Полигоны Флориды (часть 3)

Полигоны Флориды (часть 3)


В отличие от многих других объектов ВВС США, закрытых или законсервированных после окончания Второй мировой, востребованность авиабазы «Эглин» и близлежащего полигона в послевоенное время только возросла. В 50-е годы, после того как в «Эглин» переехал «Центр вооружения ВВС», на близлежащем полигоне экипажи стратегических бомбардировщиков Convair B-36 Peacemaker тренировались, сбрасывая массогабаритные макеты ядерных бомб. На авиабазе отрабатывалась процедура снаряжения бомбардировщиков ядерными бомбами и подготовка к экстренному вылету. Загруженные под завязку топливом «Миротворцы» кружили над Мексиканским заливом, после чего осуществляли контрольно-учебное бомбометание. Через это упражнение должны были пройти все экипажи «стратегов», допущенные к боевому дежурству. Позже на полигон «Эглин» стали летать B-36 с авиабазы Карсуэлла в Техасе. Зачастую до сброса бомб на полигоне им навстречу поднимались истребители-перехватчики, пытавшиеся загнать бомбардировщики в свои прицелы до достижения рубежа бомбометания.

В ряде случаев эти тренировки едва не приводили к трагическим последствиям. Так, 10 июля 1951 года в воздухе находилось 9 В-36D в сопровождении 18 F-84 Thunderjet. Навстречу им поднялось несколько F-86. Во время учебного воздушного боя один из «Сейбров» едва не столкнулся с бомбардировщиком. Вскоре экипаж В-36D из Карсуэлла при открывании створок бомбового отсека из-за неисправности переключателя непреднамеренно сбросил имитатор ядерной бомбы Mark 4, снаряженный 2300 кг бризантной взрывчатки. К счастью, взрыв произошел в воздухе над безлюдным районом, и никто не пострадал.


В 1953 году в рамках проекта FICON во Флориде испытывались модифицированные GRB-36F и GRF-84F. Первоначально проект предусматривал подвеску истребителя под бомбардировщик для защиты его от атак вражеских перехватчиков. Однако позже американские военные решили создать связку дальний носитель — скоростной самолёт-разведчик для ведения разведки над хорошо прикрытыми системами ПВО объектами.


Момент отделения разведчика GRF-84F от носителя GRB-36F


После выполнения разведывательной миссии GRF-84F, созданный на базе тактического разведчика RF-84F, возвращался на борт самолёта-носителя с помощью специальной трапеции. По завершении цикла испытаний ВВС США заказали 10 носителей GRB-36D и 25 фоторазведчиков RF-84K. Самолёт RF-84K , в отличие от GRF-84F, был вооружен четырьмя 12,7-мм пулемётами и мог вести воздушный бой. Разведывательный авиационный комплекс имел внушительный радиус действия — более 6000 км. Однако служба GRB-36D оказалась недолгой, в реальности отцепка и стыковка реактивного разведчика с самолётом-носителем являлись очень сложным делом. После появления высотного разведчика Lockheed U-2 комплекс признали устаревшим.

Бомбардировочная специализация полигона в окрестностях авиабазы привела к тому, что в «Эглин» испытывались многие серийные и опытные американские бомбардировщики. Первым американским реактивным бомбардировщиком, испытанным во Флориде, стал Convair XB-46. Опытный самолёт с удлиненным обтекаемым фюзеляжем и двумя двигателями под тонким прямым крылом поднялся в воздух в апреле 1947 года.


Convair XB-46


Самолёт с максимальной взлётной массой 43455 кг по меркам конца 40-х годов показал хорошие лётные данные: максимальную скорость 870 км/ч и дальность полёта 4600 км. Максимальная бомбовая нагрузка достигала 8000 кг. Отражать атаки вражеских истребителей предполагалось при помощи спаренной 12,7-мм пулемётной установки с радиолокационным наведением в хвостовой части. Хотя XB-46 произвёл очень благоприятное впечатление на лётчиков-испытателей, он проиграл конкурентную борьбу бомбардировщику Boeing B-47 Stratojet.


Boeing B-47Е Stratojet


Крыло с углом стреловидности около 30 градусов, более мощные двигатели и внушительный запас топлива на борту обеспечили В-47 лучшие лётные данные. При максимальной взлётной массе более 90 000 кг «Стратоджет» мог наносить бомбовые удары на дальности 3000 км и развить максимальную скорость 970 км/ч на большой высоте. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 9000 кг. В 50-е годы американцы позиционировали В-47 как самый быстрый дальний бомбардировщик.

