Military Review

Wheel armored vehicles of the Second World War. Part of 19. Armored Car AEC (UK)

12
AEC became the next heavy wheeled armored vehicle of the British army, which was created and actively used during the Second World War. The AEC differed from other combat vehicles in that it was developed on an initiative basis by engineers of the automobile company of the same name under conditions when the British army was already preparing to use other rather powerful cannon armored vehicles produced by Humber and Daimler. Despite this, the development of the Associated Equipment Company (AEC) was able to make them worthy of competition, remaining in service with the British army until the end of the 1950-s, when the armored vehicles of the Second World War period were replaced by the new wheeled armored car Saladin.


The AES armored car was created by the specialists of the Associated Equipment Company on its own initiative without any interference from the state. At the same time, the designers of the company tried to take into account the combat experience of using armored vehicles that had been accumulated by that time. The presence of armored vehicles of the same type did not confuse the AEC engineers at all. Confidence they gave the chassis of its own design, borrowed from a very successful artillery tractor "Matador", which managed to confirm their high road performance, including in combat conditions. In addition, one of the main tasks that the creators of AES heavy armored vehicles set themselves, was not only active reconnaissance, but also the fight against enemy armored vehicles and infantry. The concept of creating a new car envisaged that it would be used together with lighter armored vehicles, giving them fire support on the battlefield. Focusing on these requirements, AES engineers designed an interesting and quite successful armored car, which stood out for its original hull shape, which had a rather narrow profile and very powerful armor.

Tests of a prototype heavy armored car AEC Armored Car were carried out in 1940 year, after eliminating the deficiencies identified during the tests, the design of the armored car was ready for adoption. The debut of the new war machine in public fell on 1941 the year when it was demonstrated to British officials as part of the parade of horse guards in London. This parade was also attended by British Prime Minister Sir Winston Churchill, who drew attention to a new model of armored vehicles that he did not know and appreciated. As a result, in June 1941, AES received the first order for mass production of a new armored car of its own design.

Artillery tractor AEC Matador

As noted above, the base for the new British combat vehicle was the all-wheel drive chassis with the 4x4 wheel formula, borrowed from the AEC 0853 Matador artillery tractor. This tractor is well proven in the army. It was mass-produced from 1938 to 1953 year, during which time more than 9000 cars of this type were produced in the UK in various versions.

The body of the new armored car was made of sheets of rolled steel armor, which were attached to the frame mounted on the chassis frame using riveting. The frontal armor of the hull was up to 57 mm thick, the side armor was 16 mm, the roof of the hull was armored with 32 mm steel sheets. On the roof of the hull in its middle part was placed a tower from a serial infantry tank “Valentein,” the standard weapons set was kept in the tower — a 2-pound (40-mm) OQF Mk IX gun and a 7,92-mm Besa machine gun paired with it. In the vertical plane, the gun could be pointed in the sector from +15 to -15 degrees, and, strangely enough, the gunner’s shoulder was the “drive mechanism”. At the same time, in a horizontal plane, the tower rotated 360 degrees already with the help of not electric power, but brute force.

For aiming 40-mm guns at the target, the gunner had a telescopic sight N 24x1,9 Mk V. As an auxiliary weapon, which could be mounted on a special bracket and used for firing at air targets, AES armored vehicles were equipped with an 7,7-mm Bren machine gun. The loaded ammunition included 58 shots for the gun, 2950 ammunition for the machine gun paired with it, and also 600 ammunition for the Bren 7,7 mm machine gun. Also on the armored vehicle could be installed 50,8-mm smoke grenade launchers, to which the crew had 18 grenades.

Scheme armored car AEC Armored Car Mk I

The AEC Armored Car driver was located in the middle in front of the hull, he actually sat between the two front wheels. The car seat could be adjusted in height, so when moving with the hatch open, the driver’s head could protrude from it. In the combat position, the hatch was closed, and the seat went down, and the driver followed the terrain using periscopic observation devices.

In the middle part of the hull and the tower there was a fighting compartment in which the gunner’s seats (to the left) and the commander of the combat vehicle (to the right) were located. For landing and disembarking from the armored car in the roof of the tower were located two hatches of rectangular shape. The lid of the commander’s hatch was two-fold, with one of the wings opening to the front and the second to the rear. The gunner's hatch cover was made whole, it was reclined to the left. Radio stations №19 were installed as a means of communication on all armored vehicles.

