60 лет назад состоялся первый успешный запуск советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7

21 августа 1957 года, ровно 60 лет назад, с космодрома Байконур была успешно запущена первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7. Эта советская ракета стала первой межконтинентальной баллистической ракетой, прошедшей успешные испытания и доставившей боеголовку на межконтинентальную дальность. Р-7, которую называли также «семеркой» (индекс ГРАУ — 8К71), была двухступенчатой МБР с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полета 8 тысяч километров.

В дальнейшем, с 20 января 1960 по конец 1968 года, модификация данной ракеты под обозначением Р-7А (индекс ГРАУ — 8К74) с увеличенной до 9,5 тыс. километров дальностью полета находилась на вооружении РВСН СССР. В странах НАТО данная ракета получила известность как SS-6 Sapwood. Эта советская ракета стала не только грозным оружием, но и серьезной вехой в отечественной космонавтике, став базой для создания ракет-носителей, предназначенных для вывода в космос космических аппаратов и кораблей, в том числе пилотируемых. Вклад данной ракеты в освоение космоса огромен: на ракетах-носителях семейства Р-7 были запущены в космос многие искусственные спутники Земли, начиная с самых первых, а также состоялся полет первого человека в космос.

История создания ракеты Р-7


История создания МБР Р-7 началась задолго до того, как состоялся первый ее старт, — в конце 1940-х начале 1950-х годов. В этот период по результатам разработок одноступенчатых баллистических ракет Р-1, Р-2, Р-3 и Р-5, которыми руководил выдающийся советский конструктор Сергей Павлович Королёв, стало ясно, что в будущем для достижения территории потенциального противника потребуется существенно более мощная составная многоступенчатая ракета, идея создания которой ранее была озвучена знаменитым российским теоретиком космонавтики Константином Циолковским.

60 лет назад состоялся первый успешный запуск советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7

Еще в 1947 году Михаил Тихонравов организовал в НИИ артиллерийских наук отдельную группу, которая начала осуществлять систематические исследования возможности разработки составных (многоступенчатых) баллистических ракет. Изучив результаты, которые были получены данной группой, Королёв принял решение провести эскизное проектирование мощной многоступенчатой ракеты. Предварительные изыскания по разработке МБР начались в 1950 году: 4 декабря 1950 года Постановлением Совета Министров СССР была поставлена комплексная поисковая НИР по теме «Исследование перспектив создания РДД разных типов с дальностью полета 5-10 тысяч километров и массой боевой части от 1 до 10 тонн». А 20 мая 1954 года вышло еще одно постановление правительства, которое официально ставило перед ОКБ-1 задачу по разработке баллистической ракеты, которая смогла бы нести термоядерный заряд на межконтинентальную дальность.

Новые мощные двигатели для ракеты Р-7 создавались параллельно в ОКБ-456, работами руководил Валентин Глушко. Систему управления для ракеты проектировали Николай Пилюгин и Борис Петров, стартовый комплекс — Владимир Бармин. К работе был привлечен и ряд других организаций. Одновременно с этим в стране был поставлен и вопрос о строительстве нового полигона, предназначенного для испытаний межконтинентальных баллистических ракет. В феврале 1955 года вышло очередное постановление Правительства СССР о начале постройки полигона, которому было присвоено название 5-й Научно-исследовательский и испытательный полигон Министерства обороны (НИИП-5). Полигон решено было строить в районе аула Байконур и разъезда Тюра-Там (Казахстан), впоследствии он вошел в историю и известен и по сей день именно как Байконур. Космодром строился как особо секретный объект, стартовый комплекс для новых ракет Р-7 был готов в апреле 1957 года.

Проектирование ракеты Р-7 было закончено в июле 1954 года, а уже 20 ноября того же года постройка ракеты была официально одобрена Советом министров СССР. К началу 1957 года первая советская межконтинентальная баллистическая ракета была готова к испытаниям. Начиная с середины мая 1957 года, проводилась первая серия испытаний новой ракеты, она продемонстрировала наличие серьезных недостатков в ее конструкции. 15 мая 1957 года был выполнен первый запуск МБР Р-7. Согласно визуальным наблюдениям полет ракеты протекал нормально, однако затем в хвостовом отсеке стали заметны изменения в пламени истекающих газов из двигателей. В дальнейшем после обработки телеметрии было установлено, что в одном из боковых блоков возник пожар. После 98 секунд управляемого полета из-за потери тяги произошло отделение данного блока, после чего последовала команда на выключение двигателей ракеты. Причиной аварии была названа негерметичность топливной магистрали горючего.


