«Шамшир 4+» догоняет Су-34. Грандиозная программа модернизации британско-индийских «Убийц ПВО» на финальном этапе


Одним из главных недостатков тактических истребителей семейства «Jaguar» (включая индийские) является практический потолок, составляющий от 11000 до 14500 м (в зависимости от модификации): это не позволяет машинам безопасно «обходить» высотные рубежи перехвата дивизионов зенитно-ракетных комплексов средней дальности типа HQ-16, которые сегодня становятся основной составляющей ПВО Пакистана


Достаточно важным сегментом оборонного сектора большинства развитых государств в XXI веке стали многочисленные амбициозные программы модернизации самолётов тактической, стратегической, патрульной и разведывательной авиации, вплотную подошедших к сроку исчерпания своего эксплуатационного ресурса. К нашему разочарованию, как на Западе, так и в Китае данный вектор работ ведущих аэрокосмических корпораций-гигантов и научно-исследовательских институтов ВВС позиционируется в качестве столь же главного направления, как и разработка перспективных истребителей 5-го поколения или гиперзвуковых ЛА, в то время как у нас данная сфера заметно «пробуксовывает». У нас продолжают «трубить», что специализированная высокопроизводительная вычислительная подсистема СВП-24 «Гефест» является чуть ли не венцом высокоточных технологий для тактической и ударной авиации, а в это время практически все тактические-истребители Военно-воздушных сил США F-15C/E «Eagle/Strike Eagle» уже укомплектованы современными РЛС с активной ФАР AN/APG-63(V)3, которые в 1,8 раз превосходят радары Н001 (Су-27/СМ) по дальности действия и в несколько раз - по помехозащищённости и целевой канальности. Штатные Н001 «Меч» без соответствующей вспомогательной элементной базы не имеют даже режима «воздух-поверхность».

Более того, если наши строевые Су-27СМ по возможностям ведения дальнего воздушного боя по сей день находятся на уровне ранних F-15C, то обновлённые «Иглы/Страйк Иглы» уже давно достигли показателей Су-30СМ, оснащённых РЛС Н011М «Барс». Многоцелевые тактические истребители F-16C Block 52+ американских ВВС также оснастят новыми АФАР-РЛС типа AN/APG-83 SABR, которые по энергетическим, точностным и функциональным параметрам близки к одной из самых совершенных РЛС - AN/APG-81. Мы же продолжаем наблюдать лишь технологические демонстратор перспективных РЛС «FGA-29» и «Жук-АМЭ», а также слушать обещания о их возможной интеграции в БРЭО МиГ-29; на деле же МиГ-29СМТ/М2 несут боевое дежурство с «древними» радарами Н019МП «Топаз» и Н010МП «Жук-МЭ», которые в ДВБ ничего не противопоставят модернизированным штатовским «Фальконам». В плане модернизации тактической авиации даже Поднебесная смогла вырваться вперёд, обновив БРЭО (включая информационное поле пилотов) многоцелевых истребителей J-11B/D. Так, многочисленные J-11B были снабжены передовыми голографическими ИЛС, а также как минимум 4 ЖК МФИ для отображения тактической информации с БРЛС и модуля обмена тактической информацией, в то время как J-11D получил современную РЛС с АФАР, способную «тягаться» с такой станцией, как Н011 «Барс» по дальности действия, а также с Н035 «Ирбис-Э» - в помехозащищённости и канальности.


Из этого следует однозначный вывод: до момента достижения оперативной боевой готовности многоцелевых истребителей 5-го поколения, необходимый боевой потенциал военно-воздушных сил может удерживаться исключительно на истребителях переходного поколения «4+/++»; и данная компонента должна быть представлена как новыми машинами типа МиГ-35 и Су-35С, так и глубоко модернизированными МиГ-29С/СМТ. Будем надеяться, что в ближайшем будущем наше Минобороны всё же займётся вопросом комплексного обновления тактической авиации 4-го поколения, а пока рассмотрим достаточно интересную программу доработки состоящих на вооружении ВВС Индии тактических истребителей-бомбардировщиков SEPECAT «Jaguar IS/IM».

УНИКАЛЬНЫЕ БОЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫХ ИНДИЙСКИХ «ЯГУАРОВ» ИЗМЕНЯТ БАЛАНС СИЛ В ЮЖНОЙ АЗИИ. ПРОГРАММА DARIN-III ПРЕВРАТИТ «ТАКТИКОВ-ВЕТЕРАНОВ» В СОВРЕМЕННЫЕ УДАРНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПЕРЕХОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ

Многие военные эксперты и любители укрепились во мнении, что тактические истребители-бомбардировщики/перехватчики семейства F-4C/E/F «Phanton II» стали одними из самых популярных и успешных многоцелевых авиационных комплексов 3-го поколения. Отчасти это действительно так: «Фантомы» впервые получили возможность использования управляемых ракет воздушного боя малой/средней дальности (12 км) AIM-7C c полуактивной радиолокационной ГСН, которые позднее были усовершенствованны до версии AIM-7E2 с радиусом действия в 50 км. Применение данных УРВВ стало возможным благодаря установке параболической бортовой РЛС AN/APQ-120, способной обнаруживать цель с ЭПР 5 м2 на удалении около 60 км и «захватывать» на расстоянии 50 км. В дополнение к вышеуказанному, ещё в 1968-м году 36 F-4C были переоборудованы в модификацию радиоэлектронной борьбы EF-4C «Wild Weasel», которая получила возможность обнаруживать и «захватывать» радиоизлучающие источники с дальнейшим целеуказанием для противорадиолокационных ракет AGM-45 «Shrike». Ключевым устройством выдачи целеуказания «Шрайкам», позволяющим EF-4C подавлять ПВО противника, стал комплекс пассивной пеленгации РЛ-излучения ER-142, который позднее был заменён на более точный AN/ALR-53. В конце 80-х - нвчале 90-х гг. «Фантомы» модификации F-4F, состоящие на вооружении Люфтваффе, прошли глубокую модернизацию по программе ICF, благодаря которой БРЭО истребителей поколения «3+» было адаптировано к применению современных ракет воздушного боя средней/большой дальности AIM-120C AMRAAM. На этом программа обновления одного из самых успешных тактических истребителей XX и XXI веков была закрыта.

Между тем, есть и ещё один не менее интересный тактический истребитель лёгкого класса времён «Фантомов», которому судьба уготовила куда более длительный срок службы бок о бок с тактической авиацией переходного и 5-го поколений в грядущих сетецентрических конфликтах XXI века. Можно обратить внимание, что несмотря на попытку успешной реализации сразу нескольких многомиллиардных программ, касающихся разработки перспективных малозаметных истребителей 5-го поколения AMCA и FGFA, а также модернизацию сверхманевренных Су-30МКИ до версии «Super-30», Дели совершенно не торопится сокращать тактический авиапарк 3-го и 4-го поколений. Более того, некоторые машины рассматриваются командованием ВВС Индии в качестве воздушных платформ для создания передовых многоцелевых авиационных комплексов, способных существенно изменить существующую расстановку сил с КНР и Пакистаном ещё до поступления в строевые части машин 5-го поколения. Одним из таких тактических истребителей-штурмовиков стал хорошо известный SEPECAT «Jaguar», который поступал в истребительные эскадрильи ВВС Индии сразу в 3-х модификациях: «Jaguar IS» (одноместный), «Jaguar IT» (двухместный, «спарка») и «Jaguar IM» (противокорабельная). Комплекс управления вооружением (КУВ) модификации «Jaguar IM» («Indian Maritime») получил аппаратно-программную адаптацию к противокорабельным ракетам «Sea Eagle» дальностью до 110 км. Военно-воздушные силы Индии остро нуждались в противокорабельном варианте «Ягуара» для противодействия активно развивающимся надводным компонентам китайского и пакистанского флотов.

В данный момент в распоряжении индийских ВВС находится более 130 действующих ударных истребителей «Jaguar IS/IT/IM», которые регулярно проходят модернизацию по программам «DARIN-II/III», названным в честь прицельно-навигационной системы «DARIN». Последняя была разработана специалистами компании «Hindustan Aeronautics Limited» на основе французской ИНС «Sagem ULISS 82». Один из этапов обновления БРЭО индийских «Ягуаров» проходил в 1996 году, когда противокорабельные версии «Jaguar IM» были оснащёны современными на то время израильскими бортовыми радарами EL/M-2032 c планарными антенными решётками. С этого момента 5-я эскадрилья индийских «Ягуаров» стала современной ударной единицей, которая получила способность обнаруживать удалённые надводные/наемные цели на расстоянии около 150 км (без задействования самолётов ДРЛО и противолодочной авиации), осуществлять низковысотные полёты в режиме следования рельефу местности и сверхнизковысотные полёты над водной поверхностью. Более того, «открылась опция» по ведению дальнего воздушного боя благодаря возможности EL/M-2032 обнаруживать воздушные цели с ЭПР 3м2 на расстоянии 75 - 80 км, но в 90-е годы командование ВВС Индии, воодушевлённое будущей поставкой наших истребителей завоевания превосходства воздухе Су-30К, не делало ставку на противовоздушные способности «Ягуаров», из-за чего интеграции УРВВ средней дальности в боекомплект «Jaguar IM» так и не последовало.

Помимо установки многофункциональной БРЛС от «Elta» EL/M-2032, «Jaguar IM» также адаптировали под использование контейнерного оптико-электронного прицельного комплекса AN/AAQ-28(V) «Lighting-ATP», за счёт чего машины получили новые способности ведения пассивной разведки наземной инфраструктуры противника, а также возможность лазерного целеуказания многочисленным ракетно-бомбовым средствам высокоточного оружия, к примеру, - GBU-12/16 «Paveway II», Mk.13/18 и т.д.Известно, что модификация «IM», в соответствии с требованиями лётного состава ВВС Индии, получила достойное бронирование нижней проекции фюзеляжа для защиты от зенитно-артиллерийских комплексов и крупнокалиберных пулемётов противника во время полётов с огибанием рельефа местности. Противоснарядная стойкость фонаря кабины позволяет защитить пилота от 7,62-мм винтовочно-пулемётных снарядов. Функциональность индийских. Но как прояснилось ещё весной 2017 года, индийская HAL не планирует останавливаться на достигнутом.

В частности, 7 июня 2017 года со ссылкой на французский портал «Defens`Aero» стало известно, что ведутся неофициальные французско-индийские переговоры о продаже индийской стороне 30 фюзеляжей тактических истребителей SEPECAT «Jaguar». Основной целью их приобретения является изъятие пригодных к дальнейшей эксплуатации конструктивных элементов для продления срока службы уже состоящих на вооружении «Ягуаров», оснащённых ПНС типа «DARIN-III». Что же скрывается за обводами планера этого «тактика», что индусы хотят ещё 15 - 20 лет продержать самолёт в составе национальных ВВС?


