Погибла в воздушном бою

19
Погибла в воздушном бою


19 июля 1943 года погибла Екатерина Буданова, летчик-истребитель, гвардии старший лейтенант



Вместе с боевой подругой Лидией Литвяк Екатерина Васильевна Буданова является лучшим летчиком-истребителем среди женщин.

Она родилась 7 декабря 1916 года в деревне Коноплянка Вяземского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье. Детство девочки было достаточно трудным, когда ей было шесть лет, скончался отец. Чтобы помочь маме и младшей сестре, по окончании школы в родной деревне, Катя отправилась на заработки в Москву, где устроилась на работу на авиационный завод (впоследствии имени Хруничева).

Параллельно посещала местный аэроклуб, который окончила с отличием, получив звание летчика-инструктора. С 1934 года и до начала войны работала инструктором в аэроклубе, летала на УТ-1 и приобрела богатый опыт. Ее, как опытного пилота, привлекали для участия в традиционных авиационных праздниках, которые проводились в Тушино.

Но начавшаяся война вынудила девушку пересесть с учебно-тренировочного самолета на истребитель, а авиационные фестивали сменить на боевые вылеты. После переобучения в Саратове Буданову зачислили в 586-й женский истребительный авиаполк, в его задачи входило обеспечение противовоздушной обороны города. В течение полугода, с апреля по сентябрь 1942 года, Буданова в составе группы на Як-1 патрулировала небо Саратова и сопровождала транспортные грузы.

В сентябре 1942 года опытного пилота направили на сложнейший участок фронта – на Сталинградский. Войска противника значительно превосходили советские войска, по количеству самолетов более чем в два раза.

«Милая моя мама, не обижайся за меня на то, что без твоего разрешения я улетаю на фронт. Мой долг и совесть обязывают меня быть там, где решается судьба Родины», - написала Екатерина маме и сестре.

Но вскоре получила известие об их гибели в оккупации, теперь летчиком двигало желание отомстить за смерть близких людей. Через три недели Буданову включили в «полк асов» Юго-Западного фронта. В составе этого полка в октябре 1942 года она одержала свою первую воздушную победу, сбив немецкий бомбардировщик Ju-88.

Поскольку техники у немцев было значительно больше, то нашим летчикам приходилось вступать в бой с превосходящими силами противника. Буданова в составе четверки вступала в бой с девятнадцатью немецкими самолетами, в паре – против двенадцати, одна – против тринадцати. Но численное превосходство не всегда означает победу, особенно, когда в воздухе находятся русские асы.

В ноябре 1942 года в небе над Сталинградом Буданова уничтожила три истребителя Me-109 и еще один Ju-88.

Вместе с боевой подругой Лидией Литвяк уже в составе 3-го гвардейского сталинградского истребительного авиаполка она продолжила бить фашистских захватчиков. За самоотверженный бой с четверкой истребителей «Фокке-Вульф», один из которых Буданова подбила, летчик была награждена орденом Красной Звезды.

В марте-июле 1943 года Екатерина Буданова сбила еще четыре немецких самолета, среди них разведывательный самолет Fw 189, прозванный немцами «летающим глазом», а у нас «рамой». Для истребителей «рама» считалась сложной целью и трудной добычей, но Fw 189 от советской девушки ускользнуть не удалось.

В свой последний бой Екатерина Буданова вступила 19 июля 1943 года. Ее самолет замыкал группу истребителей, прикрывающих штурмовики Ил-2, которые возвращались с задания.

В небе над Новокрасновкой, что у города Антрацит наши самолеты подверглись атаке немецких истребителей. «Як» под управлением Будановой вступил в бой с тремя «мессершмиттами», он уводил их от наших бомбардировщиков. Будановой удалось подбить один из Me, и тот спиралью ушел в землю. Но вскоре пулеметная очередь настигла советский «Як», он потерял управление и стал падать. Несмотря на полученные ранения, пилот сумела выровнять самолет и посадить его.

К изрешеченному самолету быстро подбежали жители Новокрасновки, наблюдавшие за воздушным боем с земли, открыли кабину, вытащили Екатерину Буданову, но спасти ее не удалось, от полученных ранений она скочалась.

Когда-то Екатерина писала своей младшей сестренке: «Смерти я не боюсь, но, если придется погибнуть, то просто свою жизнь не отдам». Просто так она ее не отдала, на счету летчика-истребителя гвардии старшего лейтенанта Екатерине Будановой одиннадцать побед.

