Военное обозрение

Певец моря и русской славы. К 200-летию Ивана Константиновича Айвазовского

37
Певец моря и русской славы. К 200-летию Ивана Константиновича Айвазовского



200 лет назад, 17 (29) июля, родился великий художник Иван Константинович Айвазовский. Как это бывает у всех выдающихся деятелей искусства, в его творчестве (а это – около 6 тысяч картин) отражены разнообразные темы. Но, прежде всего, Айвазовский известен как певец моря. Как маринист, а также – баталист.

Море – это не только невероятной красоты пейзажи, радующие глаз любого, кто смотрит в бесконечную манящую даль. Это – еще и один из важнейших источников воинской славы России, арена многочисленных сражений и великих побед русского флота.

На полотнах Ивана Константиновича – море во всех его проявлениях: то спокойное, то грозное, штормовое; то дневное, то загадочное ночное; то мирное, то охваченное пламенем ожесточенной битвы... Армянин по происхождению, Айвазовский, стал художником мирового значения, прославившим не только красоту российских берегов, но и доблесть русского народа; запечатлевшим героические страницы истории России.

Родился будущий живописец в Феодосии, в семье армянского купца Геворка (Константина) Айвазяна, который писал свою фамилию на польский манер: Гайвазовский. При рождении мальчик получил имя Ованес (однако стал известен всему миру именно под русским именем: Иван Константинович Айвазовский: художник считал себя неразрывно связанным именно с русской культурой).

Талант Айвазовского начал проявляться с малых лет. Мальчик был сильно впечатлен восстанием народа Греции (1821-1829 гг.): на глаза Ованесу попались изображения этого восстания, и он не только внимательно рассматривал их, но и перерисовывал. Кроме того, он увлекался игрой на скрипке.

Надо сказать, что отец Ованеса (Ивана), несмотря на то, что являлся купцом, был небогатым человеком. После эпидемии чумы 1812 он разорился, и семья испытывала большие материальные трудности. Талантливому мальчику часто не хватало даже бумаги, и тогда он рисовал углем на стенах домов. Однажды такой его рисунок увидел феодосийский градоначальник Александр Казначеев. Этот человек сыграл важную роль в судьбе Айвазовского: благодаря ему юный художник получил возможность учиться. В частности, у архитектора Якова Коха, который всячески помогал Ивану, дарил ему краски и бумагу. Когда же Казначеева назначили губернатором Таврии и перевели в Симферополь, он взял юношу с собой и помог поступить в симферопольскую гимназию.

В августе 1833 года Айвазовский прибыл в Санкт-Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств (благодаря тому же Казначееву его удалось зачислить на казенный счет). Учился сперва у художника-пейзажиста Максима Воробьева. После первых успехов юного живописца взял в ученики французский маринист Филипп Таннер. К сожалению, Таннер оказался не самым порядочным учителем: он хотел использовать Ивана лишь как своего помощника и запрещал ему работать самостоятельно. Несмотря на этот запрет, Айвазовский рискнул представить пять своих работ на выставке Академии художеств в 1836 году. Таннер, позавидовавший ученику, не нашел ничего лучшего, как нажаловаться на него царю, Николаю I. Тот распорядился снять картины Айвазовского с выставки. Художник попал в опалу. За него, однако, вступились многие влиятельные люди, в числе которых – поэт-баснописец Иван Крылов.

Благодаря заступничеству, художник получил возможность продолжать образование. Через через полгода после неприятной истории он был определен в класс батальной живописи, где учился у Александра Зауервейда. Когда молодому человеку оставалось учиться два года, его направили на это время на родину – в Крым – для совершенствования мастерства.

Айвазовский рисовал не только пейзажи. Ему довелось лично присутствовать на военных действиях в долине реки Шахе. Там он вдохновился на картину «Десант отряда в долине Субаши», которую купил лично Николай I. После этого император захотел, чтобы Иван Константинович воспевал подвиги русского флота, и оказал ему покровительство. В 1839 году, вернувшись в столицу, Айвазовский получил не только аттестат, но и личное дворянство. Затем начались многочисленные поездки за рубеж: в Италию, Швейцарию, Францию, Голландию, Англию, Испанию, Португалию... Где бы он ни побывал, его работы повсюду высоко ценились и отмечались наградами.

