Вдогонку за «Торнадо»

13
Эпохальные события оказались спрессованы во времени. 24 июля братья Коккинаки поставили на крыло четырехмоторный Ил-22. Тремя днями позже экипаж Алексея Перелета поднял в воздух реактивный бомбардировщик «77», более известный как Ту-12. А уже через месяц пара туполевских машин пронеслась над зрительскими трибунами во время авиапарада в Тушине. Принято считать, что именно с появлением Ту-12 в бомбардировочной авиации ВВС СССР началась реактивная эра. Хотя еще 23 мая того же 1947-го под управлением немецкого пилота Пауля Юльге совершил первый полет построенный в советской зоне оккупации Германии и перевезенный в СССР опытный реактивный бомбардировщик EF-131. Шестимоторный уникум с обратной стреловидностью крыла представлял собой модификацию немецкого Ju 287, облетанного еще в 1944 году. Но и EF-131, и Ил-22 остались в единственных экземплярах, в то время как Ту-12 был выпущен малой, но все-таки серией из шести машин. Впрочем, их не строили заново – все Ту-12 представляли собой переделанные под английские турбореактивные двигатели Rolls-Royce Nene-1 («Нин-1») поршневые фронтовые бомбардировщики Ту-2, справедливо относимые к лучшим в своем классе в годы Второй мировой. Это облегчало ознакомление строевых летчиков ВВС с премудростями реактивной техники.

Конечно, Ту-12 не был тем же Ту-2, у которого заменили на ТРД прежние двигатели АШ-82ФН. Для уменьшения аэродинамического сопротивления определенным переделкам подвергся фюзеляж, для чего туполевцы использовали так называемое правило площадей. Кроме того, как и на Ил-22 (на котором стояли недостаточно мощные, но отечественные двигатели ТР-1), на Ту-12 применили новую, передовую схему шасси с носовым колесом, уже известную нашим летчикам по ленд-лизовским истребителям Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», бомбардировщикам А-20 «Бостон» и B-25 «Митчелл».



Вдогонку за «Торнадо»Ту-12 при максимальном взлетном весе около 16 тонн продемонстрировал характеристики, вполне приличные для своего назначения и времени, рубежа поршневой и реактивной эпох в авиации. Максимальная скорость – 783 километра в час, практический потолок – 11 360 метров, дальность полета – до 2200 километров. Бомбовая нагрузка Ту-12 не уступала таковой у Ту-2: одна тонна – нормальная, три тонны – максимальная. Самолет принимал на борт авиабомбы калибра до тысячи килограммов. Машина, несмотря на отдельные симптомы «детских болезней», которые могли быть устранены в ходе крупносерийного производства, в целом получилась добротной, к тому же на Ту-12 без проблем могли бы переучиваться экипажи фронтовой бомбардировочной авиации даже средней квалификации. Пилотировать Ту-12 было не сложнее, чем привычный Ту-2, хотя взлетно-посадочные характеристики у реактивной инкарнации последнего оказались несколько хуже.

С учетом результатов испытаний было принято решение начать крупносерийный выпуск Ту-12 на авиазаводах в Москве и Иркутске. Однако вскоре последовало заключение о нецелесообразности такого шага – ведь на подходе были куда более совершенные реактивные бомбардировщики тактического класса, которые и пошли в серию (Ил-28 и Ту-14 – последний, впрочем, как морской торпедоносец Ту-14Т). Тем не менее Ту-12 сыграли в ВВС СССР важную роль «летающих парт» для осваивающих реактивную тягу экипажей. Именно на Ту-12 начали отрабатываться перехват таких бомбардировщиков первыми советскими реактивными истребителями МиГ-9, Як-15 и соответственно защита от подобных атак. Ту-12 имел оборонительное вооружение в составе 23-мм пушки и двух 12,7-мм пулеметов.

