Сайту «Репортёр» требуются авторы. Требования: грамотность, неиссякаемая творческая энергия, опыт в копирайтинге или журналистике, умение анализировать и писать сжато и интересно. Работа оплачивается. Образцы своих свежих материалов высылайте по адресу: [email protected]

За порядок на воде. День речной полиции России

25 июля в России отмечается День речной полиции. Это профессиональный праздник людей, отвечающих за охрану общественного порядка и борьбу с преступностью на внутренних водных артериях страны. Речная полиция входит в структуру транспортной полиции МВД России, но задачи у нее особые, а история самостоятельна и очень интересна. Праздничная дата установлена в честь декрета Совета Народных Комиссаров «Об учреждении речной милиции», который был опубликован как раз 25 июля 1918 года, ровно 99 лет назад. Но на самом деле, хотя современная речная полиция отсчитывает свое существование именно с этого декрета, история охраны порядка на реках и озерах России более продолжительная и началась в дореволюционную эпоху.

За порядок на воде. День речной полиции России


Еще в начале XIX в. российские власти вплотную озаботились вопросом об упорядочении управления водными коммуникациями. В 1809 г. по решению императора Александра I была создана Дирекция водных и сухопутных коммуникаций. Российскую империю разделили на 10 округов под руководством директоров водных и сухопутных коммуникаций, в распоряжении которых находились полицейские команды. Это был прообраз созданной значительно позже речной полиции.


Во второй половине XIX века в Российской империи продолжалось совершенствование правоохранительной системы, в первую очередь — полицейских служб. Распространение революционных идей в обществе, появление народнических организаций, рост преступности — все эти обстоятельства сильно тревожили российскую власть и способствовали укреплению российской полиции.

27 июня 1867 года была создана особая речная полиция. Первоначально она существовала только в Санкт-Петербурге — для охраны общественного порядка в российской столице, но вскоре появилась также в Риге, Одессе и Николаеве. О необходимости повышения мер охраны на реках и каналах Санкт-Петербурга власть задумывалась уже давно, и вот в 1866 г. была собрана специальная комиссия под руководством генерала князя Александра Аркадьевича Суворова, который в 1861-1866 гг. занимал пост санкт-петербургского военного генерал-губернатора и был хорошо знаком с особенностями организации охраны порядка в российской столице. После покушения Д. Каракозова на императора Александра II в 1866 г. должность военного генерал-губернатора Санкт-Петербурга была упразднена, а Суворов стал генерал-инспектором пехоты, но это не помешало ему возглавить комиссию по созданию речной полиции.

Перед речной полицией были поставлены задачи административного и полицейского характера. Она должна была отвечать за исполнение законодательства в сфере судоходства, охрану порядка на воде и в береговой зоне, наблюдать за нагрузкой товаров и их выкаткой на берег, проверять на исправность паровые и гребные суда, предназначенные на случай наводнения, бороться с воровством и бродяжничеством на водных артериях Санкт-Петербурга, определять правила закрытия навигации и обеспечивать безопасность прохода по льду. Кроме того, на речную полицию возлагались и спасательные функции в отношении тонущих людей и терпящих крушение судов.

Штатный состав речной полиции Санкт-Петербурга не отличался большой численностью. Речная полиция подчинялась обер-полицмейстеру Санкт-Петербурга, а непосредственное руководство ее деятельностью осуществлял управляющий. Ему подчинялись 3 офицера — помощника, нижние чины и команда матросов, прикомандированная Морским министерством. Управляющий речной полицией по чину был штаб-офицером флота, а его помощники — обер-офицерами флота. Назначение управляющего и его помощников также осуществлялось по взаимному соглашению Морского министерства и обер-полицмейстера Санкт-Петербурга. Первым управляющим речной полицией Санкт-Петербурга был назначен капитан-лейтенант флота Владимир Иванович Коростовец.



Эксперимент по созданию речной полиции в Санкт-Петербурге оказался удачным, поэтому власть решила создать речную полицию и на других водных артериях Российской империи. Так, в мае 1882 г. было принято решение о создании Нижегородской речной полиции, которой предстояло отвечать за порядок на реках Ока и Волга. Комитет речной полиции возглавил сам нижегородский губернатор, в состав комитета вошли вице-губернатор, полицмейстер, начальник речной полиции, начальник отделения путей сообщения, инспектор судоходства, городской голова, архитектор, управляющий ярмарками. Непосредственное руководство речной полицией осуществлял начальник речной полиции с помощниками и подчиненными нижними чинами. Личный состав речной полиции Нижнего Новгорода находился на службе в Министерстве внутренних дел Российской империи, правда ставки жалованья в Нижнем Новгороде, как и в других провинциальных городах, были несколько ниже, чем в Санкт-Петербурге, но это и понятно — и столичная жизнь была дороже, и ответственности у столичных речных полицейских больше.

