Инкубатор имени Суворова

«Детство в погонах» – тема деликатная. Надо прочувствовать ее на себе, взгляда со стороны недостаточно. Автор 40 лет назад окончил одно из суворовских военных училищ СССР, а в другом, уже российском, преподавал после увольнения в запас. За минувшие десятилетия здесь многое изменилось. Опыт ученика и наставника в одном лице дает моральное право оценивать суворовскую школу в проекциях «как было» и «как стало».

Мода на реформы, охватившая все наши сферы жизни и деятельности, не обошла военное образование. Поэтому в развитии суворовской школы были свои эксперименты, шараханья, достижения и промахи. Предлагаю сравнение того, как было в советское время, с тем, что сейчас по некоторым, на авторский взгляд, важным позициям.

Первая позиция. Хочу в суворовцы!


Как это было? В годы войны множество мальчишек стали сиротами. Их отцы отдали жизни, сражаясь за Родину. Мальчишки ненавидели фашизм, имели жизненную закалку, привыкли к трудностям и лишениям. Некоторые сами были участниками боевых действий (сыны полка, партизаны, подпольщики). Непростая судьба детей создала благодатную почву для их превращения в воинов. Стремление государства помочь им обусловило минимальный возраст для поступления в СВУ – 10 лет. Но прошло время, и ситуация с «детьми войны» выровнялась. Проблема их социальной адаптации потеряла прежнюю остроту, и с 1964 года СВУ перешли на трехлетнюю подготовку (8–10-й классы). С 1969-го срок обучения был сокращен до двух лет (9–10-й классы). Это позволяло сделать больший по численности выпуск (две-три роты одновременно в каждом СВУ при сохранении стандартной «емкости» 500–600 человек), а значит, интенсивнее пополнять ряды курсантов.

В этой связи вспоминаю два момента. Первый: мои учителя и воспитатели называли оптимальным сроком для обучения суворовца три года. И второй: мое поступление в СВУ после 8-го класса было осознанным. В 15-летнем возрасте выбирать профессию уже можно и нужно. Отсюда и меньшие человеческие «потери» к выпуску (здоровье подростка сформировалось, мечта стать офицером – устойчивая).

Инкубатор имени Суворова


Как есть? Директивой министра обороны Сердюкова (№ Д-30 от 21.04.2008) в СВУ снова введен семилетний срок обучения. В них набираются дети после 4-го класса общеобразовательной школы. В чем здесь плюс? Ребенок, все детство которого прошло в мундире и в строю, скорее всего выберет профессию военнослужащего, поскольку ничего другого не представляет. Он будет привычен к требованиям уставов и армейскому режиму жизни. Но в чем опасность? Выбор профессии в столь юном возрасте не является осознанным. В СВУ ребенка либо направляют родители, либо влечет внешняя атрибутика (красивая форма, погоны, восторг от увиденного строя суворовцев на параде). Если через несколько лет он поймет, что ошибся с выбором пути, это будет жизненная трагедия. Стартовые позиции у него и обычного школьника окажутся равными. Но один жил среди родителей и друзей «по ту сторону забора», а другой – в системе искусственно созданных ограничений. В данном случае ради чего?

Вторая позиция. После бала

Как было? Суворовец-выпускник был обязан продолжить обучение в одном из высших военно-учебных заведений МО СССР. Но кроме обязанности (закрепленной подпиской родителей в момент поступления в СВУ), имел заслуженное право быть принятым туда без экзаменов. Еще в СВУ ему шили курсантскую форму соответственно роду войск выбранного военного училища. И в ней он прибывал в вуз. В какой именно? Это зависело от рейтинга, за который суворовец боролся в течение всей учебы (по результатам успеваемости, поведения, военно-научной работы, достижений в спорте, общественной активности и др.). Рейтинг уточнялся ежемесячно, был гласным. Результирующие «места» выпускников определяли их очередность входа на комиссию по распределению. Основным ее инструментом был экран разнарядки (количество мест «под суворовцев» от военных училищ). Первый в рейтинге суворовец мог выбрать любое высшее командное военное училище. Последний подбирал остатки. Это мотивировало. И система работала!



