Эсминцы «Орли Берк». Рекордсмены с ракетным вооружением

62
В июне 2011 года командование военно-морских сил США объявило о своих планах на будущее эсминцев из состава US Navy. Перспективные эскадренные миноносцы типа Zumwalt оказались слишком дорогими для массового производства, поэтому было решено оставить основным эсминцем ВМС проект Arleigh Burk. Кроме того, кораблями типа «Орли Берк» флот будет пополняться до начала тридцатых годов этого века. За это время американские верфи соберут две дюжины эсминцев. Исходя из обычных для ВМС Соединенных Штатов сроков службы кораблей, можно сделать предположение, что последний корабль типа «Орли Берк» будет выведен из состава флота только в семидесятых годах этого века. По-видимому, у командования US Navy есть свои соображения, которые позволяют вписывать эти эсминцы в столь отдаленную перспективу.

Эсминцы «Орли Берк». Рекордсмены с ракетным вооружением


Для обеспечения преимущества перед военно-морским флотом СССР в середине 70-х американские военные моряки пожелали получить эсминцы нового проекта. Недавно появившиеся «Спрюенсы», хотя и были современными кораблями, все же не имели больших перспектив и требовали, если не замены, то, как минимум, серьезного дополнения. Вдобавок к этому, Spruance class destroyers, несмотря на имевшееся вооружение, в официальных документах значились как обычные эскадренные миноносцы, а время и обстановка требовала полноценных эсминцев УРО (с управляемым ракетным оружием). Работы по формированию облика нового корабля и технического задания на него заняли несколько лет и конкурс на разработку начался только в 1980 году. Около трех лет понадобилось сразу семи судостроительным компаниям для создания конкурсных аванпроектов, после чего осталось три конкурсанта: Bath Iron Works, Ingalls Shipbuilding и Todd Shipyard. Третья фирма так и не смогла добиться «внимания» конкурсной комиссии, из-за чего строительство первых двух кораблей нового проекта было поручено Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding соответственно. Проект, равно как и головной его корабль, был назван в честь адмирала Орли Альберта Берка, большую часть Второй Мировой войны командовавшего различными соединениями эсминцев. Контракт с Bath Iron Works на 322 миллиона долларов был заключен в апреле 85-го. Однако общая стоимость головного эсминца получилась в несколько раз больше. С учетом всего радиоэлектронного оборудования, вооружения и т.д. он обошелся Пентагону в 1,1 миллиарда.

Постройка USS Arleigh Burke (DDG-51) началась в конце 1988 года, а на День независимости 1991-го он вошел в строй. В дальнейшем двумя верфями – Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding – было построено еще два десятка подобных кораблей. Первые два десятка кораблей нового проекта делались в соответствии с первой версией проекта, которая получила наименование Flight I. Однако вскоре после начала строительства головного проекта первой серии американские судостроители занялись модернизацией. Как результат, заказанный еще в 1992-м эсминец USS Mahan достраивался, как первый корабль второй серии. Строительство эсминцев версии Flight II имело более скромные масштабы: всего семь кораблей. Утверждается, что небольшая вторая серия изначально рассматривалась в качестве переходного звена от первой к третьей. Так и случилось, однако вопреки логике новая версия проекта имела в индексе не тройку, а обозначение IIA. Эта линейка оказалась самой многочисленной. На данный момент построено 34 эсминцев «Орли Берк» серии IIA и строительство их продолжается. Общая численность кораблей по старым планам должна была составить 75 единиц, а пока готовы только 62. Вероятнее всего, те 24 эсминца, которые будут заказаны впоследствии, будут делаться уже по следующему варианту проекта.



Все существующие серии кораблей – I, II и IIA – имеют только незначительные отличия в конструкции. Вызваны они особенностями устанавливаемой аппаратуры и особенностями эксплуатации вертолетов. В остальном конструкция аналогична. «Орли Берк» всех трех серий представляют собой однокорпусные корабли с длинным полубаком. Примечательно, что подавляющее большинство деталей корпуса корабля сделано из высокопрочных сортов стали. Дело в том, что после Второй Мировой войны американские судостроители стали активно использовать алюминиевые детали в конструкции кораблей подобного класса. В инженерном плане это было хорошим начинанием, однако опыт боев с участием алюминиевых кораблей заставил вернуться к стали. Из алюминия на эсминцах «Орли Берк» делаются лишь некоторые детали, например, мачты. Низкосидящий корпус имеет сравнительно малый развал шпангоутов в носовой части и относительно широкую среднюю часть. Такая форма корпуса немного увеличивает сопротивление воды, но улучшает остойчивость и снижает качку. На кораблях серии IIA был добавлен носовой бульб, скомпенсировавший ухудшение обтекания из-за особенностей обводов корпуса. Водонепроницаемые переборки разделяют внутренний объем корпуса на 13 отсеков. Любопытно, что нижние палубы имеют планировку, позволяющую без ограничений перемещаться по кораблю, не выходя на верхнюю палубу. Сделано это для того, чтобы экипаж не подвергался риску в случае применения противником оружия массового поражения. Помимо особым образом спланированных внутренних помещений защита экипажа от химического, биологического и ядерного оружия осуществляется специальной системой вентиляции с многократной фильтрацией забираемого снаружи воздуха.

«Орли Берк» стали первыми американскими эскадренными миноносцами, чей корпус и надстройка выполнены с применением стелс-технологий. Для снижения радиолокационной заметности внешняя поверхность надстройки корабля состоит из нескольких крупных ровных панелей, сопряженных под острыми углами, что приводит к ощутимому рассеиванию радиоволн. Аналогичным образом выполнены кожухи дымовых труб. Кроме того, выхлоп силовой установки перед выбросом проходит через специальную смесительную камеру, где перемешивается с атмосферным воздухом и охлаждается. В итоге корабли типа «Орли Берк» имеют почти в два раза меньшую радиолокационную и тепловую заметность, чем их предшественники типа «Спрюенс». Применение крупных деталей, способствующих снижению заметности, кроме прочего, позволило сделать конструкцию корабля модульной. Благодаря этому от закладки корабля до его спуска на воду проходит 10-15 недель.

