Засады и победы подводных партизан

Автономно функционирующая техника или, проще говоря, роботы постепенно внедряются во все сферы жизнедеятельности. А поскольку прогрессивные новшества находят применение в первую очередь в военной области, то и такой перспективный тип водного транспорта, как подводные планеры, они же глайдеры, сразу приобрел себе покровителей при погонах.

Информация о тактико-технических характеристиках подобных изделий, попадающая в СМИ, скупа. Впрочем, отечественным глайдеростроителям гордиться пока нечем. Разве осознанием того, что теоретические выкладки подводного движения планеров за счет попеременного изменения остаточной плавучести были получены нашими учеными почти одновременно с зарубежными. Однако развить успех в «железе» помешали как пресловутые 90-е, так и последующая стагнация самой технической мысли в данном направлении. Горько признавать, но семь-восемь крупнейших российских вузов и ведущих подразделений МО лишь в какой-то степени пытаются достичь параметров скопированной иностранной конструкции, насыщая свои дубликаты ключевыми элементами опять же импортного исполнения.

Выставочная бравада, в народе именуемая показухой, уже на протяжении нескольких лет не сопровождается реальными морскими испытаниями с автономным заплывом глайдеров хотя бы в пару недель, не говоря уже о повторении рекордов американских экземпляров по девятимесячному хождению за несколько тысяч километров через весь Тихий океан. Жалкие бассейновые погружения отечественных реплик даже в репортажах ведущих каналов не могут скрыть «канализационные» компоненты, из которых состоят наши глайдеры.


Не принесла положительного результата и попытка Фонда перспективных исследований объединить разработчиков этой техники «круглыми столами»: отсутствие идей внутри групп приглашенных не позволяет выявить лидера, а общая настроенность на дележ финансового пирога переводит проблему в неконструктивную плоскость.

Засады и победы подводных партизан


Шесть километров вниз

На этом фоне успехи китайских специалистов можно назвать грандиозными: их глайдер достиг глубины свыше 6300 метров. Правда, как они сами честно признались, в прошлом году при аналогичной попытке аппарат был утерян, что не помешало изготовить еще 12 штук для рекордных погружений и испытания роевой тактики поведения. Лишь для сравнения упомяну, что характеристики отечественных выставочных образцов вряд ли позволят им всплыть с глубины 100 метров, а претенденты на погружение до 300 и тем более 500 метров находятся в стадии «разработки конструкторской документации», проще говоря – осмысления и ценообразования.

Однако не будем впадать в панику, а проведем трезвый инженерный анализ конструкции китайского глайдера. При этом постараемся сохранить максимальную непредвзятость.

Итак, для чего глайдеру глубина? Теоретически, сокращая количество циклов погружений-подъемов для преобразования их в линейное перемещение, удастся достичь максимальной дальности при минимальных расходах энергии. Но для оперирования на больших глубинах нужен гидронасос соответствующего давления – здесь и кроется основной подвох. Зависимость «напор-расход» очень жесткая, при обеспечении высокого давления насос будет иметь минимальный расход – и вряд ли в таком габарите его можно выполнить регулируемым. Следовательно, для перекачки рабочей жидкости одинакового объема в модуле изменения плавучести подобному насосу нужно совершить больше движений, а ведь это и гидравлические, и механические потери, которые вычитаются из процентов КПД.

Вынесенная вперед антенна намекает на дальнейшую модернизацию глайдера с установкой дополнительного движителя сзади, такие конструкции не в новинку, они есть и у отечественных производителей. Но на поверхности аппаратов возникают паразитные гидродинамические силы, которые будут способствовать уводу планирования глайдера от заданной траектории, что вынуждает к более частому активированию компаса и дополнительным корректировкам, а значит, и затратам энергии. Жестко закрепленные плоскости планирования не подразумевают использования глайдера через торпедные аппараты ПЛ, а внушительные габариты и масса требуют на судне-операторе наличия подъемных устройств.

