Погибали, но не сдувались

22
Полузабытое оружие Первой мировой нашло свою нишу в век сверхзвуковой авиации и ракетно-космической техники. У дирижаблей есть бесспорные достоинства: возможность несравнимо более долго, чем самолеты и вертолеты, находиться в воздухе, высокая боевая устойчивость против средств ПВО, огромная грузоподъемность, нетребовательность к системе базирования.

В двух мировых войнах эти средства были весьма востребованы. В памяти всплывают сюжеты из книг по истории: наблюдатели, сидящие в корзинках под аэростатами, огромные рыбообразные аппараты – дирижабли, с которых воздухоплаватели вручную сбрасывают на врага маленькие по современным меркам бомбы. А во Вторую мировую аэростаты уже значимый элемент системы ПВО. Они создавали препятствия вражеским бомбардировщикам.



Скачок в развитии авиации в конце 40-х – начале 50-х заставил на время забыть о воздухоплавательных аппаратах. Однако американцы нашли им применение – использовали аэростаты с подвешенной под них специальной аппаратурой для разведки против СССР. Выполненные в габаритах чуть крупнее стандартных метеозондов, они запускались в слои атмосферы со стабильными потоками с запада на восток. Двигаясь на высотах порядка двух – четырех тысяч метров, аэростаты вели разведку нашей территории и оказались крепким орешком для советской ПВО. Во-первых, их ЭПР была очень маленькой, ведь сам шар ничего не отражает, а размеры блока аппаратуры минимальны. Других собственных демаскирующих полей аэростаты не имели, поэтому их обнаружение представляло значительную сложность как для наземных РЛС, так и для бортовых средств истребителей. Во-вторых, уничтожить эти аппараты было не так-то просто. Сделанные с ячеистой структурой и наполненные инертными газами, они даже после множественных попаданий снарядов продолжали полет. Единственным надежным способом являлось поражение аппаратного блока, но попробуй в него попади. Стрельба УР «воздух-воздух» по таким аэростатам была бесполезна – ракеты на них просто не наводились. Оставались НУРС. Но их взрыватели не срабатывали, проходя через оболочку аэростата. Изрешеченный, он плавно опускался на землю, продолжая передавать развединформацию.

Погибали, но не сдувались


Сегодня с созданием новых материалов, в частности на основе нанотехнологий, воздухоплавание, похоже, обретает второе дыхание. В США активно ведутся разработки дирижаблей боевого назначения. Их рассматривают как важнейший элемент ПВО, позволяющий обнаруживать маловысотные цели на больших удалениях. Известно, что дирижабли могут использоваться в системе ПЛО для поиска и уничтожения подводных лодок. Они, конечно, не заменяют, а только дополняют самолеты AWACS и базовой патрульной авиации. И все же, по оценкам западных специалистов, существенно повышают возможности ПВО и ПЛО.

Российские инженеры не отстают от американских коллег, во всяком случае в инициативных разработках. Под руководством академика Сергея Щугарева спроектирована целая линейка дирижаблей различного размера и грузоподъемности – вплоть до гигантов более 150 метров и способных поднять около 60 тонн. С учетом известных достоинств летательных аппаратов легче воздуха вопрос об их принятии на вооружение Российской армии будет рано или поздно решаться. Так что имеет смысл оценить, что даст внедрение дирижаблей, где и для каких целей они могут использоваться.

Броненосец легче воздуха

К сильным сторонам этих аппаратов применительно к особенностям современной вооруженной борьбы на море можно отнести:

1. Продолжительность полета пилотируемого аэростата или дирижабля ограничивается только автономностью экипажа, то есть от 5–6 до 15–20 суток. Такой же беспилотный аппарат, да еще энергетически обеспечиваемый с надводного корабля, способен находиться в воздухе, пока его баллон не утратит физических свойств, то есть многие месяцы.

2. Огромная потенциальная дальность полета: у аэростатов практически неограниченная.

