Колеса бога войны

26


Колесные самоходные артиллерийские системы обеспечивают множество преимуществ рачительным армиям мира, способствуя, в том числе, и повышению их оперативной мобильности



Самоходная артиллерия обеспечивает значительные тактические преимущества в отличие от буксируемых пушек. Эти системы лучше приспособлены к действиям в одних боевых порядках с маневренными наземными силами, могут быть введены в бой быстрее, способны перевозить комплекты готовых боеприпасов, и, наконец, им проще избежать контрбатарейного огня.

Впрочем, большая часть самоходной артиллерии базируется на гусеничных шасси, имеющих свои недостатки, среди которых большая масса, повышенный уровень сложности обслуживания и более сложная логистика. Следовательно, преимущества буксируемой колесной артиллерии заключаются в ее относительно простой конструкции и, как следствие, в меньшем объеме обслуживания и лучшей оперативной и стратегической мобильности. Лучшая мобильность является результатом меньшей массы, что позволяет использовать менее развитую дорожную сеть, мосты меньшей грузоподъемности и осуществлять транспортировку самолетами и вертолетами. Концепция колесной самоходной артиллерии призвана исключить один или более недостатков гусеничных конструкций.

Первые колесные зенитные самоходные установки начали устанавливаться на грузовики в Первую мировую войну. Интересно что применение самоходной гаубичной артиллерии произошло во Вторую мировую войну, когда 75-мм гаубицы стали устанавливать на полугусеничные машины. Впоследствии пушки стали устанавливаться на модифицированные танковые шасси. Весь послевоенный период акцент делался на гусеничные платформы. Хотя для некоторых армий более привлекательной выглядела идея иметь самоходную пушку, которая была бы менее дорогой при покупке, в эксплуатации и обслуживании. Как результат, ряд армий и компаний начали пристальнее изучать возможности колесных решений.

Системы на автомобильном шасси

Первая колесная самоходная гаубица (СГ) была разработана в Южной Африке. G-6 Rhino, впервые развернутая в 1988 году, имела бронированное шестиколесное шасси с защитой экипажа от мин и взрывов, позволявшее проходить большие расстояния на скорости до 70 км/ч. 155-мм гаубица G-5 была разработана компанией Denel, а инновационное шасси компанией Land Systems OMC. Новая гаубица G-6/52 имеет максимальную дальнобойность 67 км, может вести огонь высокоточными снарядами Excalibur и отстреливать до шести снарядов в режиме MRSI («Шквал огня» - режим стрельбы, когда несколько снарядов, выпущенных из одного орудия под разными углами, одновременно достигают цели). СГ G-6 стоит на вооружении армий Омана, Южной Африки и ОАЭ.

Чешская артиллерийская система Dana (фото ниже) схожа по концепции с G-6 в том, что ее 152-мм гаубица, как и у большинства гусеничных самоходных платформ, установлена в башне. Впрочем, башня в этом случае установлена на шасси грузового автомобиля Tatra 813 8x8. Пушка с автоматом заряжания имеет скорострельность три выстрела в минуту. Перед стрельбой автоматически откидываются боковые упоры. В 1998 году был представлен вариант Dana с 155-мм пушкой, стреляющей боеприпасами стандарта НАТО, получивший обозначение М2000 Zuzana. Эти системы стоят на вооружении Кипра, Чешской республики, Грузии, Ливии, Польши и Словакии. Они принимали участие в российско-грузинском конфликте 2008 года, а также входили в состав польского контингента многонациональных сил в Афганистане.


Военный технический институт в Белграде спроектировал в 1984 году 152-мм гаубицу NORA B-52, рассчитывая на потребности своей армии и экспортный потенциал. Позднее институт выпустил ее модификацию с пушкой 155-мм с длиной ствола 52 калибра. Артиллерийская часть установлена на грузовой платформе FAP 8x8, в автомате заряжания размещается 36 выстрелов. Было разработано шесть вариантов, отличающихся кожухом орудия (полностью или частично закрытый ствол), элементами управления огнем и уровнями защиты. Доступны боеприпасы разных типов с дальностью от 32 до 56 км; максимальная дальность достигается снарядом ERFB RA/BB (extended range full bore/base bleed - снаряд повышенной дальности с донным выдуванием). Вторая модель массой 25 тонн хорошо подходит для районов с мостами и дорогами малой грузоподъемности. Она была заказана и развернута армиями Бангладеш, Кении, Мьянмы и Сербии.


