В небесах и на земле. Часть 1. «Мираж» и действительность



18 ноября 1956 года в воздух поднялся опытный образец французского истребителя «Мираж», которому было суждено стать одним из знаменитых самолетов мира. Феноменальный успех этой машины до сих пор продолжает удивлять специалистов и людей, увлеченных авиацией. Чего стоит только тот факт, что сверхзвуковой «Мираж» был разработан усилиями лишь 55 инженеров, 50 чертежников и 95 квалифицированных рабочих. На выполнение всей задачи с момента подписания контракта до первого полета потребовалось 13 месяцев. Правительство Франции поддержало проектирование, разработку и производство истребителя, вложив в нее приблизительно 277 миллионов франков. Спустя 10 лет после первого полета экспорт самолета принес доход в сумме 5,979 миллиарда франков.

Одной из стран, куда поставлялись эти машины, был Израиль, находящийся в состоянии перманентной войны с соседними странами.


Во время «Суэцкого кризиса» (1956), США, обидевшись и разозлившись на самодеятельность европейцев, выступили резко и решительно, пригрозив использовать «все методы» против зачинщиков, в том числе и Израиля, если те не отступят к прежним границам и не оставят Суэцкий канал в покое. СССР выступил так же и в том же духе. Англичане и французы свернулись, израильтяне отступили… ООН получил полномочия наблюдать за порядком и соблюдением судоходства в проливах. И всё вроде бы успокоилось — до следующего раза…

В том, что следующий раз будет, никто не сомневался, и все стороны — Израиль и арабы — к нему готовились. Гонка вооружений на Ближнем Востоке продолжалась…

Дерзкий десант израильских парашютистов, эффективность современной реактивной авиации на просторах Синая — всё подчёркивало важность военно-воздушной составляющей будущего конфликта и требовало вложить немало средств и сил в самолёты, лётчиков, аэродромы и радары.

Израилю было ясно, что вторая сторона также понимает это и вооружается не только истребителями: МиГ-17 и МиГ-19 приходили на замену устаревающим Миг-15 в Египте и Сирии, но также и бомбардировщиками: Ил-28 и Ту-16 — с радиусом действия, который покрывал центр Израиля. В том, что в следующих конфликтах авиация будет использована для бомбёжки населённых центров Израиля, никто не сомневался — ни арабы, которые обещали это сделать, ни израильтяне, задача которых была этого не допустить.

Руководителям Израиля было ясно, что пары эскадрилий дозвуковых «Мистер» IV,
В небесах и на земле. Часть 1. «Мираж» и действительность

довольно хорошо зарекомендовавших себя в 56-м году, уже не хватит для того, чтобы парировать угрозу новейших арабских бомбардировщиков над сердцем страны. И им пришлось думать о том, как защитить центры населения и инфраструктуру Израиля от реальных и потенциальных арабских самолётов. А в эпоху, когда ракетная ПВО была ещё в зародыше, это означало одно — Израилю нужен всепогодный скоростной истребитель-перехватчик, способный догнать и уничтожить любой истребитель, штурмовик, бомбардировщик или разведчик на службе арабских ВВС ещё до того, как тот доберётся до центров населения и промышленности Израиля, сконцентрированных вокруг Тель-Авива, Хайфы, Беэр-Шевы и Иерусалима, а также армейских баз в Негеве, Галилее и национальных инфраструктур.

Всем было ясно, что эра «Мистеров» ушла в прошлое и что нужен самолёт, который сможет нагнать и уничтожить самолёты, летящие со скоростью звука… А это означало, что будущий израильский перехватчик должен быть быстрее скорости звука.

Нужно было найти правильный самолёт и надёжного поставщика, с которым следовало бы долгосрочно сотрудничать. Такого, который был бы готов вносить в конструкцию и оборудование самолёта требуемые для Израиля изменения и модернизировать его со временем.

Выбор был небольшим — США и СССР отпадали сразу. Советский Союз играл на другую сторону. А США ещё десятилетие после «Суэцкого кризиса» не были готовы поставлять какое-либо вооружение в Израиль, не говоря уж о таком высокотехнологичном продукте, как всепогодный сверхзвуковой перехватчик. Англия в те годы уже не могла предложить ничего стоящего, да и со всеми её интересами в арабском мире она не котировалась как настоящий друг и союзник Израиля… А вот Франция была другого поля ягодка.

После 1956 года у Израиля с Францией установились очень дружеские отношения, особенно в технических и военных сферах. А ещё «особеннее» — в сфере авиации. Почти все новые самолёты израильских ВВС были французскими — учебные «Фуги Магистры»,
которые даже собирались в Израиле, «Ураганы»

и «Мистеры», ветераны 56-го года, двухмоторные бомбардировщики «Вотур»,
транспортные и вертолёты «Алюэт III».
Министерство обороны Израиля и ВВС сотрудничали со многими французскими компаниями, однако среди всех выделялось сотрудничество с компанией «Dassault Aviation», производителем самолётов «Ураган» и «Мистер». В этом была немалая заслуга основателя компании — Марселя БлОха,

легендарного авиаконструктора ещё довоенной Франции, борца Сопротивления времён фашистской оккупации, выжившего узника Бухенвальда, еврея по происхождению, взявшего себе после войны псевдоним «Дассо». Представители компании (и французских ВВС) были в курсе опыта боёв 56-го года и технических требований израильских ВВС к новым самолётам, в том числе к скорости перехватчика.
Поэтому, когда в 1959 году на стол командующего ВВС Израиля генерала Эзера Вейцмана

легло предложение от компании «Дассо» заказать их новейшую разработку — бесхвостку с треугольным крылом и встроенным радаром, которая будет способна преодолеть двойную скорость звука и запускать управляемые ракеты «воздух-воздух», — израильские ВВС заинтересовались…

Новый самолёт назывался «Мираж».



Самолёт имел крыло «дельта» в форме правильного треугольника — передняя кромка крыла была оттянута назад под 60 градусов, а её длина была практически равна размаху крыла самолёта — всего 8 метров и 22 сантиметра. Хвостового стабилизатора не было, только высокий вертикальный киль с рулём поворота.

Управление самолётом производилось отклоняемыми поверхностями на задней кромке крыла. Крыло было очень тонким и с трудом вмещало в себя колесо основного шасси. Фюзеляж самолёта длиной почти в 15 метров имел округлую форму, «лежащую» на крыле, его диаметр был менее полутора метров, и он расширялся перед крыльями двумя полукруглыми воздухозаборниками с движущимися конусами в них. (Конусы нужны были для контроля потока воздуха в двигатель на сверхзвуковых скоростях. Они начинали работать на скоростях выше 1,4 Мах.)

Кабина пилота располагалась между и над воздухозаборниками, а перед ней было место для бортового радара, прикрытое обтекаемым конусом, плавно переходящим в иглу датчика скорости. Самолёт был «гладким», без лишних выступов, выглядел как стрела и всем своим видом намекал на скорость, которой он может достичь.
В самолёте был установлен двигатель «Атар» 9В французской компании SNECMA, который, с включённой форсажной камерой, выдавал на взлёте тягу, приблизительно равную шести тоннам.

У первых прототипов самолёта за задней кромкой крыла под хвостовой частью фюзеляжа был установлен ракетный двигатель SPER 841, в качестве топлива использовавший 45% — фурфуриловый спирт, 45% — ксилидин, 10% — метанол. Окислителем служила азотная кислота. который позволял «Миражу» быстро подниматься на высоту свыше 21 км и разгоняться до скорости, превышающей в 2,2 раза скорость звука.

