Предшественники эполетов

31
Если мы еще раз посмотрим на рыцарей с «Байесского полотна» и миниатюры из «Библии Мациевского», то совсем нетрудно заметить, что, хотя изменения в их снаряжении несомненны, появились новые шлемы, что поверх доспехов они стали носить разноцветные сюрко, в общем и целом фигура рыцаря вначале яркой и впечатляющей совсем не была. Металлическая кольчуга, в крайнем случае кольчужные поножи, завязанные на икрах, да раскрашенный шлем – вот и все, чем кроме щита с изображением извилистого креста или дракона мог похвастаться рыцарь-нормандец 1066 года. Но и рыцарю 1250 года, судя по миниатюрам из «Библии Мациевского», тоже похвалиться было особенно-то нечем. Ну цветное сюрко без рукавов, ну шлем – у кого-то позолоченный, у кого-то раскрашенный. Например, сам синий, а крестообразное усиление на лицевой части – белое и все. Даже конские попоны и те – одноцветные.

Но вот мы смотрим на миниатюру из «Романа о Фивах» (1330) и видим нечто совершенно иное. Нет, покрой сюрко не изменился – это все та же самая длиннополая безрукавка. Но зато конские попоны несут на себе изображение, соответствующее рисунку на щите, то есть превратились в своеобразный рыцарский герб – вернее его дополнение, рассчитанное на опознавание издалека. Седло тоже украшено изображениями с гербового щита. Сюрко – нет, сюрко таких изображений почему-то не имеет, но зато на плечах у рыцарей появились «щитки» все с тем же рисунком, что и на его щите.




Миниатюра из «Романа о Фивах» (1330). Национальная библиотека Франции, Париж.

Это Франция. А вот Германия, откуда, собственно, и пошло само слово «рыцарь» – знаменитый «Манесский кодекс» (ок.1300), хранящийся в библиотеке Гейдельбергского университета, и в котором мы видим примерно то же самое – настоящее буйство красок и фантазии. Правда, можно сказать, что нашлемные украшения, которые есть в миниатюрах этого кодекса и которых нет в «Библии Мациевского», изображены здесь потому, что показана не настоящая война, а турнирные поединки. С этим утверждением вполне можно согласиться, так как мы знаем (судя по дошедшим до нашего времени редким образцам таких нашлемных украшений) что вес их мог достигать одного килограмма и даже более того, и таскать у себя на плечах шлем в три килограмма, да еще один килограмм «украшений» в бою было бы верхом неблагоразумия.

Предшественники эполетов

Первые надгробные изображения с эспаулерами относятся к 1250 году. Например, это фигура Ги де Плесси-Бриона, у которой мы видим пустой рыцарский щит без герба и такие же пустые прямоугольные эспулеры. Несомненно, что и щит, и щитки были открашены в какой-то цвет и этот Ги этим довольствовался.


Хьюберт де Корбе (1298), церковь св. Агаты, Эванс, Льеж, Бельгия. Эспаулеры у него просто огромные. Изображения на них и на щите – беличий мех.

Однако вывод, который мы можем уже сделать, очевиден. Где-то между 1250 и 1300 годом одежда рыцарей стала достаточно яркой и имела ярко выраженный геральдический характер; что на многих из миниатюр мы видим изображения гербов и на щитах, и на шлемах, и на сюрко, и даже на седлах. Да и хорошо знакомые нам эффигии это тоже подтверждают. Например, в именно геральдическом жупоне (то есть в укороченном сюрко) представлен на своей эффигии рыцарь Питер де Грандиссон (умер в 1358 году) в Герефордском соборе. А у раскрашенной эффигии сэра Роберта дю Бойса (умер в 1340 году, погребен в городской церкви в Ферсфильде, Норфолк) и шлем, и сюрко с красным крестом на груди, и даже перчатки белого цвета покрыты геральдическим горностаевым мехом.

