The National Interest: почему некогда сверхмощный флот России находится в большой беде

59
После долгих лет упадка военно-морской флот России постепенно восстанавливает свой потенциал. Строятся новые корабли, организуются новые походы в удаленные регионы, а также проводятся реальные боевые операции. Тем не менее, пока российский флот по своему могуществу не может сравниться с флотом Советского Союза на пике его развития. Подобная ситуация привлекает внимание отечественных и зарубежных специалистов, и потому нередко становится темой для обсуждений и аналитических статей.

6 августа американское издание The National Interest опубликовало в рубрике The Buzz очередную статью специалиста по международной безопасности Роберта Фарли. Темой публикации под названием «Why Russia's Once Superpower Navy Is in Big Trouble» («Почему некогда сверхмощный флот России находится в большой беде») стало текущее положение дел в ВМФ нашей страны, а также перспективы его развития. По результатам анализа доступной информации американский эксперт пришел к негативным выводам.



В начале своей статьи Р. Фарли напоминает о недавних событиях. Так, в прошлом году российский военно-морской флот осуществил несколько крупных и заметных операций. У побережья Сирии работала корабельная группировка во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов», а корабли Каспийской флотилии запускали крылатые ракеты. Также повысилась активность работы подводных сил, хотя пока и не до уровня прошедшей Холодной войны.



Однако автор полагает, что Москве, строя планы по развитию флота, следует прислушаться к Евангелию от Матфея: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Российский флот пребывает в беспорядочном состоянии и в будущем, вероятно, эта ситуация только ухудшится.

Текущая ситуация

Р. Фарли напоминает, что Россия унаследовала от СССР многочисленный и современный флот подводных лодок и надводных кораблей. Однако молодое государство не могло поддерживать такой ВМФ, из-за чего значительная часть кораблей достаточно быстро была списана. Остальные крупные боевые единицы к настоящему времени отличаются большим возрастом и неоднозначным техническим состоянием. Так, из 24 крупных надводных кораблей лишь три (фрегаты проекта 11356) были заложены после распада СССР. Одновременно с этим значительное число кораблей приближается к концу своего жизненного цикла, несмотря на все усилия по обновлению и модернизации.

Как долго в боевом составе сможет оставаться единственный авианосец «Адмирал Кузнецов» – большой вопрос. Однако, несмотря на все амбициозные предложения и проекты, в ближайшем будущем его не удастся заменить. Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» продолжает службу, а в обозримом будущем к нему присоединится однотипный «Адмирал Нахимов». Тем не менее, возраст этих крейсеров уже перевалил за 30 лет.

Проекты будущего

Р. Фарли отмечает не самую приятную тенденцию, наблюдаемую в ходе развития российского ВМФ. Если бы Москва в течение последнего десятилетия строила каждый корабль, обещанный к постройке, то сейчас располагала бы флотом мирового класса. В контексте национальной безопасности российское государство преуспело в анонсах крупных проектов, но отстает в их реализации. Фактическая ситуация со строительством кораблей и подлодок, по общемировым меркам, выглядит достаточно мрачно.

Крупнейшими успехами современного российского кораблестроения являются фрегаты проектов 11356 (Admiral Grigorovich-class) и 22350 (Admiral Gorshkov-class). Первые имеют водоизмещение 4000 т, вторые – 5400 т. Строительство головного корабля «11356» заняло около семи лет, первый фрегат проекта 22350 строился порядка девяти. Два фрегата проекта 11356 уже вошли в боевой состав флота, а головной «Адмирал Горшков» проекта 22350 должен будет начать службу до конца текущего года.

Здесь автор напоминает о темпах строительства головных кораблей некоторых современных зарубежных проектов. Так, первый британский эсминец Type 45 строился около шести лет. Головной американский корабль типа Arleigh Burke построили за четыре года. Столько же потратили Япония и Китай на постройку первых эсминцев проектов «Атаго» и 052D соответственно. При этом Р. Фарли отмечает, что все перечисленные зарубежные корабли отличаются от российских фрегатов едва ли не вдвое большим водоизмещением.

Хорошей заменой для устаревающих кораблей, несущих службу в настоящее время, могли бы стать 12 перспективных эсминцев типа «Лидер» водоизмещением 17 тыс. т. Однако пока мало что говорит о том, что Кремль действительно собирается строить такие корабли, не говоря уже о завершении строительства в разумные сроки. Недавний экономический кризис привел к дополнительному ухудшению ситуации в области военного кораблестроения. Присоединение Крыма и последовавшие за этим санкции третьих стран серьезно ограничили возможности по приобретению кораблей зарубежной постройки, как это уже было в случае с универсальными десантными кораблями типа «Мистраль». Тем не менее, пока нельзя исключать возможность появления заказа на корабли китайской постройки.

Подводные лодки

Центральным элементом военно-морской мощи России является подводный флот, в первую очередь, атомные подлодки различных классов. По мнению американского автора, атомные подводные лодки – как стратегического назначения, так и многоцелевые подводные крейсера – фактически стали единственным направлением, в котором российское кораблестроение преуспело после распада Советского Союза.

Состав подводных сил заметным образом сократился – в определенные периоды в строю оставалось лишь 13 подлодок с баллистическими ракетами, 7 носителей крылатых ракет, 17 атомных лодок с торпедным вооружением и около двух десятков дизель-электрических кораблей. Тем не менее, несмотря на все трудности, российский флот работал над заменой для списанных субмарин и готовил новые проекты.