Сербская 152-мм самоходная гаубица NORA B-52

Колеса бога войны

Шведская самоходная гаубица Archer от компании BAE Bofors

Платформа для самоходной гаубицы (СГ) Archer от компании BAE Bofors представляет собой адаптацию сочлененного тягача A30D (колесная формула 6x6) известной коммерческой машины Volvo. Тягач укомплектован экипажем, размещенным в бронированной кабине над передними колесами. 155-мм гаубица с длиной ствола 52 калибра с магазинным заряжанием размещается на задней платформе модуле. Н сегодняшний день эта гаубица, разработанная в рамках совместного шведско-норвежского проекта, стоит на вооружении только шведской армии. В состав комплекса входит транспортно-заряжающая машина также на базе шасси A30D. Гаубица может занять позицию, через 30 секунд открыть огонь и отстрелять 8-9 выстрелов в минуту по разным целям или по одной цели в режиме MRSI, при этом расчету нет необходимости выходить из кабины. При стрельбе обычными снарядами дальнобойность орудия составляет 30 км, а снарядом Excalibur - 60 км.


Транспортно-заряжающая машина, являющаяся компаньоном гаубицы Archer (совместный проект Швеции и Норвегии) позволяет осуществлять независимое развертывание системы

Быстрое развертывание

По словам руководителя проекта по СГ CAESAR в компании Nexter Бенджамина Готье, разработка была обусловлена «пониманием необходимости в самоходной артиллерийской системе, которая могла бы развертываться экспедиционными войсками по воздуху, включая широко распространенный военно-транспортный самолет С-130 Hercules». Поэтому максимальная масса системы не должна была превышать 18 тонн. В СГ CAESAR пушка 155 мм/52 калибров устанавливается на уникальной платформе в задней части тактического грузовика Renault Sherpa или Unimog.

Платформа 6x6 имеет встроенные опоры для стабилизации, которые управляются дистанционно. «Это в комбинации с инерциальным/GPS позиционированием, цифровой системой управления огнем и механизированным заряжанием позволяет системе остановиться, открыть огонь и сняться с позиции через 100 секунд, - пояснил Готье. - Подобное решение позволяет гарантировать то, что пушка и расчет не будут накрыты контрбатарейным огнем». Пушка имеет дальнобойность 42 км и скорострельность 4-6 выстрелов/мин.

СГ CAESAR успела повоевать в составе французских сил в Афганистане, Мали и иракском Мосуле, а также в таиландской армии в приграничных конфликтах с Камбоджой. Эта артиллерийская система заказана также Индонезией, Ливаном и Саудовской Аравией. В 2015 году компания Nexter показал вариант массой 30 тонн на шасси Tatra 8x8, который в 2017 году был выбран датской армией. Компания показал также эту систему, установленную на грузовой автомобиль Super Stallion 6x6 от Ashok Leyland с прицелом на потребности индийской армии.


Система Soltam ATMOS, добившаяся успеха на экспортном рынке, совсем недавно была выбрана Польшей

Подобный подход был использован при создании израильской компанией Soltam своей системы ATMOS 2000 (Autonomous Truck Mounted Howitzer System –автономная, установленная на грузовик гаубичная система). В зависимости от предпочтений заказчика орудийная система калибра 155 мм имеет длину ствола 39 или 52 калибра, а также гидравлический/гидропневматический механизм отката. Наведение пушки осуществляется при помощи гидравлики, а управление огнем полностью автоматизировано. Расчет гаубицы состоит из пяти человек, который способен выпустить 5 выстрелов/мин или очередь из трех снарядов за 15 секунд. После остановки гаубица готова к стрельбе через 90 секунд. Компания Soltam стремилась предоставить артиллерийскую систему, которая могла бы устанавливаться на любую платформу 6x6 по выбору оператора. Гаубица стоит на вооружении армий Азербайджана, Камеруна, Таиланда и Уганды.