Двухвальная энергетическая установка эсминцев «Орли Берк» всех серий имеет в своем составе четыре газотурбинных двигателя LM2500 производства компании General Electric. Каждый двигатель оснащен теплоизоляционным контуром, что позволяет снизить расход топлива почти на четверть, и установлен на амортизирующих опорах, снижающих шум. Вся энергетическая установка корабля представляет собой единый модуль, который при необходимости можно демонтировать целиком. Максимально возможная мощность силовой установки находится в пределах 100-105 тысяч лошадиных сил. В качестве резервных двигателей на эсминцах всех серий имеются по три газотурбинных мотора Allison 2500. Мощность основных и резервных двигателей передается на два вала, вращающие пятилопастные винты изменяемого шага.



Эскадренные миноносцы проекта «Орли Берк» способны развивать скорость до 32 узлов, но максимальная дальность плавания достигается на экономической скорости в 20 узлов. В таком случае эсминцы первой серии могут пройти до 4400 морских миль, а корабли серий II и IIA – на полтысячи миль больше. В то же время, в некоторых американских источниках утверждается, что снижение скорости до 18 узлов может довести дальность плавания до шести тысяч миль. Тем не менее, есть некоторые сомнения на этот счет.

Первые 28 кораблей типа «Орли Берк» (серии I и II) имели экипаж в 320-350 человек: 22-25 офицеров и 300-330 матросов, уоррент-офицеров и т.д. Разница в численности была обусловлена некоторыми отличиями в вооружении и в количестве вертолетов. На кораблях серии IIA было пересмотрено необходимое количество экипажа в ряде служб и добавлена группа технического обслуживания двух вертолетов. Все это привело к увеличению экипажа до 380 человек (32 офицера). Американцы особо отмечают тот факт, что в планировке жилых помещений кораблей «Орли Берк» участвовали дизайнеры и специалисты по эргономике. Благодаря этому при площади около четырех квадратных метров на человека удалось создать все необходимые условия для нормального проживания.

В состав вооружения эсминцев «Орли Берк» входит множество систем, но его основой является система управления Aegis (читается «иджис»). Эта многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС) объединяет в себе целый набор средств обнаружения, управления и поражения. В состав Aegis входят многофункциональная РЛС с фазированной антенной решеткой, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, аппаратура радиоэлектронной борьбы, аппаратура связи и т.д. Кроме того, в «Иджис» есть ряд подсистем вывода информации, передачи данных на другие корабли и системы непосредственного управления вооружением.

Основой вооружения эсминцев «Орли Берк» являются ракеты различных типов. В носовой и кормовой частях кораблей всех серий имеются универсальные шахтные пусковые установки Mk 41. На кораблях серий I и II носовая и кормовая пусковая имеют в своем составе 30 и 60 ячеек соответственно. На серии IIA количество ячеек увеличилось до 32 и 64. В одну ячейку может быть помещен транспортно-пусковой контейнер с крылатой ракетой BGM-109 Tomahawk, зенитной SM-2 или SM-3 или блок из четырех контейнеров с зенитными ракетами RIM-7 Sea Sparrow. Аппаратура пусковой установки позволяет одновременно подготавливать к пуску 16 ракет различных типов и производить их запуск с темпом одна ракета в секунду. Кроме пусковых установок Mk 41 имеет несколько кранов для загрузки ТПК с ракетами. Однако особенности кранового оборудования и конструкции эсминца не позволяют производить перегрузку ракет Tomahawk или SM-2/3 с кораблей снабжения. Загрузка таких средств поражения возможна только в условиях базы. Этот недостаток компенсируется гибкостью номенклатуры вооружений: если кораблю предстоит атаковать наземные цели, то он получает «Томагавки», если корабль будет выполнять функции противовоздушной обороны – на него загружаются Sea Sparrow или SM-2/3.



«Главный калибр» артиллерийского вооружения эсминцев – 127-мм установка Mk 45. При этом на первых 30 экземплярах «Орли Берк» устанавливалась Mk 45 Mod. 2, на остальных – Mk 45 Mod. 4. Установка с противопульным бронированием может наводить 127-мм нарезное орудие в пределах от -15° до +65° по вертикали и практически по всем направлениям по горизонтали, конечно, за исключением сектора, закрываемого надстройкой корабля. Темп стрельбы Mk 45 обычными снарядами достигает 20 выстрелов в минуту, а в случае с управляемыми боеприпасами он падает в два раза. Максимальная дальность стрельбы неуправляемым снарядом у Mk 45 mod. 4 составляет 35-38 километров. При использовании управляемого активно-реактивного снаряда ERGM этот показатель увеличивается до 115 километров. В артиллерийском погребе эсминцев «Орли Берк» умещается боекомплект в 680 снарядов различных типов. На загрузку всего этого количества снарядов требуется около 15-16 часов.

Зенитная артиллерия «Орли Берк» может комплектоваться различными типами оружия. На кораблях I, II серий, а также на первых нескольких эсминцах серии IIA устанавливались шестиствольные 20-мм зенитные автоматы Mk 15 Phalanx CIWS с темпом стрельбы до 3000 выстрелов в минуту. Меньшее количество кораблей оснащалось 25-мм автоматическими пушками Bushmaster, а практически все «Орли Берк» имеют на борту несколько (от трех до шести) крупнокалиберных пулеметов Браунинг M2HB. Несмотря на свое первоначальное предназначение, M2HB и «Бушмастер» малоэффективны для противовоздушной обороны. Поэтому они используются только для обучения личного состава и обстрела небольших целей, наподобие легких катеров и моторных лодок.

Для уничтожения более серьезных надводных целей на эсминцах всех трех серий имеются два строенных торпедных аппарата Mk 32 с общим боекомплектом в шесть торпед. Это могут быть Mk 46 или Mk 50. При создании эсминцев «Орли Берк» основной упор делался на ракетное вооружение, поэтому перезарядка торпедных аппаратов силами экипажа после отстрела всех шести торпед не предусмотрена. В ранних версиях проекта инженеры рассматривали возможность использования на «Орли Берк» глубинных бомб, но даже до Flight I это тактико-техническое решение не дошло.

