ПВО страны Суоми (Часть 1)



Военно-воздушные силы Финляндии официально были образованы 4 мая 1928 года. Примерно тогда же появились наземные подразделения противовоздушной обороны. В 1939 году, к началу Зимней войны качественный и количественный состав ВВС финнов не шел ни в какое сравнение с советскими возможностями. Финская зенитная артиллерия была относительно современной, хотя и малочисленной.

Со стороны ВВС РККА в компании приняло участие около 2500 самолётов, Финляндия в начальный период войны могла выставить только 114 боевых самолёта. Несмотря на то, что превосходство СССР в воздухе было подавляющем, финны сумели оказать упорное сопротивление. В этом им оказали серьёзную помощь многие страны, поставлявшие боевые самолёты. Так же в финских ВВС сражалось много иностранных пилотов-добровольцев.


Основным истребителем ВВС Финляндии в начальный период войны являлся Fokker D.XXI. Этот самолет, совершивший первый полёт в 1936 году, был специально разработан для защиты голландских колоний в Азии. Истребитель с двигателем воздушного охлаждения Mercury VIII мощностью 830 л.с. развивал в горизонтальном полёте скорость 460 км/ч. Вооружение большей части финских истребителей этого типа состояло из четырёх 7,92 мм пулемётов М36 FN-Browning.

ПВО страны Суоми (Часть 1)

Fokker D.XXI ВВС Финляндии


Согласно справочным данным, к моменту начала боевых действий в распоряжении финнов имелся 41 «Фоккер». Эти истребители, несмотря на относительно слабое вооружение, неплохо проявили себя в боях. Так, согласно финским источникам, 6 января 1940 года пара «Фоккеров» в одном воздушном бою сбила 7 бомбардировщиков ДБ-3, летевших без истребительного прикрытия. Конечно, представить себе такое очень сложно, по мнению западных историков, на советских бомбардировщиках отсутствовало оборонительное вооружение. «Фоккеры» в основном использовались в составе 24-й авиагруппы (LLv-24). До окончания боевых действий в марте 1940 года эта авиачасть потеряла 12 истребителей. В строю числилось 22 «Фоккера», ещё 4 машины находились в ремонте.

Финское командование запрещало своим пилотам без крайней необходимости ввязываться в воздушный бой с советскими истребителями, так как И-16 последних серий превосходили по скорости и вооружению истребители голландского производства. Да и, казалось бы, устаревшие И-15 бис и И-153 были сложным противником. Опытные пилоты, летающие на бипланах конструкции Поликарпова, на виражах быстро садились на хвост «Фоккерам». Тем не менее, Fokker D.XXI эксплуатировался в ВВС Финляндии до начала 50-х годов.

Помимо Fokker D.XXI к началу конфликта в стране Суоми имелось 15 истребителей-бипланов британского производства Bristol Bulldog Mk. IVA. «Бульдог», пошедший в серию в 1930 году, к 1939 году, безусловно, устарел.


Истребители Bristol Bulldog Mk. IVA ВВС Финляндии


Истребитель с максимальным взлётным весом 1590 кг и двигателем воздушного охлаждения Bristol Jupiter мощностью 440 л.с. развивал 287 км/ч. Вооружение состояло из двух пулеметов калибра 7,7 мм.

Несмотря на скромные лётные данные, пилоты, летавшие на «Бульдогах», умудрялись сбивать гораздо более современные машины. Согласно опять-таки финским данным, «Бульдоги» одержали 6 побед, потеряв один свой истребитель. Среди сбитых ими самолётов фигурируют СБ и И-16. Тем не менее, шансов у этих истребителей в воздушном бою было немного, и их использовали в основном в тренировочных целях.

После того как вооруженный конфликт с СССР вступил в активную фазу, военную помощь Финляндии оказали многие государства. Так, правительство Великобритании санкционировало поставку 30 истребителей Gloster Gladiator Mk II, французы отправили такое же количество Morane-Solnier MS406, Италия 10 Fiat G.50. Самая крупная партия истребителей была поставлена Соединенными Штатами – 44 Brewster 239.

Что касается английского истребителя «Глостер Гладиатор», то этот биплан успел устареть к моменту принятия на вооружение в 1937 году. Последний истребитель бипланной схемы RAF на высоте 4000 метров мог развить скорость 407 км/ч. Вооружение – 4 пулемёта калибра 7,7 мм. Несмотря на то, что шасси было неубирающимся, пилот сидел в закрытой кабине. Это было немаловажно при эксплуатации в условиях отрицательных температур.


Gloster Gladiator Mk II ВВС Финляндии


Основная часть «Гладиаторов» была поставлена из Англии, но как стало известно позже, в Зимней войне принимали участие истребители ВВС Швеции, нёсшие финские опознавательные знаки. Ими управляли шведы, являвшиеся кадровыми военными, отправившиеся воевать в качестве добровольцев. Шведские «Гладиаторы» сбили восемь советских самолётов.



Первый боевой вылет на «Гладиаторе» состоялся 2 февраля 1940 года. Истребители данного типа неплохо проявили себя в боях. Их пилоты претендуют на 45 воздушных побед при потере 12 машин. Использование «Гладиаторов» в ВВС Финляндии в боевых целях продолжалось до 1943 года. Последняя воздушная победа на истребителе этого типа одержана 15 февраля 1943 года, когда лейтенант Хакан Стромберг во время разведки вдоль Мурманской железной дороги сбил связной Р-5.

По сравнению с британским Gloster Gladiator, французский Morane-Solnier MS406 казался самолётом другого поколения. Отчасти это так и было, хотя появились эти истребители практически одновременно.


Morane-Solnier MS406 ВВС Финляндии


Это был моноплан с низко расположенным крылом, убирающимся шасси и двигателем жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Y-31 мощностью 860 л.с. На высоте 5000 метров «Моран» развивал 486 км/ч. Истребитель имел весьма мощное для конца 30-х годов вооружение – 20 мм пушку Hispano-Suiza HS.404 и два 7,5 мм пулемёта MAC 1934. В умелых руках эти истребители представляли большую угрозу. Согласно западным данным, во время Зимней войны «Мораны» совершили 259 боевых вылетов, сбив 16 советских самолетов.

После падения Франции гитлеровцы передали финнам захваченные «Мораны» и запчасти для них. Так как французские самолёты уже не могли на равных тягаться с советскими истребителями новых типов, в Финляндии их пытались модернизировать. На «Моран» в начале 1943 года установили трофейный двигатель М-105 мощностью 1100 л.с, новый капот и регулируемый винт. Скорость при этом возросла до 525 км/ч. Изменился состав вооружения: теперь в развале цилиндров двигателя смонтировали немецкую 15/20 мм бикалиберную авиапушку MG 151/20 и 12,7 мм советские пулемёты БС. Этот вариант известен в Финляндии как «Лагг-Моран». Однако из-за нехватки двигателей провести ремоторизацию всех «Моранов» не удалось. Истребители активно участвовали в боях, финские пилоты, летавшие на «Моранах», претендуют на 118 сбитых советских самолётов при потере 15 своих машин. На момент окончания боевых действий в строю находился 41 самолёт, которые эксплуатировались в учебно-тренировочных целях до 1952 года.

