МиГ-31: истребитель мира

83
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.

Когда рядом с тобой на летном поле стоит МиГ-31, то первым делом отмечаешь, насколько он велик. От легкого истребителя МиГ-29 его отделяют всего две единицы в индексе, но 31-й на 5 м длиннее и в два раза тяжелее. Эту величавую птицу сконструировали в 1970-е годы, а одним из ее «отцов» был знаменитый Глеб Лозино-Лозинский — творец «Бурана». И это не случайно — МиГ-31 гораздо ближе к космосу, чем все другие боевые самолеты. Принятому на вооружение в 1977 году всепогодному истребителю-перехватчику дальнего радиуса действия предстояло работать в диапазоне высот от предельно малых до стратосферы (20 000 м и более). Большой практический потолок потребовался для того, чтобы, во‑первых, иметь возможность стремительно перемещаться на крейсерском сверхзвуке (2500 км/ч) в относительно экономичном режиме и, во‑вторых, иметь как можно больший обзор для поиска целей. Главной задачей МиГ-31 стало прикрытие наших обширных арктических территорий от атаки дозвуковых крылатых ракет, в том числе от низколетящих типа «Томагавка» (в 1970-е как раз шла разработка этого оружия). Для борьбы с воздушными целями самолет оснастили четырьмя управляемыми ракетами большой дальности класса «воздух-воздух» Р-33.




Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» имеет давнюю историю: он приступил к работе 1 февраля 1932 года. Первым детищем предприятия стал истребитель-биплан И-5. В цехах завода до сих пор можно увидеть исторические панно и плакаты.
Дорога к возрождению

Поскольку наша арктическая зона весьма протяженна, самолетов для прикрытия севера от ракет было изготовлено более 500 единиц. На самом деле по советским меркам это немного — истребители тиражировались тысячами, но надо помнить, что речь идет о необычном самолете. Впрочем, в 1990-х и такое количество оказалось чрезмерным. В этот период, сложный для армии и оборонки, МиГ-31 фактически был выведен из эксплуатации. Налет по отдельным машинам составлял 10−15 часов в год. Части, в которых находились МиГи, переформировывались и расформировывались, некоторые самолеты были попросту списаны. Правда, уже в 1998 году была разработана программа модернизации — основная серийная модель МиГ-31-Б преобразовывалась в МиГ-31БМ. Активные работы по радикальному переоснащению высотного истребителя-перехватчика начались, однако, только несколько лет назад на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол», где нам и довелось недавно побывать. Приходящие на капитальный ремонт и модернизацию МиГи здесь разбирают едва ли не до винтика, и по внешнему виду отдельных комплектующих, еще не подвергнутых ремонту, можно заключить, что некоторые машины прибывают на завод в состоянии далеком от идеального. На выходе же МиГи выглядят как новые. Но насколько «созвучна времени» конструкция 1970-х?



«В конце концов самолет — это транспортная платформа, которая должна доставить груз из точки А в точку Б. А груз может быть различным, — говорит Владимир Кирасиров, первый заместитель технического директора НАЗ «Сокол». — В процессе проектирования этого самолета в него были заложены такие возможности для модернизации и такой запас прочности, что его можно эксплуатировать и 20, и 30 лет. Электроника и бортовое оборудование меняются сейчас с необыкновенной частотой, так что, устанавливая новое БРЭО, мы получаем совсем иное качество самолета».

Пять штук на Францию

МиГ-31 барражирует над Арктикой, высматривая возможные цели, — мчатся ли они в стратосфере, идут на средних высотах или крадутся у поверхности, а значит, главное для него — бортовая РЛС, способная обнаружить все эти цели. Поэтому ключевым моментом модернизации высотных перехватчиков стало оснащение их новой РЛС «Заслон-М» с фазированной антенной решеткой. Таким образом, значительно (до 320 км) повысилась дальность обнаружения ЛА вероятного противника, со 120 до 280 км выросла дальность поражения. Теперь самолет может одновременно отслеживать 24 цели и атаковать восемь из них. МиГ-31 вполне готов к «сетецентрической» войне, так как имеет возможность работать с наземной автоматизированной системой управления «Рубеж» и координировать свои действия с другими боевыми объектами. Например, обнаружив далекую цель, экипаж перехватчика способен передать ее координаты многофункциональным истребителям, не имеющим РЛС с таким дальним обзором, или другому МиГ-31. При этом один перехватчик может контролировать небо на фронте 500 км и более. Как говорят на заводе, достаточно пяти МиГ-31, чтобы прикрывать с воздуха территорию размером с Францию. В рамках модернизации самолет также оборудуется новой кабиной с современной индикацией. Точнее, кабинами: экипаж самолета состоит из двух человек — командира и штурмана. Обновлен навигационный комплекс — теперь в нем есть система спутниковой навигации и международная система посадки.

Немного о родстве

В том же, что касается планера, МиГ-31 обнаруживает родство с МиГ-25. Оба самолета — высотные сверхзвуковые перехватчики, оба имеют цельносварной корпус с широким применением деталей из стали и титана. Использование этих металлов вместо более традиционных алюминиевых сплавов связано с необходимостью придать корпусу высокую термостойкость — при движении на сверхзвуке корпус подвергается интенсивному аэродинамическому нагреву, вплоть до того, что кромки воздухозаборников начинают светиться.