3. Высокая скрытность действия, определяемая существенно более низкой ЭПР: сам баллон, выполненный из композитных диэлектрических материалов, вообще не обладает отражающими способностями для радиоизлучений в диапазонах, используемых современными РЛС, а полезная нагрузка может быть изготовлена по стелс-технологии. Малая скорость полета, сопоставимая с корабельной, создает дополнительные трудности обнаружения этих летательных аппаратов РЛС, работающими в режиме селекции воздушных целей, не позволяя применяемыми сегодня методами отделить аппарат от пассивных помех. Затруднительно будет обнаружить дирижабль и по излучению в инфракрасном диапазоне, поскольку мощность его двигателей и тип (к примеру, малосильный дизель с минимальным тепловым выхлопом) не дадут противнику обнаружить их излучение на приемлемом расстоянии. Аэростаты же вообще не имеют двигателей. Остается визуальное обнаружение. Однако окраска и маскировка дирижабля или аэростата в облаках сводят и эту возможность к минимуму. С учетом комплекса демаскирующих признаков собственно летательного аппарата дальность его обнаружения мощными наземными РЛС можно оценить в пределах от 20–30 до 80–100 километров в зависимости от размеров и характера полезной нагрузки, бортовыми средствами истребителей – не более 10–20 километров. (Естественно, использование дирижаблем или аэростатом активных РЭС – РЛС или средств связи позволит обнаружить его на больших расстояниях).

4. Высокая боевая устойчивость от средств поражения воздушных целей. Ячеистая структура баллона, применение новейших материалов, в частности композитов, использование инертных газов потребуют для разрушения аппарата огромного количества боеприпасов, которого просто нет в боекомплекте современных истребителей. Уязвимой остается подвесная гондола, где располагаются экипаж, энергетическая установка и оборудование. Однако для нее можно создать эффективную конструктивную защиту. Например, если выделить на бронирование лишь 10 процентов общей грузоподъемности дирижабля, получается довольно приличная масса – до шести тонн. Можно уверенно предположить: этого будет достаточно, чтобы с использованием комбинированной облегченной брони защитить экипаж от снарядов не только 30-мм авиапушек, но и орудий значительно большего калибра. Потребуется создание специальных средств борьбы с такими летательными аппаратами. Однако это далеко не простая задача, как может показаться на первый взгляд, на решение уйдет не один год.

Надо заметить, что воздухоплавательные летательные аппараты, в частности дирижабли, особенно крупные, позволяют разместить на них развитый комплекс средств самообороны. Прежде всего средства радиотехнической разведки и РЭБ. Для защиты от вражеских истребителей дирижабль может быть вооружен ракетами класса «воздух-воздух» малой дальности с ТГСН и пушками. Поскольку стрельба по дирижаблям существующими ЗУР и УР не дает нужного результата, такой комплекс огневых средств самообороны в сочетании со средствами РЭБ позволит эффективно противостоять системам ПВО противника.

5. Малый объем аэростатов и дирижаблей в сложенном состоянии позволяет размещать такие летательные аппараты (даже с относительно большой грузоподъемностью) на кораблях среднего и даже меньшего водоизмещения. Хотя, конечно, требуется соответствующее оборудование.

6. Относительная простота изготовления в сравнении с равноценными по грузоподъемности самолетами и вертолетами, а соответственно и более низкая стоимость.

7. Не требуется аэродром, достаточно иметь минимальную площадку со стартовым комплексом и техническими средствами подготовки полета. Даже относительно крупные воздухоплавательные аппараты могут использоваться с обычных надводных кораблей, не допускающих базирование самолетов.

Ветер на стороне противников

Как основные недостатки летательных аппаратов легче воздуха, определяющие сферу их боевого применения в вооруженных силах, отметим следующие: низкая скорость, достаточно длительное время перевода в боевое положение, существенная зависимость от метеоусловий, в частности от силы и направления ветра, которые определяются огромной парусностью таких летательных аппаратов.

Анализ достоинств и недостатков дирижаблей позволяет сделать очевидный вывод: в системе вооружения современных армий им есть место, причем весьма важное. В первую очередь это касается военно-морских флотов и систем ПВО. Определяя роль и место таких аппаратов (по крайней мере на первом этапе), надо исходить из того, что они должны применяться прежде всего там, где требуется длительное нахождение в воздухе при ненадобности высокой скорости полета.

