Освобождение от нефти



1 августа 1943 года состоялась стратегическая бомбардировочная операция "Приливная волна" (Tidal Wave). С ливийских аэродромов в районе Бенгази стартовали 178 тяжелых бомбардировщиков "Либерейтор" (в переводе с английского - "Освободитель") из 9-й Воздушной армии США.

Им предстояло пройти почти тысячу километров над Средиземным морем и столько же - над вражеской территорией, а затем - разбомбить румынские нефтеперерабатывающие заводы "Астра Романа", "Стяуа Романа", "Конкордия Вега", "Колумбия Аквила" и "Романа Американа" в районе Плоешти. Эти заводы производили более половины бензина и дизтоплива, используемого германской армией, авиацией и флотом.


Рискованная попытка одним махом оставить третий рейх без "крови войны" не увенчалась успехом и обернулась огромными потерями. Американцы недооценили мощь противовоздушной обороны, прикрывавшей жизненно важные для Германии нефтяные объекты, отправив свои бомбардировщики днем и без истребительного эскорта. Впрочем, истребителей, способных сопровождать "Либерейторы" на всем маршруте до целей, у них все равно не было.

И хотя 154 бомбардировщика достигли намеченных объектов, сбросив на них более 300 тонн бомб, 89 самолетов были сбиты и еще 55 получили повреждения. 440 американских летчиков погибли, 108 - попали в плен и 78 - были интернированы в Турции, где их поврежденные машины совершили вынужденные посадки. Четверых членов экипажа бомбардировщика, разбившегося в Югославии, спасли местные партизаны. Немцы и их союзники потеряли четыре истребителя и 16 военнослужащих, также погибло около 200 гражданских лиц.

Разрушения на нефтеперегонных заводах поначалу казались очень серьезными. Сгорели десятки тысяч тонн нефтепродуктов, а сокращение объемов производства американцы оценили в 42%. Однако разрушенные заводы и топливохранилища были восстановлены всего за несколько недель. И уже в сентябре выпуск бензина, керосина, соляры и смазочных масел в Румынии вышел на прежний уровень, а затем даже возрос.

Между тем, американское авиационное командование признало собственные потери абсолютно неприемлемыми, а потому о повторении операции не могло быть и речи. Взмаха волшебной палочки, остановившего гитлеровскую военную машину, не получилось. Румынское топливо продолжало поступать в Германию вплоть до сентября 1944 года, когда Румыния под ударами Красной армии вышла из войны и обратила оружие против бывшего союзника.



Бомбардировщик B-24D "Либерейтор" с радиопозывным "Белоснежка", принимавший участие в операции "Приливная волна". Под ним во втором ряду - румынские истребители "Мессершмитт" Bf.109E и IAR-80, а в третьем - болгарские "Девуатин" D-520 и "Авиа" В-534, участвовавшие в отражении налета.



Немецкий расчет малокалиберной автоматической зенитной пушки, прикрывающий одно из нефтехранилищ.



"Либерейторы" над горящими нефтеперегонными заводами Плоешти, подожженными предыдущей группой бомбардировщиков. В воздухе видны дымки разрывов зенитных снарядов.



Некоторые экипажи для повышения точности бомбометания атаковали с предельно малых высот, хотя это делало их уязвимыми для МЗА.







Одна из жертв "Приливной волны".
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/653092.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 27

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. апро 13 августа 2017 04:55
    Обыкновенная пиаракция,типа мы тоже при деле,но быстро сдались.Удар по нефти можно было произвести и по Вашингтону,запретив амеровским компаниям продавать нефть немцам,но частный бизнес это святое.
    1. venaya 13 августа 2017 05:58
      Цитата: апро
      .. Удар по нефти можно было произвести и по Вашингтону, запретив амеровским компаниям продавать нефть немцам, но частный бизнес это святое.

