Догнать и перегнать кукурузник

72
Выполнение программы импортозамещения часто сравнивается с послевоенным восстановлением страны. Тогда народное хозяйство удалось поднять в течение четвертой пятилетки. Историки нарекли это сталинским экономическим чудом. Программа импортозамещения стартовала в 2014-м. Сколько еще времени понадобится на ее реализацию? Чем могут помочь законодатели?

Этот вопрос обсуждался в нижней и верхней палатах Законодательного собрания. Программа делится на несколько частей. В правительственной комиссии по импортозамещению работают две подкомиссии. Одна ведает гражданскими отраслями, другая – оборонно-промышленным комплексом. В свою очередь в программе импортозамещения в ОПК тоже две составляющие. В одной речь идет об отечественных аналогах изделий с Украины, во второй – из стран НАТО.



По оценке заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Олега Бочкарева, продукция незалежной замещена по всей номенклатуре. Самой тяжелой позицией, потребовавшей много времени и сил для замены, стали корабельные газотурбинные двигатели производства николаевского госпредприятия НПКГ «Зоря» – «Машпроект». Но к настоящему времени подобная силовая установка создана в Рыбинске. «Двигатель проходит сдаточные испытания и в ближайшее время начнет поступать на верфи, где его ждут корпуса кораблей для Военно-морского флота», – констатировал Бочкарев на заседании Совета по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества при верхней палате российского парламента.

Во все лопатки

Директор департамента стратегического развития Минпромторга Алексей Ученый также настроен оптимистично. На первом заседании Экспертного совета по импортозамещению, созданного при думском Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, он сказал, что в совокупности оказываемые меры привели к превышению плановых значений по приросту доли российского производства в большинстве курируемых ведомством отраслей. «Показатели таковы. Тяжелое машиностроение: плановое значение – 44 процента, фактическое – 52,4. Энергомаш: плановое – 74, факт – 77. Кабельная промышленность: план – 75,8, факт – 75. Немножко просели. Нефтегаз: план – 44, факт – 54,5. Легкая промышленность: план – 32, факт – 35. Трансмаш: плановое значение – 81,5, фактическое – 97. Существенное превышение. Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности – очень актуальное для нас направление: план – 21, факт – 23,7. Как видите, наибольшее количество плановых значений перевыполнено».

Догнать и перегнать кукурузник


Однако деградация означенных отраслей в результате многолетней программы «нефть в обмен на все остальное» столь значительна, что удовлетворение потребностей внутреннего рынка за счет отечественной продукции остается весьма проблематичным. К примеру, в самой благополучной отрасли ситуация критическая. «По расчетам компании «Газпромнефть», объем спроса запасных частей только по буровым комплексам в России к 2020 году может достигнуть, только вдумайтесь, 150 тысяч единиц комплектующих», – заявил академик Андрей Рудаков на заседании Экспертного совета по импортозамещению.

А как воспринимают программу в обществе? Его ожидания можно назвать максимально завышенными, что-то вроде «обогнать не догоняя». Что имеется в виду? В Китае импортозамещение сводится к воспроизводству и копированию иностранной продукции. Зарубежный разработчик ушел далеко вперед, «копировщики» вынуждены выпускать неконкурентоспособный товар. Причем такой подход исключает науку из процесса импортозамещения. На заседании Экспертного совета академик Андрей Рудков высказался решительно против слепого копирования: «Мы должны не просто воспроизводить иностранные образцы, а совершенствовать их и создавать глобально конкурентоспособный продукт, который был бы востребован не только на нашем рынке, но и, конечно же, за рубежом».

Впрочем, есть случаи, когда поднимать технологический потолок при копировании зарубежной техники просто некуда. Например, в бытность Юрия Елисеева генеральным директором ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют» у одной из стран НАТО был приобретен комплекс по изготовлению лопаток для газотурбинных авиадвигателей, очень трудоемкой и дорогостоящей продукции. Елисеев поручил конструкторам и технологам разобрать этот обрабатывающий центр и сделать такой же – в то время, когда понятие «импортозамещение» еще не было даже артикулировано. Поручение выполнили. В результате «Салют» получил такие мощности, которые за два дня выполняли месячную программу изготовления лопаток. Маловероятно, что такой обрабатывающий центр нуждается в совершенствовании.

Есть примеры, когда сотрудничество «оборонщиков» с наукой дает хорошие результаты. Причем в самой трудной позиции – импортозамещении электроники из стран НАТО. Ученые Роскосмоса нашли уникальное решение, рассказал на заседании Совета по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества Олег Бочкарев. «У нас было порядка двух тысяч наименований в области электроники по Роскосмосу, которые мы покупали у государств НАТО. Если бы мы последовательно меняли одну позицию на другую, то неизвестно, когда бы эти две тысячи комплектующих были бы сделаны. Наши инженеры нашли другое решение. Заменили две тысячи на 153 и, что очень важно, создали на их базе собственные конструкции. Они апробированы и подтверждены как технически верные. В течение двух-трех лет приборы на новых инженерных решениях пройдут соответствующий цикл испытаний». Бочкарев уверен в том, что разработки специалистов Роскосмоса могут быть использованы и в других отраслях ОПК, например в авиации, средствах автоматизации, связи и т. д.