Демонстрируют нам эффигии и такой, также хорошо заметный и на миниатюрах элемент рыцарского вооружения, как эспаулеры. Как узнать, когда они появились? Ну, вот, например, посмотрим на прорисовку надгробной плиты Пьера де Блемура, датируемую 1285 годом. На ней хорошо видны его эспаулены с изображением прямого креста и такой же крест мы видим на его сюрко и щите. На эффигии Рожера де Трампингтона (1289) они тоже есть. Но их нет на многих других английских эффигиях более позднего времени, то есть можно сказать, что популярность этой детали рыцарского снаряжения тех лет на континенте была выше, чем в Англии. Кстати говоря, мы уже много раз обращались и к прорисовкам, и к фотографиям британских эффигий и убедились, в том, что на большинстве из них щитков нет. Хотя и нельзя сказать, что английские эффигии с эспаулерами не встречаются совсем. Встречаются. Но реже, чем в той же Франции.


Пьер де Блемур (1285), церковь Корделии, Сенлис, Франция.

Например, известен брасс – то есть гравированная медная пластина на надгробной плите с изображением сэра Уильма де Септванса (1322), с эспаулерами за плечами, на которых вроде бы повторяется изображение его герба – трех корзин для веяния зерна. Но только на щите корзин три, а вот на щитках всего одна и больше там не нарисуешь! Сюрко его, впрочем, тоже все расшито корзинами, так что вполне возможно, что их количество почему-то роли не играло.


Роберт де Септванс (1322), церковь св. Девы Марии в Чатаме, графство Кент.

Ориентируясь на великое множество эффигий со щитками, мы можем сделать некоторые выводы: во-первых, об их форме. Чаще всего это был либо квадрат, либо прямоугольник, практически всегда несший на себе изображение герба рыцаря. Однако из тех же миниатюр мы знаем, что они могли быть подчас самой удивительной формы. Например, круглыми, или в форме квадрата, но с вогнутыми внутрь сторонами. А бывали и такими, вот как на этой эффигии Мэтью де Веренна 1340 года, что даже и определить ее нельзя, можно лишь долго и многословно описывать. Причем, непонятно, что же все-таки на них изображено. Ведь герб и рисунок на его эспаулерах не совпадают. Конечно, можно сказать, что это изнанка, но обычно с изнанки их и не изображали!


Мэтью де Варенн (1340), церковь в Меннвале, Нормандия, Франция.

Есть эффигии, демонстрирующие нам эспаулеры в форме рыцарского щита с закругленным нижним краем и даже шестигранника, похожего на конфетную обертку «Мишка на Севере». Как, например, у Гуильяма де Герменвилля (1321), погребенного в Арденнском аббатстве. То есть тут свою фантазию рыцари проявляли как хотели.


Эспаулеры совершенно необычной формы на миниатюре из Истории св.Грааля (1310 – 1320). Библиотека Философика Герметика, Турне, Бельгия.

Плохо то, что ни на одной их эффигий не показано, каким образом эти щитки закреплялись на сюрко. То есть очевидно, что для их ношения требовалось сюрко, но вот как они крепились – точно не ясно. И здесь же автоматически возникает вопрос о материале, из которого они делались. Очевидно, что они были легкими и, скорее всего, обтягивались тканью, потому что откуда же иначе на некоторых эспаулерах видна бахрома?


Пьер де Куртенэ (1333), аббатстве Верре, Верре, Франция.


Кадр из советского фильма «Рыцарский замок» (1990). У этого рыцаря Ордена меченосцев щитки сползли на грудь. Мешали они ему в бою или нет? В любом случае они не могли быть из металла, так как крепились на сюрко из ткани. Но как его тогда снимали? Щитки могли стянуть рукава с плеч… Или же что-то их от этого удерживало? Во всяком случае у М.В. Горелика, курировавшего этот фильм, не получилось сделать так, чтобы эспаулеры рыцарям на грудь не сползали. Хотя кто знает, может быть они как раз чаще всего сползали им на спину, как это и показывают нам эффигии.