      Как это вам объяснить? Данная операция 1-го августа 1943-го года производилась уже не совсем против боеспособности войск вермахта. После разгрома на Курской дуге эти войска уже больше ни разу не смогли противостоять Советсуим войскам англичане уже об этом знали, разведка у них в этом смысле не плохая. Так что бомбардировка румынских нефтепромыслов больше носила смысл того чтобы они, эти нефтепромыслы, особо не достались уже Советским войскам, ведь у англичан никогда не было в мыслях помагать кому-то кроме как самим себе. Разгром этих нефтепромыслов скорее имел смысл только том, чтобы в дальнейшим советам труднее было ими воспользоваться. Думаю что это лучше объясняет выбор времени для бомбардировки, а именно когда рская битва считай практически закончилась а не в самом её начале.
      1. амурец 13 августа 2017 07:05
        Цитата: venaya
        Думаю что это лучше объясняет выбор времени для бомбардировки, а именно когда Курская битва считай практически закончилась а не в самом её начале.

        Я думаю по другому. Смазочные масла? Да они нужны всем,но в Вермахт и Люфтваффе, в основном шёл синтетический бензин. Дизтопливо и мазут нужны были Кригсмарине, а точнее подводному флоту Германии, чтобы усилить блокаду Англии.
        В целом рейдеры себя не оправдали. Их доля в уничтоженном торговом тоннаже была ничтожной, а потери – велики и невосполнимы. Несколько эффективнее были так называемые "коммерческие рейдеры" – вооруженные артиллерией торговые пароходы. Однако они могли действовать лишь в неохраняемых водах – в Индийском океане и Южной Атлантике." "В подводной же войне в первые годы Германии удалось достичь впечатляющих успехов. Число подводных лодок, постоянно участвующих в боевых походах, было увеличено с 10–15 осенью 1940 года до 35–40 летом 1941 года и поддерживалось на этом уровне почти всю войну. Кульминации подводная война достигла в марте 1943 года, когда в Атлантике германские подлодки потопили неприятельские суда общим тоннажем около 0,5 миллиона бруто-регистровых тонн, а на других морях – еще около 200 тыс. брт." https://profilib.com/chtenie/109056/boris-vadimov
        ich-sokolov-mificheskaya-voyna-mirazhi-vtoroy-mir
        ovoy-2.php
        Вот почему потребовались бомбёжки Плоешти. Согласен с тем, что этот налёт был плохо продуман, так и советские удары по нефтепромыслам в 1941 году, приводили к подобным результатам.
        1. hohol95 14 августа 2017 11:53
          Однако один единственный вылет 13 июля 1941 года принес ошеломительные результаты. Авторами чуда выступили 6 экипажей 5-й эскадрилии 40 БАП под командованием капитана А. П. Цурцумии, ветерана черноморской авиации. Цурцумия отобрал пять наиболее подготовленных, с боевым опытом летчиков (ст. лейтенанта И. Е. Корзунова, лейтенантов В. В. Бумагина, А. Д. Александрова, Л. И. Родионова, мл. лейтенанта П. И. Тертычного). 12 июля эта шестерка совершила перелет из Сарабуза на один из аэродромов Молдавии, где подготовка к действиям против румынской территории продолжилась.
          На следующий день они взяли курс на Плоешти, причем самолеты шли на высоте около 7000 м, а после пересечения Карпат начали снижаться. С высоты 3100 м группа по сигналу штурмана ст. лейтенанта А. И. Горбылева сбросила бомбы. Румынские истребители не успели своевременно подняться с аэродрома в юго-западной части города, а зенитки открыли огонь только при отходе самолетов от цели. Один из осколков повредил мотор машины ст. лейтенанта Корзунова, и подбитую «пешку» прикрыли лейтенанты Бумагин и Александров, снизившие скорость. Их догнали румынские истребители, вылетевшие на перехват из Фокшан. В завязавшемся бою около Текучи был сбит Пе-2; лейтенанты А. Александров и И. Резников попали в плен, а судьба стрелка-радиста осталась неизвестной. Только благодаря большому везению добрался до своей территории с одним горящим мотором самолет ст. лейтенанта И. Корзунова. В довесок ко всему возвращающиеся пешки атаковали наши истребители, не знавшие силуэтов нового самолета но от них пилоты успешно смогли отбиться.
          Как теперь известно, в тот день Плоешти пострадал особенно сильно. В результате нанесенного бомбового удара и вспыхнувших пожаров было полностью разрушено два заводских корпуса, уничтожены 202 цистерны с горючим, 46 нефтебаков, 2 склада. Противник лишился около 220 тыс. т нефтепродуктов. Гигантское зарево на нефтеперегонном заводе «Униреа» продолжалось трое суток. На длительное время вышли из строя нефтеперегонные заводы «Орион» и «Астра-Романия». Огонь освещал весь район, ночью было светло, как днем. Налет советской авиации могли бы быть еще более результативными, если бы не большой процент отказов взрывателей. Как утверждают румынские источники, по этой причине множество русских авиабомб не взорвалось.
        2. notingem 17 августа 2017 14:25
          Самолеты Люфтваффе как раз летали на румынском бензине
          1. амурец 17 августа 2017 15:04
            Цитата: notingem
            Самолеты Люфтваффе как раз летали на румынском бензине