В 1951 году в «Эглин» прибыл первый B-47. Впоследствии на нескольких предсерийных «Стратоджетах» во Флориде отрабатывали систему управления огнём оборонительной 20-мм установки с РЛС AN / APG-39 и бомбардировочные прицелы. С 7 по 21 октября 1953 года было произведено девять практических испытаний катапультного кресла. Для этого использовалась тренировочный вариант TB-47B (модифицированный B-47B). В 50-60-е годы вплоть до вывода B-47 из эксплуатации несколько бомбардировщиков находились на авиабазе на постоянной основе.


RB-47H в Музее авиационного вооружения на авиабазе «Эглин»


В начале 60-х бомбардировщики В-47 ранних модификаций переоборудовали в радиоуправляемые мишени QB-47. Они использовались в испытаниях ЗРК большой дальности и перехватчиков. С этими машинами на авиабазе «Эглин» связан ряд инцидентов. Так, 20 августа 1963 года QB-47 отклонился от курса при заходе на посадку и аварийно сел на автостраду, которая проходила параллельно взлетно-посадочной полосе. Через несколько дней другой QB-47 во время аварийной посадки врезался в самолёты-мишени стоявшие на авиабазе, уничтожив несколько машин и убив двух механиков на земле. После этого инцидента командование базы решило по возможности отказаться от беспилотных приземлений тяжелых беспилотных самолётов. Как правило, возвращение QB-47 после взлёта не предусматривалось.

Для содействия разработке и испытаний новых видов авиационных вооружений в 1950 году на авиабазе «Эглин» был сформирован Центр вооружений ВВС. На эту структуру возложили процесс оценки, доводки и адаптации для применения с новых и перспективных боевых самолётов авиационных неядерных средств поражения. Это позволило оптимизировать разработку и испытания авиационных боеприпасов. Данная функция авиабазы «Эглин» сохранилась до сих пор.

В конце 50-х армейское командование озаботилось повышением возможностей десантных подразделений. Вертолетов было ещё мало, а их грузоподъемность, дальность и скорость полёта оставляли желать много лучшего. В связи с этим был объявлен конкурс на создание лёгкого двух двигательного военно-транспортного самолёта, способного садиться на минимально подготовленные площадки. Также стартовала программа создания десантно-штурмовых планеров большей грузоподъёмности.

Начиная с августа 1950 года во Флориде испытывались: самолёты Fairchild C-82 Packet, Chase С-122, Fairchild C-123 Provider, Northrop C-125 Raider и десантные планеры Chase XG-18A и Chase XG-20. В 1951 году к испытаниям присоединились Douglas YC-47F Super оборудованный твердотопливными ускорителями для укороченного взлёта и тормозными парашютами и транспортный Fairchild C-119 Flying Boxcar с дополнительными турбореактивными двигателями работающими на взлёте.


Транспортный самолёт C-82


На базе Fairchild C-82 Packet в последствии был разработан транспортный Fairchild C-119 Flying Boxcar, получивший большое распространение. Трехдвигательный Northrop C-125 Raider строился небольшой серией и использовался главным образом в Арктике.


С-125


Наибольшего успеха добился Fairchild C-123 Provider, построенный в количестве более 300 экземпляров. Прототипом для С-123 послужил планер Chase XG-20, оснащённый двумя двигателями.


Первый C-123 на испытаниях


Самолёт, обладавший возможностью короткого взлёта и посадки, никогда не применялся в роли десантно-штурмового, он использовался ВВС для доставки на передовые аэродромы авиационных запчастей, был задействован в поисково-спасательных операциях и эвакуационных миссиях, доставлял припасы на передовые базы во Вьетнаме и распылял дефолианты над джунглями. Модифицированные самолёты со специальной аппаратурой на борту участвовали в тайных операциях ЦРУ, несколько машин переоборудовали в «ганшипы».

Боевые действия на Корейском полуострове выявили потребность в самолёте-корректировщике артиллерийского огня. В конце 1950 года для использования в этой роли на полигоне тестировался учебно-тренировочный North American T-28A Trojan.


T-28A


Самолёт первой модификации с звездообразным поршневым двигателем мощностью 800 л.с. развивал скорость 520 км/ч и после доработки активно применялся в многочисленных локальных конфликтах как лёгкий штурмовик, авианаводчик и корректировщик артиллерийского огня.

