Врагу не сдается «балтийский Варяг»

Врагу не сдается «балтийский Варяг»


19 августа 1915 года команда канонерской лодки «Сивуч» повторила подвиг крейсера «Варяга»

Для России военные действия весной-летом 1915 года на западном направлении были неуспешными. Германия значительно усилила восточную группировку, в результате войскам противника удалось прорвать русский фронт и занять часть российских территорий. Мы оставили Польшу, Галицию, Курляндию (часть современной Латвии). Войска неприятеля вышли к Рижскому заливу, и фронт вплотную подошел к Риге.


Для поддержания Шлокского отряда, который держал оборону Риги и при этом практически не имел артиллерии, командование направило канонерские лодки «Сивуч» и «Кореец». Вместе с другими кораблями Балтийского флота они участвовали в совместных боевых действиях с сухопутными силами Рижского укрепрайона и оказывали значительную поддержку пехоте.

Германское военное руководство для ускорения операции по захвату Риги направило в Рижский залив эскадру кораблей для ликвидации военно-морских сил России, находившихся в заливе и препятствовавших взятию города.

Попытка прорваться в залив 8 августа 1915 года для 7 немецких броненосцев, 6 крейсеров, 24 миноносцев и 14 тральщиков оказалась неудачной. Силы русских были значительно меньше, но линкор «Слава», канонерские лодки «Сивуч», «Храбрый» и «Грозящий», минный заградитель «Амур» и 16 эсминцев воспрепятствовали проходу немецкой эскадры через Ирбенский пролив.

В последующие дни немцы надежно прикрывали свои тральщики, которые разминировали минные заграждения в проливе. Силы, обороняющие Рижский залив, оказывали напирающим немцам героическое сопротивление, выбили противника из графика наступления, но как совершенно точно отметил капитан 2-го ранга Георгий Старк «с нашими силами мы позицию удержать не сможем, вопрос только времени».

К 18 августа немцы пробили полосу минных заграждений и уничтожили противолодочную сеть. К этому времени все корабли отступили на базу в Моонзунд, дальнейшее их пребывание в заливе было крайне опасным. Лишь «Сивуч» и «Кореец» продолжили работу по установке мин. Приказ покинуть Рижский залив прозвучал слишком поздно, когда в залив уже вошли корабли противника. Шанс выйти из него командиром «Корейца» капитаном 2-го ранга Иваном Федяевским оценивался как один из ста.

Федяевский и командир «Сивуча» капитан 1-го ранга Петр Черкасов приняли решение «в случае гибели от подводной лодки, другому кораблю людей не снимать; в случае встречи с более сильным и многочисленным неприятелем, не держаться соединено».

6 (19) августа канонерские лодки покинули порт усть-двинской крепости, до вечера им удалось пройти курсом на север, оставаясь незамеченными. Однако около девяти часов они обнаружили приближающиеся немецкие корабли: крейсер «Аугсбург» и два эсминца.

Корабли противника были быстроходней и лучше вооружены, в сумме 17 германских пушек против 12 русских. Столкновения избежать не удалось, «Кореец» с «Сивучем», развив максимальную скорость, попытались уйти. Немцы включились в погоню, при сокращении дистанции с бортовых орудий они открыли огонь, а эсминцы выпустили торпеды. От торпед канлодки уклонились, но немецкая артиллерия достала «Сивуч» и разбила кормовые орудия.

«Корейцу» удалось сбить носовой прожектор с «Аусбурга» и при наступившей темноте, отойти. Отход «Корейца» прикрывал «Сивуч», он принял на себя всю мощь огня немецкого крейсера, к которой вскоре присоединились подошедшие немецкие эсминцы и линкоры «Позен» и «Нассау».

«Сивуч» нанес повреждения «Аугсбургу» и эсминцу, но силы были слишком не равны. Корабль превратился в пылающий факел, лодка потеряла ход и стала погружаться в воду. В таких условиях мичман Михаил Мурзин продолжал вести огонь по противнику из единственного уцелевшего орудия.

Последнее известие, которое отправил командир корабля Петр Нилович Черкасов, сообщало: «Погибаю, но не сдаюсь».