«С МиГ-25 определенно есть преемственность, — говорит ведущий инженер-конструктор ОКБ Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» Виктор Степанов, — и в плане материалов, и во внешнем виде, и в аэродинамике, но самолет это другой, с другим БРЭО, другими двигателями, сделанный под другие задачи».


Характерные черты модернизированного МиГ-31 — РЛС с большей дальностью обнаружения, повышенное быстродействие всего комплекса БРЭО, прогрессивные средства навигации. На базе старой, проверенной временем платформы появляется современный самолет с новыми задачами.

МиГ-25 начинали разрабатывать еще в 1950-х годах в ответ на планы США создать сверхзвуковые бомбардировщики (типа North American Valkyrie) и сверхзвуковые высотные разведчики SR-71. Поэтому приоритетом была скорость, и МиГ-25 мог разгоняться до 3,2 Маха. Для МиГ-31, как уже говорилось, главной задачей считается патрулирование арктического воздушного пространства и прикрытие его от крылатых ракет. В связи с этим для барражирования перехватчику потребовался экономичный дозвуковой режим. И если на МиГ-25 стояли турбореактивные Р15Б-300, то МиГ-31 оснастили силовыми установками Д-30Ф6. Это более экономичный (в силу двухконтурности) двигатель, построенный на основе Д-30, который устанавливали на гражданские самолеты (в частности, на Ту-134). Для сверхзвукового режима двигатель получил форсажную камеру.



«МиГ-31 — чисто оборонительный самолет, самолет, охраняющий мир, — говорит ведущий инженер по летным испытаниям НАЗ «Сокол» Яков Исаенко. При этом задачи у 31-го гораздо сложнее: он должен обеспечивать перехват целей в диапазоне от минимальных и до максимальных высот. Машина устойчивая, хорошо пилотируется. В барражирующем режиме самолет использует механизацию крыла. Изменившиеся аэродинамические параметры позволяют увеличить подъемную силу и летать во время дежурства на большой высоте с меньшей скоростью».

Еще одним важным отличием от одноместного МиГ-25 можно считать экипаж из двух человек. Управление системами самолета и прицеливанием настолько сложно, что несовместимо с пилотированием. Обычно двухместные истребители («спарки») — это учебно-боевые самолеты, в которых предполагается дополнительное место для инструктора, и только в МиГ-31 два расположенных тандемно кресла — это и есть стандартная боевая комплектация.

Посреди неподвижности

«МиГ-31 с максимальной взлетной массой свыше 46 т уже подходит под классификацию «корабль», — добавляет заслуженный летчик-испытатель Сергей Томбак. — Если сравнивать с легким истребителем типа МиГ-29, у которого усилие на ручке не превышает 3,5 кг, то на МиГ-31 это значение может доходить до 15 кг. То есть 31-й определенно не пилотажная машина. Однако в целом управлять самолетом легко. Мой отец, тоже летчик-испытатель, шутя называл МиГ-31 «самолетом для пенсионеров»: в нем много автоматики, отличная навигация, сам приведет к полосе — только выровняй машину и садись. Конечно, для высшего пилотажа этот перехватчик мало подходит, хотя несложные фигуры можно выполнять и на нем. Вот только петля Нестерова получится гораздо больше, чем у пилотажного самолета. Ну и, разумеется, воздушный бой не стихия МиГ-31, хотя на всякий случай 23-мм автоматическая пушка на борту имеется».

«Особенности пилотирования МиГ-31 проявляются и во время полета в стратосфере. Когда ты несешься там на больших скоростях, стихает шум и появляется ощущение, что все вокруг абсолютно неподвижно. МиГ-31 — это очень надежный самолет. Он и сегодня способен противостоять любым силам и средствам воздушного нападения», — говорит Виктор Степанов.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    22 июля 2017 06:25
    После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31
    Это высотный перехватчик...что сможет эта прекрасная (без иронии) машина,против пары сотен "топоров" летящих на предельно малой,с огибанием рельефа?
    1. +15
      22 июля 2017 07:58
      Он сможет хорошо отработать по носителям, до того, как они выйдут на рубеж пуска.
      Да и после этого малоскоростные "Томагавки" не будут представлять для самолётов вроде МиГ-31 особой проблемы.
      1. +12
        22 июля 2017 08:28
        Минимум с высоты в 20 000 м, он их раньше увидит, чем наземные ПВО. Максимум пара МиГ-31 - 8 "Топоров" имеют возможность сбить, на максимальной дальности, 4 - на средней. Итого 5-6 штук на брата!
        1. +8
          22 июля 2017 08:33
          Цитата: Котище
          Итого 5-6 штук на брата!

          Плюс наведение на цели самолётов других типов.
        2. +2
          24 июля 2017 11:23
          Плюс ГШ-23-6 можно отработать
        3. +3
          24 июля 2017 12:25
          Цитата: Котище
          Минимум с высоты в 20 000 м, он их раньше увидит, чем наземные ПВО. Максимум пара МиГ-31 - 8 "Топоров" имеют возможность сбить, на максимальной дальности, 4 - на средней. Итого 5-6 штук на брата!


          Сказочки, не имеющие практического подтверждения.
          По вашему противник такой "ло шок", что пустит наряд ракет по одному маршруту?
          Ордер КР - даже прорывающийся к одному заранее известному объекту даже в известное - типа авиабаза, даже в известное время - очень сложно перехватить.