            "Заранее отмечу, что более 85% авиационного немецкого бензина было синтетическим или гидрированным. Немецкие танки и машины ездили на нем.
            "В 1926 году была опубликована работа Ф. Фишера и Г. Тропша "О прямом синтезе нефтяных углеводородов при обыкновенном давлении", в которой сообщалось, что при восстановлении водородом монооксида углерода при атмосферном давлении в присутствии различных катализаторов (железо - оксид цинка или кобальт - оксид хрома) при 270?С получаются жидкие и даже твердые гомологи метана."
            Полностью материал по топливному балансу Германии по ссылке: http://www.snowforum.ru/forums/?board=history&
            ;action=view&id=154708
            И о производсте синтетического топлива в Германии: Авиатопливо имело следующие обозначения.

            Бензин А3 — окрашивался в синий цвет. Октановое число 70, с добавлением тетраэтила свинца октановое число возрастало до 80. Использовался немцами для заправки учебных самолетов, что естественно не исключало и применение его в ходе боевых действий.

            Бензин В4 — был также окрашен в синий цвет. Октановое число 72. При добавлении тетраэтил свинца — 89. Использовался немцами для заправки бомбардировщиков.

            Бензин С3 — зеленого цвета, использовался для заправки истребителей. Согласно опять же американских данных октановое число данного бензина в ходе войны повысилось от 94 в 1940 году до 97в 1943. Согласно тем же данным температура замерзания — freezing point — была ниже -60°C. http://reich-erwacht.livejournal.com/2230.html
            1. notingem Вчера, 17:31
              Спасибо. Очень интересная информация.Не знал
    2. Kirill38 13 августа 2017 06:02
      Причём тут американцы, Румыния и продажа нефти немцам!))
      1. Cartalon 13 августа 2017 10:30
        Не думайте об этом, логика тут не работает. Главное знать что кругом враги.
  2. parusnik 13 августа 2017 07:23
    Однако с самого начала все пошло наперекосяк – лидирующий "Либерейтор" врезался в море, унеся с собой главного штурмана. Самолет резервного штурмана должен был вернуться на базу из-за технических проблем. Над Грецией группу встретила плохая погода, и плотные оборонительные порядки бомбардировщиков рассыпались. И, наконец, ошибочно выбранный поворотный пункт маршрута направил передовые части бомбардировщиков к столице Румынии – Бухаресту, который был окружен многочисленными позициями зениток.Из-за навигационной ошибки первоначальный план нападения стал бесполезным, и экипажи были вынуждены бомбить первые попавшиеся цели. Следующие за ведущей эскадрильи поступили аналогичным образом. В дело вступила зенитная артиллерия – огонь был невероятно плотным и точным."Либерейторы" летели настолько низко, что иногда их стрелки устраивали дуэли с расчетами зениток.В ходе бомбардировок два нефтеперерабатывающих завода были сильно разрушены, а ещё два – выведены из строя примерно на полгода, в то же время два других пострадали незначительно, а ещё два – вообще не пострадали. По оценкам американцев, производительность заводов в Плоешти снизилась на 40%. Однако, поскольку многие очистительные заводы работали не на полную мощность, объёмы выпуска топлива уже через несколько дней вернулись к прежним показателям. В сентябре американцы констатировали: никаких сокращений выпуска продукции не произошло.
    1. moskowit 13 августа 2017 08:17