Топливо размещалось в крыле и в фюзеляже перед двигателем, его общий объём был около 2000 литров. Также самолёт мог взять под фюзеляж и крылья топливные баки объёмом в 1300 литров каждый, что обеспечивало ему большой радиус действия и позволяло патрулировать на дальних расстояниях от своих баз.

«Мираж» разрабатывался под сугубо определённую задачу — перехват скоростной цели при помощи первичного наведения наземного диспетчера, захват цели бортовым радаром, заход цели в хвост и запуск ракеты с радарным наведением для её уничтожения. В случае если наводимая бортовым радаром ракета не уничтожала цели, лётчик «Миража» должен был продолжить манёвр в заднем конусе цели и выпустить по ней ракеты «воздух-воздух» с тепловыми головками наведения.

Сделка с французами подразумевала участие израильского лётчика в испытаниях самолёта — этим лётчиком был назначен Дани Шапиро — и изменения в самолёте под требования ВВС Израиля.

Командующий ВВС Израиля генерал Эзер Вайцман (справа) и Главный лётчик-испытатель ВВС Израиля Дани Шапиро около самолёта «Мираж» IIIA во время испытательных полётов во Франции.
Фото из архивов ВВС Израиля


Первые полёты Дани Шапиро во Франции убедили израильтян в высоком потенциале самолёта, и вскоре Израиль закупил 3 эскадрильи «Миражей». Однако израильтяне попросили внести в самолёт некоторые изменения — основными из них были установка пары 30-мм пушек DEFA 552 (они уже успешно применялись в ВВС Израиля на самолётах «Ураган», «Мистер» и «Супер Мистер») в фюзеляж самолёта, под воздухозаборниками; и замена ракетного двигателя дополнительным, интегральным 500-литровым топливным баком. Желание установить пушечное бортовое вооружение было продиктовано пониманием, что технология управляемых ракет «воздух-воздух» ещё не созрела достаточно, чтобы полагаться только на неё. Также бортовые 30-мм пушки позволяли использование «Миража» для атак по наземным целям, что позволяло использовать свои самолёты как многоролевые. Ну а желание иметь дополнительное топливо в баках самолёта было естественным, так как двигатель «Миража» с включённой форсажной камерой «пожирал» топливо с ужасающей быстротой, а на малой высоте и большой скорости ещё быстрее.
Версия «Миража», которую закупил Израиль, получила обозначение IIIC, и треугольные самолёты, ставшие впоследствии легендами, начиная с марта 1962 и до июля 1964 года прибыли несколькими партиями на Святую землю — всего 72 штуки.

Вооружение израильских «Миражей» составляли французская ракета «воздух-воздух» «R.530», наводящаяся бортовым радаром «Ибис» компании «Сирано» и запускаемая с пилона под фюзеляжем, пара самонаводящихся ракет «Матра» и «Шафрир» с тепловыми головками наведения, запускаемых с внешних пилонов на крыле, и две 30-мм пушки с боезапасом в 125 снарядов для каждого орудия с гироприцелом, получающим данные о расстоянии до цели от радара. Всего у этой версии самолёта было 5 точек подвески — одна под фюзеляжем и 4 под крылом, которые имели возможность брать бомбы на специальных носителях. Центральный подвесной пилон и близлежащие к нему внутренние подвесные пилоны были оборудованы топливными магистралями и могли нести внешние топливные баки.

Первое впечатление от «Миража» оказалось правильным — самолёт обладал многими свойствами, о которых его разработчики и не думали, а потенциал его применения был значительно шире, чем изначально предполагалось.
Самолёт был не без «детских болезней», выявление и устранение которых заняло время и немало усилий. Все, кто только мог: инженеры фирм — производителей специфического оборудования самолёта, инженерные подразделения израильских ВВС и технари в эскадрильях искали выходы из сложных ситуаций. Проводились дополнительные испытания и проверки на земле и в полётах, разные теории проверялись на практике, вырабатывались практические шаги по решению проблем. Проявив немало целенаправленного упорства и дотошности, инженеры нашли решения для большинства проблем.

Начав изучение своего истребителя-перехватчика, израильские лётчики не поленились и с благословения своего командования начали «гонять» самолёт по всевозможным диапазонам лётных данных, проверяя на деле технические и лётные характеристики самолёта, зачастую открывая для себя неожиданные таланты своей новой любимой игрушки.

Оказалось, что «Мираж» обладал пилотажными свойствами, о которых его разработчики и фирменные лётчики-испытатели даже и не подозревали. Крыло «Миража» — «дельта» в форме правильного треугольника, — предназначенное для полёта на скорости, превышающей более чем в два раза скорость звука, показало отличное поведение на малых скоростях и высоких углах атаки, позволяя своим лётчикам выполнять разнообразные воздушные манёвры.

Обнаружив это, ребята из эскадрилий «Миражей» начали массово крутить виражи, петли и «бочки», пытаясь зайти друг другу в хвост… Тренировочные полёты по перехвату скоростной цели быстро превращались в ожесточённые ближние маневренные воздушные бои, которые заканчивались на малой высоте и минимальной скорости, после того как из-за крутых манёвров «Миражи» теряли свою изначальную энергию…

Спустя некоторое время в инженерно-технических подразделениях израильских ВВС — в штабе, мастерских авиабаз и самих эскадрильях, а также на предприятиях корпорации IAI — Авиационной индустрии Израиля, накопились знания и опыт по конструкции «Миража» и его систем, которые позволили самостоятельно, без помощи производителя, решать определённые технические задачи по улучшению технического состояния самолётов и по добавлению к ним новых систем связи, электроники и вооружения. Да ещё и проводить в собственных мастерских ремонты любой сложности, включая восстановление и возврат в строй разбитых и практически списанных машин.

Со временем оказалось, что у треугольного крыла Миража было ещё несколько дополнительных преимуществ — самолёт в полёте и маневрировании не знал, что такое аэродинамическая тряска, которой были подвержены практически все самолёты тех времён с горизонтальным хвостовым оперением. Да и вообще оказалось, что Мираж с его крылом «правильной дельтой» был очень устойчив в полёте и летал «гладко», чем израильтяне не преминули воспользоваться и заказали у фирмы «Дассо» несколько новых «носов» с разными фотокамерами высокого разрешения и соответствующими окошками в правильных местах, которые на нескольких специально подготовленных самолётах заменяли бортовой радар и прикрывающий его конус.

Эти несколько самолётов сослужили Израилю великую службу — с середины шестидесятых они были глазами страны, и их фотоснимки давали достоверную информацию о происходящем за линией фронта и в тылу врага.

А так как на малой высоте «Мираж» легко преодолевал воздушные ямы, позволяя довольно-таки комфортабельно «глотать» огромные расстояния на околозвуковой скорости на бреющем полёте, то недалёк был тот день, когда умельцы подвесили одному из «Миражей» парочку бомб и отправили прирождённый сверхзвуковой перехватчик на ближайший полигон, чтобы посмотреть, сможет ли он научиться ещё одной роли в своей полезной жизни. Оказалось, что может, да ещё как! Самолёт был очень устойчив в прицеливании и бомбометании, и результаты попаданий были отличными. Так «Мираж», задуманный и проектируемый как высотный истребитель, приобрёл ещё и квалификацию пикирующего бомбардировщика…



Это «открытие» было поворотной точкой в истории ВВС Израиля. Если до тех пор планировалось, что «Миражи», как истребители, будут сопровождать и охранять другие атакующие самолёты, наблюдая сверху, как бомбардировщики и штурмовики справляются со своими обязанностями, то теперь «Миражи» сами могли быть «бомберами», а завершив эту работу, возвращались к своей роли истребителей. Существующие 3 эскадрильи «Миражей» фактически удваивали атакующую мощь ВВС — без затрат на дополнительные самолёты и обучение новых лётчиков… А если взять в расчёт, что со своими дополнительными баками «Мираж» мог добраться далеко за Каир, то новая роль «Миража» как мультифункционального боевого самолёта имела стратегическое значение. И эскадрильи «Миражей» начали тренироваться в навигации на малой высоте, заходах на цель с бреющего полёта, пикировочном бомбометании и в использовании бортовых пушек по наземным целям.