В обозримом будущем сдерживающим фактором стратегического назначения станут восемь подлодок проекта 955 «Борей». Три из них уже построены, а остальные уже находятся на разных стадиях строительства и будут сданы в течение нескольких следующих лет. Существующие многоцелевые АПЛ проектов 945, 949 и 971 будут дополнены новейшими крейсерами проекта 885 «Ясень» в количестве семи единиц.

Сравнение

Текущую ситуацию в российском ВМФ Р. Фарли предлагает сравнить с положением дел, имевшим место в прошлом. Для этого он напоминает об основных событиях и тенденциях XX века, в том числе имевших место незадолго до формирования современного российского флота.

В контексте истории российского военно-морского флота прошлый век был весьма интересным периодом. В 1905 году Россия была развитой военно-морской державой «второго уровня». Она имела крупные и современные флоты на Балтийском и Черном морях, а также на Тихом океане. Потери во время Русско-японской войны привели к настоящему кризису, однако вскоре ситуацию удалось исправить. Через 13 лет после Цусимского сражения, несмотря на выход из Первой мировой войны, русский флот получит семь новых дредноутов. Эти корабли позволили России стать в один ряд с такими морскими державами, как Франция и Италия. Впрочем, она по-прежнему не могла конкурировать в этом отношении с Великобританией, США, Германией или Японией.

Октябрьская революция 1917 года, в отличие от процесса распада Советского Союза, одновременно привела к консолидации усилий и временному прекращению ряда амбициозных военных проектов. Как и Российская Федерация через несколько десятилетий, СССР в первые 20 лет своего существования не имел четкого представления о дальнейшем развитии военно-морского флота. Лишь перед началом Великой Отечественной войны стартовала масштабная строительная программа.

Однако начавшаяся война остановила реализацию имевшихся планов, а также привела к очевидным выводам. Стало ясно, что мощь и безопасность государства, прежде всего, связаны с сухопутными войсками, но не с флотом. В то же время, руководство страны не отказалось от дальнейшего развития ВМФ. Как следствие, в определенный момент – уже во время Холодной войны – флот Советского Союза по численности и мощи превзошел ВМС Франции и Великобритании, став вторым в мире.

Но потом все вновь развалилось. Новая независимая Россия уже не могла поддерживать доставшийся ей военно-морской флот. Кроме того, возможности молодого государства были недостаточными для поддержания темпов строительства новых кораблей и сохранения полноценного «здорового» кораблестроения. Флот вошел в смертельную спираль. Стоимость поддержания технического состояния старых кораблей увеличивалась, равно как росло время строительства новых. Одновременно с этим падало качество строительства и обслуживания. Последним на данный момент ударом стал экономический кризис последних лет. По мнению Р. Фарли, зарубежные санкции и упавшие цены на энергоносители привели к тому, что признаки жизни теперь подает только строительство подводных лодок.

Также автор The National Interest пишет, что в текущей ситуации сравнения российского флота с зарубежными ВМС оказываются далеко не в его пользу. К тому времени, когда Россия построит свой второй авианосец, китайский флот успеет получить не менее трех таких кораблей. Индия и Великобритания будут иметь уже по два корабля с авиагруппой. С точки зрения прочих надводных кораблей ситуация выглядит еще хуже. Франция, Великобритания, Япония и Китай в течение последнего десятилетия построили и ввели в эксплуатацию новые крупные надводные боевые корабли. Как считает Р. Фарли, все подобные зарубежные новинки превосходят старые российские корабли в плане технологической сложности.

Особо отмечается, что сравнение с китайским кораблестроением дает еще более заметные результаты. Россия с 2000 года заказала и получила пять надводных кораблей, из которых три были заложены еще во времена Советского Союза. Китайский флот за это время успел заказать около 40 кораблей. В дальнейшем, вероятно, подобное соотношение численных показателей будет только ухудшаться.

Итоги

Текущую ситуацию в деле развития российского военно-морского флота Роберт Фарли иллюстрирует цитатой из недавней статьи Дмитрия Горенбурга «Russia’s New and Unrealistic Naval Doctrine», опубликованной в конце июля в издании War on the Rock. Автор этой публикации писал, что военно-морские амбиции Москвы на данный момент выглядят до боли нереалистичными. Пока Россия не восстановит свое военное кораблестроение, ей не удастся конкурировать с Китаем, Японией или Южной Кореей. Пока Россия не реструктурирует свою экономику, ей не удастся восстановить кораблестроение.

Несмотря на большие вложения в оборонную сферу, пока Россия может претендовать на лидерство только в некоторых сферах военного кораблестроения. Это атомные подлодки с баллистическими ракетами и иным вооружением, а также фрегаты и иные корабли средних классов. Одновременно с этим большим достижением можно считать адаптацию новейших ракетных комплексов к установке на уже существующие платформы разных классов.

Р. Фарли посчитал необходимым напомнить, что современная Российская Федерация вынуждена жить с теми же проблемами, что и ее предшественники в лице Российской Империи и Советского Союза. Военно-морской флот России разделен на четыре основных оперативно-стратегических объединения. При этом ни одно из них не может легко поддержать другие. Из-за этого, в частности, поход «Адмирала Кузнецова» в восточные районы Средиземного моря с последующим возвращением без серьезных поломок посчитали большим успехом. Для сравнения автор приводит китайские ВМС, разделенные на три региональных флота, способных без особых затруднений помогать друг другу.

