Забытая Новороссийская танкодесантная операция

За всю Вторую Мировую войну советская армия осуществила около сотни морских десантов. Подавляющее большинство этих десантов были малочисленны и решали оперативные задачи. При этом в СССР того времени крупных десантных судов и специальных средств для десантирования бронемашин и прочей техники не было вовсе. Флот же для доставки десанта использовал не только мотоботы, плашкоуты (несамоходные грузовые суда) и баржи, но и малые охотники, тральщики, рыболовные шаланды и даже шести- и восьмивёсельные ялы, в общем, всё, что имело мореходность чуть выше, чем у утюга.

К примеру, для высадки ленд-лизовских британских «Валентайнов» (предположительно Mk III) и американских М-3Л "Генерал Стюарт" в печально известной Южной Озерейке использовались так называемые «болиндеры». Своё своеобразное название эти суда получили благодаря шведской мотостроительной фирме. На самом деле это были самоходные, но крайне медлительные баржи. И использовали их отнюдь не от хорошей жизни, просто альтернативы не было. Чем закончился этот десант всем хорошо известно. Большая часть ленд-лизовских танков не преодолела даже полосу пляжа.






Ствол пушки и башня лёгкого американского танка М-3Л "Генерал Стюарт", поднят со дна моря у Южной Озерейке в 1973 году

По иронии судьбы известность Южно-Озерейской десантной трагедии, провал Керченско-Феодосийской операции и триумф «Малой Земли» убрали на задний план и сделали практически забытой Новороссийскую танкодесантную операцию, уникальную в некоторых аспектах.
Несмотря на провал десанта в Южной Озерейке, генерал-лейтенант Константин Николаевич Леселидзе с того самого момента, как отвлекающий Новороссийский десант стал основным и закрепился на Малой Земле, бомбардировал командованием Северо-Кавказского фронта предложением танкового десанта на захваченный плацдарм. Он мотивировал это необходимостью создания хоть минимальной маневренной бронированной группы для нанесения контрудара в случае прорыва обороны малоземельцев крупными силами противника. Кроме того, присутствие танков стало бы моральной поддержкой десантников, оторванных от основных сил.

Сложность подобной высадки в тех условиях тяжело переоценить. Во-первых, район высадки находился под постоянным воздействием артиллерии и авиации врага. Во-вторых, с моря существовала серьёзная опасность вражеских военных катеров. В-третьих, почти всё побережье в этом районе было захламлено потопленными судами и их обломками. Умножьте все эти факторы на естественную необходимость проведения высадки ночью, мелководье побережья и отсутствие причалов и необходимого оборудования.

При первой попытке использовались уже известные «болиндеры». 11 февраля 1943 года эти тихоходные плавающие чемоданы, загруженные опять-таки «Валентайнами» и «Стюартами», отбуксировали из Геленджика в Новороссийск. Но, причалив на Малой Земле, они так и не смогли произвести высадку, как ни бились десантники. Поэтому танки вернулись в Геленджик.

13 февраля танки перегрузили на 150-тонные баржи, оборудованные специальными сходнями, более приспособленными для условий малоземельского побережья. Но, к сожалению, все ленд-лизовские танки и в этот раз постигла печальная судьба их собратьев из Озерейки. Волнение моря в тот день достигало 3-х баллов, а ледяной норд-ост пронизывал до костей. Караван был обнаружен противником. Район высадки просвечивался прожекторами, и на десант обрушился артиллерийско-миномётный обстрел. Десантники прыгали в ледяное море. Обе баржи и два танка были сожжены огнём противника, один танк уничтожен авиацией, последний же утонул прямо у берега.

С тех пор, вплоть до марта 1943 года, командование и слышать не хотело о танковом десанте на Малой Земле. Толчком для перемены решения стала немецкая операция «Нептун», суть которой сводилось к фразе, приписываемой фюреру, «сбросить этих русских в море». Но наступление захлебнулось, танки противника были сожжены, пехота остановлена, не спасла положение даже сотни самолётов люфтваффе.



Мотобот проекта 165 с артиллерийским орудием на носу

На этот раз Леселидзе смог убедить командование повторить танковый десант на Малую Землю. Однако, теперь уже сами инициаторы десанта слышать не хотели о баржах и пресловутых «болиндерах». Поэтому выбор пал на мотоботы тип ДБ проекта 165. Длина - 14,6 м, ширина - 3,57 м, осадка: 0,9 м. Скорость от 5 до 7,5 узла, в зависимости от модификации. Также в зависимости от модификации варьировалась и грузоподъёмность, доходящая до 5,5 тонн. Недостатком этого типа мотоботов было отсутствие заднего хода.