Однако, несмотря на всё это, основной задачей эскадрилий «Миражей» израильских ВВС оставалась защита собственного неба от вражеских самолётов. И для этого лётчики научились эффективно использовать свои самолёты как супер-истребители. Для этого пришлось выработать новую школу ведения воздушных боёв. На основе учебных боёв в эскадрильях «Миражей» были выработаны практические методы и тактики ведения боя с самолётами, состоящими на вооружении соседей, — сверхзвуковыми МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21, а также дозвуковым, но очень маневренным «Хоукер Хантером». Несколько факторов помогли проверить эти теории и внедрить их во всех эскадрильях ВВС.

16 августа 1966 года на авиабазе Хацор израильских ВВС приземлился иракский МиГ-21 — самый современный на то время истребитель-перехватчик советского производства на службе арабских стран. Это был кульминационный момент операции «Бриллиант» -- ещё одной операции Моссада.
Израильтяне, не теряя времени, нарисовали Маген Давид на борту самолёта,

подготовили его к полёту, усадили в кабину своего самого главного лётчика-испытателя — Дани Шапиро — и провели серию полётов, в которых все командиры эскадрилий «Миражей» ВВС Израиля провели сравнительные полёты и учебные воздушные бои с МиГом.

МиГ оказался практически ничем не хуже «Миража», даже наоборот — в некоторых режимах полёта МиГ был лучше «Миража», в основном благодаря своему сильному двигателю. Однако у МиГа были и свои недостатки: в основном, удобство пилотирования и обзор из кабины пилота. После серии совместных полётов эскадрильи «Миражей» выработали общие рекомендации для ведения воздушных боёв с самолётами МиГ-21. Основных посылов было два: что «Миражу» нечего бояться манёвренного боя с МиГом и что лучшая тактика «Миража» — несколько быстрых агрессивных «па», чтобы создать угрозу пилоту МиГа, и если тот совершит ошибку, то укоротить расстояние до прицельного и использовать бортовое оружие, а если нет, оставить его и искать другую цель.

Геополитические процессы холодной войны и виток противостояния мировых держав начала 60-х годов не обошли стороной и восточное захолустье Средиземного моря. Попытки Советского Союза укоренить и расширить своё влияние за счёт дряхлеющих европейских колониальных держав совпало с желанием арабских лидеров побряцать оружием и превратилось в поток материалов и новейшего оружия на Ближний Восток.

Понимая уязвимость своей крохотной страны перед атаками с воздуха и артиллерийскими обстрелами с господствующих высот вблизи границ, принимая во внимание количество людей, поставленных «под ружьё», и растущее количество танков, самолётов и военных кораблей в соседних странах, руководство Израиля было единым в желании подготовить свои малочисленные вооружённые силы к следующему витку военных действий, в наступлении которого сомневаться не приходилось.

Понимая, что выбора нет, а новые самолёты будут вскоре очень нужны, в ВВС Израиля на основе собственных уроков эксплуатации и использования «Миража» IIIC был разработан список требований к новой версии «Миража». Изначально новый «Мираж» не был передовым или выдающимся самолётом. Он не имел никаких новых преимуществ перед уже находившимся на службе «Миражом» III и предназначался больше для атак по наземным целям, чем для перехвата и воздушных боёв с современными самолётами, прибывавшими на Ближний Восток.



Созданный в соответствии с требованиями заказчика, "Мираж" не имел РЛС и все оборудование из закабинного отсека удалось разместить в удлиненной и изрядно "похудевшей" носовой части. В освободившемся закабинном отсеке смонтировали дополнительный топливный бак на 500 л. Все эти доработки позволили увеличить радиус действия до 1300 км и существенно снизить стоимость самолета. На семи пилонах под крылом и фюзеляжем можно было подвесить боевую нагрузку общей массой до 4000 кг или сбрасываемые топливные баки суммарной емкостью до 4700 л. В варианте перехватчика самолет мог нести две УР "AIM-9 Sidewinder" или "Шафрир", а также сбрасываемые топливные баки.
Также самолет был снабжен усовершенствованной версией двигателя «Атар» 9 — более надёжной и немного сильнее. Новая версия самолёта должна была включить также изменения, внесённые в оригинальный «Мираж» IIIC после искоренения «детских болезней». Снаружи новая версия «Миража» теряла свой красивый круглый носовой конус, который заменили на продолговатый, узкий и чуть скошенный вниз. В нем располагался радиодальномер.

Новая версия самолёта получила название «Мираж» 5J, и после долгих и упорных переговоров в самом Израиле и во Франции в 1965 году израильские ВВС заказали 50 таких самолётов.



«Мираж» 5J совершил свой первый полёт во Франции 19 мая 1967 года, и пару недель спустя его будущее уже омрачалось односторонним эмбарго, введённым де Голлем — президентом Франции того времени — на поставки вооружения на Ближний Восток.

Шестидневная война в июне 1967 года перемешала карты и планы и повлияла как ничто другое на судьбу «Миража» в израильских ВВС и на его мировую славу…
В течение первой пары дней войны несколькими хорошо спланированными и отлично исполненными операциями ВВС Израиля уничтожили военно-воздушные силы арабских стран, участниц конфликта — Египта, Сирии и Иордании.
Несколько десятков самолётов противника — МиГов и «Хантеров», успевших взлететь, были сбиты в воздушных боях, в основном «Миражами» — пушечным огнём.

После этого боевая авиация израильских ВВС сосредоточила всю свою мощь на наземных целях — сухопутных войсках противника в Синае, на Голанских высотах и на Западном берегу реки Иордан. На шестой день после начала войны израильские танковые части дошли до Суэцкого канала на юге, до вершины Хермона и Кунейтры на севере и до реки Иордан на востоке.


Июнь 1967 года — тень «Миража» над останками расстрелянных на земле МиГ-21.
Фото ВВС Израиля


ВВС Израиля приняли на себя большую часть ноши «Войны на истощение». За это время Советский Союз восполнил египтянам основные боевые потери 67-го года в авиации, ПВО, бронетанковых войсках и артиллерии, включая предоставление новейших образцов разной техники — особенно в авиации и ПВО. Ободрённые восстанавливаемой военной мощью, египтяне стремились не позволить себе быть отброшенными на обочины геополитических процессов Ближнего Востока, а заодно насолить Израилю чем только можно.

Смысл «Войны на истощение» со стороны руководства Египта был ясен — отвоевать силой потерянный Синай мы не можем, но можем нанести Израилю сильный удар в его самой уязвимой точке — чувствительности израильского общества к потерям. Вот и будем это делать, используя артиллерию, самолёты, танковые пушки и засады пехоты, пока пощады не запросят.

Реакция израильского руководства была ожидаема — раз так, то мы заставим египетское руководство пожалеть о своём решении и ударим по их больному месту — инфраструктурам, которыми так гордились Гамаль Абдель Насер и его товарищи. Начнём с городов около Суэцкого канала и, если не поймут намёка, продолжим дальше, вглубь…

Основные действия Войны на истощение происходили на Суэцком канале. Стороны были разделены водной преградой, прямого контакта войсковых масс не было, «стандартные» широкомасштабные пехотные и танковые атаки были невозможны, и основной боевой активностью со стороны египтян стали артиллерийские обстрелы и засады спецназа. Начались артиллерийские дуэли, однако в распоряжении ЦАХАЛа не было достаточно артиллерии, чтобы достойно отвечать огнём на огонь, и ВВС Израиля были призваны уравнять ситуацию. Параллельно началось окапывание и организация пассивной обороны на израильской, восточной, стороне канала — была создана цепочка бастионов/фортов, основная задача которых была дать прикрытие от артиллерии для гарнизона — взвода пехоты и одного или двух танков — и позволить им отбить атаку роты «коммандос». За линией передовых фортов было несколько армейских баз, до которых египетская артиллерия не доставала.