Озвученная автономность предыдущей модификации всего 30 суток при дальности тысяча километров говорит либо о нерациональном использовании массы глайдера под установку аккумуляторных батарей, либо о низком КПД используемых приводов и электроники. И скорее всего об отсутствии источников возобновляемой энергии. В общем, крепенький середнячок в своем классе без инновационных изысков, но с упором на «ныряние».

Что могут, для чего нужны

Рассмотрим «матрицу применения» глайдеров, которая состоит из ареала прилегающих к Китаю морей и функциям. Видно, что основные океанические площади занимают глубины до двух километров, да и гидрологические параметры воды (температура, соленость, скорость звука), собираемые данными экземплярами, важны лишь для подводников, у которых рубеж вообще до одного километра. Получается, что глубинность китайского глайдера в большинстве случаев будет избыточно вредной. Ведь для обеспечения необходимого сухого объема прочный корпус должен быть соответственно усилен, а значит, и утяжелен из расчета внешнего давления почти 700 атмосфер. Габариты, масса, технологическая сложность гидравлики высокого давления, малая автономность, повышенная нагрузка на эксплуатирующее подразделение – за все придется платить дополнительными расходами.

Несомненно, можно попытаться напридумывать мирных применений вроде сбора образцов грунта со дна, наблюдения за подводным миром, поиска затонувших объектов и прочего. Но не будем забывать, что основной заказчик глайдера – военные, им нет смысла тратить государственные деньги на изучение глубин ради их хозяйственного использования. А потому более прозаическими задачами будет борьба с донными гидроакустическими станциями противника, установка мин на трансокеанские кабели для их повреждения в нужный момент и всплывающих закладок возле побережий и военно-морских баз для нанесения неотвратимого ущерба экономике агрессора (проекты вроде «Мертвая рука» или «Статус-6») в случае начала войны. Надо сказать, данный вид глайдеров как нельзя лучше для этого подходит. По правде говоря, диверсионно-подрывные задачи могут быть выполнены и другими подводными аппаратами, но не всякая страна обладает мощными АПЛ для их скрытной доставки на место.

Кроме «партизанской» функции глайдеры могут решать множественные задачи противолодочной обороны, навигации ПЛ и их роботизированных вариантов в океане, быть носителями БЛА-целеуказателей для ракет-торпед, запущенных по АУГ, защищать районы боевого дежурства ПЛ от авиации противника, самостоятельно обстреливать палубы авианосцев и делать многое другое. Только конструкция таких разноплановых глайдеров полностью отличается от героя данного повествования. Они будут унифицированы по основным узлам между собой ввиду потребных многотысячных тиражей, и основной упор будет сделан на автономность дрейфа, а не на глубину погружения – с встраиванием источника возобновляемой энергии при совершенствовании системы управления и движения. Это будет как в авиации прошлого века: переход от «этажерок из щепочек и веревочек» к привычным современному глазу обтекаемым стремительным лайнерам. Но, по-видимому, вышеозначенный эволюционный скачок произойдет еще не скоро. Кораблики из щепочек делать легче и привычнее.
Автор:
Владислав Синица
Первоисточник:
http://vpk-news.ru/articles/38483
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Monster_Fat Офлайн
    Monster_Fat 27 августа 2017 08:21
    +1
    Корпус для больших глубин может изготавливаться из относительно тонкого трубопровода тороидной формы, навитого на болванку для создания корпуса нужной формы и объема и сваренного между витками. Такой корпус заполняется потом инертным газом под высоким давлением. Точнее не сам корпус внутри, а трубопровод из которого этот корпус "свит". Такой технологией обладают итальянцы.
    1. Gorbatiy Офлайн
      Gorbatiy 27 августа 2017 11:22
      0
      Но не китайцы. Вроде автора интересует только китайские глайдеры и почему они так глубоко ныряют.
      1. Денимакс Офлайн
        Денимакс 27 августа 2017 11:33
        0
        Для рекордного заныривания, можно и по батискафному, выпуск бензина и сброс балласта.
  2. Gorbatiy Офлайн
    Gorbatiy 27 августа 2017 11:21
    0
    Хорошая "компактная" статья. Одним словом все в России плохо с глайдерами.
  3. 2534М Офлайн
    2534М 27 августа 2017 16:07
    +5
    Цитата: Gorbatiy
    Хорошая "компактная" статья. Одним словом все в России плохо с глайдерами.