Многоцелевой ударный истребитель «Jaguar GR.3» Королевских ВВС Великобритании осуществляет дозаправку в воздухе с помощью системы типа «шланг-конус». Одна полная дозаправка может увеличить радиус действия машины почти до 2700 км


Во-первых, это ещё более современная израильская бортовая РЛС с АФАР от компании «Elta» EL/M-2052, которую планируют установить на большинство машин версии «DARIN-III» в ближайшие годы. Станция откроет перед достаточно устаревшими сверхзвуковыми штурмовиками уникальные оперативно-тактические возможности: дальность обнаружения целей с ЭПР в пределах 1 - 3 м2 составит порядка 180 - 220 км с возможностью одновременного сопровождения на проходе 64 воздушных объектов; крупные надводные цели типа «фрегат/эсминец» могут быть обнаружены на удалении 300 - 350 км. Активная ФАР, представленная 1500 приёмо-передающими модулями с индивидуально изменяемой частотой и мощностью, позволит работать с максимальной помехозащищённостью в условиях использования противником различных типов помех (в направлении источника возможно «обнуление» диаграммы направленности). Также пилоты данной модификации «Ягуара» смогут использовать всем известный широкополосный режим работы радара LPI (с низкой возможностью перехвата сигнала). Здесь стоит отметить, что эффективным он может быть лишь против устаревших станций предупреждения об облучении типа СПО-15ЛМ «Берёза» блок-индикаторного типа, которые способны пеленговать и классифицировать лишь ограниченный список из 6 радиоизлучающих источников в диапазоне от 4400 до 10000 МГц; современные оцифрованные СПО режимом LPI так просто не обманешь.

Как указано в рекламном разделе официального сайта компании «Israel Aerospace Industries» (www.iai.co.il), благодаря использовании АФАР-технологии радар EL/M-2052 обладает огромным списком критически важных для войн XII века режимов работы. В частности, наравне с современными бортовыми РЛС AN/APG-77/81 малозаметных истребителей F-22A и F-35A, израильская EL/M-2052 обладает такими режимами работы, как: SAR (режим синтезированной апертуры, позволяющий картографировать рельеф местности с разрешением порядка 2 - 3 м и классификацией наземных объектов), ISAR (режим инверсной синтезированной апертуры, позволяющий сформировать чёткое радиолокационное 3D- изображение наиболее малоразмерных надводных объектов благодаря барражированию носителя вокруг разведываемой цели), GMTI (обнаружение и сопровождение движущихся наземных целей), DBS (сужение доплеровского луча с увеличением энергетических возможностей), метеорологическая разведка, режим сопровождения воздушно-космических целей с высокой разрешающей способностью и т.д. Как бы нам не хотелось этого осознавать, но фактически радар EL/M-2052 сможет обеспечить индийским «Ягуарам» модификации «DARIN-III» заметное превосходство над состоящими на вооружении ВВС КНР многоцелевыми истребителями Су-30МК2/МКК, на которых установлены старые РЛС с антенной Кассегрена Н001ВЭ/ВЭП.

Справедливости ради отметим, что РЛС EL/M-2052 способна поднять боевой потенциал «Jaguar IS/IM» до уровня высокоточного бомбардировщика Су-34 в ударных операциях, в то время как в операциях дальнего воздушного боя израильская РЛС даст возможность «Ягуару» превзойти нашу ударную «Сушку». Речь здесь абсолютно не идёт о боевом радиусе действия и максимальной боевой нагрузке, в чём Су-34 с подвесными топливными баками значительно опережает любую модификацию «Ягуара», оговаривается лишь тот факт, что бортовая РЛС с пассивной ФАР Ш-141 «Хищник» обладает куда более низкой дальностью обнаружения целей (истребитель с ЭПР 1 м2 обнаруживается на удалении порядка 100 км, ОБТ - 35 - 45 км и корабль класса эсминец - 135 км), помехозащищённостью, а также пропускной способностью (10 против 64 сопровождаемых воздушных целей в сравнении с израильской EL/M-2052). Ускоренные темпы обновления индийских «Jaguar IS/IT/IM» до варианта «DARIN-III» могут представлять существенную угрозу как для пакистанской системы ПВО, так и для авиапарка многоцелевых истребителей JF-17 Block I/II, которые пока не получили перспективный китайский АФАР-радар KLJ-7A. Существует и множество других достоинств тактического истребителя SEPECAT «Jaguar» в сравнении другими машинами аналогичного класса.


После оснащения индийских ударных истребителей «Jaguar» модификации «DARIN-III» израильскими многофункциональными радарами EL/M-2052 носовой радиопрозрачный обтекатель должен заметно увеличиться в длине и диаметре, более того, машины смогут применять УРВВ средней дальности типа «Derby» израильской разработки, которые уже состояли на вооружении индийских «Харриеров»


Во-первых, это высокая экономичность силовой установки, представленной двумя форсажными турбореактивными двигателями «Adour RT.172Mk.811» с общей тягой 7620 кгс. При этом, скорость ударного истребителя может достигать 1,45М на большой высоте (с учётом вооружения на узлах подвескит), что сравнимо с палубным F-35C. С 4590 килограммами топлива в основных и подвесных баках, а также высокоточными УАБ/тактическими ракетами на 2-х точках подвески радиус действия «Jaguar IS» может достигать 1320 км, что значительно больше, нежели у большинства известных штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков.

Во-вторых, планер ударных истребителей «Jaguar» обладает довольно высокой конструктивной прочность, которая позволяет осуществлять высокоскоростные манёвры с перегрузками порядка 9 - 9,5 ед. (до 12 ед. - на разрушение): возможно энергетическое маневрирование на скоростях 0,7 - 0,9М с вооружением на подвеске. Тем не менее, малая площадь выокорасположенного крыла (24 м2) и тяговооружённость в 0,7 кгс/кг не позволяет машине реализовывать высокую угловую скорость разворота и поддерживать её для ближнего воздушного боя с современными истребителями типа FC-1 или J-10A. Ближний воздушный бой может быть реализован лишь благодаря интеграции сверхманевренных УРВВ малой дальности AIM-9X Block II и израильских «Python 5». Очень интересной деталью является возможность установки 2-х надкрыльевых точек подвески вместо аэродинамических гребней; они могут использоваться для размещения управляемых ракет ближнего воздушного боя.

В-третьих, компактные «Ягуары» с длиной 16,42 м и размахом крыла 8,69 м имеют достаточно малую площадь миделевого сечения, а поэтому их ЭПР не превышает 2 м2. В случае модернизации планера с использованием радиопоглощающих элементов и покрытий, эффективная поверхность рассеяния может снизиться до 0,8 - 1,2 м2, что будет чётко соответствовать показателям истребителям поколения «4+». Радиолокационная сигнатура также может быть снижена Нельзя плохо отозваться и о максимальной боевой нагрузке «Ягуаров», которая доходит до 4800 кг. Для столь легковесного истребителя это очень хорошо, учитывая что большая часть снаряжения - высокоточное оружие. История истребителей семейства «Jaguar» началась 54 года назад с формирования командованием ВВС Франции тактико-технического задания на разработку перспективного учебно-боевого самолёта (в 1963-м году); но, несмотря на это, полёты первых опытных образцов модификаций «Jaguar E/M/S» состоялись лишь в 1968 - 1971-м годах.

Боевое крещение новых тактических истребителей состоялось спустя 20 лет, в ходе операции «Буря в пустыне». Как вы помните, воздушная операция началась с массированного ракетно-бомбового удара по стратегически важным объектам ПВО Ирака, где помимо «Томагавков» было задействовано более 400 тактических истребителей, представляющих вторую «ударную волну» ОВВС коалиции во главе с американскими ВВС. Существенную роль в данном этапе воздушной операции сыграла эскадрилья EC11, состоящая из 12 «Ягуаров». Машины нанесли мощный бомбовый удар по базе «Ахмед-аль-Джабель» в режиме огибания рельефа местности при высоте полёта всего 35 метров! Аналогичные высоты использовались «Фальконами» и «Иглами» Хель Хаавир во время точечного удара по иракскому ядерному реактору «Озирак». Французские машины попали под шквальный огонь зенитно-артиллерийских комплексов ВС Ирака, позиции которых находились на удалении нескольких сотен метров - пары километров от ударного эшелона «Ягуаров». Большая часть «тактиков» получила серьёзные повреждения, но, несмотря на это, смогла подавить большую часть иракских зенитно-артиллерийских батарей в зоне её ответственности, после чего вернулась в Аль-Асе.

Важную роль здесь играла двухдвигательная силовая установка, расположенная в мотогондолах, частично «одетых» в титановый экран. Это и сегодня в разы увеличивает живучесть «Ягуаров» над враждебными территориями, кишащими зенитной артиллерией и ПЗРК противника. Данные конструктивные элементы, в совокупности с ныне интегрируемой израильской БРЛС EL/M-2052, позволят сотне индийских «Jaguar DARIN-III» ещё очень долго представлять прямую угрозу подразделениям ПВО ВС Китая и Пакистана, развёрнутым в радиусе 800 - 1200 км от совместных с Индией границ.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/fighter/jaguaris.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/jaguargr3.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/jaguarim.html
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=17831
Автор: Евгений Даманцев
Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций
CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии 53
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. svp67     11 августа 2017 07:03
    К сожалению для Индии, но у неё все программы связанные с собственными разработками в области вооружения начинаются с огромных празднеств, а вот завершаются "пшиком"...
    1. Комментарий был удален.
    2. jjj
      jjj     11 августа 2017 12:12
      И разнокалиберность систем вооружения может свести с ума в деле комплектации расходными материалами, боеприпасами, ремонта и обслуживания
      1. NGAURO     11 августа 2017 20:35
        ну с этим у нас жопа не меньшая, если не большая (
  2. Серый брат     11 августа 2017 07:39
    Какая связь между "Гефестом" устанавливающимся на бомбардировщики и радаром истребителя?
    Смешались в кучу кони, люди...
    автор попу с пальцем сравнивает.
    1. Zaurbek     11 августа 2017 07:59
      Гефест - комплекс прицеливания...А радар, ну освоим АФАР и Сухому поставим. Встанет у Пакистана проблема-рядом Китай. Поставят на все свои самолеты АФАР.
      1. Серый брат     11 августа 2017 08:44
        Цитата: Zaurbek
        А радар, ну освоим АФАР

        ФАР дешевле, а функционал тот же, на Су-34 именно такая станция.
        Просто слазил в Википедию, понимаю что это не источник, но эта статья тоже не источник ни фига.
        Радиолокационная станция самолёта Су-34 Ш-141 предназначена для обнаружения наземных и воздушных целей. Дальность обнаружения:

        крупных наземных целей до 200—250 км,
        типовых наземных целей до 150 км[,
        с идентификацией типа цели как «потенциальные танки и БМП на гусеничном ходу» до 75 км,
        крупных воздушных целей без стелс-технологий типа «транспортные самолёты» составляет до 250 км,
        малых воздушных целей типа «истребитель» до 90 км

        Плюс там картографирование, рэб, подсветка целей для ракет дального действия (что полезно для истребителей прикрытия) и прочая ерунда.
  3. Petrik66     11 августа 2017 08:05
    Вчера на танковом биатлоне, оба Т90 индийской сборки - Сломались. Это к качеству индийской сборки. Автор очень переживает по поводу неготовности нашей авиации. Респект ему, но уж очень все безрадостно. Все так плохо?
    1. ЗВО     11 августа 2017 09:18
      Цитата: Petrik66
      Вчера на танковом биатлоне, оба Т90 индийской сборки - Сломались. Это к качеству индийской сборки. Автор очень переживает по поводу неготовности нашей авиации. Респект ему, но уж очень все безрадостно. Все так плохо?


      Сломался Т-90... И не важно чьей он сборки. Он во всем мире считается Российским танком Т-90...
      Пытаться отмазаться, что индусы виноваты - это соврать...
      Значит за соблюдением технологии не проследили, значит индусов толком не обучили...
      Минус идет России и ее танку Т-90.
      ... а не какому то там слесарю-сборщику или водителю-механику, угробившему машину.

      Вот так это выглядит, нравится вам это или нет.
      Аналогия.
      ВАЗы, ГАЗы, УАЗы вон тоже ругают, и не задумываются, кто именно виноват из 20 тысячного коллектива завода, почти 200 тысячного коллектива поставщиков-смежников.
      И это правильно. не можешь безупречно настроить систему и поддерживать ее - принимай косяки на свой адрес честно и заслуженно.
      1. Berkut24     11 августа 2017 11:44
        Минус идет России и ее танку Т-90

        А вариант минуса экипажу, который либо не подготовил машину к заезду или неправильно её эксплуатирует не рассматривали? Боевые бедуины Кувейта воткнули свой танк стволом в землю. А перед этим 2 года подряд переворачивали танк на повороте. Т-72 тоже полная хрень?
        1. svp67     11 августа 2017 11:49
          Цитата: Berkut24
          А вариант минуса экипажу, который либо не подготовил машину к заезду или неправильно её эксплуатирует не рассматривали?

          Для этого стоит разобраться, что же на этих танках вышло из строя.
          1. Berkut24     11 августа 2017 12:08
            В прошлый раз зазбор полетов показал, что у индусов слетела гусеница из-за безбашенного разворота, который индусы как-то пропустили читая (или совсем не читая) наставления по эксплуатации. Был еще один косяк - движок заглох. Случился гидроудар, когда мехвод так же безбашенно залетел в бассейн с водой.
            1. svp67     11 августа 2017 12:12
              Цитата: Berkut24
              Случился гидроудар, когда мехвод так же безбашенно залетел в бассейн с водой.

              Он НЕ БЕЗБАШЕННО, а нарушив ту же инструкцию по эксплуатации, это сделал, там четко прописано, как преодолевается НЕ ГЛУБОКИЙ БРОД
              1. Berkut24     11 августа 2017 12:15
                Ну как бы и я про то. Загубить можно любую технику, у индусов традиционно хорошо складываются отношения с духами и не складываются с техникой.
            2. MadCat     11 августа 2017 14:19
              Цитата: Berkut24
              когда мехвод так же безбашенно залетел в бассейн с водой.

              какой нежный танк, инструкцию несублел -- иди пешком, неимеющийаналоговвмире!
      2. svp67     11 августа 2017 11:48
        Цитата: ЗВО
        Сломался Т-90... И не важно чьей он сборки. Он во всем мире считается Российским танком Т-90...
        Пытаться отмазаться, что индусы виноваты - это соврать...

        Ни коим образом. А Вы не задавались вопросом, а почему наш танк не сломался? Ведь фактически отличие Т-90 от Т-72 в башнях, а ходовая и остальные элементы - унифицированы. Видимо не мешает нашим на следующий "биатлон" вывести вторую команду на Т-90.
      3. ланс     11 августа 2017 11:49
        не надо путать мух и пчел. индусы привезли облегченный вариант т-90, что это обозначает толком ни кто не разбирался. впрочем даже тот слет с колейного моста на макс скорости мог привести к чему угодно или забыли как катки отваливались у китая?
        1. jjj
          jjj     11 августа 2017 12:10
          Вот-вот. Как помнится, предполагалось, что организаторы включат элемент соревнований на прочность. Так и получилось
        2. svp67     11 августа 2017 12:14
          Цитата: ланс
          не надо путать мух и пчел. индусы привезли облегченный вариант т-90, что это обозначает толком ни кто не разбирался.

          С "облегчением" то более - менее ясно, они его за счет ДЗ произвели, но что то мне подсказывает, что они и с регулировками двигателя "намудрили". Ну не может просто так двигатель "закипеть", когда у остальных такого не происходит
      4. Авель     13 августа 2017 13:36
        АК тоже много где желают. Но китайские берут ну совсем бедные страны. А вопрос в металле. А вот российские ( советские) - с радостью. Вы же тоже, покупая вещь, смотрите, где она произведена
    2. ланс     11 августа 2017 12:02
      статья действительно интересная, у нас в рф как то принято на старые машины не ставить передовые разработки или доводить до кондиции уже поставленные пример су -24. а вот с чем летает су-57 11планер.... молчат. хотелось бы услышать мнения наших летунов, которые сейчас служат.
    3. 210окв     12 августа 2017 06:35
      Ну,во всяком случае было.Война в 2008г показала это.Как сейчас через десять лет сказать сложно.Мы ведь всегда в области авионики отставали.
      Цитата: Petrik66
      Вчера на танковом биатлоне, оба Т90 индийской сборки - Сломались. Это к качеству индийской сборки. Автор очень переживает по поводу неготовности нашей авиации. Респект ему, но уж очень все безрадостно. Все так плохо?
    4. Vlad.by     14 августа 2017 18:14
      У нас не может быть хорошо! Это у грейт британцев старенький Ягуар "легким движением руки" превращается в идеальный истребитель и штурмовик в одном лице. Всего то поменять двигатель и авионику... Делов то.
      А у нас - все плохо! Гефест - отстой, ПФАР еще больший отстой - вон, даже Ягуар, правда, после изящного движения руки, может превзойти его по дальности обнаружения и чего то там еще.
      Впору задуматься об установке новых двигателей и авионики на Миг-27, да чего там - на Миг 21!
      Хотя, у нас по определению выйдет плохо. Не то что у грейт индийцев.
      Тоскааааа
      1. Zaurbek     15 августа 2017 09:08
        Вот с уст сняли...А МиГ-23 и 27 еще могут бегать и бегать (про оснащение АФАР молчу-нет его пока...)
        ЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
        Общие характеристики
        Название МиГ-23-98
        Код n/a
        Разработчик ОКБ им. А.И. Микояна, ОАО «Фазотрон-НИИР» и ГосНИИАС
        Изготовитель n/a
        Первый полёт 1999 г.
        Дата принятия на вооружение n/a
        Производство модернизация
        Экипаж, чел. 1
        Массо-габаритные характеристики
        Масса пустая, кг 10900
        Масса взлётная, кг нормальная - 14700, максимальная - 18400
        Масса топлива, кг n/a
        Длина, м 16.7
        Размах крыла, м минимальный - 7.8, максимальный - 14
        Высота, м 4.35
        Площадь крыла, кв.м минимальная - 23.35, максимальная - 35.5
        Вооружение
        Авиационная пушка 23-мм автоматическая пушка ГШ-23Л
        Боевая нагрузка, кг на 5 узлах подвески - 2000, максимальная - 4500
        Вооружение на внешней подвеске ракеты "воздух-воздух" среднего и ближнего боя,
        ракеты "воздух-РЛС", корректируемые авиабомы,
        противокорабельные ракеты
        Двигатель и лётные характеристики
        Двигатель ТРДФ Р-35-300
        Тяга двигателя безфорсажная , кгс 8550
        Тяга двигателя форсажная , кгс 13000
        Максимальная скорость на высоте до 3 км, км/ч 1400
        Максимальная скорость на высоте 10 км, км/ч 2450
        Крейсерская скорость, км/ч n/a
        Радиус боевого применения, км 1470
        Перегоночная дальность, км 2820
        Длина разбега, м 500
        Длина пробега, м 750
        Максимальная скороподёмность, м/с 215
        Практический потолок, км 18.6
        Максимальная перегрузка, g 8.5
  4. Дильшат     11 августа 2017 08:37
    Закладки еще никто не отменял.
  5. Rey_ka     11 августа 2017 11:19
    Ну теперь точно все пропало!
    Цитата: ЗВО
    ВАЗы, ГАЗы, УАЗы вон тоже ругают
    Ну по Вашей логике тогда не ВАЗ надо ругать а ФИАТ не досмотрели не доглядели и не доучили! И до кучи не ГАЗ а Форд (если не изменяет память)
    1. MadCat     11 августа 2017 14:22
      Цитата: Rey_ka
      Ну по Вашей логике тогда не ВАЗ надо ругать а ФИАТ не досмотрели не доглядели и не доучили! И до кучи не ГАЗ а Форд (если не изменяет память)

      если Фиат или Форд пропускают брак, они устраивают глобальный отзыв машин, у ТАзовазов в этом случае ограничивается все глобальным корпоративом с вручением премий...
  6. polkovnik manuch     11 августа 2017 12:13
    Ну , не так страшен черт , как его малюют ! Поживем , увидим , что получится , на бумаге все , всегда выходит гладко , а конечный результат , как говорится "еще за горами ".
  7. serverny     11 августа 2017 12:16
    Цитата: Серый брат
    ФАР дешевле, а функционал тот же

    Фнкционал не тот же, зачем врать-то так нагло ?

    Что обидно - СССР был пионером и законодателем мод в развитии технологий ФАР/АФАР, но РФ в этом плане "просрала полимеры", находится в положении догоняющего не имея в 2017 серийного авиационного радара с АФАР.

    И дураки вроде вас ещё и восхваляют это отставание, в худших традициях кастрюлеголовых патриотов, у которых кругом перемоги.
    1. Серый брат     11 августа 2017 13:13
      Цитата: serverny
      Фнкционал не тот же, зачем врать-то так нагло ?

      У активной решётки мелкие источники излучения и расположены они на самой решётке, у простой фазированной один большой но мощный однако распределяется это излучение один фиг на отдельные элементы решётки - результат одинаковый.
      Разница есть только в габаритах (активная меньше), стоимости, и неявная в надёжности - если на активной выйдет из строя один элемент то это не страшно, а вот для просто фазированной это капец.
      1. Kurare     11 августа 2017 19:40
        Не забывайте, что на АФАР можно регулировать кажды ППМ по мощности и частоте, а на ПФАР - нет. Это дает очень серьезное преемущество в скрытности. За счет этого АФАР может вести и захватывать больше объектов, что согласитесь, немаловажно.
  8. К-50     11 августа 2017 12:26
    Может автор в чём-то и прав. Но! Скажите мне, почему наши самолёты имеющие прицельный комплекс СВП-24 «Гефест» наносят ПРИЦЕЛЬНЫЕ удары по боевикам, а матрасная коалиция со всем их высокоточным оружием раз за разом бомбит деревни с жителями, больницы, школы, экскаваторы и прочее никак не являющееся военным?
    Может "дело было не в бобине, а ду рак сидел в кабине"? smile yes
    А дятлам и убийцам всё равно каким прицелом пользуются, потому как попадут не куда надо, а куда упадёт. yes
    1. SergF123     11 августа 2017 14:26
      Да потому, что автор длбеб блть.....
    2. aws4     12 августа 2017 19:12
      меньше смотрите зомбо ящик
    3. kotuk_ha_oxote     13 августа 2017 07:12
      Не путай прицельный удар и целеуказание. Амерамским пилотам куда сказали - туда они и отбомбились. Причем бомбят они в разы точнее и эффективнее, чем наши. А то, что цели были неверно идентифицированы разведкой - проблемы разведки.

      Наше МО само выкладывало видео бомбежки зернохранилищ и очистных сооружений - тоже зашквар.
      1. К-50     13 августа 2017 10:15
        Цитата: kotuk_ha_oxote
        Не путай прицельный удар и целеуказание.

        Причём здесь не путай? Если у чела в кабине указивка нанести удар, пофиг куда, лишь бы примерно туда, то хоть какой прицел будет с целеуказаниями. Тем более что они, как сами писали и говорили, пользуются данными из соцсетей.
      2. AKuzenka     14 августа 2017 16:48
        СТранный вы. Не выкладывает "демократическая общественность" элеваторы раздолбанные нашей авиацией. Значит этого нет. А про свою, выкладывает, значит есть. Так получается что наши, это не ваши. Вот про свою и пишите конкретно: "американская авиация точно и прицельно отбомбилась по сирийским элеваторам". И не в вводите нас в заблуждение.
      3. Vlad.by     14 августа 2017 18:24
        А подтверждения "высочайшей точности" американских бомбовых ударов в Сирии и Ираке можно представить?
        Ну скажем видео "точнейшего поражения" мирнокопающего боевого экскаватора или жутко агрессивного госпиталя?
        Видел в сети видео от американцев, но они оказались копией наших видео, почему то.
    4. mvg
      mvg     13 августа 2017 13:14
      А может дело в СМИ освещающих обстановку? Где каждый промах вра... друга освещается, а свои бревна в глазу скрываются.
  9. SergF123     11 августа 2017 14:26
    Такого сбора мусора в одной статье давненько не встречал.... Пф...
  10. тезей     11 августа 2017 15:05
    Чепуха какая . Сравнивать возможности Су-34 с Ягуаром. Машины разного поколения с совершенно разными возможностями боевого применения. Безусловно можно потратить деньги и улучшить старую машину, но сколько бы не обновляй БРЭО , не улучшай планер она так и останется тем же самым ,улучшенным Ягуаром со всеми ему присущими недостатками. Вопрос прост. Соответствует ли улучшенный Ягуар сегодняшнему дню. Думаю ,что не соответствует, хотя только боевое применение даст правильный ответ.
    1. iouris     11 августа 2017 16:44
      Цитата: тезей
      только боевое применение даст правильный ответ.

      Особенно, если война будет скоро, сразу после модернизации.
    2. 52гим     11 августа 2017 17:06
      Значит, МиГ-27 индусы все уже поломали... Вот и Ягуары пригодились.
    3. zyablik.olga     12 августа 2017 10:16
      Цитата: тезей
      Чепуха какая .

      Именно. Какой смысл говорить о "Ягуаре" который повсеместно снят с вооружения и остался только в Индии. Но и там этот очень не новый самолёт скорей всего спишут в ближайшие годы.
      Цитата: SergF123
      Такого сбора мусора в одной статье давненько не встречал....

      А вы к этому автору в профиль заходить не пробовали:
      https://topwar.ru/user/Fulcrum29/news/
      Возможно на содержание статей Даманцева влияет проживание данного автора на Украине.
  11. Олег Салов     11 августа 2017 18:02
    Цитата: ЗВО
    Цитата: Petrik66
    Вчера на танковом биатлоне, оба Т90 индийской сборки - Сломались. Это к качеству индийской сборки. Автор очень переживает по поводу неготовности нашей авиации. Респект ему, но уж очень все безрадостно. Все так плохо?


