«Новый украинский вертолет» окажется переделкой советского

42
Крупнейшее промышленное предприятие Украины – «Мотор Сич» – выступило с сенсационным заявлением. Якобы на заводе создан собственный вертолет, и вскоре начнется его серийное производство. Неужели случилось чудо и украинская промышленность с нуля смогла создать высокотехнологичный продукт, который производят лишь несколько стран в мире?

«Новый украинский вертолет» окажется переделкой советского




Крупнейший производитель авиационных двигателей – украинский «Мотор Сич» – неожиданно заявил, что уже в 2018 году собирается начать выпуск собственных гражданских вертолетов «Надежда».

«Это гражданский вертолет, рассчитанный на семь пассажиров, с дальностью полета 1000 километров, то есть он способен «облететь» всю Украину.

Сейчас этот вертолет проходит сертификацию», – заявил президент и генконструктор предприятия Вячеслав Богуслаев.

По его словам, вертолет можно адаптировать для использования Госслужбой по чрезвычайным ситуациям, пограничниками или иными спецслужбами, а также для нужд санитарной авиации.

Больше никаких подробностей об этом вертолете не известно. Более того, это первое упоминание о вертолете под названием «Надежда». Тогда как, если верить главе «Мотор Сич», машина уже проходит сертификационные испытания, а это значит, что вертолет должен быть уже не только на бумаге, но и в готовом виде. Но никаких изображений новой машины или сообщений о ее первом полете или хотя бы выкатке никогда не публиковалось.

В 2011 году «Мотор Сич» начал проект модернизации одного из самых заслуженных в мировой истории вертолетов – Ми-2 под названием Ми-2МСБ. В 2013 году был показан его прототип, который отличался более мощным двигателем: вместо традиционных силовых установок ГТД-350 на украинский вертолет установили современные, более мощные турбовальные газотурбинные двигатели АИ-450М собственного производства. Дальность полета составляла 550 км, и вертолет был рассчитан на 9 пассажиров. В 2014 году два таких вертолета были переданы ВСУ. Однако теперь «Мотор Сич» заявил о создании собственного, а не модернизированного, вертолета, а это большая разница.
«Мотор Сич» имеет признанные компетенции в производстве вертолетных двигателей, однако создать собственный вертолет с нуля за пару лет – это из области фантастики. Даже если компания нашла деньги для такого прорыва, то вот заполучить компетенции по выпуску лопастей, рулевого винта и редукторов – это дорогого стоит. Это самые больные места при создании вертолета (если исключить двигатели). Хотя в 2014 году «Мотор Сич» начал программу усовершенствования редукторов двигателей для вертолетов Ми-2 и Ми-8, закупив новые материалы и оборудование в США. Однако об итогах этой программы спустя три года так ничего и не известно. Все предыдущие попытки «Мотор Сич» создать собственный вертолет проваливались.

Поэтому сенсационное заявление Богуслаева выглядит, мягко говоря, поспешным. «Вдруг ни с того ни с сего взяли и создали собственный вертолет? Вертолеты создаются годами. На Украине вообще нет школы вертолетостроения. Если в советское время Антонова отправили из Новосибирска в Киев, чтобы у Украины появилась своя самолетостроительная промышленность, то вертолеты Украина вообще никогда не строила.

Вот так неожиданно заявить, что они уже сертифицируют собственный вертолет, не имея при этом ни заводов, ни опыта, такого быть не может»,

– считает руководитель Авиа.ру Роман Гусаров.

Можно предположить, что это такой пиар-ход Богуслаева, чтобы поднять стоимость акций компании, которые в последнее время падают из-за обвинений Генпрокуратуры Украины в хищениях госсредств компанией. «Но вряд ли их акционеры такие тупые, чтобы «купиться» на такой дешевый пиар», – исключает Гусаров.

Если все же это не совсем беспочвенные заявления, то вряд ли речь идет о создании украинской компанией действительно собственного вертолета с нуля. Скорее всего, за основу взят старый иностранный вертолет, который уже давно никем не используется. Гусаров считает, что речь может идти о все том же Ми-2, на который «Мотор Сич» поставил новый двигатель.