В конце 1939 года, еще до начала военных действий, Финляндия заказала 35 итальянских истребителей Fiat G.50. Первые 10 самолетов должны были быть доставлены до февраля 1940 года, и группа финских пилотов прошла 10-часовой учебный курс на заводском аэродроме Fiat Aviazione в Турине.


Fiat G.50 ВВС Финляндии


Fiat G.50, принятый на вооружение в 1938 году, стал первым серийным итальянским истребителем-монопланом с убирающимся шасси. Звездообразный 14-ти цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Fiat A.74 RC38 мощностью 870 л.с. на высоте 3000 метров разгонял «Фиат» до 472 км/ч. Вооружение состояло из двух пулемётов Breda-Safat калибра 12,7 мм.

Несмотря на ускоренное обучение лётного и технического состава и форсированную доставку, истребители итальянского производства не успели толком принять участие в Зимней войне. Наблюдатели отмечали боевые вылеты «Фиатов» в районе Выборга в феврале-марте 1940 года. В самом начале эксплуатации как минимум два истребителя были разбиты из-за недостаточной квалификации пилотов. Аэродром базирования Утти неоднократно подвергался бомбардировкам, и находиться там стало слишком опасно. Поэтому истребители перебазировались на лед озера Весиярви.

«Фиаты», поставленные в 1940 году, имели открытую кабину, что не добавляло им популярности при полётах зимой. Тем не менее пилоты заявили о 18 сбитых советских самолётах. В основном это были бомбардировщики СБ и ДБ-3 и бипланы И-153. Данные о собственных потерях разнятся, чаще всего говорится, что финские ВВС потеряли пять «Фиатов». Сколько из них погибло в воздушных схватках, не известно.

Звёздный час «Фиата» настал летом 1941 года, когда пилоты этих истребителей продемонстрировали самый высокий процент побед в финских ВВС, заявив до конца года о 52 победах при потере только одного своего самолёта. Всего с февраля 1940 по сентябрь 1944 года, согласно официальным финским данным, пилоты G.50 сбили 99 самолетов противника. Как видно, основная часть воздушных побед финнов пришлась на наиболее трудный для СССР период. По мере приобретения советскими лётчиками боевого опыта и поступления в строевые авиаполки новых типов боевых самолётов, успехи ВВС Финляндии резко пошли на убыль. Уже в 1942 году Fiat G.50 не мог на равных тягаться с советскими «Як» и «Лагг», а к 1944 году этот разрыв увеличился ещё больше. Но в связи с нехваткой боевых самолётов, несмотря на сильный износ, 10-12 «Фиатов» поднималось в воздух вплоть до заключения перемирия с Советским Союзом. В отличие от французских Morane-Solnier MS406, не предпринималось никаких попыток по модернизации Fiat G.50. Последний истребитель этого типа официально списали в первой половине 1946 года.

Истребители американского производства Brewster 239 были самым многочисленным типом, заказанным финнами во время Зимней войны. Контракт стоимостью $ 3,4 млн был заключён с США 16 декабря 1939 года. Помимо 44 истребителей, американцы обязались поставить запасные двигатели, комплект запчастей и вооружение. Так как в США эти машины изначально предназначались для базирования на авианосцах, с истребителей удалили специальные взлётно-посадочные устройства и спасательные плоты, что несколько уменьшило взлётный вес.


Brewster 239 ВВС Финляндии


Самолёт, известный в ВМС США как Brewster F2A Buffalo, принят на вооружение в 1939 году. Это был один из первых американских истребителей-монопланов с убирающимся шасси. В Финляндию поставлялась модификация с девятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения Wright R-1820-G5 Cyclone мощностью 950 л.с. Самолёт с взлётным весом 2640 кг, на высоте 4700 метров развивал скорость 478 км/ч. Вооружение было достаточно мощным – 4 крупнокалиберных 12,7 мм пулемёта M2 Browning. Для того времени «Буффало» был одним из наиболее сильных истребителей.

Первые «Брюстеры» прибыли в Финляндию в феврале 1940 года. Сборка самолётов, доставленных морем в Норвегию, а затем по железной дороге в Швецию, велась на предприятии SAAB в Гетеборге. Первые пять истребителей достигли боевой готовности до окончания войны, но в боевых действиях участия не принимали. На истребители дополнительно установили бронеспинки и прицелы финского производства.



Первое боевое крещении «Брюстеров» состоялось 25 июня 1941 года. Согласно финским источникам, в тот день пара истребителей вступила в бой с 27 бомбардировщиками СБ над Турку и якобы сбила 5 советских самолётов, не понеся потерь. Вообще, в ВВС Финляндии этот тип истребителя считается едва ли не самым успешным. Его ценили не только за хорошие лётные данные, но и за безотказность. Первоначально возникали проблемы с надежностью двигателей, но финским механикам удалось устранить все неполадки. Недостатком истребителя считались непротектированные топливные баки, кроме того, в ряде случаев «Брюстер» путали с советским И-16. В ходе войны в Финляндии была предпринята попытка копирования Brewster 239, но работы затянулись, и в итоге после начала поставок в 1943 году немецких Messerschmitt Bf 109G эту тему закрыли.

Как утверждают финны, за три года с 25 июня 1941 года, по 17 июня 1944 года пилоты 24-й истребительной авиагруппы, летавшие на «Брюстерах» сбили 477 советских самолетов, потеряв в бою 19 своих машин. После того как Финляндия подписала перемирие с Советским Союзом в сентябре 1944 года, финские истребители поднимались на перехват немецких самолётов. Так, 3 октября 1944 года был сбит Ju 87, вторгнувшийся в финское воздушное пространство, но такие случаи являлись единичными. Активная служба Brewster 239 в ВВС Финляндии продолжалась до сентября 1948 года. Последние самолёты отправили на слом в 1953 году.

В начале 1940 года Финляндия закупила 12 британских истребителей Hawker Hurricane Мк I. Однако поучаствовать в Зимней войне им не удалось. Более того, до Финляндии добралось только десять машин: два самолёта были потеряны во время перегона.


Финский Hawker Hurricane Мк I


То, что правительство Великобритании, находящейся в состоянии войны с Германией, несмотря на острую нужду в современных истребителях, санкционировало продажу боевых самолётов, говорит о намерении втянуть СССР в затяжной военный конфликт.

Для своего времени «Харрикейн» был достаточно высокими лётными данными, его серийное производство началось в конце 1937 года. Hawker Hurricane Мк I оснащался двигателем Rolls-Royce Merlin II мощностью 1030 л. с. Максимальная скорость – 540 км/ч. Вооружение - восемь 7,7 мм пулемётов Browning .303 Mk II.



Финские «Харрикейны» вступили в бой в конце июня 1941 года, но в ходе боевых действий использовались достаточно ограниченно, по причине нехватки запчастей. Весной 1942 года поступило пополнение в виде трофейного советского Hurricane Мк II. Этот самолёт в феврале 1942 года совершил вынужденную посадку на лёд Топозера и был восстановлен. В качестве доноров были использованы два других советских «Харрикейна», плюхнувшихся на брюхо в финском тылу.