После начала войны в Корее выяснилось, что поршневые бомбардировщики B-26 Invader крайне уязвимы в дневное время. ВВС США срочно требовался тактический бомбардировщик, чья максимальная скорость была бы сравнима со скоростью истребителя МиГ-15. Так как готового бомбардировщика, удовлетворяющего таким требованиям, в США не было, генералы обратили свой взор на британский реактивный English Electric Canberra, принятый на вооружение RAF весной 1951 года. «Канберра», развивавшая максимальную скорость 960 км/ч, имела боевой радиус 1300 км с 2500 кг бомб на борту.

В том же году бомбардировщик был всесторонне испытан в США, после чего его приняли на вооружение под обозначением B-57A. Впрочем, процесс доводки и освоения бомбардировщика затянулся, и приять участие в Корейской войне он не успел.


B-57A


В Великобритании приобрели лицензию, а производством занялась компания Martin, получившая заказ от ВВС на 250 самолётов. Серийные B-57A проходили в специально построенной на авиабазе «Эглин» морозильной камере климатические испытания и отрабатывали вооружение на полигоне.

В 1952 году на авиабазе проводились лётные испытания вертолёта Piasecki H-21 Workhorse. Этот «летающий банан» первоначально разрабатывался для спасательных операций в арктической зоне. Но ВВС требовался транспортно-штурмовой вертолет, способный транспортировать полвзвода пехотинцев с тяжелыми пулемётами и минометами, и боевой дебют машины состоялся в джунглях Индокитая.


Вертолёт H-21


Для своего времени вертолёт демонстрировал очень неплохие характеристики: максимальная скорость 205 км/ч, дальность полёта 430 км. При взлётной массе 6893 кг в H-21 помещалось 20 вооруженных десантников. Во время испытаний Piasecki H-21 Workhorse его сопровождал лёгкий Sikorsky YH-5A.


Вертолёт YH-5A


С 1946 года, после прохождения испытаний во Флориде, несколько таких машин до 1955 года базировались на авиабазе «Эглин» и использовались в связных целях для наблюдения за испытаниями авиационного вооружения и в спасательных операциях. Вертолёт, созданный Игорем Сикорским, стал одним из первых, строившихся большой серией. Только американские военные закупили более 300 экземпляров. В годы Корейской войны эта машина использовалась для доставки сообщений, корректировки артиллерийского огня и спасения раненых. Миниатюрный вертолёт с взлетным весом 2190 кг, с полными топливными баками и двумя пассажирами мог пролететь 460 км. Максимальная скорость составляла 170 км/ч, крейсерская — 130 км/ч.

В 1953 году на полигоне испытывалась сверхзвуковая крылатая ракета GAM-63 RASCAL. В мае 1947 года компания Bell Aircraft начала создание управляемой крылатой ракеты для вооружения бомбардировщиков В-29, В-36 и В-50. В качестве силовой установки был выбран ЖРД, работающий на дымящейся азотной кислоте и керосине. Цель должна была поражаться термоядерной боеголовкой W27 мощностью 2 Мт. Считалось, что использование сверхзвуковой КР позволит существенно снизить потери стратегических бомбардировщиков от средств ПВО. Процедура заправки ракеты топливом и окислителем была достаточно сложной и небезопасной, и в случае невозможности экстренно заправить GAM-63 перед боевым вылетом предусматривалась возможность сброса ракеты как обычной свободно падающей бомбы.


Авиационная крылатая ракета GAM-63 RASCAL


Во время испытаний ракета массой 8255 кг показала дальность немногим более 160 км и развила скорость 3138 км/ч. Круговое вероятное отклонение — 900 метров. Первоначально после запуска с борта носителя, управление осуществлялось инерциальным автопилотом. После выхода в район цели на борту ракеты, поднявшейся на высоту около 15 км, включался радар, и радиолокационная картинка транслировалась на бомбардировщик. Наведение ракеты осуществлялось на основе полученных данных по радиоканалу.

К моменту начала испытаний крылатой ракеты поршневые бомбардировщики уже считались устаревшими, и её решили дорабатывать для применения с В-47. Для испытаний переоборудовали два бомбардировщика B-47B. Испытания GAM-63 шли тяжело, был велик процесс неудачных пусков. С 1951 по 1957 год ракета стартовала 47 раз. В итоге GAM-63 проиграла изделию фирмы North American Aviation — AGM-28 Hound Dog.


Запуск крылатой ракеты AGM-28 с бомбардировщика В-52


Ракета AGM-28 оснащалась турбореактивным двигателем работающем на авиационном керосине, в котором не использовался крайне опасный в обращении окислитель, имела дальность пуска более 1200 км, астроинерциальное наведение и развивала скорость 2400 км/ч на высоте 17 км.