Польская армия провела конкурс по колесной СГ, по результатам которого была выбрана система ATMOS. Планируется что производство гаубицы под обозначением Kryl, базирующейся на шасси грузового автомобиля Jelcz-663 6x6 начнется в 2017 году в Польше на заводе Huta Stalowa Wola. Общая потребность польской армии составляет 170 таких систем.


Опытный образец польской гаубицы Kryl, базирующейся на шасси грузового автомобиля Jelcz-663

Китайская корпорация Norinco также разработала пушку на шасси грузовика, которая, по всей видимости, предназначена для экспортного рынка. Гаубица под обозначением SH-1 представляет собой 155-мм орудие (калибр не используется китайской армией), установленное на шасси грузового автомобиля Wanshan WS5252 6x6. Ее бронированная кабина защищает от пуль и осколков. Гаубица SH-1, впервые представленная в 2007 году, была куплена Пакистаном и по некоторым сообщениям Мьянмой.



Китайская самоходная артиллерийская установка SH-1

Средние варианты

Хотя большая часть разработок колесных и гусеничных артиллерийских систем была сосредоточена вокруг более мощных и дальнобойных 152-мм и 155-мм пушек, всё же ряд инициатив был направлен на более легкие гаубичные системы. Американских 105-мм и в особенности советских 122-мм гаубиц за все годы производства было выпущено огромное количество, в буксируемых конфигурациях эти пушки широко развернуты по всему миру. Здесь напрашивается простое решение - взять это вооружение и установить его на грузовик. Оно позволит получить множество тактических преимуществ для большинства задач, в том числе лучшую мобильность и ускоренное развертывание без увеличения объема материально-технического снабжения и обслуживания. Впрочем, развертывание большей части этих гаубиц возможно лишь тяжелыми транспортными вертолетами.



Южнокорейская артиллерийская система EVO-105 от компании Samsung Techwin (видео с русскими субтитрами)

В 2011 году компания Samsung Techwin (в настоящее время Hanwha Techwin) показала свою СГ EVO-105, которая «получилась» в результате установки ствола, механизма отката и казенной части от буксируемой пушки М101 на пятитонный грузовик Kia KM500 6x6. Он сохранила дальнобойность 11,3 км и скорострельность 10 выстрелов/мин, но способна занять позицию и стрелять в четыре раза быстрее буксируемой пушки. Южнокорейская армия, заказавшая систему EVO-105, получит свои первые пушки в 2017 году. Потенциально может быть развернуто порядка 800 систем.

Иорданское предприятие King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB) разработало свою собственную самоходную артиллерийскую систему боевой массой 11,5 тонн, состоящую из 105-мм гаубицы М102 и войскового грузовика 4x4 (фото ниже). Электрогидравлическое наведение позволяет сократить расчет до трех человек (плюс водитель), тогда как боекомплект из 36 снарядов дает возможность вести кратковременный огонь со сменой огневой позиции.


Иорданская армия уже имеет на вооружении 18 мобильных артиллерийских систем разработки компании RDM Technology, представляющие собой 105-мм пушку М101 на вездеходном шасси DAF 4x4. Подобным же образом с пушкой М101 поступил вьетнамский департамент обороны в 2015 году. Скорее всего, эти орудия были взяты с буксируемых систем, ранее поставленных США южновьетнамской армии.

С целью повышения мобильности своей артиллерии кубинская армия берет свои старые пушки и силами местных предприятий устанавливает их на различные грузовики. Например, СГ Jupiter III представляет собой сочетание советской 122-мм гаубицы Д-30 с войсковым грузовиком КрАЗ-255Б 6x6. Гаубица с максимальной дальнобойностью 15 км перевозит полный комплект снарядов. Куба также имеет на вооружении системы Jupiter IV и Jupiter V. СГ Jupiter IV - это советская 122-мм пушка еще времен Второй мировой войны М1931/37 (А-19) на глубоко доработанном шасси КрАЗ 6x6. Jupiter V - это 130-мм полевая пушка на этом же шасси. Впервые эти системы были показаны в 2006 году и пока остаются на вооружении кубинцев.


