Бочка с мотором

33


Ровно 85 лет назад, 13 августа 1932 года, впервые поднялся в воздух гоночный самолет Грэнвил "Джи Би" R-1. Несмотря на забавный внешний вид, эта машинка оправдала свое назначение. Уже 3 сентября летчик Джеймс Дулиттл установил на ней мировой рекорд скорости для сухопутных самолетов, разогнавшись до 477 км/ч. Это было почти в полтора раза больше, чем у лучших тогдашних истребителей.



Такого результата удалось достичь, несмотря на применение звездообразного мотора с большим "лбом", неубирающееся шасси и крыло с расчалками, создававшими дополнительное аэродинамическое сопротивление. Разработчики "Джи Би" - братья Грэнвил сделали ставку на максимальное уменьшение размеров машины, фактически представлявшей собой хорошо закапотированный мотор с крохотной кабинкой пилота и маленькими крылышками. Таким образом достигалось снижение сопротивления трения. Этому же способствовало тщательное выравнивание и полировка всех наружных поверхностей. Кроме того, чем меньше конструкция, тем она легче при равной прочности.

Самолет с предельно коротким фюзеляжем и высокой нагрузкой на крыло получился недостаточно устойчивым и довольно опасным. Оба построенных экземпляра - R-1 и R-2 - разбились в 1933 году, похоронив под обломками своих пилотов. Однако их концепция, несомненно, оказала влияние на других разработчиков скоростных машин, в том числе - на Николая Поликарпова, который, как раз, в 1933 году проектировал свой знаменитый истребитель И-16.

Некоторые авторы даже писали, что И-16 был чуть ли не копией "Джи Би", приспособленной под военное применение. Разумеется, это не так, хотя сходство прослеживается. Особенно оно заметно на ЦКБ-12 - первом прототипе "ишака", впервые взлетевшем 30 декабря 1933 года. Тот же максимально укороченный фюзеляж с маленькой закрытой кабиной и широким цилиндрическим капотом, обусловленным большим диаметром мотора (кстати, наверное, мало кто знает, что И-16 был самым коротким истребителем Второй мировой войны).

Правда, Поликарпов снабдил машину значительно увеличенным, по сравнению с "Джи Би", крылом и оперением для обеспечения более-менее приемлемой для истребителя маневренности и устойчивости. Тем не менее, за счет короткого плеча выноса рулевых поверхностей И-16 получился излишне "вертлявым" и сложным в управлении, из-за чего произошло множество аварий. Летчики шутили (или не совсем шутили), что тот, кто освоил И-16, в дальнейшем сможет безбоязненно летать на чем угодно.

В общем, нельзя сказать однозначно, было ли оправданным в боевой машине заимствование концепции гоночного "летающего бочонка". Думаю, споры на эту тему будут идти еще долго.



Предшественник "Джи Би" R-1 - самолет "Джи Би" модель Z, построенный в 1929 году и достигший скорости 435 км/ч.



R-1 в разрезе. Видно, что самолет имел смешанную конструкцию с деревянным крылом и оперением.



Джеймс Дулиттл, установивший на "Джи Би" мировой рекорд скорости.



Дулиттл вылезает из кабины "Джи Би" через откидную дверь в правом борту. В аварийной ситуации дверь сбрасывалась, но летчик Рассел Бордман, который разбился на этой машине, не успел воспользоваться парашютом.



ЦКБ-12 и американский истребитель Р-45, сделанный на базе "Джи Би". Впрочем, нижний рисунок является всего лишь фантазией художника, так как военных модификаций "Джи Би" никогда не существовало даже в проекте.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    19 августа 2017 08:39
    Так и у нашего И-16 го и американских Р-39,63 была такая концепция сверх маневренности и похожая конструкция.
    1. +2
      19 августа 2017 11:19
      Цитата: andrewkor
      Так и у нашего И-16 го и американских Р-39,63 была такая концепция сверх маневренности и похожая конструкция.

      Это не концепция, это немного другое...
      Тем не менее, за счет короткого плеча выноса рулевых поверхностей И-16 получился излишне "вертлявым" и сложным в управлении, из-за чего произошло множество аварий.

      Дело не в плече, а в центровке. У И-16 она была предельно задняя - до 35% САХ на некоторых машинах. Для сравнения, у Як-3 (который считается в некоторой степени эталоном управляемости) центровка была от 22,9% САХ до 25% САХ.
      Например, Bf-109e3 имел центровку нормальную 26,55% САХ, пределы - 19,9-28,8% САХ при разных вариантах загрузки.
      У аэрокобры была весьма специфическая управляемость из-за необычной компоновки. Ни о какой сверхманевренности при ее создании не думали.
      1. +2
        19 августа 2017 21:46
        автор не в курсе, сколько времени прошло от проекта и-16, до реального прототипа, вот и фантазирует.
      2. 0
        23 августа 2017 07:47
        У Аэрокобры тоже была проблема с задней центровкой, которая становилась еще более "задней" при полете без боекомплекта или по мере его расходования. А насчет И-16 - непонятно, проблема была всем известна, особенно на последних перегруженных модификациях, неужели нельзя было банально мотораму переделать и вынести движок немного вперед.
        1. +3
          23 августа 2017 20:43
          Цитата: Spitfire
          неужели нельзя было банально мотораму переделать и вынести движок немного вперед.

