Максим-паровоз

6


31 июля 1894 года состоялись испытания парового аэроплана, спроектированного знаменитым изобрететелем пулемета Хайрамом Максимом, который в начале последнего десятилетмя позапрошлого века увлекся идеей создания машины для передвижения по воздуху и вложил в нее большие деньги. На них он по собственному проекту построил аппарат внушительных размеров, весивший три с половиной тонны. Этот аэроплан, по замыслу его создателя, должен был поднимать в воздух пилота и двоих пассажиров



Но оружейная механика и аэродинамика - дисципланы совершенно разные. И будучи мировым корифеем в одной из них, можно совершенно не разбираться в другой. Несмотря на то, что аэроплан Максима был оснащен двумя очень легкими и мощными двухцилиндровыми паровыми машинами, развивавшими в совокупности 180 лошадиных сил, крайне неудачная форма и профиль крыла (а точнее - его отсутствие) не позволили ему поднятся в воздух.

Солидной мощности силовой установки хватило лишь на то, чтобы частично компенсировать вес аппарата. Это было заметно по глубине борозд, оставленных в грунте боковыми колесами шасси при разбеге. Центральные колеса при этом катились по рельсам.

В дальнейшем Максим неоднократно переделывал машину, добавляя и меняя местами дополнительные несущие поверхности. Один из вариантов имел их целых шесть штук. Но лучший итог, которого удалось достичь, представлял собой подскок примерно на 30 сантиметров в высоту и около 60 метров в длину. При этом, едва оторвавшись от рельсов, самолет оказался неуправляемым. Его сразу развернуло вбок, он чиркнул одним из винтов по земле и замер поперек рельсовой дорожки, сломав шасси и нижнюю плоскость.

К тому моменту Максим уже потратил на постройку и доработки машины более 200 тысяч долларов. Даже при его богатстве это было весьма серьезно, причем расходы явно не соответствовали полученным результатам. Так и не догадавшись, что надо сделать, чтобы добиться устойчивого и управляемого полета, Максим забросил увлечение авиацией, оставшись в истории "отцом" пулемета, но не аэроплана.

На заставке - летательный аппарат Максима в его первоначальном виде перед первой попыткой взлететь.



Хайрам Максим держит в руках спроектированную им для аэроплана паровую машину, демонстрируя ее легкость, а заодно и свою физическую силу.



Аэроплан Максима, переделанный в биплан.



Аппарат после очередной переделки. Теперь второе крыло установлено на уровне пола фюзеляжной гондолы, а к концам верхнего крыла прикреплены дополнительные наклонные поверхности. Деревянные полозья на стойках, размещенные по обе стороны рельсовой колеи служат ограничителями, не позволяющими самолету взлететь на высоту более полуметра. Таким способом Максим решил обезопасить машину от слишком резкого подъема и последующего падения. Но эти ограничители оказались излишними.



Максим и его помощники на фоне поврежденного аэроплана.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    12 августа 2017 13:41
    Смотрю ,а к статье комментариев 0 ,ну и я не стану комментировать!
  2. +7
    12 августа 2017 14:03
    Чесно говоря, не понял некоторой иронии автора заметки. Очевидно она связана с поверхностным знакомством автора с вопросом.
    Начнем с аэродинамики. Ее то время попросту не было. Ученые предпринимали первые. робкие попытки в создании прикладной аэродинамики.
    В 1891 году появляются работы Циолковского "К вопросу о летании посредством крыльев" и Жуковского "К теории летания". Теория, позволяющая рассчитать подъёмную силу крыла бесконечного размаха, была разработана в начале 20 в. в России Н. Е. Жуковским и Чаплыгиным, в Германии В. Куттой и в Англии Ф. Ланчестером. В 1912 появились работы Н. Е. Жуковского, излагающие вихревую теорию воздушного винта. Разработанная Жуковским и С Чаплыгиным теория решёток, состоящих из крыльевых профилей, дала возможность учесть взаимное влияние лопастей винта и явилась основой для расчёта колёс и направляющих решёток турбомашин. Первой работой по динамике полёта следует считать мемуар Н. Е. Жуковского «О парении птиц» (1892), в котором дано теоретическое обоснование «мёртвой петли», впервые осуществленной русским лётчиком П. Н. Нестеровым в 1913.
    Максим знал, что существующие технические, технологические и теоретические знания в этой области практически равны нулю. И путь к созданию конструкции самолёта был начат с очень серьезных инженерных изысканий. Хайрем Максим построил массивный (радиусом 9 метров) круг с приводом от паровой машины мощностью около 7,5 кВт. Целью было определение характеристик крыльев и винтов.
    Максим изучил зависимость тяги винта от числа оборотов и поступательной скорости и эмпирически установил, что если величина шага винта не превосходит его диаметр в три раза и более, то воздух проходит через диск винта более-менее в осевом направлении. Наибольшую эффективность винты показывали при шаге, примерно равном диаметру. Результаты исследования винтов были опубликованы.
    Другие исследования были связаны с проектированием аэродинамически функциональных поверхностей. Максим выявил аэродинамическую неэффективность крыльев с односторонней обшивкой и пришел к выводу о необходимости делать обшивку двусторонней. Предлагалось выполнить нижнюю поверхность крыла частично проницаемой. Этим создавалась небольшая выпуклость, и профиль крыла сглаживался.
    Отказавшись от испытаний, Максим продолжил аэродинамические лабораторные эксперименты. Он усовершенствовал свой испытательный круг и построил несколько аэродинамических труб, став тем самым одним из пионеров в этой области исследований. В этих экспериментальных устройствах могли создаваться воздушные потоки с относительной скоростью от нескольких метров в секунду до 45 м/с.
    Совокупность результатов своих аэродинамических исследований Максим опубликовал в 1908 году в книге «Полет искусственный и естественный» («Artificial and Natural Flight»), которая принадлежит к золотому фонду научной литературы, посвященной авиации.
    Так что Хайрем Максим внес очень весомый вклад в то, чтобы спустя девять лет состоялся первый полет братьев Райт продолжительностью 12 секунд на расстояние 36,5 м.
    Второй момент касается паровых двигателей в авиации. Автор опять же напрасно иронизирует в своем заголовке про паровоз.
    Все первые проекты летательных аппаратов тяжелее воздуха в качестве двигателя предусматривали паровую машину. Вспомните самолет Можайского. Более того, работы над паросиловой установкой в авиации продолжались еще в 30- х годах ХХ века.

    Фотография выполнена в 1933 году во время полета с муниципального аэродрома города Окленд в Калифорнии.
    Интересующимся рекомендую книгу Дузь П. Паровой двигатель в авиации. 1939г.
    1. +2
      12 августа 2017 22:11
      Виктор, спасибо за содержательный комент.
      Такие люди как Максим - двигатели прогресса. Некоторых мы не справедливо забылия,а ведь они были и основательно продвинули науку:Бейли- один из" отцов телефона",Ременгтон- создатель одноименной винтовки и усовершенствовал весы и таких было много
      1. +1
        12 августа 2017 22:56
        Так за Максима обидно стало. Вобще, не понимаю, как человек берется писать про то, чего не знает.
    2. +1
      5 сентября 2017 11:00
      Спасибо! Очень содержательно!
    3. 0
      9 сентября 2017 21:51
      Коментарий ценнее статьи. Благодарю

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»