А вот на этой миниатюре каких только эспаулеров нет… «Зеркало истории», 1325 – 1335 гг. Западная Фландрия, Бельгия, Национальная библиотека Нидерландов.

Как долго просуществовала мода на наплечные эспаулеры? Очень интересный вопрос, на который опять-таки дают нам ответ эффигии. По крайней мере одна из них: эффигия Арнольда де Гамала, датируемая 1456 годом.


Арнольд де Гамал (1456), Лимбург, Бельгия.

На ней, как вы видите, представлен рыцарь в «белых доспехах», полностью соответствующих своей эпохе, но с небольшим щитом и… эспаулерами на плечах. Это настолько нетипично, что тут даже ничего и не скажешь. Доспехи новые, а вот щитки явно столетней давности, еще его прадедушка, наверное, такие носил. Впрочем, всегда есть люди, обожающие все нарочитое, любители эпатировать общественность и вполне возможно, что этот Арнольд был как раз из их числа.

Понятно, что никакой защитной функции эспаулеры не выполняли. В лучшем случае это были куски «фанеры», зашитые в ткань, так что они вряд ли могли от чего-нибудь защитить. Но вот увеличить зрелищность и распознаваемость фигуры рыцаря они могли несомненно!


Рисунок современного художника, изображающий французских рыцарей конца ХIII века с наплечными щитками.

Как итог можно сказать, что по мнению специалистов, именно эспаулеры или эллеты (так тоже их называли) стали предшественниками будущих эполетов и погон.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    21 августа 2017 07:27
    Большое спасибо – интересно.
    Отдельная благодарность за иллюстративный материал.
  2. +7
    21 августа 2017 08:04
    хф «Рыцарский замок», отличный фильм.И по сюжету и по костюмам, по трюкам Иншаков ставил.Фильм снят по исторической повести А. Бестужева-Марлинского "Замок Нейгаузен" ..Оригинал, имею в виду повесть,довольно нудноватая вещь, написана в романтическом стиле..Но фильм получился хороший...Поразили костюмы.Спасибо за статью..
    1. +6
      21 августа 2017 08:58
      Согласен с Вами:фильм прекрасный,а повесть простенькая и динамизмом не отличается.
      Я фильм неоднократно смотрел и считаю его самым удачным историческим фильмом.Даже съемки проходили в настоящем средневековом замке
    2. +6
      21 августа 2017 10:16
      то есть, написал тот самый Бестужев-Марлинский, который пропал без вести во время боя с горцами? Вроде, в свое время он был популярен.
      Борис Химичев (царствие ему небесное, великий артист был!) в советском кинематографе как минимум дважды принимал на себя роль рыцаря-антигероя - в этом фильме и в "Айвенго". Харизма, внешность, тембр голоса - кому, как не ему было играть злодея! soldier
      1. +3
        21 августа 2017 12:56
        Да тот самый и популярен был..но на смену романтизьму пришел суровый реализм и Бестужев-Марлинский вышел из моды.. Но когда это произошло, ему было уже все равно...
        1. +2
          21 августа 2017 17:09
          но на смену романтизьму ........ Но когда это произошло, ему было уже все равно...

          "идеолог романтизма" - Байрон - тоже погиб в бою.
  3. +2
    21 августа 2017 09:40
    Да, об эспаулерах я как-то и не задумывался... Мне всегда казалось, что в погоны переродились наплечники поздних рыцарских лат, по форме эполеты их и напоминают. также как и рыцарский пояс в офицерский.
    1. +5
      21 августа 2017 16:38
      Цитата: алекс-сп
      Да, об эспаулерах я как-то и не задумывался...