In the stern of the armored car was located the engine compartment. The 6-cylinder diesel engine of AES A195 liquid cooling engine was installed here, at 2000 rpm it could reach maximum power in 77,2 kW (105 hp). This allowed a fairly heavy combat vehicle weighing about 11 tons to move on hard-surface roads at speeds up to 58 km / h. We are talking about the modification of the Mk I, on subsequent modifications put more powerful engine, and the maximum speed increased to 65 km / h. The transmission of torque from the engine to the wheels, as well as the chassis control, was carried out using a transmission, which included: a four-speed gearbox, single-plate dry friction clutch, a two-speed demultiplicator, final drives, and air brakes. Suspension on semi-elliptic leaf springs and fairly large wheels with 13,5-20 tires size inches ensured good performance for the armored car. When driving on paved roads, the rear pair of wheels could be turned off, with the result that the armored car turned into a front-wheel drive with a wheel formula 4 x2.

Wheel armored vehicles of the Second World War. Part of 19. Armored Car AEC (UK)
AEC Armored Car Mk I

Beginning with the 1942 of the year, the Associated Equipment Company launched the 122 armored car of the above construction, all of which received the designation AEC Mk I. They came to the front at the end of the 1942 of the year. Since this type of armored vehicle was relatively small, and their armor and armament corresponded to medium tanks, the military often used them as a means of fire enhancement, as originally intended by the designers. The platoons of armored vehicles of the British army were completed by them at the rate of one AES per platoon of Humber armored vehicles.

After a short time, combat experience demonstrated that the British infantry is in serious need of an even more powerful means of fire support in the face of armored vehicles interacting with them. The experience of fighting in North Africa showed that the 40-mm cannon, inherited from the Valentine tank, is able to fight only with enemy light armored vehicles, and its effectiveness against infantry was extremely low. By the time the AEC Mk I appeared on the battlefield, the Germans already had a large number of medium tanks Pz.III and Pz.IV, equipped with long-barreled 50-mm or 75-mm guns, and also received an enhanced reservation. In order to adequately withstand these tanks on the part of the AEC Mk I directly in the field by the British installed 6-pound gun (57 mm) from the tank "Crusaider III".

Thus, the combat experience and demands of the British military pushed the engineers of AES to create a new modification of the armored vehicle, which received the designation AES Mk II. It differed from the first version by changing the design of the forward part of the hull and the new turret in which the 6-pound (57-mm) OQF Mk III gun and the 7,92-mm Besa machine gun were paired with it. The mass of the new combat vehicle grew to 12,7 tons, and the crew was increased to 4-x people. To compensate for the increased mass of the armored car, a more powerful AES A197 diesel engine was installed on it, which developed the power in 158 hp. The installation of this engine allowed to increase the maximum speed to 65 km / h when driving on paved roads.

AEC Armored Car Mk II

The need to further strengthen the firepower of an armored car to solve the tasks assigned to it on fire support of infantry and combat enemy armored vehicles led to the appearance of the latest serial modification under the designation AES Mk III. Compared with the previous version, the new heavy armored car received minor changes in the hull design, the main difference was the installation of the MZ tank gun in the turret of the American 75-mm tank, which allowed the armored car to hit the enemy’s medium tanks. In addition to it, there was a powerful enough 75-mm high-explosive fragmentation projectile M48, which allowed to fight the enemy’s infantry and light field fortifications.

In combat, AES armored vehicles have been used since the end of 1942, making their debut in the North African theater of operations. In the summer of 1943, they were used during the Allied landings in Sicily and later in battles in Italy. Then new modifications of the Mk II and Mk III went into battle. At the same time, in the British units, Humber armored vehicles, which were supposed to support AES armored vehicles, were supplanted by more modern American “Staghound” armored vehicles, but the acquisition of subunits and the tactics of using AES remained unchanged. Despite a decent weight and large size, in the troops this armored car was loved for a very powerful reservation for this class of military equipment and good armament, which in some cases made it possible to use them instead of tanks.