Рассмотрев различные известные данные и сделав некоторые выводы, автор The National Interest подводит итог. Он пишет, что в настоящее время российский флот находится в плохом состоянии, и страна попросту не в силах его перестроить, избавившись от имеющихся недостатков. В обозримом будущем российскому кораблестроению следует заниматься только теми проектами, которые гарантировано могут быть реализованы в существующей ситуации. В первую очередь, следует развивать атомный подводный флот стратегического и иного назначения, а также строить сравнительно немногочисленную группировку надводных кораблей, способную решать определенные задачи. По-видимому, в эти планы не следует дополнять ввиду сложности или невозможности выполнения новых задач.


Статья «Why Russia's Once Superpower Navy Is in Big Trouble»:
http://nationalinterest.org/blog/the-buzz/why-russias-once-superpower-navy-big-trouble-21796
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    10 августа 2017 06:04
    Хорошей заменой для устаревающих кораблей, несущих службу в настоящее время, могли бы стать 12 перспективных эсминцев типа «Лидер» водоизмещением 17 тыс. т. Однако пока мало что говорит о том, что Кремль действительно собирается строить такие корабли, не говоря уже о завершении строительства в разумные сроки.
    Военно-морской флот России все же получит новые надводные корабли дальней океанской зоны. В российском Минобороны прошел согласование эскизный проект эскадренного миноносца "Лидер" Северного проектно-конструкторского бюро (город Санкт-Петербург). Техническое проектирование корабля нового поколения включено в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы. Начало строительства запланировано на 2025 год, однако резка металла для восьми эсминцев начнется уже в 2018 году.https://ria.ru/analytics/20170729/1499181539
    .html а Ф. Клинцевич неделю назад,вещал с экрана у Соловьёва,что вопрос по авианосцам решён положительно,и тоже резка металла через год...верится с трудом,(вернее совсем не верится)но-он так сказал...
    1. +16
      10 августа 2017 09:42
      Как амерам хочется втянуть нас в новую гонку вооружений. Они прекрасно понимают что крупный надводный флот это очень долго и очень дорого. И строить и содержать. А в глобальной войне его ценность весьма сомнительна. И нужно понимать что у РФ специфическое расположение - Балтику и Черное море легко заблокировать а с Северному флоту тоже доступ в Мировой океан не лучший. Да и что там нам особо делать в условиях тотальной войны без баз и инфраструктуры ? Строем корабли ближней зоны а со временем переключимся и на что то покрупнее. Согласно потребностям. Но без фанатизма.
      1. +2
        10 августа 2017 16:50
        Брать надо не числом а качеством. Что толку если в СССР был мощный ВМФ, вся мощь состояла из общего количества кораблей и ПЛ. В основном это были устаревшие проекты. Так подводные лодки в основе своей состояли из дизель электрических пл 613, 641 проекта. Создали единственную уникальную пл Комсомолец и ту утопили. Сейчас упор делается не на количество а на качество и это правильно.
        1. +4
          10 августа 2017 20:15
          Цитата: Георгий Иванцов
          Что толку если в СССР был мощный ВМФ, вся мощь состояла из общего количества кораблей и ПЛ. В основном это были устаревшие проекты.

          Угу. 949 и 949А, (ничего подобного ни у кого не было), "золотые рыбки", "щуки" и "щуки-Б", ничуть не уступающие американским лосям... Одни устаревшие проекты laughing
      2. 0
        13 августа 2017 13:09
        В статье об этом ничего не сказано. Проведён анализ состояния и реалистичности планов развития флота. Названа главный фактор, угрожающий осуществлению планов приведения флота в то, состояние, которое требуется для обеспечения боеспособности ВС РФ, - экономический. Чтобы аргументированно спорить с автором, нужно быть экспертом по экономике и оборонной политике РФ.
    2. +8
      10 августа 2017 09:47
      Пока Россия не реструктурирует свою экономику, ей не удастся восстановить кораблестроение. - из статьи

      Точно. Всё упирается в экономику, которая не позволяет восстановить в должной мере кораблестроение, авиастроение, станкостроение и прочие стратегические отрасли промышленности.
      "Рынок, который всё разрулит" не справляется с возложенными на него стратегическими задачами развития страны. Необходимо возвращаться к плановым государственным приоритетам в важнейших стратегических отраслях страны, с решающей в них долей государства.
    3. +4
      10 августа 2017 11:49
      Короче, отложили на неопределенный срок. А чтобы не слишком общественность возмущалась, вкинули информацию про резку металла.
    4. +4
      10 августа 2017 20:13
      Цитата: андрей юрьевич
      Военно-морской флот России все же получит новые надводные корабли дальней океанской зоны.

      В обозримом будущем - нет
      Цитата: андрей юрьевич
      Начало строительства запланировано на 2025 год

      окончание - на 2035 год, как раз к тому времени уже порежут на металл наши ракетные крейсера и последние БПК.
      Цитата: андрей юрьевич
      а Ф. Клинцевич неделю назад,вещал с экрана

      Тяжелые наркотики - это очень вредно.
    5. 0
      12 августа 2017 15:13
      Сообщения, как оказывается, не всегда соответствуют действительности
      1. 0
        31 августа 2017 16:33
        ракетоносцы нужны и многоцелевые субмарины . а надводный флот может подождать . это моё не профессиональное мнение . может и ошибочное . но возможность нанесение ядерного удара с моря важная возможность . может не правильно размышлять в прошедших войнах . но Дёнец явно показал ужас от субмарин . hi
  2. +4
    10 августа 2017 06:19
    Правы журналисты из американского издания The National Interest. России нужно брать пример у передовиков кораблестроения: Украины и Прибалтики! fellow
    Но думаю со своим ВМФ мы как нибудь сами разберемся. Что-то часто стали нас критиковать, видно все правильно делаем.
    1. +1
      10 августа 2017 06:26
      А они правы и в самом деле..Только не в перспективе!Перспектива "великоукрского флота" да и остальных прибалтов нам не грозит.
    2. 0
      10 августа 2017 14:03
      Да, триста двадцать седьмой, Вы правы!!! И действительно, хитрозадый американец нашел совершенно некоректные сравнения. И Украина с Лимитрофами тоже слишком. Сравнил бы с флотом Тибета или Монголии - и сразу бы на душе спокойно стало.
  3. +6
    10 августа 2017 06:52
    Он пишет, что в настоящее время российский флот находится в плохом состоянии, и страна попросту не в силах его перестроить, избавившись от имеющихся недостатков.


    «Уже наши инженеры учредили 510 инициатив по снижению издержек, и мы рассматриваем еще 1 200 для реализации. Мы сокращаем накладные расходы посредством таких инициатив, как консолидация арендованных объектов и резкое сокращение потребления энергии и расходных материалов. Тысячи улучшений процесса более низкого уровня с использованием принципов бережливого производства .
    Мы устранили 3 млн. часов работы на строительстве и внесли вклад в снижение удельных затрат примерно на 400 млн. долларов США на судно.
    » 2012 г.

    Эта выдержка взята из финансового отчета по строительству подводных лодок типа «Вирджиния». Я не являюсь фанатом США, но сможем ли мы в России сейчас так строить корабли, с удешевлением производства, экономией средств и материалов ? Мне, честно говоря, в это верится с большим трудом.
    1. 0
      10 августа 2017 13:15
      На каждом российском предприятии с госучастием разрабатываются планы и мероприятия по снижению затрат, бережливому производству, импортозамещению. Эта работа контролируется профильными министерствами, роспотребнадзором и т.п. Интерес предприятия в том, что продукция уже прошла ценовую комиссию и снижать ее стоимость выгодно.
      1. +4
        10 августа 2017 22:51
        Снижение цены за счет рабочего персонала. В стане напрочь отсутсвует профсоюзный аппарат,который-бы регулировал отрасли и ценоформирования. Повсеместно идет занижение з\п,ссылаясь на кризисы. По всем отраслям идет спад производства и з\п. Такое ощущение, что не импортозамещение на местное производство идет, а вообще отток всего вместе с баблом из страны. И при всем при этом не могут закрыть ворота трудовым иммигрантам очти со всего союза. С такими темпами потеряете квалифицированное рабочее население и станете страной 3 мира,которая даже не сможет добывать свои недра. На полном серьезе говорю- наше правительство до этого и доведет
        1. 0
          11 августа 2017 10:17
          Не в профсоюзах дело. При Петре 1 не было профсоюзов и прав человека, а результат был. И это потому, что государственный интерес и личный расходятся.
          А квалифицированное население мы потеряем по другой причине: среднестатистический пользователь интернета проводит в нем 6 часов в сутки. В Топ-20 популярных сайтов образовательные сайты не входят (кроме условно образовательной википедии). Т.е. в среднем из 16 часов бодрствования 6 потрачены на развлечение в инете. Немалая часть жизни, правда?
          1. 0
            14 августа 2017 21:43
            Я не думаю,что именно мы и являемся учредителями компании по названием РФ. Поэтому 100% полагаю,когда придет время воевать- то пойдут на войну несколько типажей: патриоты,,псы войны и *кому война,а кому мать родная*. Однозначно ясно одно,что при этой власти,когда наше добро распродали а деньги поделили и пока в недрах- наше,а кто добыл его- то станет его. С нашими зарплатами не все смогут и способны что-то покупать(например акции) а пенсионеры вообще живут не очень,да и во многих сферах жизни тож не очень идет. Тем более вырасло покаление,которое только и слышало о СССР. Вобщем в РФ не менее 50% а то и больше вообще не пойдут на войну,поскольку это
            не входит в их интересы,поскольку они являются для жителей мира прекрасного быдлом. так и пускай за свой каравай воюет тот,кто в этом заинтересован. Осебе скажу прямо: я казак по происхождению и мои предки присоеденяли запорожское войско к московскому княжеству. а я не пойду: я сдесь и в новом государстве как был рабочим-так и останусь
    2. +1
      10 августа 2017 14:41
      Мы устранили 3 млн. часов работы на строительстве и внесли вклад в снижение удельных затрат...[i][/i]
      На заборе тоже много чего написано, не надо воспринимать все на веру. То, что проблем у нас куча, никто и не скрывает. После такого развала и хаоса, которые произошли после распада СССР и 90-ых и потом застоя, хорошо что хоть так. Посему сравнение сейчас не совсем уместно.
    3. +2
      11 августа 2017 04:39
      но сможем ли мы в России сейчас так строить корабли, с удешевлением производства, экономией средств и материалов ? Мне, честно говоря, в это верится с большим трудом.
      Эффективное использование средств и экономия это прямо противоположное тому, что заботит чиновников и прочих мздоимцев. Из раздутых бюджетов легче воровать
  4. +6
    10 августа 2017 06:55
    Прочитал статью, на удивление объективно и придраться не к чему. По факту (если без лишнего ура патриотизма) то так оно и есть, флот СССР и нынешней России по количеству кораблей и возможностям не сравнить, в своё время ВМФ СССР был одним из самых современных флотов мира, и мы вполне могли конкурировать с ВМФ США на равных, возможности позволяли, сейчас увы. По качеству думаю корабли ВМФ России ничем не уступают кораблям ВМФ СССР (если сравнивать ещё с тем временем), а возможно в чём то и превосходят. Но вот недостаток кораблей 1-2 класса (современных кораблей) действительно негативно сказывается на возможностях ВМФ России. Пока приходится модернизировать корабли ещё советской постройке, но сколько это будет продолжаться ? До Лидера очень сомнительно что большинство кораблей 1-2 ранга доживёт, но вот до 22350М вполне, главное чтобы сроки не подкачали и 1 корабль не строили 9-10 лет.
    1. +4
      10 августа 2017 17:06
      В своё время ВМФ СССР не был передовым по качеству, по количеству согласен. Подводный флот СССР в основе своей состоял из пл 613 проекта после постройки 50 годов прошлого века. 641 проект более поздней постройки. Атомоходы были в ограниченном количестве и те в основе своей стояли у причала из за финансовых проблем в их эксплуатации. Как говорил АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУВОРОВ врага надо бить не числом а умением то есть качеством.
      1. exo
        +4
        10 августа 2017 22:55
        Редкостная чушь! То то,мой отец из автономок не вылезал,на 675 проекте.Да и остальные атомоходы,долго в Рыбачем,не стояли.
      2. 0
        11 августа 2017 20:47
        Цитата: Георгий Иванцов
        Атомоходы были в ограниченном количестве

        150 штук к середине 80-х годов ограниченное количество?Бред.Хоть в википедию загляните для того чтобы писать комменты по этой теме negative
  5. +7
    10 августа 2017 07:34
    "Если бы Москва в течение последнего десятилетия строила каждый корабль, обещанный к постройке, то сейчас располагала бы флотом мирового класса."

    А ведь он прав, все обещали что будет 8 фрегатов 22350 к 2020 и Лидер в 2017 заложат; В результате все кончилось полным провалом и в результате пришлось строить несколько (а не один, по непонятным причинам) типов мрк/скр, что так же не способствует сокращению сроков модернизации ВМФ. Я не фанат Америки, НАТО или Китая, но они сказали - они сделали, без лишней шумихи и восторга, мы же только строим амбиции и обещаем сами себе, а делать не делаем. Хотя могли бы, поэтому очень обидно.
    1. +4
      10 августа 2017 14:52
      Цитата: Mark9103
      А ведь он прав, все обещали...
      Прав-то, он прав...Но, если бы против нас не применяли санкций, к примеру по поставкам оборудования и силовых агрегатов, может ситуация была бы получше. Но нет худа без добра (или Худа без Бисмарка? laughing ). Теперь у нас есть своя отрасль корабельного машиностроения -- производство газотурбинных корабельных двигателей. Звезду на ДВ в Большом Камне строим...Даст Бог и авианосец там сможем построить. Не так скоро, как хотелось бы, но построим. И строить обязательно нужно сбалансированный флот открытого моря. Осознание этого у руководства есть -- значит и задачи такие скоро будут поставлены.
      1. +3
        10 августа 2017 20:18
        Цитата: Удав КАА
        Но нет худа без добра (или Худа без Бисмарка?

        Таки без Бисмарка Худ есть:))) Это с Бисмарком Худа нет:))))) drinks hi
        1. +3
          10 августа 2017 21:21
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Таки без Бисмарка Худ есть:)

          Андрей, привет!
          Точнее будет сказать: Без Бисмарка Худ -- БЫЛ!
          Но после 4 залпа Бисмарка -- Худа не стало.... recourse
  6. +1
    10 августа 2017 09:09
    Аналитика проведена верно! Не очень хорошо у на с флотом, не смотря на все усилия капиталистов!
  7. +9
    10 августа 2017 09:28
    Какая страна, такой и флот.
    Современная Россия на порядок уступает Союзу во всех сферах, кроме уровня дохода населения.
    1. +4
      10 августа 2017 10:43
      Цитата: Großer Feldherr
      ...кроме уровня дохода населения.

      Да и этот момент довольно спорный, если учесть так называемые "общественные фонды потребления".
    2. +4
      10 августа 2017 20:59
      Цитата: Großer Feldherr
      Какая страна, такой и флот.
      Современная Россия на порядок уступает Союзу во всех сферах, кроме уровня дохода населения.

      В уровне дохода (считая в % к коммунальным услугам и продовольственной корзине) тоже уступает если считать в некредитных квартирах на душу населения, в качестве и количестве бесплатного массового и доступного всем образования, в профилактическом лечении в качестве и количестве санаторно-профилакторного практически бесплатного обслуживания итд ! laughing
      СССР уступал нам только в количестве проституток и наркоманов на душу населения, а ещё в количестве венерических заболеваний и младенческой смертности lol
  8. +4
    10 августа 2017 10:58
    Цитата: Großer Feldherr
    Современная Россия на порядок уступает Союзу во всех сферах, кроме уровня дохода населения.

    -------------------
    Бесплатное жилье, образование и медицину присовокупите к "советскому уровню доходов населения" плюс возможность самообразования в кружках, секциях и клубах, плюс профсоюзные дела. Вот из этого и исходите.Но вообще сравниваться со страной 30-40-летней давности некомильфо. Нас уже приучили к более высокому уровню потребления. У меня одних кроссовок в шкафу три пары, несмотря на то, что пытаешься выкидывать старую обувь.Мобильный тлф и компьютер-обыденные вещи, ну прочее, что ни возьми.
    P.S. Насчет флота, то по Сеньке и шапка.Что можем, то и делаем. Мне кажется, что нет наличия политической воли. Специалисты по сварке и резке металла в стране пока еще есть, инженеры есть.Можно создать новые верфи, нужна только политическая воля. У Сталина вообще был ноль в гузне, а ведь он сколько чего наворочал.
  9. +3
    10 августа 2017 12:05
    Меньше пальмового масла жрать надо: тогда и появятся деньги на 14 авианосцев типа "Владимир В. Путин", начиная с головного "Владимир И. Ульянов-Бланк"
    1. +2
      10 августа 2017 21:02
      И ч
      Цитата: clansman
      Меньше пальмового масла жрать надо: тогда и появятся деньги на 14 авианосцев типа "Владимир В. Путин", начиная с головного "Владимир И. Ульянов-Бланк"

      И чё вы там курите у себя ?? what
      1. +1
        11 августа 2017 20:49
        Пальмовое масло наверное. laughing
  10. +4
    10 августа 2017 13:05
    Статья вполне позитивная - весь материал (факты) многократно освещались и обсуждались на "ВО". Ситуация в военном кораблестроении и по состоянию Флота революционная: "Верхи не могут, низы не хотят"! Если вспомнить заявления ВВП по Флоту в начале своей президентской карьеры. то не удивительно, что "Флот - слишком дорогая "игрушка" для Кремля!? Риторический вопрос :"Что делать"? Автор тоже практически на него ответил! Вот только "хотят ли русские войны"? Помним ли МЫ завет адмирала С.О.Макарова, выбитого на стене Адмиралтейства: "Помни Войну"! Полагаю, что большинство подписчиков сайта "ВО" "помнят завет", а в Кремле (МО, ВПК, ОСК и тд.) НЕТ!!! Удачи Всем!
    1. +1
      10 августа 2017 14:33
      Цитата: KudrevKN
      Помним ли МЫ завет адмирала С.О.Макарова, выбитого на стене Адмиралтейства: "Помни Войну"!
      Фраза С.О. Макарова "Помни войну" -- выбита на постаменте его памятника, находящегося на Якорной площади Кронштадта, а не на "стене Адмиралтейства". (Питерцы -- культурные люди: на стенах не пишут!
      Исключением являются оттрафареченные надписи со времен Блокады: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!») yes
      1. +1
        10 августа 2017 14:38
        Вы не правы, Уважаемый! И в Кронштадте действительно есть такая надпись. но она как и памятник появились позже.. Я же написал о барельефе внутри Адмиралтейства над входом в Приемную Министра ВМФ (Григоровича)! Кстати. ВВП в День ВМФ был в Адмиралтействе и в кабинете Григоровмча, полагаю, что и памятную табличку (надпись) видел! Удачи Вам!
        1. +1
          10 августа 2017 15:47
          Цитата: KudrevKN
          И в Кронштадте действительно есть такая надпись. но она как и памятник появились позже..

          Надпись у памятника появилась в 1913 году. Насчет барельефа внутри Адмиралтейства точных данных не имею. Но полагаю Морской министр империи не стал бы украшать портал своего кабинета высказываниями соотечественников. Возможно я и ошибаюсь, с уважением.
          1. +1
            10 августа 2017 18:14
            да. ошибаетесь. Но не в этом суть. Мы с Вами (точнее Вы) вышли за рамки обсуждения (темы) статьи? Напишите лучше комментарий по сути! С уважением, К.Н.
  11. 0
    10 августа 2017 13:07
    Россия - сухопутная держава и флот нам нужен для защиты наших морских границ и отстаивания интересов в ближней морской зоне, а вот чтобы говорить о глобальном доминировании, нам нужно чётко осознать, так ли нам сильно это необходимо и какой ценой мы этого добъёмся, ведь для этого России понадобится поистине громадный флот, который мы после развала СССР и лихих 90-х построить не в состоянии.
  12. +1
    10 августа 2017 13:15
    Цитата: KudrevKN
    то не удивительно, что "Флот - слишком дорогая "игрушка" для Кремля!? Риторический вопрос :"Что делать"? Автор тоже практически на него ответил! Вот только "хотят ли русские войны"? Помним ли МЫ завет адмирала С.О.Макарова, выбитого на стене Адмиралтейства: "Помни Войну"!

