Military Review

Under a hail of chemical shells. Part of 2

12
To characterize the specifics of the application and to show the effects of chemical shells in the Russian front, we give several examples from the combat activities of the South-Western front in 1916 - 1917 campaigns.


22 August 1916 located in the Lviv direction on the position at the village. Lopushany 6-th battery of the 3-th artillery brigade from 15-ti hours began to lead a demonstrative disturbing fire on the enemy's trenches. It was a quiet, clear and windless day.

At about 16 hours, an enemy airplane began to adjust the enemy's artillery fire on the battery - 150-mm howitzers opened fire on it. For tactical reasons, Russian gunners could not interrupt the fire, although the shelling of the enemy soon became quite effective.

It was possible to detect rings of smoke rising from the crest of one of the heights - and immediately one of the battery platoons opened fire in this direction. Shells lay to the left, but the enemy's battery ceased firing. But as soon as the shooting at the enemy’s trenches continued, the Russian battery again came under fire from the 150-mm guns. The battery became harder under the devastating fire of the enemy.

Alarmed by this situation and, at the same time, having received the order to continue firing at the trenches, the battalion commander ordered that the chemical ammunition 200 of red shells be transferred to the platoon who was fighting the counter battery. He resumed fire at the enemy trenches and again came under fire from the same 150-mm battery, he ordered to cover all space behind the crest with chemical fire - on the 200-meter square, firing 20 chemical shells through each division of the sight. And when the counterbattery platoon had only 43 chemical projectiles left, the enemy didn’t respond. After about an hour of complete lull, when, having received the order again, the battery was forced to open fire on the trenches, then, despite this, and also the luster from the shots unmasking its actions, the enemy was silent. The 150-mm battery has "disappeared" from its position.


5. The gun on the position.

9 February 1917. The Germans launched an offensive at the Batkuv-Zvyrzhen villages. The 3-th battery of the 3-th artillery brigade, taking a position that allowed flank attack of the advancing enemy, fired at its advancing chains. Suddenly, around 10 hours, one of the enemy's batteries hit the battery, firing chemical shells. The fire took on the character of a hurricane. In the heat of battle, gun crews began to put on gas masks already in a slightly poisoned atmosphere.

The shelling lasted about half an hour. Minutes through 5 after it started the wind increased, which began to carry the gas cloud from the battery. As a result, on this day only 4 people were sent to the medical unit with signs of poisoning. The next day, 19 gunners felt bad - people complained of headaches, nausea, and severe pain in the stomach. On 3, the day after the shelling, that is, February 11, 12 people were evacuated with obvious signs of poisoning. And February 18 almost all (except 2-x) poisoned returned to operation. Thus, almost all of the battery personnel under the influence of poisonous substances suffered despite the use of gas masks, which significantly weakened the effect of the enemy's chemical strike. In the dugouts, despite the spraying of an aqueous solution of ash, residual gas remained for a long time, which also gradually caused poisoning. It was necessary to thoroughly air the premises and artillery items.

In 19 hours of 27 February 1917, the Germans conducted an intensive reconnaissance at the forest site of the 3 Infantry Division - in the area of ​​the Hukali forest - der. Repellers. After the 3-hour artillery preparation with chemical shells, the site was occupied by the enemy. But an hour later, the Germans were knocked out by reserves with the support of artillery fire.

But the enemy continued shelling the entire forest (battle line and reserves) until midnight. As a result, people who were poisoned before 600 were out of action in this combat area. And the next day, the pungent, irritating nose and throat, the smell of gases was still strongly felt. A large number of poisoned due to the fact that the infantry companies that fell under chemical fire were confused and lost their temper, trying to get out of the poisoned area as soon as possible.

6 July 1917 in the position of Zlata Gór - Manilówka - Hukaliyovtse, the Germans, carrying out vigorous preparations for the offensive, sought to paralyze the activities of the Russian artillery in the central military section of the village. Maniluvki. During the period from 3 to 14, this area was under fire from chemical shells, sometimes alternating with high-explosive shells. Since the artillery preparation on the flanks began earlier, the command of the Russian battery managed to take the necessary measures, and all the calculations put on gas masks.

The shelling of the firing position of the battery and the front end continued for 11 hours. Shells burst without a crash, with a hissing sound. Due to the deep dell located behind the battery, the gas cloud crawled down, which was a very favorable circumstance. In total, seven gunners were registered with signs of poisoning. Such low losses were attributed to the use of gas masks, the fact that people were outdoors, and the weather-specific terrain (ascending streams of hot air gradually dispersed the gas cloud).

