Открытие России. Экспедиция Ричарда Ченслера

Открытие России. Экспедиция Ричарда Ченслера

Корабль «Эдуард Бонавентура» огибает мыс Нордкап. С акварели Марка Майерса


24 августа 1553 года размеренность жизни жителей деревни Нёнокса в Двинском заливе была нарушена необычайным событием. Все началось с того, что с рыбацкой лодки спокойно и неторопливо занимающейся своим промыслом, был замечен приближающийся со стороны моря большой корабль. Его очертания и размеры были совершенно непривычны для находящихся в лодке рыбаков, и поэтому вполне объяснимо, что они решили поскорее пристать к берегу. Однако, пользующийся преимуществом в ходе, чужак вскоре догнал беглецов и спустил шлюпку. На миролюбивые по интонации возгласы с палубы рыбаки ответить не могли – язык пришельцев им был совершенно не известен. Поморам удалось пристать к берегу, когда их все-таки настигли. Гости были одеты в странные наряды, они подчеркнуто улыбались, и их манера держаться показывала, что они не расположены к агрессии. Все первоначальные попытки наладить контакт к успеху не привели – стороны попросту не понимали друг друга. Поняв, что чужаки настроены миролюбиво, рыбаки успокоились, получили подарки и к своему искреннему облегчению были отпущены.

Вскоре по округе пошел слух о прибытии необычайного корабля из далеких земель. Местные жители постепенно осмелели и стали подплывать к нему, жестами показывая свое миролюбие и по доброте душевной угощая путешественников различной снедью. Вскоре пожаловали и официальные лица. Из установленного с трудом диалога выяснилось, что прибыли гости из страны под названием Англия и ищут путь в Индию и Китай. Путешественникам сообщили, что достигнутая земля не является ни Индией, ни Китаем, а зовется Русью и правит ею царь Иван Васильевич. И что торговать бы с путешественниками весьма были бы рады, но без дозволения начальства никак нельзя. Главный из гостей задумчиво кивал головой, прикидывая что-то в уме.


Так состоялся первый контакт, и начали налаживаться отношения между экипажем корабля «Эдуард Бонавентура», его капитаном Ричардом Ченслером, с одной стороны, и подданными русского царя, – с другой. В столицу русского царства был отправлен гонец с донесением, а гостям любезно предложили подождать ответа высшего руководства. Англичане и понятия не имели о колоссальных просторах этой неизвестной для них страны и о том факте, что в России ответа от начальства можно ждать довольно долго.

Советы Себастьяна Кабота

В первой половине XVI века Англия была еще далека от будущего положения «владычицы морей». Островная монархия была государством обособленным, и не только в силу своего географического положения. Бурная эпоха правления короля Генриха VIII (который в первой половине своего правления получил от Папы Римского титул «защитника веры», а во вторую был официально отлучен от католичества) болезненно сказалась на экономике страны. Генрих VIII решил попытать военного счастья во Франции, в принудительном порядке заставив парламент выделить ему огромную сумму денег. Однако успехи его оказались весьма скромными, а деньги, которых никогда не бывает много, просто закончились.

Желание во что бы то ни стало вступить в брак со своей фавориткой Анной Болейн привело темпераментного короля, чья семейная жизнь похожа на перипетии сказки о Синей Бороде, к конфликту с Папским Престолом и отлучению от католичества. Эдуард, недолго думая, провозгласил себя главой собственной, английской, церкви, став фактическим основателем англиканства. Земли монастырей и церквей были конфискованы – этот процесс сопровождался многочисленными жестокостями, вызывал недовольство и волнение во многих регионах страны.

К концу своего правления бывший «защитник веры», а ныне «генеральный викарий» англиканской церкви утратил прыть, заболел и скончался. Трон унаследовал его сын, ставший английским королем 20 февраля 1547 г. под именем Эдуарда VI. Новый, совсем юный правитель получил корону в девятилетнем возрасте. Мальчик уже знал несколько языков, включая французский и латынь, его окружали мудрые учителя и наставники. Это было нелегкое для Англии время – страна была разорена вследствие политики Генриха VIII, торговля находилась в упадке.

А в Европе набирала силу уже вовсю блиставшая золотом Испания. Изгнав мавров в Северную Африку, она уже в полной мере пользовалась плодами географических открытий, сделанных Христофором Колумбом. Все обширнее становились владения Мадрида в Новом Свете, все более тяжело груженные золотом корабли потянулись через океан. Под ударами Кортеса пала империя ацтеков, Писарро сокрушил инков, и, хотя часть золота индейцам удалось спрятать, о масштабах взятой добычи по дворам европейских монархов ходили легенды. Испания богатела на глазах, ее знать не торгуясь покупала себе самое лучшее и дорогое оружие, изысканные наряды и украшения, щедро соря монетами из переплавленного заокеанского золота.

Открывшая дорогу в Индию Португалия уже не выдерживала слишком напряженного колониального марафона, проигрывая своей могущественной соседке, и, постепенно выдыхаясь, сбавляла темп экспансии. Стало очевидно, что в будущем испанцы возьмут под контроль торговые пути, идущие вокруг Африки на Восток. Морское и военное могущество Мадрида казалось незыблемым, но что было делать «бедным английским торговцам», которым тоже весьма хотелось урвать хоть кусочек сказочных заморских богатств? И желательно кусочек большой и ощутимый для тощих кошельков. Будущие акулы Сити, не превышавшие тогда еще размеров юрких, но уже безжалостных окуней, напряженно думали: им мерещились золотые сундуки, а это в некоторых случаях хороший стимул для напряженной умственной деятельности. Им было над чем поломать голову.


Ганс Гольбейн Младший. Себастьян Кабот


Отправиться в Новый Свет и попытаться сунуть руку в этот, казалось, безразмерный и богатый испанский амбар маленьким, но уже хищным «окунькам» не позволял пока инстинкт самосохранения. Требовалось найти иной, не находящийся под контролем испанцев, путь к богатым странам Востока. Уже было давно известно, что земли, открытые Колумбом, не имеют ничего общего с легендарными Китаем и Индией. В разрешении этой проблемы англичанам помог Себастьян Кабот.

Этот итальянец, на исходе жизни решивший перебраться в Англию, имел репутацию опытнейшего морехода и ученого. Место его рождения точно не установлено. Одним из городов, претендующих на родину Кабота, является Венеция. С ранней молодости Кабот бороздил моря и океаны – ходил со своим отцом, Джоном Каботом, к берегам Америки. Состоял на службе у английского короля Генриха VIII, у испанского короля Фердинанда II. Занимался картографией и землеописанием.

Впоследствии к его услугами и знаниям решили прибегнуть для поиска путей к Молуккским островам. Кабот должен был, следуя по пути Магеллана, обогнуть Южную Америку и выйти в Тихий океан. В 1526 г. он отплыл на четырех кораблях из Испании, но по пути его флагман потерпел крушение, и вместе с другими участниками экспедиции Кабот занялся изучением внутренних районов Южной Америки. В исследовании современного Парагвая и района Ла-Платы мореплаватель провел почти 4 года. Вопреки ожиданиям, ему не удалось отыскать ни много золота, ни сказочных, богатых пряностями, стран.