В 1844 года, вернувшись в Россию, 27-летний Айвазовский стал живописцем Главного морского штаба. В 1845 году решил обосноваться в родной Феодосии, построив дом на набережной этого города. Сейчас там располагается главный музей художника – знаменитая картинная галерея, которой, в основном, и славится этот город.

В 1846 году живописец направился в экспедицию под руководством Ф.Литке к берегам Малой Азии. Он был впечатлен Константинополем и посвятил этому городу несколько полотен.

Когда началась Крымская война, Айвазовский поехал в гущу событий – в осажденный Севастополь. Там он организовывал выставки своих работ, пытаясь поддержать боевой дух защитников. Впоследствии оборона этого героического города станет сюжетом его картин. Художник отказывался покидать Севастополь, несмотря на то, что там становилось все опаснее и опаснее. Он считал, что, как живописец Главного морского штаба, должен находиться именно там, где ведется судьбоносное сражение. Адмиралу Корнилову, который желал спасти талантливому человеку жизнь, даже пришлось издать специальный приказ, чтобы Айвазовский уехал оттуда. В результате тот направился в Харьков, где в тот момент находилась его супруга и дочери. По дороге он узнал трагическую весть о гибели Корнилова.

«Наваринский бой», «Чесменский бой», «Синопский бой» (на эту тему у Айвазовского две картины – днем и ночью), «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими кораблями», «Выборгское морское сражение», «Корабль «Императрица Мария» во время шторма», «Осада Севастополя», «Взятие Севастополя», «Малахов курган»… Про каждое из этих полотен можно писать отдельную статью. А лучше – просто полюбоваться тем, как мастерски художник изображает не только величие море, не только мощь и красоту кораблей, но и героизм русских людей, ведущих сражение со стихией и с неприятелями.

Для родной Феодосии Айвазовский сделал немало – открыл там школу искусств, заботился о строительстве концертного зала, библиотеки, руководил археологическими раскопками. Позже, в связи с тем, что феодосийцы испытывали трудности с водой – художник-меценат на свои деньги построил в городе фонтан с питьевой водой. Он же поспособствовал строительству железной дороги Феодосия – Джанкой, а также здания для музея древностей на горе Митридат (к сожалению, во время Великой Отечественной войны фашисты разрушили музей).

Скончался Айвазовский на 83-м году жизни, весной 1900 года, до последнего работая над картиной «Взрыв корабля». Так, недописанная, она и находится в феодосийской галерее…

К сожалению, 200-летие со дня рождения Айвазовского не обошлось и без политической спекуляции. Небезызвестный недопрезидент Украины Петр Порошенко заявил, будто бы великий маринист и баталист был… украинским художником. Попытался приватизировать великое имя и использовать в собственных политических целях. Из этой «прихватизации», однако, ничего не выйдет. Айвазовский – это мировая величина, однако более всего он связан именно с Россией. Воспевал русский флот, который всякие там порошенки и иже с ними пытались выгнать из Севастополя (как-то об этом умалчивают те, кто обвиняет Россию в «аннексии Крыма»).

Как верно отреагировал на выходку Порошенко сенатор Алексей Пушков, «Единственное полотно Айвазовского, которое имеет отношение к Порошенко и его наследию, - это «Девятый вал». И он уже приближается».

А о том, патриотом какой страны чувствовал себя Айвазовский, лучше всего сказал он сам: «Каждая победа наших войск на суше или на море радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изобразить ее на полотне»

