Вторая жизнь «Ленинского комсомола»

К-3, позже получившая название «Ленинский комсомол», – третья в мире и первая советская атомная подводная лодка.



За 30-летнюю историю в составе ВМФ она была в различных ситуациях, в какие может попасть любой боевой корабль. Наиболее значимы две: хорошая – 17 июля 1962-го лодка прошла подо льдом Северный полюс, впервые в СССР; плохая – 8 сентября 1967-го пожар на борту в подводном положении, когда погибли 39 человек.


Слежу за историей К-3, потому что в некоторой степени причастен к ней. В январе 1962-го я назначался на эту лодку командиром БЧ-3 (минером-торпедистом), но не прошел медкомиссию. В сентябре 1967-го на ней погиб мой друг и сокурсник командир БЧ-3 Лев Каморкин, который ценой своей жизни спас корабль – предотвратил взрыв боезапаса (20 торпед), затопив первый отсек вместе с собою…

Постановление Совета министров СССР от 9 сентября 1952 года «О проектировании и строительстве объекта 627» утверждал сам Сталин. В Москве в обстановке чрезвычайной секретности были сформированы две группы конструкторов и ученых. Наиболее сложной проблемой стало создание ядерной энергетической установки. За основу конструкции в целом взяли большую дизель-электрическую подлодку проекта 611. Полномасштабная разработка опытной АПЛ получила шифр «Кит» и была передана СКБ-143 («Малахит»).

О масштабе программы создания первой отечественной АПЛ говорит тот факт, что к участию в проекте было привлечено 135 предприятий и организаций, в том числе 20 КБ, и около 80 заводов – поставщиков различного оборудования. Головным строителем назначили завод № 402 в Северодвинске (Севмашпредприятие). Торжественная церемония закладки лодки состоялась 24 сентября 1955-го, 9 августа 1957-го АПЛ спустили на воду, а 14 сентября того же года произведена загрузка двух ядерных реакторов.

В январе 1959-го К-3 была передана ВМФ для опытной эксплуатации, которая завершилась в 1962 году, после чего АПЛ стала боевым кораблем Северного флота. В составе ВМФ «Ленинский комсомол» оставался до 1991 года.

После списания существовали планы переоборудования лодки в корабль-музей. КБ «Малахит» разработало соответствующий проект. Однако экономическая и политическая обстановка в стране, а также граничащая с паранойей «радиофобия и телефобия», вызванные идиотскими, а в ряде случаев и преступными действиями расплодившихся в годы перестройки «экологических организаций», не позволили тогда осуществить эти планы.

Но проект не пропал втуне. Продолжалось постепенное переоборудование АПЛ К-3 под корабль-музей. В 2007 году с лодки был демонтирован энергоблок, а вместо него по договору с Росатомом установили муляж реакторного отсека. Все это время корпус лодки находился на твердой основе в СРЗ «Нерпа» на Северном флоте.

На сегодня АПЛ К-3 («Ленинский комсомол») готова выполнять функции музея, но до сих пор не определена его ведомственная принадлежность, а главное – никак не согласуется место нахождения: или оставить лодку на Северном флоте, или перевести в Санкт-Петербург, на Неву, к «Авроре».

Будем надеяться, что все эти вопросы решатся. А в том, что музей – дело полезное не только для ВМФ, но и для страны в целом, сомнений нет.
Автор: Вадим Кулинченко
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/38279


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 8

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец (николай) 12 августа 2017 17:06
    Слов нет! Одни выражения, причём нецензурные. Первая АПЛ СССР, первая АПЛ СФ. На базе проекта 627 "Кит" был созданы проекты серийных лодок первого поколения: 627бис: 658: 659: 675. Так неужели история нашего атомного подводного флота сохраниться только в цифрах проектов.
  2. Комментарий был удален.
  3. АКС (АКС) 12 августа 2017 20:28
    В Питер!!! Просто хотябы потому что в нем больше туристов, как с России так и мира!!! Например мне проще доехать до Питера чем на север!!!
    1. xolod_22 13 августа 2017 05:53
      Конечно,в Питере гораздо больше людей смогут посетить лодку, прикоснуться к истории.Будем надеяться,что вечные и долго решаемые вопросы "ведомственной принадлежности" все таки решат...
  4. MooH (Андрей) 12 августа 2017 21:48
    Этому тексту лет наверное 10. На ВО он уже не второй и не третий раз публикуется.
    1. Авиатор_ (Сергей) 17 августа 2017 22:04
      Вадим, политрук по прозвищу "ЕТМ" так частенько свой старый материал подаёт. Хотя к материалу у меня никаких претензий нет, всё правильно.
  5. xomaNN (Николай) 12 августа 2017 21:58
    Вот вроде уже и прошли дурные 90-е годы, года ЕБН с "гайдарами" якобы экономил, а на самом деле "слил" в т.ч. и мощь ВМФ СССР. Но сейчас то , на волне патриотизма в России, можно и найти несколько млн., чтобы следующие поколения смогли увидеть, как начинались советские АПЛ!
  6. Монархист (Лабинский Слава) 12 августа 2017 22:20
    О АПЛ"Ленинский комсомол" есть в книге Черная на"Атомный подводный". Есть интересная книга об авариях на АПЛ,но к сожалению я сейчас не помню автора ,а потому как только найду автора я напишу
  7. Curious (Victor) 13 августа 2017 21:00

    В апреле собирались спустить на воду. Спустили или нет - не нашел.
    Деньги вроде появились благодаря письму от имени губернатора Мурманской области Марины Ковтун министру обороны Сергею Шойгу.
    Вот что интересно, как только на Украине какой нибудь Полуторарак ляпнет какую то чушь - сайт ВО. сообщает эту мегановость мгновенно. А вот о судьбе такого корабля толком ничего не известно. Парадокс.
Картина дня