После своего далеко не триумфального возращения в Испанию Кабот был направлен в контролируемый Мадридом Оран на североафриканском побережье. В 1547 г. сразу после вступления на престол Эдуарда VI старый ученый, составивший к тому времени собственную карту мира, прибыл в Англию, где ему за заслуги перед отцом юного короля была пожалована пенсия. Благодаря своему положению, репутации и знаниям, Кабот пользовался уважением и доверием не только придворных из окружения короля, но и в кругах, связанных с торгово-финансовой деятельностью.

Еще в молодости этот мореплаватель стал приверженцем гипотезы существования Северо-Восточного прохода, через который морем можно из Европы достигнуть Тихого океана и расположенных там Китая и Индии. Кабот считал, что этот, как ему казалось, пролив следует искать в обход Северной Европы и Азии. Привлекательность этой концепции состояла в том, что предполагаемый Северо-Восточный проход никто не контролирует и не претендует на право обладания им. Следовательно, англичане, подобно Колумбу и Васко да Гама, могли быть первопроходцами и монополистами на сделанные открытия. Отпадет надобность связываться с могущественной Испанией, и появится вполне очевидная возможность осуществлять торговлю с Востоком. Ну а где торговля, там и прибыль.

Предприятие обещало быть выгодным, и маленькие хищники из торгово-финансового лондонского пруда заволновались. Постаревший, но не утративший тяги к всевозможным географическим и мореплавательным затеям, воплощение которых можно конвертировать в золото и другие преференции, Кабот четко держал нос по ветру. Он энергично и без усилий встречался с нужными людьми, произносил правильные речи уверенным и авторитетным тоном. Его слушали, делали соответствующие выводы и подсчитывали барыши. Вскоре наступил черед перехода от голой теории к практической фазе.

В 1551 г. в Англии при широкой поддержке властей предержащих и с одобрения молодого короля была создана компания с длинным названием «Мистерия и компания торговцев авантюристов для открытия регионов, доминионов, островов, и мест неизвестных». Основателями этого предприятия кроме самого идейного вдохновителя Себастьяна Кабота были «люди большой мудрости и заботящиеся о благе своей родины», а попросту купцы и финансисты, образовавшие нечто вроде совета директоров. Целью компании с длинным и причудливым названием было нахождение Северо-Восточного прохода и налаживание торговли с Китаем, Индией и другими богатыми восточными странами, минуя тем самым коммерческую монополию Испании и Португалии.

Разумеется, компания представляла собой своего рода акционерное общество. Каждый из его участников обязывался вложить в предприятие определенный взнос, исчисляющийся 25 фунтами, суммой по тому времени немалой. Желающих приобщиться к богатствам Востока хватало, и вскоре из взносов разной величины были собраны 6 тысяч фунтов. На эти средства было решено построить три корабля, вооружить и оснастить их по последнему слову тогдашней техники. Планировалось загрузить туда лучшие английские товары, которые, по мнению местных торговцев, могли пользоваться спросом даже в землях весьма отдаленных.


Сэр Хью Уиллоуби


Строились будущие экспедиционные корабли из лучших сортов дерева, их подводные части были обшиты свинцовыми листами. Когда строительство уже подходило к концу, остро встал кадровый вопрос. Желающих первыми добраться до легендарных Индий было более чем достаточно – тут играли большую роль не только финансовые, но и политические преференции. В первых рядах претендентов в «коммерческие колумбы» находился некто сэр Хью Уиллоуби, джентльмен весьма знатного происхождения. Правление компании высоко ценило его за знатность, связи, и некоторый военный опыт. Хью Уиллоуби обладал высоким ростом и представительной внешностью, что, по мнению организаторов, могло сыграть свою положительную роль при ведении переговоров. Морского опыта этот господин не имел никакого, зато мог изъясняться важно, величаво, убедительно. Его кандидатура была утверждена – сэр Уиллоуби стал адмиралом с «представительной внешностью» и руководителем всей экспедиции.

Второй кандидат, прошедший отбор, был Ричард Ченслер, которого характеризовали, как человека большого ума. Вполне вероятно то, что количество «баллов», необходимых для утверждения этого господина на должность, было увеличено хлопотами молодого дворянина Генри Сиднея, лица из близкого окружения короля Эдуарда VI. Капитаном третьего корабля назначили Корнелия Дюрферта. Всего к экспедиции подготовили три корабля. 120-тонный и наиболее хорошо оснащенный «Bona Esperanza» («Добрая Надежда») под флагом сэра Хью Уиллоуби. 160-тонный и самый крупный «Edward Bonaventure» («Эдуард Благое Предприятие») под командованием Ричарда Ченслера, являвшегося по совместительству еще и главным штурманом экспедиции. И 90-тонный, самый маленький, «Bona Confidentia» («Благое упование»), капитаном которого являлся Корнелий Дюрферт.

Личный состав экипажей состоял из 105 человек. Кроме того, для осуществления коммерческой части предприятия на борту находилось 11 лондонских купцов. Корабли были в достаточной степени снабжены провиантом из расчета плавания сроком на 18 месяцев. Никто из участников экспедиции никогда не был ни в Индии, ни в Китае. Более того, и опытные мореплаватели, входившие в состав экипажей, не имели даже приблизительного понятия, где находится Северо-Восточный проход, какова его протяженность, и доступен ли он для мореплавания. Стремясь хоть как-то разбавить почти полное отсутствие информации (а у англичан ничего не имелось, кроме весьма общих предположений синьора Себастьяна Кабота), было решено опросить двух татар, которые служили в королевских конюшнях. Однако оказалось, что эти господа более склонны к неумеренному потреблению спиртосодержащих жидкостей, чем к аккумулированию знаний. Татары совершенно искренне сообщили, что ничем не могут помочь, поскольку покинули родину давным-давно. Организаторы между тем начали проявлять признаки некоторого волнения, поскольку, по мнению некоторых уважаемых джентльменов, оптимальное время для отплытия было уже упущено. Но подготовка экспедиции находилась в той стадии, когда отменить запущенный процесс уже не представлялось возможным.

Курс на северо-восток


Ричард Ченслер

10 мая 1553 г. флотилия Уиллоуби покинула устье Темзы. Отплытие кораблей вызвало определенный общественный резонанс – в честь экспедиции был дан артиллерийский салют. Ее провожали многие представители родовитой аристократии и, конечно же, купечество. Сам юный король Эдуард VI, являвшийся во многом идейным и финансовым вдохновителем плавания, на церемонии прощания присутствовать не смог. К этому моменту крепкий от рождения юноша был уже серьезно болен чахоткой. Вскоре он умер.

Во время отплытия вдруг выяснилось, что понятие «тщательно подготовленная экспедиция» может быть очень относительным и трактуется по-разному. Часть загодя погруженной провизии оказалась весьма низкого качества (сэкономили) и испортилась. Множество бочек с вином попросту потекли. Тем не менее корабли взяли курс на северо-восток. Плавание сопровождалось трудностями погодного характера – лишь спустя месяц флотилии удалось достигнуть норвежского острова Сенья. Тут 3 августа 1553 г. сэр Уиллоуби решил провести совещание с капитанами двух других кораблей. Было принято решение, что если в случае шторма корабли потеряют друг друга, точкой сбора будет норвежский городок Вардё. Там участникам плавания надлежит дожидаться других при необходимости. Однако, как показали дальнейшие события, этим планам не суждено было исполниться. Налетевший в тот же день шторм разметал корабли. Более хороший ходок, флагманский «Добрая Надежда», вскоре оторвался от более тяжелого «Благого Предприятия» под командованием Ченслера. Где-то в шторме пропало и маленькое «Благое упование».