Вместе с увеличивающейся активностью на земле усиливалась и активность в небе — израильские «Ураганы», «Мистеры» и «Вотуры» увеличивали интенсивность своих атак, египетские МиГ-17 пытались атаковать израильские базы второй линии, а МиГ-21 пытались перехватить израильские штурмовики и бомбардировщики. Обновлённые и существенно расширенные египетские батареи ПВО — зенитных и ракетных комплексов — пытались помешать израильским самолётам хозяйничать над египетским небом, особенно над Каиром и основными промышленными центрами, авиабазами и расположениями армейских штабов и тылов.

Во время первого периода Войны на истощение основная тактика ВВС Израиля была проста — «Мистеры» и «Ураганы» атаковали цели вблизи канала, а «Миражи» работали на перехват МиГов, в основном МиГ-17, пытающихся атаковать израильские базы на западе Синая. Однако со временем израильская тактика стала более агрессивной, когда оказалось, что «Миражи» могут успешно уничтожать новёхонькие МиГ-21 в воздушных боях, без надобности атаковать авиабазы, которые к этому времени, в рамках уроков июня 67-го года, уже были основательно защищены зенитками и находились под прикрытием новых ракетных комплексов ПВО. Эскадрильи «Миражей» проводили агрессивные патрули в глубине египетской территории и выманивали МиГи на бой. Или присоединялись к паре «Мистеров» (а позже «Скайхоков») и имитировали атаки по наземным целям, пока четвёрки и пары египетских МиГ-21 не появлялись их перехватывать.

И все же, несмотря на успехи «Миражей», «Мистеров», устаревших «Ураганов» и горстки оставшихся в строю «Вотуров», долго так продолжаться не могло.

ВВС Израиля, которые к началу боевых действий в июне 1967 года имели всего 203 боевых самолёта в 8 эскадрильях (плюс 2-3 дюжины учебных самолётов «Фуга Магистр», вооружённых парой пулемётов 7,62 мм и шестью-восемью ракетами 68 мм, которые при своём даже лёгком вооружении были очень ограничены в радиусе действия), потеряли около 40 самолётов и 20 лётчиков. Ещё семеро попали в плен. Всего в израильских ВВС в строю осталось менее 140 пригодных к бою самолётов…
Боевые действия Войны на истощение стоили дополнительных потерь в самолётах, и эти потери надо было восполнить. Но откуда и как?

Переговоры с американцами о поставках «Скайхоков», прервавшиеся на некоторое время из-за Шестидневной войны, возобновились в ноябре 1967 года, и на них израильтянам удалось увеличить количество закупаемых в 1968 году самолётов до 48 (две эскадрильи), а потом ещё 30-40 самолётов в 1969 году. Однако американцы были готовы продать в Израиль только «Скайхоки» модификации А4H, с примитивными системами прицеливания и без компьютера бомбометания.

«Миражи», участвовавшие во всех операциях Шестидневной войны и Войны на истощение, доказали, что каждая копейка, вложенная в них, более чем оправдала себя. Но замены потерянным «Миражам» не было — французское эмбарго закрыло все легальные пути для получения 50 заказанных самолётов «Мираж» 5, деньги за которые уже были уплачены. Эмбарго стало серьёзным препятствием для Израиля…
Ситуация была воспринята как стратегическая угроза, и светлые умы Израиля были брошены на поиск выхода из этой проблемы.

Продолжение следует…


Источники:
Мостов И. Дерзкий «Львёнок».
Чечин А. А., Околелов Н. Н. «Мираж III» в Израиле // Наука и техника. 2006. №7.
Статьи Википедии и пр.
Автор: Александр Привалов


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 62

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. 210окв (дмитрий) 1 августа 2017 05:57
    Видел я эти "Миражи"авиаполка "Нормандия" на авиашоу в Смоленске..Интересные машины..
    1. avt 1 августа 2017 09:39
      Цитата: 210окв
      .Интересные машины..

      Интересны в части применения в боевых действиях , а собственно как конструкция инженерной мысли ничего такого супер прорывного и уж в части аэродинамики тем паче- вполне себе среднестатистический аэроплан . Ни разу не выдающееся слово в авиастроении . Как собственно и клон ,,Марьяжа" израильский ,,Кефир".Но вот что реально заслуживает уважения и повторяю регулярно ,так это упорство франков в сохранении собственной школы авиастроения ! Вот собственно все слились ( за немцев , которым собственно запрещено строить боевые аэропланы , как итальянцам и японцам не говорю. Последние пытаются вывернуться и лепят гипертрофированный Фу-16 и уже вышли на вертушки) , аки англы . Но эти упорно цепляются за ,,право первородства" в боевой авиации. Франки молодцы - они упорно цепляются за право быть ведущей авиационной державой , то есть способной полностью у себя создать и изготовить вполне себе приемлемый для боя аэроплан.От движка до фюзеляжа.
      avt
      1. ranger (виктор николаевич) 1 августа 2017 10:00
        Цитата: avt
        Интересны в части применения в боевых действиях , а собственно как конструкция инженерной мысли ничего такого супер прорывного

        Ну-ну, свою роль эти машины сыграли и были весьма достойным противником египетских ВВС...
        Для своего времени это была вполне современная машина, хорошо себя зарекомендовавшая - чем и объясняется ее долголетие... Пора уже научиться объективно оценивать не только собственные достижения....
        1. avt 1 августа 2017 10:23
          Цитата: ranger
          Пора уже научиться объективно оценивать не только собственные достижения....
          fool
          Пора бы наконец читать комменты и пытаться осмысливать сказанное полностью, а не только о своём о девичьем .Тем более что ничего такого
          Цитата: ranger
          объективно оценивать

          в техническом плане конкретно о конструкции аэроплана не выдали . От слова вообще про какие либо достижения данного аппарата в части инженерной мысли его создателей.
          avt
          1. ranger (виктор николаевич) 1 августа 2017 11:09
            Цитата: avt
            Пора бы наконец читать комменты и пытаться осмысливать сказанное полностью

            Ваш коммент не настолько глубок и профессионален чтобы его пытаться до конца осмысливать. И написал я не о своем о девичьем, а о том, что знаю из личного опыта - в отличие от вас я знаю что такое "Мираж" в деле не с чужих слов и не из статей на ВО и ТВ передач. Довелось познакомиться как работает эта машина в ходе моей службы в зоне Суэцкого канала в период войны на "истощение"...
            Так что будьте скромнее и не судите обо всем наотмашь, вы далеко не Туполев или Яковлев чтобы продолжать с вами полемику не вижу смысла...
            Теоретизируйте дальше - клавиатура все стерпит.... hi
            1. avt 1 августа 2017 13:20
              Цитата: ranger
              ь с вами полемику не вижу смысла...

              Охотно верю . Когда серое с кислым путаете .
              Цитата: ranger
              Довелось познакомиться как работает эта машина в ходе моей службы в зоне Суэцкого канала в период войны на "истощение"...

              Но опять таки ничего конкретного касаемо
              Цитата: avt
              Интересны в части применения в боевых действиях ,

              Не приводя , а исключительно за вообще призывая
              Цитата: ranger
              Пора уже научиться объективно оценивать не только собственные достижения....