Достижения наизнанку

Выполнить программу по принципу «обогнать не догоняя» кажется нереальным и из-за низкой исполнительской дисциплины при реализации ответственных проектов. Так, одно из предприятий Нижегородской области изготовило бак для сбора радиоактивных отходов кораблей. Экспедиторская компания, взявшаяся перевезти его на судостроительный завод в Архангельской области, уже несколько месяцев не может доставить этот крупногабаритный груз по назначению и на момент подготовки данной статьи еще не сделала этого. Первый заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франц Клинцевич видит причину в непрофессионализме экспедиторской компании. Вряд ли в годы четвертой пятилетки такая накладка была возможна.

Еще досаднее, когда выполнению программы мешают грубые управленческие ошибки, немыслимые в период послевоенного восстановления экономики. Председатель совета директоров ООО «Индустриальный парк «Сафоново» Михаил Медведев приводит пример импортозамещения наоборот, в результате которого выигрывают зарубежные конкуренты, причем за счет российских бюджетных средств. Так, Уралвагонзавод получил государственную субсидию 135 миллионов рублей и 300 миллионов займа из Фонда развития промышленности на НИОКР контейнера-цистерны из полимерных композиционных материалов. Был заключен договор с финской компанией, сделаны два образца, которые сейчас демонстрируются на выставках. Но подрядчик на основе этих разработок выполнил свой проект, причем учел в нем ряд недочетов, в частности снизил на полтонны вес цистерны. Пока Уралвагонзавод ездит со своими цистернами по выставкам, финны запускают улучшенную серию для реализации в Европе.

Дискуссия на заседании совета показала, что на малых и средних предприятиях много талантливых специалистов, прошедших большую производственную школу в условиях жесткой конкуренции. Но этот потенциал программы импортозамещения используется неэффективно по причине несовершенства нормативной базы. Генеральный директор Группы компаний «Инновация» Армен Бабаян обратил внимание членов совета на постановление Минпромторга 1312, в котором речь идет о субсидировании до 50 процентов объемов НИОКР. К сожалению, малый бизнес иногда остается за бортом. Почему? Причина в том, что в самом тексте постановления есть такая формулировка, что технологическое оборудование, которое используется при реализации НИОКР, должно стоить не менее 75 миллионов. «Для малого бизнеса это невыполнимое условие. Поэтому многие предприятия отсекаются».

Конечно, разместить ГОЗ на крупном производстве, входящем в реестр предприятий ОПК, проще и надежнее. Там проверенные руководители, с которых в случае чего можно строго спросить за срыв сроков поставок и за качество продукции. Однако сейчас на различных уровнях власти хватает политиков, взращенных в среде малого и среднего бизнеса, которые вряд ли могут быть полезными для выполнения программы. В частности, на Байкальском экономическом форуме в Улан-Удэ, состоявшемся в 2012 году, обсуждался острый для всего Зауралья вопрос о нехватке самолетов для малой авиации. Представители Забайкалья, уставшие от обещаний начать производство современных самолетов для малой авиации, поддержали эмоциональное заявление Сергея Шойгу, возглавлявшего тогда МЧС, о производстве кукурузников. (Дескать, не строите новых самолетов, так хотя бы выпуск Ан-2 возобновите.) Ведь отдаленные поселки, особенно в Якутии и Красноярском крае, вымирают, будучи отрезанными от городов. В ответ один успешный бизнесмен, руководитель Комитета Совета Федерации по экономической политике, предложил не возобновлять производство кукурузников, а покупать самолеты за рубежом, чем поверг участников «круглого стола» в ступор. Вряд ли наличие во власти таких представителей новой генерации, поднаторевших в коммерции, но не понимающих мультипликативного эффекта от производства, может способствовать реализации программы импортозамещения. Не случайно академик Рудков заявил на совете: «Нам нужен кадровый спецназ!».

Рынок показал, что сторонники кукурузника оказались правы. Опытный образец самолета изготовило ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина». ТВС-2ДТС выполнен из композитного материала. Но в нем легко угадывается прототип – Ан-2. На МАКС-2017 его прозвали кукурузником ХХI века. (http://vpk-news.ru/articles/37922). Осталось найти производителя, готового освоить передовые технологии, и получить государственную поддержку. Наступает момент истины. Если самолет не получит господдержки, подтвердятся слухи о том, что отказ от собственной малой авиации есть одно из условий нашей капитуляции в холодной войне.

Прогресс на пенсии

Не надо забывать, что сталинское экономическое чудо стало возможным благодаря энтузиазму населения. Если сейчас отсечь творчество масс, активно развивающееся на скромных инжиниринговых предприятиях, то можно ли рассчитывать на поддержку общества и на успешное выполнение программы?

Где сегодня могут быть востребованы результаты их деятельности? Член думского Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Андрей Чернышев уверен, что малые предприятия способны успешно поставлять комплектующие узлы и изделия на уже выпускаемую продукцию: вертолеты, ракеты и т. д.: «Таким компаниям, как Ростех, необходимо уделить больше внимания привлечению малого и среднего бизнеса, использовать его в качестве, может быть, опытного производства, сделать так, чтобы новые технологии, которые рождаются в таких коллективах, были востребованы». В качестве примера Чернышев приводит компанию «Фарвижн», занимающуюся созданием уникальных оптико-электронных приборов. Ее технологии в оптике и лазерной промышленности превосходят мировые. Израильская армия хотела бы получить приборы от этой фирмы. К сожалению, ее продукция сегодня в России не востребована, отмечает Чернышев.