    статья просто безграмотная ДУРЬ, от известного аферистка выагры синицы ,его же "нетленки" по этой теме:
    откровения г.Синицы (Aviagr):
    28.12.2015 10:59 Под эти цели еще 20 лет назад (!) я разработал БПЛА из экструдированных панелей ПВХ с уникальным двухтактным двигателем, с г/п на полезную нагрузку 120-150кг, что может включать элементы РЭБ с целеуказанием для БПЛА-ракетоносцев, либо несколько НУР или УР С-80, либо пулеметы патрон 7,62 ТТ, либо противотанковые или "воздух-воздух" ракеты, свободно падающие бомбы, БПЛА-планер-бомба и пр.
    28.12.2015 13:04 ТТХ уже указал: 120-150 кг ПН. Остальное зависит от этой характеристики почти полностью. Да, скорость 90-120км/ч, дальность 400км. Стоимость планера с двигателем - приближается к нулю при серийности 100тыс в год … Хотя ракеты и пулемет - тоже свои, подешевле существующих.
    28.12.2015 13:55 Что "пихать" - уже придумано (частично), а вот планера и двигателя до сих пор нет. Нет ракет, нет пулеметов (для борьбы с чужими БПЛА и живой силой) БЕЗОТДАЧНЫХ - это тоже мои разработки.
    28.12.2015 15:04 За это время (с 2004г) уже можно было бы организовать МАССОВОЕ производство моих (да МОИХ!) БПЛА, на которых все ОСТАЛЬНЫЕ могут навешивать что угодно.
    15.12.2015 13:28 … 2. До угрожаемого периода разверну вдоль побережий несколько тысяч роботизированных парусных катамаранов с ГАС - то есть поверхностную эшелонированную распределенную SOSUS с расстоянием между датчиками-катамаранами 10-15 км и двухуровневой глубиной гидрофонов на каждом (выше и ниже слоя скачка звука). 3. Часть катамаранов может нести противоторпеды (по две штуки) с управлением по кабелю с катамарана - как ПЛО, так и противоСтатусная оборона. 4. У вражеских (РФ и Китай в данном случае) берегов и в районах развертывания (в т.ч. подо льдами Арктики) их ПЛ заблаговременно размещу сотни тысяч подводных глайдеров различных модификаций (гриф "Секретно") для отслеживания кораблей, ПЛ, запусков Статусов, уничтожения стационарных ГАК, минно-подрывной работы и пр.
    15.12.2015 15:44 2. Сеть катамаранов - это и есть РАСПРЕДЕЛЕННАЯ БГАС... 3. Сопровождать там ничего не нужно: обнаружил-уничтожил. …. 19.01.2016 08:38 ... Вот и танцуют возле меня польки-бабочки, выцыганивая идеи подводных глайдеров, роботизированных катамаранов, БПЛА из ПВХ, новых крылатых ракет с новым ПуВРД и прочих уникальных вещей. Делал доклад на Рубине, Малахиту и Крыловскому высылал описания - мало, давай еще. А как же финансирование? - мы его и сами проедим. …
    22.01.2016 09:04 снабженные дешевыми "воздух-воздух" ракетами сплошной приграничный ряд в несколько эшелонов таких БПЛА сможет остановить массированный удар дозвуковыми Томагавками;
    22.01.2016 11:58 ВМФ РФ нужны сотни тысяч подводных глайдеров и роботизированных беспилотных (безэкипажных) парусных катамаранов, …. И ракеты к ним с новым модернизированным ПуВРД: можно по бармалеям по цене 100тыс
    28.01.2016 09:36 И вооружение у каждого - свое, вплоть до Калибров/Гранитов. Но мне больше нравится моя "сколопендра" с новым ПуВРД - дешевая для массовости, незаметная и беспощадная, как богомол.
    31.01.2016 20:40 Поэтому оптимальный р-р - 30-50кг, для большинства задач. Естественно, для перевозки Калибра или Физика - нужен соответствующий р-р. ... Роботизированные парусные катамараны закрывают бОльшую часть проблем быстрой доставки глайдеров в район БД, периодической дозарядки, возврата на базу при поломках, ретрансляции важных данных на спутник, передачи координат позиционирования для глайдеров и ПЛ без их всплытия, охраны зоны БД (подача сигнала о присутствии чужаков) и мн.др. То есть - это комплексная задача, и мы знаем, как ее решать.
    02.02.2016 06:45 Глайдеры - это носители оружия (ракет, торпед и пр), в том числе и стационарных мин, которые никого не догоняли, но потопили массу кораблей и ПЛ. Как и с наземными, не обязательно разрывать человека на атомы, достаточно повредить ногу (50г ВВ) - и человек практически не боец. Много сможет ваш миноносец сделать с поврежденной подкильной ГАС, с уничтоженными РЛС, винторулевой колонкой? Захочет ли кто стартовать с авианосца или садиться на него, если на его палубу сыпятся периодически 80-мм ракеты? И ПЛ найдем чем удивить. ... Как глайдер будет удерживаться на позиции - ответ стоит 10млрд.