              То вот когда собственно отличать будете конкретные инженерные решения в аппаратах от их не менее конкретного применения , выкладывая на обозрение , тогда моралите свои и выкладывайте за
              Цитата: ranger
              Так что будьте скромнее и не судите обо всем наотмашь, вы далеко не Туполев или Яковлев

              Тогда , проанализировав изложенное, будет повод для какого нибудь обсуждения. А пока это всё ваш художественный свист на тему - ,,плавали , знаем".Который точно также
              Цитата: ranger
              Теоретизируйте дальше - клавиатура все стерпит...
              avt
      2. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 1 августа 2017 15:40
        Цитата: avt
        Вот собственно все слились ( за немцев , которым собственно запрещено строить боевые аэропланы , как итальянцам и японцам не говорю


        А чем плоха итальянская школа авиастроения?
        Боевых не строят - а учебно боевые - пожалуйста.
        1. avt 1 августа 2017 17:35
          Цитата: DimerVladimer
          Боевых не строят - а учебно боевые - пожалуйста.
          request
          Где я писал и обсуждал не боевые и перелицованные из них в ударники???Италы перелицовывали свои учебные-да. Японцы так своего ,,Ниндзя" подпольно делали , ведя переговоры про ,,Аппач" ,а потом сказали - спасибо , не недо. НО ДО СИХ пор далее транспортника и патруля ПЛО не двинулись. Их последний боевой - переросток Фу-16 .Был конкретный запрет странам ,,оси" , как и после Первой мировой делать определённые виды вооружения. Просто полюбопытствуйте когда те же италы сваяли свой собственный танк и когда ,,Лео"№1 появился, ну и на чём ДО него бундесы рассекали.
          avt
    2. кволту (валера) 1 августа 2017 10:15
      В каком году было это авиашоу?
  2. Loki_2 (Егор) 1 августа 2017 10:40
    Как мне нравятся хвастливые статьи написанные богоизбранными о богоизбранных.
    ВВС Израиля, которые к началу боевых действий в июне 1967 года имели всего 203 боевых самолёта...
    ...потеряли около 40 самолётов...
    ...Всего в израильских ВВС в строю осталось менее 140 пригодных к бою самолётов…

    - Изя, сколько будет 2х2?
    - А мы покупаем или продаем?
    1. NIKNN (Николай) 1 августа 2017 11:27
      Цитата: Loki_2
      Как мне нравятся хвастливые статьи написанные богоизбранными о богоизбранных.

      Вот и я про то же... Статья вроде как пр Мираж, а в реале, про героическое завоевание бесподобными и до глубины обиженными Израильтянами чужих территорий. recourse
      1. Archangel95 (Archangel95) 2 августа 2017 02:12
        Ну а как же без этого нужно же восхвалят частенько что бы не забывали
    2. Комментарий был удален.
    3. А. Привалов (Александр Привалов) 1 августа 2017 12:28
      Цитата: Loki_2
      Как мне нравятся хвастливые статьи написанные богоизбранными о богоизбранных.

      Ради взаимной вежливости, уточню. Статья написана "богоизбранным" для "богоносцев". hi laughing
      Теперь, о цифрах.
      Приведенный текст относится ко времени Войны на истощение. Соответственно, к потерям в Шестидневную войну, следует добавить и потери следующего периода. Безусловно, привести точные цифры не просто, хотя встречаются любители отслеживающие такие данные. К примеру, тут: http://qoo.by/2o92
      1. Bongo (Сергей) 3 августа 2017 07:29
        Прочитал с большим интересом. В целом статья достаточно грамотная, но есть ряд неточностей, например:
        На основе учебных боёв в эскадрильях «Миражей» были выработаны практические методы и тактики ведения боя с самолётами, состоящими на вооружении соседей, — сверхзвуковыми МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21, а также дозвуковым, но очень маневренным «Хоукер Хантером».
        У кого из противников Израиля имелись МиГ-19? МиГ-17 был дозвуковым самолётом, который по манёвренности сравним с британским "Хантером".
        1. А. Привалов (Александр Привалов) 3 августа 2017 09:46
          Цитата: Bongo
          Прочитал с большим интересом. В целом статья достаточно грамотная, но есть ряд неточностей, например:
          На основе учебных боёв в эскадрильях «Миражей» были выработаны практические методы и тактики ведения боя с самолётами, состоящими на вооружении соседей, — сверхзвуковыми МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21, а также дозвуковым, но очень маневренным «Хоукер Хантером».
          У кого из противников Израиля имелись МиГ-19? МиГ-17 был дозвуковым самолётом, который по манёвренности сравним с британским "Хантером".

          МиГ-17 -- был первым из серийных истребителей, который мог достичь скорости звука, но для боевых полётов, конечно, считался околозвуковым. Однако, как потенциальный противник в небе, требовал к себе обязательного внимания и учитывался в новой тактике ведения воздушных боёв. До середины 70-х советские лётчики, воспитанные на подвигах уважаемых Кожедуба и Покрышкина, применяли тактику времён ВОВ и тому же обучали своих арабских протеже. Однако, новая техника и новое вооружение требовали новых подходов к тактике воздушных боёв. Израильтяне этот факт приняли к сведению быстрее, ничего уж тут не поделать.

          МиГ-19 состоял на вооружении ВВС Египта и Сирии -- основных противников Израиля на Ближневосточном ТВД.

          Британский "Хоукер Хантер" -- вполне достойная для своего времени машина. Обученные англичанами иорданские лётчики, в своё время, очень прилично покусали Израильские "Миражи". Не принимать их во внимание, было бы непростительной глупостью, которую израильтяне позволить себе не могли.
          1. Bongo (Сергей) 3 августа 2017 10:15
            Цитата: А. Привалов
            МиГ-19 состоял на вооружении ВВС Египта и Сирии -- основных противников Израиля на Ближневосточном ТВД

            Я конечно не претендую на истину в последней инстанции, но насчёт МиГ-19 в Египте и Сирии вы уверены? Случайно с китайскими J-6 не путаете? Не припоминаю, что бы они участвовали в боях. И как мне представляется, у Вас слишком много неуместного пафоса.
            1. А. Привалов (Александр Привалов) 3 августа 2017 11:04
              Цитата: Bongo
              Цитата: А. Привалов
              МиГ-19 состоял на вооружении ВВС Египта и Сирии -- основных противников Израиля на Ближневосточном ТВД

              Я конечно не претендую на истину в последней инстанции, но насчёт МиГ-19 в Египте и Сирии вы уверены? Случайно с китайскими J-6 не путаете? Не припоминаю, что бы они участвовали в боях. И как мне представляется, у Вас слишком много неуместного пафоса.

              Загляните сюда: http://qoo.by/2oYc --- сколько и у кого с десятком ссылок на источники информации. Кто я, чтобы спорить с ними?

              Что до пафоса, так это вам, в разделе "Вооружение", следует быть строгим описывая ТТХ. Я же, пишу в разделе "Мнения" -- беллетристику, можно сказать. Много там пафоса, или мало, уместен, или неуместен он -- дело личного вкуса. Мне, нравится так, а вам нет. Имеет место быть. hi
      2. Loki_2 (Егор) 4 августа 2017 07:42
        Приведенный текст относится ко времени Войны на истощение. Соответственно, к потерям в Шестидневную войну, следует добавить и потери следующего периода.