The situation was different in the line, where the gun front was located. If the riders in gas masks calmly withstood the shelling, the horses, in spite of the sleeves with wet hay they were wearing, were very worried - and as a result, they had to move their vaults no less than a kilometer ago.

It was especially hard for telephonists who rebuilt damaged lines and were forced to run under enemy fire. One unconscious telephonist was found with a gas mask torn off next to him.

In order to facilitate the telephone operators responsible work, a special blindage was equipped between the observation point and the battery. It consisted of tents moistened with a solution of ash strung on wooden frames; the frames at the edges were wrapped with wetted felt - they did not allow gases to pass when closing the dugout. This dugout was very useful to telephonists - he gave them the necessary short respite, and people were able to at least temporarily get rid of the gas mask and breathe freely. However, almost all (6 people) telephonists of the battery with strong signs of poisoning were put out of action.

The vegetation on the position, despite the summer time, looked autumn: the leaves of the trees were curled and turned yellow, the grass was withering and had a dark yellow color. All metal (copper) parts weapons and the gear went green. Eyewitnesses noted the insignificant high-explosive effect of chemical shells. So, 2 projectile struck the roof of the battalion's dugout, but there was no destruction. One of the shells exploded one and a half steps ahead of the telephone operator and did not cause him any harm.

Shelling was carried out by two types of projectiles: the first contained liquid bromide compounds (xylobromide and xylylen bromide) (they gave a pleasant smell and irritated mucous membranes), and the second were filled with palit - metal formic acid ester (this was indicated by a strong effect of gases on metal). A German source recorded that the Germans used to fire chemical shells on a system of so-called "gas rectangles" to neutralize Russian batteries in this battle. This method of firing consisted in the defeat of a predetermined area of ​​the terrain, in the center of which was to be the battery of fire. The shelling area usually had the appearance of a rectangle 200 - 300 meters along the front and 400 - 500 meters in depth, and the number of projectiles needed for this task was calculated based on the square of the rectangle. A similar method of firing chemical shells was used by the Germans on the Russian front during the breakthroughs - at Chervyshchensky springboard on April 3 and near Riga on September 1 of 1917.


6. Defenders of the bridgehead.
Author:
12 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Olgovich
    Olgovich 1 September 2017 06: 51
    +13
    Good as always!
    Sources of such a detailed description of events are interesting.
  2. parusnik
    parusnik 1 September 2017 07: 45
    +4
    Somehow it’s difficult to comment ... to whom the war, to whom the mother is dear
  3. Barcid
    Barcid 1 September 2017 09: 23
    +18
    When the process is worked out to the smallest detail, it turns into a routine. And routine is commonplace and losses are small. But it’s interesting to read about little things - I haven’t read such details of chemical counter-battery firing. Thanks to the author.
  4. BRONEVIK
    BRONEVIK 1 September 2017 19: 14
    +19

    Work in a situation of increased complexity. Glory to the Russian artillery!
    good
  5. Lieutenant Teterin
    Lieutenant Teterin 2 September 2017 09: 05
    +15
    Wonderful article! To the author - my sincere appreciation for the work done, as well as for the entire series of essays on the WWI. This cycle is very informative, and, importantly, sheds light on the criminally forgotten pages of the military glory of the Russian army.
  6. Alex
    Alex 11 September 2017 20: 35
    +1
    Question to the author: did he teach chemistry at all or did he oversleep all the lessons?
    I'll start with this nonsense:
    formic acid metal ester (this was indicated by the strong effect of gases on the metal).
    What kind of beast is this? Methyl ether - yes, it does, but it never happens. A "logical" passage about the connection of the name with the impact on the metal and in general from the field of delirium.

    “Palit”, aka “K.”, aka “S.” - not some kind of mythic ester of formic acid, but a mixed OM consisting of chloromethyl ether of chlorocarbonic acid and dichloromethyl ether of chlorocarbonic acid. It was used for a very short time, soon and everywhere it was replaced by a more effective, cheaper and more convenient trichloromethyl ester of chlorocarbonic acid, in other words - diphosgene, aka Superpalit, Surpalit, aka Per-shtoff.