(Иллюстрация - картина И.К.Айвазовского «Малахов курган», посвященная памяти адмирала В.А.Корнилова)
Автор:
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Spartanez300
    Spartanez300 1 августа 2017 05:56 Новый
    +6
    Гениальнейший художник и патриот своей Родины , и не этому потенциальному укроповскому дегенерату прикасаться своими грязными руками к славному имени русского творца . hi
    1. 210окв
      210окв 1 августа 2017 06:01 Новый
      +2
      Как так?!Укронедоумки русского Великого Художника к "своим"причислили...
      Цитата: Spartanez300
      Гениальнейший художник и патриот своей Родины , и не этому потенциальному укроповскому дегенерату прикасаться своими грязными руками к славному имени русского творца .
      1. Монархист
        Монархист 1 августа 2017 18:18 Новый
        +1
        210 ОКВ, а Вы забыли как Порошенко участвовал в боевых действиях в глубоком тылу? Видать лишку хватил и брякнул, что в лужу пукнул
  2. Тот же ЛЕХА
    Тот же ЛЕХА 1 августа 2017 06:06 Новый
    +4
    Творчество Айвазовского переживет нас всех...оно не подвластно времени и политическому моменту.
    В самом деле глядя на картину ДЕВЯТЫЙ ВАЛ понимаешь как хрупка человеческая жизнь перед буйством и мощью природы-матушки и ей абсолютно безразличны политики всех мастей и рангов во все времена. what
    1. 210окв
      210окв 1 августа 2017 06:21 Новый
      +2
      Безусловно это так.Отвратительно что Художника хотят притянуть к себе недоумки из Киева.При чем тут политика и творчество?
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Творчество Айвазовского переживет нас всех...оно не подвластно времени и политическому моменту.
      В самом деле глядя на картину ДЕВЯТЫЙ ВАЛ понимаешь как хрупка человеческая жизнь перед буйством и мощью природы-матушки и ей абсолютно безразличны политики всех мастей и рангов во все времена. what
    2. g1v2
      g1v2 1 августа 2017 12:33 Новый
      +5
      Я в этом году в Москву в Третьяковку съездил чисто ради одной картины - Радуга, которая там висит.
      На мой взгляд самая его великая вещь.
  3. moskowit
    moskowit 1 августа 2017 06:20 Новый
    +8
    Впервые о детстве Великого Художника узнал из книги Ершова "Витя Коробков пионер партизан". Герой книги, уроженец Феодосии, обладал дарованием художника. Иван Константинович Айвазовский являлся его кумиром. В Феодосийской художественной галерее была организована художественная студия, где до войны учился Виктор. Может быть, не погибни в борьбе с фашизмом, юный Герой Виктор Коробков и он бы стал большим художником-маринистом!
  4. parusnik
    parusnik 1 августа 2017 07:29 Новый
    +5
    У нас в городке , при музее была не большая художественная галерея, было две картины И.К.Айвазовского и картины других русских художников, в период немецкой оккупации вывезти не успели, спрятали..Кто-то выдал, кто прятал, расстреляли ..Картины пропали..
  5. Curious
    Curious 1 августа 2017 09:36 Новый
    +10
    А еще у Айвазовского был любимый внук Костя. Костя провел в доме деда несколько лет и присутствовал при таинстве рождения картин (это разрешалось только детям), и лучшая вещь - "Среди волн" - возникала на его глазах.
    Этот внук не кто иной, как выдающийся русский летчик и художник Константин Арцеулов. Как летчика, первым в мире победившего штопор, Арцеулова знают многие, а вот как художника - меньше, хотя произведения его наверняка видели многие.
    В художественном творчестве он продолжал морскую и авиационную тематику, как график сотрудничал в технических журналах: "Вестник воздушного флота", "Крылья Родины", "Советский воин", "Техника молодежи", много работал в книжной графике.
    Еще в 1913 г. двадцатидвухлетний художник Арцеулов показал себя не только великолепным художником-илюстратором, но и тонким знатоком крымской природы, быта и нравов народов, населяющих полуостров. Круг его творческих интересов охватывал многое: морская тематика, авиация, фантастика. Первым значительным достижением в области книжной графики было иллюстрирование в 1914 году сборника "Легенды Крыма" Н. Маркса.
    Он иллюстрировал книги: "Синопский бой" С. Сергеева-Ценского, "Костры на сопках" А. Мусатова, "Крылья Родины" А. Гумилевского, "Служу Родине" И. Кожедуба, "Полярный летчик" М. Водопьянова, "Рассказы авиаконструктора" А. Яковлева.
    Интересный момент. Картины Арцеулова "Штормит" (масло, холст, 1918 г.) и "Море" (масло, холст, 1918 г.) долгое время датировались 1898 годом и приписывались его деду И. Айвазовскому. Авторство этих работ было установлено в 1962 году экспертами симферопольской картиной галереи и подтверждено автором.
    Такая вот творческая преемственность.
    Более подробно.
    (http://kimmeria.com/kimmeria/feodosiya/museum_ga
    llery_artceulov.htm)
    1. Монархист
      Монархист 1 августа 2017 18:29 Новый
      +1
      Я когда-то видел книгу Водопьянова и читал" рис.Арцеулова",,но понятия не имел,что Арцеулов внук Айвазовского и известный летчик одно из тоже лицо.
      Одного того,что Константин Арцеулов был хороший илюстратор уже заслуживает уважения,а он многогранный человек
  6. svp67
    svp67 1 августа 2017 12:10 Новый
    +3
    Что бы понять на СКОЛЬКО же он велик, надо побывать в его галереи, в Крыму. Там в залах пахнет морем и когда смотришь на картины, то ловишь себя на мысли, что будто бы глядишь в окно... Величайший ТАЛАНТ. Армянской, Крымской - - Русской земли
    1. Curious
      Curious 1 августа 2017 12:29 Новый
      +3
      Да, его "Среди волн" пробирает до глубины души.
    2. Карен
      Карен 1 августа 2017 12:40 Новый
      +1
      Легенда гласит, что, когда на берегу моря Художник писал картины с кораблями, стоявшие рядом моряки говорили о выполняемой матросами команде.
      1. Curious
        Curious 1 августа 2017 13:12 Новый
        +5
        Не знаю про легенду, но то, что по совету и по протекции придворного художника Зауервейда Айвазовский проходил летнюю практику на кораблях Балтийского флота - факт. Так что команды эти он не то что знал, он имел опыт их выполнения.