        Цифры приведены в двух соседних предложениях в пределах одного абзаца. То что они относятся к разным периодам из текста не понятно. Я обратил внимание на несоответствие математики.
    4. dzvero (Иво) 1 августа 2017 13:08
      Скорее всего 40 с хвостиком сбито в бою, а остальные ~30 сумели дотянуть до базу. Возможно, они подлежали восстановлению, но были списанны на запчасти из-за ембарго. Ето, конечно, тоже потери, но какбы не боевые. Практика, кстати, довольно разпространена в мире. Немцы в ВМВ умерших от ран учитывали как санитарные потери; американцы в Ираке ( и не только там) часть потерь списывали по техническим причинам - отказ двигателя или возгорание боекомплекта smile Да и в других армиях бывает, что поврежденную и вполне ремонтопригодную технику не восстанавливают.
      Тут интересное то, что в условиях ембарго и до того как США ввязялись на сторону Израиля, тактика войны на истощение вполне себе оправдала - примерно за год (или полтора) безвозвратные потери ВВС Израиля составили ~35%. Если бы не США, то в 73-ем у израильтян практически не было бы авиации.
      1. А. Привалов (Александр Привалов) 1 августа 2017 13:26
        Цитата: dzvero
        Если бы не США, то в 73-ем у израильтян практически не было бы авиации.

        В отличие от СССР, который просто дарил арабам военную технику и боеприпасы лишь ради усиления своего присутствия на Ближнем Востоке, продажи самолётов Израилю, были очень выгодной американцам коммерческой сделкой. Не стану умалять существенность и важность этих покупок, но и не рекомендую так упрощать ситуацию. О выходе, который нашёл Израиль из создавшегося в результате эмбарго тяжелейшего положения, можно будет скоро прочитать в статье "В небесах и на земле. Часть 2." hi
        1. Zaurbek (Zaur) 1 августа 2017 20:12
          Я вот упустил...Как финансировалась закупка Израилем такого большого количества оружия в то время? 4 войны, потери, обслуживание техники, отсутствие резервов...Подскажите.
          1. А. Привалов (Александр Привалов) 1 августа 2017 21:48
            Финансировалось из государственного бюджета, где расходы на вооружения доходили до 20%. За счёт ухудшения уровня жизни, суровой экономии, скрупулёзного расходования денежных средств на всё. Когда папа с сыном ходят на ежегодные военные сборы, а мама была у папы командиром роты, или инструктором рукопашного боя, когда с трёх сторон враги, а с четвёртой море и отступать некуда, то делать нечего. Приходилось соответствовать. Очень пригодилась американская помощь, но это уже в 70-х. (Я об этом писал в своей статье "Американская помощь Израилю: когда, как и зачем?"), а до этого, было весьма не просто.
            1. Zaurbek (Zaur) 2 августа 2017 01:23
              Я согласен, но остаются вопросы:
              1. У Израиля тогда было нечего продать (полезных ископаемых нет)
              2. Шекель не являлся СКВ
              3. Цены на любую технику были в долларах, марках, франках
              4. Кредитования не было.
              1. tamnun 2 августа 2017 06:08
                Цитата: Zaurbek
                Я согласен, но остаются вопросы:
                1. У Израиля тогда было нечего продать (полезных ископаемых нет)
                2. Шекель не являлся СКВ
                3. Цены на любую технику были в долларах, марках, франках
                4. Кредитования не было.

                мы говорим о 1967 г плюс-минус.
                Цены разумеется то же были соответствующие.
                для сравнения
                Статистика
                Израиль
                ВВП 4,03 миллиарда USD (1967 г.)
                ВВП на душу населения
                1 468,12 USD ‎(1967 г.)
                Население
                2,745 миллиона (1967)

                как пример
                Египет
                5,579 миллиарда USD (1967 г.)
                Население
                32,53 миллиона ‎(1967 г.)
                ВВП на душу населения
                171,49 USD ‎(1967 г.)
            2. Archangel95 (Archangel95) 2 августа 2017 02:08
              Гражданин не объясните как у израиля вообще появились деньги и как вы их экономили
              не какая экономия средств не поможет если государство не добывает не продает или не предоставляет что то в сфере услуг если нет такой экономики так что вы там экономили и на чем был основан ваш бюджет
              1. tamnun 2 августа 2017 06:11
                Цитата: Archangel95
                Гражданин не объясните как у израиля вообще появились деньги и как вы их экономили
                не какая экономия средств не поможет если государство не добывает не продает или не предоставляет что то в сфере услуг если нет такой экономики так что вы там экономили и на чем был основан ваш бюджет

                А с чего вы решили , что если нечего добывать , то и промышленности нет ?
              2. А. Привалов (Александр Привалов) 2 августа 2017 10:53
                Цитата: Archangel95
                Гражданин не объясните как у израиля вообще появились деньги и как вы их экономили
                не какая экономия средств не поможет если государство не добывает не продает или не предоставляет что то в сфере услуг если нет такой экономики так что вы там экономили и на чем был основан ваш бюджет

                Да, Израиль не имел ни лесов, которые можно рубить без оглядки и гнать миллионы кубометров на экспорт, ни нефти по 100 зелёных за баррель, ни пр. богатств недр. Ему не грозило стать сырьевым придатком. Цитирую:
                К 1965 году израильский ВВП вырос в 4,45 раза по сравнению с 1950 годом, что поставило Израиль в ряды тридцати наиболее развитых государств того времени. В 1950 году страна импортировала более половины пищевых продуктов. В 1967 году Израиль производил 85 % необходимых ему продуктов питания и экспортировал яйца, овощи, молочные продукты и фрукты. Тем не менее именно индустрия, а не сельское хозяйство — и даже не цитрусовые культуры — стала основой экономики Израиля. Важно отметить, что промышленный рост обусловливался не традиционным сочетанием доступного сырья и дешевой рабочей силы, а скорее потребностями растущего населения. В первое десятилетие после "Суэцкого кризиса" предприятия работали круглосуточно для обеспечения внутренних потребностей государства. В результате численность рабочих стремительно возросла, 24,5 % всего работающего населения оказались заняты в промышленности, и эта цифра продолжала расти. (от себя добавлю, что рабочий день начинался в 7:00, а рабочая неделя была 47 часов) В период 1950—1969 годов объем промышленного производства увеличился в пять раз. Эти успехи были достигнуты, несмотря на нехватку сырья и энергетических ресурсов, несовершенство малых заводов, фрагментированность производства и удаленность от обширных рынков, которые оправдали бы транспортные расходы.
                Валюту зарабатывали на огранке бриллиантов. К 1965 году 42 % объема израильского промышленного экспорта составляли обработанные промышленные алмазы и ограненные бриллианты. Прочие отрасли все еще не могли дать стране достаточно валюты.
                Экономический рост во многом был обусловлен вложениями иностранного капитала, но в не меньшей степени он являлся результатом изощренного государственного планирования. К концу 50-х годов повысился профессиональный уровень государственных служб, и новое поколение компетентных экономистов начало наконец оказывать определенное влияние на политический истеблишмент. Тактика форсирования экономического роста стала более утонченной. В результате, в последующее десятилетие правительство смогло составить смелую программу низкопроцентных ссуд для малых и средних бизнесов из фонда развития, сокращения прямых и косвенных налогов и правительственной поддержки предприятий, разрабатывающих полезные ископаемые Негева. Были также обещаны субсидии промышленникам и разработан ряд мероприятий по повышению производительности труда. Большое внимание уделялось и стимулированию конкурентоспособности израильской продукции на международных рынках.
                Опираясь на государственную поддержку, постепенно развивался экспорт. Помимо цитрусовых Израиль пытался продавать изделия, произведенные из местного сырья, но кроме удобрений, химических препаратов и хлопковых тканей предложить здесь было почти нечего. На экспорт поэтому шла продукция наукоемкой промышленности, в том числе электроника, лекарства, приборы, медицинское оборудование, а также малогабаритные товары, не требующие больших расходов при перевозке, - меха, бриллианты и т. п.
                Благодаря развитию морского и воздушного торгового флота, экспорт транспортных и туристических услуг также стал важным источником валюты.
                После Шестидневной войны туризм стал вторым по значению источником валюты (после экспорта цитрусовых культур), опередив алмазо-обрабатываюшую промышленность. В целом, национальный экспорт во всех отраслях - транспортные услуги, туризм, сельское хозяйство и промышленность -составлял в 1967 году в денежном исчислении 1 млрд долларов. Это был заметный прогресс для осажденной маленькой страны со скудными естественными ресурсами, которая могла рассчитывать только на квалифицированную рабочую силу и разумное руководство.

