Новый объект для ядерной безопасности Тихоокеанского флота

Советский Союз в свое время построил такое количество подводных лодок, что только на Тихоокеанском флоте сейчас ждет утилизации около полусотни старых атомных субмарин. Причем не все они полностью безопасны. Помимо характерных радиационных и технических проблем, свойственных этому классу техники, которые можно назвать «неизбежным злом», атомные лодки в отстое могут представлять и более серьезную опасность. Так, с 1985 года на хранении находятся так называемые «заказ 175» и «заказ 610». Эти две АПЛ (К-431 и К-314) имеют серьезные повреждения ядерных энергетических установок и потому требуют особого отношения к себе. Однако до сих пор они находятся в отстое и утилизировать их до недавнего времени лишь собирались. Собирались в немного отдаленной перспективе. Теперь же появится возможность избавиться от особо опасных объектов.

Новый объект для ядерной безопасности Тихоокеанского флота


Напомним, в августе 85-го во время перезагрузки ядерного топлива в реакторы подлодки К-431 (проект 675) стечение обстоятельств привело к тепловому взрыву реактора. При взрыве погибло десять человек и еще несколько десятков серьезно пострадало при тушении возникшего пожара и ликвидации последствий аварии. Всего через несколько месяцев после взрыва на К-431, в декабре того же 1985 года, на субмарине К-314 (проект 671) произошло осушение активной зоны реактора, что привело к частичному расплавлению топливных сборок и деталей самого реактора. Энергетическую установку пришлось в срочном порядке останавливать, но к этому моменту она получила такие повреждения, что не подлежала ремонту. К тому же лодка уже довольно сильно «фонила».


В соответствии с имевшимися в то время правилами, пострадавшие лодки отправили в отстой и провели дезактивацию загрязненных участков берега. Одновременно с этим началась проработка вариантов утилизации или захоронения лодок, но вскоре СССР развалился и похоронил под своими обломками все рассматривавшиеся проекты. В итоге Тихоокеанскому флоту пришлось самостоятельно следить за состоянием аварийных лодок и надеяться, что когда-нибудь у государства дойдут руки до ликвидации этой ядерной угрозы. А ведь помимо К-431 и К-314 в отстое находилось еще множество списанных атомных подлодок. В таком подвешенном состоянии ТОФ пробыл почти 15 лет, после чего ситуация начала понемногу проясняться. Сперва в середине двухтысячных всю флотскую инфраструктуру, связанную с ядерными технологиями, «забрали» у ВМФ и передали «Росатому». Немного позже, в 2008 году, Правительство России поручило Дальневосточному центру по обращению с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами «ДальРАО» создать в бухте Разбойник пункт изоляции аварийных АПЛ.

Понятно, что изолировать аварийную лодку, мягко говоря, непросто. Подводный корабль водоизмещением в несколько тысяч тонн нужно вытащить из воды и установить на прочном основании. К тому же все это придется делать в условиях высокого радиоактивного фона и с риском разрушения конструкции аварийной лодки. Последний факт, кстати говоря, послужил одной из причин ускорения работ в сфере утилизации поврежденных АПЛ. Находясь на воде, такая лодка в случае неблагоприятного развития ситуации представляет куда большую опасность, чем если бы она находилась в изолированном комплексе. С лодками К-431 и К-314 поступили по уже отработанной схеме: загерметизировали и доставили на судоремонтный завод «Звезда» (г. Большой Камень). Там из лодки сделали т.н. трехотсечный блок – от лодки оставили только реакторный отсек и два смежных с ним. Остальное со всеми мерами предосторожности утилизировали.