В 1943 году полёты «Харрикейнов» практически прекратились, хотя они и числились в боевом составе ВВС Финляндии. Согласно финским данным, на счету этих истребителей 5 воздушных побед. Пять финских «Харрикейнов» были потеряны в воздушных боях, ещё два стали жертвами советской зенитной артиллерии. Последний раз «Харрикейн» ВВС Финляндии поднялся в воздух 31 мая 1944 года.

Если верить западным историкам, во время Зимней войны на территории, контролируемой финскими войсками, совершили вынужденную посадку 25 советских самолётов. В лётное состояние удалось вернуть 5 И-15 бис, 8 И-153 и 1 И-16. Данных о том, что эти машины совершали боевые вылеты, нет. Скорее всего, их использовали в тренировочных целях и для организации учебных воздушных боёв. Ремонт трофейной авиатехники осуществлялся на Государственном авиационном предприятии Valtion lentokonetehdas. Двигатели и другие детали брались с самолетов, восстановление которых сочли нецелесообразным.

Как видно из всего вышеизложенного, во время вооруженного противостояния с СССР зимой 1939-1940 гг. ВВС Финляндии сохраняли боеспособность только за счёт иностранных поставок. На финской стороне во время Зимней войны сражались пилоты из Англии, Польши, США, Швеции, Норвегии, Дании и Италии. Из-за границы в Финляндию в ходе Зимней войны, по западным данным, поставлено 225 боевых самолётов. При этом истребители и бомбардировщики ВВС «нейтральной» Швеции, летавшие в ходе конфликта с финскими опознавательными знаками, в это число не вошли, так как после окончания войны вернулись вместе с экипажами на родину. Благодаря иностранной военной помощи, ВВС Финляндии 1 апреля 1940 года, невзирая на потери, насчитывали 196 боевых самолетов, то есть больше, чем до начала конфликта. То же самое относится и к поставкам авиационного бензина и масла, горюче-смазочные материалы для боевых самолётов доставляли главным образом из Швеции.

Согласно финским данным, в 493 воздушных схватках было сбито 293 советских самолета, при этом финские зенитчики претендуют ещё на 330 сбитых самолетов. Финны признают, что в ходе боевых действий потеряли 67 своих машин. Серьезно было повреждено 69 самолётов. В ходе боёв погибли 304 финских авиатора, 90 пропало без вести, 105 - ранено. Но учтены ли при этом потери многочисленных иностранных волонтёров не известно. В свою очередь в отечественных источниках приводятся данные, которые кардинальным образом отличаются от финских. Так, в книге В.С. Шумихина «Советская военная авиация 1917 – 1941» говорится, что боевые потери составили 261 самолет и 321 авиатор. Советские авиаторы и зенитчики заявили об уничтожении 362 самолетов противника. На основании этого однозначно можно сказать, что стороны завысили потери противника более чем в два раза.

Большинство иностранных военных наблюдателей, присутствовавших в Финляндии зимой 1939-1940 годов, отмечали ожесточенный характер ведения воздушных боёв. Финские пилоты, сидевшие в кабинах немногочисленных по сравнению с ВВС РККА истребителей, делали всё возможное, дабы не допустить советские бомбардировщики к собственным объектам. Отмечены случаи, когда финны в безвыходной ситуации шли на таран. Советские лётчики считали финских пилотов сильным и очень опасным противником. В тоже время финское командование всеми силами старалось избегать потерь. Лётчикам-истребителям запрещалось вступать в бой с советскими истребителями без острой необходимости. Значительное количество побед на счетах ряда финских асов объясняется не только высоким личным мастерством, но и тактикой «бей и беги». А также тщательным планированием воздушных боёв и распределением ролей. В ряде случаев советские истребители, польстившиеся на беспечно летящие и, казалось бы, никого не замечающие одиночные финские самолёты-приманки оказывались сбиты внезапной атакой со стороны солнца. Слабым местом финской боевой авиации была большая разнотипность, что сильно затрудняло обучение личного состава, ремонт, снабжение запасными частями и боеприпасами.

Продолжение следует…

По материалам:
http://www.jaegerplatoon.net/AA_GUNS2.htm
http://www.jaegerplatoon.net/AA_GUNS3.htm
http://www.jaegerplatoon.net/AA_GUNS3.htm#76ItK28
http://www.winterwar.com/forces/FINairdefence.htm
http://www.warrelics.eu/forum/finnish-militaria/hawker-hurricane-finnish-air-force-653845/
Автор: Линник Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 66

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. gurzuf 18 июля 2017 16:05
    Оказывается финны тоже уничтожили все ВВС СССР laughing
    1. Владимирец 18 июля 2017 16:25
      Цитата: gurzuf
      Оказывается финны тоже уничтожили все ВВС СССР

      Ага, особенно странно выглядят потери: "Финны признают, что в ходе боевых действий потеряли 67 своих машин. Серьезно было повреждено 69 самолётов. В ходе боёв погибли 304 финских авиатора, 90 пропало без вести, 105 - ранено." , 304 погибших пилота (90 б/в туда же) при потере 67 своих машин. request Выходит по 4-5 пилотов на одну машину. Или в отдельных случаях самолет сам добирался до аэродрома? И это при том, что машин с большим экипажем в ВВС Финляндии было мало. what
      1. Пеший 18 июля 2017 17:42
        Финны те ещё сказочники.
      2. давно в запасе. 18 июля 2017 20:22
        недоработка автора.видимо указаны все потери ввс.человеческие имеется ввиду
    2. давно в запасе. 18 июля 2017 21:03
      Согласно отчетам авиаполков, журналам боевых действий и ежедневным донесениям, за все время войны ВВС РККА потеряли 224 самолета сбитыми или совершившими вынужденные посадки за линией фронта. Еще 86 числятся пропавшими без вести и 181 проходит по графе «погибло и повреждено в авариях и катастрофах» (небоевые потери). Боевые потери авиации Балтфлота составляли 17 машин, небоевые - 46. ВВС Северного флота закончили войну без потерь. автор просто перепечатал старые статьи образца 1992 года..ну как же помним.Бунич Соколовский...еще те специалисты..да еще великие знатоки из Польши.Господин Линник-вы времена не перепутали?тогда врать можно было-нам сравнивать было не с чем.но сейчас то такая ерунда не очень катит..
      1. Bongo 19 июля 2017 01:31
        Цитата: давно в запасе.
        Господин Линник-вы времена не перепутали?тогда врать можно было-нам сравнивать было не с чем.но сейчас то такая ерунда не очень катит..

        А Вы господин, не знаю как вас там, статью внимательно читали? fool Черным по белому указано "по финским данным" или "как утверждают финны". Так же приведены и наши данные. Это не значит, что автор верит всему, что заявляла финская сторона.
        в книге В.С. Шумихина «Советская военная авиация 1917 – 1941» говорится, что боевые потери составили 261 самолет и 321 авиатор.