«Вертолет старый, снят с производства, авторские права на него уже давно обнулились за давностью лет. Поэтому они могут его заново сертифицировать как новое изделие с новым двигателем и новыми приборами. И где-то, видимо, хотят его производить, возможно, в Польше», – рассуждает собеседник. В 1965 году именно в Польше было развернуто серийное производство вертолетов Ми-2. Поляки будут только рады загрузить свое предприятие. В прошлом году поляки как раз предлагали создать польско-украинский вертолет.

Редукторы для двигателей могут использовать иностранного производства – польские или американские.

«Мы тоже в 90-е годы взяли устаревшую модель американского автомобиля, назвали его «Волгой» и стали выпускать в России.

Все запчасти производили американцы, а нам оставалось только собрать машину. «Мотор Сич», думаю, хочет использовать ту же схему», – говорит Роман Гусаров.

Вот только создавать завод с нуля на территории Украины вряд ли будут. «Смысла создавать производство вертолетов с нуля и без опыта на Украине нет. Это же огромные инвестиции: надо будет построить завод с нуля, закупить станки, научить рабочих и т.д. Это невозможно», – считает Гусаров.

«Если это ремоторизированный Ми-2, технологии производства которого давно отработаны, то инвестиций больших не потребуется. Это как производство Жигулей – оно копеечное. Ми-2 уже давно вернул свои капитальные вложения, которые были осуществлены в 60-е годы – на разработку вертолета, организацию производства, технологического процесса. Поэтому себестоимость его производства будет очень низкая в Польше», – говорит Роман Гусаров.

Остается лишь вопрос – будет ли востребован такой вертолет? Международную сертификацию он вряд ли получит, поэтому такой продукт рассчитан исключительно на нужды самой Украины, о чем говорит и глава «Мотор Сич».

В теории собственный недорогой вертолет для украинских МЧС, МВД, погранслужбы, сельского хозяйства, конечно, нужен. Западные вертолеты Киеву явно не по карману, а российские покупать нельзя по политическим причинам. В конце концов, могут сделать из него даже ударный военный вертолет для минобороны, говорит Гусаров.

«Для военных действий, наверно, не подойдет, но для отпугивания контрабандистов – вполне»,

– говорит он.

Другой вопрос – а будет ли госзаказ на эти вертолеты? Ведь основным заказчиком могут выступить лишь госструктуры, однако есть ли в бюджете Украины деньги на это? Крайне сомнительно.

Впрочем, даже если этот проект так и не будет реализован или не найдет заказчика, то завод «Мотор Сич» все равно может продолжить свое существование. Конечно, без России благосостояние завода сильно пошатнулось. Российский рынок составлял более половины портфеля заказов компании. Запорожскими моторами оснащались, в частности, Ан-140, Ан-148, Ан-158, Ан-124 («Руслан»), Ан-26, Бе-200, Як-130 и L-15.

«Завод может еще долго существовать благодаря тому, что его двигатели эксплуатируются тысячами вертолетов по всему миру. Их надо ремонтировать или менять на новые. Поэтому на ремонте и техобслуживании завод может жить еще довольно долго. Но капитализация предприятия, несомненно, будет падать, потому что нет новых вертолетов, рынок будет для них постепенно сужаться», – говорит Гусаров.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    18 августа 2017 05:51
    А "Надежда" в честь Савченко? Тады ОЙ! Взлетит и быстро сядет....надолго...Главное, чтобы в правильные цвета был выкрашен, а советский или его переделка - не самое главное.
    1. +1
      18 августа 2017 06:00
      И впарят вместе с документацией ( нашедшею в архивах) Индии. Лишь бы технологии включались в продажу.
    2. +2
      18 августа 2017 08:41
      Цитата: Егоза
      А "Надежда" в честь Савченко?

      собирается начать выпуск собственных гражданских вертолетов «Надежда»
      в названии забыли дописать ещё одно слово: "Последняя"
      1. +1
        18 августа 2017 20:13
        Цитата: ShKAS_mashingun
        в названии забыли дописать ещё одно слово: "Последняя"

        краски не хватило! lol
  2. +3
    18 августа 2017 06:08
    «Мы тоже в 90-е годы взяли устаревшую модель американского автомобиля, назвали его «Волгой» и стали выпускать в России.....– говорит Роман Гусаров.