          Допустим пуски проведены с флотилии - положение которой более-менее определено.
          Ракеты будут разведены по траектории и при этом ордер пройдет в течении 10-15 минут по фронту 150 км.

          Если пуски будут осуществлены с нескольких авиационных носителей - то фронт будет гораздо обширней.

          Причем построить атакующий ордер на атаку с разных направлений - сам напрашивается.
          1. +4
            24 июля 2017 17:55
            Несколько дней назад были учения, в ходе которых МИГ-31 уничтожил несколько крылатых ракет.
        4. +2
          28 июля 2017 18:48
          "мир вашему дому" и ул Федосеенко...
      2. +3
        24 июля 2017 12:11
        Проблема в том, что на все "Томагавки" боекомплекта ракет не хватит. Не из пушки же их расстреливать.
    2. +9
      22 июля 2017 09:06
      Цитата: Mystery12345
      Это высотный перехватчик...что сможет эта прекрасная (без иронии) машина,против пары сотен "топоров" летящих на предельно малой,с огибанием рельефа?

      Он их может своевременно обнаружить, на достаточной дальности и осуществить наводку необходимых сил и средств для их уничтожения.
    3. +2
      22 июля 2017 12:23
      Да уж. Здесь необходим "коварный" перехватчик.
    4. +7
      28 июля 2017 23:45
      Я так понимаю вы 100% не эксплуатант этой ласточки? :) Первая задача МиГ-31- это именно уничтожение КР противника и его носителей. У 31го все для этого есть. И ни один наземный ЗРК не сделает это лучше его. Ну а реальные характеристи по работе по КР я вам здесь не напишу, они великолепны, но засекречены, пользуйтесь рекламными буклетиками с цифирками по 31му. Одно скажу- вы не правы по МиГ-31 в абсолюте и успокойтесь в теме, в которой вы читатель-любитель.
      Все комменты прочитал, господа, вы такой бред несете в большинстве измышлизмов. Не напрягайтесь, отличная машина- все, что вам надо знать. И летает она выше этих цифр, и лупит дальше, и на сверхзвуке "шум работы двигателей и систем" в самолете никуда не исчезает, все это бред голливудский. Жарко только очень, от нагретого фонаря(но это только "морде лица" :) )
  2. +3
    22 июля 2017 06:59
    Какой-то он.. огромный. Мне казалось что поменьше он размером.
    Для борьбы с томогавками конечно он не подходит. Да и не должен. Для это должно быть ПВО. Самолёт с ракеты не справится, тем более с таким количеством. Как он узнает откуда они летят? Сколько сможет перехватить. Постоянно держать в воздухе звенья МИГов?
    1. +16
      22 июля 2017 08:17
      Цитата: винипух
      Для борьбы с томогавками конечно он не подходит. Да и не должен

      Наоборот, подходит и должен, так как именно для этого и разработан. 8)))
      Цитата: винипух
      Как он узнает откуда они летят?

      Может работать от внешнего целеуказания, может и сам обнаруживать. Посредством аппаратуры передачи данных группа из четырёх МиГ-31 может осуществлять радиолокационный контроль фронта шириной до 800-900 км, при этом наводя на цели самолёты других типов. Эдакий "мини-АВАКС"

      Цитата: винипух
      Постоянно держать в воздухе звенья МИГов?

      Именно.
      1. +4
        22 июля 2017 10:06
        Ну значит я не прав был.

        Цитата: Лопатов
        Именно

        Я думал самолёты обычно стоят на земле и вылетают в случае приказа.
        1. +8
          22 июля 2017 10:37
          Цитата: винипух
          Я думал самолёты обычно стоят на земле и вылетают в случае приказа.

          Слишком большое время реакции.
          Если вспомнить вторжение коалиции в Ирак, подавляющее большинство целей самолёты получали уже после взлёта.
          1. +2
            22 июля 2017 11:53
            Понятно, спасибо за информацию.
          2. +1
            24 июля 2017 12:17
            Цитата: Лопатов

            Слишком большое время реакции.
            Если вспомнить вторжение коалиции в Ирак, подавляющее большинство целей самолёты получали уже после взлёта.

            Было бы конечно замечательно - держать самолёты в воздухе, но... есть нюанс. Точнее несколько - во первых, моторесурс современных реактивных двигателей очень мал, несколько сотен часов и капиталка (в лучшем случае) или списание. Во вторых, это огромный расход топлива. Военная техника это не гражданка, экономичность приноситься в жертву скорости, мобильности и маневренности. Подсчитайте, сколько будет стоить постоянное нахождение в воздухе хотя бы одного звена МИГов - астрономические суммы (топливо+постоянный ремонт). В третьих, лётчики - не роботы, им тоже нужно время на покушать, поспать, сходить в туалет, да просто отдохнуть.
            Конечно, всё это не относится к ситуациям крайней напряжённости. Там, где остался последний шаг до полноценной войны, никто не будет считать убытки и усталость лёт.состава. Выжить бы.....
            1. +6
              25 июля 2017 00:50
              В масштабах бюджета МО страны, ежедневное нахождение в воздухе нескольких звеньев МИГ-31 - это пшик. Капля в море.
              1. +1
                25 июля 2017 12:20
                Цитата: cast iron
                В масштабах бюджета МО страны, ежедневное нахождение в воздухе нескольких звеньев МИГ-31 - это пшик. Капля в море.