Потеряв спутников из виду, Ченслер преодолел, наконец, шторм и согласно ранее принятым инструкциям прибыл через неспокойное море в Вардё, но не застал там ни «Доброй Надежды», ни «Благого упования». Его корабль простоял в гавани 7 дней – никаких вестей от Уиллоуби и его спутников не было. Поняв, что ожидание может затянуться, Ченслер решил продолжить плавание самостоятельно. Интересно, что перед отплытием капитан «Благого Предприятия» свел знакомство с неким шотландцем, который настойчиво отговаривал своего собеседника от продолжения похода, ссылаясь на невероятные и практически непреодолимые трудности, которые ожидают путешественников дальше на восток. Ченслер, разумеется, не послушал шотландца – настроен он был решительно, к тому же необходимо принять во внимание довольно сложные отношения между англичанами и шотландцами. Дух экипажа тоже был на высоте. Пополнив запасы провизии и воды, «Благое предприятие» отправилось на восток. Взору путешественников предстал бескрайний и пустынный океан. Их сильно удивил тот факт, что в этих краях вовсе не было, как им казалось, ночи – жители Британских островов не имели тогда понятия о полярном дне и полярной ночи.

Судьба сэра Хью Уиллоуби и его спутников

Что же произошло с двумя другими кораблями экспедиции, пока «Благое Предприятие» уходило на восток? Ход событий удалось восстановить по сохранившимся бортовым журналам. Надо отдать должное тогдашнему морскому авторитету Себастьяну Каботу – именно он настоял на том, чтобы участники экспедиции записывали все происходящее с ними в специальные журналы и делали это ежедневно. Требовалось вносить туда данные о происшествиях, обстоятельствах плавания, выбранном курсе, сделанных открытиях. После окончания шторма флагманский корабль «Добрая Надежда» вместе с отыскавшим его «Благим упованием» попытались вернуться в Вардё, однако не смогли обнаружить это место. Уиллоуби и Дюрферт решили отправиться на северо-восток.

14 августа 1553 г. с кораблей была обнаружена земля. Подходы к безлюдному, защищенному прибрежным льдом берегу оказались мелководными, от спуска шлюпки решено было отказаться. Сэр Уиллоуби приказал определить координаты и занести показания в вахтенный журнал. Если англичане правильно высчитали широту, то они находились у Гусиной земли – у юго-западной оконечности Новой Земли, уже давно посещаемой русскими мореплавателями. Данный факт превратился в миф о некоей «земле Уиллоуби», поиски которой велись даже в XVIII веке.

Три дня английские корабли продвигались к северу, пока на «Благом Уповании» не обнаружили течь, и оба корабля не повернули на юг. 21 августа 1553 г. Уиллоуби записал в журнал, что море становится все более мелким, но самой земли не видно. В конце концов англичане увидели берег и три недели шли вдоль него на запад, то приближаясь, то удаляясь от земли. Еще через неделю корабли обнаружили устье реки – погода начала уже портиться, и Уиллоуби, посовещавшись с офицерами, принял решение стать тут на якорь и зазимовать. Ни людей, ни признаков жилья в этом глухом для путешественников краю обнаружено не было. Шел конец сентября, бухта, по записям Уиллоуби, была богата тюленями, на которых англичане охотились. Посланные в разные направления поисковые группы также не обнаружили ничего, что указывало бы на присутствие человека. Свою последнюю запись в журнале сэр Хью Уиллоуби сделал 8 января 1554 года.


Гибель экипажа «Доброй Надежды» и адмирала Уиллоуби


А весной группой поморов, которые охотились в здешних краях, были случайным образом обнаружены два корабля, присыпанных снегом и стоящих на якорях возле берега в устье реки Варзина. При ближайшем рассмотрении и обследовании обнаружилось, что все находящиеся на борту 63 человека мертвы. Адмирала сэр Хью Уиллоуби нашли в каюте – невидящим взглядом он смотрел в раскрытый вахтенный журнал. Трюмы кораблей были полны самыми различными товарами, в избытке было и провианта. Поморы не притронулись к находке, а доложили о случившемся начальству в Холмогоры, оттуда сообщили уже царю Ивану Васильевичу. Тот распорядился найденный груз опечатать, а тела моряков перевезти в Холмогоры и передать представителям английской стороны.

Все обстоятельства и причина гибели экипажей «Доброй надежды» и «Благого упования» не известны до сих пор. Тела участников экспедиции были обнаружены в совершенно естественных бытовых позах, более того, мертвыми оказались даже корабельные собаки. Тот факт, что оба корабля для лучшего сохранения тепла оказались со всей возможностью герметизированы, щели были тщательно законопачены, может указывать на то, что Уиллоуби и его спутники могли отравиться угарным газом из-за не полностью прогоревших углей в корабельных очагах, а потом свою роль сыграл беспощадный северный мороз.

Ричард Ченслер открывает Россию

Корабль Ричарда Ченслера, управляемый опытным штурманом Стивеном Барроу, оставив за кормой мыс Нордкап, вошел в Белое море. 24 августа 1553 года, все еще не представляя толком, в каких краях он находится, «Эдуард Бонавентура» вошел в устье реки. Вскоре с борта заметили рыбачью лодку, а в ней – «туземцев». «Туземцы», оказавшиеся мрачного вида бородачами, начали сноровисто и торопливо грести к берегу, полагая, что от неизвестных пришельцев, прибывших на большом корабле, ничего хорошего ждать не приходится. Англичане сумели догнать беглецов и завязать с ними некое подобие беседы, используя жесты. Ричард Ченслер обошелся с ними подчеркнуто вежливо и отпустил восвояси. «Туземцы» тоже оказались довольно вежливыми и убрались, не причинив англичанам ущерба.

Вскоре весть о прибытии гостей распространилась по местной округе, оказавшейся устьем реки Двины. От все более многочисленных и дружелюбных посетителей из числа местных Ченслер вскоре выяснил, что земля эта называется Россией, Русью, а управляет ей могущественный царь Иван Васильевич, чьи владения громадны, и злить которого строго не рекомендуется. Ни об Индиях, ни о Китае местные жители слыхом не слыхивали. Ченслер был действительно человеком умным: отчетливо понимая, что торговля с такой огромной и богатой страной не менее выгодна, чем с легендарным Китаем, он начал искать контактов с местным руководством. Англичанам улыбалась перспектива относительной близости России – корабль мог совершить плавание с товаром из Англии и вернуться домой за одну навигацию.

Вскоре на палубу «Благого Предприятия» вступил местный губернатор (очевидно, англичанам трудно было произносить слово «воевода») и поинтересовался намерениями путешественников. Ченслер весьма любезно сообщил ему, что они прибыли из Англии по поручению короля Эдуарда VI с единственной целью – вести торговлю. Ченслер, демонстрируя полное простодушие, попросил разрешения закупить у русских припасы и выделить на корабль нескольких важных заложников для обеспечения безопасности экспедиции. «Губернатор» на это ответил, что по всем вопросам ведения торговли с иноземцами должно получить разрешение Москвы, куда отправят специального гонца. Необходимым провиантом англичан снабдят, а вот заложников оставлять не положено. Да и никто гостей не обидит.

Англичане отметили, что «варвары» весьма дружелюбны. Пока обе стороны обменивались любезностями, гонец во всю прыть, какую только возможно было развить по осенней распутице, мчался к Москве. Известие о прибытии англичан было весьма благосклонно встречено царем Иваном Васильевичем. В это время он как раз занимался налаживанием связей с Западной Европой. Многие старые торговые пути оказались перерезанными. На юге выходы к Черному морю перекрыли татары. Западное направление стало недоступным из-за недружелюбной Польши. Не было надежных выходов и на просторы Балтики.