    Про какую это он Волгу выпускаемую в 90-ых говорит? belay Чего то видно очень забористого накурился! lol
    1. +4
      18 августа 2017 06:18
      Волга - Сайбер...на базе Крайслера. Но не в 90-х, а в 2006г.
    2. +2
      18 августа 2017 21:19
      Цитата: Сергей-svs
      «Мы тоже в 90-е годы взяли устаревшую модель американского автомобиля, назвали его «Волгой» и стали выпускать в России.....– говорит Роман Гусаров.

      Про какую это он Волгу выпускаемую в 90-ых говорит? belay Чего то видно очень забористого накурился! lol

      Учите матчасть.
      1. 0
        22 августа 2017 23:53
        Крайслер Себринг, стал Волгой Сайбер ну и название придумали по этому и не пошла машина в массы
  3. +2
    18 августа 2017 06:39
    Они уже изобретали легкий вертолет, в прошлом году это было. Небольшое отскребывание грязи обнаружило американский Белл 1947 года с поршневым двигателем.
    Новость вполне себе стандартная.
  4. 0
    18 августа 2017 06:51
    Вполне себе годная рабочая лошадка. Вот ан 2 с послевоенных времён в строю.
  5. +2
    18 августа 2017 08:37
    Если в советское время Антонова отправили из Новосибирска в Киев, чтобы у Украины появилась своя самолетостроительная промышленность, то вертолеты Украина вообще никогда не строила.

    Киевский политех, завод Анатра+школы Киева и Одессы были и при царе. Люди увлекались авиацией, проектировали и строили, делали французские и модернизированные варианты...В Киеве начали свой путь многие конструкторы самолетов м вертолетов(тот же Сикорский) в Одессе-пилоты...
    ничего не было конечно....
    Конечно, без России благосостояние завода сильно пошатнулось. Российский рынок составлял более половины портфеля заказов компании. Запорожскими моторами оснащались, в частности, Ан-140, Ан-148, Ан-158, Ан-124 («Руслан»), Ан-26, Бе-200, Як-130 и L-15.

    Доля составляла 30% и сокращалась.Откуда взяли что они и сейчас туда не поставляют...У них свое импортозамещение.
    Насчет вертолета Надежда--мало толковой информации.... они там действительно возились с Ми 2. Уже прошла Сертификация тренажера вертолета Ми-2
    пусть делают.
    1. BAI
      0
      18 августа 2017 15:04
      Киевский политех, завод Анатра+школы Киева и Одессы были и при царе

      Ну и что? Самолетов то не было (по крайней мере - серийных, заводского изготовления). Можно вспомнить планеристов в Коктебеле, но Крым тогда (как и Одесса при царе) был Российским.
      1. +1
        18 августа 2017 17:38
        Цитата: BAI
        Самолетов то не было (по крайней мере - серийных, заводского изготовления)

        Завод аэропланов Анатра — один из шестнадцати крупных авиазаводов Российской империи, накануне 1917 года — третий по мощности.
        Завод был основан А. А. Анатра.
        За период с 1914 по 1917 годы на заводе Анатра было построено более тысячи машин (1056 в Одессе и около 50 филиалом завода в Симферополе)
        первые партии -самолетов Фарман-4 (лицензионных копий французского образца)
        Летом 1915 года на заводе началась разработка собственной модели самолета
        Было создано конструкторское бюро под руководством Г. М. Макеева,
        Испытания прототипа самолета, который получил название «Анаде» (или «Анатра»-Д, то есть «Декан») были проведены 19 декабря 1915 года
        С 1915 года начали выходить собственные опытные самолеты завода.В 1916 году на заводе начато производство модификации самолета Вуазен-LAS — так называемый «Вуазен Иванова» (Анатра-ВИ), созданный конструктором подпоручиком Петром Ивановым.
        Летом 1916 г. под руководством летчика-испытателя В. Н. Хиони был создан оригинальный двухмоторный бомбардировщик Анадва (или Анатра-ВХ).
        Выпуск самолетов в Одессе окончательно прекратился в мае 1924....только ремонт
        Последняя модель самолета Хиони-У-8.
        Но все равно
        Цитата: BAI
        Самолетов то не было