                Повторяю, было очень трудно. Подъёмы сменяла инфляция, росла и падала безработица. Пройдёт ещё более 20 лет интенсивного труда перемежающегося войнами, пока экономические показатели станут устойчиво расти.
                1. А. Привалов (Александр Привалов) 2 августа 2017 10:57
                  Именно по этому, сегодня приятно видеть результаты успешного роста экономики. Для интересующихся:
        2. db1967 (Дмитрй) 3 августа 2017 07:19
          Имеете в виду нелицензионное производство Израилем Миражей под именем Даггер?
          США Израилю технику таки не дарила - давала целевые кредиты. Правда потом эти кредиты списывала laughing
          1. А. Привалов (Александр Привалов) 3 августа 2017 09:21
            Цитата: db1967
            Имеете в виду нелицензионное производство Израилем Миражей под именем Даггер?
            США Израилю технику таки не дарила - давала целевые кредиты. Правда потом эти кредиты списывала laughing

            Dagger, это уже 1978 год, а тут речь идёт о самом конце 60-х начале 70-х. Читайте скоро об этом во второй части статьи.
            Ага, "кредиты списывались", да так, что это привело к сумасшедшему государственному долгу и почти 20% дефициту госбюджета... Единственное, что удалось сделать, это провести некоторую реструктуризацию долгов. Кое-что продлили, на кое-что снизили процент кредита и пр. Американские финансовые системы -- кто угодно, только не альтруисты. В мире существует лишь 1(один) Добрый_Дядя последние, почти 60 лет, раздающий десятки миллиардов зелени ради пустого трёпа и несбыточных фантазий из разряда "1001 ночь".
            1. давно в запасе. (владимир) 6 августа 2017 10:52
              ой да ладно вам...как то читалось что голда меир прибыв в америку с 20 баксами в кармане на вопрос таможенника как вы собрались прожить в Америке на такую скромную сумму ответила-у меня тут много родственников..и уехала из америки с 40 лимонами..неособо помню но кажется был 47-48 год.тогда это была изрядная сумма..так что это не альтруизм- а рассматривайте как долгосрочное вложение..
              1. А. Привалов (Александр Привалов) 6 августа 2017 12:57
                Этому вопросу я посвятил специальную подробную статью: "Американская помощь Израилю: когда, как и зачем?" Поищите её в моих публикациях, почитайте, уважаемый, и будет вам счастье. Если же вы просто желаете похохмить и потроллить, то мне жаль вашего и своего времени. Ни в 47, ни в 48 годах Голде, никакой американский банк, я не говорю, уже о любом госведомстве, не дал бы и сухой мухи. Даже если она и привезла какие-то крупные суммы в виде частных пожертвований, то просуществовать на них государству 20 лет и выжить в 3-х (трёх!) кровопролитных войнах, не развивая собственную экономику, просто не реально.
                1. давно в запасе. (владимир) 6 августа 2017 21:10
                  уважаемый банки ничего ей не давали.это была помощь американской диаспоры.никто не говорит что Израиль существовал на эти деньги-но тогда они очень помогли Израилю выжить.иначе на что было покупать оружие .это плохо? да нет-это хорошо.вот только не надо делать из Израиля и израильтян эльфов живущих в розовом замке-они пользовались любой возможностью что бы их государство выжило.
                  1. А. Привалов (Александр Привалов) 6 августа 2017 21:16
                    Ну, пожертвования, это дело хорошее и нужное. Я желаю вам, чтобы российская диаспора так помогала РФ.
    5. WapentakeLokki (WapentakeLokki) 1 августа 2017 19:18
      А таки да им есть чем гордиться а вот все наши вложения в арабов окончились пшиком евреи их били при любом соотношении сил.Тенденция эта сохранилась и сегодня в прямом бою мусульмане всегда лажались но с подачи ЦРУ их тактикой стал Террор и пояса шахидов в толпе мирняка спорный метод ведения войны но что есть то есть.А Израиль продолжает существовать как государство и да им есть чем гордиться без базара
      1. давно в запасе. (владимир) 6 августа 2017 10:56
        мы вкладывали в Египет Сирию и по большому счету все..где вы там толпу шахидов увидели не расскажете?и в прямом бою когда у арабов был лидер они не лажались.другое дело что они как нации и государства еще не сложились.это процесс долгий и кровавый-можете поглядеть историю любого государства.на границы гляньте-они ведь по линейке проведены.
  3. tamnun 1 августа 2017 12:57
    Автору спасибо за прекрастную статью.
  4. Love is (Олег) 1 августа 2017 13:31
    Спасибо! Отличная статья. Очень интересно.
  5. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 1 августа 2017 15:46
    Хороший слог, не избитая тема. Автору плюс.
    Предлагаю не ограничиваться Миражами - действия Израильских ВВС, отличались интересной тактикой - пожалуй мало кто столько получил современного военного опыта.
    Ждем про рейды, про разбомбленный реактор Хусейна и другие очень интересные спец операции ВВС Израиля.
  6. Zaurbek (Zaur) 1 августа 2017 20:13
    Интересно, почему в СССР не стали делать самолеты с таким крылом, а пошли по пути МиГ-23?
    1. Michael Newage (Михаил) 1 августа 2017 22:03
      МиГ 23 это уже следующее поколение, которое было лучше почти во всем. А так, тут главный вопрос больше: нужно ли заднее горизонтальность оперение? У МиГа 21 ведь тоже было треугольное крыло, просто было еще и заднее горизонтальное оперение с рулями высоты на нем. Статья на этот вопрос отвечает: "МиГ оказался практически ничем не хуже «Миража», даже наоборот — в некоторых режимах полёта МиГ был лучше «Миража», в основном благодаря своему сильному двигателю." В переводе МиГ делал Мираж на вертикалях и был равен на виражах. В этом случае тактика "несколько быстрых агрессивных «па»" это все что и оставалось миражам. Вообще всегда думал что там главные плюсы был мощный радар и более совершенные ракеты. Но если они утверждают что большинство побед у них было в ББ, то можно понять каким дном были арабские летчики. Также слышал, когда стали исследовать угнанный МиГ, все увидели как он плохо собран. Заклепки выпирали, подгонка панелей и т.д. А потом стали на нем летать и он без труда делал 2 скорости звука и мог бить "гладенький" Мираж просто изи во всех режимах. Так что перехвалили вы француза. И да Франция в авиации ВСЕГДА на третьих ролях была даже среди европейских стран. Какие у них еще есть известные машины, кроме Миражей, которые по сравнению с тиражом одних только 21 Мигов, штучный экземпляр? Это как раз одно их исключение которое подтверждает правило.
      1. давно в запасе. (владимир) 6 августа 2017 10:58
        мираж ф1.например.да -франция не могла производить и продавать столько самолетов как ссср или сша-извините не те размеры..поросеночек то маленький-в смысле рынок продаж..
    2. Денимакс 1 августа 2017 22:40
      Можно предположить, что Мираж не мог делать резких маневров с большими перегрузками, т.к. при больших атаках крыла закрылки будут за экраном. Тут конечно лучше иметь отдельный стабилизатор, который сможет ещё поймать поток воздуха.
      1. А. Привалов (Александр Привалов) 2 августа 2017 10:06
        Цитата: Денимакс
        Можно предположить, что Мираж не мог делать резких маневров с большими перегрузками, т.к. при больших атаках крыла закрылки будут за экраном. Тут конечно лучше иметь отдельный стабилизатор, который сможет ещё поймать поток воздуха.