      Большое спасибо! Ваш комментарий гораздо интереснее чем представленный материал.... Не подскажете, где прочитали? hi
      1. parusnik 13 августа 2017 09:20
        Это скомпилировал из двух материалов..http://avialand.org/air-warfare/173-o
        peracija-prilivnaja-volna.html и http://warspot.ru/1200-10-faktov-ob-operatsii-pri
        livnaya-volna, под рукой закладки оказались... hi есть более подробные материалы, но копаться надо...
        1. moskowit 13 августа 2017 17:40
          Покорнейше благодарю. Названное Вами с лихвой хватит для знакомства с темой.
    2. антивирус 13 августа 2017 08:21
      да , судьбу Рейха решили : навоз, которым удобряли поля в Тамбовской обл( хорошие урожаи) и один взгляд солдата Ваньки Пердушкина, которому не понравилось- сожгли коровник -" где коровы зимовать будут, не порядок, исправить надо"( так до непорядка и дошли-- в Берлин)
      1. andrewkor 13 августа 2017 08:45
        Чет ни х..а не понял?Ч чему пе...деж!
        1. Cartalon 13 августа 2017 10:32
          У человека русофобия в острой форме.
          1. антивирус 13 августа 2017 10:44
            сразу видно. прапорщик мозги на место поставил.
            Кроме "выйти к заветному мосту" НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛИ В ПРИЧИНАХ ПОБЕДЫ.
            Победили -- бабы на горбу таскали всё за своих мужиков и большевики мироздание не нарушили в головах крестьян, будущих солдат -победителей
            1. Карен 13 августа 2017 11:56
              А летчикам - Слава!!!
              1. антивирус 13 августа 2017 20:02
                штурман ДА - сын моего прадеда( родн брат деда). тоже крестьянин ( см "коровник сгорел- сожгли")
    3. DimerVladimer 14 августа 2017 13:03
      МЗА - типа Эрликон - страшная штука - очень эффективен на малой высоте, на которую снизились некоторые бомбардировщики
      Отсюда высокие потери...
      1. DimerVladimer 14 августа 2017 13:04
        а счетвереный эрликон - вообще пилорама!
        Бронированная капсула защищает стрелка от ответного огня штурмовика или стрелка - очень эффективная система.
        Наибольшие потери штурмовиков Ил-2 от 20 мм Эрликон.
  3. п-к Опарышев 13 августа 2017 12:51
    "Ведущий штурман упал в море",отработали немецкие шпионы.Летели на низкой высоте,кислород закончился на базе,не подвезли.Инструктаж был не глубоким.Результат низкая эффективность атаки.
  4. Музыка 13 августа 2017 13:28
    Вроде, и мы пытались бомбить эти заводы в начале войны. Кажется, ещё хуже получилось.
    1. hohol95 13 августа 2017 22:47
      Сравнение не "совсем" корректное - взять хотя бы количество и типы использовавшихся сторонами бомбардировщиков!
      Начало войны заставляло использовать дальнюю авиацию не по назначению. В дневных налетах на колонны противника прикрытые силами ПВО советская дальняя авиация несла огромные потери. Кроме того ее ресурсы были не беспредельны и поэтому до бомбежек нефтяных объектов руки дошли только 26 июня 1941. Начало было не очень удачным, на бомбежку нефтяных полей было выделено аж 17 самолетов, из которых половина не дошла до цели, сбросив груз на другие объекты в Румынии.