    --------------------------------
    США имеют на данный момент самый могущественный и разнообразный флот, могущий выполнять различные экспедиционные и ударные задачи. Но насколько целесообразно содержание флота и его роль в современной войне? В Ираке флот США выполнил основную массу логистических и ударных задач. Авиация, ракеты и орудия флота очень сильно помогли наземным силам на начальном этапе. Но затем удержание территорий Ирака, Афганистана, Ливии превратилось в головную боль для оставленных там гарнизонов, потому что наземные силы США не представляют из себя столь уж грозной силы и содержатся лишь в периметре вверенной им территории. Они не помышляют о каких то масштабных войсковых операциях, на которые был способен СССР. Да и выработка таких операций для штабов наземных сил США наверняка представляет весьма сложную задачу. На примере грузинской армии мы видели, что вся операция в ЮО заключалась в выходе на какие то точки с последующим геноцидом населения. Когда Россия применила силы 58 армии, вся грузинская операция, спланированная Пентагоном, рассыпалась как карточный домик. Вот собственно и всё. Поэтому российский флот пока несет больше стратегическую нагрузку ядерного сдерживания, но и свои тактические зубки тоже показал, несмотря на крохотные кораблики, которые он имеет пока.
    1. +2
      10 августа 2017 13:55
      Извините, Уважаемый, но Ваше "уря - эссе" из "бредней Сивой кобылы" в духе месье Сивкова или Клинцевича (военных комиссаров "стратегов и тактиков" "диванных войск стратегического н
      1. +2
        10 августа 2017 13:59
        назначения"? В военно - морских заведениях СССР был такой предмет "Тактика ВМФ", в курсе которого опытные офицеры объясняли нам, курсантам - ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ФЛОТ и КАК ПОБЕЖДАТЬ НА МОРЕ ПО УШАКОВСКИ (СУВОРОВСКИ)!!! А после Сабли.
  13. 0
    10 августа 2017 15:23
    Цитата: seti
    амерам хочется втянуть нас в новую гонку вооружений

    новых идей нет, хотят вернуться в 80-е negative
  14. +1
    10 августа 2017 15:32
    Цитата: KudrevKN
    Извините, Уважаемый, но Ваше "уря - эссе" из "бредней Сивой кобылы" в духе месье Сивкова или Клинцевича (военных комиссаров "стратегов и тактиков" "диванных войск стратегического н

    -------------------------
    Где там "Уря"? Я говорю, на что сил хватает, то и имеем. Ваш скепсис сквозь разъеденные желчью зубы тоже неуместен. Вы видимо в первых рядах собираетесь идти на развитие флота российского? Я то смогу пойти, я со сварщиками работаю и с нестандарткой всякой, гидравлик по образованию. А вы видимо из диванных скептиков, которым военный флот нужен везде. У нас же сейчас и союзников море как в СССР, надо же им как то флотоводить, показывать флаг и мосчь.
    P.S. Меня подобные вашим комментарии тоже удивляют. Когда нечего сказать и нечем аргументировать, надо просто плюнуть в сторону обширного комментария. Скептики они же "больше видят", "дальше ездят" и вообще крестьянский ум ширше.
    1. +2
      10 августа 2017 17:45
      Рад за Вас и Вашу активную жизненную позицию - это очень похвально! Но вынужден Вас разочаровать - по первому высшему - я инженер - кораблестроитель НК и соавтор проекта 20630? "Когда нечего сказать"? Что есть слова? Пустой звук и колебание (колыхание) воздуха? дел практически нет - вот в чем беда!? Как пел Владимир Семенович Высоцкий: "Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков!" "Пастухи" измельчали - вот и Вы блеете в общем стаде?
  15. +2
    10 августа 2017 16:45
    Ну, про то, что у нас флот ослаблен мы все и так знаем. Все верфи сейчас строят корабли, заказов хватает. Ну а "Лидеры" чтобы строить нужно сперва кадры подготовить. Так что всему своё время, да и не стоит у нашего ВМФ задача контролировать Мировой океан.
    Чего бы хотелось, так это побольше фрегатов класса "Горшков" и лодок класса "Ясень", и тех и тех нужно не менее 30 бортов.
  16. Комментарий был удален.
  17. +5
    10 августа 2017 18:22
    СССР при социализме с плановой экономикой мог строить авианосцы. Россия в капитализме с рыночной экономикой максимум может построить эсминец.
    Мы смеемся над Украиной и их артиллерийским катером Гюрза. Но Россия находится в таком же положении. У казахов есть подходящая для этого случая поговорка "Жыртык тесікке күледі".
  18. 0
    10 августа 2017 18:24
    На мой взгляд, у нас ситуация с флотом не слишком уж и плачевная. Нам самое важное - не проиграть подводную составляющую, и лодки надо строить на уровне не ниже штатовских, как и числом. А Ясени без водомётов проигрывают в шумности и в максимальной безшумной скорости Вирджиниям, у которых эта скорость оказалась около 25 узлов против 20, и в максимальной скорости (у Вирджиний она оказалась 34,5 узла против 31 у Ясеня). А надводную составляющую мы вытянем с помощью Каракуртов, Корветов 20385, Фрегатов 22350М, ну и конечно - эсминцев Лидер. Это будет полноценный флот с залпом в 1500 ракет. Такой залп сметёт любую оборону. Но это ожидается к 2025 году.
    1. +1
      10 августа 2017 20:31
      Цитата: Tektor
      Нам самое важное - не проиграть подводную составляющую, и лодки надо строить на уровне не ниже штатовских, как и числом

      Это сложно. У них уже 13 "Вирджиний" на один наш "Северодвинск", и еще 6 в постройке (у нас тоже 6) но строят они быстрее и осмысляют дополнительные закладки. Противопоставить им мы можем только новые ДЭПЛ, но "Варшавянки" уже не торт, не беспомощны, конечно, но...
      Цитата: Tektor
      А надводную составляющую мы вытянем с помощью Каракуртов, Корветов 20385, Фрегатов 22350М, ну и конечно - эсминцев Лидер. Это будет полноценный флот с залпом в 1500 ракет. Такой залп сметёт любую оборону. Но это ожидается к 2025 году.