В 1885 году была увеличена численность Санкт-Петербургской речной полиции. В ней ввели должности младшего помощника управляющего речной полицией, двух старших городовых и десяти младших городовых. В 1894 году, помимо речной полиции, была создана еще одна структура, отвечавшая за охрану порядка и безопасность на водах и побережье — портовая полиция. Портовые надзиратели, портовые старшины и портовые полицейские несли службу в крупных военных портах Российской империи, обеспечивая безопасность и борясь с преступностью.



В начале ХХ в. в речной полиции Санкт-Петербурга числилось уже 104 сотрудника. Были введены следующие должности: управляющий речной полицией, четыре помощника управляющего речной полицией, один инженер-механик, один корабельный инженер, один письмоводитель, двадцать старших городовых и семьдесят пять младших городовых, один машинист. Однако в период навигации численность личного состава петербургской речной полиции увеличивалась до 304 человек — добавлялись еще 88 младших городовых, 1 машинист, 5 рулевых и 5 кочегаров, 5 матросов. В 1902 г. в речную полицию были включены 28 портовых стражников, обеспечивавших безопасность Санкт-Петербургского порта. У речной полиции Санкт-Петербурга были свои суда — 2 парохода, 8 катеров, 1 паровая шлюпка, 2 гребных спасательных вельбота и 33 гребные шлюпки.

Специфика службы речной полиции подчеркивалась и ее обмундированием. Оно напоминало морскую форму, а на эмблеме присутствовал якорь, что свидетельствовало о выполняемых функциях. Служащие речной полиции, прикомандированные из Морского министерства, сохраняли военно-морские чины. Как правило, для службы в речной полиции подбирали наиболее опытных и благонадежных военных моряков, способных по своим качествам выполнять возложенные на них обязанности.

Февральская и Октябрьская революции 1917 года стали серьезнейшим ударом для всей правоохранительной системы российского государства. Полная ломка прежних государственных институтов не обошла стороной и полицию. Более того, ее революции коснулись в первую очередь, поскольку полиция считалась оплотом самодержавия, ее ненавидели революционеры всех политических партий. Тем не менее, сразу же после Октябрьской революции большевики столкнулись с необходимостью возрождения системы борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. Резко возросшее количество преступлений, в том числе и на транспорте, не оставляло иного выбора, как воссоздания прежних органов охраны порядка, пусть и в измененном в соответствии с господствующей идеологией облике. 25 июля 1918 года был принят декрет «Об улучшении речной милиции», который закладывал нормативно-правовые основы охраны общественного порядка на водных артериях Советской России.

В соответствии с декретом 25 июля 1918 года, была создана речная милиция, входившая в состав Народного комиссариата по внутренним делам РСФСР. 23 апреля 1919 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) принял Положение «О речной советской рабоче-крестьянской милиции», а в 1920 г. был создан особый отдел водной милиции в составе милиции РСФСР. Первоначально речная милиция формировалась по территориальному принципу, как и обычная милиция, однако затем была реорганизована и приспособлена к выполнению функций применительно к речным и морским путям. Речная милиция была переименована в водную.
В последующие два года водная милиция претерпела достаточно масштабные реорганизации.

Сначала, в сентябре 1920 г., часть личного состава водной милиции была переведена в состав Войск внутренней службы и переименована в Водную милицию внутренней службы. Уголовный розыск, работавший на водных артериях и входивший в состав водной милиции, был преобразован в Водную следственно-розыскную милицию. Но уже в том же 1920 году были выявлены все слабые стороны произошедших преобразований, после чего водную милицию передали из состава Войск внутренней службы в состав войск Всероссийской чрезвычайной комиссии. В марте 1921 года Управление железнодорожной и водной милиции было передано из ВЧК в состав Главмилиции. Однако затем, в декабре 1921 года, водная и железнодорожная милиции были ликвидированы, а функции по охране водной и железнодорожной инфраструктуры передавались охране Народного комиссариата путей сообщения и Всероссийской чрезвычайной комиссии.

Таким образом, к 1924 г. в СССР была создана ведомственная милиция НКПС. В крупных портовых городах, по образцу царской России, были созданы отделы портовой милиции, которые содержались теми предприятиями, которые эта милиция обслуживала. Одновременно водные отделения были созданы в составе территориальных органов милиции — для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью на водном транспорте и водных артериях. В таком виде водная милиция просуществовала полтора десятилетия, до начала Великой Отечественной войны. Обстановка военного времени потребовала создания единой и централизованной системы управления водной милицией, поскольку возрастала необходимость в контроле ситуации на водных путях, борьбе с диверсантами, преступниками и саботажниками, охране грузов.