Кубинская артиллерийская система Jupiter III

Китай также разработал устанавливаемые на грузовики гаубицы калибра 122 мм, впервые показанные на турецкой выставке IDEF 2007. Модель SH-2 была разработана корпорацией Norinco и использует 122-м российскую Д-30 или китайскую гаубицу PL96. Орудие монтируется на шасси 6x6 за бронированной кабиной. Расчет составляет 4-5 человек, а в боекомплект входит 24 готовых выстрела; система после завершения стрельбы может покинуть позицию через две минуты. SH-2 предлагается с новейшей технологией наведения, включая компьютеризированную СУО, навигацию и позиционирование по GPS, системы прицеливания и связи. Хотя нет свидетельств того, что SH-2 поступила на вооружение китайской армии, по крайней мере, по сообщениям, одна из африканских стран, Гана, приобрела эти гаубицы.


Китайская САУ SH-2 разработана корпорацией Norinco



Установив 155-мм гаубицу G-5 на крупное колесное минозащищенное шасси 6x6 производства ОМС Land Systems, компания Denel получила самоходную артиллерийскую установку G-6 Rhino

Вьетнамские и иорданские прототипы демонстрируют еще несколько преимуществ устанавливаемой на грузовик легкой гаубицы: она может быть разработана, изготовлена и обслужена за минимальную стоимость и для этого не требуется сложных производственных мощностей. В частности калибры 105 мм и 122 мм могли бы стать самоходной артиллерией для «бедняка». Однако, было бы ошибкой рассматривать подобное решение исключительно как средство избавления от устаревшего хлама, ведь оно также имеет уникальную тактическую и оперативную ценность.

Эта концепция способна удовлетворить потребности воздушно-десантных и доставляемых вертолетами специальных сил в средствах тактической мобильности на земле после доставки этих сил в район выброски или высадки. Легкие буксируемые гаубицы используют воздушно-десантные и воздушно-штурмовые подразделения, поскольку их проще перебросить по воздуху. Для доставки в заданный район они подвешиваются под вертолетами различных моделей или и сбрасываются с самолета на парашютах. Впрочем, после доставки на место огонь может вестись основном с позиции приземления или вблизи нее, по крайней мере, до тех пор, пока туда не будет доставлен буксир. Перемещение этих пушек весьма затруднительно и они очень уязвимы перед контрбатарейным огнем.

Компания AM General, разработчик легкого бронеавтомобиля HMMWV, разработала решение, в котором сочетается подвижность ее проверенной в самых жестких условиях машины HMMWV с огневой мощью американской же 105-мм гаубицы. Проект Hawkeye впервые был показан на выставке AUSA в октябре 2016 года. Система вооружения массой 1100 кг может перевозиться различными средними вертолетами или военно-транспортными самолетами.



105-мм легкая самоходная гаубица Hawkeye

Пушка может начать стрелять через минуту 47 секунд после занятия позиции. Это стало возможным за счет полностью автоматических опор, гибридного механизма отката, встроенной системы позиционирования и компьютерного управления огнем. Она может вращаться на все 360° и вести огонь всеми типами 105-мм снарядов, включая осколочно-фугасный, осветительный и дымовой.

Таким образом, система Hawkeye предлагает тактическую мобильность и оперативность, несравнимые с буксируемыми орудиями. Это очень важно на данный момент, поскольку ряд армий стремится к обеспечению своей легкой пехоты собственными легкими транспортными средствами. Развертывание Hawkeye позволило бы держать пушки в одних боевых порядках с моторизованной легкой пехотой и таким образом быстро прикрыть ее огнем непрямой наводкой.




