От огня с воздуха

6
Статья об организации противовоздушной обороны привязных аэростатов во время Первой мировой войны. Рассмотрена специфика защиты аэростатов.

Привязной аэростат, блестяще доказавший в Первую мировую и Гражданскую войны свое боевое значение как для армии так и для флота, при всех своих достоинствах, обладал одним крупным недостатком - уязвимостью от атак противника с воздуха.



Именно присутствие в качестве движителя аэростата легко воспламеняемого газа - водорода - придавало ему повышенную уязвимость, а значит, требовало наличия самых тщательных мер по его обороне.

Легкость воспламенения водорода, находящегося в оболочке, самой оболочки, а также большие размеры аэростата, давали самолетам противника великолепную возможность уничтожить аэростат, расстреливая его обычными и зажигательными пулями (были зафиксированы и случаи обливания горючей жидкостью). В начале мировой войны, когда привязные аэростаты еще в полной мере не выявили своего боевого значения, попытки неприятельских летчиков уничтожить аэростат в воздухе были случайны и, в целом, безуспешны. Но с начала 1916-го года, благодаря прогрессу аэронавтики (значительно усовершенствованные тактико-технические характеристики аэростатов - высота подъема, устойчивость, скорость приведения в боевое положение, подвижность), успешность воздушной разведки с привязных аэростатов уже дала противнику почувствовать себя весьма остро. Соответственно, противник организовал систематическую охоту своих летчиков на аэростаты, причем его пилоты всеми доступными способами пытались расстрелять и зажечь аэростаты - не только в воздухе, но и на земле.

Достаточно сказать, что лишь в одной германской армии за время войны от огня неприятельских летчиков погиб 471 аэростат, из них 40 в течение 1915 – 1916 годов, 116 - в течение 1917 года, и 315 - за десять месяцев 1918 года.

На Восточном фронте за 1916 - 1917 годах от той же причины погибло 57 русских аэростатов.

Именно грамотная организация обороны привязного аэростата от воздушных атак противника обеспечивала возможность осуществлять интенсивную и весьма продуктивную работу аэростата в бою.

Для защиты аэростатов в разных армиях и в разное время пользовались различные способами, которые применялись как самими воздухоплавателями, так и войсковым командованием, в ведении которого находился аэростат.

Для решения задач обороны аэростата воздухоплавательный отряд, в который он входил, имел на вооружении пулеметы, сосредоточенные на земле и приспособленные для стрельбы по воздушным целям. Кроме того, на подступах к аэростату сосредотачивались группы отборных стрелков из винтовок и снайперских винтовок, поражавшие самолеты противника. Наблюдатели в гондоле аэростата вооружались автоматическими винтовками и ручными пулеметами.

Но все эти средства, естественно, были совершенно недостаточны для отражения атак неприятельских летчиков. Войсковое командование, со своей стороны, должно было принимать повышенные меры к охране аэростата и обеспечению его спокойной работы, особенно в период боя - когда аэростат руководил организацией огня целых групп батарей, преимущественно решая контрбатарейные задачи, что, естественно, оказывало серьезное влияние на общий ход проведения боевых операций. К числу таких мер обороны аэростата относились организация истребительного прикрытия и сосредоточение противоаэропланных батарей.

Лучшим средством защиты аэростата была его охрана со стороны своих истребителей. Конечно, выделение для обороны аэростата постоянных истребителей - средство дорогостоящее, а при недостатке истребителей, например в русских авиаотрядах, и недоступное - вследствие как удаленности последних от воздухоплавательных отрядов, так и перегруженности их возложенными на них непосредственными боевыми задачами. Однако, при наличии на данном боевом участке или вблизи от него отряда истребителей, последнему вменялось в обязанность при полетах над русскими позициями в поисках неприятельских аэропланов, выполнять и задачу охраны своих аэростатов. Особенно активно данная задача реализовывалась во французской и германской армиях.

Защита аэростата противоаэропланными батареями была значительно легче организуема и применялась регулярно, вне зависимости от наличия или отсутствия истребительного прикрытия. Для этой цели наиболее пригодны были, конечно, специальные зенитные орудия, но в случае их отсутствия они заменялись легкими полевыми орудиями, установленными на специальные станки. Считалось достаточным иметь для обороны аэростата 2 - 3 батареи, расположенные в 2-3 километрах от аэростата, причем, по крайней мере, одна батарея должна была находиться со стороны фронта, а еще одна - с тыла аэростата. Если имелись 3 батареи, то они располагались треугольником, в центре которого находился аэростат. Если не представлялось возможным специально выделить батареи для обороны аэростата, то предписывалось пользоваться для этой цели уже имеющимися на боевом участке противоаэропланными батареями - лишь изменяя их позиции так, чтобы они могли обслуживать и аэростат. Причем на активных участках фронта в местах расположения на одном боевом участке группы привязных аэростатов, выделение специальных батарей для их охраны являлось обязательным. В немецкой армии с осени 1916 года каждый воздухоплавательный отряд имел на вооружении две пушки мелкого калибра (автоматические 20 или 37-мм орудия).

Конечно, достичь полной безопасности привязных аэростатов было невозможно даже при подавляющем количественном превосходстве своих истребителей и артиллерийских мощностей (всегда присутствовала вероятность того, что группа блуждающих истребителей противника наткнется на аэростат), но наличие соответствующей организации защиты аэростатов средствами войскового командования все же являлось достаточной гарантией их выживания. Опыт Первой мировой войны продемонстрировал, что на тех важных боевых участках, где удавалось применить надлежащую охрану привязных аэростатов с помощью заградительного огня противоаэропланных взводов или батарей, либо истребителями - уничтожение аэростатов самолетами противника носило случайный характер.


Ил. 1. Змейковый аэростат системы Зигсфельд-Парсеваль в учебном воздухоплавательном парке. История воздухоплавания и авиации в СССР. М., 1944.


Ил. 2. Германский аэростат Гросса. Вейгелин К. Е. Очерки по истории летного дела. – Государственное издательство оборонной промышленности, 1940.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. AUL
    +1
    28 августа 2017 07:54
    Именно присутствие в качестве движителя аэростата легко воспламеняемого газа - водорода - придавало ему повышенную уязвимость,
    Водород - движитель?! Автор, поаккуратнее с терминологией!
  2. +17
    28 августа 2017 09:07
    в одной германской армии за время войны от огня неприятельских летчиков погиб 471 аэростат...
    На Восточном фронте за 1916 - 1917 годах от той же причины погибло 57 русских аэростатов

    Экипажи аэростатов - смелые ребята. Не только сидели на пороховой бочке, но мастера на все руки
  3. +16
    28 августа 2017 09:07
    Интересно, спасибо
  4. +17
    28 августа 2017 16:49
    Уже тогда было видно, что у аэростатов не было будущего. Статья интересная. Спасибо автору
  5. +3
    28 августа 2017 18:25
    Было интересно. Меня всегда интересовало : какова реальная польза для ПВО от аростатов?
  6. +2
    29 августа 2017 14:16
    Аэростаты воевали и во время Балканских войн:

    Болгарский наблюдательный аэростат во время обсады Одрина (Адрианополь, Едирне - тур.)