        Кстати, во время 2-летнего проживания в Италии Айвазовский стал настолько популярен, что после его отъезда на родину в Римских сувенирных лавках появилось несметное количество полотен с морскими пейзажами. Ушлые художники пытались заработать на имени известного мариниста, выдавая свое творчество за его работы.
        1. Монархист
          Монархист 1 августа 2017 18:34 Новый
          +1
          Впервые об этом узнал. Честно говоря я проАйвазовского кроме основных вех мало,что знаю
          1. Curious
            Curious 1 августа 2017 18:42 Новый
            +1
            Человек действительнр уникальный. Если интересно, хорошая статья http://cameralabs.org/10387-kak-ajvazovskij-sozda
            val-svoi-kartiny-i-kak-pravilno-smotret-chtoby-na
            sladitsya-ego-shedevrami-v-polnoj-mere.
  7. igordok
    igordok 1 августа 2017 13:15 Новый
    +2
    Даже в Псковском музее несколько картин Айвазовского


    "Прибой. 1897 год."
    "Лунная ночь в Крыму. 1862 г."
    В витринах картинной галереи также находятся несколько небольших работ Айвазовского: «Буря» (бумага, карандаш, белили; 12,5 х 19,5, подписная), «Лунная ночь» (дерево, масло; 15,5х21, подписная, датированная 1876 годом), «Закат солнца над Монако» (картон, масло; 8х11), «Штиль» (Бумага, гуашь; 22х31,5; подписная, датированная 1881 годом).
    1. Карен
      Карен 1 августа 2017 13:58 Новый
      0
      А ещё - была попытка английской разведки...
  8. Монархист
    Монархист 1 августа 2017 18:35 Новый
    +1
    Цитата: Карен
    А ещё - была попытка английской разведки...