Следующий запуск, который был намечен на 11 июня 1957 года, не состоялся из-за неисправности двигателей центрального блока. Несколько попыток запустить двигатели ракеты ни к чему не привели, после чего автоматика выдала команду на аварийное отключение. Руководством испытаний было принято решение слить топливо и снять МБР Р-7 со стартовой позиции. 12 июля 1957 года ракета Р-7 смогла взлететь, но на 33 секунде полета была потеряна устойчивость, ракета начала отклоняться от заданной полетной траектории. В этот раз причиной аварии назвали замыкание на корпусе цепей управляющего сигнала интегрирующего прибора по каналу вращения и тангажа.

Лишь четвертый пуск новой ракеты, который состоялся 21 августа 1957 года, был признан успешным, ракета впервые смогла достичь района заданной цели. Ракета стартовала с Байконура, отработала активный участок траектории, после чего головная часть ракеты попала в заданный квадрат полуострова Камчатка (ракетный полигон Кура). Но и в этом четвертом пуске не все было гладко. Основным недостатком запуска стало разрушение головной части ракеты в плотных слоях атмосферы на нисходящем участке ее траектории. Телеметрическая связь с ракетой была потеряна за 15-20 секунд до расчетного времени достижения земной поверхности. Проведенный анализ упавших элементов конструкции головной части ракеты Р-7 позволил установить, что разрушение началось с наконечника головной части, а также одновременно с этим уточнить величины уноса ее теплозащитного покрытия. Полученная информация позволила доработать документацию на головную часть ракеты, уточнить прочностные и конструкторские расчеты, компоновку, а также изготовить новую ракету в кратчайшие сроки для очередного пуска. При этом уже 27 августа 1957 года в советской печати появилась новость об успешном испытании в Советском Союзе сверхдальней многоступенчатой ракеты.

Положительные результаты полета первой советской МБР Р-7 на активном участке траектории позволили использовать данную ракету для запуска первых в истории человечества искусственных спутников Земли 4 октября и 3 ноября того же года. Изначально создаваемая как боевая ракета Р-7 обладала необходимыми энергетическими возможностями, которые позволяли с ее помощью выводить в космос (на околоземную орбиту) значительную массу полезной нагрузки, что и было наглядно продемонстрировано запуском первых советских спутников.


По результатам проведения 6 испытательных запусков МБР Р-7 ее головная часть была существенно доработана (по сути, заменена новой), доработке подверглась система отделения головной части, а также были применены щелевые антенны телеметрической системы. 29 марта 1958 года впервые состоялся запуск, который был успешным в полном объеме (головная часть ракеты достигла цели без разрушения). При этом в течение 1958 и 1959 годов продолжались летные испытания ракеты, по результатам которых в ее конструкцию вносились все новые доработки. В результате постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС № 192-20 от 20 января 1960 года ракета Р-7 была официально принята на вооружение.

Конструкция ракеты Р-7

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, созданная в ОКБ-1 под руководством главного конструктора Сергея Павловича Королёва (главный проектировщик Сергей Сергеевич Крюков), была построена по так называемой «пакетной» схеме. Первая ступень ракеты состояла из 4-х боковых блоков, каждый из которых имел длину 19 метров и наибольший диаметр 3 метра. Боковые блоки были расположены симметрично вокруг центрального блока (вторая ступень ракеты) и соединены с ним нижним и верхним поясами силовых связей. Конструкция блоков ракеты была одинаковой. Каждый из них состоял из опорного конуса, силового кольца, топливных баков, хвостового отсека, а также двигательной установки. На всех блоках были установлены ЖРД РД-107 с системой насосной подачи компонентов топлива. Данный двигатель был построен по открытой схеме и включал в себя 6 камер сгорания. При этом две камеры применялись в качестве рулевых. ЖРД РД-107 развивал у земной поверхности тягу в 82 тонны.