      Я вот тоже их раньше как-то не замечал. А вообще,тема реально интересная. И первый вопрос, который у меня родился по прочтении статьи это сохранились ли образцы этих эспаулеров? И если нет, то почему? Взять в руки эту дощечку, повертеть, посмотреть как крепилась, чего, казалось бы, проще?
      Еще меня посетила такая мысль. Скорее всего эти дощечки использовались именно как идентификаторы владельца. Чтобы узнавали. Поэтому, очень возможно, что эти щитки носились не на плечах, как погоны, не на груди и не на спине, а сбоку, закрепляясь на руке между плечом и локтем, таким образом, чтобы его владельца можно было узнать в профиль. А на предложенных нам изображениях анфас они просто развернуты в сторону зрителя, чтобы их было видно. В реальной жизни мы, скорее всего в таком ракурсе, когда рыцарь стоит к нам лицом, увидели бы только ребра этих дощечек. Ну и когда клали тело в гроб, тоже, скорее всего, эспаулеры разворачивали изображением вверх. Отмечу также, что на групповых изображениях, где часть рыцарей изображены в профиль, их эспаулеры также видны замечательно. Вполне возможно что их носили именно так, а не так как изображено на последней картинке...
      "Понятно, что никакой защитной функции эспаулеры не выполняли. "
      Мне, например, с очевидностью это не понятно. Почему не выполняли? Допустим, их основная функция - идентификация владельца, но что заставляет пренебрегать дополнительной?
      Далее. "Плохо то, что ни на одной их эффигий не показано, каким образом эти щитки закреплялись на сюрко. То есть очевидно, что для их ношения требовалось сюрко, но вот как они крепились – точно не ясно." А почему, собственно, закреплялись на сюрко? Почему не двумя ремешками, например, вокруг плеча? То, что "требовалось сюрко" мне не кажется совсем уж очевидным.
      В остальном - интересно и познавательно.
      Благодарность автору.
  4. +1
    21 августа 2017 10:22
    немножко не относящаяся к теме статьи, но к теме эполет относящаяся, вставка:
    Даву раскрыл свою душу перед Мюратом:
    – Послушай! Если ты стал великим герцогом у немцев, а Луи Бонапарта сделали королем в Голландии, почему бы мне – а я не хуже вас! – не стать королем у поляков?
    – Попробуй, но ты не выберешься из грязи…
    Граф Иосиф Понятовский, племянник последнего польского короля, имел больше всех других прав на престол, и Даву, заподозрив в нем соперника, стал покрикивать на него:
    – Почему лакеи в Польше, открывающие гостям ворота, носят на плечах эполеты, какие у маршалов Франции?
    – Мои лакеи носили такие же эполеты еще задолго до того времени, когда их надели маршалы Наполеона… Мне желательно знать другое: почему ваш маршал Ней в таких чудесных эполетах грабит подряд всех поляков в провинции?

    В.С. Пикуль, "Каждому свое". drinks
  5. +2
    21 августа 2017 12:50
    Странно, почему никого не удивляет крепление металлической защиты плеч с помощью ремешков и тесёмочек, а вот крепление эллетов - секрет лютый? Мне больше интересно, почему они практически все - плоские? Не в этом ли разгадка? Получается, что МОГЛИ бы защищать плечо от удара спереди-сверху, но созданы НЕ ДЛЯ ЭТОГО.... Опознавание? Хотя, я не представляю битву, в которой каждый рыцарь знает гербовые рисунки всех союзников и противников))))
    1. +1
      21 августа 2017 13:02
      в Японии было еще круче для опознавания - флажки-сасимоно на спину цепляли laughing бежит толпа, и все с флагами! fellow
    2. +2
      21 августа 2017 14:10
      По поводу крепления.Источник.

      "Ailettes were attached via leather/ silk cord or even rings to the upper arm/ shoulder at a right angle to the shoulder at a single point".
      "Айлеты крепились кожаным или шелковым шнуром или даже кольцом к плечу под прямым углом в одной точке".
      1. +2
        21 августа 2017 14:26
        Что касается функций - однозначного толкования нет. Если взять вышеназванный истчник, а так же ряд других англоязычных источников, например