        Это еще без такого обьекта как-«Червоннский аэропланным завод». Терещенко...
        Интересные хотел самолеты делать(то с Сикорским то с другими)
        тоже сдавал небольшими партиями-но делал как свои так и копии Фарманов по лицензии.
        Я соглашусь с одним- Дукс с Петербургские(с рижским) делали больше-так как они были приближены к производствам двигателей(по лицензии) и ресурсам. Одесские и киевские рассчитывались исключительно на импорт и на свои. Поэтому Григорович и Сикорский покинули Киев и работали в Петербурге-где простор для развития был шире.
        Сейчас та же проблема-оторванность от производств и рынков...а своего Терещенко и оборонного заказа большого нет.
    2. 0
      22 августа 2017 15:32
      =ничего не было конечно....=
      Украины не было. Была Российская Империя... Быстро вы забыли историю.
      1. Комментарий был удален.
        1. 0
          23 августа 2017 13:10
          =...в центрах современной Украины самолеты строили и серийно и штучно еще со времен РИ...=
          Еще раз повторяю, что самолеты строили в Российской Империи, в которую входила Малороссия и говорить об Украине, как о основательнице самолетостроения, просто несерьезно.
  6. 0
    18 августа 2017 09:48
    Жалко, упустили "МоторСич", а китайцы вовремя всё прочухали...
    1. avt
      +3
      18 августа 2017 10:01
      Цитата: irazum
      Жалко, упустили "МоторСич", а китайцы вовремя всё прочухали...

      Все кто хотел уже в России на площадках, которые Богуслаев делал ДО майданата . Остальные -да , поедут в Китай , вместе с оставшимися антоновцами. Ну если конечно чуда не произойдёт и ци ,,запорижьцы" не встанут разом как на Донбассе и Луганске во исполнение прогонов своих же обладминистраций про ,,экономическую самостоятельность" Но это фантастика и тех кто ,,мы рождены , чтоб сказку сделать былью" рискнув жизнью там в должном количестве отсутствуют , да и повести оставшихся тупо некому - нема из местных не то что Ковпака , но и Махно.
  7. +1
    18 августа 2017 10:50
    Главное не забыть в цвета нужные покрасить.
    1. avt
      +1
      18 августа 2017 10:55
      Цитата: zivXP
      Главное не забыть в цвета нужные покрасить.

      bully Ну с этим на фотке
      Цитата: Екатерина II
      Насчет вертолета Надежда--мало толковой информации.... они там действительно возились с Ми 2. Уже прошла Сертификация тренажера вертолета Ми-2
      пусть делают.

      Вообще зрада зрадная ....зраднющая ! Прям таки не ,,Надежда ", а ,,Зрада" в цветах ,,мoскальского прапора" bully
      1. 0
        18 августа 2017 12:25
        Цитата: avt
        Прям таки не ,,Надежда ", а ,,Зрада" в цветах ,,мoскальского прапора" bully

        есть люди такие..в любом моменте политику шьют...зрадо перемогами занимаются.
        В общем красный и белый у меня ассоциацию с флагом РФ не вызывают. Аналогично желтый и синий с украинским. Дело каждого видеть символы вокруг.
        1. avt
          +1
          18 августа 2017 12:35
          Цитата: Екатерина II
          есть люди такие..в любом моменте политику шьют...зрадо перемогами занимаются.