На палубе кораблей первой и второй серии мог базироваться один вертолет SH-60. Рядом с посадочной площадкой размещался бак для керосина и небольшой «склад» с оружием – девятью торпедами Mk 46. На вертолетах, предназначенных для базирования на эсминцах «Орли Берк» устанавливается противолодочная система LAMPS-3, интегрированная в общую БИУС Aegis. По причине ограниченных объемов кораблей первых двух серий на них не было каких-либо средств обслуживания или ремонта вертолета, кроме тех, которые имеются на его борту. Таким образом, любые более-менее серьезные поломки приводили к тому, что корабль оставался без винтокрылых «глаз». При создании версии проекта IIA эти недостатки были учтены и кораблестроители сделали специальный вертолетный ангар в кормовой части корпуса корабля, благодаря чему авиационная группа эсминца увеличилась вдвое. Именно это потребовало ввести в экипаж группу технического обслуживания авиатехники. Также инженеры увеличили объемы арсенала для вертолетного вооружения: на «Орли Берк» серии IIA в нем умещается до 40 торпед, ракеты «воздух-земля» различных типов и даже несколько ПЗРК.

Эсминцы типа «Орли Берк» участвовали в нескольких военных конфликтах, начиная почти с самого начала своей службы. Ирак в 1996, 1998 и 2003-м, Югославия в 1999-м и еще несколько операций. Благодаря своему большому количеству (на данный момент в строю находится шестьдесят кораблей) эти эсминцы участвуют практически в каждом походе американских ВМС. Однако в России эти корабли больше известны благодаря «миссии» эсминца USS McFaul (DDG-74), которую он выполнял в августе 2008 года. Напомним, тогда, через несколько дней после окончания печально известной «Войны трех восьмерок» этот корабль привез в грузинский порт Батуми 55 тонн гуманитарных грузов.



Помимо боевых успехов и интересной конструкции эсминцы «Орли Берк» являются в некотором роде рекордсменами в американском флоте. Дело в том, что при полном водоизмещении около 8500 тонн (серия I), 9000 тонн (серия II) и 9650 (серия IIA) «Орли Берк» является самым массовым американским военным кораблем с водоизмещением более пяти тысяч тонн. Этот факт позволяет предположить, что данный тип кораблей является несомненной удачей американского судостроения. Также в пользу удачности проекта говорит тот факт, что им в свое время заинтересовались японцы. В 1993-95 годах в состав морских сил самообороны Японии вошло четыре эсминца типа «Конго». Фактически, это те же самые «Орли Берк», но доработанные таким образом, чтобы соответствовать юридическим особенностям японского флота.

Как и любой другой проект, «Орли Берк» со временем должен был быть заменен более новой техникой. Но, к сожалению для US Navy, перспективный проект эсминца УРО под названием Zumwalt оказался значительно дороже, чем планировалось. Благодаря такой неудаче «Замволта» «Орли Берк» в будущем останется в строю. При принятии на вооружение этих кораблей планировалось, что служить они будут около 35 лет. Но отсутствие возможности массового производства эсминцев Zumwalt заставило командование американского флота начать в прошлом году создание новой версии проекта (серия III) и обозначить планы по закупке 24 кораблей сверх 75 уже заказанных. Вместе с предположением относительно возможной продолжительности службы «Орли Берк» до семидесятых годов текущего века это может помочь данным эсминцам установить еще один рекорд. На этот раз касающийся срока службы.
Эсминец класса "Арли Берк"



Все секреты миноноосцев ВМФ США

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -48
    9 марта 2012 09:52
    На редкость бесполезный судя по вооружению кораблик... Разве что гуманитарку возить...
    1. putinfob
      +39
      9 марта 2012 11:07
      Цитата: вард
      На редкость бесполезный судя по вооружению кораблик... Разве что гуманитарку возить...

      На редкость дебильный коментарий fool
      1. +7
        9 марта 2012 17:02
        Команда из тридцати ученых Управления боевых космических и морских систем ВМС США (SPAWAR) во главе со своим руководителем Дэниелом Тамом решила проблему перегруженности антеннами военных кораблей, сообщает The Economist.

        В 2007 году Дэниел Там пришел к выводу, что если ионы натрия и хлорида, содержащиеся в морской воде, проводят электрический ток, то струя морской воды способна заменить традиционную металлическую антенну.

        Для создания 4-метрового водяного столба и получения четкого сигнала Таму понадобились водяная помпа, резиновый шланг и катушка индуктивности, присоединяемая к портативному радиопередатчику. Спустя несколько лет его изобретение было доработано и оказалось способным передавать сигналы на расстояние более 50 км.

        Прежде всего, необходимо присоединить катушку индуктивности к антенному разъему радиопередатчика. В проходящую через отверстие катушки струю морской воды сигналы поступают посредством электромагнитной индукции. На частоту этих сигналов антенну можно настроить путем изменения длины водяного столба. Например, для коротковолновых антенн достаточно струи высотой 18-24 метров. А для увеличения ширины полосы сигнала (т.е. передачи более объемных данных, к примеру, видео), необходимо сделать водяной столб толще. Об экономичности системы говорят цифры – катушка потребляет меньше электричества, чем три настольные лампы.

        Крупный военный корабль несет на себе более сотни разнообразных антенн, имеющих целый ряд недостатков – большие габариты (многие из них более 20 метров высотой и весят около 3,5 тонн), сложности с расположением на борту, взаимные помехи, радиолокационная заметность, уязвимость в бою и при шторме, и т.д.

        В отличие от стандартных металлических предшественниц, все элементы водной антенны практически невесомы, легко демонтируются и обладают массой других преимуществ. Как известно, не все корабельные антенны используются одновременно, то есть параметры водяных столбов можно постоянно изменять в зависимости от типов антенн, необходимых в данный момент. Как считают специалисты SPAWAR, десять таких антенн могут заменить около 80 традиционных. К тому же, отражающий эффект морской воды меньше, чем металла, т.е. если корабль нуждается в максимальной скрытности (что предполагает минимальную работу на излучение), командиру корабля достаточно отдать указание убрать все водяные столбы антенн.