«Сивуч» затонул у острова Кюно (ныне Эстония). Немцы подобрали уцелевших моряков и оказали им помощь. 98 моряков вместе с капитаном Черкасовым погибли, от ран среди 50 подобранных, скончалось еще 8 моряков. Петр Черкасов посмертно был произведен в капитаны 1-го ранга и удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени.

Тот самый один из ста случаев, о котором говорил капитан Федявский, выпал команде его корабля. «Кореец» сел на мель и на следующий день, чтобы корабль не достался противнику, командир принял решение взорвать его. Сведениями о том, что немцы уходят из залива, капитан Федявский не располагал. Немецкая эскадра, методично пробивавшаяся в Рижский залив, ушла из него 20 августа.

Что заставило поменять планы германского командования? Одним из факторов стало упорство русских, малыми силами они сорвали график наступления, уничтожили и вывели из строя несколько немецких кораблей.

«Сивуч», как и «Кореец» изначально строился для Амурской военной флотилии и имена им были даны в честь кораблей, участвовавших в Русско-японской войне. Команда «Сивуча» во главе с капитаном Петром Черкасовым совершила подвиг равный подвигу экипажу знаменитого «Варяга», поэтому эту канонерскую лодку называют «балтийским “Варягом”». Подвиг русских матросов и офицеров навсегда останется в истории.
Автор: Кирилл Брагин
Первоисточник: http://rusplt.ru/wins/vragu-sdaetsya-baltiyskiy-30518.html


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 21

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. 27091965i (Игорь) 27 августа 2017 06:45
    Что заставило поменять планы германского командования? Одним из факторов стало упорство русских, малыми силами они сорвали график наступления, уничтожили и вывели из строя несколько немецких кораблей.


    Они приняли бой и проявили героизм, но думаю писать о том, что две канонерские лодки сорвали планы наступления Германского командования, не много преувеличено.
    1. амурец (николай) 27 августа 2017 08:29
      Цитата: 27091965i
      Они приняли бой и проявили героизм, но думаю писать о том, что две канонерские лодки сорвали планы наступления Германского командования, не много преувеличено.

      ИМХО. Мне кажется что немцы боялись больших потерь.
      "К 18 августа немцы пробили полосу минных заграждений и уничтожили противолодочную сеть. К этому времени все корабли отступили на базу в Моонзунд, дальнейшее их пребывание в заливе было крайне опасным." Но перед этим, обратите внимание на даты был бой эсминца Новик с новейшими немецкими эсминцами V-99 и V-100.
      В ночь на 17 августа в Рижский залив для минной атаки линкора "Слава" вышли германские новейшие эскадренные миноносцы "V-99" и "V-100"{239}.
      Войдя в Аренсбургскую бухту у о. Эзель, они вступили в перестрелку с русскими кораблями охранения – эскадренными миноносцами "Генерал Кондратенко", "Украина" и "Войсковой". После нескольких попаданий снарядами противник был вынужден отступить. При отходе немецкие корабли были встречены эскадренным миноносцем "Новик", который вступил с ними в бой."
      "Спустя неделю после этого боя стали точно известны его результаты. В германские миноносцы попало 11 четырехдюймовых снарядов "Новика", было убито 17 человек, 39 – ранено и 6 – пропало без вести. Особенно серьезные повреждения получил эсминец "V-99", который, потеряв управление, запутался в противолодочных сетях и, пытаясь высвободиться из них, дал задний ход, подорвался кормой на двух русских минах и затонул". Ссылка: Степанов. Цветков. Эскадренный миноносец "Новик". В ней разобрана оборона Рижского залива.
      https://profilib.com/chtenie/112202/yuriy-stepano
      v-eskadrennyy-minonosets-novik-31.php
      1. 27091965i (Игорь) 27 августа 2017 11:24
        Цитата: амурец
        Мне кажется что немцы боялись больших потерь