          ЕСТЬ ! Да прям целая страна наполнена такими прыгающими людьми ! bullyСало Уронили ! Раньше УССР называлась , вот и нас научили небратьтя Хероям Ссало! А теперича отдельные представители возмущаются реализуя в жизни анекдот - ..А нас то за щеё?" bullyСмерть Творогам!
          1. Комментарий был удален.
  8. 0
    18 августа 2017 11:56
    А почему у вертолета лопастей нет, а слева над окном висит портрет М. Каддафи? Реэкспорт?
    1. BAI
      0
      18 августа 2017 15:07
      Так это прямо в Ливии и сфотографировали. Мол еще тогда производили и даже экспортировали.
  9. +1
    20 августа 2017 00:51
    Украинский вертолет это сильно!
    1. 0
      20 августа 2017 13:52
      Лапша агитационная - это раздел "новости" на сайте ВО. Служит калорийным кормом для хомячков.
  10. +1
    20 августа 2017 10:33
    Вот пример высосанной из пальца сенсации.
    Во первых, "Мотор - Сич" изначально и не скрывал, что модернизирует МИ-2.
    Во вторых, "Мотор-Сич" никогда не заявлял о вертолете собственной разработки.
    Речь идет о вертолете собственного производства.
    "В 2018 г. Мотор Сич начинает выпуск вертолета собственного производства - вертолета Надежда. Это - гражданский вертолет, рассчитанный на семь пассажиров с дальностью полета 1000 км, то есть способен "облететь" всю Украину. Сейчас этот вертолет проходит сертификацию", - сообщил Богуслаев.
    Согласитесь, что разработка и производство - немного разные вещи. Как столь уважаемый эксперд и столь многоопытный в авиации автор не заметили разницы - неизвестно. но хомячков возбудили знатно.
    1. 0
      22 августа 2017 15:44
      =Речь идет о вертолете собственного производства.=
      Речь, она то, конечно, идет. Но не более... Вертолет АНСАТ на профильном заводе, на готовой матбазе, опытными кадрами 12 лет до сертификации доводили. А тут за год хотят из ничего и из ниоткуда сертифицированную машину сделать.
      Обычная идеологическая пустопорожняя трескотня обделавшихся свидомитов...

      =..."Мотор - Сич" изначально и не скрывал, что модернизирует МИ-2.=
      )))) С указанными характеристиками?! Ну это легче из подушки истребитель сделать.
      1. 0
        22 августа 2017 18:10
        В семье хомячков - пополнение.
        1. +1
          22 августа 2017 23:31
          Цитата: Curious
          В семье хомячков - пополнение.

          слово "Украина" -отключает...
          за пару лет рефлекс довели до совершенства.
          1. 0
            23 августа 2017 13:28
            если бы...
            Просто смешно читать. МОТОР СИЧЬ заготовки из спецсплавов для деталей двигателей в России покупает, в обход своих санкций. Нет на Украине такого производства от слова абсолютно.
        2. 0
          23 августа 2017 13:21
          Хомячков?))))
          Ну это не я пишу фантасмагории о различиях СОБСТВЕННОЙ РАЗРАБОТКИ и СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА при полном отсутствии научно-технического обеспечения по заявленным характеристикам.
          Это о ваших словах про вертолет "собственного производства"(!!!!!) МОТОР СИЧЬ. Вы, похоже, уже научились патроны на сигаретных фабриках делать, а порох - на макаронных.
          Лопасти винта из чего делать будут - из дуба или граба и на какой мебельной фабрике?
          1. 0
            23 августа 2017 14:58
            Ни дуб, ни граб для этого не подходят. Обыкновенная сосна. Ресурс, правда, маленький, зато не дорого, и на любой мебельной фабрике можно делать. Придется чаще менять.
            1. 0
              23 августа 2017 16:38
              Сосна не пойдет, слишком тяжела. Вот липа - в самый раз, и легка, и обрабатываема, и всегда можно повысить как ресурс, так и выход годных изделий из одной заготовки. Липа!
              1. 0
                23 августа 2017 17:08
                Это знания Ваши липа. Обратитесь на завод им. Камова.
                1. 0
                  24 августа 2017 16:20
                  Обратился к товарищу, авиационному инженеру.
                  Посоветовал Вам показать вот это https://www.youtube.com/watch?v=ZgAUJ1MWnsI
                  и учить матчасть не по материалам 30-и летней давности.
                  Кстати, лопасти несущего винта Ми-26 вообще делают на прокатном стане, единственная в мире технология.
                  А вот винты РУЛЕВЫЕ для вертолетов еще делают из бакелитовой фанеры, но завод Камова тут ни при чем. Их выпускает Московский завод "Вперед", с 1951г.