        Единственный недостаток водяных антенн состоит в их уязвимости перед сильным ветром. Тем не менее, ученые SPAWAR пришли к выводу, что пластиковая труба с закрытым верхом сохраняет все свойства такой антенны и позволяет многократно использовать один и тот же объем воды. Конструкция закрытой трубы позволяет применять изобретение не только на флоте – для работы антенны достаточно обычного раствора из пресной воды и нескольких щепоток соли. При отсутствии данных ингредиентов, их можно заменить обычным энергетическим напитком.
        1. +1
          9 марта 2012 22:34
          На коротких волнах и УКВ - возможно. Но создать водяной фонтан и заменить им ФАР сантиметрового диапазона - химера.
        2. +2
          10 марта 2012 12:27
          МилыйШестнадцатилетка...
          чепуха какая-тот..про антенну из воды...
          напоминает байки рыбацкие...как сомов подманивают.. хлопая ладошкой по воде...
          не в том плане, что невозможно... возможно это.
          а в том - что ерунда.
          Морская поверхность тем и хороша - как подстилающая...это термин из курса электродинамики и распространения радиоволн.
          Добиться эффективности водяной антенны...можно... но нужно отвязать все паразитные связи от "земли"...в данном случае - от воды, океана, моря..
          как устроено заземление на кораблях, на судах - вы в курсе вообще?
          Заодно, поинтересуйтесь принципом невидимости - за счет воздушно-капельного облака, принцип магнитно-плазменного облака в авиации.
          Невидимка...сам ничего не видит.
          1. -1
            10 марта 2012 12:48
            Опять я мимо проскочил... сходу не въехал...
            "Тем не менее, ученые SPAWAR пришли к выводу, что пластиковая труба с закрытым верхом сохраняет все свойства такой антенны и позволяет многократно использовать один и тот же объем воды. Конструкция закрытой трубы позволяет применять изобретение не только на флоте – для работы антенны достаточно обычного раствора из пресной воды и нескольких щепоток соли. При отсутствии данных ингредиентов, их можно заменить обычным энергетическим напитком."

            Вотана где, правда-матка...вотана..... оказывается, военморам америкосовским недодают энерджайзеров... они спроворили на это дело контору SPAWAR. та решила, что без энерджайзеров - антенне - кирдык... А если в энержайзер добавить - Кодеина - получается - Крокодил....
            известно, что это такое, а?
            Привыкание с первой дозы, смертность 100% в течении 4 месяцев...
            Удивительный материал...
        3. 0
          23 марта 2018 19:55
          Решила ?!?! и у какого плавающего говна США есть такие антены ?!?!
    2. jamert
      +15
      9 марта 2012 11:34
      96 ракетных шахт, по-Вашему мало?
      1. ВИКИНГ
        +13
        9 марта 2012 12:13
        Цитата: jamert
        96 ракетных шахт, по-Вашему мало?

        Более чем достаточно, и это при том, что УВП Mk.41 универсальная - её можно снарядить в любой пропорции и зенитными, в том числе противоспутниковыми, и противолодочными, и крылатыми ракетами в ударном или противокорабельном варианте. Кстати, в одну ячейку вместо одного "Стандарта" (или "Томагавка", или "Асрока"), можно зарядить 4 ЗУР ESSM. Так что в ответ на это:
        На редкость бесполезный судя по вооружению кораблик... Разве что гуманитарку возить...

        Можно, и нужно сказать, что эти корабли намного универсальнее и вооружены они лучше чем любой российский корабль, том числе и "Пётр Великий". Мощнее "арли бёрков" только "тикондероги" и южнокорейские близнецы "бёрков" эсминцы типа King Sejong - у них ракет больше.
        1. +7
          9 марта 2012 14:49
          УВП Mk.41 универсальная - её можно снарядить в любой пропорции и зенитными, в том числе противоспутниковыми, и противолодочными, и крылатыми ракетами в ударном или противокорабельном варианте. Кстати, в одну ячейку вместо одного "Стандарта" (или "Томагавка", или "Асрока"), можно зарядить 4 ЗУР ESSM.

          Тут не все так просто, как Вы написали. Есть 3 варианта Марк-41, из них под "Томагавки" подходит только самый "длинный". На "Арли Берках" всего 7 восьмизарядных модулей, способных принять 56 Томагавков.
          Так что далеко не в любой пропорции.

          и южнокорейские близнецы "бёрков" эсминцы типа King Sejong - у них ракет больше.
          А вот этим ребятам, как и всем союзникам по НАТО (Турции, Австралии) поставляется только самый "короткий" модуль, где помещаются только ESSM и ASROC
          1. jamert
            0
            9 марта 2012 15:58
            А вот этим ребятам, как и всем союзникам по НАТО (Турции, Австралии) поставляется только самый "короткий" модуль, где помещаются только ESSM и ASROC


            А гарпуны они тогда где размещают? И кстати, британские эсминцы тип 45 могут ли оснащаться томагавками?
            1. Трамвайный хам
              +1
              9 марта 2012 16:14
              Гарпуны в кораблельном варианте запускаются с четырехконтейнерной ПУ Марк-141

              И кстати, британские эсминцы тип 45 могут ли оснащаться томагавками?
              Нет конечно. Там УВП другого типа - французская SYLVER.
              Хотя в будущем не исключено, французская УВП тоже имеет "длинные" модули
            2. +8
              9 марта 2012 16:18
              Гарпуны в кораблельном варианте запускаются с четырехконтейнерной ПУ Марк-141

              И кстати, британские эсминцы тип 45 могут ли оснащаться томагавками?
              Нет конечно. Там УВП другого типа - французская SYLVER.
              Хотя в будущем не исключено, французская УВП тоже имеет "длинные" модули
            3. ВИКИНГ
              +1
              10 марта 2012 01:17
              Цитата: jamert
              А гарпуны они тогда где размещают?