    09.02.2016 15:38 …. а себестоимость связки глайдер-мина максимум 500тыс,
    14.02.2016 19:08 моя "Сколопендра" с модернизированным ПуВРД (да, дозвуковая, дальность меньше, чем у Калибра, но и стоит 200тыр в... мой катамаран (без стоимости доп.оборудования, работоспособный плавающий каркас) при массовом выпуске - около 400тыр.
    01.02.2016 08:53 Для выполнения алгоритма "уничтожать все, что движется, после команды Фас!" хватает китайской платки за 2-3 тыс. руб …. … и не более: информация стоит очень больших денег. Вот напр.: Замена позиционирующих донных маяков-ответчиков. .... При разряде батареи глайдера - автоматическое возвращение на базу (подо льдами - однозначно)
    11.02.2016 09:25 Статьи (видео) будет размещать стратегический партнер, который вложит не менее 10млрд в разработку и изготовление данного катамарана - я не вижу смысла разбрасываться такими грандиозными изобретениями.
    11.02.2016 11:27 несколько собственных жизненных примеров, когда заводики банкротились в том числе и потому, что отказывались внедрять новую продукцию на МОИХ условиях - ... мои идеи никуда не делись - хоть сейчас бери и производи. .. Я прекрасно разбираюсь в экономике своих изделий, поэтому и предлагаю занедорого пока только механизированную колокол-рынду:
    09.02.2016 09:23 Глайдеры - носители РАЗНООБРАЗНОГО вооружения, в т.ч. и стационарных мин, коими сами практически и являются ввиду малой скорости. Но у них САМОДОСТАВКА к месту минирования и ОБРАТНО НА БАЗУ для авторазминирования после конфликта,
    11.02.2016 19:27 Опять же подледная ПЛО - с ней сложнее, ввиду (кто бы мог подумать!) - льда. Но есть и свои плюсы (о них пока умолчу) - надо пробовать, испытывать. Я вообще-то могу загрузить не один вуз темами диссертаций, в т.ч. и докторскими по этому направлению,
    30.01.2016 10:27 одна из функций моих БПЛА с ракетами с регулируемым временем подрыва, пневматической 30-мм пушкой и двухствольными пулеметами под патрон 7,62 ТТ .. Мой катамаран имеет около 30!!! разных способов использования, в т.ч. и гражданского (в предвоенное время - пусть рыбку ловит, грузы в Крым перевозит, погоду предсказывает и пр.). ... они работают в паре с глайдерами - у тех будет вариант с мини-ракетой ПВО от вертолетов и самолетов (стартующих/садящихся на авианосец) - вот почему я говорю, что авианосец - бесполезный круизный корабль, когда мои глайдеры заполонят просторы океана (для Но пока я не нашел даже с кем механизированный колокол-рынду запатентовать - все мнят себя великими корабелами, носами вертят. глайдеры и катамараны не должны как оглашенные носится по океану, а должны БЫТЬ ВСЕГДА в нужных районах в нужном количестве. Это решается ЗАБЛАГОВРЕМЕННОСТЬЮ и Количеством. ...- их конструкция должна быть "вылизана" досконально под массовое производство - и это сделать могу только я! БПЛА моего уровня уже 20 лет не могут создать даже в виртуале. Уничтожение катамаранов-наблюдателей = потеря с ними связи - автоматически активизирует глайдеры-мины и -торпеды/ракеты - и уж они-то точно зачистят просторы океана от всякой нечисти...
    15.02.2016 09:07 Но пусть все знают - у меня есть конструкции, во много раз лучшие, чем существующие и разрабатываемые ими. Катамараны и глайдеры - лишь мизерная часть из моих разработок. Просто мне нравится решать проблемы комплексно, закрывая их практически полностью своими решениями (отсюда и "сколопендра", своя БГАС, двухствольный пулемет под патрон ТТ 7,62; самоходная мортира под 40-мм модернизированную гранату от подствольника и мн.др.).
    15.02.2016 10:17 Глайдеров моих будет пока 6 вариантов, и все они абсолютно другие, чем буржуйские и копии наших на них. Хотите подробнее - цену Вы знаете.