155-мм гаубица CAESAR от компании Nexter успешно зарекомендовала себя во многих военных операциях французской армии, проводимых в Африке и на Ближнем Востоке

Двигаясь дальше

Очевидно, что мобильная артиллерия на колесных платформах принимает самые разные формы, от колесных замен тяжелых гусеничных СГ до систем, оптимизированных для экспедиционного развертывания, и просто более мобильных альтернатив буксируемым пушкам. В первой категории развитие технологий систем подвески позволило таким системам, как чешские Dana и Zuzana, предложить на большинстве типов местности мобильность, эквивалентную их гусеничным аналогам. Фактически это продемонстрировала южноафриканская СГ G-6 в реальных боевых операциях. Ее способность без чрезмерного износа (свойственного гусеничным платформам) по дорогам и бездорожью пройти 70-100 км является несомненным преимуществом.

Прогресс в навигации, управлении огнем, средствах связи и электронике, а также автоматизация наведения орудия и заряжания, выравнивают позиции колесных и гусеничных платформ касательно характеристик стрельбы. Например, время подготовки к стрельбе, точность и скорострельность колесной гаубицы Archer совпадают с соответствующими параметрами новой продвинутой гусеничной гаубицы PzH 2000 (фото ниже). Колесные варианты дают преимущества, заключающиеся в сокращенном обслуживании и уменьшенном износе по сравнению с гусеничными системами.


Преимущества колесной самоходной артиллерии особо проявляются при оперативном и стратегическом развертывании. Их проще транспортировать, особенно самолетами, они занимают меньше места по сравнению с буксируемыми пушками и их тягачами. Кроме того, они более маневренны, быстрее готовы к открытию огня и более живучи, поскольку снимаются с позиции гораздо быстрее. Озабоченности, связанные с отсутствием защиты экипажа в первых системах, снимаются за счет усиленного бронирования кабин, например, это было реализовано на платформе CAESAR датской армии. Ставка на цифровое управление огнем, механизированные наведение и обработку снарядов также позволяет сократить численность экипажа и выполнять огневые задачи меньшим количеством орудий. Все эти качества неоценимы при развертывании боевых сил.

Можно ли ожидать расцвета концепции колесных артиллерийских систем? Это сложно предсказать. Многие армии, включая американскую, имеют на вооружении большое количество гусеничных систем и для них модернизация может оказаться более экономичным решением по сравнению с заменой. Впрочем, для тех, кто развертывает самоходные системы вооружения с целью замены или дополнения буксируемых пушек, колесные или гусеничные гаубицы предлагают множество преимуществ, включая более низкие начальные и эксплуатационные затраты. В связи с этим на позиции буксируемых пушек могут все чаще вставать колесные самоходные артиллерийские системы.

Использованы материалы:
www.shephardmedia.com
www.rheinmetall.com
www.denel.co.za
www.baesystems.com
www.yugoimport.com
www.nexter-group.fr
pinterest.com
www.army-technology.com
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    28 августа 2017 06:57
    Интересная тема, жаль в РА нет САУ на колесном шасси и с автоматом заряжания.
    1. 0
      28 августа 2017 08:52
      Зато есть буксируемая артиллерия, которая при должной подготовке рассчетов и использовании в качестве буксировщика бронекапсульного "Урал-покемон" ничем колесным САУ не уступает.
      1. +5
        28 августа 2017 09:27
        Цитата: tchoni
        ничем колесным САУ не уступает.

        Я не был бы так категоричен...
        Даже если это максимально дешёвые колёсные САУ без АСУНО- пару циферок: скорость буксировки гаубицы 2А65 "Мста-Б" по бездорожью не более 15 км/ч. Время перевода из боевого в походное- 2 - 2.5 минуты.
        Так что уступают. Причём современным колёсным с АСУНО- значительно уступают.
        1. 0
          28 августа 2017 13:47
          Я не хочу с вами, как со знатным артиллеристом споиить но, мне пару раз доводилость наблюдать стрельбы Мсты-с. Так вот, там изготовка к стрельбе минут 7-10 занимала. Пока снаряды на грунт выгружались, пока к местности призывались и все такое.
          1. +2
            28 августа 2017 16:59
            Цитата: tchoni
            мне пару раз доводилость наблюдать стрельбы Мсты-с. Так вот, там изготовка к стрельбе минут 7-10 занимала. Пока снаряды на грунт выгружались, пока к местности призывались и все такое.