В некоторых ввузах суворовская школа засчитывалась за «курс молодого бойца» (КМБ). Это также служило определенным «бонусом» выпускнику СВУ. В отличие от гражданского юноши суворовец умел стрелять, пользоваться средствами химзащиты, ходить строем, совершать марш-броски и т. д. Поэтому после мандатной комиссии ребята убывали домой, а возвращались в училище к присяге.

Как стало? Каждое 9 мая Россия с гордостью наблюдает за шеренгами суворовцев, марширующих по Красной площади. Но мало кто знает, что было до парада, и что ждет этих ребят после. Круглый год в любую погоду они тренируются на плацу училища. Затем на полтора месяца убывают в одну из воинских частей Московского гарнизона, где тренировки проходят в составе общего парадного расчета. Учеба при этом продолжается, но сил и времени на нее не хватает. Мальчишки выполняют государственную задачу, но закономерно теряют в качестве знаний. Отсюда недобранные баллы ЕГЭ и шанс никуда не поступить, поскольку выпускник СВУ больше не имеет льгот при зачислении в вуз. Трудно представить, что чувствует юноша, семь лет носивший форму, имеющий три медали за участие в парадах, когда он с проходной СВУ направляется служить солдатом по призыву…



Здесь мы имеем результат непродуманного законодательства. Вступивший в силу с 1 сентября 2013 года ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оказался настолько дубово-железобетонным, что в нем нет исключений. В двух министерствах – образования и обороны – следовало бы совместно разработать законопроект (поправку, приложение), восстанавливающий справедливость по отношению к детям, желающим и уже подготовленным (за немалые деньги российских налогоплательщиков) служить Родине.

Описанный выше «бонус» с КМБ также забыт, и суворовцы, став курсантами, осваивают начальную военную подготовку наравне с теми, кто впервые видит автомат, ОЗК и саперную лопату. Но школьник хотя бы прибыл в училище из дому. А суворовец в год поступления передислоцируется из одной казармы в другую, не имея возможности побыть с родственниками.

Третья позиция. Жизнь – Родине!

Не только дать знания, но и воспитать будущего защитника Отечества – смысл и предназначение суворовского военного училища.

Как было? Отвечу просто. Нигде и никогда: ни в высшем военном училище, ни в воинских частях в процессе офицерской службы, ни в военной академии – я не встречал такой четкой уставной организации жизни, службы войск, внутреннего порядка и требовательности со стороны командиров, как это было в СВУ. В далекие 70-е мне был дан такой толчок в пятую точку (в хорошем смысле слова), инерции которого хватило на 34 года дальнейшей службы. Воспитание было отеческим, но жестким. Из нас делали мужчин. И ни у одного моего однокашника не было мысли на что-то пожаловаться, призвать в помощь родителей, прокуроров или попечителей по поводу какой-то несправедливости или строгости воспитателей, педагогов. Мальчишки не только учились, но трудились, обслуживали себя, несли службу в нарядах и отвечали за проступки. Для отчисления суворовца было достаточно решения педсовета, которое принималось по факту употребления спиртных напитков, курения, воровства, самовольной отлучки, драки. С нарушителя перед строем срывались алые погоны, и он направлялся в школу, из которой поступил в СВУ. При получении четвертной «двойки» суворовец «пролетал» с каникулами. При повторном «неуде» – прощай СВУ. Это была суровая школа жизни, которая закаляла характеры.