                  Учите матчасть, г-н пААААлковник, и не раздувайте щеки.
                  Да, с юмором у вас туго... Портупея голову жмет?
                  1. 0
                    24 августа 2017 17:25
                    Просто Ваш авиационный инженер слегка, очевидно, молод (а может даже -салабон). Или же его знания - липа. Поэтому здуйте щеки и полистайте справочники, посмотрите, из чего делали лопастит НЕСУЩИХ винтов вертолетов Ка-15 и даже Ка 26. По технологии Камова. И Ми 2. Немного по другой технологии.
                    Так что самообразовывайтесь, товарищ рядовой, на сержанта Вы еще не тянете.
                    1. 0
                      24 августа 2017 18:10
                      =...чего ДЕЛАЛИ лопасти НЕСУЩИХ винтов вертолетов Ка-15 и даже Ка 26.=
                      А еще самолеты делали из перкаля и дерева)))
                      ДЕЛАЛИ, г-н пАААлковник, а не ДЕЛАЮТ. Рад, что хоть тут вы признали свой ляп.
                      Г-н пАААлковник, Ка -15 - 1953-1972гг. выпускался, а у Ка-26 с 1982г. впервые в практике мирового вертолётостроения лопасти изготавливались из стеклопластика на основе стеклоткани с эпоксидно-фенольным связующим составом.
                      Напоминаю, что на дворе 2017г.

                      Так что, г-н пАААлковник, учите матчасть, дабы не пороть херню и позориться.
                      Через прокси работаете - боитесь, что вас шпиЁны буржуйские украдут? Не бойтесь, такие знатоки им нах не нужны.

                      =... на сержанта Вы еще не тянете.=
                      Я звездной болезнью не страдаю.

                      =Так что самообразовывайтесь, товарищ рядовой...=
                      Спасибо, что и делаю ежечасно и ежедневно. Вот вы, г-н пАААлковни, являете собой печальное зрелище образовательной ущербности))))
                      1. 0
                        24 августа 2017 18:19
                        Позорная херня - это выдавать себя за специалиста, посетив пару сайтов, где такие же "спецы" побывали немного ранее.
                        Ми 2, котором тут разговор, начал выпускаться в начале 60-х.
                        В данном случае речь идет не о том, как и из чего делают вертолетные лопасти сейчас, а о том, что их когда то делали из дерева и для такого вертолета как Ми-2 повторить это - не сложно.
                        Все, всего хорошего, собирайтесь в школу, портфель там проверьте, форму, скоро первое сентября, пора снова за двойками идти.
  11. 0
    21 августа 2017 19:00
    Сейчас покажу укроБПЛА:
    1. 0
      22 августа 2017 11:08
      Сильно устарелая информация. Сейчас уже бегают с макетами F-22 и F-35. Подготовка к переходу на стандарты Европы. Так что разведданные Ваши устарели.
  12. 0
    24 августа 2017 18:35
    Curious,
    =Позорная херня - это выдавать себя за специалиста, посетив пару сайтов, где такие же "спецы" побывали немного ранее. =
    Почему вы лжете? Я же ясными буквами написал - обратился к товарищу соответствующей специальности. Не приписывайте мне то, чего я не делал. Стыдно,г-н пАААлковник!

    =В данном случае речь идет не о том, как и из чего делают вертолетные лопасти сейчас...=
    Извините, я вас за язык не тянул и щеки перед вами не раздувал. Ведь это вы посоветовали мне обратиться на завод Камова.

    = ...для такого вертолета как Ми-2 повторить это - не сложно.=
    )))) на табуретной фабрике? Ну-ну... Я вам привел как пример наличие СПЕЦИАЛЬНОГО завода по производству винтов, а вам пох... - "это не сложно". Дерзайте))))

    =...собирайтесь в школу, портфель там проверьте, форму, скоро первое сентября, пора снова за двойками идти.=
    Опять щеки раздуваете, а ведь даже не поняли, что вы понаписали полнейшую дурь. Желаю вам быть первым пассажиром на вертолете с несущим винтом, сделанным по технологии "это не сложно".
    Да....зачастую звание оппонента никак не соответствует наличию у него знаний.
    1. 0
      24 августа 2017 22:57
      Вот Вас плющит! Аж шуба заворачивается от усилий доказать неграмотному свидомиту всю сложность производства вертолетов в общем и несущих винтов в частности и, самое главное, невозможность организации этого процесса на Украине.
      Убедили, что деревянные лопасти не подойдут и надо специальный завод. Придется строить, раз настаиваете. Учтем мнение специалиста.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»