                Нууууу... далеко не пшик. И топливо тут не главное - где брать сотни новых двигателей/компонентов/самолётов которые придётся менять несколько раз в год? Но главное даже не деньги. Я про то, как быть, когда эти самолёты действительно потребуются для боевых задач, а у них ресурс на нуле...? А как с лётчиками быть? У них ведь тоже есть семьи с которыми хочется побыть, хоть иногда. А отдых?
                1. +5
                  27 июля 2017 16:06
                  Во-первых, не нужно по всей протяженности страны поднимать МИГ31 на регулярное дежурство. Достаточно обозначить самые важные районы страны.
                  Во-вторых, совершенно необязательно использовать для ежесуточного патрулирования все самолеты. Достаточно 1/5 части. Которые будут ротироваться в сутки, например каждые 4 часа патрулирования.
                  В-третьих, на то и ремонтные службы, чтобы проводить регламентные ремонты и замены по плану тех обслуживания.
                  В-четвертых, с летчиками быть так же как и с дальнобойщиками, строителя и прочими работниками, которые почему то работаю, заводят семья и отдыхают - о этих категориях работников вы не подумали. А вообще надо больше летчиков - чтобы ротации проводить. Чтобы давать отпуска и выходные.

                  Это все прекрасно решаемая задача, при желании. Чай не высшая математика или квантовая физика. Всего лишь вопросы логистики и организации.
        2. +1
          28 июля 2017 11:20
          Буга-га! А пилоты в кабинах постоянно сидят, яйцами потеют. )))) И моторы на холостых молотят...
          Бред! Это только танки по тревоге через 15 минут за ворота парка боевых машин выходят. А авиационная техника в разы сложнее, там в 15 минут не уложишься. Да и скорости совсем не те. Поэтому постоянно висят на "всякий случай", несут службу.
    2. +8
      22 июля 2017 12:32
      Истребитель дальнего действия МиГ-31 был разработан в 1970-ых годах для ПВО СССР на полярном направлении (чисто конкретно), в том числе, для борьбы с крылатыми ракетами типа "Топор". Поскольку принцип наведения "Топора" предусматривает необходимость периодической коррекции инерциальной навигационной системы (ИНС) по рельефу местности, в условиях равнины места коррекции можно заранее определить с высокой вероятностью. Это всегда районы со сложным рельефом, где размещаются специальные источники радиопомех, нарушающие работу навигационной системы. Справиться с сотнями КР, конечно, будет невозможно. Придётся отвечать ударом по городам США, пока они совершают маршрутный полёт.
      1. +2
        23 июля 2017 19:11
        Цитата: iouris
        Справиться с сотнями КР, конечно, будет невозможно. Придётся отвечать ударом по городам США, пока они совершают маршрутный полёт.


        Я очень надеюсь, что наши ПАТРНЁРЫ это понимают !!!!!!!!!!!!!!!
        1. +2
          24 июля 2017 14:21
          Главное, чтобы к этому всегда были готовы в Кремле.
        2. +4
          27 июля 2017 02:41
          Да ни хрена они не понимают, а полностью полагаются на хай-тек ПРО или в крайнем случае что у русских не хватит яиц чтобы ответить.
          1. +1
            28 июля 2017 11:35
            Да ладно! Не такие уж они неумные люди, как вы тут преподносите. Все они понимают! И разрабатывают меры и контрмеры.
    3. TIT
      +2
      22 июля 2017 14:31
      Цитата: винипух
      Постоянно держать в воздухе звенья МИГов?

      ну да так и есть , ну всмысле в особый периуд и так сказать на танкоопасных направлениях wink
    4. +10
      22 июля 2017 15:24
      Цитата: винипух
      Постоянно держать в воздухе звенья МИГов

      В мирное время никто не будет держать постоянно звенья МиГ-31 в воздухе, это будет астрономически дорого.
      1) Межремонтный ресурс двигателя Д-30Ф6 всего навсего 300 часов. Расход топлива на сверхзвуке огромный. Т.е. если самолет делает два вылета в день, то замена двигателей для ремонта уже через 12 дней. Через полтора месяца 2 двигателя списываются. Кроме того, ресурс планера хорошо если 5000 часов. Т.е. при двух вылетах в день самолет списывается в утиль через 7 месяцев!
      2) Т.к. время барражирования на районе где-то 2 часа, то чтобы обеспечить долговременное круглосуточное прикрытие, надо вовсе не 5 самолетов, а 25 минимум, а скорее еще больше.
      Теперь посчитайте это все в рублях.
      Также прикиньте, сможет ли физически наша промышленность обновлять на ВЕСЬ парк МиГ-31 каждые 7 месяцев.
      1. +1
        23 июля 2017 19:14
        Цитата: Мимопроходящий
        Tакже прикиньте, сможет ли физически наша промышленность обновлять на ВЕСЬ парк МиГ-31 каждые 7 месяцев.


        Как я понимаю, это уже не потребуется - всё уже будет уничтожено в жерле ядерной войны!
      2. +8
        24 июля 2017 12:12
        Миг-31 летают в таких количествах, каждый день над моим домом, что мало не кажется, так что теория одно, а практика - другое.
      3. +2
        28 июля 2017 11:37
        Ну так держат же!
        Да, это все стоит какую-то копеечку! Но это называется - "расходы на оборону". Для этого мы все платим налоги, а армия и флот несут службу по охране нас с вами. Есть другие предложения?
    5. avt
      +7
      22 июля 2017 17:14
      Цитата: винипух
      Для борьбы с томогавками конечно он не подходит. Да и не должен. Для это должно быть ПВО.