          Если Вы хоть немного знаете производство, Вы должны знать, что такое изменить деталь в серии.
          1. 0
            24 августа 2017 09:02
            Немного знаю. ЛаГГ-3 в Ла-5 как-то превратили же... Но в СССР тогда еще технология производства включала в себя очень много ручного труда с подгонкой по месту и доработкой напильником, так что можно было. Другое дело, что план выпуска сорвали бы наверняка, корме документации еще и испытания пришлось бы проводить. Да и на подходе новое поколение было в виде ЯК-1 и прочих.
            1. +1
              24 августа 2017 21:32
              Цитата: Spitfire
              Другое дело, что план выпуска сорвали бы наверняка, корме документации еще и испытания пришлось бы проводить. Да и на подходе новое поколение было в виде ЯК-1 и прочих.

              Сами ответили на свой вопрос.
              1. 0
                25 августа 2017 07:37
                Можно еще вспомнить И-17.
          2. -1
            30 июля 2018 17:13
            Испанская проверка (1936-37г) показала неудавшимся И-16 и дальнейшее поизводство должно было после 1940 прекратиться, но война заставила изгавливать модификации И-16 ещё некоторое время. Самолёт не удался, явно не оправдал концепцию малого и вёрткого, при сложном в управлении, истребителя.
    2. +3
      19 августа 2017 14:25
      Цитата: andrewkor
      Так и у нашего И-16 го и американских Р-39,63 была такая концепция сверх маневренности и похожая конструкция.

      А что общего в конструкции между И-16 и П-39 ? Общего только одно-моноплан, низкоплан, одноместный, одномоторный. Все остальное совершенно разное.
      1. 0
        19 августа 2017 16:48
        Цитата: Альф
        А что общего в конструкции между И-16 и П-39 ? Общего только одно-моноплан, низкоплан, одноместный, одномоторный. Все остальное совершенно разное.

        Общего у них - предельно задняя центровка. У И-16 - как характерный признак истребителей Поликарпова - чтобы машина была маневреннее. У P-39 - как особенность компоновки. Особенно - с израсходованным боекомплектом.
        1. +1
          19 августа 2017 21:34
          Цитата: Mik13
          Цитата: Альф
          А что общего в конструкции между И-16 и П-39 ? Общего только одно-моноплан, низкоплан, одноместный, одномоторный. Все остальное совершенно разное.

          Общего у них - предельно задняя центровка. У И-16 - как характерный признак истребителей Поликарпова - чтобы машина была маневреннее. У P-39 - как особенность компоновки. Особенно - с израсходованным боекомплектом.

          Только Ишак с такой центровкой делался изначально и осознанно, а Кобра получилась из-за того, что Ларри Белл решил установить на самолет самое мощное орудие.
      2. 0
        20 августа 2017 06:14
        Я не про Конструкцию,а про Концепцию,неустойчивость,как средство получения сверхманеаренности.
        1. 0
          20 августа 2017 15:45
          Цитата: andrewkor
          Я не про Конструкцию,

          Обратите внимание на ВАШЕ слово из ВАШЕЙ цитаты.
          Так и у нашего И-16 го и американских Р-39,63 была такая концепция сверх маневренности и похожая конструкция.
  2. +1
    19 августа 2017 09:40
    Статья интересная. На всякий случай напомню, что Джеймс Дулиттл - это тот самый который "Рейд Дулиттла". Вот такая жизнь у человека...
  3. +1
    19 августа 2017 09:40
    Мне вот интересно: а на хрена там расчалки??Ведь в то время уже массово строились безрасчалочные монопланы. Флаттер, чтоли?
  4. +6
    19 августа 2017 09:50
    Немного о людях...
    До "летающего бочонка" мировой рекорд скорости принадлежал французскому самолёту SIMB "Фербоа", установлен в 1924 году французским пилотом лейтенантом Боннэ,-около 450 км/ч Этот рекорд не был побит целых долгих 8 лет. Боннэ сохранил титул рекордсмена до самой смерти, погиб в 1929 году, во время испытаний нового самолёта.
    Джеймс Дулиттл смог побить предыдущий рекорд только с четвёртой попытки, вернув Штатам пальму первенства. Через день Дулиттл на своём "бочонке", выигрывает и гонку на приз Томпсона установив рекорд трассы 406 км/ч, который не был побит до 1936 года. При этом пилоту пришлось тушить пожар, возникший под капотом двигателя при взлёте, бортовым огнетушителем. Самолёт не был повреждён, и повторно стартовав Дулиттл благополучно добрался до финиша. После этого Дулиттл становится национальным героем, правда от дальнейших полётов на "Джи-Би", отказался,-"Я ещё не слышал, чтобы кто-нибудь посвятивший себя этой работе, дожил до старости." Многие обвинили его в трусости, но это не про него. Ведь спустя несколько лет именно Дулиттл лично, за штурвалом, возглавит дерзкую боевую операцию, совершив первый налёт на Токио и ряд других японских городов, на сухопутном бомбардирощике В-25, стартовав с авианосца!
    Ну а пророческие слова Дулиттла, сбудутся через год, в 1933 году когда на "Джи Би"на взлёте погибнет пилот Рассел Бордмэн. Разбился и второй экземпляр самолёта. Братья Гринвиль собрали из двух самолётов один, но и этот "гибрид" потерпел аварию и не был допущен к гонкам. Далее машину выкупил Сесиль Аллен, который хотел участвовать в гонках. Но и он разбился на взлёте...
    1. 0
      12 сентября 2017 10:54
      Кстати, если уже говорить про абсолют по скорости, то в 34-ом итальянский гидросамолет M.72 разогнали до 709 км/ч (по замкнутом 100 км кругу - 629 км/ч). И это до сих пор абсолютный рекорд скорости для гидросамолетов с поршневыми двигателями.
  5. +1
    19 августа 2017 10:34
    Цитата: тасха
    Статья интересная. На всякий случай напомню, что Джеймс Дулиттл - это тот самый который "Рейд Дулиттла". Вот такая жизнь у человека...