Чтобы несколько исправить ситуацию, Иван Васильевич, решивший проблему Казанского ханства, готовился к Ливонскому походу. А тут пришла весть о появлении возможности торговать с иноземцами через безопасный север. Иван Васильевич тут же дал согласие на коммерческие отношения с гостями из Англии и пригласил их к себе в Москву. Путь до столицы мог показаться англичанам чрезмерно долгим и трудным, так что все организационные моменты предписывалось решать при помощи местных властей. Получив соответствующие инструкции, царский гонец поспешил обратно.

Но расстояния в России были действительно колоссальными – путь в Москву и обратно занимал много недель. Пока гонец спешил к Белому морю, Ченслер начал подозревать, что «варвары» просто тянут время, не допуская его к своему верховному руководству, и того и гляди учинят какое-нибудь коварство, подобно диким ацтекам: заманят доверчивых англичан в ловушку и всех перебьют. Ченслер прибег к угрозам, что если ему не дадут возможности увидеться с «королем», то он уедет и увезет все товары с собой. Северные «варвары», прекрасно понимая, что дело идет к зиме и полярной ночи, и никуда англичане не денутся, лишь улыбались в бороды и делали вид, что весьма опечалены расстроенными чувствами гостя.

Наконец, видя кипящую предприимчивость господина Ченслера, было решено дать разрешение на его поездку в Москву, не дожидаясь затерявшегося где-то на бескрайних просторах гонца. Его снабдили всем необходимым, выделили эскорт, и англичанин отправился в далекую Москву. Преодолевая просто колоссальные для островного сознания расстояния, Ченслер убедился, что совершенно не представлял себе русских реалий. Справедливости ради следует заметить, что это касается очень многих иностранцев, прибывающих в Россию, и не только лишь с коммерческими целями.

По пути Ченслер встретил заблудившегося было царского гонца с хорошей новостью о том, что царь рад гостям и приглашает их к себе в столицу. Сама Москва удивила капитана своими размерами – он утверждал, что по размеру она превышает Лондон, однако застроена преимущественно деревянными домами без всякой системы. Путешественник отмечал большое количество артиллерии на русских укреплениях, которые, впрочем, осмотреть ему не дали. Спустя 12 дней после прибытия царь Иван Васильевич с необыкновенной пышностью принял Ричарда Ченслера, на свой страх и риск назвавшегося «королевским послом», хотя для такой миссии у него не было ни соответствующих прав, ни полномочий. Надо все-таки отдать должное личностным качествам англичанина: в совершенно чужой стране перед могущественным правителем он не оробел, а провел успешные, оказавшиеся результативными переговоры.


Фрагмент французской гравюры. Иван Грозный принимает Ричарда Ченслера


Иван Васильевич продержал англичанина у себя в гостях до весны, а потом с большим почетным эскортом отправил обратно на север, где его давно дожидались спутники. Кроме богатых подарков Ченслер вез с собой самый главный трофей – царскую грамоту на беспошлинную торговлю с Англией. В 1554 г. «Благое Предприятие» вернулось, наконец, в Англию. К этому времени король Эдуард VI умер, и грамота была вручена королеве Марии. Первоначальных замыслов добраться до Китая и Индии экспедиция не достигла, но практичные лондонские купцы уже видели для себя прекрасную выгоду от торговли с Россией.

Общество «купцов- авантюристов» было официально утверждено правительством и получило более благозвучное название: «Московская торговая компания». Это предприятие просуществует до 1917 года. Во главе модернизированной фирмы встал не потерявший энергии Себастьян Кабот, который совершенно уверенно утверждал, что Россия, хоть и не Китай, – но тоже очень даже хорошо. Чтобы закрепить успех, Ричард Ченслер по горячим следам в 1555 г. вновь отправляется в далекое Русское царство, теперь уже как полномочный, а не импровизированный посол. Вместе с ним прибыли два официальных представителя «Московской компании».

Иван Васильевич встретил гостей милостиво и подтвердил данные ранее привилегии. Весной 1556 г. послы были вновь отпущены с богатыми подарками, а в доказательство своей заинтересованности в торговых отношениях с Англией Иван Васильевич отправил в Англию уже своего представителя – дьяка посольского приказа Осипа Григорьевича Непею. Обратный путь был нелегким. Отплыв на четырех плотно груженных различными товарами кораблях, после четырех месяцев плавания флотилия попала в шторм у берегов Шотландии. Только одному кораблю удалось достигнуть Лондона – остальные затонули. Смерть, которая долгое время обходила Ричарда Ченслера стороной, настигла его практически у родных берегов – отважный моряк погиб. Ну а царскому послу Осипу Григорьевичу Непее повезло больше – ему не только удалось спастись, но и блестяще осуществить возложенную на него непростую дипломатическую миссию. В 1557 г. он, сопровождаемый очередным английским посольством и дарами от королевского двора, вернулся в Россию.

Торговля между Россией и Англией с тех пор приобрела регулярный характер, прекращаясь лишь во время войн, где эти государства были противниками. Значение северных гаваней, в первую очередь появившегося позже Архангельска, было очень велико в торговле с Западной Европой вплоть до основания Санкт-Петербурга. Корабли под английским флагом часто посещали воды Белого моря, и не всегда их визиты носили мирный характер.
Автор: Денис Бриг


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 54

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 23 августа 2017 07:40
    «Московская торговая компания». Это предприятие просуществует до 1917 года
    ..и до Октября 1917 будет вести беспошлинную торговлю..И упаси боже, было покуситься на привилегии данной компании...Спасибо, Денис..
  2. mar4047083 23 августа 2017 12:04
    Что за глупости. Неужели англичане были настолько тупые ,что не слышали о Ганзейском союзе. И карт судя по всему отродясь не видели ,не знали бедолаги куда плывут. Царь Иван тоже имел смутное представление о том,с кем торгуют его подданные . Не будь Ричарда Ченслера , так и не узнал бы царь ,что есть такая страна Англия .
    1. Микадо 23 августа 2017 12:25
      Не будь Ричарда Ченслера , так и не узнал бы царь ,что есть такая страна Англия .

      и не начал бы царь вести игривую переписку с королевой Елизаветой wink
      Был какой-то перерыв в торговле после казни Карла I Кромвелем. Причем инициаторами перерыва были наши, с формулировкой: "Поелику те англицкие немцы своего короля Каролуса до смерти убили". stop
  3. Микадо 23 августа 2017 12:17
    Корабли под английским флагом часто посещали воды Белого моря, и не всегда их визиты носили мирный характер.