            Такое же время будет у максимально дешёвых колёсных САУ без АСУНО Типа иорданской или кубинской из статьи. У остальных время подготовки к ведению огня после занятия ОП- порядка 30 секунд.
      2. +1
        28 августа 2017 10:08
        При сегодняшней системе контрбатарейной борьбы собраться не успеешь, накроют ответным огнём элементов противодействия сейчас на любой выбор от баражирующих боеприпасов до Авиации
        1. 0
          28 августа 2017 13:49
          Если комплекс противобатарейной борьбы развернут, то время реакции может быть меньше минуты. От первых выстрелов. Никакая САУ вам не поможет. Ни в плане скорости, ни в плане брони.
          1. +1
            28 августа 2017 17:01
            Цитата: tchoni
            Если комплекс противобатарейной борьбы развернут, то время реакции может быть меньше минуты. От первых выстрелов.

            Прибавляете полётное время снарядов противника, и как раз получаете те самые "минутный огневой налёт и оставление ОП", о котором сейчас речь ведётся.
            1. +1
              28 августа 2017 22:44
              Снаряд 20 км секунд 40-50 летит,
              Цитата: Лопатов
              Прибавляете полётное время снарядов противника, и как раз получаете те самые "минутный огневой налёт и оставление ОП", о котором сейчас речь ведётся.

              Это в теории все получаетсЯ красиво. И то очень многое из области фантастики
              1. +2
                29 августа 2017 06:04
                Цитата: tchoni
                Снаряд 20 км секунд 40-50 летит,

                15 км- одну минуту. Гаубица Д-30
          2. 0
            28 августа 2017 17:43
            САУ прежде всего хороши временем свертывания, остальное второстепенно. Буксируемые орудия хороши для горной местности их можно на внешней подвеске вертолетов на позиции закидывать. Колесные САУ не заменяют гусеничные они их дополняют, они хороши для высокомобильных подразделений на европейском театре боевых действий, тк дорожная сеть на западе сильно развита ещё с 40х годов прошлого столетия, в Швеции например 98% дорог с твёрдым покрытием, там даже подъезды к полям заасфальтированы. Эти два процента без твёрдого покрытия за полярным кругом. Так что колесник нужны в дополнение к гусянкам.
    2. 0
      3 сентября 2017 07:16
      Pivot есть береговая арт система ещё советская, но почему то её забыли...
  2. +9
    28 августа 2017 09:10
    На самом деле всё не так просто...
    Говорящие о бОльшей оперативной мобильности колёсных систем обычно забывают, что машины едут в составе колонн. А скорость чисто колёсной колонны и смешанной колёсно-гусеничной одинаковы (напомню, чисто гусеничных пока ни у кого не существует).
    Просто существует проблема сохранности дорог общего пользования, которые будут использоваться для подвоза боеприпасов, топлива и прочих мат. средств. И потому перемещение колёсно-гусеничных подразделений при практически равной скорости связано с необходимостью бОльшей работы по организации колонных путей для переброски по ним "гусянки". Соответственно, если действительно появилась настоятельная необходимость быстрой переброски гусеничных САУ с одного участка фронта на другой, и времени на организацию двух маршрутов нет, то "гусянка" вполне может пройтись и по асфальту, это не так уж и страшно.
    При этом тактическая мобильность подразделений на гусеничных САУ однозначно выше. И чем сложнее местность, чем хуже погодные условия, тем разница эта больше.

    У "башенных" колёсных САУ особых преимуществ перед гусеничными нет. Разве что несколько меньшая цена. Но они значительно проигрывают в тактической мобильности. К тому же колёсное шасси будет явно хуже переносить выстрел мощного орудия, то есть некоторое преимущество в сроках тех. обслуживания тоже уменьшается, если СГ будут применяться в реальных боевых действиях, а не в учебных покатушках с парой-тройкой залпов, чтобы обозначить огонь артиллерии.

