Властелин мира. Солдатики: забава или серьёзное дело? (часть 3)
После выхода двух предыдущих материалов, наверное, каждый, кто их читал, взял и прикинул на себя: «А вдруг мне стоит этим заняться?» Но понятно, что 99,9% решили, что «да, неплохо», но «мне и так хорошо» и «вряд ли стоит что-то менять!» И… правильно! Потому что организовать производство — дело сложное. Пусть даже это и солдатики. Поэтому сегодня мы остановимся уже на собственно производстве и распространении «ваших» изделий, так как это очень важная составляющая бизнеса. Можно сказать, даже самая важная. Потому что все у вас может получиться, но в итоге вы будете сидеть на куче коробок с солдатиками, но никто их у вас не будет покупать.
Набор полистироловых фигурок японской фирмы «Тамия», изображающий персонажей истории 47 легендарных самураев (справа вверху). Внизу — диорама, на которой самураи из набора убивают ничтожного трусливого Кира.
То есть, как об этом уже говорилось в двух предыдущих статьях, очень многое зависит от выбора темы.
Когда в 90-ые годы я выпускал свой журнал «Танкомастер» в Пензе, а потом и в Москве, я обращался к его читателям с предложением помочь наладить им бизнес, и… многие с этим к нам обращались. Причем некоторые идеи читателей были очень даже перспективны и забавны. Но главное — они были выгодны!
Вот так выглядела упаковка конверсионного набора «Танкомастер» к модели танка Т-60 фирмы «Звезда». В набор входила новая башня, траки гусениц из белого металла, спицованные колеса, выхлопная труба, ящики для ЗИПа, вентиляционная решетка и фигурка танкиста. Развертка печаталась на цветном принтере и наклеивалась на картонную развертку, которая затем складывалась и соединялась степлером. Дешево, достаточно красиво и эффективно!
Например, некто по фамилии Дятлов решил выпускать в масштабе 1:35 кирпичи для диорам. Из настоящей глины. Белые и красные. Чтобы самому устраивать «развалины» и «завалы». Ему, однако, хотелось иметь упаковку с названием его фирмы… которое содержало бы его фамилию и при этом ориентировалось бы все это на Запад, и… указывало еще на характер производства! Так родилась «фирма» «Woodpecker bricks» — «Дятловские кирпичи», а на коробочке была изображена сложенная из кирпича пирамида, на которой сидит дятел. Как он их делал, я не знаю. Но продукция была хорошей, так что ее можно было покупать и продавать.
Коллекционного качества полистирола фигурка рыцаря в турнирном доспехе японской фирмы «Имекс» в масштабе 1:12. Однако такие фигурки можно отливать и из эпоксидной смолы в виксинтовых формах, а мелкие детали лить из «белого металла».
Другой мастер из города Камышина придумал, как делать камыш в масштабе 1:35. Поистине земля у нас талантами богата! Я и сейчас не представляю, как он их «вертел», но это были самые настоящие камышины на тонкой проволоке. Оставалось лишь воткнуть их куда надо и покрасить «стебель» в зеленый цвет, а соцветие — в коричневый. Листья в набор не вкладывались, но в инструкции на английском было написано, что их можно нарезать самому из тонкой бумаги или металлической фольги и согнуть по желанию. Помню лишь, что только из Италии пришел заказ на 1000 долларов, и мы замучались на таможне паковать в коробки по 99 пакетиков, потому как 100 по закону являлись уже торговой партией, а за нее нужно было платить пошлину. Потом производство, насколько я знаю, заглохло. Но никто не мешает это повторить. Во всяком случае, судя по рекламе в «Модел грэфикс», на Западе такая продукция не предлагается. А как дать рекламу «туда»? А очень просто! Для начала делаете диораму: танк (американский, немецкий, русский) утонул в камышовом болоте, и танкисты на нем и вокруг него решают, как его достать. У меня, кстати, была такая диорама, кажется, в том же самом журнале «М-Хобби», правда, там акцент делался на том, как показать на ней максимально реалистично воду.
Кусочек страницы из журнала «Танкомастер» №3 за 1997 год с рассказом о том, как выпускать подставки для диорам с фотографией одной такой простейшей диорамы с фигуркой танкиста финской армии и трофейного танка Т-26.
Очень интересным был проект «Листья». Суть его заключался в том, что многие моделисты-диорамщики сами делают деревья для своих диорам. В журналах для моделистов много писали о том, как сделать стволы. А листья? Сегодня их делают из тонкого металла методом «фотоэтчет». Пальмовые листья, папортниковые, «лопухи», много какие листья… Мы же решили делать их из бумаги трех цветов — зеленой, красной, желтой. Сделали вырубочную форму листиков в масштабе 1:35 (береза и дуб) и начали «стучать», вырубая каждым ударом по нескольку листочков. Потом все это паковалось и продавалось оптом и в розницу, но в основном, конечно, на Запад. Я не представляю, если честно, как можно на макет дерева в масштабе 1:35 прикрепить… все нужные листочки. Но увлеченные люди они все немного… такие, так что они это делали, и я сам видел потом результаты на фотографиях. Конечно, надо было механизировать процесс, но на это просто не было денег.
Готовое фото на упаковку! Планировалось, но не было сделано, начать изготовление крестьянской избы с фотографии Бундесархива, на которой германские танки входят в русскую деревню, а также оригинальных пластиковых подиумов для диорам по технологии «вакуформ», например — куска Атлантического вала с бетонным основанием для башни танка Т-II и «Рено».