        Для кого это было написано? Или Вы видите только то, что Вам удобно?
        1. давно в запасе. 19 июля 2017 06:57
          хороший вопрос..действительно для кого? да вы написали-по финским данным.а других данных даже не привели.указали что по книге Шумихина- а что указать данные по официальным источникам никак?пусть те кому интересно сами и сравнивают и считают.а теперь по поводу статьи-прочел я ее очень внимательно.статья еще раз повторюсь -компиляция старых изданий.аж прям запашком котлобовского повеяло не к ночи будет помянут...и уж если вы решили ее озаглавить пво страны Суоми-ну так и пишите про пво...а написали про самолеты.пардон но описание должно включать и оганизацию того самого пво и места базирования и кто командовал и какие подразделения входили...и да лагг моран это здорово..новый вид открыли..
          1. Bongo 19 июля 2017 11:13
            Цитата: давно в запасе.
            хороший вопрос..действительно для кого? да вы написали-по финским данным.а других данных даже не привели.указали что по книге Шумихина- а что указать данные по официальным источникам никак?пусть те кому интересно сами и сравнивают и считают.а теперь по поводу статьи-прочел я ее очень внимательно.статья еще раз повторюсь -компиляция старых изданий.аж прям запашком котлобовского повеяло не к ночи будет помянут...

            Не знаю какой там у Вас запашок, Вам, что называется видней, но когда незнакомые мне люди говорят, что я им что-то должен, тем более в такой форме, понимания это не встречает. Что касается содержания, неужели для Вас является откровением, что истребители привлекаются к задачам ПВО?
            1. давно в запасе. 19 июля 2017 19:44
              нет.не откровение.но если писать про пво то структуру можно указать?или быть проще-истребители страны суоми.или для вас откровение что пво не только истребители?и когда вы выкладываете свою статью незнакомым людям для прочтения то будте готовы к тому что вам зададут вопросы. и уж где вы там прочли про долги это прям загадка..
          2. sivuch 15 ноября 2017 09:27
            Ну ,не Лагг-Моран , а Мерко-Мораани ,разница не велика . И ,сколько помнится ,с MG-151 у фиников не заладилось ,поэтому в большинстве случаев летали с 3X12.7
  2. hohol95 18 июля 2017 16:13
    «Лагг-Моран»? Чудесно! А откуда такое название? Везде указывается иное название -
    Morko Moraani (Моран-Призрак)
    финская модернизация M.S.406 C1 с советским двигателем М-105П и пулемётом УБ, переделано 15 экземпляров.
  3. амурец 18 июля 2017 16:33
    Слабым местом финской боевой авиации была большая разнотипность, что сильно затрудняло обучение личного состава, ремонт, снабжение запасными частями и боеприпасами.

    Сергей. Спасибо. Тему ты затронул малоизвестную, но интересную. О "Зимней войне" написано достаточно много, но это в основном о наземных операциях, а вот о действиях авиации мало и отрывками.
    1. hohol95 18 июля 2017 19:53
      Если "погуглить" много брошюрок выдаётся по ВВС Суоми тех времён!
  4. hohol95 18 июля 2017 16:37
    Кертисс «Хок» 75А будут указаны в другой части статьи?
    1. avt 18 июля 2017 17:52
      Цитата: hohol95
      Кертисс «Хок» 75А будут указаны в другой части статьи?

      Так вроде и Bf вроде у них были , но полагаю
      Продолжение следует…
      bully Автор к написанию серьёзно подходит - приятно глазу и информативно . good
      avt
      1. hohol95 18 июля 2017 18:48
        Hawk 75
        Самолеты, которые немцы захватили в Бурже (14 "А-3" и семь "А-4"), вывезли в Германию. Там к ним присоединили восемь истребителей модификации "А-6", изготовленных по заказу норвежского правительства. Они отличались от "А-2" только пулеметами калибра 7,9 мм. Эти трофеи немцы в апреле 1940-го обнаружили в пакгаузах порта в Осло. Один из германских авиазаводов заменил на всех истребителях вооружение, приборы, прицелы и радиостанции, после чего все 29 самолетов в 1941-м продали Финляндии.
  5. hohol95 18 июля 2017 16:40
    Государственный авиационный завод отремонтировал восемь трофейных бомбардировщиков СБ.
    В 1941 году в Германии купили еще 16 таких самолетов.
    Этот СБ-2 M103 (VP-10) сфотографирован на заводском аэродроме в Тампере в апрель 1940 года. В сентябре 1941 года литеры в обозначении сменили на SB.

    И один такой СБ сбил в 1941 году Каберов, Игорь Александрович (25 апреля 1917 — 2 октября 1995) — лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны.
    Автор книги «В прицеле — свастика», почётный гражданин Великого Новгорода.
    А Вы автор утверждаете только о истребителях...
    Пять бомбардировщиков Ильюшина ДБ-3 были захвачены во время Зимней Войны, еще шесть таких самолетов купили у Германии в 1941 году.
    Lentolaivue 46 использовала эти машины для тренировки экипажей бомбардировщиков.
    В сентябре 1941 года литеры VP в обозначении сменили на DB.
    1. давно в запасе. 18 июля 2017 20:24
      статья о пво Финляндии..сб туда не катят...
      1. hohol95 18 июля 2017 22:51
        Этот комментария я оставил по поводу этой фразы в статье -
        "Данных о том, что эти машины совершали боевые вылеты, нет. Скорее всего, их использовали в тренировочных целях и для организации учебных воздушных боёв."
        В виду имелись И-15/153/16 в качестве трофеев захваченные финскими военными!
        Не времени искать точные описания воспоминаний наших пилотов, но те кто летал на Карельском и Ленинградском фронтах и при обороне базы Ханко утверждают о боевом применении И-153-х с финскими опознавательными знаками! Информация о бомбардировщиках быстрее попалась по руку!
    2. Bongo 19 июля 2017 01:34
      Цитата: hohol95
      А Вы автор утверждаете только о истребителях...