В день смерти защитнице Родине шел двадцать седьмой год.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    23 июля 2017 15:16
    К сожалению, стоит констатировать, что на той техники летчице-истребителю было слишком мало шансов выжить в воздушном бою. Тем более велик их подвиг.
    Спасибо им за все, что они сделали и пусть их имена никогда не забываются.
    1. +8
      23 июля 2017 19:15
      Cтоит констатировать,глядя на фото, что на ТОЙ ТЕХНИКЕ летали выдающиеся люди, в том числе столь прекрасные девушки, верящие в свою победу, не имевшие никаких сомнений в ЭТОЙ ТЕХНИКЕ, и победившие на ЭТОЙ ТЕХНИКЕ! Их подвиг велик, но вот война... у нее свой счет.И не надо намекать на хваленость мессеров и отсталость наших. Горели мессера и фоккеры за милую душу... И шанс у Екатерины вышел 11 к 1 му...
      1. +1
        23 июля 2017 19:19
        Цитата: ankir13
        .И не надо намекать на хваленость мессеров и отсталость наших. Горели мессера и фоккеры за милую душу...

        Когда что то кажется то у нас крестятся, Вам бы то же не мешало эту традицию вспомнить...
        Цитата: ankir13
        Cтоит констатировать,глядя на фото, что на ТОЙ ТЕХНИКЕ летали выдающиеся люди, в том числе столь прекрасные девушки, верящие в свою победу, не имевшие никаких сомнений в ЭТОЙ ТЕХНИКЕ, и победившие на ЭТОЙ ТЕХНИКЕ! Их подвиг велик, но вот война... у нее свой счет.

        Не кто в их мужестве не сомневается, но факт остается фактом, что женщины летчицы гибли ЧАЩЕ, чем мужчины и особенно летчицы- истребители
        1. +3
          23 июля 2017 19:35
          Про кажется я не писал. Когда креститься знаю. А факты таковы что победа досталась на ТОЙ ТЕХНИКЕ.
          Посмотрите на фото , Она счастлива, а значит влюблена в СВОЮ ТЕХНИКУ, и верит ей... Честь имею!
          1. +2
            23 июля 2017 19:56
            Цитата: ankir13
            Посмотрите на фото , Она счастлива, а значит влюблена в СВОЮ ТЕХНИКУ, и верит ей... Честь имею!

            Она молода и влюблена в ЖИЗНЬ Иначе бы не пошла её защищать...
            1. +2
              23 июля 2017 20:02
              Да. И доверяет своему ЯКу жизнь всецело.
              1. +1
                23 июля 2017 20:08
                Цитата: ankir13
                Да. И доверяет своему ЯКу жизнь всецело.

                С ЛаГГом или МиГом ей бы сложней было справиться.
                1. +2
                  23 июля 2017 20:28
                  Скоморох писал, на ЛаГГе,как, охотник, с колена, навскидку , с 1500 м стрельнул по Ю88, очередью, на 1.5-2 сек , не прицеливаясь... Ничего, Юнкерс рухнул, подтвержденная победа, и не одна, на утюге...
                  Семен Скоморохов, по-моему, давно читал. Дошел до конца войны.
                  Радовались каждой новой модели истребителя, и поражения - победы имели в сою пользу. Хотя война...
                  1. +1
                    24 июля 2017 04:42
                    Цитата: ankir13
                    Скоморох писал, на ЛаГГе,как, охотник, с колена, навскидку , с 1500 м стрельнул по Ю88, очередью, на 1.5-2 сек , не прицеливаясь... Ничего, Юнкерс рухнул, подтвержденная победа, и не одна, на утюге...

                    И что? Наши летчики и не такое на нем вытворяли, но в том то и дело, что для виртуозного полета на ЛАГГе и МиГе требовалось быть пилотом выше средней квалификации и иметь достаточно физических сил, а вот ЯК был значительно проще в пилотировании, сказалось то, что КБ Яковлева до этого делало учебные и легкие самолеты, но увы и более хрупким, чем его конкуренты. Немецкие ассы в своих воспоминаниях писали, что было достаточно одного-двух попаданий из пушки ОФС в район центроплана, чтоб ЯК развалился в воздухе.
    2. 0
      11 марта 2018 23:49
      На какой "той технике...было слишком мало шансов выжить в воздушном бою"?
      Вот, например, в воздушном бою над Синаем 15 июля 1970г израильтяне сбили пять советских МиГ-21, погибло четверо советских пилотов. Хотя сам МиГ-21 был хорош и прекрасно показал себя во Вьетнаме. . Израильтяне были на Фантомах и Миражах. Этот бой высветил очень неприятную для ВВС СССР вещь, плохие организацию и управление в бою в надежде только на целеуказания с земли. А "землю" противник вырубил и пилоты остались без конкретного управления. В итоге 0:5. Вот такая вам "техническая" история из серии "На войне- как на войне!". И в небе ВОВ бывало всякое, как успехи-победы так и неудачи.
      1. 0
        12 марта 2018 05:00
        Цитата: gerkost2012
        Вот, например, в воздушном бою над Синаем 15 июля 1970г израильтяне сбили пять советских МиГ-21,

        Всё ничего, только бой был 30 июля 1970 года.
        Но как то всё умалчивают, что тот бой между советскими и израильскими ВВС был НЕ ПЕРВЫЙ
        "22 июня, в соответствии с планом ранее разработанной операции, звено МиГ-21, пилотируемых советскими летчиками, в предрассветных сумерках скрытно перелетело на один передовой аэродром Катамия, где летчики заняли так называемую "нулевую" степень готовности.

        При этом пара МиГ-21 с работающими двигателями поочередно с интервалом в 10 минут дежурили на ВПП. Одновременно с основной базы взлетело звено МиГов и направилось в зону с целью оградить перехватчики при отходе от возможных атак "Миражей". При этом были учтены ранее допускавшиеся ошибки в организации боевых действий – дежурство истребителей в воздухе видимости израильских РЛС. Замысел предстоящего перехвата вражеских штурмовиков основывался в первую очередь на маскировке своих намерений. Скрытность действий обеспечивалась за счет осуществления атаки в тот момент, когда противник менее всего ее ожидал.

        Ждать противника долго не пришлось, и вскоре расчеты египетских РЛС засекли групповую низколетящую цель (шестерку "Скайхоков", прикрываемую звеном "Миражей"). Как только поступила информация о готовящемся налете израильской авиации, по команде с КП пара перехватчиков, возглавляемая капитаном Сальником, пошла на взлет с передового аэродрома. Оторвавшись от полосы, МиГи на бреющем направились к предполагаемому рубежу встречи с противником вне пределов видимости израильских РЛС. По команде с земли летчики перевели машины в набор высоты для визуального поиска вражеских самолетов.

        "Вынырнули" МиГи очень удачно – "Скайхоки" были рядом, и их пилоты, тут же отказавшись от нанесения удара, выполнили расхождение и устремились обратно к каналу на бреющем, сбрасывая по пути бомбовую нагрузку. Почти сразу же появились "Миражи", но разобраться в обстановке их пилотам сразу не удалось, и капитан Сальник над Суэцким заливом двумя ракетами поразил "Скайхок", который, кувыркаясь, врезался в воду. Из-за малой высоты полета пилоту штурмовика не удалось воспользоваться катапультой, и он погиб"
  2. +4
    23 июля 2017 15:54
    Вечная Память! Вечная Слава!
    "...Командование полка представило Екатерину Буданову к званию Героя Советского Союза, но это звание ей присвоено не было, поскольку она считалась пропавшей без вести.

    По числу побед, одержанных в воздушных боях, среди женщин-истребителей уступает только Лидии Литвяк.

    1 октября 1993 посмертно присвоено звание Героя России..."

    Именем Екатерины Васильевны названа улица в Кунцевском районе г.Москвы.
    1. 0
      23 июля 2017 16:34
      она считалась пропавшей без вести.
      ,,непонятно как посчитали пропавшей без вести? ,,,если 21,07 подписан наградной посмертно?,,,да и наградной не на ГСС,,
      1. +1
        23 июля 2017 17:36
        Это информация с Википедии.... К этой энциклопедии нужно относиться с осторожностью... Просто я проиллюстрировал факт посмертного награждения Званием Герой России.
    2. +4
      23 июля 2017 17:30
      Желая узнать больше о Екатерине Васильевне, решил на просторах инета найти побольше информации. Очень заинтересовала меня фотография, с незнакомыми мне петличными знаками различия...

      Пришлось постараться узнать об этих знаках.... Ответ нашёл в недавно выложенном интернет журнале "Мундир" №18... Это знаки различия служащих ОСОАВИАХИМА...Для любителей униформистики выставляю картинку...

      Екатерина Буданова после завершения учёбы в аэроклубе служила лётчиком-инструктором...
  3. +8
    23 июля 2017 16:24
    Одна против трех..Да еще с задания возвращались...Буданова не только увела за собой истребители противника а еще и сбила...Светлая память и Вечная слава!
  4. +3
    23 июля 2017 18:50
    На РКЗ (ГКНПЦ им. М.В.Хруничева) в одном из цехов висит мемориальная табличка, посвящённая Екатерине Будановой.
  5. +5
    23 июля 2017 18:59
    Москва. Кунцево. Улица Екатерины Будановой.

  6. +5
    23 июля 2017 19:53
    Вечная память!