    С этого момента поподробнее пожалуйста
    1. Curious
      Curious 1 августа 2017 19:10 Новый
      +2
      Наше забавное время отличается, в первую очередь, тем, что предлагает взглянуть буквально на всё по-новому. Повсеместно высказываются так называемые альтернативные точки зрения. А склонность к разоблачению всех и вся стала просто болезнью века для одних и способом заработка для других.
      По мнению некоторых особо бдительных и сообразительных индивидов, будущий художник родился в семье олигархов, которым принадлежала Феодосия, а затем стал военным топографом, подвизаясь в качестве английского шпиона. Именно этим объясняется зажиточность художника, всю свою жизнь рисовавшего никому не нужные берега, то есть делавшего топографическую сьемку для англичан перед Крымской войной. Другая версия происхождение богатства художника видит в том, что он попросту грабил курганы в окрестностях Феодосии. Золото переплавлял и морем вывозил в Италию. Эти и подобные им разночтения блуждают по интернету и служит пищей для многочисленных стад интернет-хомячков.
      1. elenagromova
        1 августа 2017 19:16 Новый
        0
        Фантазия у некоторых людей, конечно, "богатая", но "никому не нужные берега" - это все-таки уже за гранью...
      2. Монархист
        Монархист 2 августа 2017 15:47 Новый
        +1
        У Вас верное определение: интернет - хомячки,а есть ещё интернет- хорьки
  9. andrewkor
    andrewkor 1 августа 2017 18:51 Новый
    +1
    Посчастливилось отдыхая в Феодосии посетить музей Айвазовского!Там есть зал отведённый иностранным маринистам ,ну ни в какое сравнение не идут с Айвазовский!Конечно это не мировые шедевры,но школа просматривается.
  10. Карен
    Карен 1 августа 2017 20:24 Новый
    +1
    Цитата: Монархист
    Цитата: Карен
    А ещё - была попытка английской разведки...

    С этого момента поподробнее пожалуйста

    Была попытка его вербовки... причём, в наглую переборщили... ну он и послал тех подальше и сообщил кому надо.
    ________
    Отдыхая в тех краях, узнал от гида историю другого Великого Художника - Верещагина. Когда на пароходе не осталось угля и дров, он отдал свои картины, чтобы бросили в топку - они убегали от преследования. Больно за Мастера. И погиб он уже потом в море, с Макаровым, его близким другом.
    1. Curious
      Curious 1 августа 2017 23:39 Новый
      +2
      "Когда на пароходе не осталось угля и дров, он отдал свои картины, чтобы бросили в топку - они убегали от преследования".
      Гид видно был большой лирик и совершенно не соображал в пароходах.
      Даже с учетом того, что в литературе участияе Верещагина в таких погонях морских не отмечено.
      Рассмотрим практический пример. С 1898 по 1902 год для РИФ строились миноносцы типа "Форель". Водоизмещение полное 312 тонн. Т.е. маленький кораблик. В Порт_артуре несли дозорную службу. Расход угля на 1 милю — 49 кг при 12 узлах, 45 кг при 15 узлах, 65 кг при 17 узлах. Миля морская - 1852 м. Узел - миля в час.Т.е. на скорости 17 узлов (максимальная 26) в топки четырех котлов надо бросить каждые 3,5 мин. 65 кг. угля.
      Вопрос - сколько картин возил с собой Верещагин. Предположим он взял в море 200 кг своих картин. Даже если по калорийности его картины равны углю на самом деле в два раза меньше) - это 10 мин экономичного хода.
      Если же представить пассажирский теплоход с его топками - бросте в печь лист тетрадный - увидите результат. Так что не всем гидам стоит верить.
      1. Карен
        Карен 2 августа 2017 07:03 Новый
        0
        Небольшое уточнение. Событие, о котором рассказывал гид, связано с Черным морем. И однозначно с малым пассажирским кораблём. Так что порядка 200 картин могло быть у Верещагина.
        1. Карен
          Карен 2 августа 2017 07:22 Новый
          +1
          Первый же запрос Гуглу показал и строки типа:"...Обратился к пассажирам с просьбой отдать личные вещи и сам в качестве примера отдал свои картины..."
          1. Curious
            Curious 2 августа 2017 08:32 Новый
            +2
            Сбросте ссылку.
            1. Монархист
              Монархист 2 августа 2017 15:56 Новый
              0
              Curios ,я не хочу обижать нашего камрада Карена,но похоже это из разряда" первоапрельские розыгрыши".
              Если на параходе кончился уголь,а нужно срочно плыть использовали дерево.
  11. Военный Строитель
    Военный Строитель 2 августа 2017 11:38 Новый
    0
    Три моих любимых русских художника:
    Айвазовский И. К.
    Шишкин И. И.
    Верещагин В. В.
    1. Монархист
      Монархист 2 августа 2017 16:09 Новый
      0
      Я бы добавил Левитана,а вообще-то в 19 в.было много ТАЛАНТЛИВЫХ ХУДОЖНИКОВ и литераторов.
      Меня давно занимает вопрос: Почему 20 мение богат талантами?
      1. Curious
        Curious 2 августа 2017 17:50 Новый
        +2
        Я Федор Васильев!?

