но, тысяча чертей, глядя на это чудо нельзя не вспомнить Стругацких: "Личный Его Императорского Высочества Принца Кирну Четырех Золотых Знамен Именной Бомбовоз "Горный Орел".
    А за статью спасибо, фото отличные.
    1. TIT 16 июля 2017 09:16
      Цитата: dumkopff
      Отдельный моторист - это сильно.

      ой можно подумать... тут по другому
      TIT
      1. DimerVladimer 17 июля 2017 12:51
        Цитата: TIT
        ой можно подумать... тут по другому


        Точно
        Отец работал бортмехаником на Ил-18 - 4 двигателя и система баков под присмотром :)

        Первым пришел - проверил самолет, последним ушел: -40 или +40 градусов а самолет должен быть готов к полету.
        Аналоговый автопилот от Ил-18 в гараже - как напоминание о самолете.


        Слева командир, за ним штурман, посередине бортинженер, справа второй пилот, за ним радист итого экипаж 5 человек. В 80-е уже экономили - летали без радиста.
  4. igordok 16 июля 2017 08:52
    Спасибо за статью. Интересно.
    Подскажите, у меня глюки? На фото "Заливка воды в систему охлаждения." , задний, ближайший винт - двухлопастной? Передний, да и задние винты на других фото - четырехлопастные. А этот вроде двухлопастной.
  5. L10n77 16 июля 2017 10:25
    Цитата: igordok
    Спасибо за статью. Интересно.
    Подскажите, у меня глюки? На фото "Заливка воды в систему охлаждения." , задний, ближайший винт - двухлопастной? Передний, да и задние винты на других фото - четырехлопастные. А этот вроде двухлопастной.

    Передние винты четырёхлопастные, задние - двухлопастные.
  6. TIT 16 июля 2017 11:02
    Цитата: L10n77
    Передние винты четырёхлопастные, задние - двухлопастные.

    это понятно , но почему только на одном(2-х) фото, б
    был какой то эксперимент ?
    TIT
  7. Berkut24 16 июля 2017 12:41
    Гиганты рановато появились на свет. Наш "Максим Горький" тоже прокатил работников авиационного завода. Но немцы не догадались крутить вокруг него "мёртвую петлю" на истребителе и поэтому еще полетали. Нашим же без выпендрёжа над головами высокого начальства было никак.
    Ни с коммерческой ни с военной точек зрения эти машины были не нужны. Хотя, конечно, конструкторы покуражились на все деньги.
  8. Подкинули олигархам идейку! Ждем постройку какой-нибудь воздушной яхты. Морские есть у многих, а воздушная - это что-то новенькое.
  9. exo 16 июля 2017 22:39
    Отличные фото! Самолёт,точно передающий дух того времени.А какая обстановка в салоне! Сплошные нарушения по безопасности :)))))
    exo
  10. Юрий Вассильев 16 июля 2017 23:47
    Цитата: exo
    А какая обстановка в салоне! Сплошные нарушения по безопасности :)))))

    так ведь - красиво жить не запретишь ))
  11. DimerVladimer 17 июля 2017 12:45
    Неплохой материал - просто шикарные фото подобраны.
  12. jjj 17 июля 2017 18:23
    Интересное повествование, качественные картинки. Все это привнесло особый аромат того времени
    jjj
  13. Dekabrev 18 июля 2017 22:47
    Шикарная машина и хорошая статья! Автору спасибо! А какие шикарные триммера! Или как они тогда назывались, вместо гидроусилителя или бустеров.
  14. Dekabrev 18 июля 2017 23:13
    Билет через атлантику стоил тогда примерно как автомобиль форд-а, поэтому летать могли только мультимулиардеры с мультимульенерами, а их было не так много, и помирать в авиакатастрофе за свои денюжки не все из них хотели, потому пассажиров на эти рейсы не хватало.
  15. EvilLion 20 июля 2017 08:30
    А если его ракетой? wassat
Картина дня