      Как всё таки жаль что минусы ставить нельзя за ту же лень и не желание пользоваться поисковиком !
      Цитата: Mystery12345
      Это высотный перехватчик...что сможет эта прекрасная (без иронии) машина,против пары сотен "топоров" летящих на предельно малой,с огибанием рельефа?

      Вот подлечить выдающих такую бредятину на пару с апломбом
      Цитата: винипух
      Я думал самолёты обычно стоят на земле и вылетают в случае приказа.
      1. +1
        28 июля 2017 11:40
        Да, это замечательные перлы диванных эхспертов! )))) Отключить, нахрен, Интернет им всем! Вот эта угроза их реально волнует. И ради этого пучка проводов они готовы сдаться любому врагу без боя, лишь бы им Вконтакте с Однотрахниками не отключили. Несчастные люди! Планктон!
  3. +4
    22 июля 2017 07:48
    Автор недоговаривает. Среди его врагов больший приоритет имели проектирующиеся в то время в США валькирия и блекберд скорости в 3 маха у которых были крейсерскими, именно против них создавался 25 миг. Нужен был самолет во первых летающий быстро, а во вторых с длинной рукой. А создание 31 мига отчасти вынужденная мера после перегона 25 мига в японию, где янки разобрали его до винтика и очень много про него узнали. Ну а сейчас появилась для 31 и еще одна функция, это уничтожение спутников со стратосферы. Так что ниша своя у 31 есть, она небольшая поэтому и самолетов нужно немного. Это самолет не поля боя, с узкой спецификой и справляется он с ней лучше других.
    1. +2
      22 июля 2017 08:27
      Цитата: Nix1986
      Ну а сейчас появилась для 31 и еще одна функция, это уничтожение спутников со стратосферы.

      Насколько знаю, обычные МиГ-31 эту функцию выполнять не могут. Там специализированный самолёт-носитель противоспутниковой ракеты. Носовой обтекатель из радиопрозрачных материалов серийных машин не выдерживает участок разгона перед пуском ракеты. Потому заменён на цельнометаллический.
      1. +4
        22 июля 2017 09:07
        Цитата: Лопатов
        Там специализированный самолёт-носитель противоспутниковой ракеты

        Который остался в Казахстане....
        1. +2
          22 июля 2017 09:39
          Была информация, в т.ч. и на сайте, что тему вновь вытащили из архивов.
    2. +1
      22 июля 2017 12:38
      Цитата: Nix1986
      Ну а сейчас появилась для 31 и еще одна функция, это уничтожение спутников

      Эта функция была отключена на Су-27 и МиГ-31 по указанию Горби.
      Цитата: Nix1986
      создание 31 мига отчасти вынужденная мера после перегона 25 мига в японию

      МиГ-31 и МиГ-25 - совершенно разные машины, созданные на основе разных технологий. Похоже, создание МиГ-31 в СССР стало возможным после поставки F-14 в Иран.
      1. +5
        23 июля 2017 08:16
        Создание МиГ-31 стало возможным, когда накопились соответствующие технологии...И основные места базирования были гораздо севернее и восточнее чем Иран. На Кавказе, в силу наличия гор и большого количества аэродромов , вполне хватало обычных МиГ-23/29 и Сухих
      2. +2
        28 июля 2017 11:44
        "Эта функция была отключена на Су-27 и МиГ-31 по указанию Горби."
        Да ладно! Вы когда-нибудь "ТЗ на проектирование" писали? Так вот я вам скажу, когда нельзя написать какую-то фишку явно, ее задают неявно, размазывая требования к ней по другим пунктам задания. На выходе имеем то, что надо, независимо от формалистики и дебилистики!
  4. +4
    22 июля 2017 08:03
    Наверно, не любая задача выполняется сотнями Тамагавков.
    1. +3
      22 июля 2017 09:08
      Цитата: Лена Петрова
      Наверно, не любая задача выполняется сотнями Тамагавков.

      Да, но то,что не выполнит сотня "Томагавков", выполнит тысяча "Томогавков"
      1. +5
        22 июля 2017 09:16
        Цитата: svp67
        Да, ног то,что не выполнит сотня "Томагавков", выполнит тысяча "Томогавков"

        Давайте сразу мильйон. И все ядерные.
        Демократию после этого не смоет?
        1. +2
          22 июля 2017 09:19
          Цитата: Scratchy Doll
          Давайте сразу мильйон.

          Россия вам дать "мильон" "Топоров" не может, она их не выпускает. У нас есть иные типы КР. Вам надо их "мильон", платите денежку и мы вам их сделаем...
      2. +1
        23 июля 2017 08:16
        ...вторая сотня.
    2. AUL
      +1
      22 июля 2017 09:21
      Первый обезоруживающий удар - именно сотнями! Да плюс еще кучей ложных целей, ловушек и прочей дряни, засирающей мозги ПВО.
      1. +6
        22 июля 2017 10:57
        Цитата: AUL
        Первый обезоруживающий удар - именно сотнями!