        Не большая активность Германского флота на Балтийском море связана, прежде всего с позицией Начальника Морского Генерального Штаба адмирала Поля. Он считал Балтийское море и Российский Флот второстепенной задачей, а чем и написал в своём меморандуме в 1914 году. По его мнению, Россию необходимо было побеждать на суше. Основным врагом на море он считал Англию.
        Если обратится к иностранным изданиям "Морская история войны, 1914-1918 гг." Генри Ньюболт. приведу только одно издание, хотя их очень много, об этих морских боях, к сожалению даже не упоминается. Россия была придатком к Антанте. Если будет желание, найдите посещение делегацией Антанты России, где они не двусмысленно указали России, что кредиты надо тратить на Армию, а не на флот.
        1. амурец (николай) 27 августа 2017 11:55
          Цитата: 27091965i
          Если обратится к иностранным изданиям "Морская история войны, 1914-1918 гг." Генри Ньюболт. приведу только одно издание, хотя их очень много, об этих морских боях, к сожалению даже не упоминается. Россия была придатком к Антанте

          А что здесь спорить? Фактически в ПМВ современных лёгких крейсеров у России не было. Их функции выполняли эсминцы типа Новик. Да и Балтийский и Черноморский флоты, в силу их географического положения, фактически были заперты на своих театрах. Это можно прочитать и Герберта Вильсона в его монографии "Линкоры в бою"География играла в этой борьбе роль, которую нельзя недооценивать. В силу
          географических условий русские флоты, находившиеся в Балтийском и Черном морях, были
          изолированы и не имели возможности соединиться как с британским, так и с французским
          флотами. Трудности доступа в Балтийское и Черное моря были таковы, что союзники не
          могли посылать туда русским ни подкреплений, ни снабжения. Германо-турецкая блокада
          России, которую союзникам так и не удалось окончательно прорвать, была одной из самых
          важных причин поражения России.
          1. 27091965i (Игорь) 27 августа 2017 12:21
            Цитата: амурец
            А что здесь спорить? Фактически в ПМВ современных лёгких крейсеров у России не было. Их функции выполняли эсминцы типа Новик.


            Сложно согласится, что эсминец сможет выполнять функции крейсера. Дело не в выполнении крейсерских задач, а в ТТХ эсминцев которые не позволяют это сделать.
            В строительстве Российского Флота после Русско-Японской войны много интересного, понимаю, что это из области " если бы", но если бы согласились на предложение американцев о строительстве военных кораблей и выделении кредитов для России, в каком направлении тогда двигалось бы история?
            1. амурец (николай) 27 августа 2017 12:32
              Цитата: 27091965i
              В строительстве Российского Флота после Русско-Японской войны много интересного, понимаю, что это из области " если бы", но если бы согласились на предложение американцев о строительстве военных кораблей и выделении кредитов для России, в каком направлении тогда двигалось бы история?

              Честно скажу- не знаю. Американцы много проектов по нашему ДВ предлагали. Не только строительство флота.
              1. 27091965i (Игорь) 27 августа 2017 12:59
                Цитата: амурец
                Честно скажу- не знаю. Американцы много проектов по нашему ДВ предлагали


                Читая документы нашего РГАВМФ, есть у них такая форма обслуживания за определенную плату они отправляют Вам электронную копию интересующего Вас документа, складывается впечатление, что большая часть совещаний происходила по форме "высказали своё мнение и разошлись", а принимать решение о строительстве корабля должен кто-то другой. По этому многие решения с нашей точки зрения считаются довольно таки странными. Но, это история и мы воспринимаем её такой какая она есть.
          2. Монархист (Лабинский Слава) 27 августа 2017 19:47
            Амурец, я с Вами согласен на 60%: до февраля 1917 РИА основательно трепала кайзера. Даже после февраля 1917 русские войска еще могли показать себя
            1. амурец (николай) 28 августа 2017 00:08
              Цитата: Монархист
              Амурец, я с Вами согласен на 60%: до февраля 1917 РИА основательно трепала кайзера. Даже после февраля 1917 русские войска еще могли показать себя

              А я на эту тему не буду спорить. Просто разговор идёт о флоте, а Балтийский морской театр, для немцев, не являлся главным. В ПМВ для немцев главной целью был английский "Гранд Флит". Немцы прекрасно понимали что бой на Центральной Минно-артиллерийской позиции, даже в начале ПМВ в1914 году ничего хорошего им не сулил.
              1. Комментарий был удален.
                1. амурец (николай) 28 августа 2017 00:54
                  Цитата: амурец
                  Немцы прекрасно понимали что бой на Центральной Минно-артиллерийской позиции, даже в начале ПМВ в1914 году ничего хорошего им не сулил.