В сентябре 1953 года на авиабазу для испытаний прибыла первая партия крылатых ракет B-61A Matador. Ракета массой 5400 кг стартовала с помощью твердотопливного ускорителя с буксируемой пусковой установки.


Запуск B-61A во время испытаний


Первая принятая на вооружение американская крылатая ракета наземного базирования «Матадор» с турбореактивным двигателем Allison J33 (A-37) разгонялась до скорости 1040 км/ч и могла теоретически поражать цели ядерными боеголовками на дальности более 900 км. Во время полёта на первой модификации крылатой ракеты её местоположение отслеживалось с помощью РЛС, а курс контролировался оператором наведения. Но такая система наведения не позволяла применять ракету на дальность более 400 км, и на поздней модификации MGM-1C курс определялся по сигналам радиомаяков навигационной системы Shanicle. Однако использование радиомаяков в военное время представлялось проблематичным, а радиокомандная система наведения была уязвима для организованных помех. Хотя «Матадоры» строились большой серией и развертывались на территории ФРГ, Южной Кореи и на Тайване, прослужили они недолго, и были сняты с вооружения в 1962 году.

С марта по октябрь 1954 года в «Эглин» испытывался советский истребитель МиГ-15 угнанный северокорейским пилотом Но Гым Соком в Южную Корею. Это был первый исправный МиГ-15 доставшийся американцам.


МиГ-15 на авиабазе «Эглин»


Опытные американские лётчики-испытатели тестировали МиГ в ходе перехвата бомбардировщиков В-36, В-50 и В-47. Выяснилось, что только реактивный «Стратоджет» имеет шансы избежать нежелательной встречи с МиГом. Учебные воздушные бои с F-84 продемонстрировали полное преимущество МиГ-15. С F-86 схватки шли на равных и больше зависели от квалификации пилотов.

В 1954 году на полигоне авиабазы проходили испытания F-86F, переделанные в истребители-бомбардировщики. При этом командованию тактической авиации была продемонстрирована возможность нанесения бомбовых ударов в ночное время. Перед этим цель на полигоне «маркировалась» зажигательными боеприпасами с самолёта наведения или освещалась специальными бомбами на парашютах, сбрасываемых с барражирующих выше самолётов поддержки. Впоследствии это упражнение на полигоне во Флориде отрабатывали пилоты F-100A Super Saber и F — 105 Thunderchief.

Продолжение следует…

По материалам:
http://airforce.corviasmilitaryliving.com/eglin
http://www.afarmamentmuseum.com/directions.html
https://www.militaryfactory.com/aircraft/detail.asp?aircraft_id=728
http://www.city-data.com/city/Eglin-AFB-Florida.html
Автор: Линник Сергей


Статьи из этой серии:

Полигоны Флориды (часть 2)
Полигоны Флориды (часть 1)

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец 23 августа 2017 16:52
    В конце 50-х армейское командование озаботилось повышением возможностей десантных подразделений. Вертолетов было ещё мало, а их грузоподъемность, дальность и скорость полёта оставляли желать много лучшего. В связи с этим был объявлен конкурс на создание лёгкого двух двигательного военно-транспортного самолёта, способного садиться на минимально подготовленные площадки. Также стартовала программа создания десантно-штурмовых планеров большей грузоподъёмности.

    Сергей. Наверное всё-таки с конца 40-х начала 50-х. В это же время и в СССР уделялось большое внимание по развитию ВТА и десантной технике для ВДВ. Различных подвесок для вооружения. Ну и мне кажется, что именно тогда оценили схему самолёта "Арадо 232", как наиболее отвечающую для выполнения задач по десантированию. На него похожи и наши "Аны" и американские С-82 и С123.

    А в целом, статья очень интересная, по всем разделам.
    1. Bongo 23 августа 2017 17:02
      Цитата: амурец
      Сергей. Наверное всё-таки с конца 40-х начала 50-х. В это же время и в СССР уделялось большое внимание по развитию ВТА и десантной технике для ВДВ.

      Привет! Это точно. При подготовке статьи я вспомнил наши десантные планеры:
      Як-12

      Ил-32
      Забегу вперёд, при написании 5-й части был удивлён. Откровенно говоря, я считал, что знаю всё про американскую СПРН, но для меня было новостью, что РЛС AN / FPS-85 построенная в окрестностях полигона "Эглин" в середине 60-х функционирует до сих пор.
      1. амурец 24 августа 2017 00:54
        Сергей, привет. Мы забыли ещё работы П.В.Цыбина.