      Статья называется ПВО страны Суоми. Каким боком к ПВО относятся СБ ? what
      Цитата: hohol95
      В виду имелись И-15/153/16 в качестве трофеев захваченные финскими военными!
      В Зимней войне их не использовали, в Войне-продолжении как её называют в Финляндии И-153 действительно летали на штурмовку и разведку в 1941 году.
      1. hohol95 19 июля 2017 08:00
        Будем ждать продолжения и информации об использовании советских истребителей финскими ВВС в Войне-продолжении!
    3. Dooplet11 27 июля 2017 10:41
      Бомбардировщики в Суоми в составе ПВО числились? Да, тогда автор статьи не прав, что только про истребители "утверждал". И "новость" про И.А. Каберова Вы тоже к месту написали. 100500+ Вам, однозначно!
      1. hohol95 27 июля 2017 15:22
        Может в ВВС? У финской армии не было столько сил и средств, чтобы содержать самолёты и в частях ВВС и в частях ПВО!
        1. Dooplet11 28 июля 2017 09:49
          Абсолютно не спорю. Но каким боком бомбардировщики к теме статьи прислонились? Речь в ней о ПВО Суоми или о ВВС этой маленькой, но гордой страны? Или трофейные СБ расчищали небо над Хельсинки и Выборгом?
          1. hohol95 28 июля 2017 16:28
            А представьте себе никам боком... Так просто. И не Вы первый указавший мне на этот так сказать "ляп" ! Я информацию о трофейных бомбардировщиках привёл по вопросу использования финской стороной советской авиационной техники!
            1. Dooplet11 30 июля 2017 17:42
              "А Вы автор утверждаете только о истребителях..." (с)
              Точно. Просто привели инфу по трофейным бомберам. И автора статьи так, походя, просто пнули, что он только про истребители написал, невежда! )))
              1. hohol95 31 июля 2017 15:18
                Совершенно верно - шёл и думал ПНУТЬ или НЕ ПНУТЬ... "Пнул"... Прослезился, раскаялся. Пошёл дальше.
  6. нивасандер 18 июля 2017 18:13
    Карельский Фронт в 1941-1943 годах считался курортом.Даже многотиражка 23 армии "Сталинский натиск" выходила в два раза реже чем газеты соседнего Ленфронта--не о чем было писать.Поэтому в частях 7-й и 23-й армий запросто деловито рычали моторами танки БТ и Т-26 всех(СОВСЕМ ВСЕХ!!!!) модификаций ,ранние Харьковские Т-34 здесь были обычным делом.Что уж говорить об авиации--это был заповедник "Ишачков" "Чаек",СБ и прочего авиационного антквариата.Поэтому когда в конце осени 1943 года один из полков получил "Аэрокобры" это стало шоком для престарелых финских енераалов.В Берлин посыпались истеричные запросы на Мессершмиты и Фокке-Вульфы .И с той поры ситуевина тильки ухудшалась
    1. Ken71 18 июля 2017 20:33
      Говорили так. Какие армии не воюют. Шведская, турецкая и 23 советская. И тем не менее мой дед воевавший в этой армии был ранен в 1942.
      1. ZIS 19 июля 2017 21:58
        Поставил плюс, но тем не менее, было бы странно, если б 23-я вообще не несла потерь.
        ZIS
    2. Blue Fox 19 июля 2017 10:30
      Цитата: нивасандер
      Карельский Фронт в 1941-1943 годах считался курортом.

      Уважаемый коллега. Я понимаю, что вы высказываете широко распространённое мнение, но оно не совсем соответствует действительности, учитывая особенности местного ТВД и количественный состав советских войск, растянутых и размазанных на большой, труднопроходимой территории с ограниченным количеством дорог.
      К примеру 3-я ДНО ( дивизия народного ополчения из Ленинграда) сформированная летом 1941 г и переброшенная на Северное Приладожье в июле 1941-го из 8 тыс. человек сократилась до трёхста, которые с боями смогли переправиться через Свирь обратно. Да, после боёв 1941-го фронт более или менее стабилизировался до лета 1944 года, однако и силы обороняющихся советских войск были незначительны. И так называемые "бои местного значения" не утихали весь этот период и носили ожесточённый характер ( например, бои за станцию Масельскую).
  7. Curious 18 июля 2017 18:40
    Финские ВВС, по-видимому, в наибольшей степени из всех государств -участников Второй мировой войны использовали трофейную технику, причем не только для изучения и ознакомления с самолетами противника (что, естественно, делали во всех странах), но и применяли ее в боевой обстановке. Некоторые эскадрильи финской авиации практически полностью были оснащены захваченными самолетами на протяжении значительных периодов времени. Имелись как "собственные" машины (захваченные финскими войсками в "зимней" войне 1939-1940 годов или в 1941-44 годах), так и купленные в Германии в 1941-42 годах.

    Таблица из статьи финского историка Трофейные советские самолеты в финских ВВС Карла-Фредрика ГЕУСТА. В ней расписан каждый самолет от попадания в Финляндию и до списания.
    Опубликована в 11 и 12 номерах журнала Авиация и космонавтика за 1997 год.
    http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/aviacija_
    i_kosmonavtika_1997_11_12/p3.php
  8. Комментарий был удален.
    1. Andy 18 июля 2017 19:41
      обосрался только ты... знатно. насчет набития морды и провалов- чего ж не удержались на своей линии маннергейма и приняли советские требования? потери у наступающих да в незнакомой местности (просчет разведки) естественно будут больше. насчет агрессии - СССР предложило предвинуть границу компенсировав передачей БОЛЬШЕЙ по площади территории. дальше поводом к войне был обстрел советской стороны- версия о советском подлоге безусловно может быть вариантом,но нельзя исключать и следующее- обстрел "храбрыми" финнами по пьяни, обстрел из ненависти к русским. бред? отнюдь. вспомни 1920-е- как финны лезли на ладогу и онежское озеро.
      1. Комментарий был удален.
        1. Andy 18 июля 2017 20:25
          Ржи как ишак... Только факт боевых действий белофиннов не отменяет.
        2. mirag2 18 июля 2017 20:26
          А все-таки Энди прав...И о 20х тоже.
        3. давно в запасе. 18 июля 2017 20:27
          полный набор идитизма и либерастии..хоть бы что о этой войне знали может и рот тогда не открывали...
        4. давно в запасе. 18 июля 2017 20:30
          можешь попробовать потребовать.нам даже вмешиваться не придется.придут от батьки и выпорят тебя.даже сажать не станут-тебе и ремня хватит..
          1. Bug_pioneer 18 июля 2017 20:42
            Цитата: давно в запасе.
            можешь попробовать потребовать.нам даже вмешиваться не придется.придут от батьки и выпорят тебя.даже сажать не станут-тебе и ремня хватит..

            это просто параллель.... 1 в 1...
            1. opus 18 июля 2017 21:41
              Цитата: Bug_pioneer
              это просто параллель.... 1 в 1...

              Вы много правильно пишите....
              Та война мне не нравится, хотя дед там воевал, рядовым и все тяготы вынес.

              но тональность ваша оче похожа на майдан головного мозга.
              .

              Я чувствую сторонника ВКЛ? т.е. вялiкай лiтвин (ну или как там по правильному?
              «…в современной Белоруссии… кое-кому не понравилось… быть белорусами, и они объявили себя литвинами. Нет, не литовцами, а литвинами, будто между этими двумя терминами еще с X века была большая разница. Литвины — это славяне, а литовцы — современные этнические литовцы…» [2, c. 360]. 20 мая 2000 года в Новогрудке был подписан Акт провозглашения литвинской нации, который был размещен в ряде печатных СМИ и интернет-пространстве за подписями В. Нагнибеды, А. Юцкевича и еще 25 человек.


              Бульбосрач есть взаимное тыкание грязным бельём народов-соседей на уровне наиболее реакционных и неуживчивых представителей. Я призываю всех хунвейбинов извлечь из этого урок, и не разводить подобный бардак в Поднебесной.

              Мао Цзэдун, цитатник. wink
              в принципе, не смотря на тёрки свядомые и змагары в этом (супротив клятых москалей) едины


              Цитата: Bug_pioneer
              3 миллионная финляндия грозит 200 миллионному ссср... бугагага.

              Тогда просветите цели и задачи той войны.
              По моему всё очевидно


              и Восточная Карелия в Реболах и в Пораярви-это Вам не

              Цитата: Bug_pioneer
              там в болотах на полесье вырежу кишку земли

              Цитата: Bug_pioneer
              мб финны еще и напали на нас?