Положительный пример – частная компания КБ «Современные авиационные технологии», которая спроектировала учебно-тренировочный самолет СР-10 и вместе со Смоленским авиационным заводом изготовила первые образцы. Сейчас Воздушно-космические силы России впервые в истории планируют закупать самолет у частной компании. Еще пример: среднее предприятие «БайтЭрг» занимается системами безопасности и видеонаблюдения. В то время как рынок завален некачественными китайскими камерами, российская компания уже 20 лет поставляет, разрабатывает и производит отечественные системы видеонаблюдения. Мобильными комплексами «Дозор», «Патруль-видео» снабжаются МВД и ФСО. Камеры компании установлены и надежно работают на отечественных самолетах, служебных вертолетах, инкассаторских автомобилях, используются на пожарах. Системами видеонаблюдения оборудованы городские автобусы и троллейбусы, автомобили ППС и ДПС, пригородные электропоезда.

Опыт послевоенного восстановления народного хозяйства заставляет вспомнить лозунг о том, что кадры решают все. В связи с этим возникает банальный вопрос: кто будет решать задачи импортозамещения у станков и на сборочных площадках? «У нас стареют кадры. В Рыбинске средний возраст слесаря четвертого-пятого разрядов – пенсионный. Авиационные, судостроительные корпорации задыхаются от отсутствия современных рабочих высокой квалификации», – негодует председатель Экспертного совета думского Комитета по обороне Борис Усвяцов. Решение этой проблемы – хорошо забытое старое: втузы при заводах. Сегодня их имеют только два оборонных предприятия России. Остальные рады бы, но нет денег. Существующая нормативная база не способствует взращиванию молодых специалистов. При этом не было ни одного заседания по проблемам ОПК, где бы не поднимался этот вопрос. Но воз и ныне там.

Представитель Института социально-экономических стратегий и технологий развития Петр Верник видит в этой глухоте системную проблему: «С мнением профессионального сообщества из различных сфер оборонно-промышленного комплекса большинство представителей государственных органов соглашаются, но довести законодательную инициативу до результата, как правило, не получается». Верник предлагает ввести административную ответственность для чиновников, пренебрегающих рекомендациями, разработанными парламентариями. Вряд ли к этому можно отнестись серьезно.

Но и откладывать кадровую проблему в долгий ящик нельзя. Импортозамещение – это надолго, оно вряд ли ограничится 2020 годом. «Программа импортозамещения, о которой мы пока больше говорим, чем делаем, не теряет своей актуальности. Наоборот, градус проблемы возрастает», – предупреждает председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. Его тревога вызвана несколькими причинами.

Программа не выдерживает исторической конкуренции с пятилеткой послевоенного восстановления народного хозяйства, потому что не отвечает на главный вопрос: почему импортозамещение началось только в ответ на санкции, а не раньше? Ведь о положении, в которое мы сейчас попали, предупреждали с самых высоких трибун такие авторитетные политики, как Аркадий Вольский, Евгений Примаков, Николай Рыжков. История с «Суперджетом» ничему нас не научила. В нем 70 процентов комплектующих иностранного производства, и это резерв для пополнения санкционного списка. Но ведь и в МС-21 половина деталей импортные.

А главное – решения правительства по импортозамещению носят во многом формальный характер.
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    9 августа 2017 05:56
    да,был культ.но была и ЛИЧНОСТЬ
    1. +7
      9 августа 2017 06:06
      И ЛИЧНОСТЬ и РУКОВОДИТЕЛЬ...Лаврентий Павлович..
      Цитата: изя топ
      да,был культ.но была и ЛИЧНОСТЬ
      1. 0
        11 августа 2017 22:55
        Так политики надеялись, что с приходом Трампа санкции отменят и вновь зарубежная продукция без преград польётся рекой... И импортозамещение удастся свернуть без потерь - поэтому до последнего старались удержать его лишь на бумаге.
  2. +27
    9 августа 2017 06:47
    Вся проблема в руководстве-во главе предприятий которые входят в холдигги, корпорации, ОАО, ЗАО и пр. поставлены не профессионалы знающие досконально свое и смежные производства, а "знакомцы", "друзья", "родственники" и прочие проходимцы "смотрящие" от настоящих московских и оффшорных хозяев. Их задача-так "руководить" вверенным предприятием, чтобы от него шел неослабевающий денежный поток в карман хозяину (ну и про себя не забывать). А если что не так и предприятие уже "высосано" до нитки то на помощь приходит списывающая все "процедура банкротства"....
    1. +9
      9 августа 2017 09:42
      Цитата: Monster_Fat
      Вся проблема в руководстве-во главе предприятий которые входят в холдигги, корпорации, ОАО, ЗАО и пр. поставлены не профессионалы знающие досконально свое и смежные производства, а "знакомцы", "друзья", "родственники" и прочие проходимцы "смотрящие" от настоящих московских и оффшорных хозяев.