A total of 1942 1943 year in England produced 629 heavy AES armored vehicles of all three modifications. Also in 1943, an attempt was made to create a self-propelled anti-aircraft gun on the basis of this armored vehicle, but the work on it did not leave the prototype stage. During the Second World War in 1944-1945, several AES armored cars were transferred to the People’s Liberation Army of Yugoslavia, in which they were used for more than 10 years. After the war, part of the armored vehicles was also sold to Lebanon, in which they remained in service until the 1976 year.

AEC Armored Car Mk III

Performance characteristics of the AEC Mk I:
Overall dimensions: length - 5,18 m, width - 2,74 m, height - 2,54 m.
Combat weight - 11 t.
Reservations: building from 16 mm (side) to 57 mm (forehead), booking the tower - 60-65 mm.
The power plant - 6-cylinder diesel engine of liquid cooling AES A195 horsepower 105.
Maximum speed - 58 km / h (on the highway).
Power reserve - 400 km.
Armament - 40-mm gun QF 2 pounder, 7,92-mm Besa machine gun and 7,7-mm Bren anti-aircraft machine gun, 50,5-mm smoke grenade launcher.
Ammunition - 58 shots to the gun, 2925 ammunition for the Besa machine gun and 600 machine gun ammunition for the Bren machine gun, as well as 18 smoke grenades.
Wheel formula - 4x4.
Crew - 3 person.

Information sources:
http://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/greatbritain/ac_aec.htm
http://zonwar.ru/bronetexnika/armored_IIMV/AEC.html
http://ru-armor.livejournal.com/224065.html
Open source materials
Author:
12 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. bouncyhunter
    bouncyhunter 16 August 2017 17: 18
    +3
    Thanks to the author - as always: interesting and informative! good drinks
  2. Alf
    Alf 16 August 2017 17: 30
    +5
    paired with her 7,92-mm Besa machine gun. As an auxiliary weapon, the AEC armored vehicles were equipped with a 7,7-mm Bren machine gun.

    Do not get tired of wondering the scope of thought of British designers. To have machine guns of the same class and different calibers on one machine was how it was necessary to get drunk with good old English whiskey.
    The experience of fighting in North Africa showed that the 40-mm gun, ... in addition, its effectiveness against infantry was extremely low.

    Of course. It is difficult to fight with infantry, armed with only armor-piercing shells.
    1. Michael_Zverev
      Michael_Zverev 17 August 2017 04: 30
      0
      Quote: Alf
      paired with her 7,92-mm Besa machine gun. As an auxiliary weapon, the AEC armored vehicles were equipped with a 7,7-mm Bren machine gun.

      Do not get tired of wondering the scope of thought of British designers. To have machine guns of the same class and different calibers on one machine was how it was necessary to get drunk with good old English whiskey.

      It is not from a good life. The British planned to switch to a waferless cartridge and abandon the old .303 British, but did not have time in the wake of the war. Since it was very difficult and troublesome to remodel it under the flange cartridge, they decided not to fool around, but to use the original ammunition, which was easier in those conditions: the British had plenty of captured German ammunition to supply tankers using Besu.
      1. Alf
        Alf 17 August 2017 20: 59
        +2
        Quote: Mikhail_Zverev
        the captured German ammunition was more than enough for the British to supply the tankers who used Besu.

        Not serious. Does the designer create a tank with the expectation of supplying him with captured ammunition? It’s the same as saying Koshkin and Morozov put the Kursovoy machine gun with the DT, and the turret machine gun MG, and the Germans will be supplied with it.
        1. hohol95
          hohol95 17 August 2017 22: 14
          +2
          ! "7,92 X 57 Mauser made in Great Britain

          Story.

          In May 1939 Great Britain adopted the 7,92x57 cartridge for use in the tank machine guns of the Royal Armored Forces. The reason for this was the lack of time and the conscious desire to change the standard cartridge .303 British.