        39 картин только в Третьяковке. А прожил человек всего то 23 года!!!
        Вы говорите ХХ век менее богат талантами. Если брать какие-то фундаментальные произведения искусства, то в XXI веке талантов и вовсе нет. Философский вопрос. Что-то изменилось в обществе. Не может быть, чтоб не рождались талантливые люди. Но талант остается невостребованным. Зато ЛГБТ переполняет все вокруг. Куда то мы катимся, вот куда?
  12. Екатерина II
    Екатерина II 2 августа 2017 15:42 Новый
    0
    Порошенко написал по поводу уважение к нашему наследию(где то логика его сходна с тем что все мы русские и значит тут он прав-но у него ж своя логика. smile .)
    Айвазовский гениальный маринист...видел я его работы, читал много о них...
    В Одесском художественном музее открылась выставка работ известного мариниста Ивана Айвазовского. Более 20 работ художника были подготовлены для обозрения из фондов музея. Многие из них экспонируются впервые. Большинство пейзажей посвящены Крыму и Черному морю. Однако одна работа точно связана с Одессой — это портрет Пушкина в Одессе. К слову, Пушкин присутствует еще на одной работе Айвазовского на экспозиции.

    25 картин и несколько графических работ представлены на экспозиции, посвящённой двухсотлетнему юбилею учёного, археолога, общественного деятеля, почётного члена Одесского товарищества истории и древностей ( 1871) Ивана Константиновича Айвазовского ( Ованеса Айвазяна, 1817 - 1900 г.г.). Именно он впервые в 19 веке ввёл практику персональных выставок, а вырученные средства отдавал на благотворительность.

    К примеру, ученикам Одесской рисовальной школы или пострадавшим от османской резни армянам и грекам в Константинополь.

    Иван Айвазовский, живя в Феодосии на свои средства, построил водопровод, который действует и поныне, а также, доплачивал владельцам домов за отказ достраивать третий этаж в новых домах, дабы не портить архитектурный ансамбль города.

    "Море- это моя жизнь", говорил великий маринист, который создал за свою жизнь по одним источникам 3 тыс., а по другим - 6 тыс. картин, "воспевающих море".

    Как рассказал заместитель директора по научной работе Сергей Седых: "Это всё подлинники, многие из которых не выставлялись вообще. Очень ценны графические работы. Тема "Айвазовский и Одесса" очень мало изучена и сегодня вы не найдёте ни одной книги на эту тему. Художник у нас не жил постоянно, но здесь жили его 4 дочери, его внуки. Много работ пропало из нашего музея во время Второй мировой войны, но затем были возвращены. Здесь есть , что изучать. И сейчас наши английские коллеги взялись за создание такого каталога. Возможно они и осилят эту дорогу" -отметил С. Седых.
  13. Монархист
    Монархист 2 августа 2017 16:04 Новый
    0
    Цитата: Карен
    Первый же запрос Гуглу показал и строки типа:"...Обратился к пассажирам с просьбой отдать личные вещи и сам в качестве примера отдал свои картины..."

    По логике получается,что происшедшее случилось не позднее 1877. В ту пору на переходах была чертова уйма дерева: мебель,каютные двери,палуба. Даже на Авроре палуба была выстелена деревом,а она как Вам известно построена позднее.
    1. Curious
      Curious 2 августа 2017 17:42 Новый
      +2
      В июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен. Он напросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Во время атаки на турецкий пароход их обстреляли турки и шальная пуля пробила насквозь бедро. Чуть без ноги не остался. И картины он уничтожал свои. Но по идейным соображениям. А вот про топку - не слышал.
  14. А. Привалов
    А. Привалов 2 августа 2017 20:27 Новый
    +3
    Остаётся лишь добавить, что замечательный талант Айвазовского не проявился бы во всей красоте и блеске, не будь Иван Константинович столь любопытен, восприимчив к новому, не стремился бы к совершенствованию своего мастерства применяя современные ему новые технические средства, новые материалы и приёмы работы. Тут и ставшие легкодоступными синтетические красители промышленного производства (ранее пользовались природными, их приходилось самому растирать, смешивать с маслами и пр., что отнимало очень много времени и сил), и изобретение тюбика для красок (раньше краски наливали в свиные мочевые пузыри, которые завязывали верёвочкой и прокалывали, чтобы выдавить чуток краски затыкая потом гвоздём), плоские художественные кисти из свиной и бычьей щетины в металлической обойме (до этого кисти были круглыми, из мягкого собольего меха приматывающегося к палочке ниткой, переносной мольберт (он позволил выйти из мастерских и работать на свежем воздухе) и многое, многое другое. Он увлекался фотографией, играл на скрипке и прекрасно пел.