    "Автомобилизированные орудия"- колёсные "САУ" с открытым размещением орудия значительно дешевле и гусеничных САУ, и колёсных "башенных". Причём и в стоимости закупки образца вооружения, и в полной стоимости жизненного цикла. Так как базой обычно становятся шасси коммерческих грузовиков. Так же они выигрывают в аэромобильности. Однако и недостатков у них не меньше. Низкая тактическая мобильность, зависимость от дорог, проблемы с манёвром огнём- для смены сектора стрельбы необходим перевод из боевого в походное положение, перемещение и перевод из походного в боевое. Проблемы с защищённостью личного состава, так как подавляющее большинство из них не имеют систем автоматического заряжания, что связано скорее с экономией, чем с техническими сложностями.

    Буксируемая артиллерия. Лично я не стал бы сбрасывать её со счетов. Прежде всего потому что абсолютное большинство современных буксируемых гаубиц- самодвижущиеся. Потому они имеют практически тот же уровень тактической мобильности, что колёсные САУ с открытым размещением орудия. И практически такой же уровень защищённости расчёта. Аэромобильность у них выше, тут я с автором не соглашусь. Ведь кто сказал, что для их перемещения необходимы исключительно штатные тягачи? И вообще, современные буксируемые орудия- очень серьёзные штуки. С автоматизированным наведением и восстановлением наводки, с системами автоматического ввода поправок на отклонение начальной скорости снаряда, с возможностями такого же рассредоточенного боевого порядка, как у современных САУ, с системами механического заряжания снарядов и зарядов. Однако есть и недостатки. Скорость буксировки всегда ниже скорости перевозки. Потому, собственно, и приходится доблестным миномётчикам затягивать свои 120-мм миномёты в кузов транспортной машины.
  3. +1
    28 августа 2017 11:28
    Интересная техника,для локальных войн с быстрым передвижением и для горных серпантинных дорог подойдет.
  4. +1
    28 августа 2017 13:32
    Интересно соотношение стоимости самих гаубиц к подвижной базе.
  5. 0
    28 августа 2017 14:13
    А почему игнорируется наш "Берег"?
    https://topwar.ru/uploads/posts/2012-04/133341633
    9_5.jpg
    Почему не получается вставить картинку с этого же ресурса???? Ругается, что "небезопасно"??????
    1. +1
      28 августа 2017 17:03
      Цитата: Tektor
      А почему игнорируется наш "Берег"?

      Потому что это не полевая артиллерия. Насколько слышал, "Берег", несмотря на колёсную базу, намного дороже батареи гусеничных 2С19
      1. +1
        28 августа 2017 17:31
        Да на самом деле фиг его знает что и как. Берег хоть и старая система но по своим характеристикам зверь. У Берега в номенклатуре присутствует даже зенитный снаряд. Плюс скорострельность в 12 выстрелов в минуту и не просто востановив исходное положение свола а и скоректировав по новым координатам для поражения маневрируюшей цели.
        Для работы по земле часть возможностей Берега избыточна а а вот дальность мала и скорость развертываний и свертывания тож оставляют желать лучшего.
        1. +2
          28 августа 2017 17:49
          Цитата: garri-lin
          Плюс скорострельность в 12 выстрелов в минуту и не просто востановив исходное положение свола а и скоректировав по новым координатам для поражения маневрируюшей цели.

          Цена этой скорострельности- применение унитаров. Что делает её фактически бесполезной для полевой артиллерии.
          1. 0
            28 августа 2017 20:25
            Вы про картузное заряжение? Это да маневр огнем ограничивает. Берег узкий спецеалист с морскими корнями. Но можно помечтать как бы красиво смотрелась на этом шасси необитаемая башня с двухорудийной Коалицией .и чтоб скорострельность по 12-14 выстрелов на ствол.
            1. +1
              29 августа 2017 06:37
              Цитата: garri-lin
              Вы про картузное заряжение?

              У нас- раздельно-гильзовое для большинства орудий, модульное для "Коалиции"
              У них- раздельно-гильзовое на 105-мм, картузное, постепенно заменяемое модульным- на 155-мм
              Единственная САУ с унитарами, шведская Бэндкэнон 1А, на вооружении не долго простояла.

