Пять малоизвестных фактов о легендарной «Катюше»

Удивительные детали из истории гвардейских миномётов, прячущиеся за плотной завесой исторического мифа

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 гораздо лучше известна под легендарным именем «Катюша». И, как это бывает со всякой легендой, её история за десятилетия не просто мифологизировалась, но и свелась к небольшому числу широко известных фактов. Что знают все? Что «Катюша» была самой знаменитой системой реактивной артиллерии Второй мировой войны. Что командиром первой отдельной экспериментальной батареи полевой реактивной артиллерии был капитан Иван Флёров. И что первый удар его установки нанесли 14 июля 1941 года по Орше, хотя и эту дату некоторые историки отечественной артиллерии оспаривают, утверждая, что в журнале боевых действий батареи Флёрова содержится ошибка, и обстрел Орши вёлся 13 июля.

Возможно, причиной мифологизации «Катюши» стали не только присущие СССР идеологические тенденции. Свою роль могла сыграть и банальная нехватка фактов: отечественная реактивная артиллерия всегда существовала в обстановке строгой секретности. Вот характерный пример: известный геополитик Владимир Дергачёв пишет в воспоминаниях о своём отце, служившем в гвардейском миномётном полку, что его «воинская часть маскировалась под кавалерийский полк, что отражено на московских фотографиях отца с сослуживцами. Полевая почта в условиях цензуры разрешала посылать эти фотографии родственникам и любимым женщинам». Новейшее советское оружие, решение о массовом производстве которого правительство СССР приняло поздно вечером 21 июня 1941 года, относилось к категории «техники особой секретности» — такой же, как и все средства шифрования и защищённых систем связи. По той же причине долгое время каждая установка БМ-13 снабжалась индивидуальным устройством подрыва, чтобы исключить их попадание в руки противника.


Впрочем, превращения в миф, которому сегодня нужно очень аккуратно и уважительно возвращать реальные черты, не избежал ни один образец знаменитого советского вооружения времён Великой Отечественной войны: ни танк Т-34 и пистолет-пулемёт Шпагина, ни дивизионная пушка ЗиС-3… Между тем в их реальной истории, которая гораздо менее известна, как и в истории «Катюши», хватает по-настоящему легендарных событий и фактов. О некоторых из них сегодня и рассказывает «Историк».

Гвардейские миномётные части появились раньше всей советской гвардии

Пять малоизвестных фактов о легендарной «Катюше»

Гвардейский миномёт БМ-13 на шасси «Студебеккер» US6 с гвардейским значком, утверждённым в 1942 году

Формальной датой появления гвардейских частей в Красной армии стало 18 сентября 1941 года, когда по приказу наркома обороны СССР четыре стрелковые дивизии «за боевые подвиги, за организованность, дисциплину и примерный порядок» получили звание гвардейских. Но к этому времени уже больше месяца гвардейскими назывались все без исключения части реактивной артиллерии, причём они получали это звание не по итогам боёв, а при формировании!

Впервые слово «гвардейский» появляется в официальных советских документах 4 августа 1941 года — в постановлении Госкомитета обороны СССР № ГКО-383сс «О сформировании одного гвардейского минометного полка М-13». Вот как начинается этот документ: «Государственный Комитет Обороны постановляет: 1. Согласиться с предложением Народного Комиссара Общего Машиностроения Союза ССР т. Паршина о сформировании одного гвардейского минометного полка, вооруженного установками М-13. 2. Присвоить вновь формирующемуся гвардейскому полку имя Народного Комиссариата Общего Машиностроения (Петра Паршина. — Прим. авт.)».


Залп дивизиона «Катюш» — боевых машин БМ-13 на шасси автомобиля «Студебеккер» US6, весна 1945 года

Четыре дня спустя, 8 августа, по приказу Ставки Верховного главнокомандования (СВГК) № 04 в подмосковных алабинских лагерях началось формирование ещё восьми гвардейских миномётных полков. Половина из них — с первого по четвёртый — получила на вооружение установки БМ-13, а остальные — БМ-8, оснащённые реактивными снарядами калибра 82 мм.