Вторая ступень ракеты (центральный блок) включала в себя приборный отсек, бак для горючего и окислителя, силовое кольцо, хвостовой отсек, маршевый двигатель и 4 рулевых агрегата. На второй ступени был размещен ЖРД-108, который по конструкции был аналогичен РД-107, но отличался большим количеством рулевых камер. Данный двигатель развивал у земли тягу 75 тонн. Включался он одновременно с двигателями первой ступени (еще в момент старта) и работал соответственно дольше, чем ЖРД первой ступени. Запуск всех имеющихся двигателей первой и второй ступени прямо на старте выполнялся по той причине, что в то время у создателей ракеты не было уверенности в возможности надежного зажигания двигателей второй ступени на большой высоте. С похожей проблемой тогда столкнулись и американские конструкторы, которые работали над своей МБР «Атлас».

ЖРД РД-107 в Мемориальном музее космонавтики в Москве

Все двигатели первой советской МБР Р-7 использовали двухкомпонентное топливо: горючее — керосин Т-1, окислитель — жидкий кислород. Для привода турбонасосных агрегатов ракетных двигателей был применен горячий газ, образующийся в газогенераторе при каталитическом разложении перекиси водорода, а для наддува баков использовался сжатый азот. Для обеспечения заданной дальности полета ракеты на ней была размещена автоматическая система регулирования режимов работы двигателей, а также система синхронного опорожнения баков (СОБ), что позволило уменьшить гарантийный запас топлива. Конструктивно-компоновочная схема ракеты Р-7 обеспечивала запуск всех ее двигателей в момент старта при помощи специальных пирозажигательных устройств, они были размещены в каждой из 32 камер сгорания. Маршевые ЖРД данной ракеты для своего времени выделялись очень высокими энергетическими и массовыми характеристиками, а также выгодно отличались своей высокой степенью надежности.

Система управления межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 была комбинированной. Автономная подсистема отвечала за обеспечение угловой стабилизации и стабилизации центра масс во время нахождения ракеты на активном участке траектории. А радиотехническая подсистема отвечала за коррекцию бокового движения центра масс на завершающем этапе активного участка траектории и выдачу команды на выключение двигателей. Исполнительными органами системы управления ракетой являлись воздушные рули и поворотные камеры рулевых двигателей.

Значение ракеты Р-7 в деле покорении космоса

Р-7, которую многие называли просто «семеркой», стала прародителем целого семейства ракет-носителей советского и российского производства. Они были созданы на основе МБР Р-7 в ходе глубокого и многоэтапного процесса модернизации. Начиная с 1958 года и по настоящее время, все ракеты семейства Р-7 производятся «ЦСКБ-Прогресс» (Самара).

Ракеты-носители на базе Р-7

Удачность и, как следствие этого, высокая надежность конструкции ракеты в совокупности с достаточно большой для МБР мощностью позволили использовать ее и в качестве ракеты-носителя. Уже в процессе эксплуатации Р-7 в этом качестве были выявлены некоторые недостатки, происходил процесс ее постепенной модернизации для повышения массы выводимой на орбиту полезной нагрузки, надежности, а также расширения спектра решаемых ракетой задач. Ракеты-носители данного семейства по-настоящему открыли всему человечеству космическую эру, с их помощью, среди всего прочего, были осуществлены:

— вывод на земную орбиту первого в истории искусственного спутника;
— вывод на земную орбиту первого спутника с живым существом на борту (собака-космонавт Лайка);
— вывод на земную орбиту первого корабля с человеком на борту (полет Юрия Гагарина).

Надежность конструкции созданной Королёвым ракеты Р-7 позволила разработать на ее базе целое семейство ракет-носителей: «Восток», «Восход», «Молния», «Союз», «Союз-2» и различных их модификаций. При этом новейшие из них активно используются и в наши дни. Ракеты семейства Р-7 стали самыми массовыми в истории, число их запусков уже составляет порядка 2000, они же признаются и одними из самых надежных в мире. На сегодняшний день все пилотируемые запуски Советского Союза и России осуществлены при помощи ракет-носителей данного семейства. В настоящее время Роскосмосом и Космическими войсками активно эксплуатируются ракеты «Союз-ФГ» и «Союз-2» данного семейства.