Американцы, надо сказать, в то время опережали нас в создании серийных реактивных бомбардировщиков. Их четырехмоторный В-45 «Торнадо» фирмы North American был облетан 17 марта 1947 года и относился не к легким, как Ту-12, а к средним бомбардировщикам. «Торнадо» существенно превосходили Ту-12 по всему комплексу тактико-технических данных. Выпустили их почти полторы сотни, а в 50-е годы даже оснастили ядерными бомбами (кстати, теоретически поднять появившуюся у нас в это же время тактическую РДС-4 мог бы и Ту-12). Однако уже в 1958-м «Торнадо» начали списывать в утиль. Война в Корее показала, что экипажи этих самолетов (в варианте разведчиков) крайне остерегались встреч с советскими истребителями МиГ-15. А качественное отставание Союза от Штатов в области реактивных бомбардировщиков кануло в Лету уже в начале 50-х, и создание Ту-12 было важной к тому предпосылкой.

Любопытно, что на Западе обозначение Ту-12 долгое время приписывалось опытному палубному турбовинтовому штурмовику-торпедоносцу Ту-91, испытывавшемуся в середине 50-х годов, но, к сожалению, не поступившему на вооружение – хрущевское руководство так и не одобрило идею обзавестись авианосцами. Но это уже совсем другая история.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    23 июля 2017 09:01
    Также ещё раньше поступил Яковлев,установив ТРД на переделанный Як-3 ,получился Як-15!
  2. avt
    +1
    23 июля 2017 09:52
    Конечно, Ту-12 не был тем же Ту-2, у которого заменили на ТРД прежние двигатели АШ-82ФН
    bully Естественно не был ! Однако сам подход к конструированию был именно из прошлой эры. Что собственно сам Дед и понял , когда увидел Ил-28 и заставил своих на экскурсию сходить , дабы осознали - КАК надо теперь мыслить.
    Цитата: andrewkor
    Также ещё раньше поступил Яковлев,установив ТРД на переделанный Як-3

    Поступил и в итоге собственно также получилась мёртворождённая машина .....,,переходная ". bully Не маловажный фактор - Сталин просто требовал - вынь и положь к параду в Тушино в металле в воздухе наличие у СССР реактивной авиации. Под это он вообще хотел ,,Швальбе" в серию запустить ....А может у чехов наладить ? Собственно после войны чехи на них лЁтали, ну из оставшегося задела собрали из спарок перехватчики с РЛС..
    1. 0
      29 июля 2017 07:35
      Ясное дело - Сталин требовал. В переходный период (перехода возможной холодной войны в возможную горячую) не было времени на перфекционизм, неспешный поиск нового взгляда и прочие чудеса. Кстати, запустить "Швальбе" в серию было неизмеримо лучшим решением.
      Уверен, если поднять стенограммы заседаний, мы увидим, как советские авиаконструкторы писают кипятком, требуя этого не делать, а "доверить им".
      Надо сказать, что и Туполев, и Яковлев по призванию прежде всего были не авиаконструкторы, а интриганы. Прекрасно понимавшие - ну выпустят сейчас Швальбе, а им дадут время. Но потом же и спросят по полной! Скажут - у вас было время, у вас были средства. Ну и чего вы тут наваяли?! А так - торопились, обгоняли, тиран Сталин, тыры-пыры...
  3. +1
    23 июля 2017 13:29
    Некрасивый самолет значит по формуле Туполева заведомо летать хорошо не может.
  4. 0
    23 июля 2017 16:26
    До появления Су-24 отечественная фронтовая бомбардировочная авиация с американской и рядом не стояла! Достаточно сравнить ИЛ-28 и Торнадо. Убогий Су-7 и его противника F-105 Тандерчиф. Да и Ту-95 с М-3 смотрелись слабенько по сравнению с B-52.
    1. +1
      23 июля 2017 21:47
      Цитата: Аспид 57
      До появления Су-24 отечественная фронтовая бомбардировочная авиация с американской и рядом не стояла! Достаточно сравнить ИЛ-28 и Торнадо. Убогий Су-7 и его противника F-105 Тандерчиф. Да и Ту-95 с М-3 смотрелись слабенько по сравнению с B-52.