      (тяжелый вздох) к 2025-му ожидается штук шесть-семь фрегатов 22350 и 22350М (хорошо если), "лидер" разве что заложат...
    2. 0
      13 августа 2017 20:07
      Если говорить о флоте - то его нет. Есть разнородные флотилии или недоукомплектованные соединения. Как полноценной гармонически слаженной структуры - нет.
      Надводная составляющая важна также и для прикрытия развертывания подводных лодок, чей основной фактор - скрытность, особенно при нанесении ответного удара. "Пасут" ли сейчас стратегов с момента выхода из базы - не известно. ПЛ, которую "пасут" - никчемная боевая единица.
  19. 0
    10 августа 2017 21:07
    Цитата: jcksmt
    СССР при социализме с плановой экономикой мог строить авианосцы. Россия в капитализме с рыночной экономикой максимум может построить эсминец.
    Мы смеемся над Украиной и их артиллерийским катером Гюрза. Но Россия находится в таком же положении. У казахов есть подходящая для этого случая поговорка "Жыртык тесікке күледі".

    Ну слава богу мы хоть не достраиваем советский корвет 12 лет как украина lol
  20. 0
    10 августа 2017 21:12
    Во все времена и во всех странах развитие впк тянуло за собой всю остальную промышленость, наукоемкие производства и фундаментальную науку, как следствие образование и соцсферу. Остановка оборонзаказа в стране где 80% производств ориентировано на армию и флот породило немалую долю хаоса 90-х(Америкосия свой впк неостанавливала, холила и лелеяла и запускала с виду бесполезные, дурные и дорогие проэкты - задел на будущее и поддержание высокого уровня промышленности. А уж о продажах оружия в третьи страны как печется..). Радует что до правительства димы айфончика начинает доходить(доходит ли?) что гособорон заказ это и есть тот их долгожданный "драйвер экономики". Будем и мы строить авианосцы и эсминцы, вот только на мрк, корветах и фрегатах компетенции восстановим. И сроки тоже уже сокращаются - первые в серии всегда долго, достаточно посмотреть на сроки строительства первых в серии на западе и в матрасии. Нам сейчас все с нуля приходится подымать. Но уже и новая верфь для больших кораблей начинает вырисовываться!
  21. 0
    10 августа 2017 21:51
    П*ндосы от зависти *опы рвут!)
  22. +1
    10 августа 2017 22:21
    Мы континентальная страна, все флоты кроме северного, баловство в лужах в которых они базируются, да и северный тоже элементарно запереть ( взгляните на карту не забыв нарисовать ледовый покров). Флот игрушка дорогая, денег нет и не придвидится, нужна внятная морская доктрина - небольшой но эффективный флот под конкретные задачи. Которые видятся примерно так - отодвинуть врага от наших границ с целью например не дать шмалять трайденту 154 тамагавками хотя бы по Москве, сбивать иджисам наши ракеты на взлете, оттеснить от зон боевого патрулирования наших ПЛАРБ на дистанцию гарантирующюю время для запуска всего боекомплекта, нанесение непоправимого ущерба авианосным группам в зоне досягаемости их авиации наших границ.
  23. Комментарий был удален.
  24. 0
    11 августа 2017 15:51
    флот нужен, как и все остальные части вр,
    никакого снижения уровня угроз от наших соседей по планете со времен СССР не произошло,
    "большие парни" как гадили, так и гадят, провокаций стало по меньше? да нет, можно подумать эрдоган шмалял по бомберу без поддержки больших друзей? то же нет
    бармалеи повылазили, мир не стал мирным после развала СССР, с точностью на оборот,.

    флот нужен, денег нет (адэкватных сумм для комплексных судостроительных программ), флот нужен, технологий нет (выжившие НИИ никаких суперпрорывов не демонстрируют, в основном старый нароботки времен СССР вместе с гражданским импортом и некоторым количеством низкопробного копирования забугорных образцов), флот нужен производств нет (вместо орды смежников времен СССР есть орда доверенных подрядчиков с турбоподсосом и ценником х10 на все на свете), все было, да прошло.
    зэ энд

    п.с. хоть борей доделали нормально, но вот насколько советского задела в подводных кораблях еще хватит - большой вопрос, есть мнение что рубин уже на излете.
  25. 0
    12 августа 2017 19:16
    статья поверхностная, бкссмысленные рассуждения и удивление, "а почему они так делают", "а почему корабли старые", "а из за Крыма сануции"....для автора "если только захотеть можно в космос улететь", он привык получать кредиты без процентов и удивляется, что не у всех есть такая возможность

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»