Справка «ВПК»

За полвека до Ан-124

Самые масштабные воздухоплавательные проекты были осуществлены для пассажироперевозок, то есть в гражданском секторе. Такие гиганты, как германские «Граф Цеппелин» и «Гинденбург», их длина достигала 245 метров, были способны брать до 100 тонн полезной нагрузки – недостижимый для самолетов показатель вплоть до начала 80-х, когда появился Ан-124. На дирижаблях было впервые в истории налажено трансатлантическое воздушное сообщение. С 1928 по 1937 год совершено около 200 рейсов из Германии в США и в обратном направлении. По комфортабельности дирижабли не уступали океанским лайнерам того периода, а в скорости – около 120 километров в час – превосходили кратно. Использование дирижаблей на пассажирских линиях прекратилось после катастрофы «Гинденбурга» при посадке в Нью-Йорке – в результате удара молнии взорвался водород, наполнявший корпус.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    26 августа 2017 06:56
    Высокая боевая устойчивость от средств поражения воздушных целей. Ячеистая структура баллона, применение новейших материалов, в частности композитов, использование инертных газов потребуют для разрушения аппарата огромного количества боеприпасов, которого просто нет в боекомплекте современных истребителей

    В первую очередь в голову приходит огонь. Ракеты с дистанционным подрывом, которые образуют аэрозольное облако, которое потом взрывается. Если посидеть и подумать, средств уничтожения можно найти немало.
    Н-р кассетные бомбы, которые при разбросе выбрасывают свою начинку на парашютах. Можно их бросать прямо на дирижабль..) Станционарные дирижабли с платформами ПВО.. и пр. и пр.)
  2. +5
    26 августа 2017 07:56
    Вау !!!!!! Летающий "Zumwalt" . Вот это "уделал" автор другого не менее знаменитого творца. Единственное ,что не хватает ,это боевых коэффициентов модернизированного "Zumwalt".
  3. +6
    26 августа 2017 08:00
    Поскольку стрельба по дирижаблям существующими ЗУР и УР не дает нужного результата, такой комплекс огневых средств самообороны в сочетании со средствами РЭБ позволит эффективно противостоять системам ПВО противника.

    Очень интересный вывод. Это откуда известно? Автор у себя в голове мысленный эксперимент провел?
    Современные ракеты формируют такое осколочное поле, что дирижаблю хватит с очень большим запасом. И никакая ячеистая структура не поможет.
    1. 0
      30 августа 2017 10:53
      Если иметь запас сжатого газа на борту, можно при поражении ячеек надувать новые емкости.
  4. Комментарий был удален.
  5. +2
    26 августа 2017 08:31
    А во Вторую мировую аэростаты уже значимый элемент системы ПВО. Они создавали препятствия вражеским бомбардировщикам.

    Аэростаты наблюдения не канули в лету во время ВМВ. Их использовали обе воюющие стороны.
  6. 0
    26 августа 2017 08:40
    У меня то же инициативная разработка!Поднять дирижаблями "Пионеры" на высоту и если ,что пульнуть ими во врага.Так оперативнее будет.
    1. +8
      26 августа 2017 09:11
      Это называется плагиат. Данная идея уже реализована .
      1. +7
        26 августа 2017 11:27
        Цитата: mar4047083
        Данная идея уже реализована .