Как стало? Все тот же ФЗ «Об образовании» полностью приравнял суворовцев к обычным школьникам в смысле прав и обязанностей (прав много, обязанностей никаких). Военная составляющая в жизни суворовцев ослабла. Наряды превращены в формальность, а функции дневального ограничены до уровня, создающего ложное представление о жизни в казарме. Да и как можно понять, что такое наряд по роте, если не существует наряда по училищу (вместо дежурного офицера – сотрудник ЧОПа). Трудовое воспитание – вне закона (чистоту в помещениях обеспечивают уборщицы). В плохой успеваемости виноват учитель. Любая строгость воспитателя или педагога воспринимается как оскорбление. В итоге жалобы от родителей, нередко анонимные, сыплются в адрес прокуратуры и командования по любому поводу. Отчислить суворовца фактически невозможно, какой бы проступок он ни совершил (все тот же ФЗ допускает перевод ребенка из одной школы в другую только по заявлению родителей). Попади в суворовский коллектив случайный мальчишка, и большие неприятности училищу гарантированы. А если к тому же его родители занимают весомое положение в обществе? Виноватыми всегда будут воспитатель, педагог, начальник СВУ. В такой атмосфере выпускник училища оказывается хуже адаптированным к будущей службе, чем его гражданский сверстник, как это ни парадоксально. Ведь школьник, поступающий в военно-учебное заведение, изначально настроен на то, что в армии трудно. А суворовец думает, что условия последних семи лет его жизни – это и есть армия. Но вот он принимает присягу в военном училище. И видит – больше нет нянек, а за учебу и поступки надо отвечать. Это стресс! Причем заложенный в учреждении, предназначенном для исключения подобного стресса.

Сказанное следует воспринимать без огульного обобщения. Многие суворовцы в нынешней системе, как и в прежней, становятся настоящими офицерами и достойны имени великого генералиссимуса.

Четвертая позиция. Кем станешь, сынок?

Как было? В советское время суворовец готовился к выбору одного из военных училищ Сухопутных войск, что оправдано именем полководца, штурмовавшего Измаил и перешагнувшего через Альпы. Впрочем, кто очень хотел стать летчиком или моряком, как правило, добивались направления в соответствующие учебные заведения. Больших проблем здесь не возникало.



Как стало? Сегодня все суворовские военные училища распределены по видам и родам войск ВС РФ. Такое начало воинской специализации полезно тем, кто «угадает» с профилем СВУ. Для других детей (а как в 11 лет не ошибиться?) было бы полезнее расширить общий военный кругозор, сориентироваться в диапазоне воинских профессий и специальностей, чтобы выбор сделать осознанно, исходя из своих наклонностей. В последние годы реорганизации ВС РФ происходили так часто, что один и тот же суворовец, обучаясь в стенах одного СВУ, за годы учебы оказывался в разных видах ВС РФ. И каждое новое подчинение меняло вектор его профориентации. Насколько полезны такие зигзаги – оставим без комментариев.

Пятая позиция. Кто сделает суворовца защитником Отечества

Как было? Все командиры рот, воспитатели и часть педагогов были действующими офицерами, имеющими, кроме военного, педагогическое образование. Начальник СВУ – штатный генерал. Большинство учителей – мужчины. Неудивительно, что они и растили мужчин.



Как стало? Комментаторы ТВ, представляя начальников СВУ, шагающих во главе парадных «коробок» на Красной площади, называют их по воинским званиям (генерал-майор или полковник). Но забывают сказать запаса или в отставке. Увы, в штате СВУ больше нет ни одной военной должности. Все командиры и воспитатели, безусловно, достойные люди, прошедшие офицерскую школу жизни. Некоторые имеют боевой опыт. Но все это в прошлом. Попавшие под «сердюковское» сокращение или уволенные по возрасту, они объективно отдалились от службы, хотя и облачаются в военные мундиры. Среди учителей большинство – женщины. Такая обстановка делает СВУ все меньше военной школой, все больше – обычным интернатом.

Шестая позиция. Будь здоров, сынок!

Как было? Конкурс в СВУ был огромным не только из-за экзаменов по математике и русскому языку, но и по требованиям к состоянию здоровья. Через три медкомиссии (в районном, областном военкоматах и в СВУ) «просачивались» от силы 10–20 процентов кандидатов. Через два-три года, окрепнув и закалившись в училище, они были годны хоть в морскую пехоту, хоть в ВДВ.

Как стало? Во-первых, «проходные» критерии здоровья для поступления в СВУ огрублены. Эта планка опущена ниже, чем требования к абитуриентам вузов МО РФ. Во-вторых, в 11 лет дать прогноз, как изменится здоровье суворовца после переходного возраста, невозможно. И часть выпускников СВУ оказываются вне Вооруженных Сил по медицинским показателям. Целесообразность такой семилетней учебы с позиций затрат МО РФ и судьбы самого подростка не бесспорна.

Седьмая позиция. Есть ли жизнь за забором?