          Cartridges 7,92x57 were manufactured in the UK by ICI Ltd., and in the 1930s this company manufactured a large number of cartridges of this type for the National Army of China. Also, military cartridges were supplied to several other countries, for example, Lithuania and Yugoslavia, and were also sold around the world as sports hunting.
          In 1934 Great Britain adopted the BREN light machine gun (Brno + Enfield), developed in Czechoslovakia under the name Zb.26. The machine gun was designed to use the cartridge 7,92x57, the standard ammunition of the army of Czechoslovakia. However, at the initial stage, machine guns intended for the UK were redone for the use of .303 British cartridges.
          Soon after, the relevant departments of the UK became interested in the Zb machine gun. 53, Model 1937, also developed by Czechoslovakia. However, in connection with the impending war with Germany, it was decided that to begin a large-scale program to replace the existing .303 Vickers machine gun is inappropriate. It was decided to accept the machine gun Zb.53 as a tank. In Great Britain, the machine gun entered service under the name BESA (Brno + Enfield + Small + Arms). In connection with the impending war, it was decided to save the machine gun under the same cartridge to save time. 7,92x57. Thus, the lack of time predetermined, to some extent, the adoption of the British cartridge 7,92x57.
          The cartridge remained in service after the war. It was finally found obsolete only in 1966.
          You can add one more interesting point. Despite the fact that the British exported the 7,92x57 cartridge long before it was put into service, they purchased the first consignments of 7,92x57 cartridges for their own needs in Greece. And after a thorough quality check of these cartridges."
          Stole from one of the FORUMS ...
        2. Michael_Zverev
          Michael_Zverev 18 August 2017 06: 02
          +1
          For tank machine guns, there was also an in-house production of Mauser cartridges, of course. Of course, this led to certain problems, but the British had no way out in that situation: there were no other tank machine guns, except for the old Vickers-Maxim with water cooling. Since the royal tankers had their own supply chains, this “smoothed out” the two-caliber to a certain extent. However, they began to install the Bren machine gun on armored vehicles later, as anti-aircraft, and it was not planned to specifically armor armored vehicles with weapons under different cartridges.
    2. hohol95
      hohol95 17 August 2017 08: 16
      0
      Bren (Brno Enfield) - English light machine gun, a modification of the Czechoslovak machine gun ZB-26.
      BESA - British tank machine gun, a copy of the Czechoslovak air-cooled machine gun ZB-53.
  3. Zaurbek
    Zaurbek 16 August 2017 18: 40
    +7
    But the Matador truck for the pre-war time is an offset!
  4. Curious
    Curious 16 August 2017 21: 38
    +4
    AEC also entered the history as the creator of one of the symbols of England - the AEC Routemaster bus.

    It is probably hard to find someone who does not know the London double-decker of this company.
  5. Graz
    Graz 17 August 2017 05: 41
    +1
    good machine, the British good models of armored vehicles in general can not boast
  6. serg.shishkov2015
    serg.shishkov2015 24 August 2017 10: 24
    0
    Matador himself is a class, he was pulling a 152-mm Vickers howitzer from the Angles, and he was supplied with a lend-lease to us, Do not tell me how much? thanks in advance
  7. Munchhausen
    Munchhausen 10 September 2017 00: 14
    0
    Power ratio of 10,5 hp per ton.
    Goodbye, goodbye. The coffin on four wheels.

Военное обозрение

Колёсная бронетехника времён Второй мировой. Часть 19. Бронеавтомобиль AEC (Великобритания)

12
AEC стал очередным тяжелым колесным бронеавтомобилем британской армии, который был создан и активно использовался в годы Второй мировой войны. От других боевых машин AEC отличался тем, что разрабатывался в инициативном порядке инженерами одноименной автомобильной компании в условиях, когда британская армия уже готовилась принять на вооружение другие достаточно мощные пушечные бронеавтомобили компаний Humber и Daimler. Несмотря на это, разработка компании Associated Equipment Company (AEC) смогла составить им достойную конкуренции, оставаясь на вооружении британской армии до конца 1950-х годов, когда на смену бронемашинам периода Второй мировой войны пришел новый колесный бронеавтомобиль «Саладин».


Бронеавтомобиль АЕС был создан специалистами компании Associated Equipment Company в инициативном порядке без какого-либо вмешательства со стороны государства. При этом конструкторы компании постарались учесть весь накопленный к тому моменту боевой опыт использования бронеавтомобилей. Наличие однотипных по своему назначению бронемашин совсем не смущало инженеров AEC. Уверенности им придавало шасси собственной разработки, заимствованное от очень удачного артиллерийского тягача «Матадор», который успел подтвердить свои высокие ходовые качества, в том числе в боевых условиях. Помимо этого одной из основных задач, которую ставили перед собой создатели тяжелого бронеавтомобиля АЕС, было не только активное ведение разведки, но и борьба с бронетехникой и пехотой противника. Концепция создания новой машины предусматривала, что она будет применяться вместе с более легкими бронемашинами, оказывая им огневую поддержку на поле боя. Ориентируясь на эти требования, инженеры фирмы АЕС спроектировали интересный и достаточно удачный бронеавтомобиль, который выделялся своей оригинальной формой корпуса, обладавшей довольно узким профилем и очень мощным бронированием.