    laughing laughing laughing
    1. Gorbatiy Офлайн
      Gorbatiy 28 августа 2017 05:39
      0
      Что это было?
    2. Captain Nemo Офлайн
      Captain Nemo 2 сентября 2017 08:28
      0
      Вы поаккуратнее с определениями то... Это я про дурь))) мне вот предупреждение влепили за определение "словесный понос" содержания одной статейки. Правда, в том случае автор был, как я полагаю, мил неким лицам
  4. MooH Онлайн
    MooH 27 августа 2017 20:35
    0
    Я вот прочитал и не понял, а нам то нахрена эти самые глайдеры сдались? При текущем то состоянии флота и с доктриной обороны прибрежной зоны? Лишних денег много?
    У нас ответ ассиметричный, Статус 6 вместо глайдеров ;-)
    1. garri-lin Офлайн
      garri-lin 27 августа 2017 21:27
      +1
      Глайдеры в обороне самое то. Раскидал их по перефирии собственной зоны ответственности и они смотрят-слушают, вражеских боевых дельфинов на нашу сторону переманивают, чтоб подводные коммуникации не гызли.
      Плюс обший мониторинг, течения температура, прозрачность и аккустическая проводимость воды.
      Вобшем рядовой в головном дозоре в подводном исполнении. Нужная штуковина.
      1. Михаил Зубков 28 августа 2017 14:48
        +1
        Главная идея в том, чтобы СКРЫТНО цеплять БЕЗМОТОРНУЮ подводную ПАССИВНО планирующую В ЗАДАННОМ РЕЖИМЕ платформу с ПОИСКОВО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ начинкой к любому кораблю или судну. Надо отличать эту простую фишку от сложнейшей безэкипажной роботизированной техники.
        1. garri-lin Офлайн
          garri-lin 28 августа 2017 17:01
          0
          Вот вторая как раз и будет цеплять первую. Пока владельцы коробля или судна не догодаются мониторить окружаюшее пространство в онлйн режиме от всяких рыб и глайдеров прилипал.
          Потом боюсь опять цеплять придется.