        "Сотни" они используют при уничтожении стран, со слабой ПВО, для нас они не пожалеют все, что у них есть...
        1. +3
          24 июля 2017 12:15
          "Тыщщи" топоров в один заход даже без скрытности не запустить, носителей не хватит. Придётся в несколько волн.
  5. +26
    22 июля 2017 08:30
    В НИИ-33 я отвечал, как Зам Руководителя НИИ, за весь комплекс этого истребителя. Отличительной особенностью стало создание нашими специалистами аппаратуры для полуавтономных действий. Теперь 4 МиГ-31П могли закрывать фронт до 1 тыс. км и знать кто где находится. На килях самолета для этого появились ФАР. Такое радиотехническое вооружение МиГ-31П позволило Маршалу Е.Я. Савицкому в 80-х годах отучить США нарушать наши воздушные границы в районе Камчатки. Прекрасные были времена. Нас боялись и уважали. Мне пришлось даже в посольстве США в Москве встречаться с командованием США по этим аспектам. Встреча была на 2-ом этаже посольства. Честь имею.
    1. +7
      22 июля 2017 17:31
      Цитата: мичман
      радиотехническое вооружение МиГ-31П позволило Маршалу Е.Я. Савицкому в 80-х годах отучить США нарушать наши воздушные границы в районе Камчатки.

      Почему-то кажется, что это Осипович тогда на Су-15 постарался, а 31-е туда через неделю перегонять начали. laughing
  6. +7
    22 июля 2017 10:52
    [quote][/quote]Принятому на вооружение в 1977 году
    Небольшое уточнение: МиГ-31 был принят на вооружение не в 1977 года ( в это время шел 1 этап ГСИ и назывались его прототипы с б/н 831, 832 - Е-155МП), а в 1981 году, Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 года
  7. +4
    22 июля 2017 11:34
    Когда рядом с тобой на летном поле стоит МиГ-31, то первым делом отмечаешь, насколько он велик. От легкого истребителя МиГ-29 его отделяют всего две единицы в индексе

    laughing С арифметической точки зрения - две единицы. Но автору следовало бы знать, что истребители имеют нечетные индексы, поэтому у МИГа-29 и МИГа-31 - "соседние" индексы

    Цитата: Mystery12345
    Это высотный перехватчик...что сможет эта прекрасная (без иронии) машина,против пары сотен "топоров" летящих на предельно малой,с огибанием рельефа?

    Нмчего. Написано, для "красного словца". Мог бы отработать по носилю КР, но носителем в данном случае были корабли

    Цитата: Котище
    Минимум с высоты в 20 000 м, он их раньше увидит, чем наземные ПВО. Максимум пара МиГ-31 - 8 "Топоров" имеют возможность сбить, на максимальной дальности, 4 - на средней. Итого 5-6 штук на брата!

    Очень может быть, а может и нет. На одном из учений на Капьяре лет 10-12 назад пара "31-х" смогли завалить одну КР, да и то почти на "выходе с полигона". Так что гоняться за каждой КР - это не его функции. Поразить носитель КР - да, а поражать идущую на высоте в 2-3 десятка метров с огибанием рельефа КР - не самый лучший вариант применения МИГ-31

    Цитата: Лопатов
    Может работать от внешнего целеуказания, может и сам обнаруживать. Посредством аппаратуры передачи данных группа из четырёх МиГ-31 может осуществлять радиолокационный контроль фронта шириной до 800-900 км, при этом наводя на цели самолёты других типов. Эдакий "мини-АВАКС"

    Все правильно пишите. Но вот реальность несколько иная. Машин этого типа осталось в войсках не так много. Если верить открытым данным на 2017 год - 80 машин в ВКС, и 3 десятка на флоте. Сколько из них летных - ХЗ, Не всегда можно выделить 4 машины для создания непрерывного радиолокационного фронта. Да и не стоит забывать о других деталях. Что противник может создавать помехи средствам ПВО.
    Никто не спорит, отличная машина, но это не ее "царское" дело гоняться за каждым "томагавком". Ее цель - носители "Томагавков"

    Цитата: Nix1986
    Ну а сейчас появилась для 31 и еще одна функция, это уничтожение спутников со стратосферы.

    Ага. Лет 20-30 назад планировали это попробовать, но до реального перехвата дело не дошло. Да и носители были не "строевые" МИГи, а доработанные...
    1. 0
      22 июля 2017 13:32
      Никто не спорит, отличная машина, но это не ее "царское" дело гоняться за каждым "томагавком". Ее цель - носители "Томагавков"
      Что? В начале 2000-х годов существовало предложение по оснащению ударной версии МиГ-31 ПКР "Яхонт" Не срослось по этому вроде контейнеры АПК-9 присобачили для Х-59
    2. +4
      22 июля 2017 14:19
      Цитата: Старый26
      Все правильно пишите. Но вот реальность несколько иная. Машин этого типа осталось в войсках не так много. Если верить открытым данным на 2017 год - 80 машин в ВКС, и 3 десятка на флоте.

      Грубо, по яндекс-картам это дуга в 6000 км. 200 на один самолёт. Итого необходимо 30 самолётов

      Цитата: Старый26
      На одном из учений на Капьяре лет 10-12 назад пара "31-х" смогли завалить одну КР, да и то почти на "выходе с полигона".