27 июня 1942 г. Народный комиссариат внутренних дел СССР и Народный комиссариат речного флота СССР издали совместный приказ о создании централизованной водной милиции. Перед новой структурой ставились задачи по охране общественного порядка, борьбе с общеуголовной преступностью и хищениями социалистической собственности на водном транспорте. В составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции в было создано Управление транспортной милиции, куда в мае 1943 года был включен особый Водный отдел.

Дальнейшие преобразования ожидали водную милицию уже после окончания Великой Отечественной войны и были связаны с общими реорганизациями правоохранительной системы страны. так, 19 июня 1947 г. функции по охране общественной безопасности и правопорядка на железнодорожных и водных коммуникациях были переданы Главному управлению охраны на железнодорожном и водном транспорте, созданному в составе Министерства государственной безопасности СССР 19 июня 1947 года. Таким образом, за охрану правопорядка на воде стало отвечать ГУО МГБ, взявшее на себя и функциональные обязанности по контрразведывательному обеспечению железнодорожного и водного транспорта.

Когда 14 августа 1953 года было образовано объединенное Министерство внутренних дел СССР, в его составе вместо Главного управления охраны на железнодорожном и водном транспорте были созданы 6-е Транспортное управление МВД СССР, которое взяло на себя контрразведывательные функции на транспорте и предприятиях транспортных отраслей, и Управление транспортной милиции Главного управления милиции МВД СССР, которое занималось непосредственным обеспечением охраны общественного порядка, борьбой с преступностью и с хищениями социалистической собственности на транспорте.

Соответственно, сотрудники в Управление транспортной милиции были переведены из упраздненного ГУО, а вместо званий госбезопасности им были присвоены специальные звания советской милиции. Через четыре года, в 1957 году, функции охраны общественного порядка на водном транспорте и водных артериях были переданы республиканским органам внутренних дел, а водные подразделения милиции включены в состав региональных управлений внутренних дел союзных республик, автономных республик, краев и областей Советского Союза.

Свой современный вид система охраны общественного порядка на водном транспорте приобрела в 1980 году, когда было создано Главное управление внутренних дел на транспорте МВД СССР. Сейчас его преемником является Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД Российской Федерации. Сотрудники водной полиции сегодня несут службу во всех городах и населенных пунктах Российской Федерации, где существуют линейные отделы полиции на водном транспорте. Их служба менее заметна, чем других подразделений транспортной милиции, с которыми граждане сталкиваются чаще, но от этого не является менее сложной и почетной.
Автор: Илья Полонский

Использованы фотографии: http://voenspez.ru

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 5

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. a.s.zzz888 (шериф) 25 июля 2017 07:07
    Поздравления, водной полиции! drinks ... и чтобы отметив праздник, сами не оказались в воде...

    .... а сейчас не могут так чистить сапоги, как на фото - совершенный блеск!!! good
  2. Мар.Тира (Олег) 25 июля 2017 07:15
    Они как приложение работают.Или рыбнадзору помогают,или ГИМСу.Проверено!В принципе нужный отдел.
  3. Masya Masya (Марина) 25 июля 2017 08:51
    Патруль всех рек и водоемов
    Осуществляете годами.
    Мы вам успехов на работе
    И званий статусных желаем!
    Чтоб на посту не совершалось
    Трагедий, стрессов и ЧП.
    Поднять бокал за то осталось,
    Чтоб были верными себе!

    С праздником! love
  4. Галеон (Андрей) 25 июля 2017 09:25
    Слыхал про таких, но на воде не встречался. Дай им Бог здоровья, и чтоб и впредь не видеться.
  5. Paranoid50 (Александр) 26 июля 2017 10:53
    Их служба менее заметна, чем других подразделений транспортной милиции, с которыми граждане сталкиваются чаще,
    Да как сказать... Ну,тут от места проживания зависит. Было дело,что в течение недели только "водяных" и встречал. laughing А работы у них сейчас,в частности, в Питере,просто валом. От упырей на гидроциклах,носящихся по каналам, до бухих "капитанов",часто не имеющих никаких прав на управление судном.Кто знает,что из себя представляет тот же Канал Грибоедова в плане судовождения - тот поймёт. Уже в этом году были случаи столкновений и аварий на воде,к счастью,без жертв. Так что трудиться "водяным" не покладая рук. С праздником! drinks
Картина дня