Полигоны Флориды (часть 5)

17
В начале шестидесятых на авиабазе «Эглин» велись интенсивные испытания крылатых ракет авиационного базирования. Апофеозом этих испытаний стала операция «Синий нос». 11 апреля 1960 года Б-52 из состава 4135-го стратегического авиакрыла, взлетев во Флориде, взял курс на Северный полюс, неся две крылатые ракеты AGM-28 Hound Dog с неядерными боевыми частями. После разворота над полюсом экипаж запустил обе ракеты по условной цели в Атлантическом океане. Всё прошло штатно, и круговое вероятное отклонение ракет оказалось в пределах нормы. Всего бомбардировщик провёл в воздухе 20 часов и 30 минут. Целью данной операции было подтвердить работоспособность вооружения, размещённого на внешней подвеске при температуре ниже -75 градусов Цельсия.

8 июня 1960 года с B-52G был осуществлен первый запуск ложной цели McDonnell ADM-20 Quail. Летательный аппарат со складывающимся треугольным крылом изначально разрабатывался как воздушная мишень для испытаний беспилотного перехватчика Boeing CIM-10 Bomarc.



Полигоны Флориды (часть 5)

Сброс ложной цели ADM-20 с бомбардировщика В-52


После того как стало известно о массовом развертывании в СССР мобильных ЗРК С-75, командование стратегической авиации озаботилось снижением уязвимости собственных бомбардировщиков. Две ложных цели массой по 543 кг каждая, могли быть подвешены под крылом стратегического бомбардировщика. После сброса, крылья ADM-20 раскладывались, и полёт осуществлялся по заранее запрограммированному маршруту. Турбореактивный двигатель с тягой 10,9 кН обеспечивал максимальную скорость 1020 км/ч и высоту полёта 15 000 метров при дальности около 700 км. Для увеличения радиолокационной сигнатуры на ложной цели были смонтированы специальные отражатели. Во внутреннем объёме могла быть размещена аппаратура, имитирующая работу бортовых радиотехнических систем бомбардировщика или горелка с запасом бензина для воспроизведения теплового портрета самолёта.


Ложная цель ADM-20


В общей сложности в авиакрылья стратегического командования, оснащенные бомбардировщиками В-52, поступило около 500 ложных целей. Они находились на вооружении до 1978 года, после чего были расстреляны на учениях сил ПВО.

В 1960 году авиабаза «Эглин» оказалась втянута в тайные операции ЦРУ против Кубы. Здесь базировалось 20 транспортных самолётов C-54 Skymaster из состава 1045-го авиакрыла, на которых доставлялись грузы для антиправительственных кубинских формирований. Самолёты, участвующие в нелегальных миссиях, разместили на уединенной площадке Duke Field, вблизи полигона.


Транспортно-пассажирский самолёт С-54


Полёты выполняли гражданские пилоты, завербованные ЦРУ, или иностранные граждане. После разгрома бригады 2506, высадившейся 17 апреля 1961 года на Кубе в Заливе Свиней, операция ЦРУ в «Эглин» была свёрнута.

19 февраля 1960 года с территории полигона стартовала первая исследовательская двухступенчатая ракета RM-86 Exos. В качестве первой ступени в ней использовалась тактическая ракета Honest John, второй ступенью служила зенитная ракета Nike-Ajax, а третья ступень оригинальной разработки.


Ракета RM-86 на пусковой установке


Ракета со стартовой массой 2700 кг и длиной 12,5 м достигла высоты 114 км. Целью запуска было исследование запылённости и химического состава атмосферы на большой высоте. Всего во Флориде было запущено семь RM-86.

27 сентября 1960 года на полигоне «Эглин» состоялся запуск зондирующей ракеты Nike Asp. Ракета со взлётной массой 7000 кг, диаметром 0,42 м и длиной 7,9 м поднялась на высоту 233 км. Старт и разгон ракеты осуществлялся при помощи первой ступени большого диаметра. Целью запуска было исследование космического излучения, но из-за отказа измерительной аппаратуры результаты получить не удалось.


Подготовка к запуску ракеты Nike Asp


8 марта 1961 года во Флориде запустили первую зондирующую ракету Astrobee 1500. Трехступенчатая твердотопливная ракета с взлетной массой 5200 кг, диаметром 0,79 м и длиной 10,4 м могла подняться на высоту более 300 км.


Подготовка к запуску Astrobee 1500


Серия запусков зондирующих ракет проводилась для изучения ионосферы и сбора информации о космическом излучении. Параллельно с этим расчёты американских РЛС системы NORAD учились обнаруживать ракетные пуски.