        Интересные книги на эту тему: В.Казаков "Боевые аэросцепки" и Н.Бондаренко "В воздухе-испытатели". Он работал в НИИ ВВС в группе подполковника Голофастова, по испытаниниям подвесок к самолётам и десантных планеров. http://readli.net/v-vozduhe-ispyitateli/
        Это ссылка на книгу Н.Бондаренко.
        Ну а по РЛС AN / FPS-85 нашёл вот что. "В октябре 1962 г. на испытательной площадке C-6 (Site C-6) в 56 км к востоку от АБ Эглин, Флорида, началось строительство первой в мире РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР). Радиолокаторы с фазированной решеткой (Phased Array Radar) имеют электронное управление радиолокационным пучком, благодаря чему они могут отслеживать одновременно много объектов и сканировать за доли секунды большой объем пространства. Обычные радиолокаторы используют параболические антенны на механической подвеске и могут отслеживать, как правило, только один объект в данный момент времени.

        РЛС типа AN/FPS-85 (рис. 4) проектировалась исходя из требования сопровождения нескольких тысяч космических объектов в сутки. Испытания были назначены на май 1965 г., но четырьмя месяцами ранее сооружение и абсолютно все оборудование было уничтожено пожаром, возникшим в результате короткого замыкания. Только в сентябре 1968 г. станция была передана в эксплуатацию 20-й эскадрильи обнаружения ВВС США (20th Surveillance Squadron), а в 1969 г. РЛС вышла на уровень «начальной эксплуатационной готовности» (IOC, Initial Operational Capability)." Это ссылка на сайт, где я нашёл этот материал.
        http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/nk/1999/2/199
        9-2d.html
  2. voyaka uh 24 августа 2017 08:27
    Дополню фотку МиГ-15 фоткой Ф-86 Sabre для иллюстрации.
    1. zyablik.olga 24 августа 2017 13:22
      Цитата: voyaka uh
      Дополню фотку МиГ-15 фоткой Ф-86 Sabre для иллюстрации.

      Всё же на американских аэродромах советские истребители появлялись гораздо чаще, чем американские у нас. Откровенно говоря не знаю, был ли испытан "Сейбр" в СССР ?
      1. voyaka uh 24 августа 2017 13:26
        Сейбр, не знаю. Но во Вьетнаме Советскому Союзу удалось захватить кое-что.
        Несколько Ф-5 - точно, Фантом Ф-4 - кажется?
        1. zyablik.olga 24 августа 2017 13:32
          Цитата: voyaka uh
          Сейбр, не знаю. Но во Вьетнаме Советскому Союзу удалось захватить кое-что.
          Несколько Ф-5 - точно, Фантом Ф-4 - кажется?

          Ну не СССР, а ДРВ. Про F-5 у Серёжи была статья, можете глянуть у него в профиле. Что касается "Фантома", то это вряд ли.
          1. opus 24 августа 2017 18:03
            Цитата: zyablik.olga
            Что касается "Фантома", то это вряд ли.

            http://forums.airbase.ru пишуть
            В ФИДО публиковалась статья из журнала "Коммерсантъ-Власть" под названием "Охота на 'Шелестящую смерть' ".
            Мы покрутились в барах возле авиабаз в нескольких странах. Тех, что недалеко от наших границ. Присмотрели экипаж — пара ребят, охочих до денег. Так и этак поговорили — и договорились. Аванс обеспечили. В назначенный день у них тренировочный полет. Взлетели они — и над морем к нашей границе. Потом прижались к воде и пропали с экранов радаров. А чтобы они не заблудились, мы посудины рыболовецкие поставили по маршруту. Вот так они от одной к другой дошли до берега и сели на наш аэродром. Мы все как по нотам разыграли. Их тут же вертолетом к "месту крушения" доставили, и они уже в воде включили радиомаяки.


            Один из ведущих конструкторов КБ Сухого Олег Самойлович писал в мемуарах:
            — Нет, "сто одиннадцатый" — это работа ГРУ. Они "заглушили". А мы взяли F-4 "Фантом".— Он помолчал.— Собственно, об этом можно и рассказать. У нас перебежал человек, он был в курсе деталей операции "Призрак". Так что американцы об этом все знают.


            от F-111 в СССР доставляли только - спасательную капсулу, подобранную после катапультирования
  3. irazum 24 августа 2017 13:45
    Спасибо за статью!
  4. ЗВО 24 августа 2017 21:07
    Сергей! Спасибо!
Картина дня