              в 1918-1920 да.
              Получив независимость, и ведя войну с красногвардейцами, финское государство решило не останавливаться на границах Великого Княжества Финляндского. В то время в среде финской интеллигенции набрали большую популярность идеи панфиланизма, то есть единства финно-угорских народов, а также идеи Великой Финляндии, в которую должны были войти прилегающие к Финляндии территории, этими народами населённые, — Карелия (включая Кольский полуостров), Ингрия (окрестности Петрограда) и Эстония. Российская Империя рушилась, и на её территории возникали новые государственные образования, подчас рассматривавшие в перспективе значительное расширение своей территории.
              23 февраля 1918 года на железнодорожной станции Антреа (ныне Каменногорск) Маннергейм произносит "Клятву меча", в которой упоминает:
              Не вложу меч в ножны ... пока последний вояка и хулиган Ленина не будет изгнан как из Финляндии, так и из Восточной Карелии.


              Финляндия тайно отправляет в Карелию партизанские отряды, задачей которых являлась фактическая оккупация Карелии и содействие финским войскам во время вторжения. Отряды занимают город Кемь и посёлок Ухта (ныне пгт. Калевала). 6 марта в Хельсинки (занятом на тот момент красными) создаётся Временный Карельский комитет, а 15 марта Маннергейм утверждает "план Валлениуса", направленный на вторжение финских отрядов в Карелию и захват российской территории по линии Печенга - Кольский полуостров - Белое море - Выгозеро - Онежское озеро - река Свирь - Ладожское озеро. Части финской армии должны были соединиться у Петрограда, который предполагалось превратить в вольный город-республику, подконтрольный Финляндии.

              Российские территории, предполагавшиеся к аннексии по плану Валлениуса


              Финская оккупация Карелии. Оккупированные в разное время (даты оккупации указаны) территории выделены светло-жёлтым цветом.


              Светло-жёлтым цветом показана территория, оккупированная белофиннами по состоянию на 25 декабря 1921 года


              за всё в этом мире приходится платить.
              Т.ч....
              1. Комментарий был удален.
                1. opus 18 июля 2017 23:06
                  Цитата: Bug_pioneer
                  абсолютно не страдаю никаким майдауном или иже подобным..

                  тогда извините я не понял.

                  Цитата: Bug_pioneer
                  искренне считаю что белоруссия может смело отбивать вильнюс...

                  не поймут Вас паневропейцы....
                  =================================================
                  ===
                  у нас очень плохо с трезвым осмыслением истоирии

                  Цитата: Ken71
                  В принципе все заявленные задачи РККА выполнила

                  какой ценой?
                  Цитата: Ken71
                  Другое дело что наступления в таких условиях местности зимой мир

                  what
                  НАЧАЛО ЛИВОНСКОЙ ВОЙНЫ: НАБЕГ РУССКИХ ВОЙСК В ЛИВОНИЮ ЗИМОЙ 1558 ГОДА (... Вторжение русских войск в январе-феврале 1558 года )
                  хотя там не так холодно было
        5. Curious 18 июля 2017 21:21
          Вы, конечно, можете бугагакать и про бред и штампы рассказывать. А знаете, что такое Suur-Suomi?
          Если нет, рекомендую хотя бы то, что под носом лежит, The rise and fall of Finnish geopolitics автора Anssi Paasi
          Или, если с вражеским языком проблема, Виена-Туули Васара
          ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ «ВЕЛИКОЙ ФИНЛЯНДИИ»
      2. ZIS 19 июля 2017 22:04
        Да, надо не забывать и белогвардейцев, один одиозный, расписывал вылазку в Ленинград. Кажется, витек ларионов, звалося оно, но русским не следует помнить, что оно...
        ZIS
      3. Black5Raven 25 июля 2017 19:17
        Цитата: Andy
        СССР предложило предвинуть границу компенсировав передачей БОЛЬШЕЙ по площади территории.

        Если Китай запросит территорию Хабаровска / иной участок границы для "укрепления безопасности" , а взамен щедро предложит "больший щедрый" кусок , то России стоит согласится ?
        Тогда мы забираем Смоленск , а вам щедро предложим всю огромную и такую ценную территорию Полесского радиоционного заповедника , а что ? Он в два раза больше того кусочка земли который мы хотим отобрать, разве не так ? wink
        1. давно в запасе. 25 июля 2017 22:29
          с той разницей что территорию упомянутого вами хабаровска освоили и обустроили русские.а не китайцы.так и Выборг был обустроен шведами и русскими.ну не как не финнами.для незнающих-финнов при шведах в города не пускали как собак.так же как и Прибалтике немцы поступали с местными..
    2. Ken71 18 июля 2017 20:36
      В принципе все заявленные задачи РККА выполнила. Другое дело что наступления в таких условиях местности зимой мир еще не знал.
      1. Комментарий был удален.
  9. нивасандер 18 июля 2017 20:10
    кстати финская армия и флот это был прям зоопарк.Чего там тильки не ползало и не летало.Винтовки 35!!! видов.Танков не менее 15 нименований.Самолетов 45 только основных типов!!!.Артиллерия 45 видов!!!.на любой фотке можно легко насчитать 6 видов касок!!! и их остро не хватало .Конечно у дилетантов и чубато-шпротных историков сей факт выбивает слезы умиления и зависти(надо же ржавыми ружьями медведя гоняли).Однако 1944 год четко показал что время доморощенных армий прошло и финнов просто пожалели.Хотя епитимью все же наложили--контрибуция ,Ханко,острова в заливе,Ленохамари,Выборг , Карелия,никелевые рудники это не полный список тог что финны лишились из-за своей проститутской политики.Ну и как вишенки в торте-особые условия типа предоставления РККА ,КБФ портов и аэродромов,открытие шхерных фарватеров.Ну и Лаландская война против бывшего сюзерена--ибо нефиг
    1. давно в запасе. 18 июля 2017 20:29
      финны-евреи Европы...все собирали .танк всей страной за спички купили..
      1. ignoto 20 июля 2017 12:07
        Забавная фраза .
        " Финны-евреи Европы".
        Слова "еврей", " европеец", "арий" имеют один смысл.
        Соответственно, Европа - страна ( от сторона ) евреев ( ариев, белых ).
  10. давно в запасе. 18 июля 2017 21:22
    на начало войны финские ввс были представленны 168 военными самолетами из которых 145 входили в боевые авиаполки первой линии. Кроме того, в Финляндии было примерно 140 связных, учебных, транспортных, санитарных и спортивных машин различных типов главным образом местной постройки («Вийма», «Туйску», «Сааски» и др.). Многие из них активно применялись на фронте, но никаких данных об их боевой работе и о потерях финны не публикуют так что придется их не учитывать.мы же не асы суоми нам приписки никчему.. за войну полученно194 самолета.да не все успели из них поучаствовать.итого-363 машины.опять же не учитываея связные транспортные разведчиков и прочее.а к концу войны в частях первой линии осталось 166 машин из них боеспособных 128.разница-197 машин.причем понятно что основные потери это машины современные.разные бульдоги и геймкоки если и летали на боевые то редко и на вспомогательные роли.причем много самолетов было списанно сразу после окаончания боевых действий-например 5 бленхеймов которые числились поврежденными-но если их списали значит это был просто хлам на тот момент.даже не беря все это в расчет минимальные потери финнов-139 машин. а неполживые аглицкие иксперты указывают 67 потерянных из них в боях всего 21 машина.прям пойду слезу пущу от такой правды..
    1. Комментарий был удален.
      1. давно в запасе. 18 июля 2017 21:37
        уйди а.жизнь она коротка и тратить ее на тех кто сам думать не хочет и не умеет не в моих правилах.но 1 раз я попробую ..для примера -сша в корейскую войну понесли огромные потери в вертолетах.особенно по сравнению с корейцами китайцами и прочее.значит ли это что американцы совсем неумели летать и воевать?или например сравнить потери в самолетах у нас и например афганских моджахедов-разница просто оглушительная.значит можджахеды летали гораздо лучше чем наши пилоты? попытайся просто подумать..
  11. давно в запасе. 18 июля 2017 22:13
    и как вишенка на торте ко всему выше сказанному- В книге польского автора Пжимушалы Wojna Zimowa всерьез утверждается, будто русские летчики были настолько трусливы, что выпрыгивали с парашютами, едва заметив в воздухе самолеты противника. Как говорится, без комментариев...
  12. pzkrfv4 18 июля 2017 22:55
    Знакомый у них знак на самолётах... Напоминает кое-что.
    1. opus 18 июля 2017 23:12
      Цитата: pzkrfv4
      . Напоминает кое-что.