Новый объект для ядерной безопасности Тихоокеанского флота


Одновременно с разделкой аварийных лодок в бухте Разбойник началось строительство Пункта изоляции. Был вырублен участок скалы, на месте которого расчистили горизонтальную ровную площадку. Кроме того, на этой площадке вырыли котлован размером 250 на 60 метров и глубиной около пяти. Также был прорублен канал для связи с морем. В канале установили затвор. В июне прошлого года была достроена первая очередь Пункта изоляции – укрытие №1. Тогда же на объект доставили трехотсечный блок от «заказа 175». В ноябре была закончена вторая очередь (укрытие №2), а уже в середине текущего года Пункт изоляции будет введен в эксплуатацию. Вскоре после окончания строительства второго укрытия туда поместили трехотсечный блок «заказа 610». К лету этого года будет достроена площадка для одновременного хранения сотни одноотсечных блоков. Таким образом, на Пункт изоляции с судоремонтных заводов будут привозить трехотсечные блоки и устанавливать их в укрытия. Там от реакторных отсеков будут отрезать все лишнее, после чего они будут переноситься на площадку хранения. Примечательно, что дальневосточный Пункт изоляции может производить все необходимые работы от получения «трехотсечников» до хранения оставшихся реакторных отсеков. К примеру, на Северном флоте на Пункт изоляции привозят уже готовые одноотсечные блоки.

В настоящее время два блока с реакторными отсеками уже находится в разделке и еще полсотни находятся на плаву и ждут своей очереди. «ДальРАО», прогнозируя объем грядущих работ, уже сейчас утверждает, что в самом ближайшем времени нужно будет набрать еще две-две с половиной сотни работников различных специальностей. И такая работа может быть весьма привлекательной для потенциальных сотрудников: по утверждению руководства организации, средняя зарплата на предприятии в прошлом году достигла 35 тысяч рублей, немалой суммы по дальневосточным меркам. Но все же главное в работе Пункта изоляции – это то, что при работе на аварийных лодках ни один работник не получил дозы облучения, превышающей допустимую. Значит, на предприятии дело поставлено таким образом, что все правила безопасности соблюдаются, работники обращаются с атомом, что называется, на «вы» и у него нет повода «обижаться» на неправильное отношение.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Ty3uk 14 марта 2012 11:40
    Очень позитивно, спасибо за статью!
    Ty3uk
    1. Алексей67 14 марта 2012 12:31
      Передислоцировать эти подлодки в Черное море поближе к берегам Турции. Севастополь не трогать он НАШ. Часть можно в Тихий океан поближе к Японии. Претензий не должно быть "Она утонула" должно сработать. Выручили США, пусть "умываются"

      ЗЫ Как третью букву "П" в абревеатуре США на "А" переделывают... wassat
      Алексей67
  2. Волхов 14 марта 2012 12:25
    Особенность ожидаемой Пульсации 2013 г - временной скачёк примерно на 200 лет, который вызовет тепловые взрывы во всех концентрированных радиоактивных веществах и дезактивацию слабозагрязнённых.
    По уму надо бы убрать все сборки стержней, обогащённые материалы в шахты, или специально защитить, но это не делается, и вряд ли будет делаться, поэтому переработка части старых лодок - полумера, нашим потомкам достанется мир с дефицитом чистой воды.
    Волхов
  3. Аскет 14 марта 2012 12:35
    Работы по утилизации АПЛ проводятся по одной и той же семе