За годы войны мотоботам пришлось поработать и непосредственно десантными плавсредствами, и катерами-тральщиками, и катерами ПВО, и плавучими плавбатареями. На катера этого проекта, кстати, и легла весомая часть сообщения плацдарма и «большой земли». Однако, один стандартный десантный мотобот хоть и был способен принять на борт лёгкий танк, если предварительно «раздеть» его и само плавсредство (к примеру, с мотоботов сняли фары, звуковые сигналы и бортовые отличительные огни, которыми никто всё равно не пользовался с целью маскировки) вплоть до трусов. В любом случае экипажу пришлось бы прилагать адовы усилия, чтобы просто удержаться на плаву, что уж говорить о боевом десантировании.



Мотобот в геленджикской бухте

Поэтому командование привлекло к решению проблемы техотдел Новороссийской ВМБ во главе с Андроником Айрапетовичем Шахназаровым. Именно эти умельцы и предложили соединить жёстким креплением два мотобота, превратив их в своеобразный катамаран. Сверху же должен был располагаться бревенчатый настил, на который и заходил танк. На тот момент контр-адмирал Геннадий Никитич Холостяков в своей книге «Вечный огонь» называл эти «катамараны» - «спарка».



Пример очередной модификации мотоботов в "спарку" с палубным орудием

После надлежащих испытаний, убедивших командование в достаточной мореходности «спарки» и быстрого, в известном смысле, десантирования с них бронетехники, танкодесантной группе «дали добро».

Забытая Новороссийская танкодесантная операция


Мотобот в варианте катера ПВО, установленный в качестве памятника к 35-й годовщине Керченско-Эльтигенской десантной операции в 1978 году

Часть маршрута мотоботы, груженные танками, шли на буксире, так как мореходность мотоботов в открытом море (участок почти в 30 км) резко снижалась, соответственно падала и скорость. Непосредственно к берегу «спарки» шли уже самостоятельно. В ночь с 6 на 7 мая на Малую Землю совершили десантирование первая пара танков, 8 мая уже четыре, 9 мая – три. За короткое время на плацдарм перебросили свыше 30-ти танков, по некоторым данным их число доходило до 36-ти машин.

Выгрузка танков происходила достаточно быстро. Машина сразу выводилась в район сосредоточения батальона. Там танк устанавливался в заранее отрытый капонир и тщательно маскировался. Более того все передвижения бронетехники осуществлялись только в ночное время суток и с целью маскировки во время артиллерийского обстрела позиций противника, чтобы раньше времени бронированная конница своим стальным басом не обрадовала врага. Таким образом, на Малой Земле создали три танковых роты: 1-я танковая капитана Мингалиева, 2-я капитана Данильченко и 3-я капитана Козлова.

Однако, и эта операция не обходилась без проблем. В открытом море мотоботы зарывались в чёрную ночную воду, несмотря на то, что ходили они только в тихую погоду. Танкисты явно чувствовали себя не в своей тарелке. Так, например, при одном десантировании механик-водитель с такой жадностью рванул с деревянного настила на твёрдую почву, что разворотил «спарку» до такой степени, что последняя почти лишилась хода. К чести мотоботчиков стоит уточнить, что вверенные им танки ни разу не пострадали по их вине.

Уточнить из каких именно танков состояла десантная группа сложно. В книге начальника политотдела 5-й гвардейской танковой бригады Георгия Кондратенко указывается, что первыми танками, десантировавшимися на Малую Землю, были Т-26. При этом во время начала наступления в материалах, кроме Т-26, начинают фигурировать танки Т-70. В других источниках также упомянуты неудачные танки Т-60. Вполне возможно, что весь малоземельский танковый батальон был крайне разношёрстным, так как основным критерием выбора танков был вес и ещё раз вес боевой машины, а все вышеупомянутые танки принадлежали к типу лёгких.