              "Гарпуны" размещаются в отдельных контейнерах, по четыре контейнера в блоке, на верхней палубе. Только на кораблях имевших, или имеющих однобалочную ПУ Mk.13, ПКР "Гарпун" хранились в ракетном погребе, а при необходимости подавались на эту ПУ и запускались с неё, - например фрегаты "Оливер Перри".
          2. ВИКИНГ
            +3
            10 марта 2012 01:08
            Я имел в виду, что не отдельно взятую ячейку в каждом из контейнеров из восьми ракет можно снарядить как хочешь, а уже, контейнер, для предстоящей операции, снаряжался необходимым боекомплектом. Сколько на "бёрках" таких контейнеров? Восемь? Так вот: все восемь могут быть: или "асроками", или "томахоками", или "стандартами", или "е-эс-эс-эм-ми" - это теоретически, реально - смешанный боекомплект - и "стандарты", и "томахоки", и "асроки" ...
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            А вот этим ребятам, как и всем союзникам по НАТО (Турции, Австралии) поставляется только самый "короткий" модуль, где помещаются только ESSM и ASROC

            У Турции "Иджиса" нет, и не предвидется. У Австралии корабли под "Иджис" пока ещё в постройке. Корейский "бёрк" - King Sejong, рассчитан на применение "стандартов". Так что если своим друзьям США поставляют "Иджис" и в урезанном виде, но, ИМХО, этот "кастрат" всё равно эффективнее российского "форта", если уж "форт" принимать за аналог "иджиса", что не есть правильно. Правильно було бы считать аналогом "иджису" советский "Марс-Пассат", который так и не был доведён до ума, и тема была похерена.
            1. +3
              10 марта 2012 14:47
              У Турции "Иджиса" нет, и не предвидется. У Австралии корабли под "Иджис" пока ещё в постройке.
              ВИКИНГ я говорил не про Иджис, а про ее компонент, ВПУ Марк-41. Одна из самых распространенных пусковых систем в мире.

              Так что если своим друзьям США поставляют "Иджис" и в урезанном виде, но, ИМХО, этот "кастрат" всё равно эффективнее российского "форта", если уж "форт" принимать за аналог "иджиса", что не есть правильно.

              Опять же не совсем верно. Некоторым союзникам поставляют именно БИУС Иджис (Ю. Корея, Япония, Испания). Некоторым союзникам (например Турции) Иджис слишком дорог, но они с удовольствием устанавливают на своих кораблях вертикальные пусковые установки Марк-41

              А форт сего-лишь ЗРК большого радиуса действия
        2. gor
          gor
          0
          9 марта 2012 14:58
          тикондерога мощнее только колличественно а качественно они равны
          1. 0
            26 мая 2017 17:39
            Огромная разница по числу и эффективности радаров.
  2. 755962
    +27
    9 марта 2012 10:02
    Надо признать и отдать должное-это одни из самых лучших кораблей в мире.
    1. Kibb
      +22
      9 марта 2012 11:44
      Отличный корабль, действительно нужно отдать должное, и брать пример
    2. vaf
      vaf
      +9
      9 марта 2012 14:09
      Цитата: 755962
      Надо признать и отдать должное-это одни из самых лучших кораблей в мире.

      К сожалению, но абсолютно точно!
      по боевым возможностям сопоставим с крейсером УРО, а самое печальное для нас, что их много!!!
  3. Gromila78
    +7
    9 марта 2012 10:45
    Каждый двигатель оснащен теплоизоляционным контуром, что позволяет снизить расход топлива почти на четверть, и установлен на амортизирующих опорах, снижающих шум.
    может быть не теплоизоляционный а теплоутилизационный контур (ТУК) - как на 1164 проекте?
  4. raptor_fallout
    +19
    9 марта 2012 10:59
    Очень ,очень не охота признавать,но корабль действительно хороший!
  5. Gromila78
    +8
    9 марта 2012 11:07
    Видео от Рен-ТВ опять рассмешило (на 0:51) - при водоизмещении 5000 тон эсминцы Арли Бёрк стали самыми крупными кораблями за всю послевоенную историю флота laughing А мы над Дискавери издеваемся - у нас своих долбодятлов хватает.
    1. jamert
      +2
      9 марта 2012 11:37
      Правда... от неумные люди... и еще пару раз эсминцы назвали судном а не кораблем
      1. jamert
        0
        9 марта 2012 11:40
        См-2 сделали противокорабельной ракетой и одновременно - противокосмический
        1. ВИКИНГ
          +12
          9 марта 2012 12:22
          Цитата: jamert
          См-2 сделали противокорабельной ракетой и одновременно - противокосмический

          SM-2 не является в прямом смысле слова противокорабельной, это её дополнительная опция, такой-же функцией обладают и российские корабельные ЗУР. А вот по космосу она стрелять не может, - для этого имеется специализированный вариант SM-3.
          1. +1
            9 марта 2012 14:54
            SM-2 не является в прямом смысле слова противокорабельной, это её дополнительная опция, такой-же функцией обладают и российские корабельные ЗУР.

            Ничего подобного. На базе SM-2 разработаны специализированная LASM (Land Attack Standard Missle) и разработка 70-х годов, авиационный вариант "Стандарда" для атаки наземных целей.
            1. +1
              9 марта 2012 15:25
              это так же сдохло как и ПКР вариант томагавка.
              1. Трамвайный хам
                0
                9 марта 2012 15:40
                Не стоит так категорично))) Авиационный Standard ARM, вместе со Шрайком стали основным противолокационным средствоом во Вьетнаме, а в Израиле их воообще запускали с наземных пусковых установок
                1. +2
                  9 марта 2012 16:04
                  категорично не категорично это факт. ПКР вариант томагавка не встраивается в их систему применения
                  У того же томагавка как ПКР нет преимуществ перед Гарпунов крайних блоков.
                  НО при этом у гарпуна больше носителей.
                  О двухсредном применение я хочу услышать от камрада Трамвайный хам
                  Как будет осуществляться селекция целей у SM-2 для наземных и воздушных целей. В разрезе зеркала антенны для РЛС.
                  1. Ягуар
                    +1
                    9 марта 2012 21:58
                    Цитата: leon-iv
                    У того же томагавка как ПКР нет преимуществ перед Гарпунов крайних блоков.
                    А большая намного дальность не преимущество?
              2. Ягуар
                0
                9 марта 2012 15:52
                ПКР вариант томагавка.снова сделать собираются
                1. +1
                  9 марта 2012 16:10
                  нехай делают. И чем больше этого ....... поставят на флот тем лучше для нас.
                  Но вопрос какая ниши у этого оружия.
    2. ВИКИНГ
      +13
      9 марта 2012 11:49
      Цитата: Gromila78
      при водоизмещении 5000 тон эсминцы Арли Бёрк стали самыми крупными кораблями за всю послевоенную историю флота


      Эсминцы 1-ой серии (21 корабль в серии, головной корабль "Арли Бёрк") имеют стандартное водоизмещение 6630 т и полное - 8448 т.
      2-я серия ( 7 кораблей, первый в серии "Мэхэн") "весит" уже 6907 т и 9073 т соответственно.
      Серия 2А (начиная с "Оскар Остин" - построено уже 34 борта) - 7061т и 9648 т - соответственно.