    Now advice to the author: write about what you know well. If something is not special - it’s not shameful at all, it’s impossible to know everything — then seek the advice or consultation of specialists: there are more than enough of them at VO. Or give yourself the trouble to look at publications, for example, mine on the subject of OB: there all the formulas and names are painted.
    1. OAV09081974
      21 September 2017 23: 12
      +18
      Question to the author: did he teach chemistry in general or did he miss all the lessons? I'll start with such nonsense
      What kind of beast is this? Methyl ether - yes, it does, but it never happens. A "logical" passage about the connection of the name with the impact on the metal and in general from the field of delirium.

      Dear Alex!
      I was interested in the peculiarities of the chemical counter-battery struggle on the Russian front of the WWI.
      I myself am not a chemist - but with regard to the names of the chemicals used (or supposedly used) in these battles by the Germans and the impact (in the latter case) on the metal - then this information is present in the OFFICIAL REPORTS of the actions of these batteries. Plus, studied the comments of specialists of those years. I myself did not invent these names. Perhaps something is named because it was called in 1917. 100 years have passed. Maybe chemists 1917 years are wrong.
      Or take the trouble to view publications, for example, my on the subject of OV: there all the formulas and names are painted

      To know more actually - who you are.
      Anyway - all the best to you and thank you for your valuable recommendations.
      1. Alex
        Alex 24 September 2017 23: 18
        +8
        I'll start with the presentation. hi I am a candidate of chemical sciences and a candidate of pedagogical sciences. I graduated from the chemistry department of Kiev State University.

        Now about the terminology. Over the past 100 years, she - believe the specialist - has not changed, since its foundations were developed years ago that way 150. And during the WWII, the names of chemicals did not change.

        On the impact on materials, in particular on metals. I have no doubt for a second, because I know for sure that most chlorine and sulfur-containing substances (and OM refers to them) have an extremely aggressive effect on metals, which was noted by the witnesses you indicated. It was about the fact that there is no connection between the word "metal", referring to real material, and the mythical "metal ether". Perhaps this is a very common mistake in pronouncing the name of the radical "methyl" - we, chemistry students grinned when Major Ryabov read the names of various chemicals used by the chemical defense forces at the university’s military department. Among them was "mono-metal-alamine," which turned out to be "monoethanolamine."

        Perhaps I very sharply ran into you, of which I apologize now. The fact is that this resource is quite popular and competent in matters of military history, and therefore it would not be desirable for young people reading its publications to replicate mistakes and "flips."

        And finally, if you may, practical advice. When I personally started writing articles, I first looked through all the publications on this site. I did this for two purposes: not to write what has already been written and to coordinate my knowledge with the opinions of people more competent than me. And then, the very first publication caused a lot of comments, and not always friendly. However, this also benefited. I recommend you do the same - it will save a lot of time and save you from annoying mistakes. But they are inevitable: it is impossible to know everything and this is by no means shameful.

        I wish you further creative success! drinks

        PS By the way, your descriptions of counter-chemical warfare for me personally were a revelation, for which special thanks to you!
        1. OAV09081974
          25 September 2017 08: 24
          +17
          Nice to meet you!
          Clear. Honestly, I took the word for the materials of those years - the external changes of surrounding objects were especially vigorously described after the Germans used chemical projectiles, in particular about the fact that the copper equipment turned green and the grass withered. Maybe other substances were used, or the reason is different - this is the guesswork of the gunners.
          My mistake was not to check it, I took the word, did not consult with chemists.
          By the way) After the release of one of the articles - in the Chemical War series on the Russian front of the WWI. Fatal Smarhon - one comrade asked the question: what gas did a milky-bluish cloud give when gas was released by its gas balloon method (while chlorine gave a brown color, phosgene is colorless, and mustard gas appeared only in 17 year). Even our local chief of chemical protection could not answer))
          Your advice is very valuable, and if I return to similar questions, I will definitely consult you, if you don’t mind.
          Thank you for your advice and suggestions. hi
          Best regards
          Oleynikov A. drinks
          1. Alex
            Alex 25 September 2017 10: 20
            +9
            Quote: OAV09081974
            I will definitely consult you if you do not mind.
            Always happy to help yes

            Green copper coins and buttons are a clear sign of chlorine, copper reacts with it in the air (due to the presence of moisture) quite quickly.