Т-26



Т-60



Т-70

Несмотря на всю сложность операции, танки десанта так и не использовались в боевых действиях малоземельцев вплоть до операции по полному освобождению Новороссийска от немецких захватчиков. Они играли роль последнего козыря, если немцы попытаются повторить операцию «Нептун», оставаясь замаскированными в своих капонирах без единой царапины до начала сентября 1943 года.
Автор: Восточный ветер


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. svp67 17 июля 2017 06:44
    Поэтому командование привлекло к решению проблемы техотдел Новороссийской ВМБ во главе с Андроником Айрапетовичем Шахназаровым. Именно эти умельцы и предложили соединить жёстким креплением два мотобота, превратив их в своеобразный катамаран. Сверху же должен был располагаться бревенчатый настил, на который и заходил танк. На тот момент контр-адмирал Геннадий Никитич Холостяков в своей книге «Вечный огонь» называл эти «катамараны» - «спарка».
    Решение техотдела очень напоминает паром Зибеля, борьба с которыми на Черном море у нас не очень была успешной...
    1. hohol95 17 июля 2017 08:14
      До паромов типа "ЗИБЕЛЬ" увы было далековато и в грузоподъёмности и в средствах ПВО!
      В плане же борьбы с ними - конструкция устойчивая, зенитных средств в достатке, осадка малая.
      Так-же писалось, что германцы загоняли на эти паромы гражданское население для защиты от штурмовок со стороны наших ВВС!
      1. svp67 17 июля 2017 08:20
        Цитата: hohol95
        Так-же писалось, что германцы загоняли на эти паромы гражданское население для защиты от штурмовок со стороны наших ВВС!

        Ну может что то подобное было при эвакуации, хотя думаю, что им и самим мест на них не хватало, а тут еще "ундерменшей" возить...
        Но как эти Зибели помогли уничтожить наш Эльтигенский десант - просто классика.
        1. hohol95 17 июля 2017 08:32
          Однако на Ладоге Зибели не блеснули!
          И разновидность паромов с несколькими 88мм зенитками могли пободаться и с эсминцами и другими судами меньшего размера
          1. svp67 17 июля 2017 08:36
            Цитата: hohol95
            И разновидность паромов с несколькими 88мм зенитками могли пободаться и с эсминцами и другими судами меньшего размера

            Мне бы было интересно взглянуть как бы они боролись с эсминцами...
            1. hohol95 17 июля 2017 08:43
              Не бороться! Не передёргивайте! НО вступить в перестрелку и влепить снарядов несколько вполне могли.
              А вот в реальности было так -
              Немецкий надводный флот в данном районе, имеющий в своём составе в основном быстроходные десантные баржи, вооружённые двумя зенитными орудиями крупного калибра (75 мм — 88 мм) и двумя-четырьмя зенитными автоматами среднего калибра (20 мм — 37 мм), превосходил по огневой мощи и количеству группировку советских сторожевых и торпедных катеров.
              Применение же крупных боевых кораблей ЧФ в узком и мелководном Керченском проливе полностью исключалось из-за минной опасности и угрозы атак с воздуха.
              Крупные корабли (оставшиеся) берегли, а катерники ничего противопоставить не могли!
              А ВВС выполняя докладывали - штаб 11-й штурмовой авиадивизии заявил об уничтожении в ходе операции 26 немецких БДБ, 6 сторожевых катеров, одного парома «Зибель» и нанесении повреждений 41 БДБ, 11 сторожевым катерам, 4 баржам и одному ТКА.
              При этом отмечалось мощное противодействие ПВО противника. Как следствие, удельный вес безвозвратных боевых потерь авиации от огня немецкой зенитной артиллерии достиг огромных величин — 80-90 % всех потерь.
              Например, 1 декабря 1943 года 3-я эскадрилья 42-го штурмового авиаполка ВВС ЧФ в составе 8-ми экипажей под руководством комэска майора Каверзина во время боевого вылета на штурмовку района сосредоточения плавсредств противника была в полном составе уничтожена огнём ПВО.
    2. Монархист 17 июля 2017 19:08
      Стыдно сказать,но о"Зибеле"я вообще не читал и не знаю
  2. parusnik 17 июля 2017 07:58
    Обе баржи и два танка были сожжены огнём противника, один танк уничтожен авиацией, последний же утонул прямо у берега.
    ...Вид подбитых Валентайнов и Стюартов породил слух, что высадилась бригада английских диверсантов. Немцы перебросили к месту высадки танковую часть и горнострелковый полк - которые планировали задействовать против отвлекающего десанта под командой Ц.Л.Куникова . Получив время на передышку, "куниковцы" смогли удержать свой плацдарм, сыгравший затем огромную роль при освобождении Новороссийска.
    1. svp67 17 июля 2017 08:21
      Цитата: parusnik
      Получив время на передышку, "куниковцы" смогли удержать свой плацдарм, сыгравший затем огромную роль при освобождении Новороссийска.