      угу
      Это -Хакаристи

      семейный знак шведа графа фон Розена , правда этот филантроп сочувствовал не только благородной Финляндии, оказывается он сочувствовал, а точнее собственно и был, видным деятелем шведского национал-социализма, нацистом.


      а вообще, если копнуть:





      денежной купюры достоинством 250 рублей, с изображением Свастического символа – Коловрат на фоне двуглавого орла, были изготовлены по специальному заказу и эскизам последнего Российского царя – Николая II.


      Зы.
      Свастику всегда использовали последователи Индуизма, Джайнизма и Буддизма на Востоке, Друиды Ирландии, Шотландии, Скандинавии, представители Натур-религиозных конфессий Европы и Америки на Западе.

      Знающий человек никогда не молвит, что Свастика это немецкий или фашистский символ

      Славяне использовали этот Солярный знак на протяжении всего своего существования (по новейшим научным данным это минимум 15 тысяч лет), а президент Третьего Рейха Адольф Гитлер всего около 25 лет.
      1. ignoto 20 июля 2017 12:10
        Скорее, не солярный , а символ галактики Млечный путь ,которая имеет четыре рукава,в одном из которых и расположена наша звездная система.
  13. Заноза 19 июля 2017 02:23
    Все это объясняется просто. 1) В Гитлеровской Германии и у ее союзников воздушные победы защитывались летчикам с их личных устных докладов. Так например Англия до сих пор высмеивает гитлеровских асов за то,что они записали себе больше воздушных побед,в одном ,победном для немцев бою ,чем число английских самолетов в нем участвовавших в реальности,причем это были бомбардировщики,без истребительного прикрытия и самое смешное в том,что один из английских бомберов все же смог уйти от численно превосходящих истребителей Рейха. 2) В СССР к войне с Финляндией отнеслись спустя рукава и основным советским истребителем в начальный период войны был И-15 и его версия И-15БИС...Истребителей И-153 и И-16 на финском фронте было очень мало. Считалось,что вполне хватит и устаревшей техники для войны с финнами...Что до зениток,то автор или лукавит ,или не знает,но Финляндия имела шведские и немецкие зенитки,причем шведские Бофорсы были лучшими в своем классе во время ВОВ и имели собственную ,весьма прогрессивную,по тем временам систему управления огнем...Так что ПВО Финляндии может и не отличалась количеством,но качеством безусловно...Недаром Бофорсы закупила и Польша ,применявшая их в войне с Гитлером и США и Англия,не имевшими таких удачных орудий собственной конструкции...Американские (чикагские пианино ) калибра 28 мм и британские ( пом-пом ) калибра 40 мм уступали Бофорсам ( калибр 40 мм ) и в надежности и в ТТХ.
    1. Bongo 19 июля 2017 06:12
      Цитата: Заноза
      автор или лукавит ,или не знает,но Финляндия имела шведские и немецкие зенитки,причем шведские Бофорсы были лучшими в своем классе во время ВОВ и имели собственную ,весьма прогрессивную,по тем временам систему управления огнем...

      Автор знает...прежде чем писать подобное дождитесь следующих частей и не бегите впереди паровоза.
  14. LeonidL 19 июля 2017 04:36
    Интересная арифметика финнов "Финны признают, что в ходе боевых действий потеряли 67 своих машин. Серьезно было повреждено 69 самолётов. В ходе боёв погибли 304 финских авиатора, 90 пропало без вести, 105 - ранено." То есть потери как минимум 394 пилотов истребителей, так как о других типах самолетов говорить не приходится, раненные, скорее всего, спасались на парашютах или извлечены из серьезно поврежденных машин. как такое количество погибших пилотов разместилось на 67-ми сбитых и 69-ти поврежденных машинах? Или они летали сразу компанией из нескольких пилотов на одном истрибителе? Один в кокпите, а два на крыльях?
    1. Nekarmadlen 19 июля 2017 10:56
      Скорее всего под словом авиаторы подразумеваются не только пилоты , но и наземные служащие ВВС...
      1. hohol95 19 июля 2017 13:49
        Осенью 1941 года советская истребительная группа с Ханко стала настоящей занозой для финского командования. И-153 и И-16 из ее состава безнаказанно штурмовали вражеские войска на островах архипелага, препятствуя их захвату, эффективно боролись против самолетов противника. Так, 24 октября Василий Голубев в бою с двумя финскими трофейными истребителями И-153, изрядно досаждавшими советскому флоту, сумел сбить реактивными снарядами один биплан и тяжело повредил пулеметной очередью другой. Для нейтрализации этой группы в Финляндии была сформирована специальная эскадрилья истребителей Кертисс «Хаук» 75 под командованием капитана Пааво Берга. К боевым действиям она приступила 31 октября.
        Первый воздушный бой между советскими и финскими истребителями состоялся уже через день. В нем приняли участие четыре «хаука» во главе с Бергом и два И-16 под командованием Цоколаева, к которым вскоре присоединился «ишачок» Василия Голубева (его пара взлетала с аэродрома под артиллерийским обстрелом, и ведомый Дмитрий Татаренко вынужден был прекратить разбег из-за разрыва снаряда перед самолетом). В район боя Голубев подоспел как раз вовремя, когда «хауки» зажали в клещи истребители И-16, и Берг уже открыл огонь по отставшему самолету лейтенанта Творогова. Заградительные очереди вынудили Берга прекратить стрельбу, а затем Голубев резким разворотом вышел на позицию для атаки. Позднее он вспоминал: «Сближаюсь на сто метров — моя любимая дистанция, только выходить из нее тяжело — и даю точную очередь по мотору и кабине «спитфайра». Вижу, как разрывные пули рвут обшивку самолета и остекление фонаря кабины, «спитфайр» переворачивается и падает рядом с нашим миноносцем».
        Так бесславно закончилась карьера капитана Пааво Берга. Его ведомый поспешно покинул поле боя, а еще через некоторое время, получив изрядные порции свинца, удрали на большой скорости и остальные два «хаука».
        Жажда реванша финскими летчиками привела вскоре к очередному воздушному бою, который произошел 5 ноября и опять закончился для них явным поражением. Вновь предоставим слово Василию Голубеву: «А вскоре пять «спитфайров» вызвали нас на бой — такое иногда бывало в годы войны. Вызов мы приняли и, предварительно обговорив план сражения, взлетели двумя парами. Противник ходил двумя группами — три и два, все на одной высоте.