      Вот именно, и дело в не в личностных качествах смотрящего, а профессиональных! А то тут некоторые грудью Рогозина защищают и его сынка, заодно - типа мол зато патриот и человек достойный)
      1. +4
        9 августа 2017 10:21
        Цитата: Стирбьорн
        мол зато патриот и человек достойный)

        Такие качества должны быть дополнением к профессионализму, а не его заменой. Достойный человек - это не профессия, а патриот - не специальность, хотя некоторые "штатные патриоты" всегда на нем неплохо зарабатывали... "Мы не сеем, не пашем, не строим, мы гордимся общественным строем"... fellow
    2. +4
      9 августа 2017 11:01
      Monster_Fat - вы уже опять флаг поменяли..Быстро это у вас )
      1. +2
        9 августа 2017 11:33
        Monster_Fat - вы уже опять флаг поменяли..Быстро это у вас )

        Он у меня автоматически меняется, в зависимости от сервера.
        1. +3
          9 августа 2017 20:38
          Я знаю, что у WoT семь серверов, но чтобы у ВО было несколько? belay
          1. 0
            10 августа 2017 11:05
            Не совсем верно-ВО ставит флаг по месту регистрации сервера провайдера-то есть по тому месту где вы законектились. У нас в компании несколько разных серверов-в США, и в Японии...
    3. 0
      9 августа 2017 18:36
      В советские годы Рогозина и еще некоторых персонажей, давно бы "зеленкой"помазали. К сожалению, виден только сплошной популизм и болтология. Все что делается , делается в угоду крупным компаниям, где правят приближенные и "свои". Но , хуже то, что никто ни за что не отвечает, особенно за провалы.
  3. +19
    9 августа 2017 06:54
    Выполнение программы импортозамещения часто сравнивается с послевоенным восстановлением страны.

    Крайне не корректное сравнение! СССР восстанавливал Народ-Победитель, а сейчас пытаются что сляпать после целенаправленного разрушения промышленности. Да и миллиарды капиталов в СССР никто не вывозил...
    1. +6
      9 августа 2017 09:36
      Добавлю - вся промышленность была государственной
    2. +2
      9 августа 2017 13:04
      Цитата: moskowit
      Крайне не корректное сравнение! СССР восстанавливал Народ-Победитель

      Правильно. Тогда была Победа. Теперь победы нет. Сначала нужно оторваться от доллара, завалить свой внутренний рынок дешёвой нефтью и газом и переписать законы под себя. Вот потом можно и восстанавливаться.
      1. +1
        9 августа 2017 17:30
        Цитата: Petrix
        Сначала нужно оторваться от доллара, завалить свой внутренний рынок дешёвой нефтью и газом и переписать законы под себя. Вот потом можно и восстанавливаться.

        Т.е., совершить социалистическую революцию. Пойдет на это правящий режим ?
        1. +3
          9 августа 2017 20:57
          Когда верхи не могут, а низы не хотят, что происходит?
        2. 0
          11 августа 2017 13:07
          Цитата: Альф
          Т.е., совершить социалистическую революцию

          Ждём 7 ноября, красный день календаря. "Аврора" на месте? Пушка выстрелить сможет? Правда "Зимний дворец" переехал, но должно же где-то выстрелить. Всё-таки юбилей!
  4. +6
    9 августа 2017 07:05
    Зарубежный разработчик ушел далеко вперед, «копировщики» вынуждены выпускать неконкурентоспособный товар
    Та ладно!!! belay Китайцы, занимаясь копирайтом, не забывают и о своих разработках. Причем вкладывая в них огромные суммы.
    В то время как рынок завален некачественными китайскими камерами
    А качественными не завален!? И стоимость не сопоставима.
    А тема статьи конечно же актуальна.
  5. +6
    9 августа 2017 07:13
    Не озвучена необходимость выявления и устранения Врагов народа
    В статье не отражено такое важное условие развития производства как курс доллара который выгоден больше иностранному производителю. Такая странность - произвести у себя дороже чем купить там.
    В целом читается приятно хотя ни слова об идеологии, без которой нам смерть
  6. +7
    9 августа 2017 07:15
    "...Опыт послевоенного восстановления народного хозяйства заставляет вспомнить лозунг о том, что кадры решают все. В связи с этим возникает банальный вопрос: кто будет решать задачи импортозамещения у станков и на сборочных площадках? «У нас стареют кадры. В Рыбинске средний возраст слесаря четвертого-пятого разрядов – пенсионный. Авиационные, судостроительные корпорации задыхаются от отсутствия современных рабочих высокой квалификации», – негодует председатель Экспертного совета думского Комитета по обороне Борис Усвяцов. Решение этой проблемы – хорошо забытое старое: втузы при заводах. Сегодня их имеют только два оборонных предприятия России. Остальные рады бы, но нет денег. Существующая нормативная база не способствует взращиванию молодых специалистов. При этом не было ни одного заседания по проблемам ОПК, где бы не поднимался этот вопрос. Но воз и ныне там..."