        и ряд других, то мнения разделяются.
        Charles John Ffoulkes в Armour and Weapons говорит о защитных функциях.
        Ewart Oakeshott настаивает на декоративных и геральдических функциях.
        Во всяком случае найденые айлеты Пирса Гавестона, 1-й граф Корнуолл — друга детства, фаворита и предполагаемого любовника английского короля Эдуарда II - были украшены жемчугом.
        Кстати - опознание противника на поле боя для рыцарей было очень важным.
        Как бы там ни было, просуществовали айлеты менее ста лет.
        Поэтому назвать их предшественниками эполет, появившихся черех четыреста лет, можно с большой натяжкой.
        1. +1
          21 августа 2017 14:45
          Как бы там ни было, просуществовали айлеты менее ста лет.
          Поэтому назвать их предшественниками эполет, появившихся черех четыреста лет, можно с большой натяжкой.

          а почему меньше ста лет? вроде, немного больше? почему от них отказались?
        2. +1
          21 августа 2017 15:25
          следующим шагом в опознавании "свой-чужой", видимо, стала лента, повязываемая ландскнехтами - отсюда слово "банда" в современном языке (от слова das Band — лента). Также благодаря им, похоже, появились слова "рота" (компания) и "мародер".
        3. 0
          21 августа 2017 16:39
          "Кстати - опознание противника на поле боя для рыцарей было очень важным...."
          Это как бы понятно, но.... они действительно знали "логотипы" всех рыцарей, воевавших в каждой потасовке???? 200 человек бегает с "шашечками", "крестиками такими", "крестиками сякими", драконами, леопардами - и все друг друга знают?????
          1. +2
            21 августа 2017 17:55
            Цитата: Крым26
            200 человек бегает с "шашечками", "крестиками такими", "крестиками сякими", драконами, леопардами - и все друг друга знают?????

            Нет, конечно...
            Вполне достаточно знать основные сочетания цветов и геральдические фигуры, чтобы представлять какого рода твой противник. А будет это условный сэр Томас Буршье 11-й или не менее условный сэр Уильям Буршье 7-й, его кузен, можно будет разобраться после боя.
            Кстати, учитывая схожесть гербов многих родственников (отличаться могли лишь незначительные детали), а также то, что в феодальных войнах, зачастую, близкие родственники оказывались по разные стороны баррикад, иногда рыцари, как отличительный знак своей партии носили на одежде какую-либо эмблему, не имеющую отношения к его собственному гербу. Таковы, например, были знаки алой и белой розы во время одноименных войн в Англии. Это были не геральдические символы, а именно эмблемы противоборствующих сторон, по которым отличались свои и чужие. Ведь собственно гербы предводителей Ланкастеров и Йорков издали были вообще неразличимы, поскольку их обладатели принадлежали одному семейству.
            Вполне возможно, что эти эспуалеры использовались в том числе для обозначения принадлежности владельца к какой-либо феодальной партии, либо для ношения эмблемы своего сеньора... Чем не вариант?
            1. +3
              21 августа 2017 18:37
              Судя по миниатюрам - рисунок на "погонах" полностью соответствовал рисункам на щитах, сюрко, попонах - т.е. это личный определитель. Да и расцветок .... с обеих сторон полно всяких.... Я б, наверное, плюнул и рубил бы всех вокруг)))))) Господь разберётся, кто друг, кто враг)))))
              1. +1
                21 августа 2017 18:53
                Цитата: Крым26
                Судя по миниатюрам - рисунок на "погонах" полностью соответствовал рисункам на щитах, сюрко, попонах - т.е. это личный определитель.

                А может и нет. То что рисунки совпадают можно объяснить тем, что мы исследуем изображения знатных сеньоров, вождей. Изображения рядовых рыцарей до нас не дошли, а ведь вполне возможно, что они шли в бой с собственным гербом на щите и гербом или эмблемой сеньора на эспуалере.
                Впрочем, вполне допускаю, что правы вы, а может мы оба ошибаемся. smile
  6. 0
    21 августа 2017 16:44
    Интересно, что там у Арнольда де Гамала случилось, что вторая половина плиты осталась чистой.....
    - тут алетты можно даже потрогать....
    А крепление:
    "...Эксперимент показал, что самый удобный способ носить их - это зафиксировать их на жупоне, а затем завязать их на хауберке одним узлом.
  7. +1
    21 августа 2017 20:46
    Похоже, какую то дополнительную защиту эти штуки все же давали...
  8. +3
    22 августа 2017 00:01
    Можно узнать, откуда взят термин "эспаулеры"? Спрашиваю потому, что встречаю его впервые. В русском оружиеведении для этого "причандала" принят устоявшийся термин "айлеты".