      Так что фраза из "военной тайны" - эсминцы Арли Бёрк стали самыми крупными кораблями за всю послевоенную историю флота - не далека от истины, если конечно учесть, что имелись в виду именно эсминцы, как класс кораблей. А так, согласен, эта передачка, та ещё мусорка, фильтровать её надо очень тщательно.
      1. Gromila78
        +1
        9 марта 2012 12:07
        Цитата: ВИКИНГ
        Так что фраза из "военной тайны" - эсминцы Арли Бёрк стали самыми крупными кораблями за всю послевоенную историю флота - не далека от истины, если конечно учесть, что имелись в виду именно эсминцы, как класс кораблей.

        Не согласен, речь идет о самой крупной серии кораблей водоизмещением свыше 5000 тонн - и в статье об этом сказано, Рен-ТВ говорит прямо - водоизмещение Арли Бёрк 5000 тонн и это самые большие корабли после войны laughing И японские с позволения сказать "эсминцы" типа "Хюга" имеет полное водоизмещение порядка 18000 тонн.
        1. ВИКИНГ
          +7
          9 марта 2012 12:42
          Цитата: Gromila78
          Рен-ТВ говорит прямо - водоизмещение Арли Бёрк 5000 тонн и это самые большие корабли после войны

          Насчёт водоизмещения они конечно лажанулись, и очень сильно лажанулись, а вот по поводу самых крупных кораблей, вы наверное не внимательно прочитали это:
          Цитата: ВИКИНГ
          если конечно учесть, что имелись в виду именно эсминцы, как класс кораблей.

          А по поводу японского "эсминца" Hyga, это пусть у них голова болит как классифицировать свои корабли. Но то что это не эсминец видно даже не посвящённым. Объективности ради, надо сказать, что это всё-же эсминец-вертолётоносец, по аналогии с российским авианесущим крейсером "Кузя", ...хотя какой он крейсер?
          1. Gromila78
            +5
            9 марта 2012 14:00
            Викинг, я Вам про Фому - Вы мне про Ерёму. Я говорю, что на Рен-ТВ дятлы сидят в "Военном обозрении", Вы мне - что Арли Бёрк - большой корабль, я в этом и не сомневался, а японцы свои чудо-эсминцы могут классифицировать как угодно, Арли Бёрк - почти ракетный крейсер. (эсминец 956 проекта полное водоизмещение 7900, у ркр проекта 1164 - 11400, у Тикондероги - 9800)
    3. Kibb
      +5
      9 марта 2012 12:16
      Все это от проблем перевода, люди переводят фильмы,книги на военную тематику не понимая о чем они говорят , не хочу переходить на латиницу потму вот так: Шип это линейный корабль, именно парусный, и других и других кораблей не бывет
      1. Gromila78
        +2
        9 марта 2012 12:29
        Я согласен насчет перевода, но имеется ввиду, что когда готовится передача люди хоть чтото узнают о объекте, а не переводят статьи с помощюь Гугла и не сокращают текст до полной потери смысла. Ведь теряется всякое доверие к этой передачи, вроде бы имеющей какое-то познавательное значение, у нашей молодежи, которая изучает армию по этим передачам и играм типа WoT.
        1. Kibb
          +4
          9 марта 2012 13:31
          Да нихрена они не знают, моя жена прекрасно знает три языка, но никогда не берется переводить специальную литераьтуру
      2. gor
        gor
        -2
        9 марта 2012 15:03
        шип это относиться и к лодке.крафт это корабль или судно
        1. Kibb
          0
          9 марта 2012 15:27
          Шип, это шип, если мы говрим о военном флоте. И это Прусный Линкор в современном значении, или по русски Корабль, ЕВК Венгард например, или ЕВК Виктория, Батл Шип это уже другое, отсюда частое непонимание таких терминов как Батл Круизер и т.п.
        2. Kibb
          +2
          9 марта 2012 15:53
          Пример :"В состав эскадры вошли два 66-пушечных линейных корабля, 2 50-пушечных фрегата, восемь 40-пушечных фрегатов, один 18-пушечный фрегат, более 20 мелких парусных кораблей"
          Так понятно соврменому читателю, но правильно будет так:
          В состав эскадры вошли два 66-пушечных КОРАБЛЯ, 2 50-пушечных фрегата, восемь 40-пушечных фрегатов, один 18-пушечный фрегат, более 20 мелких парусных СУДОВ"
      3. 0
        26 мая 2017 17:54
        "Проблемы перевода" у Дискавери... Смотрел я их фильм про бурение. Учитывая что всё что переводилось, сопровождалось наглядными иллюстрациями - могу сказать что перевод был точный. При этом смысл... Приличных слов нет. Подробно расписывать не буду, но это всё равно что серьёзно заявить что у каждого зелёного берета есть щит "Капитана Америка" из вибриума или как его там. После таких "документальных" фильмов Дискавери воспринимается на уровне Рен-ТВ. По крайней мере в том что касается техники (в том числе военной) и технологий.
  6. flukked
    +12
    9 марта 2012 11:43
    Один из самых удачных кораблей в истории мировых ВМФ.
    1. 0
      26 мая 2017 17:57
      Будет. Если исправить катастрофическую ситуацию с радарами. "Британские учёные решили скрестить крота с кроликом. Гибрид почти ничего не видит, но если нащупает..."
  7. +2
    9 марта 2012 12:41
    Сногсшибательная по красоте фотография № 3.

    Да уж, хорош эсминец, слов нет. Но больше впечатляет серия - 60 кораблей в строю.

    Ладно, будем ждать...несимметричного ответа.
    1. jamert
      +3
      9 марта 2012 16:03
      Ладно, будем ждать...несимметричного ответа.