Испытания опытного образца тяжелого бронеавтомобиля AEC Armored Car были проведены в 1940 году, после устранения выявленных в ходе испытаний недостатков конструкции бронемашина была готова к принятию на вооружение. Дебют новой боевой машины на публике пришелся на 1941 год, когда она была продемонстрирована британским чиновникам в рамках парада конной гвардии в Лондоне. На этом параде присутствовал и премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль, который обратил внимание на новый еще незнакомый ему образец бронетехники и оценил его по достоинству. В результате уже в июне 1941 года компания АЕС получила первый заказ на серийное производство нового бронеавтомобиля собственной конструкции.

Артиллерийский тягач АЕС Matador

Как уже отмечалось выше, базой для новой британской боевой машины стало полноприводное шасси с колесной формулой 4х4, позаимствованное от артиллерийского тягача АЕС 0853 Matador. Данный тягач отлично зарекомендовал себя в войсках. Он серийно выпускался с 1938 по 1953 год, за это время в Великобритании было выпущено более 9000 автомобилей данного типа в различных вариантах исполнения.

Корпус новой бронемашины был изготовлен из листов катаной стальной брони, которые крепились к каркасу, закрепленному на раме шасси, при помощи клепки. Лобовая броня корпуса имела толщину до 57 мм, бортовая броня — 16 мм, крыша корпуса бронировалась 32-мм стальными листами. На крыше корпуса в средней ее части была размещена башня от серийного пехотного танка «Валейнтайн», в башне был сохранен штатный комплект вооружения — 2-фунтовая (40-мм) пушка OQF Mk IX и спаренный с ней 7,92-мм пулемет Besa. В вертикальной плоскости пушку можно было наводить в секторе от +15 до -15 градусов, причем, как ни странно, но «приводным механизмом» при этом выступало плечо наводчика. В то же время в горизонтальной плоскости башня вращалась на 360 градусов уже при помощи не грубой физической силы, а электропривода.

Для наведения 40-мм орудия на цель в распоряжении наводчика имелся телескопический прицел N 24x1,9 Mk V. В качестве вспомогательного вооружения, которое можно было установить на специальном кронштейне и использовать для ведения огня по воздушным целям, бронеавтомобили АЕС комплектовались 7,7-мм пулеметом Bren. Возимый боекомплект включал в себя 58 выстрелов к орудию, 2950 патронов к спаренному с ним пулемету и еще 600 патронов для 7,7-мм пулемета Bren. Также на бронемашине могли устанавливаться 50,8-мм дымовые гранатометы, к которым у экипажа имелось 18 гранат.

Схема бронеавтомобиля AEC Armored Car Mk I

Механик-водитель AEC Armored Car размещался посередине в передней части корпуса, он фактически сидел между двумя передними колесами. Кресло мехвода могло регулироваться по высоте, поэтому при передвижении с открытым люком, голова водителя могла по плечи выступать из него. В боевом положении люк закрывался, а кресло опускалось вниз, и водитель следил за местностью, используя перископические приборы наблюдения.

В средней части корпуса и башне находилось боевое отделение, в котором располагались места наводчика (слева) и командира боевой машины (справа). Для посадки и высадки из бронеавтомобиля в крыше башни были расположены два люка прямоугольной формы. Крышка люка командира была двухстворчатой, при этом одна из створок открывалась вперед, а вторая — назад. Крышка люка наводчика была выполнена цельной, она откидывалась влево. В качестве средства связи на всех бронеавтомобилях были установлены радиостанции №19.