            I only know about Smorgon that they used mainly chlorine with impurities of phosgene and bromine (this one is for more stable filling of troughs). What gave such an effect there is hard to say. Maybe it’s just water fog that could (this is just an assumption) form when the gas escapes from the cylinders abruptly: this process takes place with the absorption of heat and can cause significant air cooling. If so, then chlorine and phosgene could slightly dissolve in this fog and form a fairly stable aerosol. Something like this.

            Best regards again!
  7. Some kind of compote
    Some kind of compote 21 September 2017 22: 45
    +16
    Excellent article good
    A similar method of shelling with chemical shells was used by the Germans on the Russian front during breakthroughs - at the Chervishchensky bridgehead on April 3 and near Riga on September 1, 1917
    I read about the bridgehead, but I did not know this
    Thank you for the unknown details of the chemical war. soldier
  8. Bouncer
    Bouncer 9 March 2018 14: 41
    +15
    Thanks for the interesting article!

Под градом химических снарядов. Часть 2

Чтобы охарактеризовать специфику применения и показать воздействие химических снарядов в условиях Русского фронта, приведем несколько примеров из боевой деятельности Юго-Западного фронта в кампаниях 1916 - 1917 гг.

22-го августа 1916 г. находящаяся на львовском направлении на позиции у дер. Лопушаны 6-я батарея 3-й артиллерийской бригады с 15-ти часов начала вести демонстративный беспокоящий огонь по окопам противника. Стоял тихий, ясный и безветренный день.

Около 16-ти часов вражеский аэроплан начал корректировку пристрелки артиллерии противника по батарее – по ней открыли огонь 150-мм гаубицы. Прервать огонь, по тактическим соображениям, русские артиллеристы не могли, хотя обстрел противника вскоре стал достаточно эффективным.


Удалось обнаружить кольца дыма, поднимавшиеся из-за гребня одной из высот – и сразу же одним из взводов батареи был открыт огонь в этом направлении. Снаряды легли левее, но батарея противника прекратила вести огонь. Но как только продолжилась стрельба по окопам противника, русская батарея вновь попала под огонь 150-мм орудий. Батарее становилось все тяжелее под губительным огнем противника.

Встревоженный этой ситуацией и в то же время получивший приказ продолжать вести огонь по окопам, комбат приказал передать взводу, который вел контрбатарейную борьбу, все имевшиеся в наличии химические боеприпасы - 200 красных снарядов. Возобновив огонь по вражеским окопам и вновь попав под огонь все той же 150-мм батареи, он приказал накрыть химическим огнем все пространство за гребнем - на 200-метровой площади, выпуская по 20 химических снарядов через каждое деление прицела. И когда у контрбатарейного взвода осталось только 43 химических снаряда, ответа неприятеля уже не последовало. Примерно через час полного затишья, когда, вновь получив приказ, батарея была вынуждена открыть огонь по окопам, то, несмотря на это, а также на демаскирующий ее действия блеск от выстрелов, противник молчал. 150-мм батарея «исчезла» со своей позиции.


5. Орудие на позиции.

9-го февраля 1917 г. германцы начали наступление у деревень Батькув-Звыжень. 3-я батарея 3-й артиллерийской бригады, занимая позицию, допускавшую фланговый обстрел наступавшего противника, вела огонь по его наступавшим цепям. Внезапно, около 10-ти часов, на батарею обрушилась одна из батарей противника, ведя огонь химическими снарядами. Огонь принял характер ураганного. В горячке боя орудийные расчеты начали надевать противогазы уже в слегка отравленной атмосфере.

Обстрел продолжался около получаса. Минут через 5 после его начала усилился ветер, начавший относить газовое облако от батареи. В результате в этот день в санчасть с признаками отравления было отправлено лишь 4 человека. На следующий день почувствовало себя плохо еще 19 артиллеристов - люди жаловались на головную боль, тошноту и сильную резь под ложечкой. На 3-й день после химобстрела, то есть 11 февраля, с явными признаками отравления были эвакуированы еще 12 человек. А 18 февраля почти все (кроме 2-х) отравленные вернулись в строй. Таким образом, пострадал почти весь находившийся под воздействием отравляющих веществ личный состав батареи - несмотря на применение противогазов, значительно ослабивших эффект химического удара противника. В землянках, несмотря на разбрызгивание водного раствора золы, долго сохранялся остаточный газ, также постепенно вызывавший отравление. Пришлось тщательно проветривать помещения и вещи артиллеристов.