    Денис, у Вас замечательный цикл статей про Белое море. Читаешь и путешествуешь! good приятно; кланяюсь Вам hi
  4. амурец 23 августа 2017 12:45
    Все обстоятельства и причина гибели экипажей «Доброй надежды» и «Благого упования» не известны до сих пор. Тела участников экспедиции были обнаружены в совершенно естественных бытовых позах, более того, мертвыми оказались даже корабельные собаки.
    .
    К сожалению первая, но и не последняя трагедия при поиске другого пути в Индию. Сколько их погибло в полярных морях? Хью Уиллоби (1554), Виллем Баренц(1597), это только широко известные имена. А сколько ещё было потом? А как вели себя в последствии, иностранцы в Белом море и Архангельске, так это хорошо описано в романе Ю Германа "Россия молодая". Не надо думать, что если книга художественная, то всё придумано автором. История северных монатырей России доказывает, что это не так.
  5. mar4047083 23 августа 2017 14:01
    В этом описании полно нестыковок. Весьма странная экспедиция получается , если внимательно всё прочитать. О существовании Ганзейского союза или Швеции ,англичане даже не подозревали ,информацию пытались получить от неведомых татар конюхов ,причём из дальнейшего описания следует ,что русских впервые увидели в Белом море. Про полярный день им тоже не ведомо ,ещё бы ,скандинавы более неведомые варвары ,чем русские. Достигли Белого моря и решили : дальше не поплывём и здесь хорошо ,хотя отправляли их вроде в Индию ,а за финансы пришлось бы отчитываться. И тут же отправляются в никому неведомую Москву ,где их встретили с распростёртыми объятиями .Наверное всё таки Иван Васильевич имел отдалённое представление об Англии. Сдаётся мне ,что англичане прекрасно знали куда плывут и для чего. Открывали они новый путь ,для беспошлинной торговли в обход Балтики.
    1. Микадо 23 августа 2017 15:06
      Достигли Белого моря и решили : дальше не поплывём и здесь хорошо ,хотя отправляли их вроде в Индию ,а за финансы пришлось бы отчитываться.

      Марат, но во всех серьезных книгах пишут именно про то, что они искали проход в Азию. Тогда, похоже, в Англии этим и правда были серьезно озабочены - на южном пути в Индию царствовали испанцы-их злейшие враги. На поиски различных северных проходов в Азию послано было много экспедиций, например, Фробишера, и затем Гудзона.
      1. Котище 23 августа 2017 15:27
        Фетиш "северо-восточных и северо-западных проходов" грел сердца английских первооткрывателей еще очень и очень долго.
        К слову, Д.Кук тоже искал северный проход, правда уже западный вокруг Америки.
        1. Микадо 23 августа 2017 15:56
          К слову, Д.Кук тоже искал северный проход, правда уже западный вокруг Америки.

          и в итоге колонизировали целый континент с кенгуру. fellow На юге все было занято в 16-начале 17 века. ИМХО, вот когда Испания, Португалия и Голландия к концу 17-го века условно "выходят из большой игры", вот тогда англичане в открытую идут в Индию. request
          1. Котище 23 августа 2017 16:20
            Более тог, даже не в открытую а в наглую. Если выразится поточнее "бриты просочились в пределы индии в закрытую форточку", но уже спустя век выжили из последней миллиарды фунтов стерлингов.
            1. Микадо 23 августа 2017 17:54
              причем продвигались путем проникновения в Индию, в первую очередь, Ост-Индской торговой компании, которая не просто торговала, но еще и обладала собственными вооруженными силами и флотом. Основывались торговые фактории, а если кому-то из аборигенов что-то не нравилось во взаимоотношениях, подходила эскадра. Трюк, который "обкатал" в Индии в начале 16-го века еще португалец Кабрал (который по пути в Индию из-за погоды еще открыл и Бразилию - вот такой маршрут у него был!), он же положил начало понятию "дипломатия канонерок", хотя канонерок тогда еще и не было. По большому счету, Кабрал и Васко да Гама были, как сейчас сказали бы, "беспредельщики".
      2. mar4047083 23 августа 2017 16:37
        Искать то они искали ,с этим никто не спорит. Только эта экспедиция слишком быстро нашла путь в Московское царство ,в обход Дании и Швеции ,и прекратила дальнейшие поиски. При этом не забывайте Московское царство ,это не Америка. Просто так Иван Грозный не будет принимать проходимцев ,как послов. Нужны как минимум верительные грамоты от английского короля. И кто в Европе в здравом уме, даст разрешение на беспошлинную торговлю тем же самым проходимцам ,без документов ,подтверждающий их статус. Это индейцам можно было заявить : я посланник короля ,а в Европе такой номер не пройдёт. Очень тёмная история.
        1. Микадо 23 августа 2017 16:52
          даст разрешение на беспошлинную торговлю тем же самым проходимцам ,без документов ,подтверждающий их статус.
          Марат, цитирую Магидовичей: "Иван IV с большой пышностью принял «королевского посла» (так назвал себя Ченслор) и обещал покровительство английским купцам. В марте 1554 г. он отпустил Ченслора с почетом, но под крепкой охраной. Когда Ченслор вернулся в Англию, «Общество купцов-педпринимателей» было официально утверждено правительством. Кабот стал директором этой «Московской компании», как ее обычно называли, а Ченслор в 1555 г. снова отправился на Русь, на этот раз действительно как посол. С ним прибыли два агента «Московской компании». Англичане получили от Ивана IV обещанные привилегии. Ченслор отплыл в Англию с царским послом Осипом Григорьевичем Непеей, но утонул, когда корабль потерпел крушение у шотландских берегов. Непея спасся и добился в Лондоне таких же льгот, какие англичане получили в Москве." Вот поэтому в ответ на прибытие Ченслора Иван и послал в Англию Непею - но уже со всеми необходимыми атрибутами посла - добиваться ответных льгот!
          Только эта экспедиция слишком быстро нашла путь в Московское царство ,в обход Дании и Швеции ,и прекратила дальнейшие поиски.

          а как не прекратить, если два корабля во главе с начальником экспедиции пропали без вести. Ченслор поступил разумно - заключил соглашение с Москвой, так сказать, довольствовался тем, что есть - а оно того стоило! Потому что продолжать "экспедицию" в создавшихся условиях непонятно куда было.. глупо! hi
          1. mar4047083 23 августа 2017 18:00
            Всё это понятно . Но если бы перед царём предстали папуасы ,он возможно и принял бы их без документов. Ну как ,Вы, представляете перед европейским монархом предстаёт европеец и заявляет ,что он как бы посол ,причём без документов.Оставшаяся жизнь такого самозванца ,будет весьма недолгой и яркой. Иван Грозный прекрасно знал ,где находится Англия , да и Ченслор должен был иметь полномочия ,подтверждённые королевской грамотой. Грозный наверное на самом деле с большой пышность принял именно посла . Ему этот бизнес был нужен не меньше ,чем Англии.
            1. Микадо 23 августа 2017 18:20
              Ему этот бизнес был нужен не меньше ,чем Англии.

              абсолютно да! drinks вроде, он даже к Елизавете клинья подбивал.. what
              при Иване Грозном действовал еще один интереснейший персонаж - пожалуй, единственный в истории задокументированный российский пират Карстен Роде. Во время Ливонской войны его наняли для того, чтобы он нарушил судоходство противников России в Балтийском море. И он захватил несколько десятков кораблей! Эдакий балтийский Генри Морган 16-го века! Правда, вроде, не очень хорошо кончил..
              1. mar4047083 23 августа 2017 18:52
                Да способный был менеджер. Грабить ,а потом за это получать зарплату. Не каждому дано так бизнес организовать. Англичане грабили ,а потом с этого налоги платили ,недоумки . Он достоин отдельной статьи на ВО.
                1. Микадо 23 августа 2017 18:57
                  Он достоин отдельной статьи на ВО.