    Но нет денег. Это очень важный момент, который в статье не затронут. Вопрос. Какова доля иностранного капитала в российских компаниях в том числе занятых в ВПК? Кому из иностранцев и где в наших... компаниях принадлежат контрольные пакеты? И вообще, как западня контролирует наш... бизнес?
    Пример с турбинами от "Сименса" для Крыма ясно показывает перспективу нашего... производства , пусть даже замещённого на 100%, что опять же под большим вопросом из-за тьмы в вопросе контроля западнёй нашей...экономики и прежде всего наших ...финансов.
    А с учётом оффшоров, в которых на сегодня зарегистрирован весь крупный и средний бизнес РФ, а также учитывая лёгкость с которой консалтинговые иностранные компании вхожи в святое святых - бухгалтерский, финансовый учёт и отчёт российских компаний, можно констатировать факт отсутствия суверенитета, а значит идеологии, а это целевое планирование и программа действий, в том числе и по импортозамещению, которая должна и обязана объединять коллективы и отрасли, а народы в единое Государство - Российский Союз.
    1. +6
      9 августа 2017 09:44
      Цитата: кедр
      Но нет денег. Это очень важный момент, который в статье не затронут. Вопрос. Какова доля иностранного капитала в российских компаниях в том числе занятых в ВПК? Кому из иностранцев и где в наших... компаниях принадлежат контрольные пакеты? И вообще, как западня контролирует наш... бизнес?
      Пример с турбинами от "Сименса" для Крыма ясно показывает перспективу нашего... производства , пусть даже замещённого на 100%, что опять же под большим вопросом из-за тьмы в вопросе контроля западнёй нашей...экономики и прежде всего наших ...финансов.

      конечно нет денег, если регулярно вкладывать миллиарды долларов в американский долговые обязательства несмотря на санкции, которые благодарные партнеры продолжают накладывать
  7. +5
    9 августа 2017 07:22
    Ну и вот еще одна причина, почему буксует "импортозамещение".-"хронические неплатежи". Одной из особенностей ведения российского бизнеса и предпринимательства является так называемое "кидалово", когда тебя всегда и везде стараются "кинуть" или на деньги, или на качество комплектующих или без согласования меняют материалы и чертеж комплектующих. Ну, а то, что после выполнения заказа приходится просто "выбивать" леньги с заказчика или с хитрож...го банка так это "обязаловка"...

    http://pravdaurfo.ru/articles/155636-minoborony-r
    f-otkazalos-platit-zavodu-rosteha-v?utm_source=24
    smi&utm_medium=referral&utm_term=2626&
    ;
    ;utm_content=1257842&utm_campaign=1775
    1. +8
      9 августа 2017 08:08
      Не только "кидалово"...работает еще и такой принцип, замечательно выведенный в книге "Золотой теленок"...Вокруг государственного предприятия "Геркулес" кормилось масса акционерных обществ..
    2. +1
      9 августа 2017 09:46
      Вся работа мелких и средних заводов основана на том, чтобы купить в долг, а оплаты тянуть долгое время 9это в лучшем случае). Или просто не платить.
  8. +6
    9 августа 2017 08:05
    А главное – решения правительства по импортозамещению носят во многом формальный характер.
    ..В принципе с этого и надо было начинать статью..
  9. +10
    9 августа 2017 08:06
    На МАКС-2017 его прозвали кукурузником ХХI века.
    ТВС-2ДТС на лопатки по всем характеристикам укладывает чешский Л-410, который у нас ставят на производство! Сравните сами, берет в два раза больше, летит в два раза дальше. И при этом экономичнее! Не надо нам чехов, нам аннушку родную надо производить!
    1. +1
      9 августа 2017 09:17
      Недавно рассуждал с ребятами из соседнего (с Ельцовкой, под Новосибирском, где данный самолет собирали) аэродрома, что этот самолет - не такая прямая замена Ан-2, потому что имеет куда более высокие требования к ВПП и худшие взлетно-посадочные характеристики. Насколько это правда, я не знаю, возможно, что этот образец - всего лишь образец, который потом будет доработан как надо...
    2. +5
      9 августа 2017 09:34
      Цитата: Stas157
      Сравните сами, берет в два раза больше, летит в два раза дальше.

      Простите, Вы еще мотор не сравнили.... На этом пепелаце мотор ИМПОРТНЫЙ.
      1. +4
        9 августа 2017 11:30
        Цитата: ССИ
        ростите, Вы еще мотор не сравнили.... На этом пепелаце мотор ИМПОРТНЫЙ.

        Да, но один, а на элке их целых два!)) И тоже импортных.
        1. +4
          9 августа 2017 12:35
          Цитата: Stas157
          Да, но один, а на элке их целых два!)) И тоже импортных.