Во второй половине 1961 года в «Эглин» на борту транспортного С-124 доставили четыре итальянских истребителя-бомбардировщика Fiat G.91. Американские военные заинтересовались простым и недорогим итальянским боевым самолётом, он представлял интерес в качестве штурмовика непосредственной авиационной поддержки. После всесторонних испытаний G.91 получил положительную оценку, но под давлением американских авиастроительных корпораций от его закупки отказались.

В июле 1962 года во Флориду для тестирования в условиях жаркого и влажного климата прибыло несколько канадских морских патрульных самолётов Canadair CP-107 Argus. Эта машина, появившаяся в 1957 году, по сравнению с американским Lockheed P-3 Orion, была тяжелей и имела больший радиус действия.


Канадский патрульно-противолодочный самолёт CP-107


В 1962 году начались испытания баллистической ракеты воздушного базирования Douglas GAM-87 Skybolt. Предполагалось, что баллистическими ракетами будут оснащены американские стратегические бомбардировщики В-52 и британские Avro Vulcan.


Баллистическая ракета воздушного базирования GAM-87


Согласно проектным данным, двухступенчатая твердотопливная GAM-87 со стартовой массой немногим более 5000 кг и длиной 11 метров после сброса с бомбардировщика должна была иметь дальность пуска более 1800 км. Мощность термоядерной боеголовки W59 составляла 1 Мт. Наведение на цель осуществлялось с помощью инерциальной и астронавигационных систем. Во время испытаний выяснилось, что система наведения требует доводки, а двигатели ракеты не всегда работали штатно. В результате командование ВВС стало скептически относиться к идее принятия на вооружение баллистической ракеты, запускаемой с бомбардировщика.


Кадры, сделанные во время испытаний GAM-87


Могильщиком баллистической ракеты воздушного базирования GAM-87 стала ракета UGM-27 Polaris, размещаемая на подводных атомоходах. БРПЛ UGM-27 оказалась более выгодной с экономической точки зрения, так как время боевого патрулирования ПЛАРБ было намного больше, а уязвимость по сравнению с В-52 меньше. К тому же система «Скайболт» конкурировала с программой МБР шахтного базирования LGM-30 Minuteman. В результате, несмотря на возражения британцев, программу закрыли в декабре 1962 года.

В октябре 1962 года, во время Карибского кризиса на территории авиабазы были сконцентрированы значительные силы, готовящиеся ударить по Кубе. Сюда прибыла 82-я воздушно-десантная дивизия и транспортная авиация. С авиабазы George в Калифорнии перебазировались F-104C 479-го истребительного авиакрыла. В повышенную боевую готовность привели В-52 и КС-135 4135-го стратегического авиакрыла. К счастью для всего человечества, кризис удалось разрешить мирным путём, и напряженность спала.

По мере освоения человечеством космоса авиабаза «Эллин» была задействована в американской пилотируемой космической программе. В интересах реализации программы боевого космоплана Boeing X-20 Dyna-Сор на специально подготовленном двухместном истребителе NF-101B Voodoo проводились лётные испытания. Запуск X-20 должен был осуществляться с помощью ракеты-носителя Titan III.


Макет космоплана X-20


Предполагалось, что космоплан будет использоваться в роли космического бомбардировщика и разведчика, а также сможет бороться со спутниками. Однако проект X-20 был закрыт ввиду чрезмерной дороговизны и трудности практической реализации. Впоследствии наработки, полученные в программе Х-20, использовали при создании аппаратов Х-37 и Х-40.

После начала программы Apollo в «Эглин» была сформирована 48-я спасательная эскадрилья, где для поиска спускаемых капсул, приводнявшихся в Мексиканском заливе, использовались поисково-спасательные самолёты SC-54 Rescuemasters и амфибии Grumman HU-16 Albatross.


Самолёт-амфибия HU-16


В октябре 1962 года в 65 км к востоку от основной взлётно-посадочной полосы авиабазы, на краю авиационного полигона началось строительство стационарной РЛС AN / FPS-85. Основным назначением радара с фазированной антенной решеткой являлось обнаружение в космосе боевых блоков баллистических ракет с южного направления. Необходимость контроля пространства в этом направлении мотивировалось появлением в СССР подводных лодок с баллистическими ракетами, которые могли быть запущены с любой части мирового океана. Станция встала на боевое дежурство в 1969 году. Задержка с вводом радиолокатора в строй связана с тем, что практически готовый радар в 1965 году на этапе сдаточных испытаний был уничтожен пожаром.