      А в период Госов в 1978 г. один самолёт с этим прекрасно справился. Вывод: меньше "авиадартсов", больше боевой подготовки.
      1. +1
        24 июля 2017 12:21
        По дуге в 6 000 км пусть бомбят чем хотят, кроме ягеля ничего не пострадает. Защищают только Важные цели - города, промышленные центры, et cetera.
  8. Hog
    +1
    22 июля 2017 12:10
    Жаль, что модернизацию они проходят не на М, а только на БМ(
  9. 0
    22 июля 2017 13:46
    Не надо бояться , сегодня Миг-31 и других в России прикроют по всем высотам Боевые лазеры .Надеюсь уже испытывают .
    1. +4
      22 июля 2017 14:16
      Боевые лазеры, установленные на Гигантских Шагающих Боевых Роботов. ;-)
    2. Комментарий был удален.
  10. +2
    22 июля 2017 16:31


    Небольшие иллюстрации по теме))) Год съемки - 2013. Место - аэродром Угловое под Владивостоком.
  11. +2
    22 июля 2017 16:33


    Место пилота
  12. +2
    22 июля 2017 16:35


    Место оператора
  13. +1
    22 июля 2017 16:39


    Еще кадр. Под брюхом, место подвески ракет.
  14. +4
    22 июля 2017 16:40
    Цитата: Лопатов
    А в период Госов в 1978 г. один самолёт с этим прекрасно справился. Вывод: меньше "авиадартсов", больше боевой подготовки.

    Госы, камрад, это есть госы. В кабине летчик-испытатель 1 класса. А вот в войсках. Может поэтому и парой едва сбили КР

    Цитата: Лопатов
    Грубо, по яндекс-картам это дуга в 6000 км. 200 на один самолёт. Итого необходимо 30 самолётов

    Я не знаю, где вы по карте нашли дугу, которую необходимо прикрывать в 6000 км. У меня периметр границ - порядка 23000 км. Далее. Не забывайте, что весь север от Зауралья до Чукотки - минимум аэродромов. И расстояния между ними тысячи километров. Ресурсы двигателя приведены выше. К тому же если посмотреть, не везде они есть. В Южном ВО, которая прикрывается 4-е командование ВВС-ПВО - их нет совсем Есть в Хотилово, Пермь, на Дальнем Востоке, в Елизово. Все. Так что никакой "погони" за отдельными "топорами" не будет от слова совсем.
    1. +9
      22 июля 2017 17:40
      "А вот в войсках. Может поэтому и парой едва сбили КР"
      А часто ли в войсках это практиковали? Отсюда и результат.
      Другое дело, что 31-й под носителя заточен, а расширять номенклатуру целей с тренировками по ним, наверное, дорого было.
    2. +7
      22 июля 2017 17:43
      "Есть в Хотилово, Пермь, на Дальнем Востоке..."
      Всегда интересно было - кого они из Перми перехватывать будут? Там из ДЗ, видимо, вообще не летают?
  15. +1
    22 июля 2017 18:11
    Цитата: Doliva63
    А часто ли в войсках это практиковали? Отсюда и результат.

    А я о том же и говорю. Арифметика тут не катит
    1. +7
      22 июля 2017 21:22
      Но самолёт ни при чём. Промышленность сделала машину, которую государство в лице армии до конца не оценила. У других МИГов тоже были возможности, опередившие то ли время, то ли экономические возможности. Да бог уже со всем этим. drinks
  16. +1
    22 июля 2017 22:33
    Ракета Р-40Т. Разработка 70х годов,прошлого века.Дальность пуска,до 36км. Что в ней такого исключительного,что она до сих пор,входит в состав вооружения?
    1. +4
      23 июля 2017 02:13
      Уважаемый, так даны характеристики МиГ-31, а не модернизированного БМ. На тот момент была Р-40Т. Написано за "радикальное переоснащение" - только летчики знают что там поставили (тот же Заслон-М) и что он может. Но писали, что эффективность выросла в 2,5 раза за счет модернизации БРЭО и вооружения (6 Р-37 до 280км., например). Противолокационная и противокорабельная Х-31(до 6 ед. или Х-25) и по поверхности Х-59 и Х-29, КАБ-1500(6ед.) и КАБ-500(8ед.). Как видим, очень прилично, даже очень. hi
  17. 0
    23 июля 2017 08:18
    Думаю , будущее за самолетами ДРЛО малой и средней размерности и модификациями Т-50 с оружием большой дальности.
  18. +1
    24 июля 2017 11:48
    МиГ-31 — чисто оборонительный самолет, самолет, охраняющий мир

    Тогда статью логично было назвать - "Охранятель мира"...

    Как говорят на заводе, достаточно пяти МиГ-31, чтобы прикрывать с воздуха территорию размером с Францию.

    На 5 МиГ-31 не хватит боекомплекта, для прикрытия такой территории, ордер назначенных к прорыву ракет, может быть значительно больше, чем б/к перехватчиков.
    1. 0
      24 июля 2017 12:22
      "Охранятель мира" - уже забито - пискипером.
  19. +2
    25 июля 2017 18:54
    Самое лучшее средство от Томагавков это ударить торпедой по ракетному крейсеру,и моряки живы и ракетный крейсер окажется на дне.Дешевле способов нет.А если эскадра тогда каждому по торпеде и все пойдут ко дну и даже авианосцу не устоять(Торпеда Вспышка)
  20. +1
    26 июля 2017 01:39
    последние модификации КР по стелс технологиям ему видны ?
  21. +1
    26 июля 2017 14:23
    31-й это великолепная, узкоспециализированная машина для Холодной войны. Когда надо было прикрыть широкий фронт от массированного нападения. Сейчас, когда необходимо учитывать стоимость эксплуатации... увы его жизненный цикл подходит к концу.
  22. 0
    27 июля 2017 14:55
    Каждый день летают, окна дрожат, но по тихой нада, пришел, не увидели, победил. В другую сторону надо смотреть "Разрабы слушайте обманом живы будете"
  23. +2
    28 июля 2017 11:12
    Цитата: винипух
    Какой-то он.. огромный. Мне казалось что поменьше он размером.
    Для борьбы с томогавками конечно он не подходит. Да и не должен. Для это должно быть ПВО. Самолёт с ракеты не справится, тем более с таким количеством. Как он узнает откуда они летят? Сколько сможет перехватить. Постоянно держать в воздухе звенья МИГов?

    Я тут недавно 3 недели на пляже г.Саки наблюдал каждые 15 минут МиГ-31 и СУ-33 уходящие на патрулирование гос.границы по одному, а то и парами. Постоянно в воздухе висят несколько самолетов. Такая служба...
  24. +1
    28 июля 2017 11:15
    Цитата: Sivasa
    31-й это великолепная, узкоспециализированная машина для Холодной войны. Когда надо было прикрыть широкий фронт от массированного нападения. Сейчас, когда необходимо учитывать стоимость эксплуатации... увы его жизненный цикл подходит к концу.

    Чё эта!
    Что, военная доктрина изменилась у нас? Или у потенциального противника что поменялось? Или, может, фронт массированного нападения сузился до размера велосипедной дорожки? Чё за бред!!!??? Угрозы какими были, такими и остались! Этому самолету еще летать и летать!
    Да и оборона никогда дешево не стоила! А кто не хочет кормить свою армию - кормит чужую.
  25. +1
    28 июля 2017 11:26
    Цитата: Che Burashka
    Цитата: Лопатов

    Слишком большое время реакции.
    Если вспомнить вторжение коалиции в Ирак, подавляющее большинство целей самолёты получали уже после взлёта.

    Было бы конечно замечательно - держать самолёты в воздухе, но... есть нюанс. Точнее несколько - во первых, моторесурс современных реактивных двигателей очень мал, несколько сотен часов и капиталка (в лучшем случае) или списание. Во вторых, это огромный расход топлива. Военная техника это не гражданка, экономичность приноситься в жертву скорости, мобильности и маневренности. Подсчитайте, сколько будет стоить постоянное нахождение в воздухе хотя бы одного звена МИГов - астрономические суммы (топливо+постоянный ремонт). В третьих, лётчики - не роботы, им тоже нужно время на покушать, поспать, сходить в туалет, да просто отдохнуть.
    Конечно, всё это не относится к ситуациям крайней напряжённости. Там, где остался последний шаг до полноценной войны, никто не будет считать убытки и усталость лёт.состава. Выжить бы.....

    Туфта!
    Все сказанное вам - ТУФТА по причине того, что посыл у вас неправильный, точка отсчета не та! Реалии вынуждают к тому, что боеготовность должна быть ПОСТОЯННОЙ. Поэтому самолеты ПОСТОЯННО висят в небе, летчики сменяют друг друга, пока одни летают, другие отдыхают, тех.состав ПОСТОЯННО занимается обслуживанием, цистерны с керосином ПОСТОЯННО идут с нефтезаводов на аэродромы, заводы ПОСТОЯННО производят новые двигатели на замену выработавшим свой ресурс! Как следствие - все люди, вовлеченные в процесс, постоянно получают зарплату, их семьи ПОСТОЯННО кушают три раза в день, граждане страны ПОСТОЯННО спокойны за свое будущее! Добро пожаловать в реальный мир, дружище!!!
  26. +1
    28 июля 2017 11:31
    Цитата: Che Burashka
    Цитата: cast iron
    В масштабах бюджета МО страны, ежедневное нахождение в воздухе нескольких звеньев МИГ-31 - это пшик. Капля в море.

    Нууууу... далеко не пшик. И топливо тут не главное - где брать сотни новых двигателей/компонентов/самолётов которые придётся менять несколько раз в год? Но главное даже не деньги. Я про то, как быть, когда эти самолёты действительно потребуются для боевых задач, а у них ресурс на нуле...? А как с лётчиками быть? У них ведь тоже есть семьи с которыми хочется побыть, хоть иногда. А отдых?

    Именно ПШИК!
    На замену выработавшим ресурс самолетам собираются новые, ремонтируются на заводах старые.
    Летчики? А что летчики? Никто не говорил, что будет легко! "Учись стойко переносить тяготы и лишения военной службы!" ))) Для меня, до трех лет, все люди в военной форме были "Папа!", потом научился значки в петлицах различать и погоны. Пап стало меньше. ))))) А как еще??? Есть такая профессия - Родину защищать!
    Эксплуатация ЛЮБОЙ техники - процесс сложный. В него включаются и ремонт, и обслуживание, и замена новыми образцами. Все это учитывается, планируется, реализуется. Для этого есть специально обученные люди!
  27. 0
    23 августа 2017 17:23
    Целый полк МиГ 31 отдали казахам Те которые на аэродроме Жана Семей (Семипалатинск) базировались
  28. 0
    6 ноября 2017 23:49
    Цитата: DimerVladimer
    Сказочки, не имеющие практического подтверждения.

    Топоры отлично собьются и тунгусками с панцирями, знать бы заранее об атаке, а дать такое знание и есть основная задача Миг-31.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»