                  больше чем соглашусь с Вами! good Информации, правда, о нем крайне мало request
                2. Микадо 23 августа 2017 20:10
                  Англичане грабили, а потом с этого налоги платили, недоумки

                  ну да, капитан Кидд пиратски захватил только один корабль (второй захваченный им корабль - законная каперская добыча), и то повесили. А слухи о его якобы несметных сокровищах (с одного корабля!) потом долго ходили.
        2. voyaka uh 23 августа 2017 17:10
          Англия и Россия знали друг о друге давно - с 10 века.
          Дочь английского короля Гарольда вышла замуж за князя Владимира Мономаха.

          Но постоянные дип. отношения были установлены лишь в 1553 году при Иване Грозном.

          "Созданная в Англии Московская торговая компания получила от русского правительства привилегии, среди которых было право строить свои опорные пункты, торговые дворы в нескольких русских городах: Архангельске, Москве, Вологде, Ярославле, Холмогорах. "
          1. mar4047083 23 августа 2017 18:19
            Дип. отношения и раньше бы возникли не будь на Балтике монополистов в торговле. Но есть в этом и хорошее ,из-за монополистов Архангельск появился. Освоили Белое море. Даже в пакостях случаются хорошие моменты.
            1. Микадо 23 августа 2017 18:21
              "а потом против нас ввели санкции, и мы освоили импортозамещение" laughing drinks
              1. mar4047083 23 августа 2017 18:41
                Вот , нет худа без добра. Правда импортозамещение мы освоили только в тех областях ,где сами себе ввели санкции . Замещать доллары пока не получается. Зато как положительный момент можно отметить небывалый рост производства морепродуктов в республике Беларусь Как им удаётся вылавливать столько рыбы ,одному богу известно. Иван грозный наверное подобным образом замещал шведское железо. Давайте у Виктора Николаевича спросим ,как происходил процесс импортозамещения при Иване Грозном.
                1. Микадо 23 августа 2017 18:48
                  шведское железо

                  нацисты на шведском железе всю войну прошли.. И никто шведам слова плохого не сказал.
                  производства морепродуктов в республике Беларусь

                  если не брать небывалый взлет, то тот же белорусский "Санта-Бремор" всегда делал хорошие консервы! Хотя селедка у них и не водится.
                2. ruskih 23 августа 2017 20:40
                  Как им удаётся вылавливать столько рыбы

                  Перерабатывать.

                  "Выпуск продукции обеспечивают 6 производственных площадок, размещенных в Беларуси, г. Брест (центральный офис компании) и России, г. Ногинск, общей площадью более 74 000 м.кв., включая основное производство и складское хозяйство. Предприятие объединяет более 15 торговых марок, самые известные из которых: «Санта Бремор», «Русское море», «Матиас», «Икра№1»." ссылкаhttp://www.santa-bremor.com/company/history
                  /
        3. ruskih 23 августа 2017 20:32
          Просто так Иван Грозный не будет принимать проходимцев ,как послов. Нужны как минимум верительные грамоты от английского короля.

          Возможно грамота и была. Вот здесь есть такое описание: "Прибыв в Москву, Ричард Ченслер вручил Ивану Грозному грамоту английского короля Эдуарда VI, «...писанную на разных языках ко всем Северным и Восточным государям». В этой грамоте говорилось о желании Англии получить новые рынки для торговли." ссылкаhttp://pastar.ru/index.php?option=com_conte
          nt&view=article&id=2238:pervye-anglichane
          -v-rossii-pervye-russkie-v-anglii&catid=76&am
          p;Itemid=328
          1. mar4047083 23 августа 2017 21:32
            Эта ссылка лучше. http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Chanselor/text
            .phtml?id=1770 Здесь сам Ченслер ,говорит о том ,что лично вручил грамоты от короля. Не за какого посла ему не надо было себя выдавать. Человек вручающий грамоты короля , другому монарху и есть самый настоящий посол. Очень сомнительно ,что это были обращения ко всем Северным и Восточным монархам . Обращались к конкретному государю ,с указанием его титулов. Иначе он мог обидеться ,со всеми вытекающими из этого последствиями. Чтение и обсуждение грамот ,вообще происходило без Ченслера. И только спустя некоторое время ,его обратно вызвали и пригласили на обед. Тут больше претензий не к автору статьи . Все статьи по этой теме так или иначе основываются на мемуарах Ченслера ,где авторы вносят свои дополнения. Хотелось бы услышать комментарии к этим мемуарам от специалистов. Может есть другие независимые исторические источники об этой миссии.
            1. Curious 23 августа 2017 22:01
              Начнем с того, что когда читаешь книги солидных авторов, то у них вегда имеется такой раздел, как библиография. Тогда любой желающий может самостоятельно расширить и углубить свои знания.
              Авторы нашего сайта не считают необходимым информировать читателя о источниках своих знаний. Я в этом плане понимаю Самсонова, который беззастенчиво передирает чужие материалы, но остальные ведь не напрямую из ноосферы знания получают.
              Теперь к статье.
              Вопрос первый. "Что за глупости. Неужели англичане были настолько тупые ,что не слышали о Ганзейском союзе. И карт судя по всему отродясь не видели ,не знали бедолаги куда плывут".
              Нет, они были не тупые. А вот куда плывут - не знали. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на карты того времени.
              Это карта Меркатора 1603 года. Считалась подробнейшей и пользовалась большой популярностью. Как видите, прошло 50 лет после экспедиции Ченслера.
              1. Curious 23 августа 2017 22:13

                Карта Европы из первого, ещё не исправленного издания "Бриттаники" (1771 г.), на которой обозначена самая большая страна мира - Великая Тартария
                1. Curious 23 августа 2017 22:15

                  Карта Тартарии в третьем томе первого издания "Бриттаники", 1771 г.
                  «Как следует из Британской энциклопедии 1771 года, существовала громадная страна Тартария, провинции которой имели разные размеры. Самая большая провинция этой империи называлась Великой Тартарией и охватывала собой земли Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока. На юго-востоке к ней примыкала Китайская Тартария (Сhinese Tartary) [просьба не путать с Китаем (China)]. На юге от Великой Тартарии была, так называемая, Независимая Тартария (Independent Tartary) [Средняя Азия]. Тибетская Тартария (Tibet) располагалась на северо-запад от Китая и на юго-запад от Китайской Тартарии. На севере Индии находилась Монгольская Тартария (Mogul Empire) (современный Пакистан). Узбекская Тартария (Bukaria)была зажата между Независимой Тартарией на севере; Китайской Тартарией на северо-востоке; Тибетской Тартарией на юго-востоке; Монгольской Тартарией на юге и Персией (Persia) на юго-западе. В Европе тоже было несколько Тартарий: Московия или Московская Тартария (Muscovite Tartary), Кубанская Тартария (Kuban Tartars) и Маленькая Тартария (Little Tartary).
                  1. mar4047083 23 августа 2017 22:36
                    Виктор Николаевич ,подобие Белого моря уже есть. И Шпицберген вроде присутствует. А на севере ещё и Швеция с Великой Тартарией граничит. А великие мореплаватели шведов не знали? Из статьи прямо следует дорогу распрашивали у конюхов. Сам Ченслер упоминает о грамотах ,так к царю как обратились ? Неужели великий хан всея Тартарии ?
                    1. Curious 23 августа 2017 22:53
                      Что то с сайтом или с нетом. Комментарии пропали. Вставил снова, получились в двойном экземпляре.
                  2. voyaka uh 24 августа 2017 08:36
                    Во Чингиз Хан наследил... Оставил два десятка Тартарий laughing
              2. Curious 23 августа 2017 22:25

                А это карта России, Московии и Тартарии, составленная английским дипломатом Энтони Дженкинсоном (Anthony Jenkinson), который был первым полномочным послом Англии в Московии с 1557 по 1571 г., и по совместительству представителем Московской компании (Muscovy Company) – английской торговой компании, основанной лондонскими купцами в 1555 г. Дженкинсон оказался первым западноевропейским путешественником, описавшим побережье Каспийского моря и Среднюю Азию во время своей экспедиции в Бухару в 1558-1560 гг. Результатом этих наблюдений стали не только официальные отчёты, но и самая подробная на тот момент карта областей, практически недоступных до того момента для европейцев.
                Как видите, на карте есть и Россия, и Московия, и Тартария.
                1. Curious 23 августа 2017 22:40
                  Но и спустя двести лет в Британии Европе довольно смутно представляли, что находится за пределами европейской части России. Там все еще была Тартария.

