Ликвидация "монгольского бога" (операция ВЧК 1923г.)

Ликвидация "монгольского бога" (операция ВЧК 1923г.)


В Петербургской Кунсткамере вот уже более 90 лет хранится страшный экспонат. Он никогда не выставлялся на всеобщее обозрение и вряд ли когда-нибудь будет выставлен. В описи он значится как «голова монгола». Но сотрудники музея знают гораздо больше и при желании расскажут, что это голова Джа-ламы, считавшегося в начале XX века в Монголии живым богом.

Китайская революция


В 1911 зашаталась великая Маньчжурская династия Цин, правившая Китаем с 1644 года. На юге провинции одна за другой объявляли о выходе из Цинской империи и переходили в лагерь сторонников республиканской формы правления. В крови гражданской войны рождалась будущая КНР.

Но и север не был монолитом. 1 декабря 1911 года монголы объявили о создании своего независимого государства. Глава буддистов Монголии Богдо-гэгэн стал Великим Ханом. Толпы кочевников окружили столицу провинции г. Ховд и потребовали от китайского губернатора признать власть Богдо-гэгэна. Губернатор отказался. Началась осада. Город стоял непоколебимо, все попытки штурма отбивались с большими потерями для атакующих.

Так продолжалось до августа 1912 года, пока под стенами не появился Дамбиджалцан, он же Джа-лама, которому монголы поклонялись как живому богу.

Потомок Амурсана

Впервые уроженец Астраханской губернии Дамбиджалцан появился в Монголии в 1890 году. 30-летний калмык выдавал себя за внука Амурсаны – легендарного джунгарского князя, вождя освободительного движения в Монголии в середине XVIII века.

«Внук Амурсана» ходил по Монголии, ругал китайцев и призывал к борьбе с завоевателями. Китайцы схватили возмутителя порядка и хотели казнить, но тот к их неудовольствию оказался российским подданным. Власти передали арестованного русскому консулу и попросили забрать его обратно к себе и желательно навсегда. Консул отправил несостоявшегося вождя народного восстания пешим этапом в Россию.

Джа-лама, герой Ховда, владыка Западной Монголии

В 1910 году Дамбиджалцан снова появился в Монголии, но уже не как потомок Амурсана, а как Джа-лама. В течение нескольких месяцев он навербовал себе несколько тысяч почитателей, начал партизанскую войну против китайцев и стал не просто одним из самых авторитетных полевых командиров, а объектом веры и поклонения тысяч и тысяч людей. О его неуязвимости ходили легенды, о его учености и святости слагались песни.

Под стены Ховда он явился с отрядом в несколько тысяч всадников. Разузнав от перебежчика, что защитники города испытывают недостаток в боеприпасах, он приказал пригнать несколько тысяч верблюдов, привязать к хвосту каждого горящий фитиль и погнал их ночью под стены.

Зрелище было не для слабонервных. Китайцы открыли огонь. Когда грохот пальбы начал стихать (у обороняющихся стали заканчиваться патроны) Джа-лама повел своих воинов на штурм.

Город был взят и отдан на разграбление. Потомки Чингиз-хана вырезали все китайское население Ховда. Джа-лама устроил торжественную публичную церемонию освящения своего боевого знамени. Были зарезаны пять пленных китайцев, Джа-лама лично вырывал у них сердца и чертил ими кровавые символы на стяге. Благодарный Богдо-гэгэн наградил покорителя Ховда титулом Святого князя и назначил правителем Западной Монголии.

В своем уделе Джа-лама начал вводить порядки и обычаи средневековья. За год было убито более 100 знатных монголов, а уж простых – без счета. Святой князь собственноручно пытал пленников, срезал кожу с их спин, отрезал несчастным носы и уши, выдавливал глаза, заливал в окровавленные глазницы жертв расплавленную смолу.

Богдо-гэгэна все эти зверства нисколько не трогали, но Джа-лама все чаще выказывал свое неповиновение Великому Хану, постепенно превращая Западную Монголию в отдельное государство. Богдо-гэгэн обратился к помощи северного соседа – России.