          И что? Вы же пишите про восстановление Ан-2, либо его замены... Как же вы всегда забываете, что в СССР ВСЕ производилось внутри страны! А ныне, прекратят забугорные поставлять моторы и комплектующие к ним, и что???
        2. 0
          9 августа 2017 16:23
          Зато, говорю, мы делаем ракеты
          И перекрыли Енисей,
          А также в области балета
          Мы впереди, говорю, планеты всей,
          Мы впереди планеты всей!
          1. jjj
            0
            9 августа 2017 17:02
            Все хорошо, но заявленная грузоподъемность в 4 тонны почему-то вызывает сомнения. У Ан-26 - 5,5 тонны
    3. 0
      12 августа 2017 16:17
      у этого чешского самолета чешским осталось только наименование-читайте во чаще. он рф
  10. +4
    9 августа 2017 09:20
    Кажется к делу отношения имеет, но оставшиеся русские люди поймут. Нужно не импортозамещение, а самообеспечение.
    Вот как живут люди в процветающей России
    1. +6
      9 августа 2017 11:13
      Халяву никто ещё не отменял!!! Вы в Америке не видели толпы на распродажах...........
      1. +3
        9 августа 2017 11:34
        Может Гурьевская..? Я тоже мечтаю попробовать...
        1. 0
          9 августа 2017 17:40
          Одна попробовала ....!!!
      2. 0
        9 августа 2017 15:55
        Халява это интернациональная забава , из-за которой отключаются мозги . Что в штатах людей давят на "чёрной пятнице" , что россияне с "блины с лопат" , что индусы/африканцы/китайцы и прочие которые мрут как мухи , от взрывов опрокинувшихся бензовозов , в попытках утащить топливо .
      3. 0
        9 августа 2017 16:40
        Это сладкое слово - ХАЛЯВА!
      4. +2
        9 августа 2017 18:07
        Цитата: intuzazist
        Вы в Америке не видели толпы на распродажах..

        В Америке и Европе распродажи реальные. А не как у нас - перед распродажей цены задерут на 100%, а потом скинут на 50%. И что в итоге? Хорошо, если останется как было, а то может стать и дороже! yes Примеров сколько угодно, когда на распродаже товар стал дороже, чем был до того.
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      9 августа 2017 22:11
      Цитата: Гардамир
      Кажется к делу отношения имеет, но оставшиеся русские люди поймут. Нужно не импортозамещение, а самообеспечение.
      Вот как живут люди в процветающей России

      На "Эхе" опять набрались? Я одно могу сказать. Раз стоят - значит знают, что вкусно и на всех хватит. А вам, с вашей желчью , желаю приятного симбиоза - переваривайте друг друга. Гардамир, не пора ли "линятьизрашки" ? Раз тут так плохо.. Не томите своими гнусностями. Я не увидел ничего плохого.
  11. +13
    9 августа 2017 10:14
    Импортозамещение - дымовая завеса, чтобы мозги людям парить. Возьмем недавний закон о кассовом обслуживании. Вся страна должна сменить устаревшие кассы отечественного производства на современные, сделанные на основе импортных комплектующих. Большей частью с импортным программным обеспечением. В масштабах всей страны это огромные деньги , значительная часть которых отправится за рубеж. И подключается это дело в обязательном порядке к интернету, без которого ничего работать не будет. Это тоже гора импортных комплектующих и программного обеспечения. Также значительно сокращено количество предпринимателей, имеющих право работать без касс. Думаете, это мало кого касается? Как раз нет. Программа помощи безработным как раз рассчитана на то, чтобы безработные стремились оформиться в мелких предпринимателей. Только раньше требовались деньги на материалы, оборудование и прочее. А теперь такие же деньги требуются на оформление. У меня знакомый плюнул плюнул на это все и начал работать нелегально. Имхо, нынешние властьпридержащие гораздо больше озабочены переводом страны полностью на безналичный расчет. Потому как получат возможность лазить по карманам не спрашивая чьего-то разрешения и давить конкурентов в зародыше. Не говоря уже про то, что расходы на обслуживание финансовой системы полностью перекладывается на население. Тот же Сбербанк взять. Прихожу платить по квитанции - посылают в банкомат. Говорю, нет в банкомате возможности оплатить именно эту квитанцию. Предлагают либо оформить карту, либо идти лесом, наличные они теперь принимают лишь в качестве пополнения карт. В общем, брехня все это и я в нее не верю, т.к. вижу, что на самом деле пытаются народ поплотнее законтролить, чтобы не рыпался, да придумывают все новые способы доения.
    1. +5
      9 августа 2017 11:06
      Какое может быть импортозамещение в стране, которая не обладает своими средствами производства? По указу депутатов появятся современные станки? А это основа всего. Вот увидел в статье про успешное производство комплексов дозор, как удачный пример импортозамещения. Только вот один нюанс есть - в РФ не производят литий-полимерные аккумуляторы. Никакого импортозамещения не существует, есть лишь отвёрточная сборка из импортных комплектующих.
      1. 0
        9 августа 2017 17:06
        ответка все-таки отечественная. хоть какая-то экономия.
        Невозможно полностью изолироваться от импортных комплектующих.
        просто это должна быть вменяемая доля, а не 100%
  12. +2
    9 августа 2017 11:11
    поддержали эмоциональное заявление Сергея Шойгу, возглавлявшего тогда МЧС, о производстве кукурузников. (Дескать, не строите новых самолетов, так хотя бы выпуск Ан-2 возобновите
    ---------------------------------
    Как меня "казаковы" бесят!!!!! Прозвище "кукурузник", в своё время, получил самолёт По-2!!! Вследствие использования его на хим. работах по кукурузе. Почему то всякие дурни так называют Ан-2?! Видимо за аналогичную схему планера!!! Ан -2 НЕ КУКУРУЗНИК!!!!! И возобновить его выпуск нельзя!!!!!! В своё время, передали полякам и лицензию и технологию!!! Кстати, они его и сейчас выпускают........................................
    .............
    1. +2
      9 августа 2017 15:09
      А ничего, что название "кукурузник" всегда успешно применялось к Ан-2, который ОЧЕНЬ широко использовался, как сельскохозяйственный самолет (куда больше, чем По-2)? Я сам в детстве многократно видел Ан-2, опрыскивающий поля. И вообще, на данный момент назвать кукурузником можно любой самолет, пригодный для хим. работ на полях. И кстати, не только на кукурузе.
      А то, что возобновить выпуск Ан-2 нельзя - это верно. Права продали полякам. Но замена есть. Композитный ТВС-2ДТС. Ему бы еще движок хороший русский, а не импортный.
      1. 0
        9 августа 2017 16:38
        Давай в контрактники - уже есть композитная лопата а три солдата из стройбата заменяют экскаватор ну а таперича ...!!!
      2. 0
        12 августа 2017 16:24
        оказывается не только движок, но и углепластик импортный-российского в не только планер, читайте чаще во
  13. +6
    9 августа 2017 11:14
    Цитата: Стирбьорн
    конечно нет денег, если регулярно вкладывать миллиарды долларов в американский долговые обязательства несмотря на санкции, которые благодарные партнеры продолжают накладывать

