Автожир А-002М: новый представитель почти забытого класса

К сожалению, после бурного роста количества конструкций автожиров, который наблюдался в тридцатых годах XX века и отчасти в более позднее время, данный класс летательных аппаратов оказался почти полностью забыт. Когда-то перспективные и интересные конструкции со временем перестали быть достойными конкурентами уже очень развитым самолетам и почти полностью «оперившимся» вертолетам. Поэтому в настоящее время новые автожиры появляются очень редко и есть прекрасная возможность рассмотреть каждый подробно. Однако сейчас мы обратим свое внимание только на одну подобную летающую машину.

Автожир А-002М: новый представитель почти забытого класса


В настоящее время на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО) заканчиваются испытания автожира А-002М. Интересно, что представители завода нередко именуют свое творение не автожиром, а вертопланом. Если вспомнить особенности конструкции этого класса летающей техники, то вопросы о происхождении термина отпадают сами собой. В конструкторском бюро корпорации «Иркут», которое разрабатывало А-002М, новый автожир-вертоплан создавался в качестве многоцелевого летательного аппарата. При небольших изменениях комплектации А-002М может производить контроль коммуникаций, аэрофотосъемку, доставлять грузы и пассажиров в труднодоступные районы или применяться для начального обучения летчиков. В настоящее время в разной степени готовности находятся две версии автожира: пилотируемая пассажирская и пилотируемый автожир-разведчик, оснащенный оптической системой наблюдения и аппаратурой передачи сигнала на землю. В перспективе в «Иркуте» собираются сделать и беспилотный вариант А-002М, предназначенный для целей наблюдения.


Однако многоцелевое предназначение нового аппарата, на мой взгляд, не является самой интересной его чертой. Дело в том, что главной проблемой всех автожиров была низкая эффективность силовой установки таких летательных аппаратов. Из-за того, что мощность мотора передается не на несущий, а на тянущий или толкающий маршевый винт, энергия расходуется не самым лучшим образом. В случае с применением в качестве основы силовой установки, например, газотурбинного двигателя, расход топлива автожира принимает столь большие масштабы, что любой вертолет с аналогичным мотором на его фоне выглядит более чем экономичнее. В «Иркуте» нашли свой вариант решения этой проблемы. Тамошние инженеры отказались от специализированного авиационного двигателя и избрали специально доработанный автомобильный. Такой двигатель на 210 лошадиных сил способен давать необходимую мощность и в то же время потреблять сравнительно немного топлива, которое к тому же относительно дешево – А-002М «ест» бензин АИ-98. На одной заправке в 150 литров автожир может пролететь до 430 километров. Скорость полета А-002М лежит в пределах от 40 до 200 километров в час. Таким образом, конструкторам корпорации «Иркут» удалось довольно оригинально решить топливную проблему малыми силами, пусть даже и не исправив врожденные недостатки самой концепции автожира.

Автожир А-002М: новый представитель почти забытого класса


Однако разработчики, продвигая свою конструкцию, отводят оригинальной силовой установке далеко не первое место. Главный, по их мнению, плюс А-002М кроется во врожденных преимуществах автожиров. Такой аппарат может взлетать и садиться на площадки ограниченных размеров, садиться с неработающим двигателем, не сваливаться в штопор и не попадать в т.н. вихревое кольцо и так далее. И нельзя сказать, что все эти плюсы конструкции являются сугубо «лабораторными». К примеру, посадка на ограниченной площадке может помочь при проведении поисково-спасательных операций, а сравнительно небольшая стоимость автожира позволит соответствующей структуре закупить больше такой техники и, как следствие, «перекрыть» больший район поиска.

Конструктивно автожир-вертоплан А-002М в некоторой мере похож на легкие вертолеты: цельнометаллическая конструкция, трехместная кабина с двумя пилотскими местами, силовая установка за кабиной и вынесенное на балке хвостовое оперение. Втулка несущего винта размещается на пилоне сразу же за кабиной, а маршевый толкающий винт находится в хвостовой части фюзеляжа, между отсеком двигателя и хвостовым оперением. Шасси аппарата неубирающееся трехопорное с передней стойкой. Предполагаемое применение автожира на необорудованных посадочных площадках послужило причиной оснащения шасси серьезной амортизацией. Утверждается, что шасси А-002М не получает никаких повреждений даже при грубой посадке в режиме авторотации. В кабине автожира есть три места – два пилотских и одно пассажирское. На месте пассажира можно разместить необходимый груз. Рекомендованная полезная нагрузка аппарата составляет 150 килограмм. Также кабина оборудована системой отопления, которая, по заявлению производителей, выполняет свои обязанности гораздо лучше зарубежных конкурентов и приспособлена для эксплуатации в условиях, свойственных российскому климату.

Автожир А-002М: новый представитель почти забытого класса


Сейчас на Иркутском авиационном производственном объединении создан задел для серийного производства автожира А-002М. В этом году планируется завершить испытания аппарата и, наконец, получить сертификат летной годности. Слово «наконец» здесь применено неспроста – проект А-002М был начат более десяти лет назад и первые годы работы по нему шли весьма и весьма небыстро. Но в последние несколько лет обстановка изменилась и у корпорации «Иркут» появилась возможность ускорить темпы создания нового вертоплана. Как результат – нынешние полеты и готовность к серийному производству. Будем надеяться, отечественным предприятиям удастся удачно занять еще одну нишу в сфере летательных аппаратов и начать поставки не только российским заказчикам, но и зарубежным.