И ещё один интересный момент. К концу осени 1941 года на советско-германском фронте действовали уже 14 гвардейских миномётных полков, но лишь в конце января 1942 года их бойцов и командиров уравняли в денежном довольствии с личным составом «обычных» гвардейских подразделений. Приказ Ставки ВГК № 066 «О денежном довольствии личного состава гвардейских минометных частей» был принят только 25 января и гласил: «Всему начальствующему (высшему, старшему, среднему и младшему) составу гвардейских минометных частей с 1 января 1942 г. установить полуторный, а бойцам двойной оклад содержания, как это установлено для гвардейских частей».

Самым массовым шасси для «Катюш» были американские грузовики


Подготовка установки БМ-13 на шасси автомобиля ЗиС-6 к стрельбе, зима 1942 года

Большинство сохранившихся до наших дней установок БМ-13, стоящих на постаментах или ставших музейными экспонатами, — это «Катюши» на базе трёхосного грузовика ЗИС-6. Поневоле думаешь, что именно такие боевые машины и прошли славный боевой путь от Орши до Берлина. Хотя, как бы нам ни хотелось в это верить, история говорит о том, что большинство БМ-13 было оборудовано на базе ленд-лизовских «Студебеккеров».

Причина проста: московский автозавод имени Сталина просто не успел выпустить достаточное количество машин до октября 1941 года, когда его эвакуировали сразу в четыре города: Миасс, Ульяновск, Челябинск и Шадринск. На новых местах поначалу не удалось наладить выпуск необычной для завода трёхосной модели, а затем от неё и вовсе отказались в пользу более отработанных. В итоге с июня по октябрь 1941 года было выпущено всего несколько сотен установок на базе ЗИС-6, которыми и вооружались первые гвардейские миномётные части. В открытых источниках приводится разное количество: от 372 боевых машин (что выглядит очевидно заниженной цифрой) до 456 и даже 593 установок. Возможно, такой разнобой в данных объясняется тем, что ЗИС-6 использовались для постройки не только БМ-13, но и БМ-8, а также тем, что для этих целей грузовики изымались отовсюду, где их находили, и их то ли учитывают в числе новых, то ли нет.


Гвардейские миномёты БМ-13 на шасси «Студебеккер» US6 с гвардейским значком на Параде Победы 24 июня 1945 года

Однако фронту требовались всё новые «Катюши», и их нужно было на что-то устанавливать. Конструкторы перепробовали всё — от грузовиков ЗИС-5 до танков и железнодорожных платформ, но наиболее эффективными оставались трёхосные автомобили. И тогда весной 1942 года приняли решение размещать пусковые установки на шасси грузовиков, поставляемых по ленд-лизу. Лучше всего подошли американские «Студебеккеры» US6 — такие же трёхосные, как и ЗИС-6, но более мощные и проходимые. В итоге на их долю пришлось больше половины всех «Катюш» — 54,7%!


Залп дивизиона боевых машин БМ-13 в ходе Берлинской операции, апрель 1945 года

Остаётся открытым вопрос: почему же в качестве памятников чаще всего ставили БМ-13 на базе ЗИС-6? Многие исследователи истории «Катюши» склонны видеть в этом идеологическую подоплёку: дескать, Советская власть сделала всё, чтобы страна забыла о важной роли американской автопромышленности в судьбе знаменитого оружия. Правда, в действительности всё гораздо проще. Из первых «Катюш» до конца войны дожили считаные единицы, и те в большинстве своём оказались на производственных базах, куда попали в ходе переформирования частей и замены вооружения. А установки БМ-13 на «Студебеккерах» оставались на вооружении Советской армии и после войны — до тех пор, пока отечественная промышленность не создала новые машины. Тогда пусковые установки стали снимать с американской базы и переставлять на шасси сначала ЗИС-151, а затем ЗИЛ-157 и даже ЗИЛ-131, а отслужившие «Студебеккеры» передавали на переделку или списывали в утиль.

За реактивные миномёты отвечал отдельный наркомат


Пётр Паршин в годы руководством Наркоматом миномётного вооружения


Как уже говорилось, первый гвардейский миномётный полк начал формироваться 4 июля 1941 года по инициативе народного комиссара общего машиностроения Петра Паршина. А через четыре с лишним месяца наркомат, который возглавлял этот знаменитый инженер-управленец, был переименован и стал отвечать почти исключительно за обеспечение техникой гвардейских миномётных частей. 26 ноября 1941 года Президиум Верховного совета СССР издал указ, гласивший: «1. Преобразовать Наркомат общего машиностроения в Наркомат минометного вооружения. 2. Народным комиссаром минометного вооружения назначить т. Паршина Петра Ивановича». Таким образом, гвардейские миномётные части стали единственным в Красной армии видом вооружённых сил, которые имели собственное министерство: ни для кого не было секретом, что под «миномётным вооружением» понимались прежде всего «Катюши», хотя и миномётов всех остальных классических систем этот наркомат выпускал тоже немало.

Кстати, примечательно: тот самый первый гвардейский миномётный полк, формирование которого началось 4 августа, четыре дня спустя получил номер 9 — просто потому, что к моменту выпуска приказа вообще не имел номера. Сформирован и вооружён 9-й гвардейский миномётный полк был по инициативе и на средства работников Наркомата общего машиностроения — будущего Наркомата миномётного вооружения, а технику и боеприпасы получил из произведённых в августе месяце сверх плана. А сам наркомат просуществовал до 17 февраля 1946 года, после чего превратился в Наркомат машиностроения и приборостроения СССР — под руководством всё того же бессменного Петра Паршина.

Командующим гвардейскими миномётными частями стал подполковник


Василий Аборенков получает Сталинскую премию за участие в разработке и постановке на вооружение «Катюши», 1943 год

8 сентября 1941 года — через месяц после приказа о создании первых восьми гвардейских миномётных полков — вышло постановление Госкомитета обороны № ГКО-642сс. Этим документом за подписью Иосифа Сталина гвардейские миномётные части выделялись из состава артиллерии Красной армии, а для руководства ими вводилась должность командующего миномётными частями с непосредственным подчинением его Ставке. На этот необычайно ответственный пост тем же постановлением назначался замначальника Главного артиллерийского управления РККА Василий Аборенков — военинженер 1 ранга, то есть фактически подполковник артиллерии! Однако тех, кто принимал это решение, невысокое звание Аборенкова не смутило. Ведь именно его фамилия фигурировала в авторском свидетельстве на «ракетную автоустановку для внезапного, мощного артиллерийского и химического нападения на противника с помощью ракетных снарядов». И именно военинженер Аборенков на посту сначала начальника отдела, а потом замначальника ГАУ сделал всё, чтобы Красная армия получила реактивное вооружение.


Начальник Главного военно-химического управления Красной армии Василий Аборенков, 1945 год

Сын отставного канонира Гвардейской конно-артиллерийской бригады, он добровольно поступил на службу в Красную армию в 1918 году и отдал ей 30 лет своей жизни. При этом самой большой заслугой Василия Аборенкова, которая навсегда вписала его имя в отечественную военную историю, стало появление «Катюши» на вооружении РККА. Активным продвижением реактивной артиллерии Василий Аборенков занялся после 19 мая 1940 года, когда занял должность начальника отдела по реактивному вооружению Главного артиллерийского управления РККА. Именно на этом посту он проявил необычайное упорство, рискнув даже «прыгнуть через голову» своего непосредственного начальника, закосневшего в артиллерийских взглядах прошлого руководителя ГАУ маршала Григория Кулика и добившись внимания к новому оружию со стороны высшего руководства страны. Именно Аборенков был одним из организаторов демонстрации реактивных миномётов руководителям СССР 15 и 17 июня 1941 года, которая закончилась принятием «Катюши» на вооружение.

В должности командующего гвардейскими миномётными частями Василий Аборенков прослужил до 29 апреля 1943 года — то есть до того дня, пока существовал этот пост. С 30 апреля «Катюши» вернулись под руководство главкома артиллерии, а Аборенков остался руководить Главным военно-химическим управлением Красной армии.

Первые батареи реактивной артиллерии имели на вооружении гаубицы


Батарея БМ-13 на шасси автомобиля ЗИС-6 ведёт стрельбу, весна 1942 года

В представлении большинства людей, не погружённых в военную историю, «Катюши» сами по себе настолько мощное оружие, что вооружённым ими подразделениям нет нужды ни в каком другом. В действительности это далеко не так. Скажем, согласно штату гвардейского миномётного полка № 08/61, утверждённому Наркоматом обороны 8 августа 1941 года, это подразделение кроме установок БМ-13 имело на вооружении шесть 37-миллиметровых автоматических зенитных пушек и девять 12,7-миллиметровых зенитных пулемётов ДШК. А ведь было ещё и стрелковое оружие личного состава, которого, скажем, отдельному гвардейскому миномётному дивизиону по штату от 11 ноября 1941 года полагалось немало: четыре ручных пулемёта ДП, 15 пистолетов-пулемётов, 50 винтовок и 68 пистолетов!


Дивизион боевых машин БМ-13 на шасси автомобиля ЗИС-6 готов к залпу. Лето 1943 года

Хотя особенно любопытно, что в состав первой отдельной экспериментальной батареи полевой реактивной артиллерии капитана Ивана Флёрова входила и 122-миллиметровая гаубица образца 1910/1930 годов, выполнявшая обязанности пристрелочного орудия. К ней полагался боекомплект в 100 снарядов — вполне достаточно, если учесть, что реактивных снарядов для БМ-13 батарея имела в шесть раз больше. А самое удивительное, что в списке вооружения батареи капитана Флёрова фигурировало ещё и «семь пушек калибра 210 мм»! Под этой графой проходили пусковые установки для реактивных снарядов, тогда как их шасси — грузовики ЗИС-6 — были записаны в том же документе как «специальные машины». Понятно, что делалось это ради всё той же пресловутой секретности, которая долгое время окружала «Катюши» и их историю, а в итоге превратила её в миф.
Автор: Антон ТРОФИМОВ
Первоисточник: http://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/special_posts/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%88%D0%B0/


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 43

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. andrewkor 12 августа 2017 15:51
    Ну и ничего нового про саму БМ13, про Флёрова давно все известно,вот Аборенкова вспомнили по случаю!
  2. Альф (Василий) 12 августа 2017 15:52
    Я только не понял, а где малоизвестные факты ? Все, что привел автор, давным давно известно, никто из этого тайн не делает. Все, кто хотел-знает, а кто не хотел-тот и знать не хочет.
  3. кг пв (андрей) 12 августа 2017 15:53
    Вообще то абсолютное большинство БМ13 на постаментах, стоят на базе ЗиЛ-157 а ЗиС-6 я чего-то так сразу и не припомню...
    Кстати тоже самое касается и ЗиС-151 довольно таки редкое зрелище.
    1. avt 12 августа 2017 16:42
      Цитата: кг пв
      Вообще то абсолютное большинство БМ13 на постаментах, стоят на базе ЗиЛ-157

      good ,, Обошёл мяне стрелец..." bully
      avt
      1. Sharky (Supreme leader) 13 августа 2017 04:26

        Что скажете товарищи, что за база у этого экземпляра?
        1. кг пв (андрей) 13 августа 2017 11:51
          ЗиЛ-157 самая массовая база на постаментах.
    2. svp67 (Сергей) 13 августа 2017 00:49
      Цитата: кг пв
      а ЗиС-6 я чего-то так сразу и не припомню...
      Есть БМ-8
      1. кг пв (андрей) 13 августа 2017 11:52
        Ну это всё-таки именно музейный экземпляр. wink
  4. Dzafdet (Сергей) 12 августа 2017 17:41
    Про Челябинск автор ничего не написал, завод им. Колющенко клепал в войну Катюши.... what
    1. TIT (андрей) 12 августа 2017 19:03
      Цитата: Dzafdet
      Про Челябинск автор ничего не написал, завод им. Колющенко клепал в войну Катюши....

      в Ленинграде делали,даже вроде как на шасси полуторок ,но правда фото я так и не нашёл
      TIT
      1. avt 12 августа 2017 20:12
        Цитата: Dzafdet
        Про Челябинск автор ничего не написал,

        Цитата: TIT
        в Ленинграде делали,даже вроде как на шасси полуторок ,

        Москва завод ,,Компрессор" на Авиамоторной.
        avt
        1. svp67 (Сергей) 13 августа 2017 00:55
          Цитата: avt
          Цитата: Dzafdet
          Про Челябинск автор ничего не написал,

          Цитата: TIT
          в Ленинграде делали,даже вроде как на шасси полуторок ,

          Москва завод ,,Компрессор" на Авиамоторной.

          Еще "Ккатюши" БМ-13 выпускались на «Заводе №760»: Уральский компрессорный завод, г. Свердловск
  5. voyaka uh (Alexey) 12 августа 2017 19:15
    Непонятно , почему немцы совершенно не воодушевились Катюшами? Они захватили осенью 41 и несколько машин и много ракет. Но не стали их копировать. У них был свой реактивный миномет,
    но их не выпускали массово.
    1. stalkerwalker (зовите меня просто - Ильич) 12 августа 2017 20:34
      Цитата: voyaka uh
      У них был свой реактивный миномет,
      но их не выпускали массово

      Разница во взглядах на роль реактивной артиллерии в ведении войны.
      Лафет для установок 15-см Nb.W 41(Nebelwerfer) был взят от 3,7-см противотанковой пушки. Благодаря этому установка получилась легкой и мобильной. Подрессоренный ход позволял ехать за тягачом по шоссе со скоростью до 45–50 км/час, а на поле боя расчет вручную легко перемещал установку на небольшие расстояния.
      В СССР основная масса реактивных установок, как известно, монтировалась на самоходных шассию
      В СССР с середины 1930-х гг. была принята исключительно крыльевая система стабилизации реактивных снарядов, хотя и предпринимались отдельные попытки создания опытных турбореактивных снарядов.
      В Германии же в это время предпочитали стабилизацию реактивных снарядов вращением и отказались от крыльевых стабилизаторов. В результате у немецких реактивных снарядов дальность стрельбы была несколько меньше, чем у советских снарядов типа М-13 с крыльевыми стабилизаторами, но зато немцы выигрывали в кучности. Кроме того, для пуска турбореактивных снарядов немцы смогли использовать сравнительно короткие трубчатые направляющие, в отличие от длинных направляющих балочного типа в советских пусковых установках.
      Широкорад. Артиллерия в ВОВ.
    2. svp67 (Сергей) 13 августа 2017 00:58
      Цитата: voyaka uh
      Непонятно , почему немцы совершенно не воодушевились Катюшами?

      Это "горе от ума". Не поняли они преимуществ данной системы, увидели только недостатки. А ведь имей они пару-тройку бригад, аналогичных "Катюшам" в 1944 году во Франции и союзники бы очень большой кровью умылись бы во время высадки в Нормандии.
      1. Petrik66 (Игорь) 4 сентября 2017 17:09
        Английская и американская авиация раздолбала бы сразу все эти бригады. Они бы просто не доехали на 7 км к линии фронта.
        1. svp67 (Сергей) 4 сентября 2017 17:15
          Цитата: Petrik66
          Английская и американская авиация раздолбала бы сразу все эти бригады. Они бы просто не доехали на 7 км к линии фронта.

          В реальной жизни эта авиация не смогла "раздолбать" танковую дивизию "Гитлерюгенд", а уж используя широкую дорожную сеть и укрытия, немецкие "Катюши" ОПЕРАТИВНО были там и используя сумерки и ночь, выходили бы на позиции и накрывали бы плацдарм по много раз за ночь, две-три ночи и возможно, что союзникам пришлось бы эвакуировать плацдармы, из-за больших потерь...
    3. CУЮНБЕК КАЗЫБАЕВ (CУЮНБЕК КАЗЫБАЕВ) 16 августа 2017 10:28
      образец представили ф.брауну провели экспертизу вывод небольшая точность вообщем им не понравилось а вот " ишачок " был точнее компактнее ствол был нарезной да и калибр 150 кстати американцы понесли много потерь именно от ишачка
  6. Монархист (Лабинский Слава) 12 августа 2017 21:33
    Цитата: TIT
    Цитата: Dzafdet
    Про Челябинск автор ничего не написал, завод им. Колющенко клепал в войну Катюши....

    в Ленинграде делали,даже вроде как на шасси полуторок ,но правда фото я так и не нашёл

    Где-то в Д/Ф мелькали кадры: реактивные установки из Ленинграда отправляют через Ладожское озеро
  7. Монархист (Лабинский Слава) 12 августа 2017 21:51
    Я встречал несколько версий почему "Катюша" ,но в основном сходится к тому,что на московских машинах завода Компрессор стояла буква К.
    От стариков слышал,что были установки" Иван долбай"( недавно узнал якобы было официальное название"Иван Грозный" для крупнокалиберных установок
  8. Комментарий был удален.
  9. Linkor200 (Ivan Petrov) 13 августа 2017 00:17
    Странная статья. Автор, что же это Вы занимаетесь форменной подставой. Судя по вашей "сказке", главный создатель "Катюши" - некто Аборенков, так называемый сталинский выдвиженец. Не слышал о нём, да и не желаю. А вот кто такой военинженер 1-го ранга Георгий Лангемак, Вам известно? Если нет, то знайте, что Лангемак и есть отец Гвардейской реактивной установки. Но вместо наград и почестей за создание сего шедевра он был в 1938 году репресирован, конкретно- р а с с т р е л я н. Стыдитесь, Трофимов. Мало того, что Сталин с разными аборенковыми и паршиными угробили Человека, так Вы ещё и посмертно унизили его.
    1. chenia (kanonier) 13 августа 2017 09:45
      Цитата: Linkor200
      Мало того, что Сталин с разными аборенковыми и паршиными угробили Человека, так Вы ещё и посмертно унизили его.


      Прям таки Сталин. А то что Институт под руководством Лангемака, кроме довольно несовершенного снаряда практически ничего не создал (а тогда за распил наказывали серьезнее). И не имея значительных успехов там все "писали" друг на друга.
      Создатель катюши (установки) считается Костиков, что скорее всего и верно. Снарядом он не занимался, а только "железом".
    2. мрАРК 13 августа 2017 18:27
      Цитата: Linkor200
      Если нет, то знайте, что Лангемак и есть отец Гвардейской реактивной установки. Но вместо наград и почестей за создание сего шедевра он был в 1938 году репресирован, конкретно- р а с с т р е л я н.


      Опять еврей о своем прохиндее вспомнил. Правильно его расстреляли.
      1. Комментарий был удален.
        1. Parsec 14 августа 2017 04:32
          Цитата: Корд127
          А это мнение маршала СССР, министра обороны СССР и члена Политбюро ЦК КПСС Д.Ф. Устинова :" Еслибы Лангемака не расстреляли , я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов."


          А назовите источник, дающий такие цитаты Д.Ф.Устинова, будьте добры.
          1. А. Привалов (Александр Привалов) 14 августа 2017 12:34
            Это цитата из книги Александра Глушко - Неизвестный Лангемак. Конструктор "Катюш" издательство Эксмо. http://qoo.by/2rM3
            1. Parsec 14 августа 2017 13:07
              Цитата: А. Привалов
              Это цитата из книги Александра Глушко - Неизвестный Лангемак. Конструктор "Катюш" издательство Эксмо. http://qoo.by/2rM3

              Это цитата из аннотации к книге, от недалекого автора, хоть он и сын выдающегося конструктора.

              Не нужно приводить как цитату из Д.Ф.Устинова фантазии из такого мутного источника.
              1. А. Привалов (Александр Привалов) 14 августа 2017 14:00
                Видимо, вы ошиблись адресом, уважаемый. Вы спросили, я ответил. Нужно или не нужно, далёкий или нет, мутный или ещё какой -- не ко мне. hi
      2. fider (fider) 23 октября 2017 16:29
        Георгий Лангемак родился в г. Старобельске Харьковской губернии Российской империи и был крещён в православие 15 августа 1898 года законоучителем Старобельской Александровской гимназии священником отцом Гавриилом Поповым в Соборно-Покровской церкви, хотя родители были оба лютеранского вероисповедания, преподавали иностранные языки в гимназии.[3] Отец, немец по рождению, Эрих Францевич Лангемак, окончил Берлинский университет, вместе с женой, швейцаркой по рождению,
  10. Curious (Victor) 13 августа 2017 00:37
    Если брать автомобильные шасси, то реактивные минометы устанавливались кроме ЗИС- 6 и Студебеккер еще как минимум на восемь типов автомобилей.