    Трасса М4 "Дон" была отремонтирована к олимпиаде в Сочи... Четыре года назад.. Сейчас ее опять ремонтируют, уже к ЧМ 2018. Т.е. наши дороги необходимо ремонтировать раз в четыре года? Никогда в этой стране не будет денег, пока есть эта вороватая власть.
    1. +4
      9 августа 2017 11:36
      Цитата: невидимка
      Т.е. наши дороги необходимо ремонтировать раз в четыре года?

      У нас чуть ли не каждый год ремонтируют одни и те же дороги. Вроде говорили, что ответственность будут вводить по дорогам, гарантийные сроки... но каждую новую весну дороги опять убиты!
      1. +1
        9 августа 2017 17:35
        Цитата: Stas157
        У нас чуть ли не каждый год ремонтируют одни и те же дороги. Вроде говорили, что ответственность будут вводить по дорогам, гарантийные сроки... но каждую новую весну дороги опять убиты!

        А какая может быть ответственность, если в 2015 году дорогу ремонтировала фирма Рога и копыта, в 2016-Копыта и рога, в 2017-Копыто и рог..А рожи в компании почему-то одни и те же.
  14. +1
    9 августа 2017 12:02
    Цитата: Стирбьорн
    конечно нет денег, если регулярно вкладывать миллиарды долларов в американский долговые обязательства несмотря на санкции, которые благодарные партнеры продолжают накладывать


    По другому и не будет пока не освободимся от нагло-саксонской оккупации.
    А деньги - это власть. Где вы видели, что бы оккупант радел о своей колонии и её покорённом населении, более того делился с ним властью? Через прозападные СМИ всё сделано так, что бы русский медведь впал в спячку... и сосал лапу.
    Приятных сновидений вам, уважаемые.., про демократию, либерализм и достойную зарплату... Сосите лапу.
    1. +1
      9 августа 2017 13:25
      А счего вы взяли, что "оккупация" "англо-саксонская"? В правительстве и "олигархами" "ходють" люди с фамилиями характерными для другой нации.... wink
      1. 0
        9 августа 2017 14:42
        Марсианской..?
      2. 0
        9 августа 2017 17:37
        Цитата: Monster_Fat
        А счего вы взяли, что "оккупация" "англо-саксонская"? В правительстве и "олигархами" "ходють" люди с фамилиями характерными для другой нации.... wink

        В США 80% правящей элиты носят фамилии той же национальности.
      3. 0
        12 августа 2017 16:28
        но очень уважающих англосаксов, выучивших их язык, купивших там дома и обучающих детей догадайтесь где?
  15. +1
    9 августа 2017 13:40
    Цитата из статьи: "Вся продукция незалежной (Украины) замещена по всей номенклатуре".
    Лучшие СОВЕТСКИЕ баллистические ракеты делались на Украине - "Сатана (SS-18)", "Воевода". Делали их КБ "Южное" и завод "Южмаш" в Днепропетровске, ныне г. Днепр. Уже заместили? Чем?
    1. 0
      9 августа 2017 16:30
      Ракеты делал ВЕСЬ СССР а грабли и вилы делали на Украине.Да ещё трактора ЮМЗ собирали чуть чуть-это для трактористов знающих из чего трактор состоит а ракета ... так трактористу не понять даже украинскому!
    2. 0
      12 августа 2017 16:30
      тополь, ярс,самрат,булава
  16. +2
    9 августа 2017 14:18
    "Программа не выдерживает исторической конкуренции с пятилеткой послевоенного восстановления народного хозяйства, потому что не отвечает на главный вопрос: почему импортозамещение началось только в ответ на санкции, а не раньше?" ВЫВОД В КОНЦЕ СТАТЬИ НЕВЕРНЫЙ! Да он и не может быть верным, потому что автор не смотрит в суть вещей. Нынешняя программа не выдерживает конкуренции с той послевоенной пятилеткой по ряду причин. Но первая и основная это то, что собственность на средства производства находиться не в тех руках. Если бы это была народная или государственная собственность то развитий отраслей промышленности происходило не как попало, а по заранее установленному плану. Глупо строить турбинный завод, если нет высокоточных станков. А у нас сейчас все наоборот (извините каждый дрочит, как он хочет). Отсюда и бардак и перекосы в развитии и прочие неприятности. И второе: народ ВЕРИЛ в то, что построят и все преодолеют. Поэтому и работали, как лошади, в 3 смены, за копейки. Давайте будем честными хотя бы перед самим собой и зададим вопрос: Вы лично готовы сейчас за копейки пахать в 3 смены. Нет. Потому что никто не верит этим собственникам на средства производства, как не верят и правительству, деятельность которого финансируется этими собственниками на средства производства (все равно обманут). Нет веры у людей, прокакали всю веру. Все. Можете банить.
    1. 0
      12 августа 2017 16:33
      отстали, унас есть высокоточные станки и чпу. работать на них не кому-все стремятся в менеджеры, голова не болит и доъод хороший
  17. +1
    9 августа 2017 17:03
    Мы должны не просто воспроизводить иностранные образцы, а совершенствовать их и создавать глобально конкурентоспособный продукт