В 19 часов 27-го февраля 1917 г. германцы провели усиленную рекогносцировку на лесном участке 3-й пехотной дивизии - в районе Хукалиовского леса - дер. Перепельники. После 3-часовой артиллерийской подготовки химическими снарядами участок был занят противником. Но через час германцы были выбиты резервами при поддержке артиллерийского огня.

Но противник продолжал обстрел всего леса (боевой линии и резервов) до полуночи. В результате на этом боевом участке выбыло из строя отравленными до 600 человек. Причем и на следующий день еще сильно чувствовался едкий, раздражавший нос и горло, запах газов. Большое количество отравленных объяснялось тем, что попавшие под химический огонь пехотные роты растерялись и потеряли выдержку, стремясь как можно скорее выйти из отравленной местности.

6-го июля 1917 г. на позиции Злата Гура – Манилувка - Хукалиовце германцы, проводя энергичную подготовку к наступлению, стремились парализовать деятельность русской артиллерии вдававшегося в их позиции центрального боевого участка у дер. Манилувки. Этот участок в период с 3 до 14 часов находился под огнем химических снарядов, иногда чередовавшихся с бризантными. Так как артиллерийская подготовка на флангах началась раньше, командование русской батареи успело принять необходимые меры, и все расчеты надели противогазы.

Обстрел огневой позиции батареи и передков продолжался в течение 11-ти часов. Снаряды рвались без грохота, с каким-то шипящим звуком. Благодаря глубокой лощине, находящейся позади батареи, газовое облако сползало вниз, что являлось очень благоприятным обстоятельством. Всего с признаками отравления было зарегистрировано семь артиллеристов. Объяснялись такие низкие потери применением противогазов, тем обстоятельством, что люди находились вне помещений, и погодной спецификой местности (восходящие потоки горячего воздуха постепенно рассеивали газовое облако).

Иначе обстояло дело в леске, где находились орудийные передки. Если ездовые в противогазах спокойно выдерживали химический обстрел, то лошади, несмотря на надетые на них торбы с мокрым сеном, очень беспокоились – и в результате пришлось отвести передки не менее чем на километр назад.

Особенно тяжело было телефонистам, восстанавливавшим поврежденные линии связи и вынужденным бегать под вражеским огнем. Один потерявший сознание телефонист был найден с сорванным лежащим рядом с ним противогазом.

Для того чтобы облегчить телефонистам ответственную работу, между наблюдательным пунктом и батареей был оборудован специальный блиндаж. Он состоял из натянутых на деревянные рамы палаток, смоченных раствором золы; рамы по краям были обернуты смачивавшимися войлоком - при закрывании блиндажа они не пропускали газов. Этот блиндаж оказался очень полезен телефонистам - он давал им необходимую короткую передышку, и люди получали возможность хотя бы на время избавиться от противогаза и вздохнуть свободно. Тем не менее, почти все (6 человек) телефонисты батареи с сильными признаками отравления были выведены из строя.

Растительность на позиции, несмотря на летнее время, выглядела осенней: листья деревьев свернулись и пожелтели, трава пожухла и имела темно-желтый цвет. Все металлические (медные) части оружия и снаряжения позеленели. Очевидцы отмечали ничтожный фугасный эффект химических снарядов. Так, 2 снаряда пробили крышу землянки комбата, но разрушения отсутствовали. Один из снарядов разорвался в полутора шагах впереди телефониста и не причинил ему никакого вреда.

Химический обстрел осуществлялся двумя типами снарядов: первый содержал в себе жидкие бромистые соединения (ксилобромид и ксилиленбромид) (они давали приятный запах и оказывали раздражающее воздействие на слизистые оболочки), а вторые снаряжались палитом - металловым эфиром муравьиной кислоты (на это указывало сильное воздействие газов на металл). Германский источник зафиксировал, что немцы для нейтрализации русских батарей применяли в этом сражении стрельбу химическими снарядами по системе так называемых «газовых прямоугольников». Данный метод ведения огня состоял в поражении заранее определенной площади местности, в центре которой должна была находиться обстреливаемая батарея. Площадь обстрела обычно имела вид прямоугольника 200 - 300 метров по фронту и 400 – 500 метров в глубину, а количество необходимых для выполнения этой задачи снарядов рассчитывалось исходя из метража данного прямоугольника. Подобный метод обстрела химическими снарядами был применен германцами на Русском фронте при проведении прорывов - у Червищенского плацдарма 3-го апреля и под Ригой 1 сентября 1917 года.