Личность человека формируется в детстве. И очень важно, чтобы не было пропущенных этапов развития.

Как было? Поступив в СВУ после 8-го класса, мои сверстники успевали накопить некоторый опыт взаимодействия в «обычной среде». Взять хотя бы общение с противоположным полом: посидеть за одной партой с девочкой, побегать за ней на перемене, обменяться «секретными» записками, проводить из школы домой, поднести портфель и т. д. Все эти «глупости» – закономерная школа физического созревания и социального взросления.

Как стало? Если столь важный этап жизни пропустить, не прожить, заменить его чем-то другим, в дальнейшем это может непредсказуемым образом отразиться на свойствах личности. Как именно? Фантазировать не буду, но предполагаю, что оторванность мальчика с 11-летнего возраста от внешнего мира таит в себе ряд психологических опасностей, нацеленных в его будущее. Внутри «своей» военной среды они проявляются не так остро. Но социальная адаптация бывшего суворовца «во внешнем мире» может оказаться сложной. Насколько? Это должны исследовать профессионалы.

В деле воспитания и обучения будущих защитников России реальных проблем гораздо больше. И далеко не все можно решить на местном уровне, в конкретном СВУ, НВМУ, ПКК и т. д. Многие вопросы являются системными. Ответы нужно искать на уровне государственных институтов. И делать это последовательно и взвешенно, дабы не наломать новых дров…

Все вышеизложенное не является официальной позицией руководства или трудового коллектива какого-либо довузовского образовательного учреждения. Это точка зрения автора, которую можно учитывать, а можно сделать вид, что все и так хорошо…

Школа русской элиты

Идея превращения детей в витязей уходит в глубь истории. В Древней Руси существовали обряды «воинского пострига», «посажения на боевого коня», «опоясывания мечом», означавшие определенные ступени воинского взросления. Короткое детство заканчивалось поступлением 15-летнего юноши в княжескую дружину. Петр I проблему повышения качества армии решил привлечением в ее ряды самого образованного сословия, для которого вводилась обязательная служба с 16 лет. Так называемые недоросли, успешно проэкзаменованные особыми комиссиями, направлялись на учебу в гвардейские полки. Остальные «писались солдатами» или шли на иную государеву службу. Уклониться от нее можно было только с одновременным лишением дворянского титула, земли и привилегий.

Со временем для исполнения офицерских обязанностей стало недостаточно подготовки в учебном полку. Новое оружие, стратегия и тактика требовали специального образования. На этой волне в ряде стран появляются кадетские корпуса. «Кадет» означает несовершеннолетний. Так назывались молодые дворяне, зачисленные на службу, но еще не произведенные в офицеры. Из Франции название перекочевало во многие государства, включая Россию.

На протяжении почти трех веков из выпускников кадетских корпусов формировалась элита русского народа. Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, генералы Тормасов, Брусилов и Карбышев, адмиралы Ушаков и Нахимов, художники Верещагин и Боголюбов, географы Крузенштерн, Беллинсгаузен и Кропоткин, писатели Достоевский, Толстой и Куприн, конструктор Мосин, летчик-испытатель Нестеров, физиолог Сеченов.

Советская власть в разгар Великой Отечественной войны возродила кадетское воспитание в формате суворовских военных училищ (СВУ) и Нахимовского военно-морского училища (НВМУ). С 1943 по 1990-й их число менялось, составляя в максимуме 12. После распада СССР наряду с СВУ и НВМУ в системе довузовского образования появились президентские кадетские училища, морские и казачьи кадетские корпуса, кадетские школы, филиалы НВМУ, пансион воспитанниц. В Советском Союзе аналогичных учреждений было значительно меньше.
Автор: Юрий Криницкий
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/38375


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 30

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. kunstkammer 19 августа 2017 16:21
    "эффективные менеджеры", ломая отработанную десятилетиями структуру, предложить что-то новое и современное просто не в состоянии. И в итоге создают полную профанацию системы суворовских училищ.
    Не ломать через колено советскую систему воспитания суворовцев надо было, а постепенно вводить в неё наиболее эффективные и современные методы. Например, готовить с молодых лет компьютерных гениев-программистов. Тогда и в гражданской жизни они "не потеряются".

    p.s. сразу после войны приходившие в суворовское училище молодые офицеры-воспитатели очень смущались когда им задавали простенький вопрос: А где Вы были когда мы Варшаву брали?
    1. Titsen (Ig Titsen) 19 августа 2017 16:57
      Цитата: kunstkammer
      сразу после войны приходившие в суворовское училище молодые офицеры-воспитатели очень смущались когда им задавали простенький вопрос: А где Вы были когда мы Варшаву брали?