    Возможно, кому-то будет в новинку узнать, что Айвазовский был истинным ревнителем Армянской апостольской церкви, одной из древнейших, кстати, христианских церквей. Армянская христианская община была и в Феодосии.
    Старший брат Айвазовского Саргис (Габриэл) стал монахом, потом архиепископом и выдающимся армянским просветителем.

    Когда Айвазовскому было ни много ни мало 65 лет, он влюбился. Причём влюбился совсем по-мальчишески — с первого взгляда и в обстоятельствах, меньше всего располагавших к романтике. Он ехал в экипаже по улицам Феодосии и пересёкся с похоронной процессией, в составе которой шла затянутая в чёрное молодая прекрасная женщина. Художник считал, что в родной Феодосии всех знает по именам, но её он, как будто, видел впервые и даже не догадывался, кем она приходится покойному — дочкой, сестрой, женой. Навёл справки: оказалось — вдовой. 25 лет. Зовут Анна Саркизова, в девичестве Бурназян.

    Анна Саркизова пережила в Феодосии и Первую мировую, и революцию, и Гражданскую войну, и голод, и разруху… Началась Великая Отечественная, город эвакуировали, но о ней начисто забыли. Чтобы не умереть с голоду, она выменивала уцелевшие после экспроприаций драгоценности на хлеб и крупу. С уходом врага, узнав о ее лишениях, художник Николай Самокиш забрал ее к себе в Симферополь.

    Анна Айвазовская-Бурназян скончалась 25 июля 1944 года, в возрасте 88 лет. Благодарные феодосийцы решили не разлучать супругов и после смерти: похоронили Анну Никитичну рядом с мужем – в сквере армянской церкви Святого Саргиса, в которой их венчали.
    1. Карен
      Карен 2 августа 2017 21:53 Новый
      +1
      Видимо, истина где-то там, рядом с этим :)
      "Сгоревшие" картины

      Еще одна популярная история о Верещагине — это сожжение им в топке парохода картин абхазского периода.

      "В Эшерах Верещагин написал ряд картин на абхазские темы для предстоящей в Одессе персональной выставки, — пишет Пачулия. — Они были погружены на пароход. Однако в Новороссийске, во время стоянки на рейде, сильный ураган сорвал судно с якоря и увлек его в открытое море. Кончилось топливо, корабль и 50 пассажиров оказались во власти стихии. Надо было принимать срочные меры. По совету Верещагина в топку корабля пошли деревянные конструкции судна. Когда сожгли и их, художник, как свидетельствуют очевидцы, призвал пассажиров бросать в топку личный багаж, сам показав пример. Так во имя спасения корабля были пожертвованы картины".

      — Такой случай был, — рассказывает заведующая домом-музеем Верещагина в Череповце Любовь Маликова. – Подобные поступки вообще в духе Василия Васильевича. Вот только картины он жечь бы не стал. Скорее всего, в топку полетели подрамники.

      Сын в мемуарах рассказывает эту историю иначе. По его словам, когда пароход вышел из Сухума, его начало бурей уносить в открытое море. Во время борьбы со стихией закончился уголь. Его было в обрез, чтобы дойти до Новороссийска по хорошей погоде. Верещагин предложил капитану развернуть судно и плыть в Турцию, чтобы буря подгоняла корабль. В топку пошли деревянные части корабля. О картинах вообще нет упоминания. Вианор Пачулия пишет, что встречался с сыном художника в Чехословакии и приводит его слова: "Отец любил Абхазию и часто рисовал местных жителей. К сожалению, многие его работы утеряны". Утеряны, а не сгорели.

      Кстати, два абхазских рисунка Василия Верещагина все-таки удалось разыскать. Они не датированы и называются одинаково "Абхазец".