6. Защитники плацдарма.
Автор:
Олейников Алексей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

12 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Ольгович Офлайн
    Ольгович 1 сентября 2017 06:51
    +13
    Как всегда-хорошо!
    Интересны источники столь подробного описания событий.
  2. parusnik Офлайн
    parusnik 1 сентября 2017 07:45
    +4
    Как-то сложно и комментировать...кому война,кому мать родна
  3. Barcid Офлайн
    Barcid 1 сентября 2017 09:23
    +18
    Когда процесс отработан до мелочей, то превращается в рутину. А рутина - обыденность и потери небольшие. А вот про мелочи интересно почитать - такие подробности химической контрбатарейной стрельбы не читал. Спасибо автору.
  4. BRONEVIK Офлайн
    BRONEVIK 1 сентября 2017 19:14
    +19

    Работа в ситуации повышенной сложности. Слава русской артиллерии!
    good
  5. ПоручикТетеринъ 2 сентября 2017 09:05
    +15
    Замечательная статья! Автору--моя искренняя признательность за проделанный труд, а также за всю серию очерков по ПМВ. Этот цикл очень информативен, и, что немаловажно, проливает свет на преступно забытые страницы воинской славы русской армии.
  6. Алекс Офлайн
    Алекс 11 сентября 2017 20:35
    +1
    Вопрос к автору: он химию вообще учил или так, проспал все уроки?
    Начну с такого бреда:
    металловым эфиром муравьиной кислоты (на это указывало сильное воздействие газов на металл).
    Это что за зверь такой? Метиловый эфир - да, существует, но ОВ ни разу не является. А "логический" пассаж о связи названия с воздействием на металл так и вообще из области бреда.

    "Палит", он же "К.", он же "С." - не какой-то там мифический эфир муравьиной кислоты, а смесевое ОВ, состоящее из хлорметилового эфира хлоругольной кислоты и дихлорметилового эфира хлоругольной кислоты. Применялся очень недолго, вскоре и повсеместно был заменен более эффективным, дешевым и удобным трихлорметиловым эфиром хлоругольной кислоты, иначе говоря - дифосгеном, он же "Суперпалит", "Сюрпалит", он же "Пер-штофф".

    Теперь совет автору: пишите о том, что хорошо знаете. Если в чем-то не спец - это никак не зазорно, всего знать невозможно, - то обратитесь за советом или консультацией к специалистам: таковых на ВО более, чем достаточно. Или дайте себе труд просмотреть публикации, например, мои по теме ОВ: там все формулы и названия расписаны.
    1. OAV09081974 Офлайн
      OAV09081974 21 сентября 2017 23:12
      +18
      Вопрос к автору: он химию вообще учил или так, проспал все уроки? Начну с такого бреда
      Это что за зверь такой? Метиловый эфир - да, существует, но ОВ ни разу не является. А "логический" пассаж о связи названия с воздействием на металл так и вообще из области бреда.

      Уважаемый Алекс!
      Меня интересовали особенности химической контрбатарейной борьбы на Русском фронте ПМВ.
      Сам я не химик - но то что касается наименований химических веществ, применяемых (или якобы применяемых) в этих боях со стороны немцев и воздействия (в последнем случае) на метал - то эта информация присутствует в ОФИЦИАЛЬНЫХ ОТЧЕТАХ о действиях данных батарей. Плюс изучены комментарии специалистов тех лет. Сам я эти названия не придумывал. Возможно что-то названо так как было принято называть в 1917 году. 100 лет как-никак прошло. Может быть химики 1917 года ошибаются.
      Или дайте себе труд просмотреть публикации, например, мои по теме ОВ: там все формулы и названия расписаны

      Знать бы еще собственно - кто Вы.
      Как бы то ни было - всего Вам хорошего и спасибо за ценные рекомендации
      1. Алекс Офлайн
        Алекс 24 сентября 2017 23:18
        +8
        Начну с представления. hi Я - кандидат химических наук и кандидат педагогических наук, окончил химический факультет Киевского госуниверситета.

        Теперь о терминологии. За прошедшие 100 лет она - уж поверьте специалисту - не изменилась, так как ее основы были разработаны лет этак 150 назад. И во времена ПМВ названия химических веществ не изменились.