      Хорошо, что вовремя сообразили перенести усилия с главного направления на второстепенное.
  3. Serg65 17 июля 2017 10:34
    На самом деле это были самоходные, но крайне медлительные баржи. И использовали их отнюдь не от хорошей жизни, просто альтернативы не было

    Согласно Отчета о боевых действиях 563 отдельного танкового батальона...."3-й болиндер при подходе к берегу был брошен буксиром и идя по инерции остановился в 30-40 метр. от берега. Разгрузка танков началась прямо в воду. Благополучно удалось разгрузить 7 танков — 3 танка заглохли при движении по воде и только 5 танков вышли на берег и совместно с пехотой под командованием командира 140-го батальона начали отбивать контратаки противника с юж.Озерейка."

    Сюарты из состава 563-го отдельного танкового батальона, подбитые во время высадки десанта в районе Станичка — Южная Озерейка. На втором плане болиндер (десантная баржа) с танками М3 «Стюарт» и грузовыми автомобилями, не сумевшими разгрузиться.
    1. Serg65 17 июля 2017 10:38
      два вопроса к автору
      в чём заключался..
      провал Керченско-Феодосийской операции

      и
      В других источниках также упомянуты неудачные танки Т-60.

      в чём была неудачность лёгкого танка Т-60?
      1. Serg65 17 июля 2017 11:59
        Тема танкового десанта в южной Озерейки интересная, покопался и нашёл интересные фото..
        1

        2

        На нижнем снимке бренные останки нашей береговой батареи №675 на 3 130мм орудия. Располагалась она в Широкой балке, примерно в 6км, к востоку от Южной Озереевки.
      2. Восточный ветер 18 июля 2017 13:27
        Отвечаю сразу на оба вопроса! Проводите свои школьные каникулы с пользой - читайте.
        1. Serg65 18 июля 2017 14:31
          Цитата: Восточный ветер
          Отвечаю сразу на оба вопроса!

          what И где ответы?
          Цитата: Восточный ветер
          Проводите свои школьные каникулы с пользой - читайте.

          Хмм, грубо и не солидно.
          Вы написали статью, в которой приводите некоторые факты, мягко говоря далёкие от действительности. Вместо того. что бы подтвердить свою правоту. вы начинаете хамить...аяяй!
          1. Восточный ветер 18 июля 2017 22:25
            Кто вам сказал, что я "солидный" человек? Повторяю - идите читать.
          2. Восточный ветер 18 июля 2017 22:31
            Ладно, я сегодня добрый... По Т-60 - https://topwar.ru/14294-t-60-tank-smertnik.html
            По Керченской операции - https://topwar.ru/88774-pervoe-osvobozhdenie-krym
            a-istoriya-kerchensko-feodosiyskoy-desantnoy-oper
            acii.html
            1. Serg65 19 июля 2017 09:39
              Цитата: Восточный ветер
              Ладно, я сегодня добрый

              Ой спасибо, дай бог вам, дяденька, здоровья!
              Цитата: Восточный ветер
              По Т-60 - https://topwar.ru/14294-t-60-tank-smertnik.html

              wassat В качестве правдивого источника, вы приводите личное мнение и выводы господина Барятинского?
              Без малого шесть тысяч Т-60 буквально сгорели в горниле войны

              Одно это ставит крест на его измышлениях! До 43-го года было выпущено 5920 танков, часть этих машин использовалось в плоть до 46-го года как танки-разведчики, тягачи, учебные машины, реактивные самоходные установки БМ-8-24. Т-60 был танком своего времени, машина была проста в изготовление и дешёвая - это то, что надо для быстрого насыщения танковых частей оставшихся к декабрю 41-го практически без танков. Именно Т-60 сыграли большую роль в битве за Москву, в операции "Искра"!
              Цитата: Восточный ветер
              По Керченской операции - https://topwar.ru/88774-pervoe-osvobozhdenie-krym
              a-istoriya-kerchensko-feodosiyskoy-desantnoy-oper
              acii.html

              bully Дяденька, вы что нибудь кроме Военного обозрения читаете? В результате Керченско-Феодосийской десантной операции войсками Кавказского фронта был освобождён весь Керченский п-ов и где тут провал десантной операции? Вы можете говорить о провали Крымского фронта, но не о десантной операции!
              Теперь непосредственно о 563-м ОТБ...
              для высадки ленд-лизовских британских «Валентайнов» (предположительно Mk III) и американских М-3Л "Генерал Стюарт" в печально известной Южной Озерейке