        Я покачал им крыльями, они ответили. Значит, мы правильно догадались — им нужен бой-реванш. Наши две пары разделились, и враги, вероятно, ликовали: считали, что теперь-то нам придет конец. Но просчитались. Все вместе они бросились на нас с Татаренко и начали преследование. Пулеметные трассы «спитфайров» проходили очень близко от нас: на каждом истребителе врага по восемь пулеметов «Браунинг».
        Вижу пару Васильева впереди и выше. Мы незаметно для врага тянем его в нужном направлении — под пару Васильева. И тут ловушка захлопывается. Васильев с Байсултановым пикируют и почти в упор расстреливают двух «спитфайров». И как поется в песне, «пенистые волны моря проглотили их в один миг».
        Остальным трем истребителям уже не до боя: они ищут путь к спасению. Но Татаренко ловит одного их них в прицел. Пулеметная очередь, самолет врага завертелся в нисходящей «бочке». Вот-вот и он упадет. Но над самой водой летчик все же вывел его в горизонтальный полет. Остальные два, шарахаясь из стороны в сторону, уходят к своим островам».
        В октябре 1944 года, когда Финляндия уже разорвала отношения с фашистской Германией, полк Василия Голубева перебазировался на финский аэродром Мальме, и там советский летчик встретился с финским майором, бывшим участником этих боев. В личной беседе тот ему рассказал, что только 2 ноября его эскадрилья потеряла целых три истребителя — один из них был сбит в воздушном бою, а два разбились на обратном пути. 5 ноября финны лишились еще трех самолетов. В итоге из 9 финских истребителей было потеряно 6, что послужило причиной расформирования эскадрильи. Ее личный состав разбросали по разным подразделениям.
        Любопытно, что в журнале «Авиамастер» (1/2003 г.) была помещена статья «Особая группа Ханко», посвященная именно этим двум боям и написанная Андреем Диковым и Карлом-Фредериком Геустом, т. е. представителями обеих в прошлом воевавших между собой государств. Редкий пример сотрудничества, но, к сожалению, не очень удачный. Вечное противоречие между Востоком и Западом приводит к тому, что Запад не желает признавать даже очевидных поражений. Поэтому финские историки признали потерю всего двух истребителей и, в свою очередь, предложили другую версию воздушных боев, и даже дополнили ее схемой полета своих самолетов, т. е. напустили как можно больше туману. Однако в этом случае возникает вопрос, почему финскую эскадрилью, потерявшую только два самолета (кстати, записанных во время войны, как сбитых зенитной артиллерией), вывели из боевых действий и расформировали? Эпизод встречи Голубева с финским майором в статье не упомянут — либо авторы не дочитали мемуары Голубева до конца, либо он был намеренно опущен, поскольку не вписывался в «официальную финскую версию» событий.
        Вот такие получаются АВИАТОРЫ...
  15. pro100y.belarus 19 июля 2017 12:16
    Василий Голубев - командир 4 ГИАП Балтфлота в своих мемуарах описывал воздушный бой И-16 с финскими истребителями "Спитфайр".
    Может он их с "Харрикейнами" перепутал?
    1. hohol95 19 июля 2017 13:44
      "Воздушная война над ссср год 1941" Геннадий Корнюхин:
      Самолеты противника советские летчики опознали как «спитфайры», и в этом есть какая-то загадка, поскольку по официальным источникам истребители этого типа на вооружении финских ВВС не состояли. Конечно, в условиях скоротечных воздушных боев пилоты нередко путали силуэты вражеских самолетов (к тому же в начале войны малоизвестных), но Голубев и после войны настаивал на том, что это были именно «спитфайры». Кроме того, доклады о встречах в воздухе с финскими «спитфайрами» поступали и от других советских летчиков."
      1. pro100y.belarus 19 июля 2017 21:00
        У Голубева в летной книжке есть два сбитых "Хоук 75". Может это они?
        1. hohol95 19 июля 2017 21:16
          Они, но он утверждал о "спитфаерах"...
    2. hohol95 19 июля 2017 14:02
      Берг Пааво Дэвид
      Впервые вылетел на боевой вылет 2 февраля 1940 года на "гладиаторе". Л-т Берг в воздушной схватке над Ханко сбил один И-153.
      Жертвой Берга стал л-т Бедарев из 38 ИАП. Побед у него не было до 18-го февраля, когда он в составе эскадрильи вылетел на перехват большой (около 40 самолетов) группы СБ, которые направлялись на бомбежку ж\д пути в районе Коувола. Берг со своим ведомым смогли атаковать замыкающих и сбить два бомбардировщика.
      19 февраля Берг в составе патруля пришлось выдержать тяжелый бой с 32 СБ пол прикрытием истребителей И-153 над Сипполой. На его счет пошли два сбитых истребителя противника. По советским данным в тот день погибли л-ты Енц и Осипов из 149-го ИАП.
      Со своими пятью победами, одержанными на "гладиаторе" Берг стал самым результативным финским летчиков на самолете этого типа. Уже под занавес войны был переведен в Lelv 32 (27 марта 1940 года). Тут ему пришлось летать на Фоккере Д-21. 30 апреля 1940 года его повысили до капитана.
      С началом войны с СССР в 1941 году летал на Curtiss Hawk 75A в составе 1/LeLv32.
      Капитан Берг погиб 1 ноября 1941 года. По официальным финским данным его истребитель (CU-579) был сбит огнем зенитной артиллерии. Однако согласно последним данным он стал жертвой впоследствии известного советского аса Василия Голубева. На момент гибели на его счету было 9 личных побед.
      1. pro100y.belarus 19 июля 2017 21:02
        Туда ему и дорога...
  16. konus 22 июля 2017 15:45
    Видите ли, разве дело в том, кто сколько показал потерь противника и собственные потери. Остановимся на двух цифрах - более 1000 самолетов ВВС РККА и пусть даже 300 финских самолетов. Казалось, что при таком соотношении сил ВВС РККА должны были обеспечить господство в воздухе. А ведь именно этого и не произошло. Почему? Вот это и есть вопрос вопросов. Тут и вопросы к стратегии ВВС РККА, и вопросы к тактике ВВС РККА, тут и уровень подготовки пилотов ВВС , и вопросы взаимодействия эскадрилий и звеньев, тут и вопросы взаимодействия бомбардировочной авиации и истребительной авиации прикрытия. Именно это и есть составляющие элементы господства в воздухе. Может есть и еще не упомянутые элементы.
Картина дня