        О воздействии на материалы, в частности - на металлы. Ни секунды не сомневаюсь, так как точно знаю, что большинство хлор- и серусодержащих веществ (а ОВ как раз к ним и относятся) оказывают крайне агрессивное воздействие на металлы, что и отмечалось указанными Вами свидетелями. Речь шла о том, что не существует никакой связи между словом "металл", относящимся к реальному материалу, и мифическим "металловым эфиром". Возможно, это весьма распространенная ошибка в произношении названия радикала "метиловый" - мы, студенты-химики ухмылялись, когда на военной кафедре университета майор Рябов читал названия различных химикатов, применяемых войсками химзащиты.Среди них был и "моно-металл-аламин", котрый на поверку оказался "моноэтаноламином".

        Возможно, я и очень резко наехал на Вас, в чем сейчас приношу извинения. Дело в том, что данный ресурс достаточно популярен и компетентен в вопросах военной истории, поэтому и не хотелось бы, чтобы молодежь, читающая его публикации, тиражировала ошибки и "очепятки".

        И, напоследок, если позволите - практический совет. Когда лично я начинал писать статьи, то сначала просмотрел все публикации этого сайта. Сделал это с двумя целями: не писать то, что уже было написано и согласовать свои знания с мнением людей, более компетентных, чем я. И то, первая же публикация вызвала массу комментариев, и не всегда доброжелательных. Впрочем, это тоже пошло на пользу. Рекомендую делать Вам то же самое - это сэкономит массу времени и избавит от досадных ошибок. А они неизбежны: все знать невозможно и это ни в коем случае не зазорно.

        Желаю дальнейших творческих успехов! drinks

        P.S. Кстати, Ваши описания контрбатарейной химической борьбы лично для меня были откровением, за что Вам отдельное спасибо!
        1. OAV09081974 Офлайн
          OAV09081974 25 сентября 2017 08:24
          +17
          Приятно познакомиться!
          Понятно. Честно говоря, поверил на слово материалам тех лет - особенно усиленно описывались внешние изменения окружающих предметов после применения немцами химических снарядов, в частности насчет того что позеленели медные предметы снаряжения и пожухла трава. Может другие вещества применялись, или причина другая - это же догадки артиллеристов.
          Моя ошибка - не проверил, поверил на слово, не проконсультировался с химиками.
          Кстати) После выхода одной из статей - в серии Химическая война на Русском фронте ПМВ. Роковая Сморгонь - один товарищ задал вопрос: какой газ при выпуске его газобаллонным способом дал молочно-голубоватое облако (при том что хлор давал бурый цвет, фосген бесцветен, а иприт появился только в 17 году). Даже местный наш начальник химзащиты не смог ответить))
          Ваш совет очень ценен, и если вернусь к аналогичным вопросам - обязательно с Вами посоветуюсь, если не возражаете.
          Спасибо Вам за совет и пожелание. hi
          С уважением
          Олейников А. drinks
          1. Алекс Офлайн
            Алекс 25 сентября 2017 10:20
            +9
            Цитата: OAV09081974
            обязательно с Вами посоветуюсь, если не возражаете.
            Всегда рад помочь yes

            Позеленевшие медные монеты и пуговицы - явный признак хлора, медь с ним на воздухе (из-за присутствия влаги) реагирует достаточно быстро.

            Про Сморгонь знаю только о, что там применяли в основном хлор с примесями фосгена и брома (этот для более устойчивого заполнения впадин). Что там давало такой эффект - сказать сложно. Может, это просто водяной туман, который мог (это только предположение) образоваться при резком выходе газа из баллонов: процесс этот идет с поглощением тепла и может вызывать значительное охлаждение воздуха. Если это так, то хлор и фосген могли немного подраствориться в этом тумане и образовать достаточно стойкий аэрозоль. Как-то так.

            Еще раз с наилучшими пожеланиями!
  7. Какой-то Компот 21 сентября 2017 22:45
    +16
    Отличная статья good
    Подобный метод обстрела химическими снарядами был применен германцами на Русском фронте при проведении прорывов - у Червищенского плацдарма 3-го апреля и под Ригой 1 сентября 1917 года
    Читал про плацдарм, а такого не знал
    Благодарю за неизвестные детали химвойны soldier
  8. Вышибала Офлайн
    Вышибала 9 марта 2018 14:41
    +15
    Спасибо за интересную статью!