В корме бронеавтомобиля располагалось моторное отделение. Здесь был установлен 6-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения АЕС А195, при 2000 оборотах в минуту он мог развивать максимальную мощность в 77,2 кВт (105 л. с.). Это позволяло достаточно тяжелой боевой машины массой около 11 тонн передвигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью до 58 км/ч. Речь идет о модификации Mk I, на последующих модификациях ставился более мощный двигатель, а максимальная скорость выросла до 65 км/ч. Передача вращательного момента от двигателя на колеса, а также управление ходовой частью осуществлялось при помощи трансмиссии, в состав которой были включены: четырехскоростная коробка переключения передач, однодисковое сцепление сухого трения, двухскоростной демультипликатор, главные передачи, а также пневматические тормоза. Подвеска на полуэллиптических листовых рессорах и достаточно большие колеса с размером шин 13,5-20 дюймов обеспечивали бронемашине хорошие ходовые качества. При передвижении по дорогам с твердым покрытием заднюю пару колес можно было отключить, в результате чего бронемашина превращалась в переднеприводную с колесной формулой 4х2.

Колёсная бронетехника времён Второй мировой. Часть 19. Бронеавтомобиль AEC (Великобритания)
AEC Armored Car Mk I

Начиная с 1942 года, Associated Equipment Company выпустила 122 бронеавтомобиля указанной выше конструкции, все они получили обозначение АЕС Mk I. На фронт они попали уже в конце 1942 года. Так как бронемашин этого типа было сравнительно мало, а их бронирование и вооружение соответствовало средним танкам, военные часто использовали их в качестве средства огневого усиления, как изначально и было задумано проектировщиками. Взводы бронеавтомобилей британской армии комплектовались ими из расчета один АЕС на взвод бронемашин Humber.

Спустя непродолжительное время боевой опыт продемонстрировал, что английская пехота испытывает серьезную потребность в еще более мощном средстве огневой поддержки в лице взаимодействующих с ней в бою бронеавтомобилей. Опыт боев в Северной Африке показал, что 40-мм пушка, которая досталась в наследство от танка «Валентайн», в состоянии бороться лишь с легкой бронетехникой противника, к тому же ее эффективность против пехоты была крайне низкой. К моменту появления на поле боя тяжелых бронеавтомобилей АЕС Mk I, немцы уже располагали большим количеством средних танков Pz.III и Pz.IV, оснащенных длинноствольными 50-мм или 75-мм орудиями, а также получивших усиленное бронирование. Для того чтобы достойно противостоять данным танкам на часть АЕС Mk I прямо в полевых условиях британцами устанавливалась 6-фунтовая пушка (57 мм) от танка «Crusaider III».

Таким образом, боевой опыт и запросы английских военных подтолкнули инженеров компании АЕС к созданию новой модификации бронемашины, которая получила обозначение АЕС Mk II. От первой версии она отличалась изменением конструкции носовой части корпуса и новой башней, в которой устанавливалась 6-фунтовая (57-мм) пушка OQF Mk III и спаренным с ней 7,92-мм пулеметом Besa. Масса новой боевой машины выросла до 12,7 тонн, а экипаж был увеличен до 4-х человек. Чтобы компенсировать возросшую массу бронеавтомобиля на нем был установлен более мощный дизельный двигатель АЕС А197, развивавший мощность в 158 л.с. Установка данного двигателя позволила повысить максимальную скорость до 65 км/ч при движении по дорогам с твердым покрытием.

AEC Armored Car Mk II

Потребность в дальнейшем усилении огневой мощи бронеавтомобиля для решения возлагавшихся на него задач по огневой поддержке пехоты и борьбы с бронетехникой противника привела к появлению последней серийной модификации под обозначением АЕС Mk III. По сравнению с предшествующим вариантом новый тяжелый бронеавтомобиль получил незначительные изменения конструкции корпуса, главным же отличием стала установка в башне американской 75-мм танковой пушки МЗ, которая позволяла бронемашине поражать и средние танки противника. К тому же к ней имелся достаточно мощный 75-мм осколочно-фугасный снаряд М48, который позволял бороться с пехотой противника и легкими полевыми укреплениями.

В боевых условиях бронеавтомобили АЕС использовались с конца 1942 года, дебютировав на североафриканском театре боевых действий. Летом 1943 года они использовались во время высадки союзников на Сицилии, а затем и в боях в Италии. Тогда в бой пошли уже новые модификации Mk II и Mk III. При этом в британских частях бронеавтомобили Humber, которые должны были поддерживать бронемашины АЕС, вытеснялись более современными американскими бронеавтомобилями «Staghound», но комплектование подразделений и тактика применения АЕС остались без изменений. Несмотря на приличный вес и большие размеры, в войсках данный бронеавтомобиль любили за очень мощное для данного класса боевой техники бронирование и хорошее вооружение, что в ряде случаев позволяло использовать их вместо танков.