      А ответить нечего...

      Такие неудобные вопросы задают и преподавателям в военных училищах и военных академиях - и некоторые молчат...

      СТЫДОБА ! ! ! ! !
      1. Нонна (Нонна ) 20 августа 2017 09:41
        Надоели статьи в стиле - всепропало. Конкурс в училища просто бешеный. Мой племянник поступал в этом году. Три месяца нервотрепки по сбору документов, прохождениями, сдачи экзаменов - в итоге - пролетели и в нахимовском(по здоровью) и в кадетском. Мамаши со своими сынами не знают - что делать. Учиться они не хотят, постоянно сидят в инете, дисциплины нет. Полный геморрой с подростковым возрастом и его психологическими проблемами. Вот причины, чтобы отдать парней на воспитание государству и узнать, что такое мужской коллектив. Хуже, чем дома- не будет. Так что с точки зрения матери - .военные училища - просто отличный ход для всех российских матерей
        1. ShKAS_mashingun 20 августа 2017 18:33
          Цитата: Нонна
          Так что с точки зрения матери - .военные училища - просто отличный ход для всех российских матерей

          Ну да, самый простой выход, ничего самими не предпринимая в деле воспитания собственного ребёнка, отдать его в армию (школу) пусть с ним там другие мучаются. Родители стали бездельники, всё от школы чего то хотят, а сами палец о палец не ударят. А чуть что бегут в школу жаловаться на учителя, как же дитятю обидели негодные воспитатели
          1. Rey_ka (Андрей) 21 августа 2017 08:57
            Так ювенальщина отобрала последний аргумент в споре и наставлении на путь истиный! "Меня Сидорова младшего Сидоров старший драл как Сидорову козу" (с)
      2. Rey_ka (Андрей) 21 августа 2017 08:15
        это детская психология самоутверждения в стае. Понятно что "сын полка" прошел более жесткую школу чем вновь призванный. Вы думаете сейчас этого нет? даже на гражданке приходится мне преподу с 10 летним стажем в ВУЗе доказывать чуть не каждый день что я профессионал
  2. seti (Матвей Ливанов) 19 августа 2017 16:31
    Толковая статья. Но нужно понимать что времена изменились и что то всегда меняется. Возможно и не в лучшую сторону.
    1. moskowit (Николай Иванович) 19 августа 2017 19:56
      После распада СССР наряду с СВУ и НВМУ в системе довузовского образования появились президентские кадетские училища, морские и казачьи кадетские корпуса, кадетские школы, филиалы НВМУ, пансион воспитанниц. В Советском Союзе аналогичных учреждений было значительно меньше.

      А качество подготовки было заметно выше. Выпускник-суворовец был лучше подготовлен чем выпускник средней школы. Плюс военная подготовка и физическое развитие....
    2. Удав КАА (Александр) 19 августа 2017 22:55
      Цитата: seti
      Толковая статья.