    Вот не знал ,спасибо за информацию,а Алек Болдуин действительно похож на прототипа!
  6. +1
    19 августа 2017 11:19
    Так вот откуда Поликарпов черпал свои идеи
    1. +1
      19 августа 2017 12:01
      Не факт. После появления более-менее мощных двигателей идея постройки гоночного самолёта при малых размерах возникла у многих конструкторов. Н.Н.Поликарпов смог создать в рамках этой концепции настоящий серийный истребитель, а не штучный экземпляр.
      1. +3
        19 августа 2017 12:43
        Цитата: тасха
        Не факт.

        Также думаю. Да идей в авиации много не было в то время. Если подумать, то в 30-е годы авиации ещё только-только 30-ник исполнился! Как писал один конструктор: всё шло от мотора.
      2. 0
        31 мая 2018 09:09
        Вы не учитываете что этот Джи-би кроме мощного мотора имел еще и безобразную аэродинамику. Его конструкторы - шесть братьев дровосеков аэродинамики просто не знали. И поэтому у этого говенного самолета были неубирающиеся шасси и тросовые расчалки. если бы они позаботились сделать убирающиеся шасси и отказались от расчалок, то этот самолет при его минимальных размерах легко разогнался бы до 700-800 километров в час.
    2. +1
      19 августа 2017 17:11
      Идеи витают в воздухе на каждом определенном этапе НТР.
    3. +1
      21 августа 2017 20:03
      Законы аэродинамики и уровень технического прогресса в то время определили схожесть конструкций. То же самое можно сказать и о споре Ту-144 и Конкорда. Никто ни у кого не "слизывал" концепцию
      1. 0
        22 августа 2017 11:51
        про Конкорд вы вообще не понимаете что говорите
        англичане и французы более 2 лет плотно общались с инженерами СССР, разрабатывавшими ту-144, когда свой Конкорд делали.
  7. +1
    19 августа 2017 15:05
    с таким мотором и забор полетит
  8. +1
    19 августа 2017 20:01
    Цитата: artwin
    с таким мотором и забор полетит

    Помню ещё в 70-е годы в новостях показали, как в США моделисты заставляли летать табуретку с мотором. .Как мы завидовали! С нашим "Соколом" ещё и не каждая модель летала...
  9. +2
    19 августа 2017 23:02

    Фото, позволяющее понять масштабы интереса к воздушным гонкам тех лет. Маленькие точки, заполняющие собой всю правую часть снимка – припаркованные автомобили. Длинный ряд трибун протянулся сверху-вниз в центре. Чуть левее трибун можно увидеть финишную черту.
    https://fakel-history.ru/dzhimmi-dullitl-ukrotite
    l-dzhi-bi/ - Перевод статьи “Doolittle Tames The Gee Bee” из журнала Aviation History (Джимми Дулиттл — укротитель «Джи Би»).
    1. 0
      20 августа 2017 13:16
      Меня больше впечатлили фотографии с учений "Днепр". Полк или более на одной фотографии. И танки. До горизонта.
      1. 0
        20 августа 2017 13:36
        Вы не находите, что это несколько разные вещи?
  10. +2
    20 августа 2017 14:43
    Добавим рисунок И-16 для сравнения
  11. 0
    10 сентября 2017 13:56
    Не стоит путать рекордный и серийный боевой самолет ! И все-таки - И-16 обалденно элегантная машина , в опытных руках достойно воевавшая много лет !