    Fordson WOT8 (1,5 т. 30-cwt, 4x4, комплектовалась установкой БM-13-16 «Катюша»).
    Этих британских грузовиков в СССР было отправлено 868, добралось 731.
    1. Curious (Victor) 13 августа 2017 00:40

      Chevrolet G-7117 (1,5 т. 4x4, комплектовались установкой БМ-8-48 и БM-13-16 «Катюша»). Поставлено 60 000 единиц.
      1. Curious (Victor) 13 августа 2017 00:45

        Ford/Marmon-Herrington ("Ford-Marmon") HH6-COE4 (1,5 т. 4x4, комплектовались установкой БМ-13-16 «Катюша»).
        Поставлено около 500 единиц. Практически все использовались под реактивные минометы.
        1. Curious (Victor) 13 августа 2017 00:53

          Dodge T-203 B (1,5 т. 4x4, комплектовалась установкой БM-13-16 «Катюша»).
          1. Curious (Victor) 13 августа 2017 00:55

            International M-5-6-318 (2.5 т. 6x6, комплектовались установкой БM-13-16 «Катюша»).
            1. Curious (Victor) 13 августа 2017 00:58

              GMC CCKW-352 (2.5 т, 6x6, комплектовались установкой БМ-13-16 «Катюша»).
              1. Curious (Victor) 13 августа 2017 01:07

                International K7 ("Inter") (2.5 т, 4x2, комплектовались установкой БМ-13-16 «Катюша»).
                Надеюсь, что ничего не перепутал. Планшет для такой работы неудобен.
      2. voyaka uh (Alexey) 13 августа 2017 10:37
        Все американские грузовики ходили в СССР под общей кличкой
        "Студебеккер". И Додж, И Интернашионал.
        Как все командирские машины получили кличку "Виллис".
        По имени одной из фирм-производителей.
  11. andrewkor 13 августа 2017 07:07
    Цитата: voyaka uh
    Непонятно , почему немцы совершенно не воодушевились Катюшами? Они захватили осенью 41 и несколько машин и много ракет. Но не стали их копировать. У них был свой реактивный миномет,
    но их не выпускали массово.

    Скопировали М8 почти один в один,но не 82мм,а 80мм,48зарядные установки на базе полугузеничного БТР.А немецкие хим минометы и их ракеты, мой взгляд более продвинутые ,на то время,чем наши М13.После ВМВ в СССР долго бились над кучностью М13,разработали М13 УК с проворотом ракеты по типу немецких,скопировали М140,в конце концов соединили все лучшее от обеих систем и получился знаменитый Град.Вкратце как то так.
  12. Kirill38 (Kirill) 13 августа 2017 08:09
    Цитата: svp67
    Цитата: voyaka uh
    Непонятно , почему немцы совершенно не воодушевились Катюшами?

    Это "горе от ума". Не поняли они преимуществ данной системы, увидели только недостатки. А ведь имей они пару-тройку бригад, аналогичных "Катюшам" в 1944 году во Франции и союзники бы очень большой кровью умылись бы во время высадки в Нормандии.
    Немецкая проблема была в тактике использования реактивной артиллерии. Несколько дивизионов что Катюшь, Ванюшь в Нормандии особо нечего не решили бы... Вот если бы дивизий!
  13. faiver (Андрей) 13 августа 2017 17:08
    никаких пяти малоизвестных фактов в статье не узрел и подпись под фото
    Батарея БМ-13 на шасси автомобиля ЗИС-6 ведёт стрельбу, весна 1942 года
    , надо поменять - там БМ-8 ведет огонь...
  14. Корд127 (Корд127) 13 августа 2017 23:43
    РС 82 и РС 132 по свременной классификации НУРС класса вохдух - земля. А немцы делали ракеты класса земля - земля для РСЗО (по современной кламмификации). Поэтому такая разница в конструциях.
  15. TANKIST sania (Александр ) 14 августа 2017 16:32
    единственный Зис 6 я видел в Кировограде
  16. Гронский 22 августа 2017 06:38
    Цитата: Curious
    International K7

    Вот на кого похожи зис-151 на постаментах памятников катюшам. Разъемы панелей кабины, форма капота, форма лобового стекла, двускатные колеса - один в один. Надо сказать лендлизовская техника хорошо поработала в качестве рефренсных образцов для наших инженеров.
  17. гагрид (вячеслав) 12 марта 2018 03:40
    хотя и миномётов всех остальных классических систем этот наркомат выпускал тоже немало.-я бы сказал огромное количество по сравнению с РСЗО
Картина дня