    Сломался Т-90... И не важно чьей он сборки. Он во всем мире считается Российским танком Т-90...
    Пытаться отмазаться, что индусы виноваты - это соврать...
    Значит за соблюдением технологии не проследили, значит индусов толком не обучили...
    Минус идет России и ее танку Т-90.
    ... а не какому то там слесарю-сборщику или водителю-механику, угробившему машину.

    Вот так это выглядит, нравится вам это или нет.
    Аналогия.
    ВАЗы, ГАЗы, УАЗы вон тоже ругают, и не задумываются, кто именно виноват из 20 тысячного коллектива завода, почти 200 тысячного коллектива поставщиков-смежников.
    И это правильно. не можешь безупречно настроить систему и поддерживать ее - принимай косяки на свой адрес честно и заслуженно.

    А когда ломаются мерседесы турецкой сборки,китайские автомобили с японскими движками,по вашему получается виноваты немцы и японцы?.
    1. ЗВО     12 августа 2017 10:18
      Цитата: Олег Салов

      А когда ломаются мерседесы турецкой сборки,китайские автомобили с японскими движками,по вашему получается виноваты немцы и японцы?.


      Если сломался Мерседес - то сломался Мерседес.
      И не важно чьей он сборки.
      Турецкой. немецкой и прочее. Пятно падает на Мерседес, а не на какого то Ганса. Мустафу, Ли, Ивана...
      Так вы понимаете?
      Или привычка всегда искать крайнего везде, и не понимать, что такое имидж компании, имидж государства - для вас норма?
    2. iouris     12 августа 2017 12:40
      "Я ничего не делал(-а)! Оно само сломалось."
      Ломать от слова "лом". Когда лом вставляют в японскую (да не важно какую) бензопилу, она неизбежно "сломается".
      Любой инструмент, тем более, сложная система объективно имеет эксплуатационные ограничения, однако дикари (не важно какой национальности) игнорируют инструкцию пользователю (юзеру).
    3. Vlad.by     18 августа 2017 09:00
      Ну что Вы. В этом случае виноваты русские хакеры. Русские вообще, всегда и во всем виноваты. Не обучили, не настроили, не сделали за... и вообще агрессивные диверсанты
  12. bobratheon     12 августа 2017 11:32
    "Более того, если наши строевые Су-27СМ по возможностям ведения дальнего воздушного боя по сей день находятся на уровне ранних F-15C, то обновлённые «Иглы/Страйк Иглы» уже давно достигли показателей Су-30СМ, оснащённых РЛС Н011М «Барс»."-бред же, не???

    Н011М-что-то на основе ПФАР.
    Иглы/Страйк Иглы-давно летают с АФАР.

    1. mvg
      mvg     13 августа 2017 13:17
      Только начали перевооружать на АФАР. Планируют что то около 270 шт апгрейдить. Статья была от Фалкона. АФАР у СА стоит F-15SA.
  13. Dimid     12 августа 2017 11:47
    Ну, всё как обычно : если в статье поются дифирамбы неимеющемуаналоговмире , то в комментах ожидаемое дружное УРА ! А вот если в статье автор, не дай бог, позволит себе критику в адрес "неимющемуаналогов" и хотя бы попытается указать на существующие проблемы и реальное положение вещей, то всё... начинается : автор некомпетентен, ничего не понимает... а некоторые индивидумы позволяют себе даже на личные оскорбления переходить..
  14. Oleg7700     31 августа 2017 00:20
    http://www.thedrive.com/the-war-zone/13510/india-
    wants-to-breath-extra-life-into-old-jaguar-jets-w
    ith-new-radar (с английского): "Индия заявила, что 9 августа успешно провела испытания модифицированного многоцелевого самолета Jaguar использующего радиолокатор активного типа с электронным сканированием (AESA) с иностранным участием".
    . К радару прилагаются новые израильские дисплеи, авионика и современная система РЭБ. Для 120 Jaguars также планируются новые двигатели, поставленные американским Honeywell, стоимостью около 3 миллиардов долларов. Каждый двигатель Honeywell F-125N обеспечивает 43,8 KiloNewtons (kN) тяги, значительно , чем 32,5 кН от двигателей Rolls-Royce
  15. av58     2 сентября 2017 13:20
    Ничего нового. В своё время Индия пыталась оживить старые МИГ21 до уровня современных машин, разработав с российским участием МИГ21-93. Там были новые двигатели, новая авионика, радары и т.п. Чем закончилось? Правильно, НИЧЕМ. На компьютере нарисовать можно любые картинки, индийские программисты известны на весь мир.
  16. БВС     11 сентября 2017 10:16
    Цитата: К-50
    Может автор в чём-то и прав. Но! Скажите мне, почему наши самолёты имеющие прицельный комплекс СВП-24 «Гефест» наносят ПРИЦЕЛЬНЫЕ удары по боевикам, а матрасная коалиция со всем их высокоточным оружием раз за разом бомбит деревни с жителями, больницы, школы, экскаваторы и прочее никак не являющееся военным?
    Может "дело было не в бобине, а ду рак сидел в кабине"? smile yes
    А дятлам и убийцам всё равно каким прицелом пользуются, потому как попадут не куда надо, а куда упадёт. yes

    Это только так по сообщениям в российских СМИ, а по сообщениям в западных СМИ ровно все на оборот. Пропаганду еще ни кто не отменял. И как писал классик не читайте наши газеты по утрам!