Современный вид РЛС AN / FPS-85


Рядом с радарным комплексом длиной 97 м, шириной 44 м, и высотой 59 м имеется собственная дизельная электростанция, две водяных скважины, пожарная часть, жилые помещения для 120 человек и вертолётная площадка.


Спутниковый снимок Google Earth: РЛС AN / FPS-85 во Флориде


Радар работает на частоте 442 МГц и имеет мощность в импульсе 32МВт. Антенна наклонена по отношению к горизонту под углом 45 °. Просматриваемый сектор 120 °. Сообщалось, что РЛС AN / FPS-85 может видеть около половины объектов на околоземной орбите. Согласно американским данным, радар во Флориде способен обнаружить металлический объект размером с баскетбольный мяч на дальности 35000 км.

С самого начала для обработки полученной радиолокационной информации и прокладки трасс полета, обнаруженных объектов использовались электронно-вычислительные машины с запоминающими блоками на ферритах. С момента ввода станции в строй она неоднократно модернизировалась. По состоянию на 2012 год обработка данных осуществлялась тремя компьютерами IBM ES-9000.

В середине 90-х РЛС AN / FPS-85 перепрофилировали на решение других задач. Станция была ориентирована на слежение за космическими объектами и предотвращение столкновения космических аппаратов друг с другом и космическим мусором. Несмотря на солидный возраст, радар неплохо справляется со своими задачами. С его помощью удалось обнаружить, классифицировать и составить орбиты примерно 30% объектов, находящихся в ближнем космосе.

После того как США ввязались в авантюру в Юго-Восточной Азии, во Флориде перед отправкой в зону боевых действий тестировались и дорабатывались многие образцы авиационной техники. Специально разработанным лёгким «противопартизанским» штурмовиком стал Cessna A-37 Dragonfly. Первый YAT-37D, переделанный из УТС Т-37, прибыл в «Эглин» в октябре 1964 года. По результатам тестов машина была доработана, и модернизированный вариант появился в следующем году. Испытания продемонстрировали пригодность самолёта для борьбы с иррегулярными формированиями, не имеющими тяжелого зенитного вооружения. Но в начальный период Вьетнамской войны командование ВВС считало, что все поставленные задачи можно решить с помощью дорогостоящих реактивных боевых самолётов, созданных для «большой войны» и уже имеющихся поршневых ударных Douglas A-1 Skyraider. Поэтому судьба штурмовика долгое время была неопределенна, и первый заказ на 39 A-37A был оформлен только в начале 1967 года.

После удачных войсковых испытаний в зоне боевых действий в мае 1968 года в серию пошел А-37В с более мощными двигателями, усиленной защитой и системой дозаправки в воздухе. Самолёт находился в производстве до 1975 года, за 11 лет, прошедших с момента появления первого прототипа, было построено 577 машин. «Дрэгонфлай» активно использовался в многочисленных противопартизанских операциях и продемонстрировал высокую эффективность.


Лёгкий штурмовик A-37В


Самолёт был вооружен шестиствольным пулемётом винтовочного калибра GAU-2B/A. На восьми точках подвески могла быть размещена боевая нагрузка массой 1860 кг. Номенклатура вооружения включала в себя: НАР, бомбы и зажигательные баки массой 272-394 кг. Максимальный взлётный вес составлял 6350 кг. Боевой радиус – 740 км. Максимальная скорость – 816 км/ч.

Авиабаза «Эглин» является местом рождения первого американского «ганшипа» AC-47 Spooky. Испытания самолёта с тремя 7,62-мм шестиствольными пулемётами M134 Minigun на полигоне подтвердили работоспособность концепции вооруженного транспортного самолёта для использования в антиповстанческих боевых действиях. Боевой дебют AC-47 во Вьетнаме состоялся в декабре 1964 года.


«Ганшип» AC-47


Индокитай стал первым местом боевого использования беспилотника Ryan Моdel 147B Firebee (BQM-34), созданного на базе беспилотной мишени Ryan Q-2A Firebee. Разведывательные дроны запускались и управлялись с борта самолёта DC-130A Hercules. Испытания БПЛА и аппаратуры самолётов-носителей начались в мае 1964 года, а в августе они уже прибыли в Южный Вьетнам.