Всего с 1942 по 1943 год в Англии было произведено 629 тяжелых бронеавтомобилей АЕС всех трех модификаций. Также в 1943 году была предпринята попытка создать на базе данной бронемашины самоходную зенитную установку, однако работа над ней так и не вышла из стадии прототипа. Еще во время Второй мировой войны в 1944-1945 годах несколько бронеавтомобилей АЕС было передано Народно-освободительной армии Югославии, в которой они использовались более 10 лет. После завершения войны часть бронемашин также была продана Ливану, в котором они оставались на вооружении вплоть до 1976 года.

AEC Armored Car Mk III

Тактико-технические характеристики AEC Mk I:
Габаритные размеры: длина — 5,18 м, ширина — 2,74 м, высота — 2,54 м.
Боевая масса — 11 т.
Бронирование: корпус от 16 мм (борта) до 57 мм (лоб), бронирование башни — 60-65 мм.
Силовая установка — 6-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения АЕС А195 мощностью 105 л.с.
Максимальная скорость — 58 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 400 км.
Вооружение — 40-мм пушка QF 2 pounder, 7,92-мм пулемет Besa и 7,7-мм зенитный пулемет Bren, 50,5-мм дымовой гранатомет.
Боекомплект — 58 выстрелов к орудию, 2925 патронов к пулемету Besa и 600 патронов к пулемету Bren, а также 18 дымовых гранат.
Колесная формула — 4х4.
Экипаж — 3 человека.

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/greatbritain/ac_aec.htm
http://zonwar.ru/bronetexnika/armored_IIMV/AEC.html
http://ru-armor.livejournal.com/224065.html
Материалы из открытых источников
Автор:
12 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. bouncyhunter
    bouncyhunter 16 августа 2017 17:18
    +3
    Спасибо автору - как всегда : интересно и познавательно ! good drinks
  2. Альф
    Альф 16 августа 2017 17:30
    +5
    спаренный с ней 7,92-мм пулемет Besa.В качестве вспомогательного вооружения, бронеавтомобили АЕС комплектовались 7,7-мм пулеметом Bren.

    Не устаю удивляться размаху мысли британских конструкторов. Иметь на одной машине пулеметы одного класса и разных калибров-это как же надо было нажраться старым добрым английским виски.
    Опыт боев в Северной Африке показал, что 40-мм пушка,... к тому же ее эффективность против пехоты была крайне низкой.

    Разумеется. Трудно бороться с пехотой, имея на вооружении только бронебойный снаряд.
    1. Михаил_Зверев
      Михаил_Зверев 17 августа 2017 04:30
      0
      Цитата: Альф
      спаренный с ней 7,92-мм пулемет Besa.В качестве вспомогательного вооружения, бронеавтомобили АЕС комплектовались 7,7-мм пулеметом Bren.

      Не устаю удивляться размаху мысли британских конструкторов. Иметь на одной машине пулеметы одного класса и разных калибров-это как же надо было нажраться старым добрым английским виски.

      Это не от хорошей жизни. Британцы планировали перейти на бесфланцевый патрон и отказаться от старого .303 British, но не успели в условиях начавшейся войны. Так как переделывать под фланцевый патрон его было весьма сложно и хлопотно, то решили не морочиться, а использовать оригинальный боеприпас, что было проще в тех условиях: трофейных немецких боеприпасов британцам хватало с избытком для снабжения танкистов, использовавших Бесу.
      1. Альф
        Альф 17 августа 2017 20:59
        +2
        Цитата: Михаил_Зверев
        трофейных немецких боеприпасов британцам хватало с избытком для снабжения танкистов, использовавших Бесу.

        Несерьезно. Конструктор создает танк с расчетом на снабжение его трофейными боеприпасами ? Это все равно, что Кошкину с Морозовым сказать-Курсовой пулемет ставить ДТ, а башенный-МГ, а снабжаться будем у немцев.
        1. hohol95
          hohol95 17 августа 2017 22:14
          +2
          !"7,92 X 57 Mauser производства Великобритании

          И с т о р и я.