Дублирующая копия гагаринского «Востока-1». Экспонируется на территории музея космонавтики в Калуге


Источники информации:
https://ria.ru/spravka/20120821/727374310.html
http://www.soyuz.by/news/expert/34128.html
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/r-7/r-7.shtml
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 24

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Мур (Андрей) 21 августа 2017 06:23
    Уважаемые коллеги, скажите: никого не шокирует тот факт, что за 60(!!) лет не придумано ничего принципиально нового в части освоения космического пространства?
    Что такое 60 лет в эпоху НТП?
    Например:
    -путь от первых подводных аппаратов до АПЛ;
    -от паровых машин до АЭС;
    -от окопного бомбомёта до ПТУРС.
    А тут как будто какое-то вето наложено...ИМХО, естественно.
    1. Сан Саныч (Олег Андреев) 21 августа 2017 09:23
      в авиастроении тоже самое, Боинг-737 и 747 появились в 60-х, и до сих пор летают, их конечно улучшают, но принципиально более прогрессивного ничего не предложено, прошло 50 лет, а если от 60-х отсчитать хотя бы 40 лет, к примеру в 20-е, и сравнить самолеты 20-х и 60-х, то контраст получится не сопаставимый
      1. А1845 (Михаил) 21 августа 2017 09:29
        Цитата: Сан Саныч
        сравнить самолеты 20-х и 60-х,

        даже сравнить фанерные бипланы начала 30-х и реактивные конца 40-х
      2. ник7 (Евгений) 13 сентября 2017 09:49
        А вот например велосипед, основанный на мускульной силе, можно ли, принципиально усовершенствовать велосипед?
        Как велосипед принципиально не совершенствуй, и из титана и из нано, а мотоцикл превосходит велосипед по дальности и скорости.Не совершенствовать надо, а переходить на новую технологию, основанную на новых физических принципах работы.
        Есть хорошая книга по теме - С. Лем. "сумма технологий"
    2. А1845 (Михаил) 21 августа 2017 09:27
      Цитата: Мур
      никого не шокирует тот факт, что за 60(!!) лет не придумано ничего принципиально нового в части освоения космического пространства?

      на первый взгляд - да. Но под другим углом зрения космическая отрасль решает свои задачи - связь и навигация есть, разведка работает неусыпно. А героика освоения пространств тихо ушла в забытие..
    3. Rus2012 (Рус) 21 августа 2017 10:00
      Цитата: Мур
      Что такое 60 лет


      Госкомиссия по испытаниям ракеты Р-7 и первого спутника, а также руководители испытаний.
      Площадка 10 полигона Тюратам, осень 1957 г.
      Слева направо сидят: Г.Р. Ударов, А.И. Семёнов, А.Г. Мрыкин, М.В. Келдыш, С.П. Королёв, В.М. Рябиков, М.И. Неделин, Г.Н. Пашков, М.С. Рязанский, К.Н. Руднев, В.П. Глушко, В.П. Бармин, В.И. Кузнецов;
      стоят: П.Е. Трубачёв, Г.А. Тюлин, Н.Н. Смирницкий, Н.А. Пилюгин, А.А. Васильев, В.И. Ильюшенко, А.И. Носов, А.Ф. Богомолов, К.Д. Бушуев, В.И. Курбатов,К.В. Герчик .

      Сплошь Легенды!

      А ведь была ещё большая фотография с большинством участников Первого пуска Р-7.
      Я его видел в Подлипках в двигательном отделении Борздыко Виктора Георгиевича.
    4. dzvero (Иво) 21 августа 2017 10:30
      Не придумано ничего принципиально нового, потому что физика не предлагает ничего принципиально нового, что может послужит фундаментом принципиально новых технологий.
      Между прочим, етот вопрос принципиальный - как мне кажется, современная наука уперлась в своего рода потолок и космонавтика самый наглядный пример нынешнего восприятия устройства мироздания. Нужен фундаментальный прорыв чтобы перейти на новый уровень развития.
      1. Сан Саныч (Олег Андреев) 21 августа 2017 13:50
        не наука "уперлась" в "потолок", а кто-то или "что-то" диктует "моду" , или как сейчас это принято называть- тренд(пресловутый, не люблю я эти новомодные словечки)
      2. voyaka uh (Alexey) 21 августа 2017 16:16
        "Между прочим, етот вопрос принципиальный - как мне кажется, современная наука уперлась в своего рода потолок "///