              Персонально для вас, дяденька! 563-й ОТБ был сформирован в июне 42-го Сумгаитский танковый лагерь, с 31-го августа принимал участие в обороне Моздока и Нальчика в составе 37-й армии. На вооружение батальона стояли британские "Валентайны" и американские М3 "Генерал Стюарт". В первых числах декабря 563-й ОТБ был снят с фронта и переброшен в район Туапсе, там же полностью был перевооружён на М3 "Стюарт", поэтому никаких "Валентайнов" у Южной Озерейки не было!
              Что касается "болиндеров" - эти самоходные десантные баржи были в своё время специально построены для высадки Особой Черноморской дивизии на берега Босфора и для времён Первой Мировой войны были очень даже не плохим десантно-высадочным средством.
              Восточный ветер, вы уж извините, но вы написали статью для раздела "История", не для ветки "Новости"! Я очень уверен, что следующие ваши статьи будут более интересные и качественные.
              Удачи вам на литературном поприще! hi
              1. Восточный ветер 19 июля 2017 16:40
                Ладно, я и сегодня добрый... Так что предлагаю вам поспорить о составе танковой группы с Георгием Кондратенко, непосредственным участником, которые позже и написал мемуары. Впрочем в других источниках также присутствие "Валентайнов" оспаривается, посему я и указал - предположительно.
  4. Монархист 17 июля 2017 19:23
    Когда-то в юности читал в газете статью " Танки на Малой земле" или как-то похоже . Кто-то спрашивал: были ли танки на Малой Земле и в редакции нашли участников этого десанта. Если мне не изменяет память,а у меня с возрастом начались и такие" радости", использовали:Т26,Т60 и "Валентайн"( парочку) .
    Когда-то мне попадалась публикация: наиболее использовали в десантахТ60,Т70. Карпов приводит приказ Сталина: производство Т60 прекратить,их отправить на второстепенные участки и в западные полки,а вместо них использовать американские танки
    1. Velizariy 18 июля 2017 09:54
      Мой дед со скорбью вспоминал "Малую землю"... Его из воды подняли раненного из за того, потом признались, что махал мичманкой... а рядовых, мягко говоря, не всех вытаскивали...
    2. Авиатор_ 18 июля 2017 21:51
      Карпов, это который писатель? Ну, нашли специалиста по Отечественной войне! Т-60 имел 20-мм пушку, действие по цели которой было неудовлетворительным. Единственное преимущество - малый вес.
      1. красноярск 17 ноября 2017 13:40
        Цитата: Авиатор_

        0
        Авиатор_ 18 июля 2017 21:51 ↑
        Карпов, это который писатель?

        Насколько мне известно, Карпов - фронтовик и Герой Советского Союза
        1. Авиатор_ 17 ноября 2017 20:33
          [/quote]
          Насколько мне известно, Карпов - фронтовик и Герой Советского Союза[quote]

          Это не спасло его от старческого маразма и литературной халтуры. Да что там говорить, даже прежде уважаемый мною "настоящий человек" - Алексей Маресьев, будучи председателем комитета ветеранов Отечественной Войны, призывал в 1996 году голосовать за ЕБН
          1. красноярск Вчера, 18:56
            Цитата: Авиатор_

            Насколько мне известно, Карпов - фронтовик и Герой Советского Союза

            Это не спасло его от старческого маразма и литературной халтуры. Да что там говорить, даже прежде уважаемый мною "настоящий человек" - Алексей Маресьев, будучи председателем комитета ветеранов Отечественной Войны, призывал в 1996 году голосовать за ЕБН

            Эх, знали бы Вы сколько фронтовиков, сколько "афганцев" поддержали и "майдан" и поросенка! Конь на четырех ногах и то спотыкается.
            1. Авиатор_ Вчера, 19:35
              Знаю. Жизнь не идеальна. Даже у Христа оказался апостол, предавший его.
Картина дня