      Ностальгию навеяла.. Пара ремарок.
      1. Конкурс документов в 1971 году был порядка 50 на место. Вызвали в Калинин при конкурсе 1:25. Абитура в старом здании, 2-х ярусные койки...После каждого экзамена зачитывался список в "полосатый рейс" -- провалившийся абитуриент нес на плече матрас, для сдачи на склад. После сдачи последнего экзамена по традиции зачитали список, мы вышли из строя, настроение ниже плинтуса, некоторые "засопели". Оставшиеся подшучивали над нами, приглашали на следующий год приезжать снова. И вдруг команда: "На пра -во! в новый корпус... шагом -- марш! Остальным -- за матрасами!" Что тут было!!! Немая сцена из "Ревизора" блекла по драматичности ситуации...
      2. Но прошло конкурсный отбор в 2 раза больше, чем нужно было принять. Медкомиссия подравняла остальных...Тоже трагедия была...Причем в лучших советских традициях : диагноз ставила психиатрия-невралгия...Тут уж не поспоришь!
      3. Экзамен по ФИЗО. Подтягивание. И бег по пересеченной местности на 1 км. С перепугу, видимо, пробежал за 3 мин 05 сек. Оказалось, на 3 спортивный разряд. Нач физподготовки сразу записал в свой блокнотик..Потом 2 года бегал за сборную по военному многоборью. И на 1-ом этапе городской эстафеты 1 мая. Главное было не упасть. Умудрялся передавать палочку 4-5 в забеге. Далее неслись наши стаеры-спринтеры. В итоге всегда -- 1-е место.
      Цитата: moskowit
      А качество подготовки было заметно выше.

      Точно! Диплом военного переводчика 3 класса. Призер олимпиад по математике, физике и химии. Первые спортивные разряды по плаванию, военному многоборью, лыжам, чемпион училища в беге на 400м...
      Но вспоминается лагерный сбор 72 года. Подъем взывом взрывпакета в 4:30 утра. "Боевая тревога!" Получаем автоматы, противогазы, КЗИ, МСЛ...И побежали на рубеж...Дале взрыв слева...пулемет (правда холостыми). Окапываемся лежа, и так до окопа полного профиля. Благо пожалели, не заставили соединять в линию наши индивидуальные ячейки.
      А далее был урок выживания: вырытая за 1 метр от уреза Волги ямка, наполненная водой, таблетки обеззараживания воды, лягушачьи лапки, поджаренные на малой саперной лопатке, кусочки порубленного ужа...Все попробовали...
      во главе парадных «коробок» на Красной площади,
      Был направляющим 7-й шеренги 2-ой парадной коробки КлСВУ в 1972 г на 100 параде. Именно тогда нам впервые вручили медальку "Участнику 100-го парада на Красной площади". А уж как нас дрессировали строевой подготовкой -- это отдельная повесть.
      С 1943 по 1990-й их число менялось, составляя в максимуме 12.
      В 1971-73 гг их было всего 7, плюс Нахимовское МВУ. Так на олимпиаде и соревновались.
      А вот чего никогда не было -- это воровства. Деньги просто лежали в тумбочках. Посылки из дома съедались всем классом...никто никогда не хоимячил и не крысятничал...
      А вот закалка, база, полученная в КлСВУ -- это на всю оставшуюся жизнь! Как у суворовца Трофимова...
  3. kunstkammer 19 августа 2017 16:42
    у нас в Суворовском система была достаточно суровая. Но при этом, офицеры-воспитатели постоянно говорили: это ещё цветочки, вот станете курсантами, поймёте что такое настоящая армия.
    Мои суворовские "цветочки" оказались горше всех других ягод. Это даже в какой-то мере расслабляло.
  4. Radikal 19 августа 2017 16:43
    Правильная, и своевременная статья! good
  5. Старый Воин (Белов Николай Львович) 19 августа 2017 16:45
    Трудно представить, что чувствует юноша, семь лет носивший форму, имеющий три медали за участие в парадах, когда он с проходной СВУ направляется служить солдатом по призыву…

    Это что же, суворовцу, нынче, служить солдатом западло? "Харо-о-шие" из них офицеры вырастут....
    1. 3x3zsave ( антон) 19 августа 2017 18:44
      А у нас вообще пойти в армию по призыву - "западло". Ситуация начала менятсься пару лет назад. Мои ровесницы (!)(плюс-минус) начали осознанно отправлять сыновей в армию. Пытался понять мотивацию, ничего внятного не услышал. Но факт. Жаль, мои не служили, зрение, клянусь, не отмазывал. Может, младший пойдет.
      1. moskowit (Николай Иванович) 19 августа 2017 19:59
        имеющий три медали за участие в парадах,

        Да, с "медалями" у нас "концерт" блин.... Не каждый воин, прошедший войну с тремя возвращался....
  6. Earnest (Сергей) 19 августа 2017 18:02
    Цитата: Старый Воин
    Трудно представить, что чувствует юноша, семь лет носивший форму, имеющий три медали за участие в парадах, когда он с проходной СВУ направляется служить солдатом по призыву…

    Это что же, суворовцу, нынче, служить солдатом западло? "Харо-о-шие" из них офицеры вырастут....