      Думаю, он будет подводным
      1. 0
        9 марта 2012 19:14
        Нет...не до такой степени..
        Будет он экранопланным.
        мне так хочется.

        А вообще, поскольку я сам с ВМФ - то я вижу просто очень лакомую цель. А уж кто-кого - бой покажет.
        1. slas
          0
          10 марта 2012 01:11
          Цитата: Игарр
          Да уж, хорош эсминец, слов нет.

          смотри не упади сногсшибательно с трапа winked эсминец как эсминец и у нас корабли красавци есть
          1. +4
            10 марта 2012 11:43
            И чо обижаться...
            моряк не может не восхищаться красивым кораблем.. враг он, нет ли.
            море - не любит ...дилетантов..
            недаром правила спасения на море - ни одна мадла никогда не пыталась оспорить...или что там национального внести.
            или стихия - или обычный человеческий дух, другого нет, или- или.
            а насчет наших сторожевиков я высказался когда про них публикация была.
            1. slas
              -1
              10 марта 2012 13:18
              Цитата: Игарр
              И чо обижаться...

              На обиженных воду возят lol Я лично не огорчаюсь и никого не хотел огорчить( если да то прошу прощения) На меня можете обижаться или нет это Ваше дело Я лично поддерживаю отечественного производителя немного хуже или не так --дело каждого Но свое есть свое И меня плющить начинает когда свое побоку а зарубежное -ах какая цаца fellow А правила спасения на море---причем здесь это? belay немножко не в тему уж извините Сравните--наш красавчик!
              1. +2
                10 марта 2012 13:19
                Я уже ответил ... в личке..

                А вот...все-таки есть разница в кораблях...
                Вот идет наш... с длинным баком... и идет не наш... ну корявый он, какой-то... на мой взгляд.. офицера ВМФ СССР
                1. slas
                  0
                  10 марта 2012 13:34
                  только прочитал--понял
            2. 0
              26 мая 2017 18:00
              Ссылочкой на статью не поделитесь? Или хотя бы что вводить в поиске. Любопытно.
    2. slas
      0
      10 марта 2012 00:55
      Цитата: Игарр
      Сногсшибательная по красоте фотография № 3.

      смотри не упади сногсшибательно recourse эсминец как эсминец и у нас корабли красавци есть
  8. +7
    9 марта 2012 12:52
    был на Mahan,когда он к нам в Таллинн заходил.серьезный корабль.провели внутри,но снимать пустой проход не разрешили. а на мостике пожалуйста,даже если и прибор в кадр попадает(на допотопных эстонских "крейсерах" на мостике вообще снимать не разрешали).правда тольком прицелиться не удавалось-не протолкнуться.и насчет дальности стрельбы пушки морячок не соврал-20 миль.как раз указанные 38 км и получается.
  9. damba
    +1
    9 марта 2012 13:31
    Господа господа не парьтесь читая эту статью и многие другие я пришел к выводу что это немного но выдает его жирный минус не смотря на многие плюсы в том что его модульность его подводит
    Арли просто нашпигован оружием и предназначен скорее для того что без проблем подъехать до вражеского берега по части же морского боя то скажу сразу его один то Яхонт завалит из за малой степени бронезащищенности так что скажу сразу я не эксперт но видно не вооруженным взглядом это всеволишь пороховая бочка и все
    Ну да он может хорошо ужалить а если его ужалить.
    Да и про СМ-3 написано это оружие для уничтожения МБР а не крылатых ракет да и БРСД он тоже с горя по полам сделает та что делаем выводы
    1. Kibb
      +2
      9 марта 2012 14:56
      К сожалению вопрос стоит в том, чтобы Яхонт сначала сумели выпустить, потом чтобы он долетел, потом чтоб его не сбили до поподания, и очень много но... а этих тварей 60 штук. А так ,без проблем, определенное количество взрывчатки может уничтожить любой корабль, и доказывать это не нужно
      1. 0
        26 мая 2017 18:48
        В чём проблема выпустить Яхонт при наличии приказа и целеуказания я не понял. Проблемы с тем чтобы он долетел будут если Яхонты пускать по одному в минуту. Такой глупости надеюсь допущено не будет.
    2. +5
      9 марта 2012 15:01
      ВМС США - это комплекс средств, где Иджис-эсминцы "Али Берк" - всего лишь один из компонентов.
      Обязанности эсинца - ПВО, ПРО, ПЛО, спецоперации в зоне военных конфликтов, удары по берегу

      А для морского боя есть куда более мощное и надежное средство - палубная авиация.
      1. slas
        0
        10 марта 2012 01:15
        В США основными назначениями эсминцев являются охрана авианосных групп, поддержка сухопутных сил и сил высадки десанта, а также охрана конвоев
      2. +1
        10 марта 2012 13:01
        Уф... читай хоть, что пишешь... шестнадцатилетний..
        "..А для морского боя есть куда более мощное и надежное средство - палубная авиация..."

        назови особенности морского боя...для палубной авиации.
        Авиация - я понимаю - ведет воздушный бой... с кораблями... а не ходит по морям-по волнам ...

        Каша в голове у тебя, извини уж, если тебе за 30.
        если до... - иди учись..
    3. +1
      9 марта 2012 15:29
      про "нашпигован оружием" это к нашим новым корветам и фрегатам.
  10. +2
    9 марта 2012 13:41
    если интересно,то фото (пусть и не ахти) с Mahan можно посмотреть тут -http://photo.qip.ru/users/hp415.photofile/4048365/
  11. Jupiter
    +2
    9 марта 2012 13:57
    Прекрасный корабль!
    И таким его делает во-первых система иджис, и во-вторых универсальная пусковая установка Mk 41.

    Нашим судостроителям неплохо было бы учесть это, особенно УВП.
    У нас вроде как есть УВП, но до сих пор раздельно для ударных ракет и отдельно для зенитных.
    Точнее даже нормальная УВП есть только для ПКР, а для ЗУР устаревшие барабанные установки.
    И о работах по унификации ПКР и ЗУР под пуск из единой УВП я ничего не слышал...;(
    1. 0
      9 марта 2012 15:37
      нет не иджис его главная особенность тем более к РЛС многие имеют претензии как раз таки из за ее универсальности. А так корабли замечательные. Особенно впечатляет их серия.