              Хотя имела рекордную для того времени скорострельность в 10 выстрелов в минуту. Правда и масса в 53 тонны для того времени тоже была рекордной.

              Цитата: garri-lin
              Это да маневр огнем ограничивает.

              "Манёвр траекториями"
              К примеру, даже если мы поражаем такую простую цель, как живая сила, расположенная открыто, можно выбрать или высокую скорость для стрельбы на рикошетах- (подрыв снаряда в воздухе и эффективен в плане поражения таких "мягких" целей, и на психику влияет), или низкую для того, чтобы угол падения был близок к 90 градусам, что тоже увеличивает осколочное действие.
              Ко всему прочему постоянная стрельба на максимальном заряде серьёзно "кушает" ресурс ствола.

              Цитата: garri-lin
              Но можно помечтать как бы красиво смотрелась на этом шасси необитаемая башня с двухорудийной Коалицией .и чтоб скорострельность по 12-14 выстрелов на ствол.

              Проще за те же деньги иметь две одноствольные "Коалиции". Которые вдвоём дадут ещё бОльшую скорострельность.
              Применение двух стволов на САУ не приводит к увеличению скорострельности в два раза.
              1. 0
                29 августа 2017 11:03
                Про маневр траэкторией спасибо. Про рикошеты не знал. Считал что чем ближе к 90% падение снаряда тем лучше.
                А по заряжению разве картузное и модульное не одно и тоже по своей сути?
                1. 0
                  29 августа 2017 12:27
                  Цитата: garri-lin
                  Про маневр траэкторией спасибо. Про рикошеты не знал. Считал что чем ближе к 90% падение снаряда тем лучше.

                  Там на деле всё весьма сложно.
                  Главный постулат- стрельба должна вестись на минимально возможном заряде. Дабы ствол не расстреливать.
                  Однако есть куча ситуаций, когда настильные траектории предпочтительней:
                  -- При стрельбе на рикошетах.
                  -- При стрельбе по целям, имеющим ярко выраженное вертикальное измерение. К примеру, строения.
                  -- При стрельбе по ДОТ
                  -- При стрельбе снарядами с дистанционными взрывателями и дистанционными трубками
                  Ну и так далее.

                  Цитата: garri-lin
                  А по заряжению разве картузное и модульное не одно и тоже по своей сути?

                  Модули это фактически картузы нового типа 8))) Специально предназначенные для автоматического заряжания зарядов ( с автоматическим заряжанием снарядов намного проще, оно давно уже применяется, в том числе и у нас на Мста-С)
  6. 0
    28 августа 2017 19:03
    Насчет маневренности сильно бы поспорил. Особенно в труднопроходимой местности. К тому же сложности многоосников уравнивают их с гусянкой. Кстати сравнивая по массе легкобронированные машины, в целом приблизительно близки и проблем перемещения по дорогам общего пользования гусениц с асфальтоходными башмаками нет.
  7. 0
    29 августа 2017 02:37
    Ну, конечно, 152 миллиметра - тяжеловато для автомобильного шасси, а вот 120 - 122 миллиметра - вполне приемлемо! Тут нет только дешевизна эксплуатации автомобильного шасси по сравнению со специализированным гусеничным. Главное - удобство передвижения, быстрота и оперативность развертывания, и что немаловажно - на марше автомобильная техника гораздо меньше привлекает внимание средств разведки, чем специализированная - гусеничная. Еде колонна "Уралов", а под брезентом - черт его знает, может - кухня полевая, а может - "Град" или "Саущка"... Утрирую, конечно, но...
  8. 0
    21 сентября 2017 17:33
    Цитата: tchoni
    Я не хочу с вами, как со знатным артиллеристом споиить но, мне пару раз доводилость наблюдать стрельбы Мсты-с. Так вот, там изготовка к стрельбе минут 7-10 занимала. Пока снаряды на грунт выгружались, пока к местности призывались и все такое.

    Тут ещё имеет значение, дальность и точность полёта снаряда , а так же время перезарядки.