                  Карта Европы из первого, ещё не исправленного издания "Бриттаники" (1771 г.), на которой обозначена самая большая страна мира - Великая Тартария
                  1. Curious 23 августа 2017 22:41

                    Карта Тартарии в третьем томе первого издания "Бриттаники", 1771 г.
                    «Как следует из Британской энциклопедии 1771 года, существовала громадная страна Тартария, провинции которой имели разные размеры. Самая большая провинция этой империи называлась Великой Тартарией и охватывала собой земли Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока. На юго-востоке к ней примыкала Китайская Тартария (Сhinese Tartary) [просьба не путать с Китаем (China)]. На юге от Великой Тартарии была, так называемая, Независимая Тартария (Independent Tartary) [Средняя Азия]. Тибетская Тартария (Tibet) располагалась на северо-запад от Китая и на юго-запад от Китайской Тартарии. На севере Индии находилась Монгольская Тартария (Mogul Empire) (современный Пакистан). Узбекская Тартария (Bukaria)была зажата между Независимой Тартарией на севере; Китайской Тартарией на северо-востоке; Тибетской Тартарией на юго-востоке; Монгольской Тартарией на юге и Персией (Persia) на юго-западе. В Европе тоже было несколько Тартарий: Московия или Московская Тартария (Muscovite Tartary), Кубанская Тартария (Kuban Tartars) и Маленькая Тартария (Little Tartary).
                    1. Curious 23 августа 2017 22:47
                      Ну и про Ганзейский союз.

                      Основные торговые пути Ганзейского союза.
                      Как видите, никакой помощи в поиске Северо-Восточного прохода, или Северного морского пути Ганзейский союз оказать не мог. И англичане действительно не знали, куда плыли. Не знали они, что там Московия.
                      1. mar4047083 23 августа 2017 23:14
                        Вот оказывается зачем англичане искали собственные пути в Московию. Ганза начала сдавать позиции ,да и Новгороду как вольному городу пришёл "кердык" ,цены как на Английские ,так и на Русские товары стали ещё более спекулятивные. А русских то ,судя по карте , прекрасно знали. И конюхов допрашивать не надо. Надо было изловить пару новгородцев и спросить ,где они берут пушнину и ворвань.
                2. mar4047083 23 августа 2017 22:56
                  Виктор Николаевич никто не собирается спорить о том что карты настоящие и деятельность Дженкинсона под сомнение никто не ставит. Речь о том ,что Ченслер случайно приплыл в устье Двины , выдал себя за посла ,как выяснилось у него случайно оказались грамоты к царю , при царском дворе случайно оказался переводчик . А затем мудрый Ченслер уговорил Ивана подмахнуть разрешение о беспошлинной торговле. При всём этом Ченслер , как и другие англичане русских никогда не видывали.
                  1. Curious 23 августа 2017 23:23

                    Один из источников.
                    1. Curious 23 августа 2017 23:24

                      Статья.
                      Кроме этого, можно посмотреть.
                      ГАМЕЛЬ И. Начало торговых и политических сношении между Англией и Россией (Жур. Мин. Нар. Просв., 1856, № 2 и 3 и отдельно).

                      ГАМЕЛЬ И. Англичане в России в XVI-XVII вв. (Зап. Акад. Наук, т. VIII, 1865, и т. XV, 1869 и отдельно. СПБ. 1865-1869).

                      ТОЛСТОЙ Ю. В. Первые сорок лет сношений между Россией и Англией. СПБ. 1876.

                      ТОЛСТОЙ Ю. В. Первые сношения Англии с Россией (Русск. Вестник, 1873, № 6).

                      ТОЛСТОЙ Ю. В. Англия и ее виды на Россию в XVI в. (Вестник Европы, 1875, № 8).

                      ЛЮБИМЕНКО И. И. История торговых сношений России с Англией. Вып. I, XVI в., Юрьев 1912.

                      ЛЮБИМЕНКО И. И. Английские торговые компании в России в XVI в. (Истор. обозрение, т. VII, 1894).

                      ЛЮБИМЕНКО И. И. Проекты англо-русского союза в XVI и XVII вв. (Истор. Известия, 1916, № 3-4).

                      ЛЮБИМЕНКО И. И. Новые работы но истории сношений Московской Руси с Англией (Истор. Изв., 1916, № 2).

                      ЛЮБИМЕНКО И. И Русский рынок как арена борьбы Голландии с Англией (Русское прошлое, 1923, № 5).

                      ЛЮБИМЕНКО И. Г. Сношения России с Англией и Голландией с 1553 по 1649 г. (Зап. Ак. Наук, 1932, № 10). Эта же работа повторена автором во французском издании — Inna Lubimenko “Relations commerciales et politiques de l'Angleterre аvеc la Russie avant Pierre le Grand”. Paris 1933. XX + 310.

                      ПЛАТОНОВ С. Ф. Прошлое русского Севера, II, 19-23.

                      ПЛАТОНОВ С. Ф. Иноземцы на русском Севере в XVI-XVII вв. (В “Очерках по истории колонизации Севера, изд. Комитета Севера”, вып. 2, II, 1923).

                      ВАЛК С. Н. К истории англо-pусскиx отношений в XVI в. (Голос Минувшего, 1914, № 10).

                      УЛЯНИЦКИЙ В. А. Сношения России с Средней Азией и Индией в XV-XVII вв. (Чтения О-ва Ист. и Древн. Росс., 1888, кн. 3).

                      ИШАКОВСКИЙ А. Я. Торговля Московской Руси с Персией в XVI-XVII вв. (Сбор. Ист. Этн. кружка при университете св. Владимира, вып. 7, Киев 1915 г.).

                      ФОРСТЕН Г. В. Борьба из-за господства на Балтийском море в XV и XVI вв. СПБ. 1884.