      Немцы уделяли большое внимание системе ПВО нефтяных объектов. Для координации действий истребительной авиации и других сил ПВО Германии и Румынии защита нефтедобывающих районов была возложена на германскую авиационную миссию численностью более 50 тыс. чел., которую возглавил генерал-лейтенант В. Шпайдель со штабом в селении Лупешци, севернее Бухареста, а также на 40-й воздушный округ генерала Г. фон Манна в составе 4-го воздушного флота. К июню 1941 года в районе нефтепромыслов размещалось до 30 зенитных батарей, 10–12 аэростатов заграждения и 12–15 зенитных прожекторов с усиленными службами связи и раннего предупреждения. Румыны задействовали до 60 истребителей, преимущественно устаревших типов, а немцы оперативно перебросили в окрестности Констанцы полностью укомплектованную авиагруппу III/JG52, которую накануне первой в люфтваффе вооружили новейшими машинами Bf109 F-4.
      Однако один единственный вылет 13 июля 1941 года принес ошеломительные результаты. Авторами чуда выступили 6 экипажей 5-й эскадрилии 40 БАП под командованием капитана А. П. Цурцумии, ветерана черноморской авиации. Цурцумия отобрал пять наиболее подготовленных, с боевым опытом летчиков (ст. лейтенанта И. Е. Корзунова, лейтенантов В. В. Бумагина, А. Д. Александрова, Л. И. Родионова, мл. лейтенанта П. И. Тертычного). 12 июля эта шестерка совершила перелет из Сарабуза на один из аэродромов Молдавии, где подготовка к действиям против румынской территории продолжилась.
      На следующий день они взяли курс на Плоешти, причем самолеты шли на высоте около 7000 м, а после пересечения Карпат начали снижаться. С высоты 3100 м группа по сигналу штурмана ст. лейтенанта А. И. Горбылева сбросила бомбы. Румынские истребители не успели своевременно подняться с аэродрома в юго-западной части города, а зенитки открыли огонь только при отходе самолетов от цели. Один из осколков повредил мотор машины ст. лейтенанта Корзунова, и подбитую «пешку» прикрыли лейтенанты Бумагин и Александров, снизившие скорость. Их догнали румынские истребители, вылетевшие на перехват из Фокшан. В завязавшемся бою около Текучи был сбит Пе-2; лейтенанты А. Александров и И. Резников попали в плен, а судьба стрелка-радиста осталась неизвестной. Только благодаря большому везению добрался до своей территории с одним горящим мотором самолет ст. лейтенанта И. Корзунова. В довесок ко всему возвращающиеся пешки атаковали наши истребители, не знавшие силуэтов нового самолета но от них пилоты успешно смогли отбиться.
      Как теперь известно, в тот день Плоешти пострадал особенно сильно. В результате нанесенного бомбового удара и вспыхнувших пожаров было полностью разрушено два заводских корпуса, уничтожены 202 цистерны с горючим, 46 нефтебаков, 2 склада. Противник лишился около 220 тыс. т нефтепродуктов. Гигантское зарево на нефтеперегонном заводе «Униреа» продолжалось трое суток. На длительное время вышли из строя нефтеперегонные заводы «Орион» и «Астра-Романия». Огонь освещал весь район, ночью было светло, как днем. Налет советской авиации могли бы быть еще более результативными, если бы не большой процент отказов взрывателей. Как утверждают румынские источники, по этой причине множество русских авиабомб не взорвалось.
  5. iouris 13 августа 2017 23:50
    А я вижу эту историю иначе: операция была задумана и спланирована так, чтобы не допустить топливного голодания вермахта и люфтваффе и быстрого завершения войны.
  6. hohol95 14 августа 2017 20:22
    Экспорт нефти из РУМЫНИИ
  7. hohol95 14 августа 2017 20:23
    Экспорт нефти из ВЕНГРИИ
Картина дня