DC-130A Hercules взлетает с аэродрома в Южном Вьетнаме [center]

С помощью беспилотников AQM-34Q (147TE) удалось зафиксировать режимы работы станции наведения ЗРК СА-75 «Двина» и системы дистанционного подрыва боевой части. Благодаря этому американцы сумели оперативно создать подвесные контейнеры РЭБ и снизить потери от зенитных ракет. Уже после окончания войны во Вьетнаме американские эксперты писали, что стоимость разработки БПЛА BQM-34 была с лихвой компенсирована добытой развединформацией.

[center]

Самолёт DP-2E с подвешенными БПЛА BQM-34


Для воздушного запуска BQM-34 использовались самолёты-носители DC-130A Hercules и DP-2E Neptune. Также беспилотники могли стартовать с буксируемой наземной пусковой установки с помощью твердотопливного ускорителя, но дальность полёта при этом была меньше.


BQM-34


Беспилотный аппарат массой 2270 кг мог покрыть расстояние 1400 км со скоростью 760 км/ч. Помимо разведывательных существовали ударные модификации с бомбовой нагрузкой или с противорадиолокационной ракетой. В случае установки фугасной боевой части, беспилотник превращался в крылатую ракету. Всего было построено более 7000 БПЛА BQM-34, из них 1280 как радиоуправляемые мишени.

Использование во Вьетнаме стратегических бомбардировщиков, ориентированных прежде преимущественно на нанесение ядерных ударов, потребовало специальной тренировки экипажей, доработки навигационного оборудования и бомбовых прицелов. 18 июня 1965 года, перед началом рейдов в Юго-Восточной Азии экипажи В-52F из состава 2-го бомбардировочного крыла, взлетев с авиабазы «Барксдейл» в Луизиане, отработали бомбометание обычными фугасными бомбами на полигоне во Флориде.


Спутниковый снимок Google Earth: мишень на полигоне во Флориде, где экипажи В-52 отрабатывали навыки бомбометания


Столкнувшись с развитой системой ПВО ДРВ, американские ВВС были вынуждены совершенствовать системы РЭБ, разведки и форсировать создание высокоточных авиационных боеприпасов. Первым американским специализированным «охотником за радарами» стал F-100F Wild Weasel I. На двухместной модификации «Супер Сейбра» была установлена широкополосная аппаратура фиксации радиолокационного облучения, с датчиками, позволяющими определять направление, в котором находится наземная РЛС и подвесной контейнер РЭБ.


F-100F Wild Weasel I


Четыре первых F-100F Wild Weasel I преступили к испытаниям на полигоне «Эглин» в начале 1965 года. В ноябре их передали 338-му истребительному авиакрылу, действующему во Вьетнаме. Вскоре один самолёт был сбит зенитным огнём.

В начале 1965 года бомбардировщики В-52G 4135-го стратегического авиакрыла покинули авиабазу «Эглин». Вскоре освободившиеся лётные стоянки были использованы для размещения новейших на тот момент истребителей McDonnell Douglas F-4C Phantom II, которые проходили на авиабазе оценочные эксплуатационные испытания, а на полигоне отрабатывали вооружение и прицельно-навигационный комплекс. В 1966 году их сменили F-4D 33-го тактического авиакрыла. Именно «Фантомы», базирующиеся на авиабазе «Эглин», стали первыми строевыми машинами, на которых проходили испытания корректируемых авиабомб с лазерным наведением.

В течение 1965 года в рамках проекта Sparrow Hawk в «Эглин» проходили оценку несколько лёгких истребителей Northrop F-5A Freedom Fighter. После того как американская боевая авиация столкнулась во Вьетнаме с лёгкими и манёвренными МиГами, стало ясно, что принятая концепция воздушного боя с использованием только ракетного вооружения не состоятельна. Кроме скоростных высотных перехватчиков, призванных бороться с дальними бомбардировщиками противника, ещё необходимы легкие манёвренные тактические истребители, вооруженные ракетами ближнего боя и пушками. После оценочных испытаний Douglas A-4 Skyhawk и Fiat G.91, которые вполне удовлетворяли военных как лёгкие ударные машины, специалисты пришли к выводу, что для победы в воздушном бою требуются специально созданные истребители с лучшей манёвренностью и скороподъёмностью. К тому же союзники США изъявили желание получить недорогую замену устаревающему «Сейбру».

"Фридомфайтер" с максимальной взлётной массой 9380 кг первоначально мог нести боевую нагрузку массой около 1500 кг, встроенное вооружение состояло из двух 20-мм пушек. Боевой радиус действия в варианте с двумя УР «воздух-воздух» AIM-9 – 890 км. Максимальная скорость – 1490 км/ч.