    Что касается крепления, то совершенно не вижу проблемы. Айлет легко и надежно крепить в одной точке арм-поинтом, пришитым к поддоспешнику с концами шнурка, продетыми сквозь кольца хауберка. Таким способом крепится половина доспеха в последующую за айлетами эпоху - в 14 в. Да даже и в более позднее время - тот же локоть в готическом доспехе (правда на 2 арм-поинта).

    По поводу предшественника эполет. Отсутствует преемственность. Так что версия крайне сомнительная.
    1. 0
      22 августа 2017 08:59
      Цитата: abrakadabre
      По поводу предшественника эполет. Отсутствует преемственность. Так что версия крайне сомнительная.

      Особенно если учесть, что эполет - производное от погона, имеющего совершенно утилитарную функцию: удерживать на плече лямку сумки (патронной, гренадерской) или ранца.
      1. 0
        22 августа 2017 20:16
        эполет - производное от погона
        Может да, а может и нет. Все же эполеты только в позднее время стали во всех "родах" войск у офицеров. Изначально это все кавалерийские причандалы. Их жесткая конструкция и внушительные размеры (по сравнению с погоном) говорят скорее о защитной функции от разрубания плеча относительно (!) легким клинком современных им сабель. Особенно от соскальзывающих с шлема ударов. Это, конечно, не полноценное латное плечо, но несравненно лучше чем просто тряпочка кителя или гусарского ментика.
    2. 0
      23 августа 2017 16:40
      Боюсь, что продеть шнур пришитый к поддоспешнику через кольца кольчуги весьма затруднительно - рукав у кольчуги длинный, а колечки малы. Вернее, думается мне, что оные щитки крепились с помощью системы ремней на подобии современной подмышечной кобуры или (пардон) дамского лифчика. Такая система явно была надёжнее и прочнее. Кстати что то в таком роде изображено в книге "Крестоносцы" Игоря Дзыся: (там можно разглядеть его вариант на тему крепления щитков). Впрочем, это не исключает и принайтовывание оных к кольчуге, дабы зафиксировать их в желаемом положении - типа походном, боевом... По поводу изображения на тыльной стороне как у Мэтью де Варенна (1340) - они могли обтягиваться тканью - и это лишь красивоё украшения дабы подчеркнуть статус и богатство рыцаря. На логичный вопрос, почему оных ремней не видно можно дать простой ответ изображения при всей их детализации достаточно условны и некоторые элементы(второстепенные эстетически могли и не изображаться
      1. 0
        23 августа 2017 21:06
        продеть шнур пришитый к поддоспешнику через кольца кольчуги весьма затруднительно - рукав у кольчуги длинный, а колечки малы.
        Все там хорошо и вполне удобно. Проверено на собственном опыте. Никто не будет продевать сквозь кольчугу шнурок на верху плеча, пытаясь добраться до места через кольчужный рукав. Сделать это через шейный вырез это достаточно просто. Кроме того, при частом использовании, кольчуга может уже быть надета и состыкована с поддоспешником, чтобы одеваться-сниматься как единое целое. Это же не позднее средневековье с распашными дублетами под пластинчатые латы. Это длинный и достаточно мешковатый гамбезон под хауберк с конца 12 - первая половина 14 вв.
        Вернее, думается мне, что оные щитки крепились с помощью системы ремней на подобии современной подмышечной кобуры или (пардон) дамского лифчика
        Пробовали - хрень с большой буквы. И мудрено, и неудобно.
        Такая система явно была надёжнее и прочнее.
        Ни разу не надежнее. Прочнее - да. Но попробовав оба варианта крепления на собственном опыте, вы быстро забудете предлагаемые вами ремни как страшный сон.
        1. 0
          24 августа 2017 12:57
          Цитата: abrakadabre
          Никто не будет продевать сквозь кольчугу шнурок на верху плеча, пытаясь добраться до места через кольчужный рукав. Сделать это через шейный вырез это достаточно просто.
          Возможно Вы правы, у меня кольчуга была с горловиной, но без шейного выреза (ну который там на шнуровке или застёжке какой), да и тяжеловата зараза! Дело было на заре 2000 - мы делали из того что было "в начале славных дел". Позже у меня возникла мысль сделать себе такие щитки - мы занимались первой половиной 13 века, но попробовать то интересно! - но не сложилось...Поэтому насчёт ремней ничего не скажу, возможно Вы правы. А вот насчёт кольчуги состыкованной с гамбезоном - это крайне сомнительно! Гамбезон в те времена сам по себе мог считаться лёгким доспехом и использоваться независимо от кольчуги или чего иного. Никаких упоминаний об эдакой "стыковке" мне нигде не встречалось. Кроме того, гамбезон после "мероприятий" иногда был настолько мокрым, что впору было выжимать (и это не по причине товарищеского матча на Чудском озере laughing ) - кольчуга, даже современных материалов, после такой эксплуатации ржаветь будет будь здоров! А так тема айлетов, безусловно, интересная и заслуживает узкого и глубокого изучения!
  9. 0
    22 августа 2017 23:27
    и все таки носить украшения вместо защиты? может эполеты таки защищали плечи!!!! wink а потом они стали просто наплечниками? wink
  10. +1
    23 августа 2017 18:13
    Цитата: Как итог можно сказать, что по мнению специалистов, именно эспаулеры или эллеты (так тоже их называли) стали предшественниками будущих эполетов и погон.[i][/i]