Перипетии судьбы

России было абсолютно не все равно, что творится по ту сторону ее границы. Мало того, что в Китае идет гражданская война, так еще прямо на глазах формируется и крепнет бандитское государство. Того и гляди не сегодня-завтра начнутся набеги наследников Золотой Орды за данью.

Поэтому в феврале 1914 года сотня забайкальских казаков отправилась в экспедицию в Западную Монголию и, не потеряв ни одного человека, привезла в Томск непобедимого Джа-ламу, «одним взглядом убивающим полчища врагов». Монгольского бога отправили в ссылку под надзор полиции в родную Астрахань. На этом могла бы и закончиться история этого авантюриста, но грянула революция.

В январе 1918 года, когда в Астрахани уже никому не было дела до ссыльного калмыка (в городе шли уличные бои), Дамбиджалцан собрал вещи и отправился на восток в далекую Монголию. В Монголии в это время царил полный хаос: по степи гуляли десятки банд, живущих разбоем и грабежами. С прибытием Джа-ламы их стало на одну больше.

Государство Джа-ламы

Учтя опыт 1914 года, Джа-лама в Джунгарии руками рабов построил крепость Тенпай-Байшин. Гарнизон составляли 300 хорошо вооруженных воинов. И в каждом стойбище по зову святого ламы сотни мужчин готовы были стать под его знамена. Главной статьей доходов «государства» были грабежи караванов.

В то время по Монгольским степям туда-сюда ходили и скакали отряды китайцев, барона Унгерна, красного Сухэ-Батора. Джа-лама воевал со всеми и ни примыкал ни к кому, стремясь сохранить за собой статус феодального владетеля.

В 1921 году власть в стране при поддержке Москвы взяло Народное правительство Монголии. Постепенно оно брало под свой контроль дальние районы страны. В 1922 году дошла очередь и до территории, контролируемой Джа-ламой. 7 октября служба Государственной внутренней охраны (монгольская ЧК) получила документ, начинавшийся словами «совершенно секретно». Это было распоряжение о ликвидации Джа-ламы.

Совместная операция братских спецслужб

Сперва хотели выманить его в Ургу. В Тенпай-Байшин ушло письмо с предложением Джа-ламе принять пост министра Западной Монголии с предоставлением неограниченных полномочий на всей контролируемой им территории. Для торжественной церемонии передачи власти грозного святого приглашали в столицу. Осторожный Джа-лама в Ургу ехать отказался, а попросил выслать полномочных представителей к нему вместе со всеми документами.

В Западную Монголию отправилась правительственная делегация. Во главе ее ехали действительно высокопоставленные лица: начальник разведывательной службы Монголии Балдандорж и видный военачальник Нанзан. Еще в составе делегации ехал человек в форме чиновника первого ранга – это был калмык Харти Кануков, советник Советской России при разведывательном отделе. Именно эти трое и руководили операцией.

Смерть монгольского бога

Джа-лама согласился пропустить в свою крепость только несколько человек, а непосредственно встретиться только с двумя. Пошли Нанзан-батор и цирик (солдат) Дугар-бейсе. Красные послы изображали из себя верных почитателей Джа-ламы, и на второй день владыка Западной Монголии доверился настолько, что отпустил охрану.

Тогда Дугар опустился на колени и попросил святого благословения. Когда лама поднял руку, цирик схватил его за запястья. Стоявший за спиной Джа-ламы Нанзан выхватил револьвер и выстрелил ламе в затылок. Выскочив на улицу, посланцы Урги выстрелами в воздух, дали сигнал своим товарищам, что пора приступать ко второй части операции – захвату крепости и ликвидации бандитского гнезда.

Тенпай-Байшин была захвачена за несколько минут и без выстрелов. Гибель живого бога так потрясла солдат гарнизона, что они не оказывали ни малейшего сопротивления. Всех обитателей крепости собрали на площади, нескольких приближенных Джа-ламы тут же расстреляли. Затем разожгли костер на котором сожгли останки того, кто как считалось, в молодости съел листья дерева жизни, дарующего бессмертие.