    У меня под опекой состоял мальчик, оставшийся без родителей. Насмотревшись на мой "идеал", решил тоже стать офицером, а после сериала "Кадеты" заболел Суворовским. Я был против. Парень втихую сам задолбал военкомат, прошел комиссию, и поставил меня перед фактом "поступаю" только тогда, когда надо было на областную комиссию ехать и оформлять согласие опекуна на поступление. Убедил меня. Поступил. Тяжело ему было, но закончил Свердловское СВУ. А что у нас произошло при табуреткине? Набора в ВВУзы нет в 2012 г., попробовал поступитьв Новосибирское, на спецфакультет - по зрению не прошел. Куратор предложил финт ушами - поступить в техническое училище погранвойск, геройски закончить пару курсов на "отлично" и перевестись оттуда в Голицино. Хороший вариант, но... В кадрах сидел негодяй и разболтай, котрый ЗАБЫЛ отправить личное дело в училище. Мальчишка сидит, а вызова всё нет... Поднял на уши старые контакты, дошел до начальника контрразведки одной из армий - узнали причину. Думаете, всё наладилось? Прям вот быстро переслали личное дело в в приемную комиссию и парень поехал? Ага, два раза - рука руку моет. Кадровиков не объедешь - ещё раз внимательно изучив личное дело мальчишки, выяснили, что его мать, убитая в 2004 г. сожителем, была судима за содержание притона. И стал мальчик неблагонадёжным!!!!! И отказали ему в поступлении. "Сын за отца не отвечает"? А за мать - ответил, даже через 8 лет после её смерти. И плевать, что у опекун подполковник, комиссованный в 32, с наградами и правами, всё пузо в шрамах, плевать на СВУ. Я
    так задолбал этих уродов, что мне нач отдела кадров управления ФСБ по округу звонил лично, чтобы я успокоился. Как вы думаете, парень теперь прям горит желанием служить солдатом за эту Родину? Нет, он взял и поступил на бюджет в С-ПбГУ, закончил его в прошлом году и теперь работает на Кипре, плюя в сторону ВС РФ. И я его понимаю.
  7. andrewkor 19 августа 2017 18:37
    Как мы ,восьмиклассники,радовались за своего одноклассника,поступавшего в СВУ и как все огорчались, когда он не прошёл по здоровью,но парень все равно стал военным,танкистом!
  8. kunstkammer 19 августа 2017 18:40
    сразу после войны приходившие в суворовское училище молодые офицеры-воспитатели очень смущались когда им задавали простенький вопрос: А где Вы были когда мы Варшаву брали?

    Это к тому, что молодые офицеры тогда хоть смущались. А сейчас эти "менеджеры" в компании с своими кавалер-девицами после "управления" в 90-е годы своими коммерческими ларьками, стали сейчас "государственными" деятелями и без зазрения совести (это понятие у них полностью отсутствует) уничтожают кровью и потом созданную Славу Русской армии, соль земли русской - офицерский корпус.
  9. 16112014nk (Николай) 19 августа 2017 19:33
    В советское время, чтобы поступить в СВУ, один из родителей должен быть военным. Я два раза поступал в Калининское СВУ, после 8го и после 9го классов. Оба раза "не прошёл по конкурсу". У меня отец был обычный рабочий, а у всех, с кем я общался в училище отцы были в звании от капитана.
    1. 406пмп2гв (михаил) 21 августа 2017 20:19
      далеко не факт, по себе знаю.
    2. chenia (kanonier) 22 августа 2017 10:16
      Цитата: 16112014nk
      В советское время, чтобы поступить в СВУ, один из родителей должен быть военным.


      В ВУ во взводе было 6 кадетов и не у одного родители были военными, а вот почти треть взвода были детьми военнослужащих (офицеры своих детей отдавали в СВУ очень редко).

      Насчет пошива формы в СВУ тоже автор приврал, все ходили в х/б на КМБ, перед присягой получили парадку и п/ш.
      Да и КМБ кадеты были в полном(точно не помню давно уже было) составе, они кстати командовали отделениями (у нас во взводе было 2 КО кадеты).
      Где то полгода или чуть больше они "кучковались" отдельно, потом стали вливаться в уже к этому времени сформировавшиеся группы по интересам.

      Вообще пол года в ВУ, это "выравнивание" в профессиональном плане. С гражданки уже догнали даже курсантов из солдат (их тоже часто ставили КО, и всегда ЗКВ, старшина)
  10. Ураган70 (Егорка с бугорка) 19 августа 2017 20:28
    Чего за название статьи? Автор, ты фермер- неудачник? Вроде вопрос серьезный, а подача как для быдла!
    1. moskowit (Николай Иванович) 19 августа 2017 21:01
      Вы абсолютно правы! Но будьте воспитание.... И выше... Зачем унижать Автора... Напишите статью "в противовес"... Заголовок, полнейшее безобразие. Интересно, почему ни один суворовец не возмутился???
      Такое название подходит больше для передач нашего пошлейшего телевидения, с огромным количеством пляшущих и воющих недоумков под патронажем, не далеко от них ушедших нынешних "звёзд шоу бизеса".....
    2. Rey_ka (Андрей) 21 августа 2017 08:33
      Ну как раз для Вас он и старался вроде как попал!
    3. kriniza 23 августа 2017 15:20
      Отвечает автор статьи Криницкий Ю.В. Заголовок покоробил не только читателей, но и меня - автора статьи. Материал отсылался в газету под названием "Служить державе с юных лет". Но в редакции Военно-промышленного курьера решили выпендриться. Им, видите ли, нужна сенсация... И без моего согласия врубили "Инкубатор". Я, сам суворовец, себя инкубаторским не считаю. Где-то так...
  11. Алексей Соболев (Алексей) 20 августа 2017 00:57
    Спасибо за статью!
  12. irazum (игорь) 20 августа 2017 03:11
    Хорошая статья, Спасибо!
  13. kunstkammer 20 августа 2017 13:11
    Цитата: moskowit
    Да, с "медалями" у нас "концерт" блин.... Не каждый воин, прошедший войну с тремя возвращался....

    а как Вам ГВАРДЕЙСКОЕ Суворовское училище? Я понимаю, после войны ребята из Гвардейских частей учиться приходили - они настоящие Гвардейцы! Но Гвардейское СВУ - это уже полное извращение сути звания гвардейца.
    Впрочем, как и Гвардейская полиция - Росгвардия. Скоро дойдём до гвардейских таможен, ДПС... далее по желанию бывших начальников киосков.
  14. kunstkammer 20 августа 2017 23:39
    Цитата: Удав КАА
    Был направляющим 7-й шеренги 2-ой парадной коробки КлСВУ в 1972 г на 100 параде.

    Привет! А я шёл в 1-ой московской коробке, 2-й ряд.
    Извини, всё хотел узнать: мы вас называли «колами» из-за «Кл» на погонах. А вы наверное тоже как-то нас прозывали? Напиши. Только без обид, ладно?
  15. kriniza 23 августа 2017 15:31
    Уважаемые читатели. Я, автор статьи Юрий Криницкий, благодарю Вас за внимание и даже критику. Должен заметить, что статья в газету Военно-промышленный курьер отсылалась с названием "Служить державе с юных лет". Но её переименовали без моего согласия в "Инкубатор". Мне такая сенсационность была совершенно не нужна. Ведь содержание статьи абсолютно корректное, взвешенное. К сожалению, это стиль нынешних Главных и остальных редакторов...
  16. demokrat86 (Андрей ) 23 августа 2017 20:16
    Автор молодец, поднял нужные вопросы, жаль что этого не понимают на верху. Закончил УгСВУ, рязанскую автомобилку и сейчас служу уже в звании капитан. И каждый раз сталкиваешься с блатом, из СВУ и военных училищ сделали детские сады, армия ещё хуже. Без денег и связей добиться и куда то попасть почти не реально. И общаясь с нынешними суворовцами, курсантами, молодыми офицерами все больше и больше ох....ь от этого дур дома
Картина дня