                  Хочу ещё добавить. Посмотрите вот эту работу о значении и укреплениях Моонзунда в годы ПМВ и ВОВ.
                  http://www.moremhod.info/index.php/library-menu/1
                  6-morskaya-tematika/251-zabytyj-moonzund?showall=
                  1&limitstart=
    2. Turist1996 (Turist) 27 августа 2017 15:13
      Не благодаря только действиям "Сивуча", но благодаря в том числе его действиям. В целом, операция по обороне Рижского залива (в эту кампанию) была вполне успешной для российского флота. Тому свидетельством (по итогу) - отход немецких морских сил из залива. А это - факт!
  2. parusnik (Алексей Богомазов) 27 августа 2017 07:27
    «Кореец» сел на мель и на следующий день, чтобы корабль не достался противнику, командир принял решение взорвать его.
    ..."Сами взорвали "Корейца""..история повторилась...
    1. Музыка (Влад) 1 сентября 2017 14:34
      Как назовешь, так и поплывет. Увы, но история ничему не учит...
  3. Yarik (Ярослав) 27 августа 2017 08:51
    Попытка прорваться в залив 8 августа 1915 года для 7 немецких броненосцев, 6 крейсеров, 24 миноносцев и 14 тральщиков .....

    Решительно не понимаю стояния "Севастополей".Наверное, революционэров готовили.
    1. амурец (николай) 27 августа 2017 11:26
      Цитата: Yarik
      Решительно не понимаю стояния "Севастополей".Наверное, революционэров готовили

      Вот ответ на ваш вопрос.И.Ф.Цветков. Дредноуты Балтики."Новые линкоры командующий флотом мог использовать только с разрешения Ставки. Обычно, когда это разрешение поступало, надобность в их использовании уже отпадала."
    2. Андрей из Челябинска (Андрей) 27 августа 2017 16:57
      Цитата: Yarik
      Решительно не понимаю стояния "Севастополей".

      А чего тут понимать? Ни "Севастополи" ни "Андреи" не могли зайти в Рижский залив из Финского - осадка не позволяла, поэтому прикрыть Моонзунд могли только Слава и Цесаревич, но у Цесаревича орудия не были модернизированы, т.е. далеко стрелять не мог. Вот и пришлось Славе отдуваться за всех.
      таким образом, "Севастополи" могли принять участие, только если вывести их из Финского залива и идти в открытый бой (а не на прикрытие минных заграждений). А там 4 наших линкора ждали 8 германских дредноутов и три линейных крейсера, не считая броненосцев. Самоубиство в чистом виде
  4. Дирижер 27 августа 2017 10:36
    Действительно,а линкоры то где были ? Не история война на Балтике описана достаточно , но где были эти сундуки? Пили молоко в Гельсингфорсе.
    1. Bakht (Bakhtiyar) 27 августа 2017 12:32
      Где были Севастополи? Можно посмотреть осадку кораблей. И их возможности прохода в Рижский залив.
  5. Монархист (Лабинский Слава) 27 августа 2017 20:15
    Камрады, в первом посте забыл добавить. Яхта"Полярная звезда" была собственностью вдовствующей императрицы Марии Федоровны, урожденная Датская принцесса Дагмара. Николай 2 был любящий муж и сын.
    Мария Федоровна ежегодно ездила в Копенгаген и конечно в дорогу брала продукты. При загрузке продуктов команда старалась побольше загрузить вологодского масла,а в Копенгагенне продавали торговцам. Потом это масло под видом датского поставлялись в Россию.
  6. Paranoid50 (Александр) 27 августа 2017 21:49
    «Сивуч» нанес повреждения «Аугсбургу»
    Надо же, на днях, возле о.Матуа на дне обнаружили,похоже, тот самый "Аугсбург". Хотя имеются данные, что после передачи япам, в 1920-м, он был порезан на металл.
  7. Ken71 (Константин) 29 августа 2017 09:20
    Какой к черту варяг. В отличии от Варяга они дрались до последнего.
  8. Captain Nemo (Nemo) 9 сентября 2017 12:47
    Удивительный, но не первый и не последний пример исполнения российскими армией и флотом своего воинского долга до конца. Слава!
Картина дня