      зачем мешать в кучу. ПВОшное и ПРОшное
      Мне вот очень нравится идея и реализация на наших фрегатах.
      С ракетами 9М96Е2 и 9М100 что при наличии длинной руки обеспечивать полное прикрытие ордера.
    2. +1
      10 марта 2012 12:38
      Достали этим Иджисом....достали.

      В 80-90 годы прошлого века США кипятком писали... ах,СОИ, ах, оборонная инициатива...
      Пшик... накрылась медным тазом. А уж бабла съела - дай дорогу.

      Иджис - из того же времени...только доведенная до реальности.
      Только с тех пор радиотехника на месте не стояла...
      и универсальность сама в себе несет ущербность.
      Хватит..и этого.
    3. slas
      0
      10 марта 2012 15:57
      JupiterПрекрасный корабль!
      И таким его делает во-первых система иджис, и во-вторых универсальная пусковая установка Mk 41.
      я не пойму---так корабль красив или вооружение прикольнуло Определись
  12. +1
    9 марта 2012 19:05
    Корабль хорош, но возводить в фетиш БИУС "Иджис" ??? Ну, может она сопровождать много целей и т.д. Но делать из этого пугало??? А то американские понты на тему конца 80-х , когда на палубе эсминца был развёрнут плакат: типа "Бойтесь, у нас теперь есть "Иджис"!" БИУС может всё оценить и выдать целеуказания, но стреляют ракеты и орудия. И они поражают ворогов. А тут все носятся "Иджис - Иджис"... Количество ракет вещь хорошая, но ещё и важно качество этих ракет. И что лучше "Гарпун" или "Яхонт" - вопрос... Как правильно отмечено, подпалубное размещение ПУ ракет даёт возможность много их разместить, но при попадании .... Можно вспомнить жалкую судьбу корвета США, который во время Ирано-Иракской войны был по ошибке атакован ("Экзосетами" парой всего лишь!) с иракского самолёта. СОС смогли подать только со шлюпочной рации...и то им повезло, что одна из ракет не разорвалась, но своей массой разнесла центральный щит распределения электричества - и всё! дрова...
  13. Kibb
    +2
    9 марта 2012 21:58
    Цитата: nnz226
    "Бойтесь, у нас теперь есть "Иджис"

    Кто боится?
    Цитата: nnz226
    но стреляют ракеты и орудия.
    А еще системы управления и люди которые этими системами управляют
    Цитата: nnz226
    Корабль хорош,
    Просто констатируется этот факт, и не блее- он хорош, действительно хорош, но никто не говорил о том что непобедим или непотопляем, просто с "шапкоакидательством" можем получить очердное 22 июня
    1. Kibb
      +1
      9 марта 2012 22:24
      Вобще не понимаю, за что минус, хотите -бойтесь, я -нет.
  14. 0
    10 марта 2012 23:18
    Я конечно извеняюсь но во первых при массе 30 кг. начальной скорости 1000 м. сек. ну никак 30 км. не получается..... Крупнокалиберные пулемюты... для обороны от катеров... Ваще... Ракеты или тамагавки или зенитные... А если война... Распиаренная шаланда для войны с ... ну с ливией пойдёт... Для защиты авианосных груп от катеров тоже наверное... Дружок в 70х служил... так они дозвуковые ракеты из зенитных 30 мм. пушек сбивали... Это я про тамагавки... А от наши противокарабельные ракеты им сбивать нечем.... И насчёт непотапляемости.. у него нет воднепрницаемых перегородок... Если дырка то он точно утопнет...
    1. Ягуар
      0
      10 марта 2012 23:47
      Цитата: вард
      Дружок в 70х служил... так они дозвуковые ракеты из зенитных 30 мм. пушек сбивали... Это я про тамагавки...
      Одно дело одну дозвуковую ракету сбить(и то иногда не получается), а другое дело пару десятков таких ракет
  15. -1
    11 марта 2012 15:49
    Так две пустили, две и сбили...
    Основные характеристики
    · калибр, мм – 30
    · темп стрельбы, выстр./мин. – до 5000
    · начальная скорость снаряда, м/с – до 900
    · боекомплект, патронов – 300
    · живучесть стволов, выстрелов – 6000
    · масса установки, т – 9
    · углы вертикального наведения, град. – от -12 до +88
    · углы горизонтального наведения, град. – 180 от оси корабля
    · скорость вертикального/горизонтального наведения, град./с. – 50/70
    · дальность стрельбы по надводным целям, м – 5000
    · дальность стрельбы наклонная по воздушным целям, м - 4000
    Скорость тамагавка 880 км. час. или 250 м. сек....в зоне огня находится 16 секунд... Вам чего ещё надо... Шаланда подойти к берегу пострелят дикарей....
    А про пушку Вы думаете какой самый важный показатель при стрельбе... Это кучность, а вот кучность они нигде не указывают.... Значить не очень... А это примерно эллипс 250*120 метров... Вырой окоп и спи спокойно....
  16. Sergeev
    +1
    15 марта 2012 10:59
    Впечатляет
  17. Витальевич
    0
    30 августа 2012 16:55
    Очень интересное видео . Составляет позитивное отношение ..,и к капитану и ко всей команде .. жаль что мы враги .. и сталкивают лбами нас жадные и лживые продажные политики ..
    1. 0
      26 мая 2017 19:43
      Шта? Вы ещё скажите что такие эсминцы - оружие обороны. Они для обороны подходят так же как ручные гранаты для охраны дома. Капелька воображения - и поймёте о чём я. Много видели работников службы безопасности с гранатами? Этот корабль совершенно не годен охранять родные берега. Он заточен под две цели - 1) подойти к берегам страны с дикой тиранией и отдемократизировать её до состояния каменного века, чтобы все знали какой строй лучше; 2) чтобы из страны с дикой тиранией в страну Добра и Света ничего не прилетело в ответ. Вам никогда не приходило в голову подружиться с психопатом-людоедом? Он может быть очень позитивным в общении, работе. Прям как капитан и команда этого симпатичного кораблика. Но - людоеду надоест с вами общаться и захочется кушать, а капитану и команде придёт приказ. И всё. Думать о людях хорошо зачастую вредно для здоровья. Увы.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»