Предсерийный F-5A


Тесты во Флориде прошли успешно, но из-за ошибки пилота один самолёт разбился. По итогам испытаний на F-5A внесли изменения в состав БРЭО, наиболее уязвимые места прикрыли бронёй и установили аппаратуру дозаправки в воздухе. После этого 12 истребителей отправились в Южный Вьетнам, где они воевали в составе 4503-й истребительной тактической эскадрильи. F-5A за полгода совершили около 2600 боевых вылетов над Южным Вьетнамом и Лаосом. При этом девять самолётов было потеряно: семь от зенитного огня, два в лётных происшествиях. Впоследствии истребители F-5 неоднократно модернизировались и получили широкое распространение и участвовали в многочисленных локальных конфликтах. Всего было построено 847 экземпляров F-5A/В и 1399 F-5Е/F.

В 1965 году командование ВВС США инициировало разработку недорогих управляемых авиабомб с лазерным наведением. Ключевым элементом системы наведения управляемых авиационных боеприпасов является подвесная контейнерная аппаратура лазерного целеуказания. Секретный проект Pave осуществлялся на авиабазе «Эглин» «Лабораторией авиационного вооружения ВВС», а также компаниями Texas Instruments и Autonetics.

В результате самолёты тактической авиации получили подвесной контейнер AN / AVQ-26 и управляемые боеприпасы с лазерными головками самонаведения KMU-351B, KMU-370B и KMU-368B. Боевое применение бомб с лазерным наведением состоялось во Вьетнаме в 1968 году. Они продемонстрировали высокую эффективность при нанесении ударов по стационарным объектам. Согласно американским данным, с 1972 по 1973 год в районе Ханоя и Хайфона 48 % сброшенных управляемых бомб поразили цель. Точность свободнопадающих бомб, сброшенных на цели в этом районе, составляла немногим более 5 %.

Летом 1965 года во Флориде тестировали самолёт ДРЛО Grumman E-2 Hawkeye, созданный по заказу ВМС. Машина оказалась сырой и требовала доработки, но специалисты лётно-испытательного центра отметили, что в случае устранения недостатков самолёт может быть использован с передовых аэродромов совместно с тактическими истребителями. Довести аппаратуру «Хокая» до приемлемого уровня сразу не получилось. Радиолокатор Westinghouse AN/APY-1 с вращающейся антенной в тарелкообразном обтекателе демонстрировал невысокую надёжность и давал ложные засечеки от объектов на местности. В ветреную погоду качающиеся кроны деревьев воспринимались как маловысотные цели. Для устранения этого недостатка требовался очень мощный по меркам 60-х годов компьютер, способный вести селекцию целей и отображать на экранах операторов только подлинные воздушные объекты и их реальные координаты. Проблему устойчивой селекции воздушных целей на фоне земли для палубного Е-2С удалось решить только через 10 лет. Впрочем, руководство ВВС не заинтересовалось «Хокаем», в 60-е годы в распоряжении военно-воздушных сил имелось значительное количество тяжелых ЕС-121 Warning Star, которые в середине 70-х сменили E-3 Sentry системы AWACS.

В 1966 году третий опытный экземпляр Lockheed YF-12 прибыл на авиабазу для проведения испытаний ракет «воздух-воздух» Hughes AIM-47А Falcon. Во время лётных испытаний YF-12 установил рекорды скорости – 3331,5 км / ч и высоты полёта - 24462 м. YF-12 разрабатывался как тяжелый дальний перехватчик, оснащенный мощной БРЛС Hughes AN / ASG-18, тепловизором и компьютеризованной системой управления огнём. Общий вес аппаратуры превышал 950 кг. По предварительным расчётам, сотня тяжелых перехватчиков могла гарантированно прикрыть всю континентальную часть США от атак бомбардировщиков и заменить существующие истребители, задействованные в NORAD.


YF-12A


Согласно справочным данным, импульсно-допплеровская РЛС AN / ASG-18 могла обнаруживать крупные высотные цели на дальности более 400 км и была способна вести селекции целей на фоне земли. Экипаж YF-12 состоял из пилота и оператора СУО, на которого также возлагались обязанности штурмана и радиста. От разведывательного Lockheed A-12, используемого ЦРУ, перехватчик YF-12 отличался формой носовой части. В состав штатного вооружения перехватчика входили три ракеты AIM-47А, располагавшиеся на внутренней подвеске в специальных отсеках в наплывах фюзеляжа.