Почитателям грозного святого приказали расходиться по домам, объявив, что их бог был простым смертным человеком, к тому же бандитом. На следующий день отряд покинул крепость. Во главе ехал цирик с надетой на пику головой Джа-ламы.

Голову долгое время возили по всей Монголии: «Вот он, грозный Джа-лама, которого победило народное правительство!», пока в 1925 году находившийся в стране монголовед Казакевич не выпросил у властей этот «раритет» и с дипломатической почтой не переправил его в Ленинград.

В Монголии до сих пор живы песни и сказания о подвигах Джа-ламы. Как это одновременно совмещается с рассказами о его же зверствах нам не понять. Восток – дело тонкое.
Автор: Klim Podkova


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. ИмПерц 24 июля 2017 06:48
    Восток - дело тонкое...
  2. Moskovit 24 июля 2017 07:09
    Любой борец с китайцами у монголов тут же становился героем. И Унгерн одно время тоже был ....
  3. parusnik 24 июля 2017 07:17
    Дамбиджалцан, в 1900 г., был якобы проводником экспедиции П. К. Козлова в провинцию Кам в Тибете.
  4. ротмистр 24 июля 2017 08:32
    И каких только людей не рожает Российская земля.
    1. Йети 24 июля 2017 22:27
      Надо заметить рожает вся планета. Всегда разных . Ну и Российская земля всегда рожала не самых плохих представителей человечества.))) Интересно а головы Порошенко или Трчинова когда нибудь увидим в кунст-камере , хотя бы как голову монгола?)))))))))))))
      1. DiKoff 25 июля 2017 09:30
        вряд ли , после взрыва мало что остается))
      2. Grenader 25 июля 2017 10:58
        Цитата: Йети
        Интересно а головы Порошенко или Трчинова когда нибудь увидим в кунст-камере , хотя бы как голову монгола?)))))))))))))

        Очень хочется на голову горбачева посмотреть.
  5. мичман 24 июля 2017 10:42
    В 80-х годах часто приходилось бывать в Монголии. Первый раз с тремя генералами мы пошли в краеведческий музей в Улан баторе. На парадной лестнице висел портрет Чингиз хана. Мы хотели его сфотографировать, но представитель Генштаба Монголии нас предупредил, что это делать запрещено. А вы говорите о голове Монгольского Бога. Бог он и есть Бог, ему поклоняются и чтят его только. Честь имею.
    1. combat192 24 июля 2017 20:13
      Зато до конца 1990 г. на центральной площади Улан-Батора стоял памятник И.В.Сталину. Кстати, демонтирован был чуть ли не с воинскими почестями.
      1. Памятник И.В.Сталину в Улан-Баторе стоял и около гарнизонного Дома офицеров.
  6. VadimSt 24 июля 2017 14:03
    + Хороший материал - как-то не встречался с этой частью истории.
  7. Владимир Мамкин 24 июля 2017 17:29
    Поучительная статья,надо Порошенко ознакомить может поймет что его ждет
    1. пехотинец2020 28 июля 2017 08:38
      Такое впечатление, что упоминание в комментариях украинцев/хохлов "ни к селу, ни к городу" является для платных участников форума обязательным условием при получении гонорара.
  8. Киргуду 24 июля 2017 17:30
    Интересно. -Расширил свой кругозор. ))
  9. Оранг 24 июля 2017 17:41
    Кому интересно поподробнее про Джа-ламу, Унгерна.атамана Семёнова рекомендую книгу Грозные махакалы востока Автор: Инесса Ломакина
  10. Хулио Хуренито 25 июля 2017 09:00
    Забытые страницы истории. Автору респект!
  11. Klim Podkova 25 июля 2017 18:56
    Всем спасибо за комментарии. Приятно знать, что моя писанина кому-то да нравится.
    1. Petr7 10 августа 2017 18:59
      коротко и ясно и очень удобно для репостов в ВК
  12. Слава Беркуту 26 июля 2017 16:31
    «Вот он, грозный Джа-лама, которого победило народное правительство!»

    Теперь понятно, почему укроповская хунта запретила компартию. Не хотят, чтобы их бошки на вилах по цэевропе попутешествовали laughing
Картина дня