А вот о таких диорамах своих читателей рассказывает японский журнал «Армор моделлинг». То есть вы делаете впечатляющую диораму с вашими фигурками, посылаете в этот журнал и просите их дать ваш адрес. Они соглашаются и… «колесо завертелось». Кстати, если кому нужны журналы «Модел Грэфикс» и «Армор моделлинг» — обращайтесь. Лучшего пособия по моделированию и информационного источника о состоянии международного рынка модельной продукции просто не существует! 10% текста на английском, так что разобраться в них нетрудно!
Сегодня, когда можно производить любые фигурки, лично я выпустил бы серию «Рыцарский турнир». В него входил бы подиум с ристалищем, трибуны, шатры, и фигурки, начиная с собачки, которую гонит паж и заканчивая дамой, оторвавшей рукав с платья, чтобы бросить его рыцарю-победителю. Это может быть стилизация под «традишн» и тогда вам придется их раскрашивать. Либо — «красьте сами» и тогда в качестве приложения понадобится цветная инструкция с вариантами декоративного оформления одежды рыцарей. Впрочем, все это на ВО сегодня есть. Набор рекламируется и распространяется по технологии «Де Агостини» по предварительной рекламе в известных модельных журналах. Работа надолго и деньги надолго. Сначала не очень большие, но затем все больше и больше.
Фигурки в масштабе 1:12 в интерьере «кукольного домика». Такие вот одетые «куклы» у которых вращается голова и сгибаются руки и ноги, за рубежом стоят десятки евро!
Очень оригинальной продукцией могут стать модели-копии исторических пушек, причем сделанных так, что они могут стрелять! Устройство такого орудия может быть очень простым: в канале ствола находится изолированное от стенок жало от электровыжигателя. На станинах лафета — две клеммы. К орудию (вернее ко всем орудиям серии) полагается «пальник» — рукоятка с батарейками и двумя контактами под клеммы на станинах. Вы засыпаете в ствол порох или «серу от спичек». Затем закладывается «ядро» (в масштабе) или «снаряд», после чего остается всего лишь коснуться контактами пальника клемм и нажать на кнопку, включающую питание. Естественно, что объем заряда нужно будет заранее отмерить и написать, что больше того, что указано засыпать в ствол нельзя. Кроме того, на упаковке следует обязательно написать: «Only for adults» («Только для взрослых»). Но опять-таки спрос будет гарантирован по всему миру! Одни только пушки Чохова и русские трофеи, выставленные в музее Артиллерии в С. Петербурге дадут вам образцы для работы на многие годы. И опять же… будет вас кто-то «донимать», можно будет легко обратиться к общественности и в органы, ведающие помощью «малому бизнесу». Мол, я занимаюсь патриотическим делом, продвигаю по миру славу и гордость России, провожу историческое просвещение масс… а мне, а меня… «мне нужна помощь», и все будут на вашей стороне, включая самого президента, потому, что это ведь правда!
Готовый образец для изготовления «исторического набора»: пищаль «Лев». Фото Н. Михайлова.
Пищаль «Скоропея». Все есть! Бери обмеряй, фотографируй, делай мастер-модель и отливай! Фото Н.Михайлова.
Самый оригинальный проект — который я, кстати, никому и не предлагаю, — но который предложили мне, и я даже под него сделал упаковку и разработал самый первый товарный образец, — касался производство наборов диорам по… литературным произведениям! Первой диорамой должен был стать «кусочек Марса» из романа Алексея Толстого «Аэлита» — тот самый момент, где Лось и Гусев в кожаных куртках и с маузерами на боку выходят из своего приземлившегося «яйца». Самым оригинальным был материал «яйца». Это должна была быть настоящая (и хорошо упакованная!) скорлупа гусиных, индюшиных, и страусовых яиц. Яйца меньшего размера — масштаб диорамы 1:72, а вот скорлупа яйца страуса позволяла сделать диораму в масштабе 1: 35!
Интерьер столовой стандартного кукольного домика фирмы «Де Агостини». Люстра над столом снята, чтобы показать находящуюся там мини-лампочку.
Основание — «песок», на нем «яйцо, покрытое нагаром» (с заклепками и швами металлических листов!), кругом поваленные красные кактусы и фигурки Лося и Гусева, выбравшиеся наружу через открытый люк. Мы сделали одну такую диораму со скорлупой гусиного яйца и отправили в США в журнал «Файн скейл моделлер». Там ее оценили по достоинству и очень удивлялись, что у нас в России роман о полете на Марс вышел еще в 1922 году, хотя «там» он дважды (!) издавался на английском. Но… как-то «не пошло», хотя я сделал для этого набора очень красивую упаковку.
Наконец, и это сегодня очень благодатное поле для деятельности: выпуск аксессуаров для кукольных домиков. Это могут быть люстры, настольные лампы, подсвечники, посуда, мебель, ну и, конечно, фигурки. Стоит это все дорого. И есть масса фирм, которая все это выпускает. Но… вы тоже можете найти свою нишу. Интерьеры «домика» эпохи романа «Война и мир» Л.Толстого, благо на Западе этот роман хорошо известен, «интерьеры мира тургеневских барышень», «интерьеры «Серебряного века» — тут много чего можно придумать. Опять же договориться с музеями: Лермонтова в Пятигорске и в Тарханах, Толстого в Ясной поляне — да мало ли у нас музеев, связанных с именами мирового значения? Все это «подсказка» для творческого ума. Но, разумеется, прежде чем браться за дело, нужно хорошо подумать и познакомиться с ситуацией на рынке. Ну а о том, что может «пойти» у нас в России, мы вам расскажем в нашем следующем материале.
Продолжение следует…
Информация