Загрузка ракет AIM-47А в отсек вооружения


Испытания AIM-47А во Флориде продемонстрировали работоспособность системы управления огнём и самой ракеты. Семь запущенных по целям ракет поразили 6 мишеней. Одна ракета отказала из-за сбоя в системе электропитания. Во время последнего испытания ракета, запущенная с носителя, летящего на скорости 3,2М и высоте 24000 м, сбила «Стратоджет», переделанный в радиоуправляемую мишень. При этом QB-47 летел на высоте 150 метров.


Ракета AIM-47А рядом с перехватчиком YF-12


УР AIM-47 Falcon конструктивно во многом повторяла AIM-4 Falcon. Жидкостно-реактивный двигатель фирмы Lockheed обеспечивал дальность полета в 210 километров и скорость 6М. Но впоследствии военные потребовали перейти на твёрдое топливо, что снизило скорость до 4М, а дальность пуска до 160 км. Наведение ракеты на крейсерском режиме полёта происходило полуактивной радиолокационной ГСН с подсветкой от БРЛС AN / ASG-18. При приближении к цели задействовалась ИК ГСН. Изначально предусматривалось два типа БЧ: осколочная весом около 30 кг или ядерная W-42 мощностью 0,25 кт. Ракета длиной 3,8 метра после подготовки к применению весила 360 кг. Диаметр ракеты составлял 0,33 м, а размах крыла 0,914 м.



Из-за чрезмерной стоимости построили всего три опытных YF-12. В конце 60-х стало ясно, что основную угрозу территории США представляют не относительно малочисленные советские дальние бомбардировщики, а МБР и БРПЛ, которых в СССР с каждым годом становилось всё больше. Одновременно с тяжелым перехватчиком была похоронена ракета AIM-47 Falcon. Впоследствии полученные наработки использовались при создании дальнобойной УР AIM-54A Phoenix.

14 августа 1966 года в ходе неудачной посадки на авиабазе «Эглин» опытный YF-12 получил серьёзные повреждения и загорелся. Пожарным удалось отстоять заднюю часть самолёта, которая была впоследствии использована для статических испытаний разведчика SR-71.

Во второй половине 1966 года в интересах авиационных подразделений, воюющих во Вьетнаме, 11 С-130 Hercules переделали в поисково-спасательные HC-130P. Эти машины могли также использоваться для дозаправки в воздухе вертолётов Sikorsky SH-3 Sea King.



Во Вьетнаме нередкими были случаи, когда пилоты подбитых зенитками самолётов катапультировались над морем. Обнаружив терпящих бедствие лётчиков, HC-130P, обладающий внушительным запасом топлива, имел возможность навести и дозаправить спасательный вертолёт SH-3. Такой тандем давал возможность многократно повысить время нахождения в воздухе вертолётов «Си Кинг». 1 июня 1967 года два SH-3 с несколькими заправками в воздухе от HC-130P, пересекли Атлантику и приземлились под Парижем, проведя в воздухе 30 часов, 46 минут и покрыв расстояние 6870 км.

В апреле 1967 года на аэродроме «Харбурт», что находится неподалёку от основной базы «Эглин», на основе 4400-й специальной эскадрильи был основан учебный центр Авиационного командования специальных операций. В годы Вьетнамской войны здесь отрабатывалась методика противопартизанских действий на специально предназначенных для этого летательных аппаратов, и готовились лётные и технические кадры. Первые пилоты, обученные для войны в джунглях, готовились на поршневых Т-28 Trojan, A-1 Skyraiders и В-26 Invader.


В-26 над Вьетнамом[center]

В дальнейшем здесь проходили тренировку экипажи «ганшипов»: АС-47 Spooky, AC-119G Shadow, AC-119K Stinger и АС-130. Корректировщики, разведчики и лёгкие штурмовики: OV-10A Bronco, O-2A Skymaster, QU-22 Pave Eagle.

[center]

AC-119K Stinger


Испытания первого AC-130A Specter в рамках проекта Gunship II длились с июня по сентябрь 1967 года. По сравнению с АС-47 и AC-119K, «Спектр» имел более мощное вооружение и мог дольше находиться в воздухе.

Помимо «Ганшипов» специалисты Центральной лаборатории вооружения ВВС США для борьбы в темное время суток с автотранспортом на Тропе Хо Ши Мина в 1967 году оборудовали два NC-123K Рrovider, также известные как АC-123K.


NC-123K


От транспортных C-123 модифицированные машины отличались удлиненной носовой частью, где был установлен радар с истребителя F-104 и массивный шарообразный обтекатель с оптоэлектронными тепловизионными камерами и лазерным дальномером -целеуказателем. Также в состав БРЭО входила аппаратура AN / ASD-5 Black Crow, которая позволяла обнаруживать работу системы зажигания автомобилей. На самолёте не было стрелково-пушечного вооружения, поражение целей осуществлялось сбросом кассетных бомб с грузового отсека. Бомбометание осуществлялось по данным бортовой вычислительной системы.

После завершения полигонных испытаний, летом 1968 года оба самолёта перебросили в Южную Корею. Предполагалось, что NC-123K помогут южнокорейским спецслужбам обнаруживать скоростные малоразмерные катера, на которых из КНДР доставляли диверсантов. С августа по сентябрь самолеты совершили 28 патрулирований территориальных вод Южной Кореи, но никого не обнаружили. В ноябре 1968 года самолёты передали 16-й эскадрильи специальных операций базирующейся в Таиланде, где они служили с конца 1969 по июнь 1970 года. Во время боевой службы выяснилось, что «навороченная» бортовая аппаратура в условиях жары и высокой влажности работает не надёжно и больше самолётов такой модификации не строили.

Продолжение следует…


По материалам:
http://www.airwar.ru/weapon/avv/aim47.html
http://testpilot.ru/usa/hughes/aim/47/gar9.htm
http://www.afwing.com/intro/f101/voodoo-13.htm
http://www.globalsecurity.org/military/systems/aircraft/hc-130-pics.htm
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    28 августа 2017 15:09
    Как всегда, очень интересно, толково и познавательно. Никакого ненужного "мусора" в виде "аналитических" рассуждений. Спасибо!
    1. +8
      28 августа 2017 15:14
      Цитата: irazum
      Как всегда, очень интересно, толково и познавательно. Никакого ненужного "мусора" в виде "аналитических" рассуждений. Спасибо!

      Ну анализ конечно есть, так как информация бралась не из русскоязычных источников. Другой вопрос, что Серёжа не занимается фантазиями и старается проверять данные .
      1. +4
        28 августа 2017 17:33
        Оля, привет! И тебе и Сергею. Статьи Сергея очень отличаются от первых в лучшую сторону. Более проработаны и читаются легче.
        И Оля вопрос: куда исчез Опус? Давно не видел. Вы с Сергеем не в курсе?
        1. +4
          28 августа 2017 17:45
          Цитата: EvgNik
          вопрос: куда исчез Опус? Давно не видел. Вы с Сергеем не в курсе?

          Привет, Евгений!
          Оля уже дрыхнет, но привет от тебя обязательно передам. Антона забанили, но потом реабилитировали, сняв все звания. В общем, после штрафбата начал рядовым. Иногда появляется,но не часто.
          1. +1
            28 августа 2017 18:13
            Привет, Сергей! Антона то за что? Чудны дела твои, господи.
            1. +5
              28 августа 2017 18:17
              Цитата: EvgNik
              Антона то за что? Чудны дела твои, господи.

              Ты в курсе за что Оле влепили последний раз предупреждение? wassat Был бы человек, а повод найдётся, тем более когда этот человек не стесняется выражать своё мнение.
              1. +3
                28 августа 2017 18:23
                Понятно, Сергей. В этом отношении ничего не изменилось, значит.
          2. +5
            28 августа 2017 22:31
            Цитата: Bongo
            И Оля вопрос: куда исчез Опус?

            шо значит куда?
            ἐγὼ εἰμί тут(то бишь здесь)
            1.Как писал товарищ Линник (странная к стати фамиля- может он не русский? what ) -забанили меня ( о чем ниже)
            2.Я слегка занят, вот такого красавца

            (фото не наше) везём, шоб строить крымский мост
            +
            у меня сбор урожая(лук, чеснок), смородину собрал на вино, т.к.

            во (с 17:30 по 19:30, пока темно не стало)

            Холодно а комары толлерсаты кусают
            3. Первое ж сентября скоро! а у меня ишо младшинький- купили мЁбеля в IKEA- собирали с матюками
            / молчу, молчу, а то за флуд/спам бан получу

            Цитата: Bongo
            но потом реабилитировали

            я не просил м/у прочим, это бонус был, неизвестно за шо.
            Правда потом оОООчень быстро все вернули на место

            я и без звездёв,и уже условно-досрочно освобожденный , до первого пука
            Цитата: Bongo
            Иногда появляется,но не часто.