        Не забегайте вперёд. stop Во второй части статьи я расскажу, как появился «канард» -- эдакая примочка в конфигурации решившая целую кучу проблем. hi
  7. Денимакс 1 августа 2017 20:29
    Красивый самолёт, мне всегда нравился. Немцы даже хотели принять на вооружение. Но взяли ущербный F-104.
    1. irazum (игорь) 7 августа 2017 10:52
      F-104 "дойчам" "втюхали" америкосы и не им одним. А по поводу "ущербности"... Не знаю, в ВВС Италии (далеко не самой отсталой страны в самолётостроении) "старфайтер" был на вооружении до 2000х годов. Есть о чём призадуматься.
      1. Zaurbek (Zaur) 7 августа 2017 10:58
        Ф-104 в Израиле выступил бы не так ярко...
  8. Авиатор_ (Сергей) 1 августа 2017 20:51
    [/quote]и тактики ведения боя с самолётами, состоящими на вооружении соседей, — сверхзвуковыми МиГ-17
    [quote]
    С какого это испуга МиГ-17 стал сверхзвуковым?
    1. Zaurbek (Zaur) 1 августа 2017 21:32
      Типа, он в пикировании перешел скорость звука...Есть мнение, что он-первый сверхзвуковой истребитель СССР. Все это из-за нового крыла и новой стреловидности крыла.
  9. капрал (Святослав) 2 августа 2017 15:17
    Интересная статья получилась. Автору -респект good
    К моему великому смущению в первый раз узнал о Фуга Магистр feel (вот откуда современные оперения литаков растут wassat )
    Цитата: А. Привалов
    новое поколение компетентных экономистов начало наконец оказывать определенное влияние на политический истеблишмент. Тактика форсирования экономического роста стала более утонченной..... смелую программу низкопроцентных ссуд для малых и средних бизнесов

    Какие же у нас разные "новые поколения" recourse
    Жду продолжения drinks
  10. Андрей ВОВ (Андрей) 3 августа 2017 14:32
    Спасибо автору за статью,весьма и весьма...в очередной раз она доказывает неоспоримый на мой взгляд тезис,что техника,техникой,а ею управляют люди.К чести Израиля,он как губка впитывал самое лучшее,и првильное,плюс сами изобретали и смекалка у них в общем сравнима с нашей..касательно арабов..увы и ах...ну не воины они..за редким исключением..ну вот не дано видимо им...а что касается уровня развития Израиля..прекрасный пример как грамотно работало правительство и государство и не пустили все на смотек по принципу рынок вырулит,в отличии от наших гайдаровцев..тимуровцев...туда их...
  11. Ещетотгусь (Олег) 4 августа 2017 15:16
    Все достоинство "Миражей" лишь в том, что на них воевали евреи.... laughing
    1. полный ноль (Павел) 6 августа 2017 06:49
      да ничего подобного достойный пепелац...он еще в анголе "крови нам попил"..да пилоты Израильских ВВС не пальцем деланные
      1. Zaurbek (Zaur) 6 августа 2017 09:04
        Кубинцы на МиГах воевали получше чем Арабы...
  12. полный ноль (Павел) 6 августа 2017 06:47
    хорошая статья спасибо автору
  13. irazum (игорь) 6 августа 2017 15:54
    Отличная машина и красивая, к тому же.
  14. irazum (игорь) 6 августа 2017 15:56
    И статья замечательная. Автору РЕСПЕКТ!
  15. irazum (игорь) 6 августа 2017 16:05
    Жду продолжения. С нетерпением.
  16. Des10 (Александр) 6 августа 2017 16:42
    Приятная статья, легко читается, дружелюбно.
    Восхваления Израилю - ,ну так автор оттуда, - кому необходимо - улыбнётся, не более.
    Как заметил avt --- круто, уважаемо и достойно --- иметь свою школу авиастроения (про французов), да.
  17. Atlant-1164 (Ян) 7 августа 2017 19:46
    евреи воевали на фронтах второй мировой,во всех армиях.и естественно были с боевым опытом.в отличии от арабов. и говорить об армии Израиля как об серьезной армии,которая воюет с камнекидальшиками-арабами.это смешно.где араб с верблюдом,а где еврей с опытом ведения боевых действий в армиях Европы. но в нулевые годы эта Хесболла дала по бошке в Ливане. цахалу. и далеко не факт чем сейчас кончится новая заварушка.с приобретением боевого опыта арабами.как то так.
  18. MA3031SWL (Sergej Rogov) 7 августа 2017 22:03
    Цитата: Michael Newage
    И да Франция в авиации ВСЕГДА на третьих ролях была даже среди европейских стран. Какие у них еще есть известные машины, кроме Миражей, которые по сравнению с тиражом одних только 21 Мигов, штучный экземпляр? Это как раз одно их исключение которое подтверждает правило.

    Вот интересно, о каких "третьих ролях" авиации Франции вы говорите? В Европе только Франция и Швеция сохранили свои собственные школы авиастроения и продолжают выпускать современные и интересные машины. Британия после "Харриера" ничего собственного так и не создала. И "Ягуар", и "Торнадо", и "Тайфун"-все созданы в кооперации с другими странами. Что касается количества выпущенных машин, то тут глупо сравнивать возможности Франции и СССР или США. Да и не так уж и мало было построено "Миражей" разных модификаций (3/5/50/Ф1/2000). Ещё стоит вспомнить "Супер Мираж 4000", который мог стать серьёзным конкурентом Ф15.Да и "Рафаль"- очень серъёзный и современный истребитель.
    1. Michael Newage (Михаил) 8 августа 2017 02:09
      Нет никакой школы авиастроения в Европе от слова совсем из - за кооперации между производителями. И вы сами про это написали. Бриты свои бомберы Ягуар и Торнадо хоть и в кооперации, но создали. А франки какой бомбер построили просветите? Рафаль и Грипен это исключения из правил. Конкорд пилили вместе, аэробусы строят вместе. Британия и Германия создали EF 2000 который лучше и Рафаля и тем более Грипена. Франкам нужно было кинуть кость своим авиа производителям. Так и появился Рафаль. Ни военной ни экономической целесообразности в этом не было. Скорее имидживая составляющая помноженная на распилы и коррупцию. По цене качеству Рафаль вообще для меня не котируется. Школа была до войны. И в эту войну французская авиация показала чего она стоит. Вот и вся их школа. И далее, еще раз, что у них было кроме Миража за всю их историю? Немцы пионеры в реактивной авиации пилили крутые аппараты до 1945 года. Бриты отбились своими роял айрфорс от немцев и после войны строили стратегические бомбардировщики, фронтовые, самолеты вертикального взлета. Что дали французские авиаконструктора миру после 1945 года просветите?
      Возможности сравнивать вовсе не глупо. Был бы Мираж так же хорош как МиГ покупали бы их, они могли их строить пачками, просто не было заказов. Вот и все. МиГ 21 строили Индия и Китай помимо прочего. Это тоже о чем то да говорит. А летали так вообще на нем во всем мире. Да СССР много самолетов раздал практически даром, но даже с эти учетом Мираж это просто один из истребителей эпохи МиГ 21. Ничего в нем особенного по ТТХ и конструкции нет даже в сравнении с Saab 35 Draken. Евреи на нем побили обезьян арабов на мигах, тем он и прославился.
Картина дня