    1. Выгрузка топлива из реакторов ПЛА
    После вывода лодок из эксплуатации топливо из реакторов американских ПЛА, в отличие от российских, выгружается в течение года. Основные причины длительной задержки в выгрузке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из реакторов российских атомных подводных лодок хорошо известны. Одна из них переполненность ОЯТ на флотах. Заполнены почти все имеющиеся хранилища.
    2. Обращение с отработавшим ядерным топливом
    В отличие от России, выгруженное топливо ПЛА в США не перерабатывается. Оно хранится в специальных хранилищах департамента энергетики в штате Айдахо вместе с другими высокорадиоактивными отходами американской военной атомной программы.[5] Предполагается, что к середине XXI века будут разработаны технологии, которые позволят утилизировать эти радиоактивные отходы.
    3. Разделка ПЛА и обращение с реакторными отсеками
    После выгрузки ОЯТ и в США, и в России проводится дезактивация лодки, снимается подлежащее дальнейшему использованию или утилизации оборудование. Кроме этого, у подводных лодок стратегического назначения вырезаются ракетные отсеки в соответствии с положениями Договора о сокращении наступательных вооружений. В США процедуры по выгрузке ОЯТ и снятию оборудования производятся на пяти судоремонтных заводах, расположенных на западном побережье. После проведения этих работ большая часть ПЛА готовится к транспортировке и буксируется на судоверфь Пьюджет Саунд в Бремертоне, штат Вашингтон. Часть подводных лодок подготавливается к "мокрому" хранению. При этом после снятия оборудования проводится герметизация корпуса лодки, которая обеспечивает по меньшей мере 15-летнее хранение её на плаву.[6] В России, несмотря на то, что значительной части подводных лодок с выгруженным топливом до разделки предстоит храниться на плаву как минимум в течение 15-20 лет, большинство из них к длительному хранению не подготовлено. В результате приходится держать сокращенные экипажи на стоящих у причалов лодках и выполнять мероприятия по обеспечению их непотопляемости.
    В России до сих пор окончательно не определены пункты для долговременного контролируемого хранения реакторных отсеков. Как правило, вырезаются трёхотсечные блоки, каждый из которых состоит из реакторного и смежных отсеков. Эти блоки герметизируются и переправляются в пункты отстоя, где хранятся у причалов. Следует добавить, что существует также практика, когда на плаву хранятся одно-отсечные (реакторный отсек) с поплавками или много-отсечные (8-10 отсеков) герметичные блоки прочных корпусов ПЛА.
    4. Утилизация нерадиоактивного металла и оборудования.
    Характерно, что в США, даже после этапа вырезки реакторного отсека, разделка оставшегося металла не является прибыльной.[7] Как известно из средств массовой информации, в России в начале 1990-х годов предполагалось, что продаваемый после разделки металл и материалы по меньшей мере окупят расходы на его разделку, если не брать во внимание обращение с радиоактивным топливом и отходами. В доступной литературе отсутствуют сведения о том, в какой мере при разделке корпусов российских подводных лодок производится изоляция и утилизация нерадиоактивных вредных веществ.

    Полностью на http://armscontrol.ru/subs/disposal/rus/prom1210.htm
  4. БМВ 14 марта 2012 13:05
    Один только вопрос - почему резались только выводимые из эксплуатации лодки (к примеру теже "Акулы") а давно стоящие лодки (К-431 и К-314) так до сих пор и стоят не утилизированными. Или это был заказ США по уничтожению нашего флота.
    БМВ
    1. Ty3uk 14 марта 2012 15:15
      Утилизация "Акул" оплачивалась нашими "партнёрами", что тут не понятного?
      Ty3uk
    2. kustarodinochka 16 марта 2012 07:29
      США и платило за утилизацию флота.Пришел из похода атомоход,его сразу на утилизацию.Старые корабли как стояли так и будут стоять пока на их утилизацию денег не найдут.
      kustarodinochka
  5. JackTheRipper 14 марта 2012 21:01
    Жаль ПЛАРБы. Всегда считал и считаю, что производство ракет (в данном случае морского базирования) - "инвестиция в будущее". Пройдёт срок боевого дежурства ракеты и она отправит (теоретически способна, по крайне мере) на орбиту КА(спутник), тем более, что они сейчас резко "худеют" (идёт тенденция уменьшения веса спутников)
  6. kustarodinochka 16 марта 2012 07:35
    Кому то заказали поднять застарелую тему.Утилизация старых кораблей,в частности подводных.Видимо деньги появились.Создается виртуальное общественное мнение.Потом распилят ресурсы выделенные на утилизацию.
    Главный виновник сегодняшнего бардака Перестройка и другая лабуда лауреата какой-то там премии господина - товарища Горбачева.
    kustarodinochka
  7. pba 5 апреля 2012 22:58
    эт точно.властьпаразиты.
    pba
  8. Gonoriy 24 января 2015 14:16
    Ну наконец то дошли руки.как ни крути , а надо и о Земле подумать.Нам на ней еще жить.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня