Военное обозрение

Газотурбинный танк Т-80У: тест-драйв «Популярной механики»

61
Редко какой танк или другой вид российского оружия вызывает столько споров и противоречивых мнений, как Т-80. Обсуждение этой боевой машины, ведущей свою родословную из 1960-х, стало вдруг актуальным в связи с озвученными планами модернизации стоящих на вооружении Российской армии танков Т-80БВ. «ПМ» провела тест-драйв Т-80У и обсудила с экспертом технические особенности этого семейства танков.


Т-80 — первый в мире серийно производимый танк с газотурбинным двигателем (ГТД). Работы по оснащению танков силовыми установками этого типа начались еще в конце 1950-х годов. Тогда на опытные образцы боевых машин ставились вертолетные двигатели. Быстро выяснилось, что они неспособны нормально работать в наземных условиях — вибрация и облака пыли быстро выводили ГТД из строя. Пришлось разрабатывать двигатель с самого нуля. Но откуда вообще возникла идея устанавливать газотурбинный двигатель на танк? «Во-первых, таким образом хотели решить проблему повышения боеготовности машины в условиях нашего сурового климата, — говорит Сергей Суворов, военный эксперт, кандидат военных наук, в прошлом — офицер-танкист. — Для того чтобы танк с дизельным двигателем мог начать движение при температурах от 0 до -20°С, необходимо для начала разогреть двигатель с помощью специального устройства — подогревателя — в течение 20−30 минут, затем запустить силовой агрегат и еще прогревать его около 10 минут на холостом ходу, пока температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения не поднимется примерно до 40 °C. Таким образом, зимой требуется в общей сложности 30−40 минут для выхода танка по тревоге из парка, что в боевых условиях немало. Газотурбинный танк может трогаться с места уже через 45 секунд после нажатия на кнопку пуска двигателя независимо от температуры окружающего воздуха.

Газотурбинный танк Т-80У: тест-драйв «Популярной механики»


Второе преимущество ГТД — так называемый коэффициент приспособляемости двигателя. Чем выше его значение, тем проще может быть конструкция коробки передач. Коробка передач Т-80 схожа с той, что установлена на Т-64, но в ней убран один планетарный ряд — в результате вместо семи передач их всего четыре. А упрощение всегда означает повышение надежности и удешевление конструкции, снижение утомляемости механика-водителя. Впрочем, сам по себе газотурбинный двигатель заметно дороже дизельного».

Не задохнуться в пыли

Еще одним толчком для советских конструкторов стала информация о том, что темой газотурбинных танков стали интересоваться в США. В условиях холодной войны и гонки вооружений советское руководство не могло пропустить такую информацию мимо ушей. Нашей оборонке пришлось срочно приступить к работе, и в результате Т-80 появился на свет раньше своего газотурбинного собрата-конкурента — танка M1A1 Abrams — на несколько лет.

Одной из главных задач, которую предстояло решить конструкторам, была защита газотурбинного двигателя от пыли. Та система очистки воздуха, которую в результате удалось сделать, уникальна, и аналогов в мире ей нет. Газотурбинный Abrams тоже имеет систему очистки, однако в ходе американской операции в Ираке «Буря в пустыне» выяснилось, что в условиях песчаной бури американский танк мог двигаться или стоять на месте с работающим двигателем не более 15 минут. Затем приходилось останавливаться и вытряхивать песок из бумажных фильтров. В Т-80 с пылью боролись прямоточные циклоны — вихревые газоочистители. Кроме того, пневмовибратор стряхивал песок с наиболее подверженного загрязнению соплового аппарата. После остановки двигателя пыль также стряхивалась с лопаток турбины, и на них не происходило запекания песка в виде стекловидной массы.

Комфорт и чистота

«Когда Т-80 движется на тебя, на расстоянии до 30 м машины совсем не слышно, — рассказывает Сергей Суворов. — Первое, что доносится до слуха, — это лязг зубьев ведущих колес. Танк не дымит, выпуская практически чистый горячий воздух. Я служил на Т-80 и думаю, что в плане комфорта среди отечественных танков ему не было равных до появления Т-90АМ. Сказки о комфорте в танках западного производства так и остались сказками. Уровень эргономики во всех «абрамсах», «леопардах», «меркавах» и прочих «челленджерах» примерно на уровне Т-55 или Т-62. В «восьмидесятках» при -35°С механик-водитель раздевался да нательного белья, я сидел в башне на командирском месте в хромовых сапогах. Никаких рукавиц — тонкие кожаные перчатки. На других машинах в холод без нескольких слоев одежды, меховых варежек, шерстяной маски на лицо и валенок в башне не поездишь».



Т-80У — наиболее совершенная на сегодня машина из всего семейства Т-80. В этой модификации, появившейся в 1985 году, был применен новый комплекс вооружения. Несколько лет спустя тот же комплекс поставили на танк Т-72Б, после этого и ряда доработок танк получил наименование Т-90. Он располагает более мощным двигателем ГТД-1250 (1250 л.с. против 1100 л.с. у предшествующих модификаций).

В прошлом году появились сообщения о планах модернизации имеющегося в стране парка танков Т-80БВ, включающего несколько тысяч машин, и хотя официально параметры программы не объявлены, можно предположить, что итогом станет боевая машина, не уступающая по боевым свойствам Т-80У (а по некоторым показателям превосходящая его). Вероятно, будет произведена замена двигателя на ГТД-1250, танк оборудуют системой управления огнем 1А45 «Иртыш» с лазерным прицелом-дальномером, цифровым баллистическим вычислителем, комбинированным ночным прицелом и комплексом управляемого ракетного вооружения, способного стрелять ракетами типа «Инвар-М». Также машина получит современную динамическую защиту.

На пути к гибриду

Одна из главных претензий, предъявляемых танку Т-80, — прожорливость его газотурбинного двигателя. С этим трудно поспорить — ГТД действительно потребляет больше топлива, чем дизель. «Основной вид горючего для этого танка — дизельное топливо, — говорит Сергей Суворов, — но Т-80 может ездить и на керосине, и на смесях бензина. Как-то во время службы на Урале я столкнулся с ситуацией, когда мои танки ездили практически на воде. Баки нам заправили какой-то белой, похожей на молоко жидкостью, в которой воды было, наверно, не меньше 50%. Я тогда задавал себе вопрос — сколько бы на этой адской смеси проехал Abrams? А Т-80 ездили как ни в чем не бывало. При этом температура воздуха в тот день была ниже -10°С. Но проверку батальон сдал. Правда, потом от влаги начались проблемы в работе топливной системы двигателя».



Как считает Сергей Суворов, относительно низкая экономичность Т-80 связана не только и не столько с применением ГТД, сколько с конструкцией именно танковых газотурбинных двигателей. В отличие от дизеля, мотор Т-80 имеет более низкую приемистость. Чтобы набрать максимальные обороты, а следовательно, и мощность, дизелю надо полсекунды, а ГТД-1000/1250 — секунды три-четыре. Если на пути танка яма, механик-водитель должен бросить педаль газа, то есть сократить подачу топлива. Двигатель резко сбрасывает обороты, и танк фактически останавливается. Потом механик снова нажимает педаль подачи топлива, но требуется еще несколько секунд, пока турбина раскрутится снова. Чтобы не стоять в ямах, танкистов обучали раскручивать турбину до максимальных оборотов, а затем в яме замедляться с помощью системы торможения. Танк при этом не глохнет — так как нет жесткой связи между турбиной двигателя и трансмиссией, между ними связь только газодинамическая, однако топливо продолжает литься рекой. «В танковом газотурбинном двигателе была изначально применена не совсем правильная идеология подачи топлива, — объясняет Сергей Суворов. — Например, в ряде авиационных газотурбинных двигателей после запуска автоматически поддерживается заданное значение постоянных оборотов, а регулирование мощности на валу осуществляется за счет изменения подачи топлива, без изменения частоты вращения турбины. Если бы в танковом двигателе существовала такая же система, тогда и расход топлива был бы почти таким же, как на дизеле». Впрочем, конструкторская мысль не стоит на месте. Уже разработан перспективный газотурбинный танковый двигатель ГТД-1500, который по экономичности не уступает дизелям.

Пока страшно не станет


Я стою на танковом полигоне в подмосковной Кубинке перед своей мечтой — танком Т-80У. Для неспециалиста он совсем неотличим от других массовых советских танков типа Т-72, но с ними его роднит только тип боеприпасов.

Т-80 устроен совсем иначе, чем обычные дизельные танки, но управляется гораздо проще, инструктирует меня командир танка сержант Степанов. В нем всего две педали, и он никогда не глохнет. Правая педаль газа отвечает за подачу топлива, а левая — за работу регулируемого соплового аппарата, РСА. Правой педалью газа ты раскручиваешь основную турбину, а левой меняешь положение лопаток силовой турбины. Сержант Степанов рекомендует мне держать правую педаль на максимуме, а работать только левой. Отпустил — несешься вперед, нужно подтормозить — слегка нажал, лопатки поменяли угол, скорость замедлилась. Нажал сильнее — они приняли отрицательный угол, и Т-80 тормозит турбиной. Нажал еще сильнее — и только тогда в дело вступают гидравлические тормоза. «Выжал РСА, включил передачу и движешься, — я внимаю каждому слову Степанова, — мощный двигатель Т-80 никогда не заглохнет, если не кончится горючее. Не связанную валом с компрессором силовую турбину раскручивает поток горячего газа из газогенератора. Даже если турбина застопорится, ничто не помешает газогенератору продолжать работу. Если на подъеме мощности не хватает, танк просто останавливается, но турбина не глохнет. Переключаешься на пониженную и вперед. А на Т-72 идет нагрузка на дизель. Так как у него прямое сцепление с двигателем, при подъеме в гору надо нажать сцепление, включить передачу, и в этот момент можно скатиться назад».

46-тонная машина стоит как вкопанная, и не верится, что эту массу железа что-то может сдвинуть с места. Выполняю все рекомендации Степанова, и Т-80 резво начинает движение по полигону. Левый рычаг на себя, газ не сбрасываем, и танк легко, почти на месте делает полицейский разворот! И это 46-тонная машина! Летим к небольшой полигонной горке. Переключаемся на передачу ниже, и танк без надрыва взлетает на самый верх, турбина монотонно свистит за спиной. Уже через десять минут езды я чувствую себя заправским механиком-водителем и жалею, что в армии попал не в танковые войска.

«Я управлял и Т-72, и Т-90, но для меня самый лучший танк — Т-80, — говорит сержант Степанов. — Т-80 ускоряется очень быстро, быстро набирает скорость и движется намного быстрее, чем Т-72. Если Т-72 пойдет по ровной дороге 70 км/ч, то Т-80 можно разогнать, пока страшно не станет». И это тот случай, когда я готов подписаться под каждым словом.
Автор:
Первоисточник:
https://www.popmech.ru/weapon/367312-gazoturbinnyy-tank-t-80u-test-drayv-populyarnoy-mehaniki/
61 комментарий
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. lexx2038
    lexx2038 15 июля 2017 07:08
    +19
    Советские инженеры делали эпохальные вещи, на момент распада СССР, когда появился доступ для "партнеров" в наши секреты, п!ндосы были в шоке, кто то из них сказал: "Они бы нас перемололи как орехи на мельнице - хорошо что этого не случилось."
    1. jonhr
      jonhr 15 июля 2017 14:32
      +3
      это кто из них этот кто-то?
    2. Умник
      Умник 21 июля 2017 21:41
      +1
      Ктото тот , что среди нас))))
  2. BORMAN82
    BORMAN82 15 июля 2017 07:44
    +11
    Уровень эргономики во всех «абрамсах», «леопардах», «меркавах» и прочих «челленджерах» примерно на уровне Т-55 или Т-62]

    Хорошо хоть с уровнем БТ-5 или БТ-7 не сравнили laughing
  3. Изгоняющий либероидов
    +2
    Красиво расписал, чер-тяка, вот только маленькая ложка дегтя -со слов знакомого офицера -командира танкового батальона, в 90 е годы на учениях взвод танков заправили солярой с антифризом -водила недоглядел на бензовозе, и взвод поехал в часть на буксире, ибо не одна из машин не завелась .Так что гтд вещь хорошая, но только в умелых руках.
    1. kirgiz58
      kirgiz58 16 июля 2017 19:10
      +5
      Чертяга расписал конечно красиво, но...не правдиво. Вы думаете почему нет ни одного комментария от реально знающих Т-80? Они давятся со смеха или от стыда за таких авторов статьи.
  4. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 15 июля 2017 08:49
    +5
    У нас в училище (90-е годы) было три такие машины. Нам показывали их, как иконы - вот, мол, смотрите до чего техника дошла!...
    1. Откат
      Откат 21 июля 2017 11:37
      +1
      Я в училище водил Т-80 в 1986-87
      1. Вождь краснокожих
        Вождь краснокожих 21 июля 2017 19:43
        +2
        91-93. Водить не давали sad
  5. Zaurbek
    Zaurbek 15 июля 2017 09:08
    +4
    Вот интересно, создали хорошее МТО, почему бы его не применить на тепловозах, допустим...там КПД было бы значительно выше или на катерах допустим? Кто нибудь интересовался данной темой?
    1. Григорий_78
      Григорий_78 15 июля 2017 13:14
      +4
      На основе ГТД-1250 у нас сделали агрегат для гидроразрыва пласта. Не закупается. Нефтяники предпочитают американское оборудование (там полный комплект идёт, так называемый "флот ГРП" - пара десятков машин, увязываемых во время проведения гидроразрыва в одну систему). А в остальном - тепловозы, катера - ГТД-1250 не экономичный, и этот вопрос в статье освещался. То что терпимо для танка, критически влияет на экономические показатели того же тепловоза, дальность хода катера на одной заправке.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 15 июля 2017 15:51
        +3
        Наоборот, Турбины максимально эффективны именно на Кораблях, теплоходах...Они работают в паре с генератором и крутят электродвигатель...
    2. 73bor
      73bor 17 июля 2017 20:19
      +2
      В СССР как то пытались внедрить газотурбовозы и даже построили несколько но в серию не пошли ,сложная система управлением ,много времени локомотив работает на холостых (маневровые) отсюда большой расход топлива! Для катеров только в качестве вспомогательного двигателя ,да и дизеля хватает что-бы развить нужную скорость ,а на флоте в своё время были газотурбоходы, для примера один даже под флагом США ходит!
      1. SERGUS
        SERGUS 16 марта 2018 14:12
        0
        Цитата: 73bor
        В СССР как то пытались внедрить газотурбовозы и даже построили несколько но в серию не пошли ,сложная система управлением ,много времени локомотив работает на холостых (маневровые) отсюда большой расход топлива!

        Хотелось бы добавить что в современной России в РЖД с 2008-го проходил эксплуатацию опытный ГТ1-001 - газотурбовоз на базе электровоза, затем был построен уже второй вариант ГТ1-002 на Людиновском тепловозостроительном заводе, вроде как серийный, но на сайте самого завода в продукции его нет.
  6. bandabas
    bandabas 15 июля 2017 09:23
    +2
    Не про танки, а про комфортность. Берем гражданку. Кто ездил на механике, спокойно проедет на"автомате". А, наоборот?
    1. болот
      болот 15 июля 2017 12:12
      +4
      Цитата: bandabas
      Не про танки, а про комфортность. Берем гражданку. Кто ездил на механике, спокойно проедет на"автомате". А, наоборот?

      С автомата тяжело переходить на механику а так же на оборот,"мозг" в кое то время не работает.Заметно если двумя машинами пользуешься в краткосрочный период.
      Так что совет,если машин в доме несколько надо иметь с механикой ту что в качестве тягоча сможет доставить машины с автоматом до дома или близжайшего СТО.
      1. lis-ik
        lis-ik 15 июля 2017 13:53
        +3
        Длительная буксировка автомобиля с автоматом не рекомендуется, так что только до ближайшего СТО.
        1. болот
          болот 15 июля 2017 14:05
          +2
          Цитата: lis-ik
          Длительная буксировка автомобиля с автоматом не рекомендуется, так что только до ближайшего СТО.

          Да,понятно.
          С Автоматом может случится только одно,сядут щетки в стартере.Другое общее что и с механикой.
          По этому рекомендую,после покупки Б/у машины с АКПП в первом делом проверить щетки страртера,не значительная проблема может вылезть в самый не подходящий момент.С толкоча не зведешь,да и прикуривание с аккумулятора не поможет.
          Попался так на ниссане мистрале,за 100 км до города а так же на сузуки эскудо за 500 м до дома. laughing
          1. pilot8878
            pilot8878 26 ноября 2017 21:47
            +3
            Цитата: болот
            С Автоматом может случится только одно,сядут щетки в стартере.

            Уважаемый Болот, я уже давно обратил внимание на Ваши комментарии, во многом они мне импонируют, и лишь поэтому я не обрушиваюсь на Вас с разносом.
            Как технический специалист, занимающийся, в том числе, и ремонтом АКПП, сообщаю Вам, что основная причина, по которой НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ БУКСИРОВКА АКПП ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ МОТОРЕ - это неработающий масляный насос и, как следствие, отсутствие смазки и износ фрикционных пластин, подшипников и уплотнений валов.
      2. kugelblitz
        kugelblitz 16 июля 2017 21:35
        +3
        Для меня автомат непривычен из-за слабости торможения двигателем, точнее отсутствия. Под горку в гололед или затяжной спуск как то механика удобнее.
        1. bandabas
          bandabas 17 июля 2017 13:40
          +1
          Минус один. Нужно ногами и рукой работать. Плюсов- море. Начиная с экономия топлива, и заканчивая, что самое ВАЖНОЕ, чувствуешь машину.
          1. samoletil18
            samoletil18 17 июля 2017 23:45
            +3
            Нет, минус в другом: сложно курить, разговаривая по сотовому за рулём машины на ручке. wassat
        2. pilot8878
          pilot8878 26 ноября 2017 21:48
          +3
          Цитата: kugelblitz
          автомат непривычен из-за слабости торможения двигателем, точнее отсутствия.

          Переключаетесь в ручной режим, выбираете нужную из пониженных передач и радуетесь комфорту.
      3. bandabas
        bandabas 17 июля 2017 13:36
        +2
        По этому до сих пор езжу на механике.
  7. tomket
    tomket 15 июля 2017 10:27
    +12

    Думаю тут можно наглядно сравнить динамику т-80
    1. Юрий Вассильев
      Юрий Вассильев 16 июля 2017 22:48
      +2
      Шведы со своей ПТшкой те ещё...викинги...)))
      зы. в ролике на 9-ой мин. виден на заднем плане Bandvagn 206 (BV-206 «Лось»)... это годный агрегат...))
  8. макс702
    макс702 15 июля 2017 10:31
    +5
    Самое интересное в статье это про ГТД-1500... Не байка ли? ПМ ими славиться... Теперь о ГТД, во первых двигатель дороже в 19(!) раз больше чем дизель, во вторых расход в 1.3-1.5 выше, в третьих ремонт только на предприятии правда по отзывам проблем данный агрегат не доставлял почти совсем был прост в обслуживании и весьма надежен, и при этом имел ресурс в два раза выше чем у дизеля..Так что есть плюсы и минусы, по отзывам о БД в Чечне машина весьма хороша. если решат главную проблему экономичность то тогда перспектива есть. Правда разработчики танковых дизелей с урала говорили если бы не маялись дурью еще в СССР и дали бы им денег столько сколько дали на разработку ГТД то они бы сделали дизель с хар-ками не хуже ГТД.. свистят ли .. Не знаю, по их словам средств им давали гораздо меньше чем Харькову и разрабам ГТД..
    1. tomket
      tomket 15 июля 2017 10:38
      +4
      Цитата: макс702
      Правда разработчики танковых дизелей с урала говорили если бы не маялись дурью еще в СССР и дали бы им денег столько сколько дали на разработку ГТД то они бы сделали дизель с хар-ками не хуже ГТД.. свистят ли

      Да ну, явная байка.
      1. Bad_gr
        Bad_gr 15 июля 2017 12:17
        +8
        По расходу.
        Во первых, Т-80 больше расходовал топлива, чем другие танки при низкой скорости движения колонны. На высоких скоростях расход сопоставим.
        Во вторых. Танк эксплуатируется не только в движении, но и на позициях. А вот на позиции Т-80У запускает свой ВСУ и расходует меньше топлива, чем Т-72, Т-90 которые вынуждены гонять свой основной движок, по-сколько ВСУ не имеют.
        Основной недостаток - цена.
        На конец 80х
        стоимость танков Т-80У - 824 тыс.рублей,
        Т-72Б - 280 тыс.рублей.
        Движки, Т-80У - 104 тыс.руб,
        Т-72Б - 14 тыс.руб.
        при продаже за рубеж
        т-80 4миллиона долларов,
        Т-90 2.7миллиона долларов
        1. xtur
          xtur 15 июля 2017 20:32
          +1
          >Основной недостаток - цена.

          надо думать, что сейчас, когда на танке столько электроники и разных систем, ГТД далеко не самая большая часть расходов в цене танка
    2. Альф
      Альф 15 июля 2017 17:08
      +5
      Цитата: макс702
      Теперь о ГТД, во первых двигатель дороже в 19(!) раз больше чем дизель, во вторых расход в 1.3-1.5 выше, в третьих ремонт только на предприятии правда по отзывам проблем данный агрегат не доставлял почти совсем был прост в обслуживании и весьма надежен, и при этом имел ресурс в два раза выше чем у дизеля..

  9. vnord
    vnord 15 июля 2017 11:13
    +1
    Цитата: макс702
    Теперь о ГТД,

    у него только две проблемы цена и расход топлива....
    1. Ken71
      Ken71 15 июля 2017 13:17
      0
      А тепло рассеиваемое гтд
      1. svp67
        svp67 15 июля 2017 14:14
        +7
        Цитата: Ken71
        А тепло рассеиваемое гтд

        То же не особая проблема, благодаря рассекателям тепло рассеивается в воздухе ПОЗАДИ машины, что позволяет увести любой боеприпас, использующий тепловую ГСН в сторону. Не забывайте, что у этого танка нет массивных радиаторов системы ОЖ, которые на других танках и дают основную площадь засветки в ИК диапазоне...
        1. Walanin
          Walanin 18 июля 2017 12:46
          +1
          Цитата: svp67
          что позволяет увести любой боеприпас, использующий тепловую ГСН в сторону.

          современные ИК головки с матричными приемниками так не обмануть.
          1. svp67
            svp67 19 июля 2017 07:19
            +2
            Цитата: Walanin
            современные ИК головки с матричными приемниками так не обмануть.

            Еще КАК обмануть. У них есть четкий алгоритм, куда наносить удар используя САМУЮ горячие место танка в качестве отсчетной точки
            1. Walanin
              Walanin 19 июля 2017 10:14
              +1
              Цитата: svp67
              Еще КАК обмануть

              Еще как нет.Тепловизионная матрица может видеть и опознавать всю цель, и выбросом воздуха в сторону такую головку не обманешь. Открою Вам секрет, но электроника знаете ли сильно продвинулась с 80х годов.
              В самую горячую точку наводятся как раз устаревшие обычные ГСН.
    2. jonhr
      jonhr 15 июля 2017 14:36
      +3
      расход топлива на танке с гтд легко решается при применении гибридных технологий. высокий расход на абрамсах и т-80 объясняется тем что кпл гтд падает на пониженных режимах. то есть избыток мощности попросту выбрасывается в воздух
  10. ЦУС-ВВС
    ЦУС-ВВС 15 июля 2017 14:57
    +5
    так много революционных технологий наша страна разработала в неподходящий для неё момент!
  11. strannik1985
    strannik1985 15 июля 2017 16:02
    +1
    Это все замечательно, но танк 95-97% времени ездит в колоннах, высокая скорость просто не используется, в 80-х вели НИР по теме АСУ вождения колонн, результат мне неизвестен.
    1. болот
      болот 15 июля 2017 16:10
      +6
      Цитата: strannik1985
      Это все замечательно, но танк 95-97% времени ездит в колоннах, высокая скорость просто не используется,

      Танки,уже давно своим ходом в колонах не ходят,на это есть тягочи с траллами,полуприцепами.
      А так средняя скорость колон -50-60 км/ч.
      1. svp67
        svp67 15 июля 2017 17:41
        +9
        Цитата: болот
        А так средняя скорость колон -50-60 км/ч.

        Лихо Вы "бегаете". На "утюгах" дай бог положенные 40 км/ч выжать и колону не растянуть.
        1. болот
          болот 15 июля 2017 18:06
          +1
          Цитата: svp67
          Лихо Вы "бегаете". На "утюгах" дай бог положенные 40 км/ч выжать и колону не растянуть.

          Так блогодоря китайцам бетонные трассы отстроили,ранние от границы троя суток до Оренбурга было,сейчас двоя.
          И что,тягочи и траллы ежегодно китайцы нам передают.
          Такое ощущение что ,что на всю гусянку есть траллы.А оно и есть.Судя по последним учениям.
        2. alexxxz
          alexxxz 18 июля 2017 09:46
          0
          Ну это он про машину в хвосте колонны. А голова - 40. )))
    2. strannik1985
      strannik1985 16 июля 2017 05:14
      0
      В Казахстане? У нас тягачи формируют из расчета 1 рота на армию и батальон на военный округ.

      Личные впечатления или из руководящих документов?
  12. Комментарий был удален.
  13. 933454818
    933454818 15 июля 2017 19:04
    +1
    В ГСВГ ,в танковом полку,где я работал вольнонаемным, в феврале 1989 года была замена танков Т-72 на Т-80,повзводно.Полазил потом по этому танку,но с моим ростом (192 см) тесновато как-то было.
    1. Lars971A
      Lars971A 15 июля 2017 19:18
      +4
      В ГСВГ Т72 не было. были Т62, Т10, а 89 году была замена Т64.
    2. xtur
      xtur 15 июля 2017 20:45
      +2
      >В ГСВГ , в феврале 1989 года была замена танков Т-72 на Т-80

      поздновато у вас его получили, я видел их в ГСВГ намного раньше
  14. xtur
    xtur 15 июля 2017 20:44
    +4
    как говориться, люто бешено плюсую статье. Я не был танкистом в армии, но этих танков видел очень много. Для своего времени они обладали целым рядом уникальных качеств - простота обслуживания, безграничная, по сути скорость хода, скорость выхода по тревоге, великолепные устройства ночного видения.
    Все эти качества делали этот танк исключительно грозным оружием нападения именно на европейском ТВД, и с военной точки зрения он стоил своих денег.
    Его погубило именно исчезновение противостояния с Западом
    1. Альф
      Альф 16 июля 2017 21:25
      +7
      Цитата: xtur
      Его погубило именно исчезновение противостояния с Западом

      Его сгубило лобби Уралвагонзавода.
  15. Fil743
    Fil743 15 июля 2017 23:06
    +11
    интересная статья, особенно о двигателе. Почти всю жизнь считал, что на Т-80 стоит именно вертолетный двигатель ТВ2-117 (в крайнем случае его танковая модификация), а тут оказывается такой пердимонокль. Я заканчивал Харьковское авиационное инженерное училище (привет Холодной горе) и ежегодно одну из учебных групп вертолетного потока (правда не всю, одно или два отделения) отправляли по выпуску в танковые войска. Странно было смотреть на выпуске на их зеленые парадные кителя и черные петлицы с нашими авиационными "техническими птичками". Зато специальность их была очень востребованной, говорили, что в войсках на них чуть ли не молились и носили на руках. А оказывается в войсках им приходилось чуть ли не заново переучиваться: ГТД-1250 это совсем не ТВ2-117 и общего у них только принцип работы, схема - газогенератор со свободной (силовой) турбиной. Да и я отправился служить не армейскую авиацию на Ми-24-х, а в Дальнюю, на Ту-95 в Рязанский ЦБП и ПЛС ДА. Расстроился сначала, а курсовой офицер меня подбадривал: "Не дрейфь, парень, на этих самолетах тоже винты есть почти как на вертолете." Как ни странно, подействовало. А вообще не важно куда ты попал служить, если у тебя есть багаж знаний и стремление к совершенствованию к изучению и освоению нового, то нигде не пропадешь
  16. flanker7
    flanker7 16 июля 2017 12:27
    +3
    Т-80 просто лучший!!
  17. Predator-74
    Predator-74 17 июля 2017 07:57
    +1
    Танк безусловно хороший и очень интересный, но мнение (уж тем более "поп. механики") не стоит всерьез принимать. Я не думаю что у нас конструктора -дурачки и не видят перспектив развития танков с газотурбинами. Просто в "поп. мехе." как всегда дилетанты, кот. набрались "вершков" и думают что они лучше всех все знают. )))) Если не поленитесь и посмотрите более авторитетную литературу сразу убедитесь что тут не так все просто, а выкладывать в комментарии подробно все недостатки (с обоснованием) газотурбинного танка - не вижу смысла, про это столько сказано что только на рекламных баннерах об этом пока не пишут! )))
  18. Влад Волков
    Влад Волков 18 июля 2017 01:18
    +4
    Недавно говорил с евреями. Рассказывали, что прошлым летом они ставили друг против друга наш т-72 и Меркаву. Проводили эксперимент. На удалении 300 м лоб в лоб стреляли, демонтировав всю активную защиту с нашего танка. Сначала Меркава "плюнула" "болванкой" аж три раза. Повреждения на Т-72 были существенные. НО!!! После этого наш с повреждениями "плюнул" всего-то один раз. Хотя можно было и больше. Результат: Башню на Меркаве прошило внутрь и заклинило. Вышел из строя откатный механизм орудия. Внутренние повреждения оказались катастрофическими. Сдвинуться с места Меркава не смогла. То есть - полный ... Наш завелся и ещё Меркаву потом буксировал. Вот такие чудеса, ребята. Делайте выводы, господа западные партнёры!
    1. tamnun
      tamnun 18 июля 2017 05:55
      +1
      Цитата: Влад Волков
      Недавно говорил с евреями. Рассказывали, что прошлым летом они ставили друг против друга наш т-72 и Меркаву

      Серьёзно ?
      Цитата: Влад Волков
      . НО!!! После этого наш с повреждениями "плюнул" всего-то один раз. Хотя можно было и больше. Результат: Башню на Меркаве прошило внутрь и заклинило. Вышел из строя откатный механизм орудия. Внутренние повреждения оказались катастрофическими. Сдвинуться с места Меркава не смогла. То есть - полный ... Наш завелся и ещё Меркаву потом буксировал. Вот такие чудеса, ребята. Делайте выводы, господа западные партнёры!

      1. alexxxz
        alexxxz 18 июля 2017 09:53
        0
        300 м.? Из танковой пушки? Болванка? Активная защита на Т-72??? Прошило башню, но сдвинуться с места машина не смогла... Ппц... Ложь, трындеж и провокация! Интересно, автор этот бред сам придумал или подсказал кто?
    2. voyaka uh
      voyaka uh 25 июля 2017 11:48
      +1
      ""Рассказывали, что прошлым летом они ставили друг против друга наш т-72 и Меркаву. Проводили эксперимент"//////

      Такую штуку ("лобовую дуэль") могли (теоретически) провести с Меркава-2, которые
      списаны.
      Какую болванку применяли израильтяне? И какой стреляли с Т-72?
      Современный ОБПС стОит, как новый Мерседес. Вряд ли разрешили бы
      использовать три штуки на такой бестолковый эксперимент (300 м).
      Предполагаю, что стреляли (если стреляли) старым 105 мм ОБПСом (на Меркава-2
      орудие 105 мм).
      И с 300 м пробить и заклинить башню Меркава-2 вполне возможно.
      1. Влад Волков
        Влад Волков 2 декабря 2017 08:29
        +2
        Подробности я не уточнял. На испытаниях присутствовал корреспондент одного из их телеканалов. Он и поведал, пока ехали. Я встречал его в аэропорту. Специально спросил про видеосъёмку. Так ведь, отобрали все флешки с материалом вояки израильские сразу после испытушек. Думаю, чтоб не позориться в миру. А что касается стоимости "мерседеса", то для них это не так существенно, видимо. Испытания военной техники - процесс, в принципе, весьма дорогостоящий, тем более, когда дело касается их обороноспособности. Эти ребята просто так ничего не делают. Значит, надо им было. Не нам судить, зачем. Хотя, и так понятно зачем.
  19. Mista_Dj
    Mista_Dj 18 июля 2017 22:55
    +2
    К сожалению, опять так и не пришёл ни к какому выводу.
    Понятно, что верить поп-механике - все равно, что верить главе нац. банка о невозможности обвала курса рубля через 2 часа после обвала, но была надежда на серьезные, взвешенные коменнтарии...
    Не случилось.
    Понятно, что т-80 машина не рядовая, но лучше она, или хуже т-72?
    Корректно-ли вообще их сравнение и если нет, то с какой машиной есть смысл проводить параллели?
    Возможно, кто-то из камрадов поделится ссылками, на основании которых я смогу "спокойно сделать себе мнение"?
    1. vitkin
      vitkin 6 октября 2017 16:06
      +1
      Эту машину сравнивать ни с какой другой нет смысла. Танк был заточен для того, чтобы дойти до Ла-Манша за кратчайшее время. Дороги в Европе хорошие, скорость по шоссе у него до 120, движок многотопливный, заправок по пути - хоть отбавляй, кто хочет, может сосчитать время в пути. Очухаться никто не успеет. Не зря видать его на полигон вытащили.
      Сам служил в ГСВГ на Т-64А, в соседний полк пришли Т-80. Правильно пишут, когда летит на тебя, то слышно только лязг гусениц (мы сначала даже не поняли, что за звук), а как пролетает - ну вертолёт все слышали, хоть уши затыкай. Температура выхлопных газов около 800, зимой - 5 минут и полянка для стоянки готова. Вооружение и защиту можно поставить какую угодно, но у этой машины главное - скорость.
  20. ШВЕДский_стол
    ШВЕДский_стол 4 сентября 2017 19:40
    +1
    Уже через десять минут езды я чувствую себя заправским механиком-водителем и жалею, что в армии попал не в танковые войска.
    Когда я служил, наши мехводы были постоянно в мазуте и уставшие. Я как бы не особо жалею что не был мехводом...