Технические данные A-002
Диаметр несущего винта - 9.80м;
длина фюзеляжа - 4.98м, высота - 3.17м;
диаметр толкающего винта - 1.90м;
максимальный взлетный вес - 800кг;
взлетный вес в перегрузочном режиме - 850кг;
вес пустого аппарата - 500кг;
макс. скорость на уровне земли - 210км/ч;
минимальная скорость полета - 40км/ч;
макс. скороподъемность - 150м/мин;
практический потолок - 3000м;
разбег при прыжковом старте - 0 м;
разбег при нормальном старте - 40 м;
дальность с полезной нагрузкой - 200кг 500км;
продолжительность полета - 6 часов.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 16
  1. vadimus 13 марта 2012 08:44
    На рыбалку махнуть на таком, да над пробками!
    vadimus
    1. Гражданский 13 марта 2012 09:32
      сразу надо делать в беспилотном варианте! Раз такой экономичный автожир.
    2. RedDragoN 13 марта 2012 16:25
      Ага, только осталось на пилота выучиться и воздушное пространство открыть для такого гражданского чуда(на счет последнего - не уверен)
  2. Евгений Петрович 13 марта 2012 09:14
    Интересно кто движки делает.Если не ошибаюсь у нас все движки для вертушек с Украины идут. Хотелось-бы свои иметь.
    1. вард 13 марта 2012 22:14
      Двигатель автомобильный форсированный, в принципе 200 лошадок можно и с Вазовского снять...
      1. мичур123 14 марта 2012 04:45
        на практике нам рассказывали, что у него стоит движка от субарика, но от какого именно я не знаю
        мичур123
  3. Virtor 13 марта 2012 10:13
    Да это же готовый " Народный Самолёт" Именно самолёт а точнее вертоплан Стоимость копеечная !Взлёт почти с места,безопасность почти как у автомобиля. Расход 150 л на 400км и это без дорог и пробок! А если дизель поставить и полезную нагрузку увеличит ну чтоб на всю семью с богажём?!
    Virtor
    1. Мимопроходящий 13 марта 2012 17:13
      На сто км расход 37,5л. По цене 100км это 37.5х25=937р. Это где-то в четыре раза больше чем у типичного "народного" автомобиля.
      Т.е. на дачу слетал, штуку выкинул. Нехило так. Дешевле будет на такси ездить.
      Стоить будет этот вертоплан никак не меньше миллиона рублей(а скорее и все два), т.е. опять в четыре раза больше "народной" планки.
      Вывод: на "народный" не тянет никак.
      Мимопроходящий
      1. Virtor 13 марта 2012 21:47
        Тут ведь всё зависит от того что понимать под словом народ))) Это во первых ...Теперь второе Первые автомобили тоже не для крестьян сколачивали ...Тут важен процес ,идея которая овладеет массами)))А там и технологи с индустриаторами и их друзьями финансистами подтянутся....
        Virtor
  4. ПРИБАЛТ 13 марта 2012 12:24
    У вертоплана большое будущее в России.Не каких пробок ,а самое главное не какого " мяса" на дорогах. НАСТОЯЩАЯ СВОБОДА! Я уже подумываю,а не перебратся ли на пмж в сибирь?!
    ПРИБАЛТ
    1. Virtor 13 марта 2012 21:53
      Небо и свобода это два слова которые вместе появляются только в романтических стихах...Любой летун от этого сочетания сначала рассмеётся потом проплачется...Сплошные полётные коридоры, эшелоны, закрытые зоны, потолки и прочее...У нас в России))) Но можешь и так прихать без вертоплана....
      Virtor
  5. Maroder 13 марта 2012 16:24
    Автожир удивительный летательный аппарат.
    обладает недостатками самолета и вертолета.
    Летает хуже самолета и не может вертикально взлетать как вертолет.

    За эту модель просят 11 лямов. за эти деньги можно купить 3 легких вертолета.


    Maroder
  6. 755962 13 марта 2012 20:54
    Романтика ...На таком сигануть до деревни ..А там банька.шашлычок.Дороговато..
    755962
  7. ПРИБАЛТ 13 марта 2012 21:13
    Вся проблема в менталетете российского бизнеса-"отжать"максимально прибыли,так как конкуренции в этой сфере почти нет. На западе новый,простенький автожир стоит $ 20000.- Правда это стоимость комплектующих,и на сборку ещё придется труда вложить 2-3 месяца.А стоимость б/у там от $12000.- Расход от 11литров при скорости 110км/ч. http://www.youtube.com/watch?v=GAoK9zM8FFQ&feature=related
    ПРИБАЛТ
    1. zlibeni 14 марта 2012 20:10
      пару дней назад что интересно захаяли украинский автожир с понтом нафига он нужен так как конкуренции с западными образцами не выдержит.чёто двойными стандартами попахивает
      zlibeni
  8. вард 13 марта 2012 22:19
    Мне вот что интересно... Знакомый пытался построить вертолёт... Всё упёрлось в механизм перекоса лопастей... А тут похоже всё простенькое... Но если делать одно или двух местный, то пожалуй всё же лучше парашют с мотором... и дёшево и безопасность дальше некуда...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня