Рассказы об оружии. «Элефантино», или Cannone da 47/32 Mod. 35

5


Рассказ начнем не с обычного описания, а с событий, происходивших на военно-историческом фестивале «Поле боя», где, снимая танк «Рено», я случайно поймал в кадр троицу в странной форме, тащившую по грязи на себе детали то ли орудия, то ли крупнокалиберного пулемета. Заинтересовало, и я пошлепал за ними.



Парни явно искали местечко посуше, и нашли у коллег, немецких противотанкистов. Сгрузили все с себя, и началась сборка орудия.















В итоге получилось вот это:



Из беседы выяснилось, что это действительно «итальянцы», и пушка тоже итальянская, с милым таким прозвищем «Элефантино», то есть «слоненок».

Однако корни у слоненка оказались австрийские.

В 1935 году Италия для замены 65-мм горных орудий 65/17 Mod. 1908/1913 закупила в Австрии у фирмы "Бёлер" 276 пушек, получивших наименование Cannone da 47/32 Mod. 35.

Позже была приобретена лицензия, и орудие начало производиться рядом итальянских фирм и арсеналов. Итальянское орудие отличалось от оригинала отсутствием дульного тормоза, измененными колесами и станинами. В Италии орудие прошло ряд модернизаций, а также использовалось в качестве танкового. Устанавливалось в качестве основного орудия на танки типа M13/40, M14/41, самоходку L40 и бронеавтомобили. В общем, тот еще "лего" оказался.





Калибр, мм: 47
Дульная скорость, м/с: 630—670
Масса в боевом положении, кг: 336
Углы обстрела
Угол ВН, град: −5/+52
Угол ГН, град: 45 — 60
Боевая скорострельность, выстр/мин: 10-11



Пушка использовалась в качестве основного противотанкового средства. Стрельба могла вестись двумя основными типами боеприпасов, это осколочная граната и бронебойный снаряд.

Рассказы об оружии. «Элефантино», или Cannone da 47/32 Mod. 35
Зачастую колеса снимались, чтобы снизить заметность орудия.





Весьма неплохими были показатели бронепробиваемости — с дистанции 100 метров бронебойный снаряд массой 1,44 кг и начальной скоростью 670 м/с мог пробить 57-мм бронеплиту, установленную вертикально.

Хотя с расстоянием эффективность воздействия снаряда уменьшалась (500 м — 43/44 мм, 1000 м — 32 мм, 1500 м — 23 мм, 2000 м — 17 мм) этого было вполне достаточно для поражения любого легкого или среднего танка тех лет.

«Элефантино» оказался весьма неплохим орудием, хотя не без недостатков, из которых главным было отсутствие бронещита, который так и не смогли придумать почему-то. Зато пушка была реально легкой и для ее перемещения в разобранном состоянии с боекомплектом требовалось 10 человек или 6 ослов или лошадей. Ослы — это не в качестве сравнения, в горных районах осел был более качественной тягловой силой, нежели лошадь или грузовик.





Орудие состояло на вооружении Альпийского корпуса, разгромленного во время Великой Отечественной войны на Дону в 1943 году.



Как противотанковое орудие было пригодно лишь в первое время, после 1942 года «Элефантино» ничего не мог сделать с броней Т-34, ставшим нашим основным танком. Так что, несмотря на австрийские корни, итальянка славой себя не покрыла. Впрочем, ничего обидного в этом и нет, так случилось со многими.

Выражаем благодарность ВИК «Forza, Italia» за предоставленную информацию.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    24 июля 2017 07:07
    Германский вариант))
    1. +6
      24 июля 2017 08:49
      На вашем фото 47-мм противотанковая пушка P.U.V. vz. 36 — чехословацкая противотанковая пушка, разработанная фирмой «Шкода» и применявшаяся до конца Второй мировой войны.
  2. +5
    24 июля 2017 10:02
    Серьёзный недостаток отсутствие бронещита - пули от наступающей пехоты и танковых пулемётов,а так же осколки от взрывов впереди орудия,наверное неплохо выкашивали расчёты
  3. +8
    24 июля 2017 14:13
    История этой пушки имела интересное продолжение.
    В 1942 году, используя наработки по поплавковому гидробомбардировщику Фиат RC.14, разработчики машины Манлио Стиавелли и Лючио Лаццарино взялись за разработку сухопутного штурмовика, по сути, просто колесной версии гидроплана.
    Машину, обозначенную как АС.14 (Assalto Stiavelli - "штурмовик Стиавелли") предполагали вооружить мощным курсовым стрелково-пушечным вооружением.
    В начале 1943 года самолет был готов к испытаниям, однако внезапно загвоздка оказалась именно в поставке пушки.
    Тогда то разработчики обратили внимание на 47-мм полуавтоматическую пушку модели 1935, выпускаемую с предвоенных времен в Италии по лицензии австрийской компании Бёллер.
    Задача переделки противотанкового полуавтомата в автомат была поручена фирме Капрони, имевшей некоторый опыт в разработке авиационных турелей. Итогом работ стало появление 47-мм автомата, в котором от исходного образца противотанковой пушки Бёллер остался лишь ствол длиной 1150 мм (реально 24.4 калибра) с 24 правосторонними нарезами и расположенный под стволом цилиндр гидравлического тормоза отката, заполненного смесью воды и глицерина. Остальные элементы орудия пришлось проектировать заново. Хотя, при взгляде на конструкцию орудия создается ощущение, что специалисты Капрони в аварийном режиме , импровизируя, собирали пушку из элементов других систем.

    Опытный экземпляр 47-мм пушки был установлен на прототип штурмовика АС.14 и проходил испытания в августе 1943 года. Для обслуживания пушки был выделен отдельный член экипажа, располагавшийся в носовой кабине. Он вкладывал новые снаряды в обойму и вручную осуществлял зарядку пушки. AS.14 испытывался с 23 августа до середины сентября 1943 года, пока не был разрушен в результате катастрофы. Данные о параметрах поведения пушки на прототипе самолета не сохранились. По всей видимости, эта система осталась одним из образцов импровизации военного времени.
    (http://www.airwar.ru/weapon/guns/bohlercaproni.h
    tml)
  4. +2
    24 июля 2017 21:22
    Забавная пушчёнка, но весьма мобильная... Перевозилась всего 6-ю вьюками....
    Зачастую колеса снимались, чтобы снизить заметность орудия.

    Обычно в этом случае применяется слово или термин "силуэт"....