    Это не совсем так, внешне назначение этих элементов похоже, и велик соблазн объявить эспаулеры предшественниками погон и эполетов, но с научной точки зрения – это не корректно. У погон имеется свое начало и самостоятельное развитие, и ни каких причинно-следственных связей между эспаулерами и погонами не прослеживается.
    Так Веремеев, отмечает, что рыцарское снаряжение сошло на нет с появлением стрелкового оружия и задолго до появления воинской униформы. Например, стрельцы русского войска, имея четко регламентированную форму, погон на ней не имели. Погоны, как элемент военной формы, в создаваемой Петром I русской армии появляются между 1683 и 1699 годами.
    Погоны появляются на плечах фузилеров, гренадеров петровских полков, имея чисто утилитарную цель - удержание на плече лямки патронной, гренадной сумки или же сумы-ранца. Именно это утилитарное предназначение погона и предопределяет его размещение и форму. Погон солдаты носят один! И он располагается на левом плече. Нижний край погона вшивается наглухо в плечевой шов рукава, а верхний пристегивается на пуговицу, пришитую к кафтану. Офицеры же сумок и ранцев не носят и их форма погон не имеет вовсе! Более того, в кавалерии погон не имеют не только офицеры, но и солдаты. Сумки здесь являются элементом конского снаряжения и необходимости в погонах не возникает вовсе. Погон нет и в артиллерии.
    Довольно быстро этот очень заметный элемент формы стал использоваться и как декоративный элемент одежды. К 1762 году погон приобретает вторую утилитарную роль - по его расцветке различается принадлежность солдата к определенному полку.
  11. 0
    25 августа 2017 21:27
    -Вполне может быть... Если айлеты совмещали функции защиты и опознавания, то эполеты - их прямой потомок...

    - Выполненые из металла эполеты защищали плечи от сабельного удара, а нанесённые на них знаки различия помогали определить статус владельца.

    - Некоторые же сильно видоизменились, но о прежнем назначении напоминают...
  12. 0
    1 сентября 2017 21:56
    кто мне обьяснит,почему рыцарей так много именно французов?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»