    где же ты умник найдешь инвестиций на все это? У нас же с этим и без того туго в стране!
    Хоть бы выпуск качественного ширпотреба наладить, чтобы импорт не закупать в огромных количествах!
    А к звездам можно и потом летать. Попробуйте найти в магазинах банальный хороший консервный нож! или зонтик! За любые деньги! Какая тут нужна наука???
    1. +1
      9 августа 2017 17:41
      Цитата: yehat
      Какая тут нужна наука???

      Тут не наука нужна, а Лаврентий Палыч.
      Цитата: yehat
      Попробуйте найти в магазинах банальный хороший консервный нож!

      Конструкция ножа осталась прежней. Надо просто хорошую сталь ставить. А чтобы хорошую сталь поставить, надо пересмотреть дележ прибыли завода. Чтобы прибыль не в карман хозяина уходила, а на закупку стали по ГОСТу. Тогда и цена не изменится и отличная продукция пойдет.
  18. 0
    9 августа 2017 19:40
    Но ведь и в МС-21 половина деталей импортные - да и вечный вопрос КТО изобрёл колесо?
    1. +2
      10 августа 2017 19:37
      КТО изобрёл колесо? Неужели Путин? belay
      1. 0
        11 августа 2017 10:36
        Цитата: ВЕРЕСК
        КТО изобрёл колесо? Неужели Путин? belay

        Редакция Эха Москвы?
        1. +2
          11 августа 2017 16:29
          Редакция Эха Москвы? Армянское радио.
  19. +1
    10 августа 2017 00:05
    Чтобы было нормальное импортозамещение и развитие,надо в первую очередь профессиональное правительство,как образец-сталинское,отвечающее головой за итоги своей работы и реформы,а не это недоразумение,своей бездеятельностью и аморфностью,саботирующее любые указы и решения,занимающееся обустройством своих личных дел,да пристраиванием своих чад к различным кормушкам,полностью над законом и не подсудны,полнейшая безответственность.Нужна наша традиционная талантливая инженерная школа здесь в стране,не в зарубежных лабораториях,а не эффективные менеджеры.Чтобы инженерная школа работала нужна прикладная и фундаментальная наука,а не семейные академики и чубайсы.Чтобы это все работало нужно нормальное начальное образование и воспитание детей,программы(российские,а не наших партнеров-ловцов талантов)по развитию одаренных детей во всех регионах и сельских школах(за кольцевой тоже еще наша страна есть)-это и есть основа нашего будущего развития,да и вообще существования.Если не забыли,то детьми в 18-м году прошлого столетия занималось,так ненавистное нашими либерастами(троцкистами) ЧК,прекрасно понимая,в отличии от современных саботажников-министров(по другому язык не поворачивается,притом вряд ли по дурости,дураков там не держат,но это вопрос к нашим органам)какое значение в недалеком будущем будут иметь дети в развитии страны(сколько беспризорников-детдомовцев через 10-20 лет стали,учеными,Героями и конструкторами).А так как сейчас-нам удачи не видать,да и т.н. капитализм,не наш метод,хоть по Конституции вроде бы у нас социальное государство,но как-то не очень похоже,я лично,как-то представлял социальное государство иначе.
    1. 0
      10 августа 2017 10:29
      профессиональное правительство Сталин смог сформировать только в 50-х годах - кадровый вопрос был слишком острым, так что реально правительство работать начало только после его смерти.
      При чем, я считаю, что по-настоящему эффективно оно работало разве что при раннем Брежневе.
    2. 0
      12 августа 2017 16:38
      социальное-т.е. разделенное по слоям, а не социалистическое. что такое дети хорошо понимают-их дети в лондона и сша.
  20. +2
    10 августа 2017 19:36
    Просто-верните АН-2!
    1. +1
      12 августа 2017 16:42
      ан-2не вернуть, а вот твс надо делать из своих комплектующих и прежде всего двигатель и углепластик. и если они не дотягивают до импортных, то всеравно ставить и добиваться доводки. тогда самолет действительно станет нашим.