      Во первых Ту-95 и М-3 никак не вписываются во ФБА и потом вы умолчали про МиГ-27
      1. 0
        24 июля 2017 11:33
        Не вписываются, не вписываются! Но о достигнутом в стране уровне свидетельствуют однозначно! Если уж упоминать технику третьего поколения, то Су-17М был куда эффективнее МИГ-27. Из них выделялся только МИГ-27К с Каймой, но он был сверх дорогой и их было мало. Кстати, и сегодня Су-34 ничем не лучше F-15E.
    2. +1
      24 июля 2017 15:22
      Цитата: Аспид 57
      До появления Су-24 отечественная фронтовая бомбардировочная авиация с американской и рядом не стояла! Достаточно сравнить ИЛ-28 и Торнадо. Убогий Су-7 и его противника F-105 Тандерчиф. Да и Ту-95 с М-3 смотрелись слабенько по сравнению с B-52.


      Почему сравниваете дальний/средний B-47 (пн 4536-8165 кг, 7594 км) и ближний (фронтовой) Ил-28 (пн 3000 кг, 2300 км)?
      Ил-28 корректно сравнивать с близкими по характеристикам Canberra (English Electric пн 2700 кг 5400 км или Martin B-57 пн 4500 кг и 4500 км) которым он хоть и уступал по ТТХ, но превосходил в 4 раза количеством произведенных машин.

      Наиболее близок по характеристикам к B-47 1951 г, отечественный Ту-16 1954 г (пн 3000-7000 кг, до 6300 км).

      Ту-95 конечно не сравнить с B-52.
      Как и F-105 c Су-7Б (переделанный в истребитель-бомбардировщик)

      С появлением разведывательных спутников, американцы достаточно хорошо были осведомлены о возможностях советских ВВС и потенциальной угрозе от советских "стратегов"- которую справедливо оценивали не слишком высоко.
      СССР в авиации всегда догонял и отставал на шаг.

      Но с появлением С-75 Двина в СССР и MIM-3 Nike Ajax, а в последствии MIM-14 Nike-Hercules - прорывы стратегов к защищенным объектам стали малореальными (до появления КР).
    3. +1
      29 июля 2017 16:25
      Цитата: Аспид 57
      До появления Су-24 отечественная фронтовая бомбардировочная авиация с американской и рядом не стояла! Достаточно сравнить ИЛ-28 и Торнадо. Убогий Су-7 и его противника F-105 Тандерчиф. Да и Ту-95 с М-3 смотрелись слабенько по сравнению с B-52.

      Да вы что!?
      Ил-28 - великолепная машина. Этакий МиГ-15 от бомбардировочной авиации.
      Потомки "убогого" Су-7 до сих пор на вооружении ряда стран (и не каких-нибудь Мозамбиков с Гондурасами). А где сейчас "Тандерчифы"?
      По Ту-95 - согласен. Уровень 40-х годов прошлого века.
      1. 0
        29 июля 2017 21:25
        Потомки Су-7, действительно очень удачные машины. К ним вопросов нет. МИГ-15 были достойными противниками Сейбров, Хантеров, Ураганов и пр. Ил-28 НИЧЬИМ достойным противником не был.
      2. 0
        29 июля 2017 21:27
        Ту-95 уступал Б-52 по всем показателям. Перевооружение его на Х-55 и в дальнейшем на Х-101 ничего не изменило. Б-52 все равно лучше.
  5. 0
    24 июля 2017 14:19
    Что так мало?

    Даже здесь http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu12.html материал полнее.
  6. 0
    29 июля 2017 01:52
    Цитата: Аспид 57
    До появления Су-24 отечественная фронтовая бомбардировочная авиация с американской и рядом не стояла! Достаточно сравнить ИЛ-28 и Торнадо. Убогий Су-7 и его противника F-105 Тандерчиф. Да и Ту-95 с М-3 смотрелись слабенько по сравнению с B-52.

    Все упомянутые вами модели советских самолётов хорошо выполняли поставленные задачи. А Ту95 до сих пор в строю.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»