                      ФОРСТЕН Г. В. Балтийский вопрос в XVI и XVII вв. СПБ. 1892.
                      Ну и ЧЕНСЛЕР, РИЧАРД
                      Книга о великом и могущественном царе России.
                      http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Datei
                      en/CH.phtml?id=2064
                      1. Curious 23 августа 2017 23:40

                        Дж. БЕЙКЕР
                        История географических открытий и исследований
                        Перевод с английского под редакцией и с предисловием И.П. МАГИДОВИЧА
                        1950
                        Издательство иностранной литературы
                        Москва
                        A history of geographical discovery and exploration by J.N.L. Baker
                        London
                        1945
                        http://proznania.ru/books.php/?page_id=996
                        В книге, в главе Северо-Восточный проход, в отличие от статьи, описываются и последующие экспедиции англичан в этом направлении.
                        Ну и если подключить имагологию как направление в компаративистике, задачей которого определяется исследование в литературе образа другой страны, народа, культуры, то именно с книге Р. Ченслора о
                        «княжестве Московском» в английской литературе появляется Московия и возникает характерное наименование русских «варварами».
                      2. mar4047083 23 августа 2017 23:45
                        Опять всё сводиться к мемуарам самого Ченслера. Данная статья тоже вольный пересказ этих мемуаров. Документы из посольского приказа о встрече ,где то есть опубликованные ? В Англии могли сохраниться официальные документы об этой миссии ? В Москве Ченслер же не один был ,неужели нет других мемуаров ? Если нет ,тогда придётся верить только Ченслеру.
          2. Weyland 23 августа 2017 23:04
            Цитата: ruskih
            грамоту английского короля Эдуарда VI, «...писанную на разных языках ко всем Северным и Восточным государям»


            Скорее всего, грамота такая была! Более того: ЕМНИП, не только в в те, но и в куда более ранние времена в подобного рода экспедициях "в неизвестность" это была обычная практика, и весьма эффективная: если посла ненароком не заносило в откровенно враждебную страну, у всех мало-мальски цивилизованных народов такой посол мог рассчитывать на вполне дружеский прием! Например, венгерский монах-миссионер Юлиан, накануне батыева нашествия на Русь ездивший с миссионерской = дипломатической = разведывательной миссией аж к Уралу, такими грамотами запасся, что и обеспечило ему не только беспрепятственный проезд через Русь, но и прием "на высшем уровне".
    2. parusnik 23 августа 2017 18:43
      О существовании Ганзейского союза или Швеции ,англичане даже не подозревали
      ..Еще как подозревали... В 1266 году английский король Генрих III даровал городам Ганзейского союза право торговать в Англии, а в 1282 в Лондоне сформировалась уже мощная Ганзейская колония. .
      1. mar4047083 23 августа 2017 19:13
        Оказывается знали. Выходит и о русских товарах знали и кроме конюхов наверное других русских видели. Куда и для чего плывут наверное тоже догадывались все ,кроме Ченслора ,который очень удивился впервые увидев русских аборигенов ,при чём ,что удивительно он общался с туземцами.
        1. Монархист 23 августа 2017 22:00
          Прикольно получается: "догадывались все кроме Ченслера" знали все кроме Адмирала. Хорош Адмирал
        2. Weyland 23 августа 2017 23:21
          Цитата: mar4047083
          Выходит и о русских товарах знали и кроме конюхов наверное других русских видели.

          Разумеется, и знали и видели, ибо тот же Новгород активно сотрудничал с Ганзой - но все знали о пути через Балтику, а о том, что Русь простирается аж до Северного Ледовитого океана, вероятно, знали только датчане, которым в те годы принадлежала Норвегия - ибо граница России и Норвегии, практически совпадающая с современной, была проведена еще при Александре Невском - ЕМНИП, в 1252. Уже в 1562м примеру англичан последовали голландцы, но и датчане были далеко не дураки и выгоду от монопольной торговли с Россией упускать не хотели - уже в 1562м началась активная торговля по трассе Берген-Вардегус-Холмогоры, а в 1564м датчане так что быстро запретили голландцам плавать вдоль своих берегов, а нарушителей запрета беспощадно ловили и топили. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI
          /1560-1580/Salingen/text.htm; http://www.kolamap.ru/library/doc/1631_brunel.htm
          )
  6. domnich 23 августа 2017 20:15
    "...А весной группой поморов, которые охотились в здешних краях, были случайным образом обнаружены два корабля, присыпанных снегом и стоящих на якорях возле берега в устье реки Варзина. При ближайшем рассмотрении и обследовании обнаружилось, что все находящиеся на борту 63 человека мертвы..."







    Красивые места, несколько раз бывал там по обслуживанию навигационных огней и знаков. В Дроздовку до недавнего времени рейсовый т/х по пути в Гремиху заходил. Теперь там также пустынно, как и в те далекие времена...
  7. Монархист 23 августа 2017 21:54
    Цитата: Микадо
    Не будь Ричарда Ченслера , так и не узнал бы царь ,что есть такая страна Англия .

    и не начал бы царь вести игривую переписку с королевой Елизаветой wink
    Был какой-то перерыв в торговле после казни Карла I Кромвелем. Причем инициаторами перерыва были наши, с формулировкой: "Поелику те англицкие немцы своего короля Каролуса до смерти убили". stop

    Да был момент,когда Иван Грозный подумывал вступать в брак с английской.
    Вот был бы прикол: Иван Грозный в вопросах веры был непоколебим,а английчанка также была простой. Та эпоха была богата на проявления религиозного фанатизма . Уже много позднее стали проявлять какое-то подобие религиозной терпимости,а тогда....
    1. Микадо 24 августа 2017 09:31
      а английчанка также была простой

      да, папа ее был большой оригинал по отношению к женщинам. Так сказать, похотливое желание его детородного органа сказало однозначно - "Папу (Римского) надо послать категорически! Заодно надо и поругаться на двести с лишним лет с Испанией - тоже категорически!" angry а как результат этого поступка - глобальный, лет через 150 - "Британия правит морями!" fellow
  8. Curious 23 августа 2017 23:48
    mar4047083,
    В 16 - первой половине 17 века Российское государство вело торговлю со многими европейскими странами. Торговые связи с ганзейскими городами, Скандинавией, Прибалтикой, Великим княжеством Литовским и др. Были дополнены в середине 16 века торговлей с Англией и Голландией, с 80-х годов 16 века - с Францией, Торговля велась через балтийские порты (Невель, Рига, Нарва), Смоленск, со второй половины 16 века - также через устье Двины и мурманское побережье. Особое значение приобрел Архангельск, построенный в 80-х годах 16 века в устье Двины и ставший основным портом для торговли с Англией и Голландией. Связи с этими странами играли первенствующую роль в русско-западноевропейской торговле. Посредническая торговля, особенно при участии голландцев, способствовала товарообмену с Испанией и другими странами, с которыми не было прямых регулярных торговых отношений. В Англии для торговли с Россией и Персией была основана специальная торговая компания, получившая в 1555 году учредительную королевскую грамоту; она сразу же стала известна под неофициальным названием Русской или Московской компании. Во второй половине 16 века и позднее эта компания пыталась монополизировать русский внешний рынок, Особенно острую борьбу с англичанами вели голландские купцы.
    1. Микадо 24 августа 2017 10:54
      Curious,
      Ну и если подключить имагологию как направление в компаративистике, задачей которого определяется исследование в литературе образа другой страны, народа, культуры, то именно с книге Р. Ченслора о «княжестве Московском» в английской литературе появляется Московия и возникает характерное наименование русских «варварами»

      "все мозги разбил на части, все извилины заплел, и канатчиковы власти колют нам второй укол" wassat (В.С. Высоцкий) Олеарий хоть, надеюсь, не использовал слово "варвары"?
  9. Curious 23 августа 2017 23:58
    mar4047083,
    Неужели всех этих источников Вам мало?
  10. Korsar4 24 августа 2017 01:10
    А борода Ченслера была узкой и длинной, так что царя заинтересовала. Уж не знаю, можно ли в этом Пикулю верить.

    Но к первопроходцам всегда относишься с уважением. В отличие от многих последующих торговцев и лазутчиков.
Картина дня