          В мае 1939г. Великобритания приняла на вооружение патрон 7,92х57 для исполь-зования в танковых пулеметах Королевских бронетанковых войск. Причиной этому послужило отсутствие времени и наличия осознанного желания менять стандартный патрон .303 British.

          Патроны 7,92х57 выпускались в Великобритании компании ICI Ltd., и в 1930-х годах эта компания изготовила большое количество патронов этого типа для Национальной армии Китая. Также патроны военного назначения поставлялись еще в несколько стран, например в Литву и Югославию, а также продавались по всему миру как спортивно-охотничьи.
          В 1934г. Великобритания приняла на вооружение ручной пулемет BREN (Brno+Enfield), разработанный в Чехословакии под наименованием Zb.26. Пулемет был предназначен для использования патрона 7,92х57, стандартного боеприпаса армии Чехословакии. Однако на первоначальной стадии пулеметы, предназначавшиеся для Великобритании были переделаны для использования патронов .303 British.
          Вскоре после этого, соответствующие ведомства Великобритании заинтересовались пулеметом Zb. 53, Модель 1937г., также разработки Чехословакии. Однако в связи с надвигающейся войной с Германией, было принято решение, что начинать масштабную программу по замене существующего пулемета .303 Vickers нецеле-сообразно. Было решено принять пулемет Zb.53 в качестве танкового. В Велико-британии пулемет поступил на вооружение под наименованием BESA (Brno+Enfield+Small+Arms). В связи с надвигающейся войной было решено для экономии времени оставить пулемет под тот же патрон, т.е. 7,92х57. Таким обра-зом, нехватка времени предопределила, в некоторой степени, принятие на вооружение Великобритании патрона 7,92х57.
          Патрон оставался на вооружении и после войны. Окончательно устаревшим он был признан лишь в 1966г.
          Можно еще добавить один интересный момент. Несмотря на то, что англичане экспортировали патрон 7,92х57 задолго до принятия его на вооружение, первые партии патронов 7,92х57 для собственных нужд они закупили в Греции. Причем после обстоятельной проверки качества этих патронов."
          Стащил с одного из ФОРУМОВ...
        2. Михаил_Зверев
          Михаил_Зверев 18 августа 2017 06:02
          +1
          Для танковых пулемётов было и собственное производство маузеровских патронов, разумеется. Конечно, это приводило к определённым проблемам, но выхода в той ситуации у британцев не было: других танковых пулемётов не имелось, кроме старого "Виккерс-Максима" с водяным охлаждением. Поскольку у королевских танкистов были свои цепи снабжения, то это "сглаживало" двухкалиберность в определённой степени. Пулемёт БрЭн же на бронетехнику стали устанавливать позднее, в качестве зенитного, специально вооружать бронетехнику образцами вооружения под разные патроны не планировалось.
    2. hohol95
      hohol95 17 августа 2017 08:16
      0
      Bren (Brno Enfield) — английский ручной пулемёт, модификация чехословацкого пулемёта ZB-26.
      BESA — британский танковый пулемёт, копия чехословацкого пулемёта воздушного охлаждения ZB-53.
  3. Zaurbek
    Zaurbek 16 августа 2017 18:40
    +7
    Но грузовик Матадор для довоенного времени- зачетный!
  4. Curious
    Curious 16 августа 2017 21:38
    +4
    В историю фирма АЕС вошла и как создатель одного из символов Англии - автобуса AEC Routemaster.

    Наверно трудно найти человека, который бы не знал лондонский даблдеккер этой фирмы.
  5. Грац
    Грац 17 августа 2017 05:41
    +1
    хорошая машинка, англичане хорошими моделями бронетехники похвастаться в целом не могут
  6. serg.shishkov2015
    serg.shishkov2015 24 августа 2017 10:24
    0
    сам Матадор класс, он у англов 152-мм гаубицы Виккерса тягал , а нам по ленд-лизу поставлялся, Не подскажете-сколько? заранее спасибо
  7. Мюнхгаузен
    Мюнхгаузен 10 сентября 2017 00:14
    0
    Энерговооруженность 10,5 л.с на тонну.
    Всего доброго, до свидания. Гроб на четырех колёсиках.