        Тссс.... Не выдавайте секретную информацию!
        1. 0
          26 августа 2017 19:05
          Дымят как "Кузя"Пора модернезировать.
      2. Комментарий был удален.
        1. +11
          26 августа 2017 18:59
          Ну зачем же сразу ярлыки клеить. Вам даже сверхсекретное видео люди показали. Я хотел привести ссылку на секретный сайт ,не получается ,наверное по причине секретности. Удалось только скопировать т.т.х. оружия. Цитата "СССР В-13 ДНПП Дирижаблестроя им. С. М. Кирова, в простонародье Дирижабль Киров (рас. англ. Kirov airship) — наполненный тяжёлым клюквенным перегаром классовый советский зубастый дирижабль . Обрушивает на головы империалистической сволочи нескончаемый поток чугуниевых бомб с жидким вакуумом. Лучший друг Мамонт-танка.
          Экипаж составляют четыре медведя, две комсомолки и политрук." Но ,если вы считаете ,что на борту должны присутствовать пионерки ,обратитесь в МО РФ с рацпредложением.
          1. 0
            26 августа 2017 19:06
            Вы можете шутить в другую сторону?
            1. +5
              26 августа 2017 19:15
              Какая статья такие и комментарии. Можно было написать про "Моби дик " ? Наверное ,да. Кто мешал писать про М-17 ? Опять жидомассоны виноваты?
  7. 0
    26 августа 2017 09:37
    Я читал,что с помощью дирижаблей Германия во время ПМВ снабжала оружием и боеприпасами свои войска в африканских колониях!
  8. +1
    26 августа 2017 14:02
    Ну вообще то как стратегический ракетоносец неплохое решение. Ни один " быстрый глобальный удар" его не достанет.
    1. 0
      26 августа 2017 19:07
      Да поймай армаду таких в воздухе.Не просто.
      1. +1
        26 августа 2017 20:25
        Дело даже не в армаде. Два десятка над северным полярным кругом, на высоте 25 км с МБР воздушного старта.
        1. 0
          26 августа 2017 21:28
          Научить их ориентироваться.Там трудности с компасами и очень грозная система выходит.И не особо дорогая.
          1. +4
            26 августа 2017 22:01
            Да это серьёзная проблема даже в 21 веке для МО РФ. МБР ориентируются то ,по компасу с помощью медведя ,пионера и политрука. Медведь в принципе ничего не изучал, политрук изучал историю КПСС., один пионер изучил компас и карту на уроке НВП. А компас в районе магнитного полюса сбоит.
            1. +5
              27 августа 2017 00:04
              Ну тут как... Чем белее медведи, тем севернее... Политруки всегда знают в какой стороне Израиль... Ну, а к компасу всегда можно приладить магнит с северной стороны... Ну чтобы стрелка всегда на север показывала. Так что вполне можно триангулировать. :-))
              П.С. Главное не слушать пионеров - они все двоишники.
            2. 0
              27 августа 2017 06:30
              Компас в районе магнитного полюса сбоит,но вы всё равно вернулись от туда.Можете когда хотите.
  9. +6
    27 августа 2017 00:22
    Стеб конечно весело, но внимательно проанализировать статью, тут одного чувство юмора маловато...
    Автор почему то упустил использование дирижаблей во ВМВ в качестве средств ПЛО при переходах конвоев. Их (дирижаблей) было много и они неплохо себя показали. При одинаковых скоростях и меньшей заметности, чем они хуже противолодочных вертолётов? Тем, что дешевле? Или тем, что могут нести большую нагрузку, включая вооружение и поисковое оборудование? А может быть тем, что они могут висеть над конвокм круглосуточно, особенно получая с него топливо и вооружение и меняя экипажи? На счёт уязвимости, если я правильно понял автора про мелкоячеестую газонаполненую структуру, то грубо, это кусок пенопласта, в герметичных порах которого инертный газ. Если это так, то это будет довольно сложный для поражения обьект. Правда тут надо считать плотности и объёмы и очевидно будет какой то минимальный размер, меньше которого такой дирижабль не сможет выполнять такую работу. Вот тут то и надо посмотреть есть ли смысл его строить. Ну и про срок годности самого несущего баллона. Если я правильно понял его структуру, значит неизбежно будет присутствовать диффузия несущего газа, здесь тоже надо считать, за какой период это произойдет и как со временем будет падать подъёмная сила, опять же цена. Ну, а гондола с оборудованием может быть многоразовая.
    Это как бы первое, что навскиду в голову пришло, а ведь много задач и попроще: связь (в том числе и с беспилотниками), обеспечение артиллерийских (и не только) подразделений различной информацией, ССО и т.д. и т.п. А то сразу Kirov airship!
  10. 0
    27 августа 2017 08:07
    Как и в годы ВОВ, применять аэростаты в ПВО, для защиты стационарных объектов в тылу от крылатых ракет идущих на низких высотах. Аэростаты поднимают сети до высот 100-200 м.
  11. +1
    28 августа 2017 05:43
    Согласен.
    Могу подкинуть еще 2 возможных применения.
    1. Наблюдение за маневрами "интересных" флотов.
    2. Полеты на... боевое стратегическое дежурство ("за угол") в мирное время. Они могут заменить дорогостоящие полеты самолетов-ракетоносцев, обеспечивая фактически непрерывное (посменное) дежурство вблизи воздушных границ вероятного противника. Причем на первых порах (пока у того не появятся адекватные средства) контролировать их будет очень трудно.
  12. 0
    31 августа 2017 11:17
    для перевозки этой тары нам не подходит метод старый, гадали думали и вот-вам двухэтажный самолёт,хотя дешевле во сто крат большой большой аэростат! это была шутка о ВМ-Т для перевозки системы Энергия-Буран, Так что у аэростатов всё впереди!