        Нет. Наука развивается бешенными темпами, несравнимыми с 19 или 20 веками.
        Но она ушла в микро-мир: органическая химия-элекроника-биотехнологии-диагностика-фармак
        ология-квантовая физика.
        А микро-нано-мир значительно важнее огромных механических конструкций. Ведь из молекул-нейронов состоит мы сами. Появилась уникальная возможность менять самих себя.
        1. dzvero (Иво) 21 августа 2017 22:46
          Да, темпы развития впечатляющие. Но основы всех етих направлений заложены не позднее 50-ых годов прошлого века. А в остальном ситуация напоминает вторую половину 19-ого века, когда посчитали, что уже все открыто и наукой не стоит заниматся ибо бесперспективно. Рывок произошел по большому счету неожиданно. Что-то подобное нужно сейчас, только хватит ли миру ресурсов для нового прорыва...
    5. tchoni (Евгений) 21 августа 2017 11:51
      Цитата: Мур
      Что такое 60 лет в эпоху НТП?
      Например:
      -путь от первых подводных аппаратов до АПЛ;
      -от паровых машин до АЭС;
      -от окопного бомбомёта до ПТУРС.
      А тут как будто какое-то вето наложено...ИМХО, естественно.

      Боюсь, что прогресса нет в силу отсутствия стимулирующих задач. Увы, космос не обременен полезными ископаемыми, по крайней мере такими добыча которых была бы экономически выгодной. Задачи разведки, связи, прогнозирования погоды с помощью существующих систем решаются. Единственная задача, которая стоит сейчас перед конструкторами - снижение стоимости вывода грузов на орбиту. Но тут отработанная система , которой не нужно тратится на НИОКР, которая обладает наименьшими техническими рисками оказывается весьма конкурентноспособной. Есть , конечно попытки потеснить союзы. Это и, ныне покойный , американский шатл, и герр Илон со своею программой возвращаемой первой ступени и ряд других попыток развивать космическую программу.... Но, увы, это либо не востребованно или экономически не состоятельно или зело сложно технически.
      Вот и летает "союз-2" , переодически модернизируясь и улучшаясь, становясь дешевле и надежнее.
      П.С. Личное ИМХО: в данный момент идет преобразование количества в качество. Идет поиск новой, прорывной архитектуры ракетоносителя. И, мне кажется, что будущее отнють не за системами многоразового использования.
    6. вадим dok (марусев) 21 августа 2017 14:29
      Разработка Вернера фон Брауна,кстати.
    7. Комментарий был удален.
    8. амурец (николай) 21 августа 2017 15:05
      Цитата: Мур
      Уважаемые коллеги, скажите: никого не шокирует тот факт, что за 60(!!) лет не придумано ничего принципиально нового в части освоения космического пространства

      А что нового должно быть? Из двигателей и из химического топлива выжато всё, что возможно. Нужны новые идеи, принципиально другие двигатели, новые топлива.
      Окислитель Горючее Усреднённая плотность
      топлива[6], г/см³ Температура в камере
      сгорания, К Пустотный удельный
      импульс, с
      Кислород Водород 0,3155 3250 428
      Керосин 1,036 3755 335
      Несимметричный диметилгидразин 0,9915 3670 344
      Гидразин 1,0715 3446 346
      Аммиак 0,8393 3070 323
      Тетраоксид диазота Керосин 1,269 3516 309
      Несимметричный диметилгидразин 1,185 3469 318
      Гидразин 1,228 3287 322
      Фтор Водород 0,621 4707 449
      Гидразин 1,314 4775 402
      Пентаборан 1,199 4807 361
      1. Мур (Андрей) 22 августа 2017 04:12
        Цитата: амурец

        А что нового должно быть? Из двигателей и из химического топлива выжато всё, что возможно.

        Вы сами ответили на свой вопрос. Нет разработок принципиально новых двигателей, нет, как правильно тут заметил уважаемый tchoni
        , стимулирующих задач.
        Человечество пошло не сколько в микромир, как считает уважаемый voyaka uh, сколько по пути создания говорящих унитазов и продвинутых гаджетов для развлечения.
        Как тут не вспомнить творение Н.Носова "Незнайка на Луне" - по сути учебник для детей по основам капитализма:
        — Лунных богачей не интересуют звезды, — сказал Альфа. — Богачи, словно свиньи, не любят задирать голову, чтоб посмотреть вверх. Их интересуют одни только деньги!.
        1. voyaka uh (Alexey) 22 августа 2017 11:36
          "Человечество пошло не сколько в микромир, "///

          1) Микромир дает толчок с созданию новых материалов.
          Металлургия сплавов себя полностью исчерпала за 1000 лет.
          А новые материалы позволят выход в космос на новой "материальной базе".

          2) И микромир дал невероятный толчкок в информационных технологиях.
          Всю информацию всех библиотек мира можно уместить сегодня в предмет,
          размером с коробок спичек. А это тоже напрямую связано с космосом.
          Без надежной видеосвязи, без обмена информацией завоевание космоса бесполезно.
          Вот на Марсе ползает марсоход уже 14 (!) лет и передает видео-изображение.
          Китайцы в прошлом месяце осуществили сеанс спутниковой квантовой связи.
          Куда уж круче!
    9. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 22 августа 2017 15:35
      Цитата: Мур
      Уважаемые коллеги, скажите: никого не шокирует тот факт, что за 60(!!) лет не придумано ничего принципиально нового в части освоения космического пространства?


      Ну это досужие мнение.
      Например талантливый выпускник нашего факкультета, предложил устройство, повышающее эффективность соплового агрегата формирующего, то есть - повышающее КПД ракетного двигателя.
      Построен и испытан прототип.
      Ему бы финансирование открыть, но средства с трудом доходят до генераторов идей или не доходят совсем...
    10. Екатерина II (Izabella) 22 августа 2017 17:40
      Цитата: Мур
      А тут как будто какое-то вето наложено...ИМХО, естественно.

      почему так-просто прорывное стало очень дорого, а общество потребление обычно требует много и доступно.
      Человечество балансирует между потребностью и необходимостью. Сейчас золотая эпоха потребления. Для консолидации и рывков нужно напряжение общества...без внешних врагов без соревнований систем-где взять много много денег на такое?
    11. ник7 (Евгений) 13 сентября 2017 09:33
      Человечество слишком самонадеянно и переоценивает свои возможности, во время развития пушек, планировали отправить человека на луну с помощью пушки, без шуток. Когда ставили всё новые и новые рекорды скорости паровозов, публика восторгалась, прогрессом и грезила о покорении Луны на паровозе.
      Весь НТР по сути, развивал технологию сжигания, которая и достигла пика развития, следующая технология - термоядерный реактор, но он, пока в экспериментальной стадии.
    12. ник7 (Евгений) 13 сентября 2017 10:21
      Вообще-то космос пока, лучше осваивать с помощью автоматических аппаратов, что к стати на западе и делают. Они, не торопясь, методично запускают, от примитивных к более сложным, разные аппараты. Сейчас НАССА, пока у них "Криосити" ездит по Марсу, разрабатывает следующую модель марсохода, не считая космических и наземных телескопов, а сколько действующих марсоходов у РФ?
      1. ник7 (Евгений) 13 сентября 2017 10:24
        У РФ нет, производства радиационно стойкой, микроэлектроники для космоса, видимо в этом и проблема, что не могут делать комические аппараты. Тот-же, спутник "фобос-грунт", сразу гикнулся.
  2. Музыка (Влад) 21 августа 2017 13:56
    Ну, реально, надо считать ракету боевой только с апреля 58 года. А до этого, только как носитель спутника. А новое было - полет Бурана. Один.
  3. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 22 августа 2017 15:27
    Очередной копираст давно опубликованных материалов.
    Система управления межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 была комбинированной.

    Да это просто жопа была! Радиокоррекция траектории, сложные станции выдающие управляющие сигналы - никудышная точность.

    "...Для реализации алгоритмов радиокоррекции были построены два пункта управления (основной и зеркальный), удаленных на 276 км от стартовой позиции и на 552 км друг от друга (!!!) Измерение параметров движения Р-7 и передача команд управления ракетой осуществлялась импульсной многоканальной линией связи, работающей в 3-х сантиметровом диапазоне волн кодированными сигналами. Специальное счётно-решающее устройство, находившееся на главном пункте, позволяло совершать управление по дальности полёта, оно давало команду выключения двигателя второй ступени, при достижении заданной скорости и координат..." - Архаичная система коррекции, сложная и ненадежная.
    1. ник7 (Евгений) 13 сентября 2017 09:37
      Это из века процессоров, легко говорить архаика, а для того времени это было современно и круто.
  4. Екатерина II (Izabella) 22 августа 2017 17:41
    Королев, Глушко и другие...гении своего времени.
Картина дня