            ну не правда.
            =================
            Зы . статья очень хороша, по мне так лучшая.
            много почерпнул.
            1. +5
              29 августа 2017 02:11
              Цитата: opus
              Как писал товарищ Линник (странная к стати фамиля- может он не русский?

              Привет!
              Мой прадед из тех хохлов, что осваивали Сибирь, впрочем это его не спасло - шлёпнули в конце 30-х как "врага народа". А семью сослали дальше на Восток.
              Что касается "даров природы" в виде икры и красной рыбы, то похоже у нас её в этом году не будет. Летней кеты не было, т.к. китайцам разрешили перегородить лиман и рыбу тупо вычерпали.
              Цитата: opus
              я не просил м/у прочим, это бонус был, неизвестно за шо.
              Правда потом оОООчень быстро все вернули на место

              Мне бы тебя не хватало... wassat
              Цитата: opus
              ну не правда.

              Истина! yes
              Цитата: opus
              Зы . статья очень хороша, по мне так лучшая.
              много почерпнул.

              Спасибо! Но ты ещё следующие серии не смотрел. Впрочем, про "урину" гораздо охотней народ читает. Мои "серии" набирают в сутки не больше 4 тыс. просмотров.
            2. +3
              29 августа 2017 05:48
              Рад, Антон, что появился, hi без твоего юмора пресновато.
              Все мы ходим под богом,
              то есть под администрацией.
              шаг в бок - считать побегом,
              вывод: грозит нам люстрация.
  2. +2
    28 августа 2017 15:56
    В очередной раз- отлично good
    Сергей, Вам надо уже отдельную книгу-справочник издавать yes

    Впервые прочитал о YF-12 в ипостаси перехватчика. Всегда считал их чистыми разведчиками, предтечами SR-71.
    1. +2
      28 августа 2017 16:50
      Книгу я бы с удовольствием имел у себя в библиотеке. Еще туда включить про все остальные базы включая Дэвис-Монтейн, Эдвардс и т.д.
    2. +3
      28 августа 2017 17:18
      Цитата: капрал
      В очередной раз- отлично

      Благодарю! hi
      Цитата: капрал
      Сергей, Вам надо уже отдельную книгу-справочник издавать

      На какие шиши, и кто её сейчас купит? Вся информация в инете, хотя, чтобы найти жемчужину там надо перелопатить гору навоза. request
      Цитата: капрал
      Впервые прочитал о YF-12 в ипостаси перехватчика. Всегда считал их чистыми разведчиками, предтечами SR-71.

      YF-12 - это обозначение опытного истребителя: Y - опытный самолет, F- истребитель.
    3. +4
      29 августа 2017 02:05
      Цитата: капрал
      Впервые прочитал о YF-12 в ипостаси перехватчика

      YF-12A (регистрационный номер 935, серийный номер 60-6935)


      Согласно его исследовательскому соглашению с НАСА, ВВС предоставили агентству два YF-12A в 1969 году



      Фактически «YF-12C» был тогда секретным SR-71A (серийный номер 61-7951), учитывая бортовой № NASA 60-6937( фальшивый), т.к. NASA испытывая версию перехватчика YF-12A, не было разрешено иметь стратегическую разведывательную версию.

      ВВС сосредоточились на исследованиях боевых возможностей, а инженеры НАСА сосредоточились на изучении летных нагрузок и структурного нагрева.


      YF-12 on Edwards Ramp
  3. +4
    28 августа 2017 16:30
    С помощью беспилотников AQM-34Q (147TE) удалось зафиксировать режимы работы станции наведения ЗРК СА-75 «Двина» и системы дистанционного подрыва боевой части. Благодаря этому американцы сумели оперативно создать подвесные контейнеры РЭБ и снизить потери от зенитных ракет. Уже после окончания войны во Вьетнаме американские эксперты писали, что стоимость разработки БПЛА BQM-34 была с лихвой компенсирована добытой развединформацией.
    Да, помимо помехи по радиоканалу РПК, американцы отрабатывали и другие виды активных помех. Впервые применили противорадиолокационные ракеты "Шрайк". Не скажу, что всё это отрабатывалось на полигоне "Эглин", но применялось во Вьетнаме. Сергей, спасибо.
    1. +4
      29 августа 2017 02:16
      Цитата: амурец
      Впервые применили противорадиолокационные ракеты "Шрайк". Не скажу, что всё это отрабатывалось на полигоне "Эглин", но применялось во Вьетнаме.

      да...


      но не очень помогло

      1. +3
        29 августа 2017 05:10
        Антон, спасибо за дополнение.